Формирование личности средствами физической культуры доклад

Обновлено: 05.05.2024

Одной из ведущих идей научного мировоззрения и педагогической практики П.Ф. Лесгафта было гармоническое развитие человека, физическое и духовное, посредством физических упражнений. Многие психологи, социологи, теоретики физической культуры и спорта уделяют пристальное внимание данной проблеме.

Петр Франсович Лесгафт говорил, что человек должен познать всю силу своего организма, научиться управлять своим телом. Существует целый спектр функций человеческого ума и тела, однако современный индивид не использует и третий части физических и умственных возможностей. Мы придумали компьютеры, чтобы они за нас вычисляли и проводили логические операции, мы развиваем высокие технологии, чтобы вещи делали за нас всю физическую работу. Возникает вопрос, что же остается человеку? Наслаждаться гедонизмом, выдумывать себе развлечение – наркотики, спиртное, бегство в мир девиантных субкультур.

Свою систему физических упражнений Лесгафт (1950, с.: 41) называет физическим образованием в отличие от физического воспитания.

Особенности педагогической направленности физической культуры в формировании личности

Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.

В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей. Физическая культура в этом отношении и представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, физическое воспитание.

Однако, Л.П. Матвеев (1984, с.: 7), рассматривая физическое воспитание в качестве одного из видов воспитания, определяет его как образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами).

· либерализация процесса воспитания, изменяя сложившиеся педагогические авторитеты общественно-государственной системы физического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимную ответственность людей, способствует переходу отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъективные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей;

· гуманизация процесса воспитания ориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;

· непрерывное развитие физкультурного воспитания, представляющее собой динамическое движение поливариантного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, а также самостоятельность и инициативу занимающихся;

· гармонизация содержания физкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесного развития человека, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида.

Автор дипломной работы полностью согласен с мнением Л.И. Лубышевой, о том, что внедрение рассмотренных концептуальных положений в физкультурно-спортивную практику возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания, как пишет Л.И. Лубышева (1996, с.: 17), является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культурой личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса.

В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.

Выводы

В современном все усложняющемся мире важно раскрывать возрастающую глобальную роль физической культуры в формировании человека и прогрессивном развитии общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. В исследованиях отмечается, что в XXI веке, возможно будет спрогнозировать такие характеристики человека, как способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; способность решать конфликты любого уровня с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в быстро меняющемся мире; компетентность при решении проблем любого уровня. Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Такие характеристики человека обусловлены перспективным развитием основных сфер жизнедеятельности человека и общества (образованием, трудом, досугом), прогрессом человеческой цивилизации. Поэтому стоит стремиться к совершенству не только на материальном, повседневном уровне, но и в духовной сфере, таким образом, создавая гармонию в нашем социуме, в нашей жизни. Для этого мало изменить что-то в себе самом, хотя это является начальной и базовой ступенью в прогрессе, следует менять структуру нашего бытия, в том числе культурную сферу и систему физической культуры. Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.

Нашему времени нужна личность, а не прости индивид, который выключен из социальной жизни и не чувствует за собой социальной ответственности. Как же сформировать социально-адекватную личность? Данная работа демонстрирует способ решения поставленной задачи посредством усвоения человеком ценностей и норм поведения, присущих общемировой и физической культурам, так как они оказывают сильное воздействие на психосоматическую сущность индивида, формируя его личность.

1. Посредством данной работы была проанализирована специальная литература по теме, что дало возможность объективно судить о роли физической культуры в нашей жизни. Этот вид культуры оказывается незаменим в синергетической системе человеческого мировоззрения.

2. Физическая культура позволяет целесообразно строить социальные отношения в обществе, а также преобразовывать внутренний мир индивидав соответствии с его материальными и духовными потребностями, адоптироваться и быть более стрессоустойчивым к постоянно изменяющейся окружающей действительности.

3. Личность человека представляет собой синтез психофизиологических, духовных и материальных потребностей человека. Взаимодействие всех этих составляющих и доминирование одного над другим определяет цели человека в жизни и способ их достижения. В связи со сложностью и многогранностью биосоциокультурного существа человека необходимо учитывать большое количество неблагоприятных факторов, влияющих на индивида. Именно здесь раскрывается основная ценность физической культуры как главного положительного явления, формирующего социально-адекватного человека. Вследствии вышесказанного подтверждается тезис о значительной роли физической культуры в формировании личности.

Список использованной литературы

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина. // Теория и методика физического воспитания: Учеб., для студентов фак., физ., культуры пед., институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 4-30.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и Спорт, 1988. – С. 152-170.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. – 1995. – № 4. – С. 2-7.

5. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. // Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские педагогические аспекты / Отв. ред. В. И. Столяров. – Кишинев: Штиинца, 1989. – С. 34-45.

6. Выдрин В.М. теория физической культуры как наука и как учебный предмет. // Основы теории и методики физической культуры: Учеб., для тех., физ., культ. / Под ред. А.А Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 5-16.

7. Гвоздева Е. Амбиции вместо идеалов (о целях современной молодежи) (Июль 2002) / Социологические наблюдения (2002-2004). – М.: ФОМ, 2005. – С. 134.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Под ред. Н.Я. Гумилева. – М.: ВИТЯЗЬ, 1990. – С. 127-130.

9. Культурология: ХХ век: Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 239-241.

11. Лесгафт П.Ф. Сборник статей / Под ред. А.А. Зоновьева, Г.Г. Шахведова. – Л.: Печатный двор, 1950. – С. 33-70.

12. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Теория и практика физической культуры. – 1996 . – № 1. – С. 7-12.

13. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – 1997 . – № 6. – С. 20-28.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. // Очерки по теории физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и Спорт, 1984. – С. 5-34.

16. МатвеевЛ.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура. – 1998. – №2. – С. 20-27.

17. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №6. – С. 2-16.

18. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №8. – С. 2-10.

19. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 458.

20. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания как учебный предмет. // Теория и методика физического воспитания: Учеб., для техникумов физической культуры / Под ред. Г.Д. Харабуги. – М.: Физкультура и Спорт, 1974. – С. 4-16.

Одной из ведущих идей научного мировоззрения и педагогической практики П.Ф. Лесгафта было гармоническое развитие человека, физическое и духовное, посредством физических упражнений. Многие психологи, социологи, теоретики физической культуры и спорта уделяют пристальное внимание данной проблеме.

Петр Франсович Лесгафт говорил, что человек должен познать всю силу своего организма, научиться управлять своим телом. Существует целый спектр функций человеческого ума и тела, однако современный индивид не использует и третий части физических и умственных возможностей. Мы придумали компьютеры, чтобы они за нас вычисляли и проводили логические операции, мы развиваем высокие технологии, чтобы вещи делали за нас всю физическую работу. Возникает вопрос, что же остается человеку? Наслаждаться гедонизмом, выдумывать себе развлечение – наркотики, спиртное, бегство в мир девиантных субкультур.

Свою систему физических упражнений Лесгафт (1950, с.: 41) называет физическим образованием в отличие от физического воспитания.

Особенности педагогической направленности физической культуры в формировании личности

Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.

В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей. Физическая культура в этом отношении и представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, физическое воспитание.

Однако, Л.П. Матвеев (1984, с.: 7), рассматривая физическое воспитание в качестве одного из видов воспитания, определяет его как образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами).

· либерализация процесса воспитания, изменяя сложившиеся педагогические авторитеты общественно-государственной системы физического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимную ответственность людей, способствует переходу отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъективные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей;

· гуманизация процесса воспитания ориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;

· непрерывное развитие физкультурного воспитания, представляющее собой динамическое движение поливариантного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, а также самостоятельность и инициативу занимающихся;

· гармонизация содержания физкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесного развития человека, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида.

Автор дипломной работы полностью согласен с мнением Л.И. Лубышевой, о том, что внедрение рассмотренных концептуальных положений в физкультурно-спортивную практику возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания, как пишет Л.И. Лубышева (1996, с.: 17), является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культурой личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса.

В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.

Выводы

В современном все усложняющемся мире важно раскрывать возрастающую глобальную роль физической культуры в формировании человека и прогрессивном развитии общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. В исследованиях отмечается, что в XXI веке, возможно будет спрогнозировать такие характеристики человека, как способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; способность решать конфликты любого уровня с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в быстро меняющемся мире; компетентность при решении проблем любого уровня. Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Такие характеристики человека обусловлены перспективным развитием основных сфер жизнедеятельности человека и общества (образованием, трудом, досугом), прогрессом человеческой цивилизации. Поэтому стоит стремиться к совершенству не только на материальном, повседневном уровне, но и в духовной сфере, таким образом, создавая гармонию в нашем социуме, в нашей жизни. Для этого мало изменить что-то в себе самом, хотя это является начальной и базовой ступенью в прогрессе, следует менять структуру нашего бытия, в том числе культурную сферу и систему физической культуры. Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.

Нашему времени нужна личность, а не прости индивид, который выключен из социальной жизни и не чувствует за собой социальной ответственности. Как же сформировать социально-адекватную личность? Данная работа демонстрирует способ решения поставленной задачи посредством усвоения человеком ценностей и норм поведения, присущих общемировой и физической культурам, так как они оказывают сильное воздействие на психосоматическую сущность индивида, формируя его личность.

1. Посредством данной работы была проанализирована специальная литература по теме, что дало возможность объективно судить о роли физической культуры в нашей жизни. Этот вид культуры оказывается незаменим в синергетической системе человеческого мировоззрения.

2. Физическая культура позволяет целесообразно строить социальные отношения в обществе, а также преобразовывать внутренний мир индивидав соответствии с его материальными и духовными потребностями, адоптироваться и быть более стрессоустойчивым к постоянно изменяющейся окружающей действительности.

3. Личность человека представляет собой синтез психофизиологических, духовных и материальных потребностей человека. Взаимодействие всех этих составляющих и доминирование одного над другим определяет цели человека в жизни и способ их достижения. В связи со сложностью и многогранностью биосоциокультурного существа человека необходимо учитывать большое количество неблагоприятных факторов, влияющих на индивида. Именно здесь раскрывается основная ценность физической культуры как главного положительного явления, формирующего социально-адекватного человека. Вследствии вышесказанного подтверждается тезис о значительной роли физической культуры в формировании личности.

Список использованной литературы

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина. // Теория и методика физического воспитания: Учеб., для студентов фак., физ., культуры пед., институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 4-30.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и Спорт, 1988. – С. 152-170.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. – 1995. – № 4. – С. 2-7.

5. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. // Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские педагогические аспекты / Отв. ред. В. И. Столяров. – Кишинев: Штиинца, 1989. – С. 34-45.

6. Выдрин В.М. теория физической культуры как наука и как учебный предмет. // Основы теории и методики физической культуры: Учеб., для тех., физ., культ. / Под ред. А.А Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 5-16.

7. Гвоздева Е. Амбиции вместо идеалов (о целях современной молодежи) (Июль 2002) / Социологические наблюдения (2002-2004). – М.: ФОМ, 2005. – С. 134.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Под ред. Н.Я. Гумилева. – М.: ВИТЯЗЬ, 1990. – С. 127-130.

9. Культурология: ХХ век: Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 239-241.

11. Лесгафт П.Ф. Сборник статей / Под ред. А.А. Зоновьева, Г.Г. Шахведова. – Л.: Печатный двор, 1950. – С. 33-70.

12. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Теория и практика физической культуры. – 1996 . – № 1. – С. 7-12.

13. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – 1997 . – № 6. – С. 20-28.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. // Очерки по теории физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и Спорт, 1984. – С. 5-34.

16. МатвеевЛ.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура. – 1998. – №2. – С. 20-27.

17. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №6. – С. 2-16.

18. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №8. – С. 2-10.

19. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 458.

20. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания как учебный предмет. // Теория и методика физического воспитания: Учеб., для техникумов физической культуры / Под ред. Г.Д. Харабуги. – М.: Физкультура и Спорт, 1974. – С. 4-16.

В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.

Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе , поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.

Цели воспитания физической культуры личности

Основные цели воспитания физической культуры личности:

  • создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
  • активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли;
  • формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
  • зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность;
  • усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.

Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности

Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:

  • Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
  • непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
  • опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.

В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой , согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.

  • Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
  • Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
  • Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.

Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  • Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

Положительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему.

  • Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.
  • Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  • Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  • Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  • Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Средства воспитания физической культуры

Во время физического воспитания личности учителями физкультуры используются следующие средства:

  • Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания, которые имеют оздоровительное и образовательное значение. Зачастую классифицируются в зависимости от системы средств.
  • Гимнастика (основная, художественная, спортивная и др.) – воздействуя на организм, развивает его отдельные системы. В образовательных учреждениях занимаются только основной гимнастикой с использованием мячей, скакалок, палок или без них (простые акробатические трюки, балансирование и др.).
  • Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, инициативности детей, а также укреплению командного духа.
  • Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы, в процессе которых приобретается физическая выносливость, закалка, навыки ориентирования, а также закладываются основы ответственности по отношению к природе.
  • Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений, то дети получают физическую и нервную нагрузку, так как несут ответственность за себя или за команду. От такого напряжения совершенствуются морально-волевые качества на уровне с физическими.
  • Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
  • Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна, соблюдение образовательным учреждением нормативов и требований к оптимальной площади помещений, уровню освещения, температуре воздуха и др.

Спортивный инвентарь и оборудование, которое используется во время занятий физкультурой, должны быть исправны, подходить по полу и возрасту ребенка.


ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.

Физическая культура способна:

- формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, объяснять и переносить знания в другие сферы культуры, научные дисциплины);

- развивать физические качества, учитывая логику используемых методов, последовательность освоения, оздоровительную значимость специфической нагрузки;

- формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное отношение к труду, эстетические и нравственные качества;

- обучать методам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и коррекции [1].

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности – нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность и терпимость и т. п. Он развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры [3].

Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познаёт себя, других людей и окружающий мир. У него активно развиваются инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека. Всесторонне развитая личность быстрее адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности. Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Именно поэтому физическая культура и спорт выступают важнейшим условием разностороннего развития личности [2].

Литература:

1. Физическая культура как средство становления личности будущего инженера / Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В., Гапоненко Н.И. // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : матер. IX междунар. науч.-практ. конф., 5 окт. 2012 г. / ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный ун-т". - Ставрополь, 2012. - C. 92-94.

Читайте также: