Доклад использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности

Обновлено: 18.05.2024

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования. Согласно данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патологии опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы, пищеварительных органов, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

Современный этап развития образования характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема зоровьесбережения учащихся, отражающая новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления: - здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;

- оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детского организма;

- индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в обеспечении школьнику возможности сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, в формировании у него необходимых знаний, умений и навыков (ЗУН) по здоровому образу жизни, в умении использовать полученные знания в повседневной жизни. Их главный признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов и подходов для решения задач по сохранению и укреплению здоровья.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

- приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);

- триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);

- непрерывность и преемственность;

- субъект-субъективные взаимоотношения с учащимися (связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);

- соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся (гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих задач; приоритет позитивного влияния в обучении над негативным);

- ответственность учащихся за своё здоровье.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!

Классификация здоровьесберегающих технологий

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на 3 основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Требования к школьным образовательным технологиям.

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;

- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учётом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

- отдаётся предпочтение значимому, осмысленному материалу;

- учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор(способствует саморазвитию ребёнка);

- обеспечивается достаточный уровень мотивации;

- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не передачу знаний;

- позитивное воздействие преобладает над негативным;

- показатель успешности используется для развития позитивных начал;

- оценка выполняет стимулирующую роль;

- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Основные задачи работы школы в области сохранении я и укрепления здоровья:

- внедрять оздоровительные методики, продолжать работу по тестированию двигательных качеств, вести мониторинг здоровья;

- усилить двигательный режим всех возрастных групп;

- совершенствовать методы оздоровления детей;

- вести пропаганду здорового образа жизни среди детей и их родителей;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие благоприятные условия обучения и воспитания школьников;

- продолжать работу по профилактике травматизма.

К основным формам оздоровительной работы по физической культуре в школе относят следующие:

- игровые оздоровительные технологии

- внеурочные занятия, направленные на оздоровление

- пропаганда здорового образа жизни в семейном воспитании

- мониторинг уровня физической подготовленности

Здоровьесбережение на уроках физической культуры

Физическое воспитание – совершенно особенный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Ни на одном предмете во всей программе общеобразовательной школы ученик не получает столько знаний, умений и навыков, нужных для жизни, как на уроке физкультуры.

Уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности детей, профилактику гиподинамии.

Пути решения проблемы:

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры будут близки физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие учащихся.

Классификация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

По характеру действия различают следующие технологии:

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Задача оздоровления имеет 3 взаимосвязанных аспекта:

- воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения роста и желания следовать здоровому образу жизни;

- обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;

- оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространённых заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях. Личностно-ориентированный подход в системе физического воспитания постепенно становится нормой. Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания.

Личностно-ориентированные здоровьесберегающие технологии

Каждый урок стараемся построить так, чтобы осуществлялась цель овладения основами физкультурной деятельности личностно-ориентированной направленности. При этом решаются задачи

- формирования знаний и навыков к практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;

- обеспечения необходимой информацией для формирования стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- формирования представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

На уроках физической культуры должны применяться оздоровительные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины, гибкости позвоночника, дыхательные упражнения и упражнения для мелких кровеносных сосудов, направленных на улучшение микроциркуляции крови в переферической кровеносной системе

В систему домашних заданий в календарно-тематическое планирование включаются вопросы, индивидуальных заданий по здоровьесбережению.(например :определить свои росто-весовые показатели, определить свой тип телосложения, составить индивидуальный комплекс упражнений, направленный на формирование телосложения, составить индивидуальный план подготовки к сдаче нормативов на выносливость (длительный бег), составить индивидуальный комплекс упр, направленных на воспитание силовых качеств и т.д.)

Использование здоровьесбережения во внеурочное время

1) Занятия больших форм – работа спортивных секций во внеурочное время, школьные соревнования и спортивные праздники, походы, классные часы.

2) занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).

Дополнительное образование предполагает кружки оздоровительной направленности:

- школа выживания и другие

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приёмов, средств и методов обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Встаёт вопрос: как помочь ученику быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наилучшей пользой проводить профилактические мероприятия?

Выступление на заседании МО учителей начальных классов

"Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности "

высшей квалификационной категории

От творческого рабочего настроения учителя на уроке зависит половина успеха. Стержнем хорошего настроения перед уроком является настроенность на урок с психологической целью.

Встаёт вопрос: как помочь ученику быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наилучшей пользой проводить профилактические мероприятия?

В первую очередь – это выявление основных проблем. *Снижение двигательной активности; *Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; *Нарушение зрения, осанки; *Ухудшение нервно – психического здоровья.

Что же является факторами риска ухудшения здоровья?

Внешние факторы риска:
(за пределами образовательного учреждения)

семья и микроклимат в ней;

круг общения, вредные привычки;

здоровый образ жизни

Внутренние факторы риска:
(в самом образовательном учреждении)

организация учебного процесса, методика организации урока;

организация и реализация воспитательного процесса;

двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

создание условий психологического комфорта,

создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

организация питания в образовательном учреждении;

соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.

Сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников через формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих образовательных технологий (адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников).

Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья. Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников.

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на внеурочные модули. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополнительное образование, нередко оборачивается проблемами, на решение которых, собственно, и направлены здоровьесберегающие технологии: усилением интеллектуальной нагрузки, психоэмоциональной усталостью, повышенной утомляемостью ребёнка и, как следствие, снижением его учебной и социальной мотивации. Это обращает учителя к поиску возможностей использования здоровьесберегающих технологий именно в процессе урока.

1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правильная организация урока

Учет зоны работоспособности учащихся

Распределение интенсивности умственной деятельности

3.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

4.Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

•создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

•использование проблемных творческих заданий;

•стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

•применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

5.Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.. Свои уроки нужно строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использовать трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. 6.Технологии развивающего обучения (ТРО)строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике– и на его здоровье.

7.К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные в разных местах кабинета. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

Для педагогов начального звена при планировании и проведении

уроков необходимо учитывать периоды изменения умственной работоспособности

Период врабатывания – 3-5 мин. В этот период происходит постепенное повышение работоспособности, приспособление к деятельности.

Период оптимума – 10-15 мин.

Работоспособность удерживается на достаточном уровне.

Период снижения работоспособности – 5 мин. Работоспособность начинает постепенно снижаться, ухудшается усвоение нового.

Здоровье сберегающие технологии на уроках и внеурочное время.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. (Слайд № 4)

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минуте урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Дети с удовольствием и большой активностью участвуют во всех мероприятиях, что было намечено. Осталось много фотографий, впечатлений, дипломов, грамот, а главное изменились отношения между детьми в классе - класс более сдружился, больше стало совместных внеклассных встреч (дни рождения, совместные прогулки и т.д.). Много говорим с ребятами о здоровом образе жизни и как он помогает быть человеку успешным. Конечно, развитие здоровья ученика не возможно усилиями только одного классного руководителя - большая роль отводится в этом вопросе и родителям. Родители в моём классе недостаточно молоды, но энергичны, охотно принимают участие в классных делах, но, к моему глубокому сожалению, не все. Но хочется отметить, что все ученики моего класса принимают активное участие в спортивных мероприятиях на школьном уровне. В этом, считаю, есть и моя заслуга.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. (Слайд № 12)

Для развития гибкости очень полезны следующие упражнения:

Сидя на краю стула, дети вытягивают руки перед собой, соединенные в замок, затем поднимают их вверх и прогибают спину так, чтобы почувствовать позвоночник. Затем руки вытянуть перед грудью, а спина выгибается, как у кошки, когда она сердится. (Слайд № 13)

Ноги на ширине плеч, одна нога согнута в колене, вторая вытянута на пятке, носок на себя. Руки сзади в замке. Спина прямая. Нагибаться вперед, не сгибая спины, стараясь вытянуться подбородком к носку, носок тянется навстречу. (Слайд № 15 )

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье и если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будет более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Спасибо вам за внимание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический марафон

«СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

учитель I квалификационной категории

Степанова Лидия Викторовна

МОУ Темповская ООШ

Январь 2017 г.

Цель: обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

- обсудить с коллегами проблемы ухудшения здоровья школьников;

- раскрыть значение и виды здоровьесберегающих технологий;

- поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.

Актуальность темы. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи.

Существует ряд причин, приводящих к нарушению здоровья детей и малоподвижному образу жизни.

Заболевание опорно-двигательного аппарата.

Нарушение осанки, плоскостопие.

Перегрузка учебными занятиями.

Накапливание отрицательных эмоций.

Одним из приоритетных направлений школы является сохранение и укрепление здоровья школьников. В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Комплекты УМК, используемые в работе учителей начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Для медлительных детей учителя снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учителя начальных классов продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Продумывают приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараются прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

В своём докладе я привела некоторые здоровьесберегающие технологии, которыми пользуюсь в своей практике на уроках и занятиями внеурочной деятельностью.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Хорошо проходят нестандартные уроки и внеурочная деятельность: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования и другие.

Также использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Часто на уроках и внеурочной деятельности организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от обучающихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Часто физкультминутки провожу с использованием компьютера. Детям очень нравится повторять движения за героями, особенно если они из мультфильмов.

Для снятия напряжения с глаз, я использую импровизированные тарелочки, на которые помещены различные фигурки. Фигурки можно менять местами или менять их форму, цвета. Также хорошо использовать бабочку, прикреплённую на указку. Дети следят за её движениями. Такие упражнения можно использовать как на уроках математики и чтения, так и на внеурочной деятельности.

Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят:

Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения. В зарядке принимает участие вся школа.

Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

Дни здоровья . Дети разучивают стихи, участвуют в спортивных соревнованиях, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Динамические паузы проходят после уроков перед внеурочной деятельностью. Как правило, динамическая пауза проходит на свежем воздухе с разнообразными играми.

В организации внеурочной деятельности обучающихся активно использую один из видов игровых педагогических технологий тимбилдинг - мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между детьми, повышение сплочённости коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений, способствующий укреплению физического состояния ребёнка.

С его помощью можно создать и поддержать дружеские отношения в коллективе; наладить гармоничное взаимодействие между классами; познакомиться обучающихся различных классов друг с другом в неформальной обстановке, адаптировать новых детей в коллективе; снять психологическое напряжение, снять конфликт, а также Особенно эти виды игр актуальны, где занимаются малокомплектные классы. Вот некоторые виды детского тимбилдинга на занятиях внеурочной деятельностью.

Выходим с детьми на улицу и проводим различные соревнования или просто лепим что-нибудь из снега.

Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

Результативность работы:

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий удаётся :

увеличить объём двигательной активности детей;

сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков;

обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;

активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Такая работа по здоровьесбережению позволит школе по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу.

Сегодня я показала и рассказала о малой части проводимой работы по здоровьесбережению в начальной школе. Надеюсь, что проделанная мною работа пригодится для проведения учителями своих уроков и внеурочной деятельности.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод.конструктор; пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М. : Просвещение, 2010

Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 1

4.Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнна // Школьные технологии. - 2004

Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко - М.: 1998

Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Н. Смирнов.- М.: Чистые пруды, 2005.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО , 2002

Читайте также: