Работа с начинающими пианистами доклад

Обновлено: 02.07.2024

Доклад содержит информацию о том,как работать с начинающими музыкантами по предмету Основы игры на музыкальном инструменте фортепиано.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой

городского округа Тольятти

Методический доклад

Развитие музыкального слуха у начинающих пианистов на уроках фортепиано

Елчева Маргарита Александровна

Разновидности музыкального слуха и их характеристика …………………………………………….7

Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответсвует этой цели, если преподаватель ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыки лишь в том случае, если развитие всех навыков идёт рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания. Дети, которые обладают острым и четко организованным слухом, правильнее понимают и воспринимают музыку, более творчески работают с музыкальным материалом.

Воспитание слуховых качеств обучающихся является одной из главных задач в фортепианной педагогике. Музыкальный слух у учащихся должен развиваться на протяжении всех лет обучения.

У некоторых детей музыкальный слух выражен очень ярко, а у других слабее. Главное для педагога, прослушивающего ребенка, постараться точно определить уровень развития слуха и музыкальных возможней, поддающихся раскрытию и развитию за время занятий в музыкальном учреждении.

Музыкальный слух

Для развития музыканта большое значение имеет внутренний слух, то есть способность внутренне слышать музыку, а также умение мысленно воспроизвести её, читая ноты. Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать, воспроизводить, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в смысл, осознавать художественное значение. Этот слух и необходим каждому музыканту. Мы знаем, что музыкальный слух – явление сложное, состоящее из взаимосвязанных компонентов.

Различают несколько видов музыкального слуха:

Абсолютный слух - это возможность безошибочно определять высоту звука. Основой такой способности является сильное развитие долговременной памяти на тембр и высоту звуков. Традиционно считается, что такой вид музыкального слуха является врождённым, и приобрести эту способность с помощью различных упражнений и методик невозможно.

Все же появляются преподаватели, обещающие этот дар развить. Исследования по данному вопросу ещё не закончены, поэтому окончательных заключений нет.

Наличие абсолютного слуха не гарантирует музыканту стремительного и успешного роста. И это подтверждает множество примеров. Итак, только один из числа несколько десятков профессиональных музыкантов обладает абсолютным слухом.

Относительный (интервальный) слух - это приобретённая способность практически безошибочно определять, а затем и воспроизводить звук интервалов, аккордов предварительно сопоставляемых с каким-либо музыкальным эталоном.

Такой тип музыкального слуха должен быть у любого профессионального музыканта и он является определяющим.

Внутренний слух - это возможность слышать и сопоставлять музыкальные звуки по записям или по памяти.

Мысленная работа с нотным текстом нового произведения, его предварительный анализ даёт очень хорошие результаты. Это отмечали многие крупнейшие преподаватели. Н.А. Римский-Корсаков считал внутренний слух высшей музыкальной способностью.

Интонационный слух.Есть две разновидности такого слуха:

звуковысотный, который даёт возможность, сопоставляя звуки со звуковысотной шкалой, узнавать какие это ноты, обеспечивая попадание в тон;

мелодический, который даёт полное восприятие мелодии, а не только её отдельных фрагментов.

Ладовый слух - умение слышать, разделять и определять ладово-тональные различия(например, устойчивость и неустойчивость, разрешение или не разрешение) как в нотах по отдельности, так и в целых аккордах и созвучиях, или даже отрезках мелодии. Но такое возможно только в определённом контексте.

Гармонический слух - это способность, которая позволяет слышать, а затем арпеджировать гармонические созвучия и аккорды. Применить эту способность можно во время пения в хоре (при разложении партий на голоса) или в подборе аккомпанемента к какой-либо мелодии.

Задача преподавателя состоит в продуктивном подборе методов и форм работы с детьми так, чтобы все вышеперечисленные виды музыкального слуха развивались постоянно и комплексно. Ведь именно они и составляют основу музыкальных способностей детей.

Кроме перечисленных видов музыкального слуха, существуют и другие.

Полифонический слух - способность отделять звуки разных инструментов, играющих в ансамбле одно и тоже произведение.

Ритмический слух - способность физически чувствовать музыкальные звуки и мгновенно их воспроизводить.

Тембро-динамический слух - это способность даёт возможность различать окраску и характер звучания того или иного инструмента.

Фактурный слух - это возможность чутко улавливать все тонкости и нюансы композиции.

В арсенале преподавателя-пианиста насчитывается немало приёмов и методов, способных дать эффективное развитие музыкального слуха у учащихся различных возрастов

Основные методы и приёмы

Существует много методов развития музыкального слуха. Звуковысотный слух: Многие пианисты сопровождают свою игру подпеванием – это означает, что фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового восприятия и развития. Пение – естественный путь формирования звуковысотного слуха – это общепризнанно.

1. Воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, сыгранных педагогом. Интонирование голосом небольших гаммообразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков (из репертуара учащегося). Транспонирование их в пределах доступного учащемуся.

2. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно, чтобы ребёнок сольфеджировал мелодию пьесы, во время игры. Петь тему, одновременно играя её, очень полезный метод развития слуха.

3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х или 4-хголосной фактуры, с одновременным исполнением остальных, на фортепиано.

5. Пропевание целиком от начала до конца основных тем, мотивов произведения.

Мелодический слух. Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе исполнения кантиленой музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко, напевно, эмоционально проинтонировать мелодию, музыканту надо обладать чутким отзывчивым слухом.

В распоряжении преподавателя-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодический слух.

1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой – отличный метод развития мелодического слуха.

2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл преподаватель этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию). Ребёнок сразу представляет, как должна звучать мелодия.

Полифонический слух. Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приёмов, способствующих развитию полифонического слуха.

Методы (наиболее эффективные):

1. Проигрывание поочерёдно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.

2. Проигрывание отдельных пар голосов (1 и 3,2 и 3,1 и 2 и другие).Требование при этом прежнее: выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.

3. Совместное проигрывание (преподаватель - ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.

4. Пропевание вслух, или про себя одного из голосов полифонического проиведения, одновременно игра остальных на фортепиано.

5. Исполнение вокальным ансамблем (преподаватель и учащегося) голосов полифонического произведения.

6. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов (метод рекомендовавшийся А.Б. Гондельвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом других известных пианистов).

Гармонический слух. Гармонический слухом называют музыкальный слух и его проявления по отношению к созвучиям, комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании. Вот некоторые методы, развивающие слух гармонически:

1. Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все гармонические модификации, чередования – смены звуковых структур.

2. Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.

3. Проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.

1. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.

2. Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёмными, яркими или матовыми. Всё это надо образно пояснять, дать почювствовать ученику, иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.

3. Детализированное, скурпулёзное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.

4. Работа с оттенками, погружатся в гармонию звуков, искать тончайшие нюансы в игре.

Итак, тембро-динамический слух, получая импульсы со стороны живописно-образного воображения и фантазии ученика, кристаллизируется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.

Внутрений слух. Внутрений слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов и их классическому определению.

1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения). Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых представлений – здесь всё от слуха.

2. Исполнение пьесы в замедленном темпе c установкой на предслышание (разведку слухом) последующего развёртывания музыки.

4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента это обостряет внутренний слух у учащегося.

5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.

Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом, развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью, которых при необходимости он можен энергично воздействовать на этот процесс, в сторону его итенсификации.

Ведь главная задача преподавателей дополнительного музыкального образования – воспитать интерес к классической музыке, научить грамотно слушать и слышать, потому что музыка не только затрагивает тончайшие струны души, но и заставляет задуматься, мыслить.

Список литературы

1.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971г.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973г.

3. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. К., 1982г.

4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984г.

5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К., 2001г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(из опыта работы)

Автор: Раскатова Галина Сергеевна ,

преподаватель по классу фортепиано и сольфеджио

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся, независимо от инструмента, имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные умения и навыки, от которых зависит дальнейшее музыкальное развитие учащегося. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыкальным занятиям или же уничтожить его навсегда. Приобщение учащегося к музыке должно происходить интересно и творчески, на доступном и художественном материале.

Этот опыт проверен уже десятилетиями, и не только мной. И самое главное – он дает положительные результаты.

В чем положительные стороны данной системы?

Мы играем на инструменте с первого урока.

Мы транспонируем простые мелодии с первых уроков.

Развивает слух и ритм с первых уроков.

С первого занятия начинаем изучение клавиатуры, а с нотной записью знакомимся значительно позднее.

Последовательность работы

Показываю (пою со словами):

Серый кот у ворот,

Хлопаем ритм, даю понятие долгих и коротких звуков, их обозначения -

куда движется? (вверх, затем вниз)

На сколько ступенек поднимается вверх? (на3)

На сколько ступенек идет вниз? (на 3)

Выясняем, что мелодия повторяется 2 раза одинаково, знакомлю с репризой (знак повторения).

2 урок - Повторение основных понятий, названий октав и их расположение на клавиатуре:

в центре – первая,

вверх от первой (вправо) – вторая, третья, четвертая (как классы в школе)

Получается, что на каждом уроке мы добавляем новую песенку, причем с транспонированием.

hello_html_2a464587.jpg

С нотной записью, как правило, мы знакомимся через уроки сольфеджио. На фортепиано учим ноты только с теми, кто учится про общеразвивающей программе и посещает только специальность.

Последовательность изучения нотной записи

До – добавочная снизу,

Ре – под первою всегда.

Ми на первой притаилась,

Соль уселась на второй,

Меж второй и третьей – ля,

Си на третьей поищи.

Между двух линеек Фа. Между третьей и четвертой До.

Чтобы поддерживать интерес к обучению нот, придумываю ребусы. Сначала простые, затем сложнее, предлагаю самим придумать.

Длительности также изучаем на сольфеджио (на примере яблока). На фортепиано повторяем, закрепляем и изучаем счет длительностей. И играем гамму До мажор разными длительностями отдельными руками. Задания варьируются. Например: сначала вверх и вниз играем одинаковыми длительностями, затем задача усложняется – вверх одними, а вниз другими. Очень важно, чтобы ребенок научился соотносить разные длительности и понимал, как их считать.

На изучение всего этого материала уходит первая четверть. Что мы к концу четверти знаем?

Можно приступать к обучению игре по нотам.

Следующий этап работы – игра по нотам. Сначала необходимо объяснить, что такое размер, такт, тактовая черта.

На сольфеджио я объясняю сильные и слабые доли, что тактовая черта всегда ставится перед сильной долей. Даю понятие пульса (равномерное чередование сильных и слабых долей). Вместе с детьми выясняем, как могут чередоваться сильные и слабые доли. И как вывод – 2х или 3х дольный размер.

На фортепиано объясняю проще: размер показывает величину такта. Почему такое разное объяснение? В нотах размер уже указан, а на сольфеджио мы сами должны научиться его определять.

Чтобы понять, что такое величина такта, считаем сумму всех длительностей и делаем вывод – размер 2/4, ¾, 4/4. На фортепиано размер 4/4 чаще всего встречается, а на сольфеджио он изучается только во 2 классе. На фортепиано размер нужен только для счета, поэтому силь в подробности не вдаюсь. При объяснении теории придерживаюсь принципа – чем проще, тем лучше.

Параллельно с первых уроков занимаюсь постановкой рук, даю различные упражнения для развития пальцев, для их активности:

Упражнения на двойные ноты6

- на двойные терции – сначала non legato , по мере усвоения – legato .

В урок включается и прослушивание музыкальных произведений при объяснении таких понятий, как регистр, темп. А иногда просто для создания хорошего настроения, развития образного мышления.

Полюбят ли дети музыкальные занятия, станут ли они для них “открытием” увлекательного и познавательного мира сказочных звуков, зависит от профессиональной подготовки педагога, от его умения создать благоприятную, радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психологии и физиологии. Глубоко убеждена в актуальности слов А.Д. Артоболевской: “Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца”.


В педагогическом арсенале педагога по фортепиано всегда должен быть в запасе большой выбор игр, которые оживляют, придают уроку динамичность. Весь учебный материал, преподнесенный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает азарт, желание самостоятельно поработать, запомнить, повторить — то есть научиться. Переключение внимания ребенка на уроке — необходимый момент занятий, поскольку дети не способны долго сосредотачиваться на решении одной задачи.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле, которая помогает юному пианисту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Но не в лад закружились, упали

и начали лапки друг другу кусать!

Где ты, Лёка, Лёка, Лёка?

Увезли тебя далёко

Где ты, Лека, Лёка, Лёка, Лёка?

Где ты, милый мой?

Такое несоответствие поэтического слова и музыкального содержания подвинуло её к собственному творчеству. Она сказала, что придумает собственные слова песенки про своего любимого кота. Вот, что у нее получилось:

Барсик милый, милый котик

Отдохни, приляг немного

А потом, когда проснешься

Поиграй со мной.

Угощу тебя сметанкой

А пока, закрой ты глазки

Умение подобрать для каждого ученика наилучший репертуар является важнейшим показателем педагогического мастерства. Об этом пишут все ведущие педагоги, посвятившие себя работе с детьми.

Как показывает опыт нашей практической работы при составлении индивидуальной программы необходимо учитывать принцип педагогической целесообразности изучаемого материала: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие для него, которые могут быть быстро разучены.

Что же происходит, если ребенок играет не инструктивно-этюдную пьесу, а настоящее художественное произведение, пусть даже простейшее?

Начальный этап в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. От того, насколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ — будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, школьная и студенческая самодеятельность или домашнее музицирование.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, Чайковский, XYI, игровая форма, педагог, ребенок, эмоциональное состояние.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.

Методический доклад на тему:

Подготовила: Козыревская Е.А.

Вуктыл 2018г.

I. Введение

II. Основная часть

-знакомство с фортепиано

-организация пианистического аппарата

-работа над штрихами

Ш. Заключение

IV. Список используемой литературы

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов. Если говорить в общем, то урок состоит из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку.

Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.

Педагог призван решать следующие задачи:

-обеспечивать условия для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;

-использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

-создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.

Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)

За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, развить навыки чтения с листа, дать знания по элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств, также развить навыки подбора по слуху, транспонирования и игры в ансамбле.

Одной из важнейших задач педагогов по классу фортепиано является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.

Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения учебной программы. В связи со сложным экономическим положением, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.

Принято считать, что обучение детей музыке следует начинать с пяти-шести лет. Но существует и другое мнение: музыкальное воспитание следует начинать с внутриутробного периода. Это подготовительный, пассивный этап обучения музыке. Родителям, желающие воспитать всесторонне развитого ребёнка, необходимо начинать его воспитание ещё с внутриутробного периода. Слушать спокойную и мелодичную музыку, заниматься живописью, ходить в музеи, посещать театр.

Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора.

Подобрать программу - это ещё полдела, преподавателю надо самому освоить её. Освоить - это значит самому основательно поразмышлять над текстом: над особенностями структуры произведения, его ладогармонического языка, ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит так же прикинуть, где ученик может встретить трудные места и чем ему можно будет помочь. Итак, педагог должен выбрать учебный материал, проиграть его, проанализировать и отредактировать, то есть: обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в новых изданиях; уточнить обозначение артикуляции в старых изданиях, дополнить аппликатурную цифровку; упростить звуковую ткань для маленькой руки (убрать один из звуков аккорда). Исправление в нотах на ходу, во время игры, приучает ученика к небрежному отношению к нотному тексту при первом разборе.

-свободно ориентируется на клавиатуре;

-нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;

-слух его развит, натренирован;

И главное - ребенок хочет играть.

Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку у фортепиано, заглядываем внутрь. Видим толстые и тонкие струны, молоточки.

Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной - молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

Что ни улица - струна в этом городе видна.

Конечно, дети спрашивают о педалях, зачем они нужны.

В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек….

Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить малыша ходить. Только что родившийся младенец не может сразу пойти. Вначале он задирает ножки, потом ползает, потом держится за что – нибудь и начинает стоять на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И, в конце концов, как-то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом - с каждым днём, с каждым месяцем ходит всё увереннее.

Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент, рекомендуется высокое поднятие пальцев.

Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

Читайте также: