Древние немецкие письменные памятники доклад

Обновлено: 04.07.2024

Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии, нижней Эльбы и юге Скандинавии. С ранними германцами ассоциируется ясторфская культура, возникшая в VI в. до н. э. Она имеет большое значение в истории германцев, так как через стадии рипдорф и зеедорф эту культуру возможно проследить до первых веков нашей эры.

Регионом, где наблюдается единство топонимов, принадлежащих только к германскому язык, представляется юг Скандинавии, родина германских языков располагалась именно там. Германские племена составили основу в формировании( этногенезе) ряда современных западно-европейских народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и некоторых других, германские языки стали языками многих народов Европы. Немецкий язык развивался из германских языков.

Древним искусством мастеров и скальдов было искусство слова, искусство поэзии. Поэзия — искусство мифологическое, оно заставляет весь мир, включая неживую природу, светила и стихии, сопереживать чувствам человека. Древняя мифология описывала весь мир, от его начала до конца света, как мир, созданный и населенный существами — богами и духами, подобными человеку, и способными, поэтому сопереживать, или вредить ему. Граница в ряде моментов между мифом и эпосом исчезает полностью. Поэзия, выросшая из мифологии, становилась памятником языческого мифа.

Источниками изучения культуры германцев являются главным образом античные авторы, археологические, а также письменные памятники раннего средневековья: варварские правды, эпос и др., в которых отражены пережитки духовной жизни предшествующего периода. Варварские правды являются бесценными источниками по истории раннего Средневековья. Они содержат разнообразные сведения — о социальной структуре, королевской власти, организации управления, правосознании, хозяйстве, Церкви и т. д. . Правовая традиция, которой пользовались на судебных собраниях, по-видимому, фиксировалась в стихотворной форме.

В соответствии со сдвигами в социальных отношениях, связанными с процессом разложения родового строя, и воздействием античной цивилизации духовная культура германцев в 4-5 вв. претерпевает изменения. Они выражаются в распространении христианства, появлении собственной письменности.

О силе письма ни один народ не думал больше и не ставил ее выше, чем германцы -
К. Малленхоф

Определенные зачатки письменности древним германцам были известны, но письменной культуры они не оставили. Руническое письмо является древнейшим видом германской письменности, оно появилось у германцев вначале первого века нашей эры, и было доступно сначала только жрецам. Руны — это совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов. В германской мифологии руны имели сверхъестественное и священное происхождение, служили для гаданий и заклинаний, позволяли общаться с богами, просить об исцелении, покровительстве, даровании удачи в бою или в любви. Но в III – IV вв. получили более широкое распространение, что свидетельствует о более высоком уровне развития, достигнутого древнегерманскими племенами, прежде всего племенами Скандинавии.

Старший Футарк имеет замкнутую кольцевую структуру, это означает, что читать его можно, начиная с любой буквы. Но со временем сложилось так, что рунический алфавит принято читать, начиная с руны Феху. Отсюда и название самого алфавита — Футарк (по первым буквам алфавита: Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ). Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности.

Старший Футарк — самый старый рунический ряд. Порядок знаков в нем четко фиксирован. Они объединены в 3 группы по 8 рун; такая группа называется эттиром. Возможно, каждый эттир связан с 1/8 частью горизонта, своего рода направлением.

эттир

Руны — основной магический алфавит Северной Европы. Фонетический рунический алфавит появился лишь в IV веке. Древнегерманское слово руна имеет значение – надпись, послание или секрет, состоит из 3 –х графических элементов: ветка, палка и крючок. Символы часто писали на дощечках из бука, по-немецки буха (Buche), отсюда возникло немецкое слово бухштабе (Buchstabe), что значит – буква.

Рунический алфавит был использован в качестве официальной системы письма в Англии, Норвегии, Дании, Швеции, Нидерландах, Германии и Прибалтике. Несмотря на небольшие изменения во внешнем виде, он развивался на протяжении столетий. Руническое письмо было прекращено в процессе христианизации и распространения латинской системы письма среди германских народов, но руны пережили даже за пределами Скандинавии. Исландский алфавит сегодня по-прежнему использует древние руны.

Первый письменный язык древних германцев после рунического был проложен в готическом алфавите, изобретенном германским готическим священником Вульфила в 4-м веке. Нужно было, прежде всего, создать азбуку, которая могла бы передавать все звуки готского языка и собственных имён, встречающихся в Священном Писании. Вульфила создал собственную азбуку, в основе которой лежали греческие письмена его времени, дополненные некоторыми знаками латинского и рунического алфавитов. Имея Священное Писание, а стало быть, и богослужение на родном языке, готы могли испытывать облагораживающее культурное влияние христианского учения.

Руны — это древняя магическая система, пиктографически представляющая основные силы природы. Каждая руна имела собственное имя, которое начиналось со звука, обозначаемого этой руной. Индивидуальное значение каждой руны может варьироваться. И дело не только в разных уровнях ее восприятия. Значение может иметь смысл только в системе. Соответственно, при изменении системы, меняться может и количество знаков, и написание некоторых из них, и разные нюансы смысла. Каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности. Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта чрез специфические предметы или процессы, характеризуемые руной.

В обычной жизни руны использовались для обычных потребностей – известно достаточно примеров, когда именно из рун состоят определённые хозяйственные записи или будничная переписка.

деревянная скамья

Все слова, написанные на этой скамейке, еще существуют в немецком языке и поэтому их можно перевести и спустя тысячи лет. Здесь смысл рунической надписи подкреплен рисунком. Надпись говорит об охоте на лося.

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне и были самого различного содержания. На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Но, по большей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из шведского города Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в XI веке. Камень содержит самую длинную руническую надпись из числа известных. Она состоит из 762 рун и датируется IX веком н. э.

Текст написан на всех сторонах камня, включая торцы и верх. Главный текст высечен при помощи так называемых младших рун.

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях так же весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета

Вид золотых рогов из Галлехуса, Дания датируемых 5 веком н. э. . На верхнем роге имеется круговая руническая надпись.

Вид золотых рогов из Галлехуса, Дания датируемых 5 веком н. э. . На верхнем роге имеется круговая руническая надпись.

Изображение развертки верхней секции одного из рогов

Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе. А также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея.

Кюльверкский камнь

Самая древняя разновидность рунического письма представлена 24-значным рядом, полностью зафиксированным на Кюльверкском камне (Готланд, Швеция, 350 –475 гг.)

Золотой брактеат в виде монеты с руническими надписями и богатым орнаментом был обнаружен в Эстергётланде, Швеция в 1774 году.Брактеат датируется V в. н. э. На нем выгравирован 24-рунный футарк, разбитый на три равные подгруппы по 8 символом. В центре изображено четырехногое животное с человеческой головой поверх тела. В 1938 году артефакт был похищен из Исторического музея в Стокгольме и до сих пор не найден.

Брактеаты — круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны, единственные находки, на которых изображены боги. Символы на брактеатах довольно разнообразны: на них встречались орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.

Брактеаты

Но в большей степени руны известны как некая магическая тайная система: из них не только составляли заклинания, заговоры и тому подобное, каждая руна сама по себе имела священный характер и помещённая на тот или иной предмет могла иметь, по мнению древних германцев, сверхъестественный характер.

амулет из черепа

На этом кусочке черепа также вырезаны руны, он был амулетом. С помощью рун можно вылечить болезни. Здесь лечебный заговор, возможно от головной боли. Его не только проговаривали или пели, он был записан, придавал этой надписи силу. Германцы верили, что если записать заговор, он станет в 2-3 раза сильнее.

Назначение рунических надписей — ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, от несчастий, охранять покойников и удерживать их в могиле, приносить, по верованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности. Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон.
Бустрофедо́н — способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, т. е. если первая строка пишется справа налево, то вторая — слева направо, третья — снова справа налево и т. д. При перемене направления письма буквы писались зеркально.

Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности.

копье из Ковеля

Присутствие на копье солнечных и лунных символов (свастики и расположенного рядом большого круга, а на другой стороне — полумесяца и малого круга) говорит о принадлежности его славянской символике. Символы и руническая надпись на копье выполнены серебром, поэтому достаточно хорошо сохранились.

Один из интересных способов использования рун — тайнопись. Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-запада разработали, со временем, и новые приемы рунического письма. Таких систем, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого рунической надписью, было создано довольно много. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, практически невозможно.
Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т. е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы как правило, вертикальная черта, совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha.

Рунические надписи на оружии, камнях, дереве находят в разных концах Европы: в Германии, Шотландии, Скандинавии, Дании, Франции.

Карта нахождения рунических надписей

Карта нахождения рунических надписей

Языческие руны проникли в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде. На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время".

Календарь скандинавский

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

Говоря о письменности древнегерманских племен, мы имеем в виду, во-первых, алфавиты, которыми пользовались эти племена; во-вторых, основные письменные памятники.

Германцы пользовались при создании своих письмен­ных памятников тремя различными алфавитами, которые хро­нологически отчасти сменяли друг друга.

Самые древние памятники древнегерманской письменности написаны так называемым руническим алфавитом. Буквы руни­ческого алфавита, или руны, весьма непохожи на известные нам алфавиты. Так, например, руна, обозначающая звук [а], имеет вид ; руна, обозначающая звук [e ], имеет вид и т. п.

Естественно, что давно уже возник вопрос о происхождении рунического алфавита. Хотя единодушное решение этого вопроса до настоящего времени не достигнуто, мнение исследователей в целом сводится к тому, что буквы этого алфавита заимство­ваны из латинского алфавита или, может быть, из какого-то другого италийского алфавита, близкого к латинскому. Те изменения, которым подверглись в руническом письме латин­ские буквы, в большинстве своем вполне объясняются техни­кой письма у древних германцев в раннюю эпоху. Дело в том, что первоначально буквы не наносились на материал какой-либо краской, а вырезывались по дереву или по кости или высекались по камню. При вырезывании по дереву не всякая линия, входившая в начертание той или иной латинской буквы, могла быть проведена. Так, например, не могли быть проведены горизонтальные линии: если режущим инструментом про­вести горизонтальную линию, т. е. провести инструмент между волокнами дерева, он только отделит эти волокна друг от друга, а когда он будет вынут, волокна опять сойдутся и ни­какой линии не получится. Поэтому в составе рунических букв и нет горизонтальных линий: они заменяются косыми линиями. С большим трудом могут быть вырезаны по дереву и кривые (круглые) линии. Поэтому они заменяются ломаными линиями. Некоторые другие особенности рунического письма не получили еще удовлетворительного объяснения. Так, в руническом письме избегаются косые линии, идущие от верхнего до нижнего края строки; они сокращаются и идут от нижнего или верхнего края только до середины строки. В качестве примеров переделки латинских букв в руническом письме можно привести следую­щие случаи: Е превращается , Н - в , S – в , .

Из латинской буквы D развился рунический знак , обозначающий переднеязычный глухой щелевой согласный (как современный английский [ ] в словах think или path). Время и место создания рунического алфавита точно не установлены. Можно лишь предположить, что он был создан примерно во II—III вв. н. э. в каком-то районе, где террито­рия, населенная германцами, соприкасалась с территорией Рим­ской империи, например на Дунае. Самые ранние рунические надписи относятся, по-видимому, к этому времени.

Руническим алфавитом пользовались различные германские племена: готы, англо-саксы и скандинавские племена. Руниче­ские надписи в значительном количестве сохранились на боль­ших камнях в скандинавских странах. Существуют также над­писи на различных предметах (копье, шлем, кольцо и т. п.).

Второй по времени алфавит, который мы находим у герман­ских племен, - это готский алфавит Вульфилы (IV в.). Готский перевод евангелия, сделанный Вульфилой, написан своеобраз­ным алфавитом, в основу которого положен греческий алфавит, с добавлением некоторых латинских и рунических букв. Надо заметить, что не следует смешивать готский алфавит и готический шрифт, который применяется до настоящего времени в немецкой письменности и представляет собой видоизмененный латинский шрифт. В со­временных изданиях готского текста принято пользоваться латинской транскрипцией.

Третий и последний по времени алфавит, которым пользова­лись германские племена, - это латинский алфавит. Он вытеснил рунический алфавит (также, по-видимому, созданный на латин­ской основе) в связи с изменением техники письма (техника вырезывания сменилась техникой нанесения краски на мате­риал - пергамент или папирус) и с распространением христиан­ства и христианских религиозных текстов на латинском языке. Латинский алфавит, естественно, не был пригоден для изобра­жения всех звуков, существовавших в древнегерманских языках. Поэтому он пополнялся и приспособлялся к конкретным фоне­тическим условиям того или иного древнегерманского языка. В частности, для обозначения переднеязычного щелевого (англ. [ ]) была использована руническая буква ), когда-то возникшая из латинского D . Система латинского алфавита в древнеанглийском языке и звуко-буквенные соотношения будут рассмотрены ниже.

- ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ

Древнейшими письменными памятниками германских языков являются, как уже было указано, рунические надписи, часть которых, возможно, относится ко II—III вв. Однако это более или менее отрывочные тексты, которые дают мало ма­териала для суждения о строе древнегерманских языков в це­лом.

Звался злой дух Гренделем.

- ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОГО ПЕРИОДА

Письменность древнеанглийского периода разделяется по своему оформлению на две группы: рунические памятники и памятники латинского шрифта.

До нас дошло в руническом письме лишь несколько надпи­сей; самая известная из них - надпись на Рутвелском кресте. Этот текст высечен на большом каменном кресте, который стоит близ деревни Рутвел (Ruthwell) на юго-западе Шотландии. Он представляет собою небольшое стихотворение религиозного содер­жания.

Другая известная руническая надпись сделана на так назы­ваемой рунической шкатулке из китового уса, найденной во Франции близ города Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand). В на­стоящее время эта шкатулка находится в Британском музее в Лондоне. Рунический текст состоит из нескольких стихотвор­ных строк на тему о китовом усе. Эти тексты, вероятно, отно­сятся к VIII в.

После приобщения англо-саксов к римской культуре руни­ческое письмо было вытеснено латинским алфавитом. Так как зву­ковая система древнеанглийского языка значительно отличалась от латинской, латинский алфавит оказался недостаточным для изображения древнеанглийских звуков. Англо-саксонские писцы частично восполнили этот пробел, заимствовав несколько знаков из рунического алфавита; в других случаях одна буква латин­ского алфавита употреблялась в различных значениях. Так, например, в древнеанглийском письме буква (видоизменение латинской буквы g ) обозначала несколько различных звуков; разные звуки обозначались также буквой с . Из рунического алфавита было заимствовано два знака: руна - для обозначе­ния переднеязычного щелевого согласного (для обозначения его употреблялся также знак и особая руна для обозначения звука [w].

Древнейшие дошедшие до нас памятники древнеанглийского языка относятся к концу VII в.; об английском языке более ранних времен мы можем лишь строить гипотезы, основанные на сопоставлении данных позднейшего языка с данными других германских языков, в особенности готского.

С древнейших времен в английском языке намечаются три основных диалекта: нортумбрийскии (на нем говорили англы, жившие к северу от реки Хембер); мерсийский (язык англов между Хембером и Темзой) и уэссекскйй (или западно-саксонский) (язык саксов, к югу от Темзы). Четвертым, менее важным диалектом является кентский (язык ютов). Установление политической гегемонии Уэссекса сказалось и на положении уэссекского диалекта: в течение IX в. он стал господствующим письменным языком эпохи.

Главные письменные памятники древнеанглийской эпохи распределяются по основным диалектам следующим об­разом:

Мерсийский диалект. Перевод псалтыря (IX в.) и гимны.

Кентский диалект. Перевод L - LXX псалмов и древ­ние грамоты.

Подавляющее превосходство уэссекского диалекта в отноше­нии количества и значения написанных на нем памятников под­тверждает его господствующее положение как письменного языка эпохи.

Все древнеанглийские гласные, включая дифтонги, мо­гут быть краткими и долгими.

произносилось как современное английское [ ] в словах man, hat; - как соответствующий долгий звук. у произноси­лось как немецкое в слове Mutter; у - как немецкое и в слове Ge m ut.

Все дифтонги были нисходящие, т. е. главным слогообразу­ющим элементом была первая составная часть их.

а встречается только перед n и m и обозначается иногда через а , иногда через о : mann, monn 'человек', land, lond 'зем­ля', nam, nom 'взял'.

а соответствует готскому а . Оно встречается преимущественно в открытом слоге, если в следующем слоге стоит гласный зад­него ряда, например: da as 'дни' (готск. dagos); ca ru 'забота', macian 'делать'. В закрытом слоге а встречается редко. При­меры: habban 'иметь' (готск. haban), asce 'зола', wascan 'мыть'.

а может стоять в любом слоге. Оно соответствует готскому ai , например: stan 'камень' (готск. stains), hatan 'звать' (готск. haitan), cnawan ‘ знать'.

соответствует готскому а . Оно стоит в закрытом слоге, например: d 'день' (готск. dags), b d 'просил', и в открытом слоге, если гласный следующего слога принадлежит к переднему ряду, например: d es 'дня',

w ter 'вода' (готск. wato).

может быть двоякого происхождения:

1) соответствует готскому e . Оно встречается, например, в форме множ. числа прош. вр. сильных глаголов IV и V класса: st lon 'крали' (готск. stelum), b ron 'несли' (готск. berum), sp con 'говорили', m ton 'мерили', а также и в других случаях, например d d 'подвиг' (готск. d e s); 2) является результатом перегласовки на i от а , соответствующего готскому ai . Оно часто встречается в формах слабых глаголов I класса:

h lan ' лечить ', dr fan ' гнать ', l fan ' оставлять '.

е также может быть двоякого происхождения: 1) оно соот­ветствует готскому i или е в форме инфинитива силь­ных глаголов III, IV и V классов: helpan 'помогать', stelan 'красть', sprecan 'говорить', beran 'нести' (готск. hilpan, stilan, bairan); 2) оно является результатом i -умлаута от а или , например: sen ean ' жечь ', bendan ' гнуть '.

е обычно является результатом перегласовки на i от о ; оно часто встречается в формах слабых глаголов I класса, например: deman 'судить', с e рап 'хранить'.

i может быть устойчивым и неустойчивым. Устойчивое i со­ответствует готскому i ; оно не смешивается с у ; примеры: bindan 'связывать' (готск. bindan), niman 'брать' (готе/с, niman). Неустойчивое i является результатом монофтонгизации дифтонга ie и часто чередуется с у , например в слове niht 'ночь' (nieht, nyht).

i также бывает устойчивым и неустойчивым. Устойчивое i обычно соответствует готскому ei (произносилось i ). Оно встре­чается в инфинитиве сильных глаголов I класса, например: writan 'писать', bidan 'ждать', ripan 'хватать' (готск. greipan). Неустойчивое i возникло из ie и чередуется с у , например в слове hi 'они' (hie, hy).

о соответствует готскому u или au . Этот звук встречается, например, в форме причастия второго сильных гла­голов II, III b , с и IV классов: coren 'избранный', worden 'ставший', stolen 'украденный' (готск. kusans, waur ans, stulans).

a возникло из а перед носовыми согласными: mon 'человек' (готск. manna), hond рука (готск. handus).

o обычно соответствует готскому o , например od 'хороший' (готск. g o s); оно встречается в форме прош. вр. сильных гла­голов VI кл.: scoc 'тряс', hloh 'смеялся'.

u соответствует готскому u или au ; оно встречается в форме множественного числа прошедшего времени сильных глаголов II и III класса, например: curon 'избрали', bundon 'вязали', hulpon 'помогали', wurdon 'стали' (готск. kusum, bundum, hulpum, waur um).

u обычно соответствует готскому u . Оно встречается, напри­мер, в словах nu 'теперь', hus 'дом' (готск. hus), а также в форме инфинитива нескольких сильных глаголов II класса: lucan 'запирать', bu an 'гнуть'.

у может быть устойчивым и неустойчивым. Устойчивое у может быть результатом перегласовки на i от u , например в словах wyllen 'шерстяной', ylden 'золотой'. Неустойчивое у чередуется с i .

у также бывает устойчивым и неустойчивым. Устойчивое у является в большинстве случаев результатом перегласовки на i от u , например в словах mys 'мыши', fyr 'огонь'. Неустойчивое у чередуется с i .

Краткие дифтонги еа , ео , io , ie , а также долгое ie являются результатами процессов перегласовки, преломления и палатали­зации.

Долгие дифтонги ёа , ёо соответствуют готским дифтонгам.

ёа обычно соответствует готскому au . Оно встречается в словах типа beam 'дерево', dea 'смерть', а также в форме единствен­ного числа прошедшего времени сильных глаголов II класса, например: ceas 'избирал', leac 'запирал' (готск. dau us, kaus, lauk).

ёо обычно соответствует готскому iu . Оно встречается в ин­финитиве сильных глаголов II класса: ceosan 'избирать', beodan 'предлагать' (готск. kiusan, biudan).

io является в большинстве случаев вариантом ёо .

Первоначальная германская система аблаута, сохра­нившаяся в довольно отчетливом виде в готском языке IV в., уже в самых ранних памятниках древнеанглийского языка в значительной степени затемнена в результате многочисленных изменений отдельных гласных звуков. Так, например, если в I классе сильных глаголов в готском языке было совершенно ясно происхождение данного ряда аблаута из чередования i /а/ нуль, осложненного элементом i во всех формах (готск. reisan— rais—risum—risans), то в древнеанглийском, где готскому диф­тонгу ai соответствует долгий гласный а , эта первоначальная система уже не так ясна (др.-a. risan—ras—rison—risen). Еще большие изменения обнаруживаются во II классе сильных гла­голов, где готскому дифтонгу iu соответствует в древнеанглий­ском ёо , а готскому au - древнеанглийское ёа . Ср.: готск. biudan – bau - budum—budans и др.-a. beodan—bead—bu-don—boden. Здесь от первоначального строения ряда (чередова­ние i /а/ нуль, осложненное во всех формах элементом u) не осталось почти ничего.

Аблаут встречается в некоторых случаях и как средство словообразования. Ср., например: belifan 'оставаться' - laf 'оста­ток', forleosan 'терять' - leas 'лишенный' beran 'нести' – b r носилки, faran 'ехать' - for 'путешествие', ridan 'ехать верхом'— rad 'поездка верхом'.

Система согласных древнеанглийского языка имеет следующий вид. Губные: р , b , m , f , v ; переднеязычные: t , d , , , n , s , r , l ; среднеязычные и заднеязычные: с , , h .

Буква х заменяет сочетание cs .

Некоторые из согласных букв обозначали в разных положе­ниях разные звуки. Эти явления тесно связаны с фонетическими процессами, происходившими в древнеанглийском языке.

Буква обозначала в разных положениях в слове разные согласные звуки.

1. В начале слова перед согласными и перед гласными зад­него ряда, а также в середине слова после n она обозначала заднеязычный звонкий смычный согласный [ ], например в сло­вах 1ёо 'радость', od 'хороший', 'доблестный', sin an 'петь'.

2. После гласных заднего ряда, а также после согласных r и l буква обозначала заднеязычный звонкий щелевой соглас­ный [ ], например da as 'дни', зо r 'забота', fol ian 'следовать'.

3. В начале слова перед гласными переднего ряда, а также после гласных переднего ряда буква обозначала звонкий па­латальный щелевой согласный [ j ], например: iefan 'давать', еаг 'год', d 'день'.

Вместо удвоенного писалось c , например: sec an 'сказать', bryc 'мост'.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Данная статья может быть использована при работе со студентами 1-4 курсов колледжей. Изучение древних письменных памятников германских языков позволяет установить следующие три подгруппы германских языков эпохи раннего средневековья: восточногерманскую (готскую), западногерманскую и северогерманскую (скандинавскую).

Изучение древних письменных памятников германских языков позволяет установить следующие три подгруппы германских языков эпохи раннего средневековья: восточногерманскую (готскую), западногерманскую и северогерманскую (скандинавскую).

К восточногерманским языкам относятся бургундский, вандальский, готский языки.

Бургундский язык – язык бургундов, выходцев с острова Борнхольм (Бургундархольм) в Балтийском море, осевших в V веке в юго-восточной Франции, в районе, который получил по их имени название Бургундия. От этого языка сохранилось небольшое число слов, главным образом имен собственных.

Кроме этого самого крупного памятника готский язык представлен еще целым рядом более скромных по размерам рукописей, в том числе двумя расписками светского содержания, также относящимися к IV веку, и двумя краткими надписями, выполненными руническим алфавитом на наконечнике копья и на золотом ожерелье, найденном в местечке Пьетроасса в Румынии. Рунические надписи, видимо, более раннего происхождения, чем рукописи. Часть готов, отколовшихся от основного племени, поселилась в эпоху раннего средневековья в Крыму, где их язык сохранялся в течение долгого времени. В XVI веке несколько слов и выражений крымско-готского языка записал голландец Бусбек.

К западногерманским языкам относятся древневерхненемецкий, франкский, древнесаксонский, древнефризский и англосаксонский языки.

Древневерхненемецкий язык представлен рядом диалектов. Из важнейших памятников древневерхненемецкого языка, ранние из которых относятся к VIII веку, следует назвать:

Глоссы, представляющие собой небольшие словарики к латинским текстам или же переводы на немецкий язык отдельных слов латинского текста, записанные на полях рукописи.

Переводы различных произведений классической и религиозной литературы, выполненные в конце X и в начале XI века Ноткером, который руководил монастырской школой в Сан-Галлене. Его переводы отличаются большой тщательностью; для истории немецкого языка представляет большой интерес его система орфографии, в которой он пытается передать истинное звучание живой речи.

Древневерхненемецкий язык является предком современного литературного немецкого языка.

Франкский язык также представлен рядом диалектов. Древнейшие памятники этих диалектов следующие:

Перевод на рейнскофранкский диалект части религиозного трактата испанского епископа Исидора, сделанный в VIII веке.

Перевод, сделанный в IX веке на восточнофранкский диалект свода евангелий, составленного во II веке н.э. сирийцем Тицианом.

Стихотворное евангелие, написанное в IX веке на южнорейнскофранкском диалекте монахом Отфридом.

Глоссы и перевод псалмов, сделанный в IX веке на нижнефранкский диалект (диалект салических франков).

В ходе исторического развития все франкские диалекты вошли в состав немецкого языка, кроме нижнефранкского, который является предком современных голландского, бурского и фламандского языков.

Древнефризский язык в то время был распространен на побережье Северного моря. Он известен по памятникам начиная с XIII века. Фризский язык очень близок к древнеанглийскому языку, на основании чего их часто объединяют в англофризскую подгруппу.

Англосаксонский, или древнеанглийский, язык представлен рядом памятников, относящихся к VII веку.

К северогерманским относятся древнесеверный, древнешведский, древнедатский, древненорвежский и древнеисландский языки.

Древнесеверный язык или, как иногда говорят, язык рунических надписей представлен значительным числом небольших надписей (около 150), относящихся к II – IX векам н.э. Из памятников этого языка следует отметить надпись на золотом роге, найденном в Галехус в Дании. Эта надпись относится к V веку н.э. и содержит целый ряд языковых фактов, прекрасно иллюстрирующих древнейшее состояние германских языков.

Древнешведский язык, первые памятники которого, написанные руническим алфавитом (футарком), относятся к IX веку, представлен надписью на Рёкском камне в провинции Вестеръетланд (Швеция), содержащей свыше 750 рун и являющийся самой большой из известных в настоящее время рунических надписей. Общее же число рунических надписей на древнешведском языке достигает внушительной цифры – 2500.

Древнедатский язык представлен руническими надписями начала IX века. Всего известно 400 рунических надписей на древнедатском языке.

Древненорвежский язык сохранен руническими надписями, относящимися к V веку. Самая крупная из них – надпись начала V века на Эггьюмском камне в Согндале (Норвегия) – содержит около 200 рун. Всего на древненорвежском языке известно до 200 рунических надписей.

Рунические знаки систематически использовались, по крайней мере, с 50 г. н.э. история развития рунической системы подразделяется в целом на четыре эпохи: 1) древнейший период (с первого столетия н.э. примерно до 800 г. н.э.); 2) древний период (до 1100 г.) 3 ; 3) средний период (до 1600 г.). Еще с древних времен руны были закономерно собраны в последовательную цепочку символов, называемую Футарк. Древнейшая система Футарка (Старший Футарк) состоит из 24 знаков, расположенных строго в определенном порядке. До наших дней дошло всего около 300 надписей, выполненных Старшим Футарком.

Судя по всему, до 200 г. н.э. руны были известны только в областях, соответствующих современным Дании, Южной Швеции и юго-западной Норвегии. Расселяясь на юг и восток, северо- и западногерманские народы приносили руны с собой, и сегодня отдельные надписи находят на территории современных Польши, России, Румынии, Венгрии и Югославии.

На смену Старшему приходит Младший Футарк, включающий уже 16 рунических символов. Он в значительной степени отличался от рун Старшего Футарка, но важнейший элемент их сходства – постоянство линейного порядка, в особенности первых шести – остался неизменным 4 . Также были сохранены названия рун и их фонетические значения.

В наши дни изучением рун занимаются в основном с целью приобщения к сакральным традициям, овладения магическим искусствам.

Средневерхненемецкий представляет собой язык периода расцвета феодализма в Германии. К XII веку завершается процесс формирования феодальных государств на территории Европы. В социально-экономическом отношении XII—XIV века в Германии — это эпоха развитого феодализма. К этому времени феодальная Германия уже сложилась как пирамида иерархически подчиненных друг другу поместий-государств, независимых от центральной власти императора Священной Римской империи. Устраняя последние следы родового строя, феодальное общество строилось на четком разграничении и противопоставлении классов, что повлекло за собой и социальное расслоение культу- ры. Господствующий класс получил четкое сословное оформление, образовав привилегированное сословие. Из конной свиты феодала сформировалось рыцарство. Для нового понятия ≪рыцарь≫ в языке появилось слово ritter — средне-нидерландское, riddere — всадник, рыцарь (ср. нвн. Reiter и Ritter).

Средневековье — период расцвета рыцарской культуры и литературы, которая дошла до нас в многочисленных письменных памятниках того времени. Этот период рассматривается в истории языка как переходный. В это время происходили такие языковые изменения, которые обусловили переход двн. в нвн. В отличие от скудного наследия, которое оставил двн. период, представленный в основном прозаическими переводами религиозных текстов, свн. период богат многочисленными произведениями различных жанров высокого художественного мастерства.

Необходимо отметить, что в это время Германия находилась под огромным влиянием Франции — передовой страны западноевропейского феодализма, откуда проникла рыцарская культура.

Важную роль посредника сыграли Нидерланды, особенно Фландрия. Под влиянием Франции в немецкой литературе того времени преобладали стихотворные жанры, характеризующиеся высоким стилем, героическим или романтическим, и идеализацией действительности в духе господствующей сословной идеологии. К важнейшим жанрам рыцарской литературы относятся:

1) героический эпос;

2) куртуазный эпос (стихотворный рыцарский роман);

3) рыцарская лирика (миннезанг).

Наиболее известные поэты и писатели того времени — Вольфрам фон Эшенбах, Готтфрид Страсбургский, Гартманн фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвайде. Еще один жанр Средневековья — так называемый шпильманский эпос, объединяющий в себе черты героического и куртуазного эпоса с применением сказочных мотивов, редко называется в истории языка как особый жанр.

Вершину средневековой литературы составляет героический эпос. Эти героические сказания связаны с древней историей немецкого народа. Лишь в средние века эти эпические сказания были собраны воедино неизвестным автором из устных преданий.

Героический эпос является по происхождению древним народным жанром, который уходит своими корнями в глубь веков (IV— VI вв. н.э.), в эпоху переселения наро- дов. Самое известное произведение этого жанра — ≪Песнь о Нибелунгах≫ (10000 сти- хотворных строк), записана в начале XIII века в Австрии. В ней обработаны старинные эпические сказания о Зигфриде, Брунгильде и Кримхильде и гибели Бургундского королевства.

≪Песнь о Гудруне≫ — второй крупный памятник героического эпоса, написанный в первой половине XIII века в Палермо (Италия), автор происходит из австрийско-баварской области. Куртуазный эпос появляется в 70-е годы XII столетия под влиянием французской литературы. Он представляет собой переработку французских рыцарских романов Кретьена де Труа. Авторы куртуазного эпоса — Генрих фон Фельдеке, Гартман

фон Ауэ, Готфрид Страсбургский, Вольфрам фон Эшенбах.

Миннезанг — лирическая поэзия, преимущественно любовная (minne — дружба, чувственная любовь; ср. Minne verkehrt die Sinne). Ее расцвет приходится на вторую половину XII века середину XIII веков (1160—1170 гг.). Поэты миннезенгеры обогатили немецкую поэзию и по форме, и по содержанию. Для их произведений характерна точная рифма. В миннезанге отмечают две струи, два направления: одно из них представлено рыцарем Кюренбергом, Дитмаром фон Айстом; второе — Генрихом фон Фельдеке, Фридрихом фон Хаузеном, Гартманом фон Ауэ и др. Вершиной миннезанга являются произведения Вальтера фон дер Фогельвайде. Итак, средневерхнее немецкий период (в особенности конец XII — начало XIII в.) ознаменован в Германии расцветом литературного творчества феодальных кругов, что связано с общим экономическим и политическим подъемом Германской империи.

Язык письменных памятников средневековья имеет свои особенности. Существен- ным фактором в истории развития языка немецкой народности XII—XIII веков является следующее: язык письменных памятников в указанное время в отличие от предшествующего периода носит сравнительно однородный характер. Пишущие избегают резко окрашенных диалектальных слов, выражений и форм, ориентируясь при этом, как на известную норму, на южно-немецкие диалекты, которые в силу ряда причин политических, экономических и культурно-исторических играют в рассматриваемый период ведущую роль. С другой стороны, и южно-немецкие поэты, в частности алеманские и баварские, избегают диалектальной формы, характерой для этой местности. Намечающаяся, таким образом, в данный период на основе южно-немецких диалектов единая письменная норма, связывала теснее все немецкие диалекты, делая их единство более прочным по сравнению с древневерхненемецким периодом, когда каждый диалект руководствовался собственной письменной нормой. В это время появляется так называемый ≪классический немецкий язык≫.

Расширилась в свн. период и сфера применения немецкого языка. Она включала теперь не только произведения религиозного содержания, но и язык художественной литературы, делового, канцелярского характера: грамоты, юридические, деловые и тор- говые документы, переводы Библии, проповеди и дидактические религиозные сочинения, появившиеся с 1250 года. Таким образом, немецкий язык начинает постепенно вытеснять латынь, однако латинский язык остается и в средневековье языком науки.

В зарубежном и отечественном языкознании вопрос о наличии единой письменной нормы в свн. периоде более чем столетие был предметом ожесточенных споров. В частности, немецкий языковед Карл Лахманн признавал существование общего языка в свн. период (1820 г.). С критикой такого подхода выступил Г. Пауль. Однако он признавал лишь наличие разрозненных диалектов в немецком языке того времени (1873 г.). Диалекты совершенно отрывались от общего языка народности и резко противопоставлялись ему, в то время как в действительности территориальные диалекты и общенародный язык представляют собой неразрывное единство. Как указывала М.М. Гухман, XII век не создал в Германии единой нормы литературного языка, стоящей над диалектными различиями. Однако исследователь не отрицает существования общего языка народности, усматривая это единство в общности грамматического строя и лексического состава, в общности важнейших внутренних законов развития, которая объединяла все диалекты этого языка. Будучи ответвлениями единого языка народности, диалекты являются частными формами проявления единого языка как общего, как сущности.

Читайте также: