Доклад на тему социально педагогическая помощь семье

Обновлено: 04.07.2024

соц. педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Соц. педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит соц.диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, родителей к детям. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

Одна из форм работы соц. педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому.Патронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Еще одна форма работы соц. педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) Работа соц. педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.




соц. педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Соц. педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит соц.диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, родителей к детям. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

Одна из форм работы соц. педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому.Патронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Еще одна форма работы соц. педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) Работа соц. педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.


Семья - главный фактор социализации человека. Именно в семье ребенок усваивает родной язык, культурные и социальные правила поведения и нормы, получает необходимую безопасность, внимание и контроль для нормального роста и развития.

Однако детско-родительские отношения в семьях редко бывают гармоничными. Ошибка родительского воспитания приводит к различным нарушениям процесса социализации, то есть ребенок, в основном подростковом возрасте начинает искать понимание, общение, возможность проявить себя, самореализоваться уже вне семьи и иногда в формах девиантного поведения.

Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей. Ранняя профилактика позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных факторах, обусловливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и, в свою очередь, предложить меры социально-педагогической и психосоциальной помощи семьи.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений - это часть решения проблемы.

Коррекционно-воспитательная деятельность социального педагога с семьей включает образовательную, психологическую, посредническую помощь.

Образовательная помощь направлена на предотвращение возникших семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании можно осуществлять в форме консультаций, а также созданием специальных воспитательных ситуаций для подростков в целях укрепления семьи и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Социальный педагог может использовать различные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение и пр. консультирование можно проводить в завуалированной форме, если семья не является инициатором взаимодействия. Конечной целью консультационной работы являются актуализация внутренних ресурсов семьи, повышение ее реабилитационной культуры и активности, корректировка отношения к ребенку.

Воспитательная функция семьи наиболее эффективна, где есть родительский долг, любовь и интерес. Если отсутствуют эти чувства или акцентируется на какой-то одной из чувств, то искажается воспитательный процесс.

Социальному педагогу при оказании социально - педагогической помощи семье необходимо проанализировать с родителями применяемые ими методы воспитания и определить наиболее адекватные. Метод повседневного общения, доверительного взаимодействия. Родителям надо показать приемы реализации метода: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика. Если у ребенка возникают какие-либо проблемы, родителям, рекомендуем использовать метод педагогического и психологического воздействия. Например, обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях.

Психологическая помощь направлена на создание в семье благоприятного микроклимата, коррекции межличностных отношений (психологическое насилие над ребенком). Социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом, психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет психические изменения каждого члена семьи, приводящие к конфликту.

Посредническая помощь направлена на содействии различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Эффективными формами социально-педагогической помощи является психологическая поддержка при кризисной ситуации в семье. Независимо от того, какие проблемы привели семью к кризису, задачей социального педагога является оказание непосредственной эмоциональной поддержки семье в целях смягчения воздействия стрессового события и мобилизации усилий семьи на преодоление кризиса. Помощь в данной ситуации должна быть комплексной: психолога, неформальной группы поддержки, специализированные учреждения и т.д. Задача социального педагога состоит в том, что помочь преодолеть первоначальную подавленность, растерянность, дальнейшее реабилитация, поиск адекватного способов социализации и достижения оптимального уровня адаптации в обществе.

Социально-педагогические проблемы можно решать совместными усилиями. Взаимодействие относится к краткосрочным стратегиям. Работа должна протекать в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в преодолении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие решению проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для самостоятельного разрешения последующих проблемных ситуаций.

При этом ведущим методом является заключение соглашения между социальным педагогом и семьей. При составлении соглашения роль семьи - определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности, роль социального педагога - определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и достижение целей. Соглашения имеют моральные обязательства, закрепление которых официальным документом повышает эффективность взаимодействия.

В условиях низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической помощью является патронаж. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности. Проводится с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями. Регулярный патронаж необходим в отношении неблагополучных, постоянное наблюдение дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Социальный кризис, который переживает сегодня Российская Федерация, особенно остро отразился на положении семьи как главного института социализации ребёнка. Многие семьи не имеют реальной возможности адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, а отсутствие деятельной комплексной государственной социальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, c пособствовало появлению семей социально риска.

Выделяют две категории семей социального риска:

Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребёнком-инвалидом, многодетная семья, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением её членов и т.д.).

Семьи, нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребёнка, семья с новорождённым, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Семьи социального риска

2 ученика-из одной полной многодетной семьи

Количество детей-инвалидов в школе-интернате

мальчиков -78 чел.- 61 %

девочек - 49 чел.- 39 %

Количество детей, состоящих на внутришкольном учёте

мальчиков – 7 чел.- 6 %

девочек - 2 чел.- 1 %

Количество несовершеннолетних, состоящих на учёте в ОДН

Количество родительских детей

мальчиков - 64 чел.- 61 %

девочек - 41 чел.- 39 %

Количество родителей, из них:

матерей-100 чел. – 65 %.

Количество родителей, отрицательно влияющих на детей, состоящих на учёте в ОДН

женщин - 4 чел. – 3 %

Количество неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте

Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

По структуре: полные семьи, неполные семьи.

По материальной обеспеченности семьи.

По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи.

По семейной ориентации.

Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи, семьи, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями – это традиционные объекты деятельности школьного социального педагога.

Виды возможной работы социального педагога с такими семьями:

- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений, проектирование возможной помощи;

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;

- помощь в получении различных видов материальной помощи;

- информационная и организационно-посредническая помощь;

- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;

- консультирование членов семьи, социально педагогическая поддержка.

Сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребёнок –это сверхтяжёлое испытание для родителей.

Семья, имеющая ребёнка-инвалида, нуждается в особой защите и помощи компетентных специалистов.

Социальный педагог обращает своё внимание на родителей. Им нужна помощь нисколько ни меньше, чем больному ребёнку.

При работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, школьный социальный педагог учитывает следующие моменты:

- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

- изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребёнка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;

- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанкциями и структурами;

- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной исполнительной власти;

- накопление информации, связанной с нуждами клиентов;

- проведение социальных опросов, диагностических обследований;

- подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями;

- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

- внесение предложений в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;

- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.

Работа социального педагога по основным направлениям деятельности.

Работа по оформлению юридического статуса ребёнка.

Получено 1 распоряжение о назначении попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приёмной семье от УМСРОиП Иркутской области по городу, составлен акт передачи несовершеннолетнего.

Получены отказы в решении вопроса о лишении родительских прав двух родителей от УМСРОиРП Иркутской области по городам и районам.

Проведена работа по оформлению опеки и попечительства или написать заявление о невозможности принятия ребёнка на воспитание в свою семью с 28 родственниками воспитанников, находящихся на полном государственном обеспечении.

Проведена работа по восстановлению родственных связей, в делах имеются сведения о братьях и сёстрах, ведётся переписка с родственниками.

Получено 6 актов обследования жилищно-бытовых условий семьи 6 учащихся.

Проведена работа с 14 опекунами и попечителями по вопросу определения социального статуса опекаемых детей, оформления пенсии, закрепления жилья, недостающих документов в личных делах опекаемых детей и других вопросов.

Переданы на временное воспитание на период летних каникул 2 воспитанника в семьи родственников, составлены акты приёма-передачи.

Работа по защите жилищных прав.

Работа с учреждениями.

Поставлены в объединённый военный комиссариат Иркутской области по г. Черемхово, г. Свирск и Черемховскому району на первоначальный воинский учёт граждане 1998 г.р.- 5 чел. Прошли призывную комиссию в возрасте 18 лет -5 чел.

- социальный паспорт школы;

- список не приступивших к занятиям;

-список, оставленных на второй год;

- список неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте.

4. Направлена информация в прокуратуру г. Черемхово по исполнению законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

6. Направлены ходатайства в УМСРОиП Иркутской области по городам и районам вернуть в школу для продолжения обучения, обследовать жилищно-бытовые условия семьи - на 10 учащихся.

7. Направлены ходатайства поставить на контроль на время летних каникул, обследовать жилищно-бытовые условия семьи в ОДН по месту жительства учащихся - на 6 чел.

Консультативное.

Проведены индивидуальные консультации родителей и обучающихся по возникшим проблемам.

Трудоустройство выпускников.

2. Направлена информация в министерство образования о количестве трудоустроенных выпускников из числа детей-инвалидов.

Поздравляю всех присутствующих с наступающим Новым годом!

От всего сердца хочу пожелать Вашим семьям здоровья, радости, свершения задуманных планов. Ведь семья это источник любви, заботы, защиты и ответственности для каждого человека. Желаю, чтобы Ваш дом всегда был согрет теплом сердец ваших родных и близких, чтобы в нём всегда звучал радостный голос ваших детей.

Гост

ГОСТ

Работа социального педагога с родителями

Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, членов которой связывают общий быт, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

В каждой семье выработана совокупность норм, санкций и поведенческих образцов, которыми регламентирован процесс взаимодействия супругов, родителей и детей, детей друг с другом.

Семейное воспитание – это относительно осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок.

Основные задачи работы социального педагога:

  • систематически разносторонне просвещать родителей в области педагогики, то есть, знакомить их с основами теоретических знаний, а также с практической работой с учащимися;
  • привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательной деятельности;
  • формировать у родителей потребность в самообразовании;
  • знакомить учителей-предметников с различными методами семейного воспитания, отбирать и обобщать наиболее удачный опыт.

Наиболее рациональными формами работы с родителями, сложившимися в практической деятельности, являются общие и классные родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции и конференции, посещение семей учащихся, оформление текстовых материалов, отличающихся формой и содержанием, фотомонтажи, выставки детских работ. Родители могут привлекаться к участию в организации учебно-воспитательной деятельности – руководству кружками, выступлениям перед детьми и родителями, подготовке и участию в проведении внеклассной и внешкольной деятельности, хозяйственной помощи и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Наладить с родителями доброжелательные контакты значительно легче, если социальный педагог будет выстраивать общение целенаправленно, с учетом ситуации, заранее продумает содержание беседы и ее ход, возможные варианты ее развития.

Преимущество индивидуальной работы в том, что находясь наедине с социальным педагогом, родители могут откровенно рассказать ему о своих отношениях внутри семьи, о которых не заговорили бы в присутствии посторонних людей. Индивидуальная беседа должна строиться вокруг основного правила – содержание ее должно остаться только между участниками беседы и не выходить за рамки кабинета.

Необходимо внимательно относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только при условии, что ее выполнение может навредить ребенку.

Работа с семьями из группы риска

Обязанности социального педагога включают необходимость посещать семьи с детьми, с девиантным поведением.

Первый визит в семью всегда ответственный момент, часто оказывающий воздействие на доверие к учителю со стороны родителей. Необходимо заранее подготовиться к этому, узнать состав семьи, материальное положение, выяснить место работы родителей, продумать возможные вопросы членов семьи и ответы на них.

Последующие посещения семьи планируются с учетом результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в классе, отношения родителей к своим обязанностям, их участие в школьной жизни.

Особенные затруднения представляют неблагополучные семьи, которые можно объединить в две группы:

  • семьи социального риска, в которых дети могут пребывать в социально опасном положении из-за неполноты принятия родителями мер по надлежащему их содержанию, обучению и воспитанию;
  • семьи, находящиеся в социально опасном положении – в которых родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и оказывают отрицательное влияние на их поведение, либо жестоко с ними обращаются.

Такие семьи берутся социальным педагогом на особый контроль. Он регулярно их посещает, целенаправленно проводит с родителями отдельные индивидуальные беседы.

На основании Регламента работы с неблагополучными семьями, направленным на предотвращение безнадзорности, социального сиротства, а также лишения родительских прав, в котором четко определено кто должен принимать участие в процессе выявления неблагополучных семей:

  • управление социальной защиты населения администрации города, управление образованием, управление здравоохранения, а также лечебно-профилактические учреждения при обращении граждан и после проведения определенных наблюдений;
  • участковые уполномоченные полиции, сотрудники отделений по делам несовершеннолетних УМВД также после обращений граждан или наблюдения;
  • подведомственные образовательные учреждения любого типа и вида – после проведенного наблюдения в процессе воспитательной работы с учениками и их родителями;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – в процессе рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетними.

Информация органом, который выявил неблагополучную семью, в течение 3х дней передается письменно с подписью руководителя в управление социальной защиты населения администрации города, а также в органы опеки и попечительства.

Управление социально защиты населения на основании полученной информации может:

  • поставить на учеб неблагополучные семьи;
  • сформировать городской банк неблагополучных семей;
  • подготовить комплексную программу индивидуально-профилактической работы с неблагополучными семьями, с задействованием всех субъектов системы профилактики.

Социально-неблагополучные семьи ставятся на учет также в тех органах и учреждениях муниципальной системы профилактики, которые должны быть привлечены к работе с ними.

По запросу управления социальной защиты населения, органы и учреждения системы профилактики в течение 10 дней должны предоставить подробную информацию о несовершеннолетних, членах неблагополучной семьи и акт ЖБУ.

Читайте также: