Религия как массовидное психическое явление доклад

Обновлено: 14.05.2024

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.

Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях.

Своеобразие религии.

Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Во-первых, религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

3) дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности.

Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.

Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.

Особенности религиозного сознания:

1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.

Религиозная вера – это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.

Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):

1) глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.

2) верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.

3) колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.

Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.

Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:

1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;

2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.

Пророк в отличие от мистика все время с людьми;

3) священнослужитель – посредник между человеком и божеством.

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

5) монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

6) монах – отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

7) cвятой – личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;

8) теолог – тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.

Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.

Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания Философия и психология Уильяма Джеймса (1842-1910) вновь возрождается после периода относительного забвения. Совсем недавно его основные работы были переизданы и теоретические воззрения получили новую оценку. Его

54. Психология религии

54. Психология религии Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, функционирующая в форме верований и практических действий.Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.Характер – это

Лекция 16. Психологические особенности делового общения

Лекция 16. Психологические особенности делового общения Как уже подчеркивалось в предыдущей лекции, жесты, мимика, интонации – важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может

Лекция 24. Стресс и его особенности

Лекция 24. Стресс и его особенности Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода – холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ Кен Уилбер На протяжении нескольких последних десятилетий психологи, теологи и философы на Западе проявляют огромный интерес к универсальному учению о природе человека и реальности, лежащему в основе каждой значительной

Современная психология об устройстве сознания

74. Психология религии

74. Психология религии Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ Интенциональный акт – внутринаправлен-ность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным.Впервые понятие интенционального акта было

Глава 3.1. Психология религии

Глава 3.1. Психология религии Как известно, само понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть

4. Генетическая психология религии.

4. Генетическая психология религии. Два пути исследования, как известно, открыты психологии, как общей, так и отдельным ее отраслям, посвященным разработке особенно интересных проблем: она может попытаться дать простое, по возможности точное и беспристрастное описание

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания Уильям Джеймс считал, что психология одной стороной граничит с биологией, а другой — с метафизикой, проникая во все области человеческого существования. Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией, стал ее

Лекция I. Проблема языка и сознания

Лекция I. Проблема языка и сознания Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный

Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ

Религия рассматривается как массовидное явление психики по той причине, что она также формирует психологию масс людей и определяет их социальное поведение.

Единого определения религии нет, а ее психологическое понимание многозначно. У данного массовидного явления есть социальные и психологические корни, которые находятся в самой психологии людей. Они представляют собой следующее.

1. Потребность людей в познании себя и окружающего мира, в формировании мировоззрения или определенного взгляда на происхождение и устройство мира (в религиозных писаниях представлена сравнительно простая и доступная всем людям картина мира).

2. Стремление людей к единству, к установлению друг с другом нормальных взаимоотношений (эти отношения прописаны во многих религиозных учениях).

З. Желание людей вместе бороться против угрожающих им опасностей (в религиозных учениях предусмотрены для этого соответствующие культы и обряды, с помощью которых люди якобы в состоянии уберечь себя от опасностей).

4. Избавление людей от переживаний и тревог (совместные молитвы, исповеди, проповеди, обещания загробной жизни, как правило, успокаивают верующих).

5. Стремление навести порядок в обществе (в религиозных учениях содержатся четкие предписания относительно того, как следует организовать общественную жизнь).

Основные социально-психологические функции религии следующие.

• сплочение людей, при этом религия выполняет социально-образующую, или интегрирующую, функцию;

• облегчение страдания людей;

• удовлетворение потребности людей в общении, особенно одиноких;

• способствование нравственному самосовершенствованию человека (верующие люди ведут себя, как правило, более нравственно, чем неверующие);

• обеспечение значительной части людей, прежде всего тех, кому по разным причинам недоступна научная картина мира, простым и понятным взглядом на мир;

• содействие установлению социального равенства людей (во всех религиозных учениях утверждается, что перед Богом все равны).

Мотивы обращения к религии: желание получить простое и непротиворечивое представление о мире; ожидание счастливой загробной жизни; инте5рес к религиозному культу, к участию в религиозных обрядах; веру по традиции или на всякий случай.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.


Наука оценивает религиозную веру как состояние сознания, связанное с признанием существования Бога, убеждения в реальном существовании чего-либо сверхъестественного.

Психология религии и этнопсихология относятся к религиозной вере как к одному из важнейших свойств личности. Именно на основе такого подхода, учитывающего все особенности бытия, возникают плодотворные отношения между богословами и психологами, и устанавливаются правильные отношения между научной и религиозной мыслью (Н.Нейман). В такой оценке веры можно найти созвучие с учением христианских богословов, для которых личность человеческая имеет неповторимую вечную ценность. В научной области эта концепция еще не может считаться завершенной, поскольку только развивается, но имеет определенные перспективы в науке.

Вера – это базис для развития убеждений. Если нет веры, то нет и убеждений. Вера может касаться различных областей человеческой жизни: собственного самоощущения, религии, политики, социальных отношений, спорта и пр. Нет ничего более крепкого и хрупкого одновременно, чем вера. Основанные на твердой вере убеждения заставляют человека становиться их заложником, их слугой. Из-за таких убеждений человек идет на страдания, имея лишь одну цель: доказать свою правоту. И в то же время, малейшего действия, фразы, события может хватить для того, чтобы разрушить веру во что-то или кого-то, растворить привычные жизненные устои.

Возникает вопрос: а может ли вера заменить человеку знания? Л.Фейербах считал, что религиозная потребность свойственна самой природе человека. Она настолько глубока, что не может быть уничтожена увеличением человеческого знания о мире. Знания не заменяют религии, поскольку вера – дело не столько ума, сколько чувства.

Как уже указывалось, в своем первоначальном значении вера есть чувство особой личной заинтересованности в предмете веры. Если человек верит, то он относится к этому предмету чрезвычайно эмоционально. Вера погружена в глубину человеческой психики и сопровождается сильной чувственной окраской. В результате у человека появляется сильное неосознанное желание защитить свою позицию и доказать ее справедливость другим. Именно это и отличает веру от знания. Вера составляет часть процесса к получению цели, а целью является знание. Т. е. вера – это незавершенное знание (предзнание), поскольку знание уже само по себе вызывает внутреннее удовлетворение. А человек, обладающий верой по отношению к определенному предмету, всегда находится в поиске (научном, жизненном, духовном и пр.).

Вера способствует сохранению душевного и психического равновесия человека в тех случаях, когда у него нет возможности объяснить происходящее логически или логически вывести возможный результат какого-то события.

А что же может стать толчком к развитию религиозной веры? Если исходить только из рассуждений ученых-атеистов, то можно лишь указать на две привлекательные, на их взгляд, для человека стороны: потребительское стремление к помощи от сверхъестественных сил и желание объяснить для себя необычные явления окружающего мира. Такой подход видится несколько однобоким. Специалисты в области психологии религии считают, что человеку важнее сочувствие, понимание, духовное саморазвитие, доверительность (конфиденциальность) внутреннего диалога, уверенность в будущем, спокойствие. Таким образом, религиозная вера помогает человеку реализовать свои основные духовные и нравственные потребности.

Возникает законный вопрос: действительно, а зачем субъекту дана вера в объект, которого не существует? На простом примере это выглядит примерно так: есть первый телефонный абонент, есть телефонная связь, а второго абонента нет.

Результаты исследований некоторых видных отечественных и зарубежных ученых (Н.М.Бехтерева, М.Эмото, Э.Кугис, Н.Х.Валитов) корректируют наше представление о религиозной вере и дают основание к тому, чтобы перестать считать ее неким рудиментом в структуре психики человека. Указанные исследователи делают весьма и весьма осторожные выводы, свидетельствующие в пользу разумного зерна в вере человека в необъяснимое.

Хотелось бы отметить, что и ранее многие выдающиеся ученые считали своим долгом (в частном порядке, разумеется) признаться в своей религиозной вере (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Паскаль, Кеплер, Линней и т. д.).

Как уже говорилось, верующему человеку очень важна связь с божеством. В христианстве данная проблема решена универсально: Бог из внешне обезличенного существа перешел во вполне воспринимаемую человеческими органами чувств личность – Иисуса Христа. Оставим за рамками данной работы вопрос о справедливости такой позиции – это удел богословов. Но такое воплощение Бога решило для христиан вопрос о личности Бога, укрепило веру, дало надежду на присутствие высшей справедливости в этом мире и за его мыслимыми пределами.

У всех этнических групп религиозная вера обязательно выходит наружу и, становясь религией, преобразуется во внешние проявления (обряды, ритуалы, традиции и пр.). Здесь подобные внешние проявления религиозной веры выражают насущную потребность людей к этнической и религиозной самоидентификации, играя положительную роль. Тем не менее, богословы традиционных конфессий четко отделяют религиозную веру от обрядоверия (суеверия), строго осуждая последнее. Такой подход дает возможность человеку, не укрепившемуся в своей вере и узревшему какие-то кажущиеся или явные несоответствия, не свернуть с религиозного пути.

Религиозная вера – качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. С одной стороны оно содержит коммуникативный компонент, объединяя верующих людей с похожими религиозными взглядами. А с другой – противопоставляет приверженцев данного конкретного культа всему остальному миру.

Религиозная вера может играть как конструктивную роль по отношению к личности и психике человека, так и деструктивную. Это хорошо заметно при сопоставлении влияния традиционных конфессий с влиянием некоторых религиозных сект. За ушедшие столетия традиционные конфессии научились оберегать психику и внутренний мир человека, осуществляя свое влияние на умы людей с учетом вышеуказанных факторов окружающей среды. Многие же новые религиозные группы выстраивают свою работу с верующими в отрыве от имеющейся обстановки, входя в противоречие с системой ценностей конкретного человека и разрушая ее, ничего не давая взамен.

Вывод: вера может мотивировать поведение человека, вера знанием не является, но влияет на развитие человека, формируя духовные и нравственные установки его личности.

Задача же современной науки, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, сохранив объективность подходов, приступить к более серьезному изучению описываемых явлений и природы религиозной веры.

Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007;

Грановская Р.М. Психология веры. - СПб.: Речь, 2004;

Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. – СПб.: Речь, 2003;

Современный психологический словарь / под ред. Мещеряковой Б.Г., Зинченко В.П. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006;

Шапарь В.Б. Психология религиозных сект. – Мн.: Харвест, 2004;

Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия / сост. Сельченок К.В.. – Мн.: Харвест, 2004.

Религияв данном контексте рассматривается как массовидное явление психики по той причине, что она также формирует пси­хологию масс людей и определяет их социальное поведение.

Единого определения религии нет, а ее психологическое понима­ние многозначно. У данного массовидного явления есть социальные и психологические корни. Социальные корни религии связаны с воз­никновением и развитием человеческого общества. Психологические корни религии находятся в самой психологии людей. Они представ­ляют собой следующее.

1. Потребность людей в познании себя и окружающего мира, в форми­ровании мировоззрения или определенного взгляда на происхож­дение и устройство мира (в религиозных писаниях представлена сравнительно простая и доступная всем людям картина мира).

2. Стремление людей к единству, к установлению друг с другом нор­мальных взаимоотношений (эти отношения прописаны во многих религиозных учениях).

3. Желание людей вместе бороться против угрожающих им опаснос­тей (в религиозных учениях предусмотрены для этого соответству­ющие культы и обряды, с помощью которых люди якобы в состоя­нии уберечь себя от опасностей).

4. Избавление людей от переживаний и тревог (совместные молит­вы, исповеди, проповеди, обещания загробной жизни, как прави­ло, успокаивают верующих).

5. Стремление навести порядок в обществе (в религиозных учениях содержатся четкие предписания относительно того, как следует организовать общественную жизнь).

Исследователи религии с социально-психологической точки зрения обычно обсуждают ее функции и мотивы обращения людей к религии. В качестве основных социально-психологических функций религии называются следующие.

- сплочение людей, при этом религия выполняет социально-обра­зующую, или интегрирующую, функцию;

- облегчение страдания людей;

- удовлетворение потребности людей в общении, особенно одино­ких;

- способствование нравственному самосовершенствованию чело­века (верующие люди ведут себя, как правило, более нравствен­но, чем неверующие);

- обеспечение значительной части людей, прежде всего тех, кому по разным причинам недоступна научная картина мира, простым и понятным взглядом на мир;

- содействие установлению социального равенства людей (во всех религиозных учениях утверждается, что перед Богом все равны).

В качестве основных мотивов обращения людей к религии чаще все­го называют:

· желание получить простое и непротиворечивое представление о мире, его происхождении и устройстве;

· ожидание счастливой загробной жизни (многие современные ре­лигии обещают это тем, кто ведет праведный образ жизни);

· интерес к религиозному культу, к участию в религиозных обря­дах (они многим людям доставляют эстетическое наслаждение и душевное облегчение);

· убежденность в том, что вера (религия) укрепляет нравствен­ность (стремление к нравственному самосовершенствованию);

· веру по традиции или на всякий случай (многие люди обращаются к религии потому, что так поступают значимые для них люди; сами они особенно не верят в Бога, но и не убеждены в том, что его нет);

· меркантильные мотивы или мотивы личной выгоды. Они харак­терны для людей, которые на самом деле в Бога не верят, но стре­мятся извлечь какие-либо выгоды для себя из публичной демон­страции якобы существующей у них веры. Среди таких людей немало политиков, представителей культуры, коммерсантов, дру­гих известных публике личностей, которые представляют себя верующими сознательно, в целях саморекламы.

Контрольные вопросы

1. Какие социальные группы называют большими и чем они отли­чаются от других разновидностей?

2. Что понимается под массовидными явлениями психики?

3. Как определяются массовое сознание, массовое настроение и об­щественное мнение?

4. Что представляют собой массовые психические состояния?

5. Что называют массовыми коммуникациями и массовыми соци­альными установками?

6. Что такое мода как массовидное явление психики?

7. Что представляют собой слухи как массовидное психическое яв­ление?

8. Каковы социально-психологические особенности коммерческой и политической рекламы?

9. Какими социально-психологическими особенностями обладают слухи?

10. При каких условиях слух возникает и начинает распространяться?

11. В чем проявляется отрицательная социально-психологическая роль слухов?

12. Какие меры обычно предпринимаются для предупреждения воз­никновения и распространения слухов?

13. Каковы основные социально-психологические функции современ­ной моды?

14. Что такое паника, что обычно предшествует ее возникновению?

15. Какими могут быть основные причины паники?

16. Что представляют собой внешние и внутренние предпосылки па­ники?

17. По каким основаниям состояния паники делят на виды и в чем их отличия?

18. Каковы условия возникновения и усиления паники?

19. Что представляет собой реклама как массовидное явление пси­хики?

20. Каковы основные разновидности рекламы?

21. В чем заключается специфика моделей рекламы?

22. По каким мотивам люди обращаются к рекламе?

23. Каковы социально-психологические механизмы воздействия ре­кламы на людей?

24. Какова роль религии в современном обществе?

25. Что представляют собой мотивы обращения людей к религии?

26. Почему веру или религию также рассматривают как массовидное явление психики?

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 144 -180.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 433-475.

4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М., 1981.

5. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. – М., 1998. – С. 197-308.

6. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция: психология обмана, манипуляций, кодирования. – Казань, 1997. – С. 279-311.

7. Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. – СПб., 2001. – С. 590-596.

8. Трушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М., 1987.

10. Ляпина Т. В. Политическая реклама. – Киев, 2000.

11. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 310-354.

12. Московичи С. Век толп. – М., 1998. – С. 23-267.

13. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – М.-СПб., 2004.

14. Ольшанский Д. В. Психология масс. – СПб., 2001. – С. 51-89,237-329.

15. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. – СПб., 2004.

16. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. – М., 1998. – С. 13-119.

17. Состояние паники // Психология состояний. Хрестоматия. / Под ред. А. О. Прохорова – М.-СПб., 2004. – С. 439-449.

Читайте также: