Доклад на тему социально педагогическая помощь семье
Обновлено: 04.07.2024
соц. педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Соц. педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит соц.диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, родителей к детям. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.
Одна из форм работы соц. педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому.Патронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Еще одна форма работы соц. педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) Работа соц. педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.
соц. педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Соц. педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит соц.диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, родителей к детям. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.
Одна из форм работы соц. педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому.Патронаж может проводиться со следующими целями: диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Еще одна форма работы соц. педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) Работа соц. педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.
Семья - главный фактор социализации человека. Именно в семье ребенок усваивает родной язык, культурные и социальные правила поведения и нормы, получает необходимую безопасность, внимание и контроль для нормального роста и развития.
Однако детско-родительские отношения в семьях редко бывают гармоничными. Ошибка родительского воспитания приводит к различным нарушениям процесса социализации, то есть ребенок, в основном подростковом возрасте начинает искать понимание, общение, возможность проявить себя, самореализоваться уже вне семьи и иногда в формах девиантного поведения.
Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей. Ранняя профилактика позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных факторах, обусловливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и, в свою очередь, предложить меры социально-педагогической и психосоциальной помощи семьи.
Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений - это часть решения проблемы.
Коррекционно-воспитательная деятельность социального педагога с семьей включает образовательную, психологическую, посредническую помощь.
Образовательная помощь направлена на предотвращение возникших семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании можно осуществлять в форме консультаций, а также созданием специальных воспитательных ситуаций для подростков в целях укрепления семьи и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Социальный педагог может использовать различные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение и пр. консультирование можно проводить в завуалированной форме, если семья не является инициатором взаимодействия. Конечной целью консультационной работы являются актуализация внутренних ресурсов семьи, повышение ее реабилитационной культуры и активности, корректировка отношения к ребенку.
Воспитательная функция семьи наиболее эффективна, где есть родительский долг, любовь и интерес. Если отсутствуют эти чувства или акцентируется на какой-то одной из чувств, то искажается воспитательный процесс.
Социальному педагогу при оказании социально - педагогической помощи семье необходимо проанализировать с родителями применяемые ими методы воспитания и определить наиболее адекватные. Метод повседневного общения, доверительного взаимодействия. Родителям надо показать приемы реализации метода: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика. Если у ребенка возникают какие-либо проблемы, родителям, рекомендуем использовать метод педагогического и психологического воздействия. Например, обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях.
Психологическая помощь направлена на создание в семье благоприятного микроклимата, коррекции межличностных отношений (психологическое насилие над ребенком). Социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом, психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет психические изменения каждого члена семьи, приводящие к конфликту.
Посредническая помощь направлена на содействии различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Эффективными формами социально-педагогической помощи является психологическая поддержка при кризисной ситуации в семье. Независимо от того, какие проблемы привели семью к кризису, задачей социального педагога является оказание непосредственной эмоциональной поддержки семье в целях смягчения воздействия стрессового события и мобилизации усилий семьи на преодоление кризиса. Помощь в данной ситуации должна быть комплексной: психолога, неформальной группы поддержки, специализированные учреждения и т.д. Задача социального педагога состоит в том, что помочь преодолеть первоначальную подавленность, растерянность, дальнейшее реабилитация, поиск адекватного способов социализации и достижения оптимального уровня адаптации в обществе.
Социально-педагогические проблемы можно решать совместными усилиями. Взаимодействие относится к краткосрочным стратегиям. Работа должна протекать в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в преодолении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие решению проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для самостоятельного разрешения последующих проблемных ситуаций.
При этом ведущим методом является заключение соглашения между социальным педагогом и семьей. При составлении соглашения роль семьи - определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности, роль социального педагога - определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и достижение целей. Соглашения имеют моральные обязательства, закрепление которых официальным документом повышает эффективность взаимодействия.
В условиях низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической помощью является патронаж. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности. Проводится с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями. Регулярный патронаж необходим в отношении неблагополучных, постоянное наблюдение дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Социальный кризис, который переживает сегодня Российская Федерация, особенно остро отразился на положении семьи как главного института социализации ребёнка. Многие семьи не имеют реальной возможности адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, а отсутствие деятельной комплексной государственной социальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, c пособствовало появлению семей социально риска.
Выделяют две категории семей социального риска:
Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребёнком-инвалидом, многодетная семья, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением её членов и т.д.).
Семьи, нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребёнка, семья с новорождённым, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Семьи социального риска
2 ученика-из одной полной многодетной семьи
Количество детей-инвалидов в школе-интернате
мальчиков -78 чел.- 61 %
девочек - 49 чел.- 39 %
Количество детей, состоящих на внутришкольном учёте
мальчиков – 7 чел.- 6 %
девочек - 2 чел.- 1 %
Количество несовершеннолетних, состоящих на учёте в ОДН
Количество родительских детей
мальчиков - 64 чел.- 61 %
девочек - 41 чел.- 39 %
Количество родителей, из них:
матерей-100 чел. – 65 %.
Количество родителей, отрицательно влияющих на детей, состоящих на учёте в ОДН
женщин - 4 чел. – 3 %
Количество неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.
По структуре: полные семьи, неполные семьи.
По материальной обеспеченности семьи.
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи.
По семейной ориентации.
Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи, семьи, имеющие ребёнка с ограниченными возможностями – это традиционные объекты деятельности школьного социального педагога.
Виды возможной работы социального педагога с такими семьями:
- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений, проектирование возможной помощи;
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;
- помощь в получении различных видов материальной помощи;
- информационная и организационно-посредническая помощь;
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
- консультирование членов семьи, социально педагогическая поддержка.
Сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребёнок –это сверхтяжёлое испытание для родителей.
Семья, имеющая ребёнка-инвалида, нуждается в особой защите и помощи компетентных специалистов.
Социальный педагог обращает своё внимание на родителей. Им нужна помощь нисколько ни меньше, чем больному ребёнку.
При работе с семьёй, имеющего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, школьный социальный педагог учитывает следующие моменты:
- обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
- изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребёнка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанкциями и структурами;
- представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной исполнительной власти;
- накопление информации, связанной с нуждами клиентов;
- проведение социальных опросов, диагностических обследований;
- подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями;
- информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
- внесение предложений в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
- ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.
Работа социального педагога по основным направлениям деятельности.
Работа по оформлению юридического статуса ребёнка.
Получено 1 распоряжение о назначении попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приёмной семье от УМСРОиП Иркутской области по городу, составлен акт передачи несовершеннолетнего.
Получены отказы в решении вопроса о лишении родительских прав двух родителей от УМСРОиРП Иркутской области по городам и районам.
Проведена работа по оформлению опеки и попечительства или написать заявление о невозможности принятия ребёнка на воспитание в свою семью с 28 родственниками воспитанников, находящихся на полном государственном обеспечении.
Проведена работа по восстановлению родственных связей, в делах имеются сведения о братьях и сёстрах, ведётся переписка с родственниками.
Получено 6 актов обследования жилищно-бытовых условий семьи 6 учащихся.
Проведена работа с 14 опекунами и попечителями по вопросу определения социального статуса опекаемых детей, оформления пенсии, закрепления жилья, недостающих документов в личных делах опекаемых детей и других вопросов.
Переданы на временное воспитание на период летних каникул 2 воспитанника в семьи родственников, составлены акты приёма-передачи.
Работа по защите жилищных прав.
Работа с учреждениями.
Поставлены в объединённый военный комиссариат Иркутской области по г. Черемхово, г. Свирск и Черемховскому району на первоначальный воинский учёт граждане 1998 г.р.- 5 чел. Прошли призывную комиссию в возрасте 18 лет -5 чел.
- социальный паспорт школы;
- список не приступивших к занятиям;
-список, оставленных на второй год;
- список неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте.
4. Направлена информация в прокуратуру г. Черемхово по исполнению законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
6. Направлены ходатайства в УМСРОиП Иркутской области по городам и районам вернуть в школу для продолжения обучения, обследовать жилищно-бытовые условия семьи - на 10 учащихся.
7. Направлены ходатайства поставить на контроль на время летних каникул, обследовать жилищно-бытовые условия семьи в ОДН по месту жительства учащихся - на 6 чел.
Консультативное.
Проведены индивидуальные консультации родителей и обучающихся по возникшим проблемам.
Трудоустройство выпускников.
2. Направлена информация в министерство образования о количестве трудоустроенных выпускников из числа детей-инвалидов.
Поздравляю всех присутствующих с наступающим Новым годом!
От всего сердца хочу пожелать Вашим семьям здоровья, радости, свершения задуманных планов. Ведь семья это источник любви, заботы, защиты и ответственности для каждого человека. Желаю, чтобы Ваш дом всегда был согрет теплом сердец ваших родных и близких, чтобы в нём всегда звучал радостный голос ваших детей.
ГОСТ
Работа социального педагога с родителями
Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, членов которой связывают общий быт, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
В каждой семье выработана совокупность норм, санкций и поведенческих образцов, которыми регламентирован процесс взаимодействия супругов, родителей и детей, детей друг с другом.
Семейное воспитание – это относительно осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок.
Основные задачи работы социального педагога:
- систематически разносторонне просвещать родителей в области педагогики, то есть, знакомить их с основами теоретических знаний, а также с практической работой с учащимися;
- привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательной деятельности;
- формировать у родителей потребность в самообразовании;
- знакомить учителей-предметников с различными методами семейного воспитания, отбирать и обобщать наиболее удачный опыт.
Наиболее рациональными формами работы с родителями, сложившимися в практической деятельности, являются общие и классные родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции и конференции, посещение семей учащихся, оформление текстовых материалов, отличающихся формой и содержанием, фотомонтажи, выставки детских работ. Родители могут привлекаться к участию в организации учебно-воспитательной деятельности – руководству кружками, выступлениям перед детьми и родителями, подготовке и участию в проведении внеклассной и внешкольной деятельности, хозяйственной помощи и пр.
Готовые работы на аналогичную тему
Наладить с родителями доброжелательные контакты значительно легче, если социальный педагог будет выстраивать общение целенаправленно, с учетом ситуации, заранее продумает содержание беседы и ее ход, возможные варианты ее развития.
Преимущество индивидуальной работы в том, что находясь наедине с социальным педагогом, родители могут откровенно рассказать ему о своих отношениях внутри семьи, о которых не заговорили бы в присутствии посторонних людей. Индивидуальная беседа должна строиться вокруг основного правила – содержание ее должно остаться только между участниками беседы и не выходить за рамки кабинета.
Необходимо внимательно относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только при условии, что ее выполнение может навредить ребенку.
Работа с семьями из группы риска
Обязанности социального педагога включают необходимость посещать семьи с детьми, с девиантным поведением.
Первый визит в семью всегда ответственный момент, часто оказывающий воздействие на доверие к учителю со стороны родителей. Необходимо заранее подготовиться к этому, узнать состав семьи, материальное положение, выяснить место работы родителей, продумать возможные вопросы членов семьи и ответы на них.
Последующие посещения семьи планируются с учетом результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в классе, отношения родителей к своим обязанностям, их участие в школьной жизни.
Особенные затруднения представляют неблагополучные семьи, которые можно объединить в две группы:
- семьи социального риска, в которых дети могут пребывать в социально опасном положении из-за неполноты принятия родителями мер по надлежащему их содержанию, обучению и воспитанию;
- семьи, находящиеся в социально опасном положении – в которых родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и оказывают отрицательное влияние на их поведение, либо жестоко с ними обращаются.
Такие семьи берутся социальным педагогом на особый контроль. Он регулярно их посещает, целенаправленно проводит с родителями отдельные индивидуальные беседы.
На основании Регламента работы с неблагополучными семьями, направленным на предотвращение безнадзорности, социального сиротства, а также лишения родительских прав, в котором четко определено кто должен принимать участие в процессе выявления неблагополучных семей:
- управление социальной защиты населения администрации города, управление образованием, управление здравоохранения, а также лечебно-профилактические учреждения при обращении граждан и после проведения определенных наблюдений;
- участковые уполномоченные полиции, сотрудники отделений по делам несовершеннолетних УМВД также после обращений граждан или наблюдения;
- подведомственные образовательные учреждения любого типа и вида – после проведенного наблюдения в процессе воспитательной работы с учениками и их родителями;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – в процессе рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетними.
Информация органом, который выявил неблагополучную семью, в течение 3х дней передается письменно с подписью руководителя в управление социальной защиты населения администрации города, а также в органы опеки и попечительства.
Управление социально защиты населения на основании полученной информации может:
- поставить на учеб неблагополучные семьи;
- сформировать городской банк неблагополучных семей;
- подготовить комплексную программу индивидуально-профилактической работы с неблагополучными семьями, с задействованием всех субъектов системы профилактики.
Социально-неблагополучные семьи ставятся на учет также в тех органах и учреждениях муниципальной системы профилактики, которые должны быть привлечены к работе с ними.
По запросу управления социальной защиты населения, органы и учреждения системы профилактики в течение 10 дней должны предоставить подробную информацию о несовершеннолетних, членах неблагополучной семьи и акт ЖБУ.
Читайте также: