Работа в библиотеке доклад

Обновлено: 05.07.2024


Слайд 2. Инновация в библиотечном деле – это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы норм, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.
Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечно-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.
Инновация в библиотеке присутствует во всех направлениях ее деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей.

  • артистические способности
  • владение культурой речи
  • коммуникативные навыки
  • умение создавать интересные методики
  • творческое начало
  • личная заинтересованность
  • умение убеждать и внушать
  • умение выбирать оптимальную модель поведения
  • владение технологией самопрезентации
  • владение мультимедийными технологиями

Как подготовить массовое мероприятие?

Слайд 4. Подготовка и проведение любого массового мероприятия происходят в несколько этапов.
Подготовительный этап:

  • определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
  • составление программы (проекта) массового мероприятия;
  • формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
  • реклама массового мероприятия (подготовка афиши).
  • написание сценария массового мероприятия (оформление книжной выставки);
  • проведение массового мероприятия.
  • оценка эффективности массового мероприятия;
  • учет массового мероприятия.

При подготовке и проведении массовых мероприятий пользуйтесь предложенной схемой, последовательно выполняя все этапы

Слайд 10. Еще одна форма работы – Библиомарафон
Это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.
Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени.

Слайд 11. День книги.
Комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о какой-либо книге (можно провести День патриотической книги, День подростковой книги). Это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек

Слайд 12. Наверняка многим из вас известна такая форма работы, как День библиотеки, или Книжный десант
Подразумевает выход библиотекаря в школы и детские сады с обзорами книг и периодики для педагогов и детей. Могут включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для школьников, беседы-консультации для учителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.

Слайд 14. Звездопад поэтический
Мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов (конкурс чтецов стихотворений о маме, стихи ко Дню Победы, Есенинский праздник поэзии, День памяти А. С. Пушкина и др.)
Цель мероприятия: развивать интерес к поэзии, воспитывать любовь к творчеству поэтов, предоставить участникам возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Слайд 15. Интересной формой работы является Фестиваль.
Специально организованное представление, демонстрирующее творческие достижения и способности. Как правило, выступления участников фестиваля объединены общей темой, девизом и т.д. (Сказочный фестиваль, Поэтический фестиваль, Фестиваль юмора).
Фестиваль имеет конкурсную основу (выступления поощряются дипломами, титулами, сувенирами), но не носит ярко выраженного состязательного характера.

Слайд 17. Основные правила квеста:
1 Наличие определенного сюжета игры;
2 Задания или препятствия;
3 Конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Варианты связки сюжета игры:
· Конкретный герой книги;
· Конкретная книга;
· Определенный автор;
· Сквозная тема для заданий.
Задания для квеста могут быть:
· интеллектуальные (вопросы на знание текста, кроссворды, головоломки, расшифровка закодированных посланий);
· ориентировочные (пройти по указанному отрезку пути, найти предмет или место по карте);
· технические (собрать какую-либо конструкцию или активировать некий объект);
· спортивные (добежать, проползти и пр.);
· творческие (нарисовать, сочинить, спеть, станцевать и т.д.).
Необходимо определить, какие подсказки получат игроки.

Слайд 18. Велофотокросс-– это вид спорта, включающий элементы интеллектуальной игры и краеведения. Целью является за кратчайшее время добраться до контрольных пунктов, которые задаются одним из способов: игрокам сообщается адрес или названия и ориентиры; вручаются условные схемы или фотографии; загадываются загадки. В состязании могут принимать участие команды или индивидуальные игроки.

Слайд 19. Наверное, известная всем вам форма работы – Литературный суд.
Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой. В такой форме в нашей школе прошли суд над Обломовым и над Печориным.
Цель мероприятия: формирование обобщенного видения проблемы, обозначенной в произведении, а также развитие проблемно-культурного интереса к художественной литературе. Воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
Формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам, желание давать им оценку.

Слайд 20. Книжный дресс-код
Форма массового мероприятия, на котором презентуют книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

Слайд 23. Серия мероприятий в помощь патриотическому воспитанию молодёжи Вахта памяти, особенно актуальных к Дню Победы.
Эта форма призвана содействовать выработке уважительного отношения к героическому прошлому своих соотечественников, потому может включать встречи с ветеранами, конкурсы патриотических стихов и песен, коллективные просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции.
Завершающим мероприятием цикла может быть музыкально-тематическая композиция.

Слайд 28. Нельзя обойти стороной такую форму работы, как Акции.
Ключевое направление акции — популяризация книги, поиск новых форм её продвижения. От других форм массовых мероприятий акцию отличает умение создать специальное событие для достижения поставленной цели, активное вовлечение в неё участников.
Смысл любой акции – возможность и умение донести своё видение проблемы через какой-либо сюжет, действие, используя определённые формы, механизмы, последовательность действий.
Библиотечные акции позволяют наладить взаимодействие с потенциальным пользователем ещё до его прихода в библиотеку, продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек.
Существует четыре вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками: протестные, благотворительные, рекламные или в помощь продвижению чтения и книги,тематические

Слайд34. Либмоб.
В основе акции — блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает — календарик с адресом библиотеки и контактной информацией. Весёлая акция-игра несомненно повышает имидж Библиотеки.

Слайд 36. Неделя возвращенной книги
Комплексное мероприятие, направленное на работу с задолжниками, предполагающее возвращение книг в библиотеку без взимания штрафных санкций.

Размышления о профессии
Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям.
Размышляя о профессии библиотекаря, я хочу углубиться немного в прошлое. Сейчас никто не будет отрицать, насколько важным для человечества стало появление письменности. И наш народ чтит память двух просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Это были очень образованные и мудрые люди. Кирилл, владевший многими языками, отказавшись от предложенных ему высоких должностей, занял скромное место библиотекаря, а спустя годы составил алфавит для славянских народов. Мы видим, как уже в далекие времена были разнообразны функции библиотекаря. Подвиг, который совершили солунские братья, подтверждает уникальность данной профессии.
Сегодня библиотека – это место встреч и общения, а не только получения информации. Именно поэтому расширяется сфера деятельности библиотекаря. При составлении библиографического списка он – кропотливый ученый, проводя массовое мероприятие – драматург, режиссер, артист, а также писатель, психолог, педагог, дизайнер и администратор в одном лице. Помимо этого библиотекарю нужно ориентироваться в библиотечных фондах и каталогах, знать и другие библиотечные дисциплины, а также владеть профессиональными навыками и умениями, необходимыми для обслуживания читателей. Уже не говоря о том, что библиотекарь должен обладать системой знаний по различным отраслям, чтобы суметь вычленить главное в информационном потоке. К тому же каждый работник понимает: нельзя останавливаться в развитии, необходимо самообразовываться, принимать всё новое, что преподносит нам жизнь.
Я думаю, что люди этой профессии должны быть чуткими, отзывчивыми, вежливыми, внимательными. Обладая этими качествами легко создать психологически благоприятную и творческую атмосферу в коллективе. Такая обстановка, конечно же, будет помогать в общении с читателями, потому что, кроме чтения, общения, организации досуга, людям иногда бывает нужна просто психологическая поддержка.
Библиотечная профессия интересна и увлекательна тем, что каждый день не похож на другой, приносит знакомство с новым: каким будет сегодняшний читатель, что приведёт его сюда, что предложить ему, чем заинтересовать. Когда ежедневно работаешь с читателями, помогаешь в выборе книг, в учебе, в профессиональной деятельности, а также организуешь интересные и познавательные мероприятия, чувствуешь благодарность людей, отдачу от вложенных усилий. Благодаря этому понимаешь, что твоя работа полезна и необходима. А это самое главное!

Моя профессия – библиотекарь

Я – Библиотекарь
Библиотекарь сегодня – кто он? Давно в прошлом времена, когда библиотекарь занимался исключительно учетом и выдачей печатных изданий. В век стремительно развивающихся информационных технологий библиотекарь выполняет массу дополнительных функций. Сегодня библиотекарь – это и учитель, и массовик-затейник, и психолог, и дизайнер, и маркетолог, и оператор ПК.
Не секрет, что в настоящее время интерес к чтению стремительно падает, молодое поколение предпочитает проводить время в социальных сетях. Всевозможные современные гаджеты все больше вытесняют книгу. Для того, чтобы поддерживать интерес к чтению, современной библиотеке необходимо идти в ногу со временем и учитывать интересы нынешней молодежи. Именно поэтому библиотека становится сегодня не только местом выдачи книг и читальным залом, но и досуговым центром, клубом по интересам, местом получения любой информационной помощи. Всевозможные мероприятия, выставки, встречи с авторами, конференции, тематические вечера и обсуждения помогают привлечь и заинтересовать читателя. А активное внедрение и использование информационных технологий делает библиотеку доступной для широкого круга пользователей, облегчает работу и библиотекарю, и читателю, а также позволяет людям с ограниченными возможностями тоже пользоваться услугами библиотеки.
Роль библиотекаря в жизни читателя может играть значимую роль. Часто посетители библиотеки – одинокие старики или дети из неполных и неблагополучных семей – очень нуждаются в общении. И если библиотекарь любит свою работу и стремится помогать людям в трудной ситуации, то для таких посетителей библиотека станет вторым домом.
Я не библиотекарь по образованию, и опыт работы на этой должности у меня небольшой. Я пока не могу сказать, что я библиотекарь по призванию, но мне нравится, что мои знания приносят пользу как библиотеке, так и посетителям, что я вношу свой вклад в очень важное, на мой взгляд, дело – популяризацию чтения. Чтение дает неограниченную возможность духовного и творческого развития, а работа библиотекаря не позволит деградировать, потому что современные технологии заставляют постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Я – библиотекарь


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Библиотека и читатель в современном обществе


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель работы: расширение знаний о библиотеках и формирование интереса читателей к их посещению;

Для достижения поставленной цели определены задачи:

1. изучить историю происхождения и развития библиотек;

2. рассмотреть роль библиотек в обществе;

3. формировать образ библиотеки, как теплого и радостного дома;

4. поделиться полученной информацией с учениками гимназии с целью выяснения роли библиотеки в их жизни;

Объект исследования: библиотека - как центр развития читательского интереса.

Предметом исследования является:

- выявление читательских предпочтений одноклассников и их родителей;

- определение значимости библиотеки для современного читателя.

Мы выдвинули предположение, что библиотека - это центр всестороннего развития личности в современном обществе.

- изучение различных источников информации по данной теме;

- анализ полученной информации

- беседы с библиотекарями;

Актуальность темы: вопрос интеллектуального и творческого развития актуален всегда. Библиотека – не просто хранилище книг. Современные библиотеки - это информационно-образовательные центры развития общества, которые являются распространителями научных знаний, очагами просветительства

работа будет интересна для детей и взрослых. Данные исследования помогут работникам школьной библиотеки и учителям для проведения бесед, классных часов, семинаров, выставок и других внеклассных мероприятий.

II Основная часть

2.1 Историческая справка

Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Каждая книга знала свое место, все они были аккуратно разложены по деревянным полкам библиотеки. Для удобства пользования были составлены специальные каталоги - списки, в которых указывались названия книг и имена авторов всех хранящихся сочинений.

Позже появляется материал, который заявляет о себе как конкурент папирусу. Пергамент – бычья кожа, которую долго вымачивали, дубили, сушили и использовали в качестве писчего материала. Пергамент был удобнее, а главное, намного долговечнее папируса. Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради.

Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности растёт также число посетителей библиотек.

А как же появились первые библиотеки на Руси? Вот какую информацию мы нашли. История библиотек Руси ведет свое начало с 11-12 веков в Киевской Руси, когда после принятия христианства стали создаваться монастыри. Назначением первых библиотек и первой их задачей было хранение исторических документов, которые являлись рукописными книгами.

С XIX века главным предназначением книги стало - просвещение народа. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшему развитию библиотеки.

27 мая 1996 года в нашей стране впервые торжественно отметили Всероссийский день библиотек. Этот праздник был установлен согласно Указу Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27 июля 1995 года и приурочен ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России, ныне Российской национальной библиотеки. Сегодня в нашей стране более 150 тысяч библиотек, в которых работают сотни тысяч квалифицированных библиотекарей. Всероссийский день библиотек - это не только праздник библиотекарей, библиографов, книговедов, информационных работников, ученых, педагогов, кто посвятил свою жизнь сохранению и развитию отечественной книжной культуры; это праздник всенародный,

праздник всех тех, кто любит книгу!

Нам стало интересно, а как появились первые библиотеки земли Пермской. Зарождение библиотечного дела в Пермском крае относится к 16 веку. В основном это были монастырские и церковные библиотеки, сыгравшие большую роль в распространении грамотности среди населения. Первыми частными библиотеками являлись книжные собрания заводчиков Строгановых, Всеволожских, Демидовых, которые использовались в основном для личных нужд.

В конце 18 века в России, в губернских городах, открывались главные народные училища, при которых полагалось иметь книгохранилище – библиотеку. Так, в Перми открылась общеобразовательная народная школа. Это была первая библиотека в Перми.

Книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого в Перми книгохранилища: П. А. Назаретском и Н. С. Попове.

2.2.Библиотеки города Чернушка

Современная библиотека - становятся многофункциональными информационными центрами с оказанием различных услуг: свободный доступ информации, Интернет, электронные энциклопедии, электронные базы данных, сканирование, ксерокопирование, оказание юридических услуг и др.

В каждом городе, как правило, не одна и не две библиотеки, их обычно несколько. В нашем городе существует более 7 библиотек.

Самая первая библиотека появилась в 1932 году (Межпоселенческая центральная библиотека). Началом истории Чернушинской районной библиотеки послужил приказ № 1 Чернушинского райОНО Уральской области от 7 января 1933 года: «Во вновь открытую Чернушинскую библиотеку назначить заведующей библиотекой тов. Храмцову Анастасию Артемовну с 1 ноября 1932 г. Располагалась библиотека в Доме колхозника по улице Пионерской. Первоначальную основу фонда составили книги из Рябковской библиотеки и подаренные первыми активными читателями. В библиотеке было 795 читателей и 7017 экземпляров книг. Позже библиотека переехала в Дом культуры и занимала там 2 комнаты на втором этаже.

На сегодняшний день Межпоселенческая центральная библиотека имеет самый богатый библиотечный фонд, который насчитывает более 225 тысяч экземпляров (в т.ч. электронные издания, аудиовизуальные документы, издания на языках народов).

Директор МЦБ Елена Алексеевна Шаяхметова рассказала нам о том, что с каждым годом расширяется круг мероприятий, проводимых библиотекарями. Многие из которых стали традиционными. К их числу можно отнести: семейные экскурсии в библиотеку, литературные марафоны, викторины и конкурсы, поле чудес, день православной книги, семейные чтения, библиосумерки, библиополночь, наедине с классиком, в гостях у сказки, лишь тот достоин уваженья, кто чтит историю свою, книжные выставки и др.

Мы хотим рассказать ещё про одну библиотеку. Центральная детская библиотека появилась 10 августа 1974 года. Отличается она от других библиотек тем, что сюда чаще приходят дети. Ребята любят поиграть в настольные игры, полистать интерактивные книги, посмотреть мультфильмы. Фонд этой библиотеки на начало 2017 года насчитывает 20165 экземпляров. Мои одноклассники называют её любимой с детства, гостеприимной.

В каждой школе есть своя библиотека. Главная задача школьной библиотеки - оказание помощи учащимся и учителям образовательного учреждения, к которому она относится. Библиотеки школ ориентированы на учебные программы, значит, они должны быть доступны первокласснику и выпускнику школы, педагогу и директору. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Фонд литературы нашей школьной библиотеки более 40000 экземпляров. С первого посещения школьной библиотеки библиотекари Шашкина В.Н и Герасимова Ю.В. могут заинтересовать школьника, увлечь его в интересный мир книг. Ребята чувствуют, что их здесь ждут, им тут всегда рады. Наши библиотекари не просто люди, выдающие книги, а советники и наставники. Для всех первоклассников проводят часы знакомства с библиотекой. Детям показывают экземпляры красочно оформленных книг, знакомят со структурой книги, с детскими писателями, рассказывают о первых библиотеках, проводят экскурсию. Также готовят тематические выставки книг, семинары, классные часы и внеклассные мероприятия, предлагаются книжные новинки. А для тех школьников, которые углубленно изучают определённую тему, школьные библиотекари стараются подбирать справочную или научную литературу к моменту их посещения, чтобы дети чувствовали заботу и заинтересованность в их успехах. Для школьной библиотеки важно иметь гостеприимную атмосферу. В нашей библиотеке всегда много учеников и учителей, значит, библиотека интересна, в ней кипит жизнь, в ней всё в порядке!

2.3 Портрет библиотекаря и читателя.

Как правило, на должности хранителя библиотеки были только мужчины, и вплоть до 1917 года в России государственная служба в числе сотрудников государственных библиотек для женщин была закрыта. Для того чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную библиотеку, нужно было иметь не просто высшее образование, а специальные познания по разным отраслям науки: знание русского, французского, немецкого, латинского, греческого (или вместо одного из них – восточного) языков. Младший персонал должен был владеть русским и тремя любыми иностранными языками. Стать почётным библиотекарем было труднее, чем академиком.

Из беседы с заведующей Центральной Детской библиотеки Светланой Викторовной Ануфриевой мы узнали, что библиотекарь не просто хранитель книг. Он должен обладать искусством общения и перевоплощения, незаурядной выдумкой и высоким профессионализмом. Библиотекарь должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения бесед, иметь навыки общения с людьми, знать формы и методы проведения выставок, конференций, правила учета и обработки книжного фонда. А также обладать такими качествами, как усидчивость, внимательность, аккуратность, организованность, склонность к выполнению монотонной работы, сосредоточенность, терпение, тактичность, и конечно - любить читать! Многие эти качества отметили в анкете и мои одноклассники.

А Медведева Анна Валерьевна, зам.директора городской библиотеки рассказала, что кроме обслуживания читателей, библиотекарь ведет учет, комплектование, составление списков новых поступлений литературы, составление алфавитного и систематического каталогов. Занимается проведением периодических инвентаризаций библиотечного фонда. Осуществляет связи с другими библиотеками. Принимает меры по созданию условий для современного удовлетворения запросов на литературу, обеспечивает составление библиографических справок и тематических выставок в оформлении наглядной агитации, стендов. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда. Ведёт статистический учет по основным показателям работы библиотеки в рамках установленной отчетности. Вся деятельность проводится на основании нормативно-правовых документов.

Портрет библиотекаря с прошлого века практически не изменился. Исключение составляет лишь пол (библиотекари в основном женщины), да знание информационно компьютерных технологий.

Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё распоряжение на определённый срок. Однако, есть книги, которые на дом не выдаются. В этом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). Это справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, т.е. книги, которые имеются в одном экземпляре и могут понадобиться читателям в любое время.

В библиотеке читатель можно подготовить реферат, найдя нужную информацию в специальной литературе, или посредством доступа к Интернету, набрать и распечатать его, узнать о новинках художественной и научной литературы, прослушать диск, найти любой закон, снять (отксерокопировать) выкройку для модной одежды из журнала мод, отдать в дар свои уже прочитанные книги.

читатель XX века

читатель XXI века

Престиж чтения снизился, хотя негативного отношения к чтению нет.

Время на чтение не уменьшилось. Читают данные из Интернет источников, развлекательные журналы и газеты.

В круг чтения входят книги, журналы (художественные и научно-популярные), газеты. Журналы и газеты выписывает каждая семья. Стоимость покупки доступна для всех категорий.

Посещение библиотек было обязательным. Домашние библиотеки были почти у всех опрошенных. Купить книгу было сложно.

Подолгу сидели в читальном зале, работали со справочной литературой, писали рефераты, доклады.

Любовь к чтению прививается в семье. Телевизор смотрят редко, книги читают ежедневно. К чтению чаще приучали мамы и бабушки

Читают, чтобы повысить свой интеллектуальный и профессиональный уровень, для получения образования и т. д. Чтение художественной литературы не привлекает, т.к. есть много способов развлечься.

Рассматривая портрет современного читателя мы не могли не поинтересоваться мнением читателей - подростков, моих одноклассников. (Приложение 3) В результате проведенного анкетирования, нами было выявлено, что большинство учеников из моего класса посещают библиотеки крайне редко. Более того, не знают и половины существующих библиотек в городе. Но, к счастью, есть и такие молодые люди, которые идут по жизни, не расставаясь с книгой.

Из 29 человек 18 человек - 62% посещает библиотеку редко. Систематически посещают лишь 11 человек - 38 %.

У 24 человек – 83% основная причина посещения библиотеки связана с учебной деятельностью (подготовка к урокам, поиск ответа на интересующий вопрос), 5 человек – 17% говорят о том, что проводят в библиотеке свободное время.

Можно сказать, что круг чтения за последнее время изменился. В нем преобладает чтение Интернет-информации, газет и журналов развлекательного характера – 18 человек (62%). Художественной литературе отдали предпочтение лишь 9 человек – 31%, 2 человека – 7% читают литературу, связанную с учебой.

III Заключение

В ходе исследования мы:

- изучили историю происхождения и развития библиотек;

- рассмотрели роль библиотек в обществе;

- выявили место библиотеки и чтения в ряду досуговых предпочтений одноклассников и их семей;

- выяснили читательские предпочтения современного читателя и читателя конца ХХ века.

- создали буклет с адресами и телефонами библиотек нашего города.

В результате проведенного исследования, нами было выявлено, что ученики моего класса посещают библиотеки, но крайне редко. Основная причина их посещения связана с учебной деятельностью. Большая часть опрошенных предпочитает использовать Интернет – источники вместо книги. Однако, они отметили, что Интернет не может заменить библиотеки полностью. С целью привлечения внимания к библиотеке и книге мы провели классный час, на котором поделились с учениками гимназии полученной информацией, рассказали о мероприятиях проводимых городскими библиотеками. Постарались представить образ библиотеки как информационно-образовательного центра, теплого и радостного дома. По отзывам ребят, нам стало понятно, что многие мероприятия, проводимые библиотеками, заинтересовали их.

Считаем, что выполненная работа дала положительный результат.

Список используемой литературы

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.

Еще лет 10−20 назад библиотеки были главным источником информации. Читальные залы заполнялись студентами, коридоры — очередями из посетителей. Выбирать авторов и издания среди огромного фонда помогал человек, выбравший профессию библиотекаря



Библиотекарь – одна из старейших профессий. Первые ее представители работали еще с глиняными табличками. И, стоит отметить, это была исключительно мужская работа.

После появления первой публичной библиотеки в VI веке до нашей эры, деятельность хранителя книг стала почетной и уважаемой, но и круг обязанностей был больше: например, необходимо было заниматься реставрацией и описывать труды прошлого.

На Руси профессия библиотекарь зародилась в 1037 году, когда князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода и переписи книг Древней Греции.

Описание

Библиотекарь – это сотрудник, который организует, систематизирует и управляет библиотечным фондом, консультирует посетителей в выборе книг и журналов, заполняет документы (читательские книжки или карточки), проводит тематические мероприятия. Работа библиотекаря подразумевает постоянный поиск и сортировку книг. Все экземпляры, а также сведения о читателях, должны быть рассортированы для быстрого ориентирования и поиска необходимой информации.

В обязанности также входит контроль состояния печатных изданий, выполнение легкого ремонта. При поступлении новой литературы специалист вносит данные в картотеку, оформляет страницы – ставит печать учреждения, присваивает уникальный номер и вклеивает листок сроков возврата. Далее размещает издание на соответствующую тематике полку.

Специализации

Сейчас библиотекари работают не только с бумажными носителями, но и с компьютерным оборудованием: в некоторых случая данные дублируются, в других – полностью переходят в электронный формат. Поэтому современный библиотекарь должен обладать навыками работы с компьютером и оргтехникой. Из-за таких изменений в профессии появились новые специализации.

Менеджер информационных систем занимается планированием и разработкой технологического развития, определяет оптимальное сочетание потребностей пользователя и возможностей информационной системы.

Библиотекарь-технолог отличается от классического библиотекаря тем, что работает с информационными технологиями. Это опытный пользователь ПК, который работает с офисной техникой, с аудио- и видеоаппаратурой, ведет электронные каталоги и базы данных, занимается сайтом и социальными сетями библиотеки, чтобы привлечь посетителей и популяризировать чтение.

Администратор баз данных – специалист, отвечающий за создание, обслуживание и защиту от несанкционированного доступа базы данных. Главная его задача – поддержание работы сервера для получения беспрерывного доступа к необходимой информации.


Плюсы

К плюсам профессии библиотекарь относятся:

  • возможность читать большое количество разнообразной литературы;
  • работа в спокойной и тихой обстановке;
  • возможность совмещать работу и научную деятельность;
  • общение с людьми, интересующимися литературой;
  • работа рядом с домом, ведь библиотеки есть в каждом районе города.

Минусы

Минусы профессии библиотекарь следующие:

  • небольшая заработная плата;
  • монотонная, однообразная работа;
  • малое количество посетителей и скудность нового библиотечного фонда в небольших населенных пунктах.

Где получить образование

Учебные заведения

Курсы

Международная академия экспертизы и оценки предлагает удаленное обучение на библиотекаря в рамках 5-месячных курсов. Они предназначены для специалистов, которые уже имеют среднее или высшее филологическое или историческое образование. После обучения МАЭО выдает диплом о профессиональной переподготовке.

День библиотекаря в России имеет особое значение не только для причастных к этой профессии людей, но и для обычных читателей и ценителей хороших книг. Отмечается этот праздник ежегодно 27 мая

Востребованность

Профессия библиотекаря не считается востребованной. Интерес к библиотекам у читателей снижается, и сфера деятельности изживает себя. Хотя на рынке труда и наблюдается спад спроса на специалистов, потребность в них пока существует.

Сегодня библиотеки, помимо выполнения своих основных функций, работают как культурные центры: проводят встречи с интересными личностями, организуют выставки и мероприятия, квесты для детей и взрослых на основе литературных произведений, проводят занятия по иностранным языкам и творческие мастер-классы. Благодаря этому учреждения остаются посещаемыми и вызывают интерес у новых посетителей.

Устройство на работу и карьера

Библиотекари работают в муниципальных библиотеках, в библиотеках вузов, школ и других организаций. Вероятность карьерного роста мала, но человек с высшим образованием может рассчитывать на должность заведующего библиотекой или отдела.

В этой сфере можно открыть свое дело - например, можно открыть магазин по продаже книг или киоск с журналами. В таком случае, если уже при поступлении в учебное заведение вы задумываетесь о бизнесе, лучше выбрать другую специальность, например издательское дело.

Уровень зарплаты

Уровень заработной платы библиотекаря невысок: от МРОТ до 30 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге доход может достигать 30-60 тысяч рублей. Размер оплаты труда в основном зависит от города, востребованности учреждения, а также от того, оказывает ли библиотека дополнительные платные услуги.

Перспективы в будущем

В эру компьютерных технологий всю необходимую информацию, в том числе литературу, мы находим, скачиваем и читаем с помощью интернета, поэтому необходимость в посещении библиотек заметно снизилась. Несмотря на это, посетителей достаточно, так как, во-первых, книги сейчас стоят довольно дорого, во-вторых, большинство предпочитают читать текст с бумажного, а не электронного носителя, в-третьих, литературу, которую задают читать в школах или других учебных заведениях, целесообразнее брать именно на время, а потом при необходимости приобретать.

Сейчас библиотеки меняют формат работы. Теперь библиотека – это то место, где можно не только бесплатно получить книгу или журнал, но и чему-то научиться, пообщаться с единомышленниками, расширить свой кругозор, пополнить словарный запас. Библиотеки стараются привлечь посетителей через социальные сети, проведение различных мероприятий, пополнение книжного фонда интересными литературными новинками. Но все это, конечно, зависит от финансирования.

Профессия библиотекарь будто начинает уходить в прошлое, но, стараясь следовать запросам времени, все еще крепко держится на ногах. Пока мы хотим обучаться и пользоваться возможностью бесплатно получать книги, библиотеки будут востребованы, а следовательно, и профессия библиотекарь.

- Я как молодой специалист расскажу о плюсах и минусах профессии. Из плюсов можно выделить возможность попробовать свои силы во многих смежных областях (педагог, аниматор, экскурсовод, ведущий мероприятий, модератор, сценарист и режиссер и даже актер!), получение различных дополнительных компетенций soft skills, стабильный конкурентоспособный доход и социальные гарантии молодым специалистам.

Конечно, не всегда все идеально и у нас. К сожалению, довольно часто из-за высокого спроса на новую литературу не всегда есть возможность удовлетворить потребности всех наших читателей или пригласить на встречу с читателями модного автора или издателя или какого-то лидера общественного мнения. Не всегда охотно идут к нам в простую районную детскую библиотеку. А ведь именно здесь и начинает формироваться личность, вырастая в активного читателя, интеллектуала.

Для нас, молодых специалистов, высокой мотивацией быть в профессии является уровень вознаграждения. Московские библиотекари получают конкурентоспособную заработную плату, если сравнивать ее, например, пять лет назад и сегодня. В зависимости от занимаемой должности и уровня ответственности получать можно от 25 до 60 тысяч рублей стабильного заработка без KPI. К сожалению, таков он далеко не везде в отрасли.

Читайте также: