Доклад на педагогические чтения с приложениями

Обновлено: 02.07.2024

Как подготовить доклад к педчтениям

Обычно структура доклада бывает следующая:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Глава (параграф, часть) 1. Теоретические основы
  • Глава (параграф, часть) 2. Отражение собственного опыта
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Рассмотрим кратко по отдельности содержание частей доклада.

Введение. Обычно материал располагается в следующем порядке:

  • Актуальность.
  • Противоречие (т.е. что не удовлетворяет в существующей практике. Например, неудовлетворенность тем, что дети на уроках мало говорят или осознание того, как много времени уходит на повторение пройденного на каждом уроке, на повторение забытого материала и т.п.).
  • Из противоречия вытекает проблема, которую Вы исследуете в данной работе.
  • Цель данной работы.
  • Задачи, показывающие поэтапное достижение цели.
  • Методы исследования.
  • Новизна.
  • Практическая значимость.
  • Этапы исследования.
  • Где проводилась апробация и внедрение результатов исследования.

Глава (параграф, часть) 1. Теоретические основы. В этой части работы нужно проанализировать теоретические основы Вашей тематики. Обычно приводят, анализируют, сопоставляют, сравнивают подходы нескольких авторов. Но после этого должна получиться Ваша теоретическая модель: Ваше теоретическое видение того, как должна быть решена та проблема, которую Вы исследуете (т.е. та проблема, которую Вы обозначили во Введении). Эта модель может быть описана словесно или представлена в виде схемы, таблицы и т.п. (предпочтительнее представление модели в виде схемы или таблицы, т.к. тогда модель становится цельной, системной и Вам самому становятся понятнее пути решения проблемы). Должны быть ссылки на литературу.

Глава (параграф, часть) 2. Отражение собственного опыта (название главы будет другим). Здесь Вы поэтапно описываете Ваш опыт решения исследуемой проблемы согласно Вашей теоретической модели. Так как это опыт, то в конце главы должен быть приведен анализ и обобщение конкретных фактов и показателей работы, подтверждающих эффективность данного опыта.

Заключение. Здесь показываете, какие результаты получены, приводите выводы об эффективности Вашей модели и рекомендации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отдел образования администрации Советского района Республики Крым

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Доклад на педагогические чтения

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

учитель биологии и химии

С.Красногвардейское – 2015 г.

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

Калюжный С.В.

учитель биологии и химии

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

Индивидуально - дифференцированный подход я рассматриваю как организацию учебного процесса создающего оптимальные условия для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого ученика или отдельных групп учащихся. (СНИТ - средства новых информационных технологий)

Основная цель индивидуализации и дифференциации не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом каждым учеником.

Практическая реализация индивидуально – дифференцированного подхода имеет ряд сложностей, связанных с технологической стороной данного процесса:

подготовка заданий разного уровня сложности и проверка работ занимает большую часть времени учителя;

для получения дополнительной информации необходимо переработать огромное количество печатного материала;

в результате ограниченности времени невозможно вовлечение всех учащихся в основные мыслительные операции;

выполнение индивидуальных заданий учащимися ограничивает их контакт с другими учащимися класса;

очень сложно на протяжении всего урока осуществлять контроль и помощь каждой группе учащихся или отдельным ученикам;

невозможно гибкое изменение процесса обучения непосредственно на уроке;

трудно выбрать оптимальный темп урока, учитывающий индивидуальные особенности всех учащихся.

Внедрение СНИТ в учебный процесс дало широкие перспективы для решения поставленных задач.

Использование СНИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на новом уровне. Компьютерные технологии усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации, интенсифицируют процесс обучения.

Применение СНИТ возможно:

при изучении высокотемпературных процессов (цветная и чёрная металлургия);

при демонстрации опытов с ядовитыми веществами (галогены), при рассмотрении взрыво- и пожарноопасных процессов;

при демонстрации длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот)

для моделирования химических процессов и явлений, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории (переработка нефти, получение кислот);

для моделирования моделей молекул, что позволяет увидеть пространственное строение вещества (строение органических соединений) и др.

При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Например, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических явлений и процессов на компьютере - необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.

Второе направление использования СНИТ в процессе обучения химии - программная поддержка курса. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, можно разделить на программы:

справочные пособия по конкретным темам;

решение расчетных и экспериментальных задач;

организация и проведение лабораторных работ;

контроль и оценка знаний .

Использование компьютерной техники возможно на каждом этапе урока:

при закреплении решается проблема учёта степени усвоения материла разными группами учащихся. Каждая группа работает по своему варианту. Возможна работа по индивидуальным программам.

при повторении, обобщении и систематизации материала используются различные возможности СНИТ: постановка проблемных ситуаций, экспериментальных задач, тестирование, развивающие игры, графические возможности, программы – тренажёры;

на этапе контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей компьютер занимает особое место. Его использование позволяет учитывать разную скорость работы учащихся, выявить пробелы в знаниях, устранить их с помощью того же компьютера;

при подготовке домашнего задания использование СНИТ позволяет учащимся глубже рассмотреть заданный материал (используя обучающие программы или материалы Интернет).

Применение Internet/Intranet-технологий открывает принципиально новые возможности для познавательной и творческой самореализации учащихся. Учащиеся имеют возможность получить интересующую их информацию из постоянно обновляющейся базы данных, ознакомиться с результатами исследований, узнать о проведении конкурсов, олимпиад, конференций, тестирований и т.д. Информацию по химии учащиеся могут найти на соответствующих сайтах, некоторые из которых представлены в приложении 1.

В своей работе для реализации индивидуально – дифференцированного подхода средства новых информационных технологий я применяю в нескольких направлениях:

При опросе и актуализации знаний.

При изложении нового материала.

При закреплении изученного материала.

При определении домашнего задания.

При выполнении практических работ.

На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

При индивидуальной работе с учащимися.

При опросе и актуализации знаний учитываю уровень подготовленности учащихся.

На данном этапе урока возможны такие виды деятельности как:

моделирование процессов и явлений;

выполнение разноуровневых тестовых работ;

Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания фиксируется в электронном журнале или проверяется учащимися с высоким уровнем.

Учащиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учащихся. Их ответы также отслеживаются сильными учащимися.

Учащиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, создают презентации по вопросам домашнего задания).

в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её. (Например, при наличии степеней окисления азота в реакции определяют его свойства).

Учащиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию. (Например, по алгоритму дописывают уравнения реакций азота с несколькими элементами, определяют степени окисления и делают вывод о его свойствах).

Учащимся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы. (Например, на основании положения атома азота в периодической системе предсказать его свойства, написать уравнения соответствующих реакций и подтвердить свои предположения).

Закрепление изученного материала, проводимое либо в процессе работы над новым материалом, либо в конце урока, рассчитано на то, что:

учащиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте. (Например, для вещества, структурная формула которого представлена, написать гомолог и изомер).

учащиеся со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации. (Например, по названию вещества определить и доказать принадлежность его к определённому классу, составить формулы двух его гомологов и двух изомеров);

учащиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера. (Например, в предложенном задании по названиям органических веществ найти ошибки и записать правильные формулы).

Для домашнего задания упражнения подбираю также дифференцированно.

Самое простое задание – репродуктивного характера. (Например, знать строение, физические свойства, суть полимеризации каучука).

Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации. (Например, знать строение, физические свойства, суть полимеризации каучука, а также написать реакции получения каучука, его полимеризации, сополимеризации).

Наиболее сложные – творческие задания. (Например, найти в Интернете информацию о различных видах синтетических каучуков, в том числе, синтезируемых в РТ, уметь писать реакции их получения и полимеризации).

Использование СНИТ имеет преимущество в том, что для выполнения домашнего задания привлекаются учащиеся, хорошо разбирающиеся в ПК, но имеющие пробелы в химии. Для таких учащихся подбираю задания на создание моделей атомов, молекул, моделирования химических производств, выполнение опытов, составление тестовых и учебных программ по конкретной теме. Домашнее задание выполняется ими с большим энтузиазмом, чем зубрёжка учебника, т.к. идёт осмысленное усвоение материала. Текстовый материал при этом играет вспомогательную роль и состоит из подтверждений и указаний, помогающих учащемуся самостоятельно исправлять допущенные ошибки в ответах на контрольные вопросы к проработанной части текста.

Также при подготовке домашнего задания учащиеся могут использовать дополнительный материал, справочные данные, видеофрагменты, демонстрации опытов, которые заложены в электронных пособиях. При объяснении домашнего задания ребята могут демонстрировать эти фрагменты для всего класса.

При выполнении практических работ учитываю умения учащихся описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать наиболее рациональные способы выполнения работы.

При проведении практических работ индивидуально – дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:

Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.

Учащиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.

Способным учащимся предлагаю два варианта:

выполнение практических работ с учётом индивидуальной подготовленности учащихся (из заданий республиканского тура олимпиад);

выполнение практических работ, которые позволяют исследовать явления, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. (Например, задавая различные концентрации веществ, ученик может проследить за изменением объёма выделившегося газа).

Проверочные, контрольные работы на основе индивидуально – дифференцированного подхода разрабатываю с учётом следующих способов дифференциации:

содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объёма или более сложные;

задание общее для всего класса, а для слабоуспевающих учеников даю вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);

использую задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

предоставляю самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий.

Для учащихся, пропустивших урок или имеющих пробелы по определённым темам, сначала предлагаю ознакомиться с материалом на электронных носителях, а затем, при необходимости, оказываю помощь. Такая форма позволяет учащимся в индивидуальном режиме проработать необходимые темы, если нужно, получить консультацию учителя, выполнить предлагаемые задания в режиме обучения и контроля и получить оценку.

Наличие у учащихся компьютерных программ по химии облегчает данный процесс.

Одно из направлений осуществления индивидуального и дифференцированного подхода – получение дополнительных заданий.

Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес у учащихся к предмету, вовлекать их в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания, а мне - творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Но, не смотря на все выигрышные моменты использования СНИТ, роль учителя остается по-прежнему ведущей в учебном процессе.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М: Народное образование, 1998г.-255с

Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 1994.-205с.

Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения// Народное образование. 1964.№2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Результатами внутришкольного контроля, учебной деятельности (слайд 5)

В связи с этим учителями нашей школы созданы Программы деятельности педагога по работе с учащимися, имеющими проблемы в изучении русского языка.

Цель программы: ликвидация пробелов у учащихся в процессе обучения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачей программы является создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.

Принципы построения Программы - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

В Программе даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Причина слабой успеваемости

Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность, отсутствие контроля со стороны родителей

Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов

Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи.

Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие контроля со стороны родителей

Низкий уровень мотивации, отсутствие контроля со стороны родителей, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке

Особенности неуспевающих учащихся:

низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

отсутствие познавательного интереса;

не сформированы элементарные организационные навыки;

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Признаки отставания ученика

В чем проявляется:

1. Низкий уровень

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и т. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Функциональные особенности нервной системы

4. Отсутствие познавательного интереса.

С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности

Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

5.Несформированность произвольной сферы.

Функциональные особенности нервной системы;

Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Перед нами возникают вопросы, требующие незамедлительного решения.

Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно выбирать разумные способы учебной работы, применяемые учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

Систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как можно помочь слабоуспевающему ученику?
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность учеников?

Разнообразить виды деятельности.

Всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

Стремиться к алгоритмизации деятельности.

В связи с этим учитель должен: (слайд 10)
Знать
психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
- память (вербальная, невербальная)


Стремиться понять и принять каждого ребёнка:
- уметь встать на позиции ученика;
- уметь вести непринуждённый диалог;
- стремиться к внешней занимательности;
- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
- учить работать со словарями и другим справочным материалом.

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

В обучении применять:
- опережающее обучение;
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам;
- работу с алгоритмами.


Особое внимание обращаем на правило: НЕТ насмешливому тону!

При работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие психологические правила:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Не обойтись при работе со слабоуспевающими учениками без дифференцированного подхода в обучении (слайд 11)
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- при закреплении;
- при проверке домашнего задания;
- при самостоятельной работе.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи (слайд 12,13)

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома.

Больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

При опросе создаются специальные ситуации успеха.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится индивидуальная консультация, подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.


Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: (слайд 14)

специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов: (слайд 15)

- Отсутствие в классе отстающих учащихся;
- Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
- Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;
- Развитие способностей учащихся

Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов: (слайд 16)

- Большая подготовительная работа перед уроком
- Переработка содержания материала
- Дидактическое обеспечение
- Подготовка учащихся к такой форме работы;
- Педагогический мониторинг

Рекомендации по рациональному применению

дифференцированного подхода

Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

Индивидуальные дифференцированные задания.

Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

Индивидуальные групповые задания различной степени трудности.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Как следствие, на уроке появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание в учебном процессе.

Виды домашних заданий в условиях дифференциации

Виды домашних заданий

Три уровня домашнего задания:

Обязательный минимум (по силам любому ученику).

Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).

Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.

Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Мероприятия по предупреждению неуспеваемости

учащихся на 2013-2014 учебный год (7В класс)

Мероприятие

Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей

Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические)

Дополнительные занятия с учеником (разовые)

“Правила составления плана устного ответа”

“Как правильно работать с орфограммами”

в начале учебного года

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность

ежедневно на разных этапах урока

на каждом уроке

Работа с учеником на уроке:

в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;

при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников

на каждом уроке

Организация самостоятельной работы на уроке:

разбивка заданий на дозы,

ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

ссылка на правила и свойства,

более тщательный контроль с указанием на ошибки;

выбор наиболее рациональных упражнений, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях,

использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий

Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия)

на каждом уроке

Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки

Уже давно в нашу жизнь пришли динамизм и непрерывное развитие, повсеместно внедряются новейшие методы и средства обучения, автоматизированные обучающие системы, электронная техника.

Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все большое внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся.

Педагогический коллектив Профессионального училища № 7 3 года работал по единой методической теме: “Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе”. И я могу с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.

Сегодня наши коллеги поделятся своим опытом и расскажут, как можно нетрадиционно начать урок, как применить на практике блочно-модульное обучение, как интересно провести урок спецтехнологии и производственного обучения, и возможности мультимедийного кабинета.

Что же такое метод? И что же такое форма? Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности учителя и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания. Признаком метода является деятельность. Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.

Решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания, мы отдаем предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы учащихся, их творческой активности, улучшению качества подготовки по профессиям.

Обратите внимание на листы на ваших столах, как раз здесь представлены различные виды и формы работы, повышающие уровень активности обучения.

  1. Материально-дидактическая база.
  2. Содержание учебного материала.
  3. Уровень обученности и воспитанности учащихся.
  4. Уровень методической подготовки преподавателя.

Для производственного обучения как составной части учебного процесса в профессиональном учебном заведении полностью свойственны все основные характеристики процесса обучения. Вместе с тем определяющие специфику подходов к определению его целей, содержания, форм и методов.

Прежде всего, о цели. Основной целью производственного обучения является формирование у учащихся профессионального мастерства в области определенной профессии, специальности.

  • качество выполнения работы – выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов:
  • производительность труда – выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;
  • профессиональная самостоятельность – умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;
  • культура труда – способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;
  • творческое отношение к труду – развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;
  • экономическая целесообразность трудовой деятельности – способность к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.

Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся. Через призму этих показателей необходимо рассматривать практически все вопросы содержания, организации и методов производственного обучения.

  • показ приемов трудовых действий,
  • упражнения,
  • самостоятельные наблюдения учащихся,
  • письменное инструктирование,
  • методы обучения учащихся высокопроизводительным приемам и способам работы,
  • формирования творческого отношения к труду,

“активные” методы производственного обучения.

Но здесь понятие можно расширить и отнести ко всем видам обучения. Сущность “активных” методов обучения, как производственного, так и теоретического, заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение “первооткрывателей”, “исследователей”. Вопросы теории и практики проблемного обучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе.

  • постановка учащихся в условия необходимости практического использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;
  • вскрытие противоречий между теоретически или принципиально возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью этого способа;
  • постановка учащихся перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений;
  • постановка учащихся в ситуацию, когда они осознают, что имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить поставленную задачу.

Мастера п\о и преподаватели широко применяют в своей практики различные методы и формы активизации обучающихся на уроке – это и уроки-игры, это и проблемно-задачный подход на уроках п/о и т/о, это и использование различных форм работы – бригадные, групповые, парные, индивидуальные и т.д., это и использование различных дидактических средств и приемов и многое-многое…

А теперь наши коллеги поделятся своим опытом…

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
  3. Использование игровых форм;
  4. Диалогическое взаимодействие;
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
  6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
  7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
  8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
  9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
  10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
  11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
  12. Деятельностный подход в обучении.

Вы видите и знаете, что в учебно-воспитательный процесс уже плотно вошли и реализуются различные активные формы и методы обучения. Но данном этапе развития профессионального образования этого мало. В концепции развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года одним из приоритетных направлений является совершенствование содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг: обеспечение соответствия содержания начального профессионального образования и методов обучения новым производственным технологиям. Поэтому на смену отдельным формам активного обучения, делающим учебный процесс неоднородным по форме и содержанию, должны прийти целостные образовательные технологии вообще, и технологии обучения в частности.

Инновационная деятельность преподавателей и мастеров – часть методической работы, направленной на выполнение одной из главнейших задач в деле качества и эффективности процесса обучения и воспитания – дальнейшее совершенствование форм, методов и средств проведения урока, т.е. создание педагогических технологий.

Одна из анкет, которые вы проходили, выявляла уровень инновационного потенциала у коллектива. На вопросы теста всего ответили 23 человека – это менее 50 % ИПР, но итоги впечатляющие. На вопрос оценки условий училища для развития инновационной деятельности 1 человек из 23 оценили как очень хорошее, 5 человек, как хорошее, 13 человек, как удовлетворительное и даже 1 человек считает, что нет никаких условий для развития. Но в тоже время 21 человек из 23 чувствует себя готовым к освоению различных новшеств. И наконец что же является препятствием в освоении и разработке новшеств 6 человек из 23 считают, что это отсутствие времени, 18 человек, что причина слабая информированность и отсутствие стимулирования, поделились поровну, и у 1 человека отсутствуют необходимые теоретические знания. И если эти данные проанализировать, то 90 % педагогов готовы, но 39 % недостаточно информированы о нововведениях в образовании.

Из результатов опросов нашего коллектива можно увидеть, что у нас есть большой потенциал для успешного развития и мы готовы к освоению новшеств.

Читайте также: