Ранний детский аутизм доклад и презентация

Обновлено: 12.06.2024

2 Ранний детский аутизм (синдром Лео Каннера) – Ранний детский аутизм (синдром Лео Каннера) – особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально- поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально- поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

3 Особенности детей с РДА: стереотипное поведение; стереотипное поведение; чрезмерная психомоторная возбудимость; чрезмерная психомоторная возбудимость; трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром; трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром; трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других; трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других; стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются; стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;

4 задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм); задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм); Мутизм - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Мутизм - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.

7 Классификация аутистических расстройств Детский аутизм; Детский аутизм; Атипичный аутизм; Атипичный аутизм; Синдром Ретта; Синдром Ретта; Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями; Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями; Синдром Аспергера. Синдром Аспергера.

8 Классификация РДА по степени тяжести: 1) полная отрешенность от происходящего вокруг - дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные потребности голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов; 1) полная отрешенность от происходящего вокруг - дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные потребности голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов;

9 2) активное отвержение окр. среды - дети общаются с ограниченным кругом людей (родители), проявляют повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно. 2) активное отвержение окр. среды - дети общаются с ограниченным кругом людей (родители), проявляют повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно.

10 Бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии (активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах). Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы. Бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии (активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах). Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети предыдущей группы.

11 3) захваченность аутистическими интересами - дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер: ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер; 3) захваченность аутистическими интересами - дети стараются укрыться от окр. мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер: ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер;

12 4) чрезвычайная трудность во взаимодействии с окр. средой - наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта - повышенная ранимость, уязвимость. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду; чувствительность к чужой оценке. 4) чрезвычайная трудность во взаимодействии с окр. средой - наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта - повышенная ранимость, уязвимость. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду; чувствительность к чужой оценке.

13 Терапия и обучение детей с РДА: Основные цели терапии снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии; она подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи; это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Основные цели терапии снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии; она подбирается индивидуально. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи; это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия.

14 Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов.

16 Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово - искаженное "мама". В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово - искаженное "мама". В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. У аутистов свои таланты…

17 Главный шедевр Пуллена - модель корабля "Грейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов. В центре мастерской аутиста находился большой манекен; иногда мастер сидел внутри, управляя им. Главный шедевр Пуллена - модель корабля "Грейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов. В центре мастерской аутиста находился большой манекен; иногда мастер сидел внутри, управляя им.

18 Ким Пик - уже в 3 года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами. Ким Пик - уже в 3 года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами.

В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.

Понятие аутизма

Аутизм (также известный как инфантильный аутизм, детский аутизм, ранний инфантильный/детский аутизм синдром Каннера или аутизм Каннера — аутистическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины развития аутизма

• органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);

• гормональные сбои, нарушение обмена веществ;

• воздействие вирусных и бактериальных инфекций;

• ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);

• чрезмерное употребление антибиотиков;

• химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Также выделяют и множество других причин возникновения аутизма: пожилой возраст отца; страна, в которой родился малыш; маленький вес при рождении; недостаток кислорода во время родов (асфиксия); недоношенность; считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания; перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма; курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее.

Характеристика проявления аутизма

Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу.

Аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления (Никольская).

В первый год жизни: в период ползания опираются на предплечья, при этом выставляя таз вверх; движения плохо скоординированы, и они склонны падать на правую сторону при ползании.

В период начала ходьбы: опираются на пальцы ног, руки держат внизу, и из-за плохого равновесия, опять-таки склонны падать на правую сторону.

Позднее исчезновение младенческих рефлексов, и позднее развитие других рефлексов.

Стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия; нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

В то же время - это прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец, просто серьезное, умное выражение лица.

Подходы к проблеме обучения детей с аутизмом

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно - несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя". Среди характерных патологических форм речи прежде всего обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, часто скандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей, например, слов мама, папа или остальные предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т. п.

Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, воспитателей, музыкального работника

Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводились дыхательные, голосовые упражнения. Важной остаётся задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, "проигрывания", драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Заключение

"Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам"

И. Б. Карвасарская

Литература

1) Лебединская К. С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М. : НИИ дефектологии РАО, 1992.

2) Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995.- № 1,2.

3) Ремшмидт Х. Аутизм. Клиническое проявление, причины и лечения. - М. : Медицина, 2003.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития.

Причины наследственная предрасположенность; генные модификации; органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга); гормональные сбои; нарушение обмена веществ; воздействие вирусных и бактериальных инфекций;

  • наследственная предрасположенность;
  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои;
  • нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;

Причины ртутное отравление (неудачная вакцинация ребёнка); чрезмерное употребление антибиотиков; химическое воздействие на организм матери в период беременности; особенности окружения и отношения к малышу; влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций).

  • ртутное отравление (неудачная вакцинация ребёнка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности;
  • особенности окружения и отношения к малышу;
  • влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций).

Эйген Блейлер

История Американский детский психиатр Лео Каннер первым описал синдром раннего детского аутизма в 1943 году. Автор наблюдал 11 детей, у которых в течение первых лет жизни отмечалась замкнутость, отгороженность от окружающего мира. Эти дети не воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли внимания к социальной стороне жизни Лео Каннер

Американский детский психиатр Лео Каннер первым описал синдром раннего детского аутизма в 1943 году. Автор наблюдал 11 детей, у которых в течение первых лет жизни отмечалась замкнутость, отгороженность от окружающего мира. Эти дети не воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли внимания к социальной стороне жизни

Лео Каннер

Симптомы Нарушение речи; Отсутствие эмоционального контакта с людьми; Проблемы в социализации; Приступы агрессии; Слабый интерес к игрушкам; Стереотипность поведения, боязнь перемен;

  • Нарушение речи;
  • Отсутствие эмоционального контакта с людьми;
  • Проблемы в социализации;
  • Приступы агрессии;
  • Слабый интерес к игрушкам;
  • Стереотипность поведения, боязнь перемен;

Симптомы Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие; Судороги; Ослабленный иммунитет; Синдром раздраженного кишечника; Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ; Нарушение функций поджелудочной железы.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие;
  • Судороги;
  • Ослабленный иммунитет;
  • Синдром раздраженного кишечника;
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ;
  • Нарушение функций поджелудочной железы.


Виды СИНДРОМОМ КАННЕРА. Признаки синдрома Каннера — это обязательная триада: эмоциональная бедность; нарушение социализации; стереотипные движения.

СИНДРОМОМ КАННЕРА. Признаки синдрома Каннера — это обязательная триада:

Виды СИНДРОМ (болезнь) РЕТТА — это заболевание, сходное по проявлениям с аутизмом, поэтому причисляемое рядом ученых к группе аутистических расстройств. Его отличительной особенностью является резкая утрата навыков, обратное нервно-психическое развитие, сопровождающееся формированием двигательных нарушений, развитием деформаций костно-мышечной системы.

СИНДРОМ (болезнь) РЕТТА — это заболевание, сходное по проявлениям с аутизмом, поэтому причисляемое рядом ученых к группе аутистических расстройств. Его отличительной особенностью является резкая утрата навыков, обратное нервно-психическое развитие, сопровождающееся формированием двигательных нарушений, развитием деформаций костно-мышечной системы.

Презентация на тему

Презентация на тему "Ранний детский аутизм"

Презентация на тему

Презентация на тему "Ранний детский аутизм"

Презентация на тему

КЛАССИФИКАЦИЯ АУТИЗМА (НИКОЛЬСКАЯ О.С.)  Первая форма – полная отрешенность от происходящего;  Вторая форма – активное отвержение;  Третья форма – захваченность аутистическими интересами;  Четвертая форма – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Презентация на тему "Ранний детский аутизм"

Презентация на тему

ПЕРВАЯ ФОРМА РДА  Отсутствие речи  Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения  Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что­то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия.  Аутизм таких детей максимально глубок, он от отрешенность полная проявляется происходящего вокруг. как

Презентация на тему "Ранний детский аутизм"

Презентация на тему

ВТОРАЯ ФОРМА РДА  Дети второй группы более активны  Чуть менее ранимы в контактах со средой  Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована напряжено, искажено гримасой  Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах  Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы; пересекают пространство комнаты согнувшись, перебежками, как будто это опасное место  Обучать проще действуя их же руками, задавая извне готовые инструкции

Презентация на тему "Ранний детский аутизм"

Презентация на тему

ТРЕТЬЯ ФОРМА РДА  Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям: лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла  Такие дети выглядят уже не отрешенными, а своими интересами, скорее собственными проявляющимися в стереотипной форме сверхзахваченными стойкими  Проявляет экстремальную конфликтность  Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи ( многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника

Презентация на тему "Ранний детский аутизм"

Презентация на тему

ЧЕТВЕРТАЯ ФОРМА РДА  Наиболее легкий вариант аутизма  На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах  Неразвитость аграмматичность речи самих форм общения,  Трудности сосредоточения и организации ребенка  Педантизм, повышенное пристрастие к порядку  Задержка психического развития в целом  Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека

Читайте также: