Этнометодология в социологии доклад

Обновлено: 25.06.2024

Наряду с этим в качестве источника этнометодологии можно назвать работы Флориана Знанецкого и Талкотта Парсонса. Создатель этнометодологии Гарольд Гарфинкель (1917 г. р. ) после учебы в Гарварде большую часть профессиональной жизни вплоть до пенсии провел в Калифорнийском университете Лос-Анжелеса, где создал сильную и влиятельную научную школу. В 1967 г. он опубликовал программную работу, которая стала темой широких теоретических дебатов сначала в американской социологии, а затем и в мировой. Тридцатью пятью годами позже он подытожил достижения школы в книге под редакцией своей ученицы Анны Роулс.

В проведении такой конкретной, детальной, локализованной регистрации общественных фактов, которую требует этнометодология, фотография действительно может помочь. Представители этнометодологии оценили эти возможности, используя в своих исследованиях в основном видеотехнику. Однако познавательные возможности здесь гораздо шире, чем те, которые использовались до сих пор. В частности, выполненные специально или уже имеющиеся фотографии могут наглядно показать: (а) что делают люди в данных ситуациях, придавая им порядок и когерентность, т. е. какие предпринимают упорядочивающие и смыслообразую-щие практики; (b) в рамках каких общественных ситуаций они действуют; (с) какими указателями пользуются при взаимном согласовании смысла ситуации; (d) как выглядят разные общественные сцены в момент нарушения порядка: анархия на улице, паника в театре, парадоксальные контрасты и т. п.; (е) как происходит репродукция практик через поколения в обществе, что может быть замечено на серии снимков, сделанных в разное время и показывающих схожесть или идентичность типовых этнометодов. Фотографирование, равно как и интерпретация имеющихся фотографий, может дать богатую инспирацию в том оригинальном видении общества и социологического метода, которые предлагает этнометодология. А этнометодологии это может дать устойчивые реалистические, богатые подробностями и контекстом образы общественных ситуаций для дальнейшей тщательной интерпретации.

Гост

ГОСТ

Особенности этнометодологических исследований Гарфинкеля

Гарольд Гарфинкель являлся одним из ведущих американских исследователей начала 20 века. В разное время он был студентов А. Шюца и Т. Парсонса, поэтому их идеи и различные изыскания оказали на него большое влияние. Тем не менее, как ученый, он все же стремился к созданию собственных идей и разработок. Все это привело к тому, что постепенно этнометодология оформилась в качестве самостоятельного направления в социологической науке.

В результате изучения разработок Гарфинкеля, следует акцентировать внимание на том, что в центре его научных интересов находились эмпирические исследования, посвященные повседневному мира человека и его личности. Также он занимался анализом проблем порядка и общества не в теории, а применительно к действительности.

Таким образом, подтверждаются не только обоснования и выдвигаются гипотезы, а выделяется реальный результат действий, которые в дальнейшем можно проверить на практике снова и снова.

Гарфинкелем используется довольно интересный, так называемый документальный метод. Он предполагает наличие нескольких составляющих:

  1. Объект или явление – выступление, проявление эмоций одобрения или протеста;
  2. Документ, который помогает интерпретировать явление (выступление) в целом.

Еще одно понятие, которое Гарфинкель неоднократно применяет в своих работах – это фоновые ожидания. По сути, это фундаментальные структуры общественной жизни, которые существуют в латентных, скрытых формах. Благодаря тому, что люди проявляют свои фоновые ожидания, они являются активными субъектами социального взаимодействия. Это значит, что во взаимодействии они ждут ответной реакции на все, что делают или говорят, и благодаря этой ответной реакции могут достичь определенных результатов, целей, а также в целом трансформировать ту социальную реальность, которая их окружает, ведь к этому всегда стремятся люди в своем взаимодействии или в охватывающей их взаимной зависимости.

Готовые работы на аналогичную тему

Фоновые ожидания в методологии Гарфинкеля – это свойства, которые по сути составляют основу повседневной жизнедеятельности людей. Также это социально одобряемые установки, которые могут мотивировать человека осуществлять или не осуществлять какие-либо действия, которые могут повлиять не только на его собственную жизнь, но и на жизнь окружающих его людей. Следовательно, через социальные и фоновые ожидания в этнометодологии можно раскрыть механизмы активности людей в ходе тех действий, которые он предпринимает для конструирования собственной социальной реальности. Другое дело, что каждый человек уникален, у каждого свои ценностные и мировоззренческие установки, желания, цели, поэтому каждый может лишь опираясь на эти факторы действовать, оказывать влияние на окружающих, порой не ориентируясь на их собственные установки. В таком случае ситуация может быть близка к социальному конфликту, что негативно сказывается на прогрессивных процессах человечества.

Социологическая реальность Г. Гарфинкеля

Как мы отметили ранее, в центре всех научных разработок Г. Гарфинкеля лежат исследования этнометодологии. Благодаря этому направлению были проанализированы многочисленные практические методы, а также приемы, благодаря которым участники повседневных социокультурных взаимодействий согласовывают свои ожидания друг к другу. Ожидания могут быть двух типов:

Явные ожидания, как правило, направлены на то, чтобы осуществлять деятельность, которая будет особо значимой для окружающих. В основном, это деятельность, которая может так или иначе изменить судьбы людей, которые не находятся в непосредственном контакте друг с другом, но которые принадлежат к одному сообществу и, значит, могут влиять на него через выбранные ими пути и механизмы. Такие ожидания открыты, поскольку их скрытый характер привел бы к некоторым противоречиям в обществе.

Что касается скрытых фоновых ожиданий, то они не озвучиваются участниками социальных взаимодействий и процессов. При этом, эти ожидания просто приняты в качестве социальной номы – законы, правила поведения, этические нормы. Им придерживаются люди для того, чтобы не нарушать личное пространство друг друга, а также для того, чтобы не вступать друг с другом в открытые конфликты. Но дисфункции вполне возможны в том случае, если индивиды не придерживаются и не оправдывают скрытых ожиданий. В таком случае, может развиваться конфликтная ситуация, а ее результаты принесут разрушительные последствия прежде всего для участников социума.

Таким образом, Гарфинкель сделал большой вклад в развитие социологической науки. Он стремился доказать, что общественный порядок поддерживают вовсе не моральные принципы, а умение людей понимать друг друга, договариваться друг с другом. Избежать конфликт или непонимание можно лишь путем диалога, путем общения друг с другом, обсуждения наиболее значимых проблем. Только во всеобщем понимании люди находят пути для дальнейшего развития, избегают разрушение и конфликтов, которые могут сказаться как негативно, так и позитивно, но от предыдущего строя и социального порядка придется избавиться. Для Гарфинкеля не были интересы образцы поведения – он углублялся в специфические, уникальные черты, рассматривал процессы в их взаимосвязях и взаимодействиях, при этом не привязывая их к событиям, местам или времени возникновения того или иного процесса или явления. Он не делал рациональность единственным постулатом – он полагался на причинно-следственные связи.

Этнометодология - радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи социологии как научной дисциплины. С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ИСТУ.docx

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

Этнометодология - радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи социологии как научной дисциплины. С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки. С другой стороны, конституирующую роль для Э. выполнила не менее последовательная критика традиционной методологии, понимаемой как совокупность методов обнаружения неизменных свойств мира "фактов", а также ее гипостазировано рационалистических и априорных исходных допущений. Традиционной социологической методологии противопоставлялись подходы и способы работы "полевой" антропологии, предполагавшие непосредственное "включение" в жизнь исследуемых сообществ, которые затем в Э. универсализировались до общесоциальных методов исследовательской работы.

Принципиально уходя от вопросов субстанциональной природы общества и не приемля как доминантную проблему условий возникновения социального порядка, Э., вслед за феноменологической социологией, актуализирует в качестве темы первостепенного внимания социологии - мир повседневности, однако делает акцент на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным.

Реализация этой целевой дисциплинарной установки потребовала выдвижения Э. семи альтернативных классическим методологических предположений относительно природы социального мира. Исходное допущение - стремление людей во всех ситуациях взаимодействия достичь видимого согласия относительно "релевантных черт обстановки взаимодействия". Это согласие может базироваться на установках, верованиях, знаниях о природе ситуации взаимодействия. Оно предполагает различные практики межличностного взаимодействия и соответствующие им методы конструирования, поддержания и изменения кажущегося согласия, которые могут быть как эксплицитны, так и имплицитны. Эти практики и методы обеспечиваются восприятием того, что ситуации взаимодействия имеют упорядоченную структуру. Видимость согласия есть не только результат соглашения, но и выражение согласия каждого из участников с "правилами и процедурами" создания и разрушения этого согласия, т.е. видимое согласие предполагает "молчаливое" подразумевание ряда допускаемых всеми условий - правил взаимодействия-общения. Каждая ситуация уникальна в своем роде и предполагает собственное определение в согласии, которое не может быть некритически перенесено из какой-либо иной ситуации. Каждый раз создавая, вновь утверждая или изменяя правила для определения ситуации, втянутые в нее люди предлагают друг другу кажущийся упорядоченным и связанным мир "вне их", побуждающий их к определенным восприятиям и действиям. Таким образом, обнаруживается, что любая ситуация взаимодействия проблемна, что все "очевидности" являются результатом постоянных усилий людей по их поддержанию, т.е. по созданию общего смысла, что каждый раз реально люди имеют дело с переходящими друг в друга ситуациями, по поводу которых люди и могут "договориться".

Социокультурная реальность понимается в Э. как поток неповторимых ситуаций, схватываемых и конституируемых в человеческих практиках, прежде всего мыслительных и коммуникативных, редуцируемых в Э. в большинстве случаев к речевому повседневному общению. С точки зрения Э., речь должна идти не о различении конструктов первого и второго порядков, а о принципиальном единстве методов "профанов" и "спецов", задающимся общим пониманием пути, который необходимо пройти, чтобы, достигнув согласия, утвердиться в существовании "во вне" реальности. Разница лишь в том, что "спец" призван выполнить при этом особую миссию - эксплицировать имплицитно встроенные в интерпретационные взаимодействия людей общие правила-методы- схемы. Коммуникация, согласно Э., всегда содержит сверхвербальную информацию, т.к. она поддерживается неявным фоновым знанием, "по умолчанию" предполагает подразумеваемые смыслы, объединяющие участников взаимодействия. Задача социолога во многом и выполнима только за счет занятия рефлексивной позиции, позволяющей эксплицировать имплицитное, выявлять во взаимодействии когнитивные структуры, "переводить" "индексные суждения" в "объективные". Индексные суждения контекстуально и инструментально характеризуют уникальность "предметов", объективные - описывают их общие свойства, "снимая" с них ситуативные характеристики. При этом акцент в объективных суждениях делается не на их значениях, а на мере универсальности в их применении. По сути, вопрос ставится о том, как в ходе коммуникации мы способны представить значения своих индексных суждений в терминах объективных признаков, приписываемых реальности "вне нас", ведь социальный порядок поддерживается нашей способностью убедить друг друга в его существовании, нашим общим "видением". Несомненным приоритетом обладает, следовательно, "практический разум". Социологам самим приходится решать эту же практическую задачу на "своем уровне" - как найти способы описания событий, приемлемые для сообщества ученых, работающих независимо друг от друга. В конкретных этнометодологических исследованиях было, в частности, показано, что содержание решения существует ранее, чем решение принимается. Объективные суждения суть лишь инструмент и метод преодоления уникальности конкретных ситуаций, приписывания им наших значений и смыслов, т.е. унификации и типизации ситуаций и объективизации своих описаний в качестве квазикатегорий. Таким образом, научное знание есть "инобытие" тематизированного и проясненного повседневного опыта, объективация и онтологизация индексных суждений, выявление имманентной радикальности обыденной жизни. Таким образом, Э. окончательно выявила возможности иного способа "социологизирования", постулированного в понимающей социологии и разработанного в феноменологической социологии и социологии знания, как альтернативы классической социологии.

Драматургическая социология И. Гофмана

Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса

Структуралистский конструктивизм

В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.

Социальное пространство – это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.

Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.

Файлы: 1 файл

Этнометодология.doc

Такое поведение разрушает привычную ситуацию, выявляет особенности поведения, которое будучи повседневным и привычным, далеко не всегда осознается, будучи своеобразным фоном, на котором разворачиваются наши взаимодействия. Совокупность привычных, не всегда осознаваемых способов (методов) поведения, взаимодействия, восприятия, описания ситуаций называется фоновыми практиками. Изучение фоновых практик и составляющих их методов, а также объяснение того, каким образом на основе этих практик возникают представления об объективных социальных институтах, иерархиях власти и других структурах – основная задача этнометодологии.

Сами по себе человеческие взаимодействия и образующаяся в их результате социальная реальность могут быть не только субъективными, но и иррациональными. Однако применяемые людьми методы их интерпретации, язык описания таковы, что свойства объективности и рациональности неизбежно привносятся в них. Участвуя во взаимодействии,
индивид неизбежно анализирует все происходящее и выражает результаты своего анализа в общепонятных терминах. Принимаемые нами в качестве объективных черты социальной реальности объективны лишь потому, что мы выражаем их в терминах их общих свойств. Эти общие свойства не обязательно присущи самим объектам, но приписываются им в ходе их описания. Вербальное выражение придает описываемому опыту рациональный, связный и систематический характер, делает его осмысленным и рациональным. Социальный порядок поэтому возникает лишь ситуативно, как результат описанных элементарных взаимодействий.

Такое поведение разрушает привычную ситуацию, выявляет особенности поведения, которое будучи повседневным и привычным, далеко не всегда осознается, будучи своеобразным фоном, на котором разворачиваются наши взаимодействия. Совокупность привычных, не всегда осознаваемых способов (методов) поведения, взаимодействия, восприятия, описания ситуаций называется фоновыми практиками. Изучение фоновых практик и составляющих их методов, а также объяснение того, каким образом на основе этих практик возникают представления об объективных социальных институтах, иерархиях власти и других структурах – основная задача этнометодологии.

Сами по себе человеческие взаимодействия и образующаяся в их результате социальная реальность могут быть не только субъективными, но и иррациональными. Однако применяемые людьми методы их интерпретации, язык описания таковы, что свойства объективности и рациональности неизбежно привносятся в них. Участвуя во взаимодействии,
индивид неизбежно анализирует все происходящее и выражает результаты своего анализа в общепонятных терминах. Принимаемые нами в качестве объективных черты социальной реальности объективны лишь потому, что мы выражаем их в терминах их общих свойств. Эти общие свойства не обязательно присущи самим объектам, но приписываются им в ходе их описания. Вербальное выражение придает описываемому опыту рациональный, связный и систематический характер, делает его осмысленным и рациональным. Социальный порядок поэтому возникает лишь ситуативно, как результат описанных элементарных взаимодействий.

Этнометодология представляет собой такую разновидность понимающей социологии, которая сосредоточила свое внимание не на философских вопросах бытия и познания, как это делала феноменологическая социология, а на вполне конкретных данных этнографии и социальной антропологии, но также препарированных под своеобразным философским ракурсом. Этнометодология одновременно и теория, и практическое исследование процедур обыденного действия людей. Она ставит задачу не только вычленить понятия, используемые в речи, но и выявить интерпретативные процедуры, в результате которых мы понимаем, кто таков говорящий, в чем состоит ситуация, каково положение дел, каковы наши намерения и намерения наших собеседников. Этнометодологическое исследование - выяснение того, как собеседники строят смысл совместными усилиями: как они взаимодействуют и как реципиент реконструирует смысл, который автор речи стремился передать.

В 1960-х гг. группа социологов, называвшихся этнометодологами (возглавлял их Гарольд Гарфинкель), попыталась выработать методы для выяснения того, какие правила используют люди при осмыслении поведения других людей и для того, чтобы сделать свое собственное поведение понятным другим. Понятие здесь использовалось иначе, чем в генеративной теории того времени. Речь шла не о том, что регулирует социальные действия, а о правилах, используемых для установления того, каково значение действий в конкретной ситуации. Такое правило составляет социальное действие как таковое.

Читайте также: