Доклад о состоянии местного самоуправления в российской федерации 2016 года минюст рф

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаю провести анализ его выступления и понять причины, которые породили эту реформу, а послушать также обоснование ключевых позиций законопроекта.

Предпосылки для реформы

Павел Владимирович именно с этого и решил начать свое выступление.

Госдумой РФ в конце 2021 года уже был принят законопроект, который изменил некоторые основы региональной власти. А реформа местного самоуправления является продолжением этих преобразований.

Для усиления эффекта своего выступления, докладчик даже решил процитировать обновленный нормы Конституции РФ, касающиеся местного самоуправления.

Статья 132 Конституции РФ

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Почему абсолютно новый закон? Почему не внести изменения в действующий?

И здесь отчасти можно согласиться, поскольку под веяниями тех или иных политических групп, в действующий закон за время его существования внесено 186 различных поправок.

И это только изменения без учета законов, которые также влияют на местное самоуправление через отдельные отраслевые законы.

Ключевые положения законопроекта

Одноуровневая система местного самоуправления

Авторы законопроекта считают, что существующая система местного самоуправления, предполагающая возможность существования муниципальных образований 8 видов (сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские территорий городов федерального значения) является избыточной и достаточно будет сохранить три вида муниципальных образований.

Внутригородской территории городов федерального значения.

В законопроекте предложено отказаться от сложных конструкций – многоуровневых муниципальных образований – сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района, заменив их одним единым муниципальным округом.

Исключая особенности городов федерального значения, фактические вместо семи видов муниципальных образований останется только два.

При образовании городских и муниципальных округов, никаких новинок не будет, будут использованы те же критерии, которые существуют в действующем законодательстве и сегодня.

Принцип привязки к населению, дотационность местных бюджетов

Предполагается, что отказ от многоуровневой системы местного самоуправления поможет перейти к новому принципу образования органов местного самоуправления в привязке к населению.

А также преодолеть проблемы, связанные с недостатком финансов в местных бюджетах. А также избавиться от практики передачи полномочий между муниципальными образованиями от одного уровня другому.

К сожалению, принцип привязки к населению больше звучит как громкий лозунг, чем реальная составляющая реформы местного самоуправления.

Количество муниципалитетов сократиться более чем в два раза

Только по оценкам инициаторов законопроекта количество муниципальных образований, которых на сегодня в России около 20 тысяч сократится больше чем в два раза.

Хотя конечные манипуляции с преобразованием муниципальных образований останутся за региональными властями.

Ключевые проблемы местного самоуправления сегодня – отсутствие финансов и квалифицированных кадров

У Павла Владимировича, конечно, данная проблема была высказана более мягко, и с акцентом на то, что сами местные власти в этом виноваты, поселение – не может, а район – не хочет.

Путаница с полномочиями

Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями, становится проблемой и для населения, которое не понимает к кому необходимо обращаться.

Вчера эту муниципальную услугу предоставляла сельская администрация, а завтра за ней нужно идти уже в район.

Ситуация, пожалуй, не самая частая, хотя действительно такие случаи могут встречаться.

Органы местного самоуправления – без изменений, глава муниципального образования несет ответственность перед главой субъекта РФ

Серьезно перетряхивать действующую систему органов местного самоуправления не стали, все также в муниципальных образованиях останутся – местная администрация, представительный орган и глава муниципального образования.

Изменения коснуться сроков полномочий, он станет общим – пять лет.

А также способов назначения главы муниципального образования.

Первые две формы избрания не представляют собой ничего нового, это:

Избрание главы муниципального образования депутатами из своего состава.

Оценивался кандидат конкурсной комиссией, которая на уровне сельских и городских поселений формировалась 50/50 представительным органом поселения и представительным органом муниципального района.

В муниципальных районах 50 % членов комиссии назначается представительным органом района, а другие 50 % главой субъекта РФ.

Теперь конкурсный отбор на уровне муниципальных образований заменяется отбором кандидатов напрямую главой субъекта РФ.

В иных случаях в зависимости от того как решено в Уставе муниципального образования может быть либо главой муниципального образования и председателем представительного органа, либо главой муниципального образования и главой администрации.

Здесь особых новинок также нет.

Глава муниципального образования получает новый статус одновременно в муниципалитете и в субъекте РФ

Как именно это должно работать, к сожалению, осталось открытым.

Это наложит на него определенные ограничения и запреты, но также и добавит некоторых гарантий.

Новая ответственность для главы муниципального образования

А если за месяц ситуация не будет исправлена, то глава субъекта РФ сможет отрешить от должности главу муниципального образования.

Это все будет возможно за ненадлежащее исполнение переданных от региональной власти на муниципальных уровень государственных полномочий (а ведь вроде говорили, что хотим отказаться от жонглирования полномочиями между уровнями власти?);

Еще одно новое основание для отправки в отставку в случае:

систематического недостижения неких социально-экономических показателей, конкретный перечень которых в настоящее время отсутствует.

Но в этом указе нет критериев эффективности для глав муниципальных образований.

Структурируют полномочия муниципальных образований

Ввиду отказа от множества видов муниципальных образований, а также от двухуровневой системы муниципальных образований, вполне логично произойдет и изменение полномочий местного самоуправления.

Если раньше они делились между муниципальными образованиями по уровням и видам, то теперь будет единый перечень.

Здесь докладчик сделал вновь сделал отсылку на ранее принятый закон о публичной власти в субъектах РФ, предлагая закрепить исчерпывающий перечень полномочий.

Полномочия предлагается разделить на две группы:

Неотъемлемые – которые будут решаться только местным самоуправлением, этот перечень закрытый и состоит из 27 пунктов.

А также перераспределенные полномочия, которые по задумке реализуются на уровне субъекта, но могут быть переданы муниципальным образованиям законом субъекта РФ (опять жонглирование полномочиями?).

И хотя с трибуны прозвучало, что такие полномочия должны передаваться с уровня субъекта в муниципалитет, только при реальной финансовой обеспеченности и возможности муниципального образования решать такой вопрос.

Увы на практике никаких запретов для необеспеченного перекладывания данных полномочий в законопроекте нет, предлагается, вероятно, его выводить из принципов и норм международного права.

Иные важные изменения

На доклад вышеуказанных положений ушло более половины времени выступления.

В оставшейся части был сделан акцент на том, что законопроект учитывает решения Конституционного суда РФ.

Формы участия граждан

Отдельно Павел Владимирович остановился и на главе, посвященной формам непосредственного самоуправления и формам участия граждан в самоуправлении.

Нововведения в этой главе в большей части косметические – связанные исключением разнообразия видов муниципальных образований.

А те поправки, которые есть, не дают ничего нового, а в некоторых случаях и ломают то, что и так хорошо работает.

Возможно это связано с тем, что данную главу как нечто прорывное расхвалил профильный комитет Государственной Думы РФ по региональному строительству и местному самоуправлению.

Международное сотрудничество

Видимо из необходимости добавить ложку меда в бочку дегтя в доклад было решено включить все главы, которые так или иначе похвалил Комитет.

А потому было решено заявить о прорывных нормах в сфере международного сотрудничества муниципальных образований, тех самых, которые в остром дефиците бюджетных средств и квалифицированных кадров.

Переходный период – до 2028 года

Ликвидация Преобразование муниципальных образований будет идти до 2028 года.

Но если очередные выборы представительного органа муниципального образования должны были пройти раньше, то увы, выборов не будет, а реформа начнется раньше.

При этом 2028 год, звучит как нечто сакральное, что оправдывает любые изменения, потому что они будут постепенными.

Заключение

Как сказал Павел Владимирович Крашенинников – законопроект большой и сложный, с ним нужно работать.

Однако на практике мы видим, что отдельные его положения уже стали безальтернативными, например, пересмотр отказа от двухуровневой системы муниципальных образований, даже не обсуждается.

Пред­ме­том ис­сле­дова­ния нас­то­яще­го Док­ла­да яв­ля­ет­ся по­ложе­ние МСУ в РФ по сос­то­янию на 2017 год. Осо­бое вни­мание уде­лено воп­ро­сам эф­фектив­ности де­ятель­нос­ти ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния с уче­том за­дач, сто­ящих пе­ред ни­ми на сов­ре­мен­ном эта­пе.
Док­лад под­го­тов­лен Обще­рос­сий­ским Кон­грес­сом му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний (Кон­грес­сом) в со­от­ветс­твии с Рас­по­ряже­ни­ем Пра­витель­ства РФ от 31 ян­ва­ря 2000 г. № 162-р (в ре­дак­ции Рас­по­ряже­ния от 29 мая 2014 го­да № 913-р).

Док­лад сос­то­ит из че­тырех час­тей.
Во Вве­дении из­ла­га­ют­ся ос­новные ас­пекты дан­но­го ис­сле­дова­ния.
Пер­вая часть пос­вя­щена раз­личным ас­пектам му­ници­паль­но­го уп­равле­ния, осу­щест­вля­емо­го в рус­ле внут­ренней и внеш­ней по­лити­ки РФ. Каж­дый ас­пект рас­смат­ри­ва­ет­ся в от­дель­ном раз­де­ле, к ко­торо­му при­лага­ют­ся пред­ло­жения, пос­ту­пив­шие от чле­нов Кон­грес­са: со­ветов му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний субъ­ек­тов РФ и меж­ре­ги­ональ­ных ас­со­ци­аций меж­му­ници­паль­но­го сот­рудни­чес­тва.
Во вто­рой час­ти пред­ла­га­ют­ся под­хо­ды к даль­ней­ше­му раз­ви­тию МСУ. В ка­чес­тве клю­чево­го пред­ла­га­ет­ся из­брать прин­цип вов­ле­чения на­селе­ния в ре­шение со­ци­аль­но-зна­чимых воп­ро­сов на мес­тах. Ре­али­зация дан­но­го прин­ци­па рас­смат­ри­ва­ет­ся Кон­грес­сом как ос­новной ме­ханизм ре­али­зации кон­сти­туци­он­но­го прин­ци­па са­мос­то­ятель­нос­ти ор­га­нов МСУ. В при­ложе­нии к этой час­ти так­же при­веде­ны пред­ло­жения от чле­нов Кон­грес­са.
В Зак­лю­чении из­ло­жены пред­ло­жения Кон­грес­са, нап­равлен­ные на по­выше­ние эф­фектив­ности му­ници­паль­но­го уп­равле­ния и раз­ви­тие мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, а так­же пе­речень ме­роп­ри­ятий, к ре­али­зации ко­торых Кон­гресс приг­ла­ша­ет ком­пе­тен­тные ор­га­ны го­сударс­твен­ной влас­ти и иные сто­роны, за­ин­те­ресо­ван­ные в раз­ви­тии мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в РФ.

Предлагаю провести анализ его выступления и понять причины, которые породили эту реформу, а послушать также обоснование ключевых позиций законопроекта.

Предпосылки для реформы

Павел Владимирович именно с этого и решил начать свое выступление.

Госдумой РФ в конце 2021 года уже был принят законопроект, который изменил некоторые основы региональной власти. А реформа местного самоуправления является продолжением этих преобразований.

Для усиления эффекта своего выступления, докладчик даже решил процитировать обновленный нормы Конституции РФ, касающиеся местного самоуправления.

Статья 132 Конституции РФ

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Почему абсолютно новый закон? Почему не внести изменения в действующий?

И здесь отчасти можно согласиться, поскольку под веяниями тех или иных политических групп, в действующий закон за время его существования внесено 186 различных поправок.

И это только изменения без учета законов, которые также влияют на местное самоуправление через отдельные отраслевые законы.

Ключевые положения законопроекта

Одноуровневая система местного самоуправления

Авторы законопроекта считают, что существующая система местного самоуправления, предполагающая возможность существования муниципальных образований 8 видов (сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские территорий городов федерального значения) является избыточной и достаточно будет сохранить три вида муниципальных образований.

Внутригородской территории городов федерального значения.

В законопроекте предложено отказаться от сложных конструкций – многоуровневых муниципальных образований – сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района, заменив их одним единым муниципальным округом.

Исключая особенности городов федерального значения, фактические вместо семи видов муниципальных образований останется только два.

При образовании городских и муниципальных округов, никаких новинок не будет, будут использованы те же критерии, которые существуют в действующем законодательстве и сегодня.

Принцип привязки к населению, дотационность местных бюджетов

Предполагается, что отказ от многоуровневой системы местного самоуправления поможет перейти к новому принципу образования органов местного самоуправления в привязке к населению.

А также преодолеть проблемы, связанные с недостатком финансов в местных бюджетах. А также избавиться от практики передачи полномочий между муниципальными образованиями от одного уровня другому.

К сожалению, принцип привязки к населению больше звучит как громкий лозунг, чем реальная составляющая реформы местного самоуправления.

Количество муниципалитетов сократиться более чем в два раза

Только по оценкам инициаторов законопроекта количество муниципальных образований, которых на сегодня в России около 20 тысяч сократится больше чем в два раза.

Хотя конечные манипуляции с преобразованием муниципальных образований останутся за региональными властями.

Ключевые проблемы местного самоуправления сегодня – отсутствие финансов и квалифицированных кадров

У Павла Владимировича, конечно, данная проблема была высказана более мягко, и с акцентом на то, что сами местные власти в этом виноваты, поселение – не может, а район – не хочет.

Путаница с полномочиями

Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями, становится проблемой и для населения, которое не понимает к кому необходимо обращаться.

Вчера эту муниципальную услугу предоставляла сельская администрация, а завтра за ней нужно идти уже в район.

Ситуация, пожалуй, не самая частая, хотя действительно такие случаи могут встречаться.

Органы местного самоуправления – без изменений, глава муниципального образования несет ответственность перед главой субъекта РФ

Серьезно перетряхивать действующую систему органов местного самоуправления не стали, все также в муниципальных образованиях останутся – местная администрация, представительный орган и глава муниципального образования.

Изменения коснуться сроков полномочий, он станет общим – пять лет.

А также способов назначения главы муниципального образования.

Первые две формы избрания не представляют собой ничего нового, это:

Избрание главы муниципального образования депутатами из своего состава.

Оценивался кандидат конкурсной комиссией, которая на уровне сельских и городских поселений формировалась 50/50 представительным органом поселения и представительным органом муниципального района.

В муниципальных районах 50 % членов комиссии назначается представительным органом района, а другие 50 % главой субъекта РФ.

Теперь конкурсный отбор на уровне муниципальных образований заменяется отбором кандидатов напрямую главой субъекта РФ.

В иных случаях в зависимости от того как решено в Уставе муниципального образования может быть либо главой муниципального образования и председателем представительного органа, либо главой муниципального образования и главой администрации.

Здесь особых новинок также нет.

Глава муниципального образования получает новый статус одновременно в муниципалитете и в субъекте РФ

Как именно это должно работать, к сожалению, осталось открытым.

Это наложит на него определенные ограничения и запреты, но также и добавит некоторых гарантий.

Новая ответственность для главы муниципального образования

А если за месяц ситуация не будет исправлена, то глава субъекта РФ сможет отрешить от должности главу муниципального образования.

Это все будет возможно за ненадлежащее исполнение переданных от региональной власти на муниципальных уровень государственных полномочий (а ведь вроде говорили, что хотим отказаться от жонглирования полномочиями между уровнями власти?);

Еще одно новое основание для отправки в отставку в случае:

систематического недостижения неких социально-экономических показателей, конкретный перечень которых в настоящее время отсутствует.

Но в этом указе нет критериев эффективности для глав муниципальных образований.

Структурируют полномочия муниципальных образований

Ввиду отказа от множества видов муниципальных образований, а также от двухуровневой системы муниципальных образований, вполне логично произойдет и изменение полномочий местного самоуправления.

Если раньше они делились между муниципальными образованиями по уровням и видам, то теперь будет единый перечень.

Здесь докладчик сделал вновь сделал отсылку на ранее принятый закон о публичной власти в субъектах РФ, предлагая закрепить исчерпывающий перечень полномочий.

Полномочия предлагается разделить на две группы:

Неотъемлемые – которые будут решаться только местным самоуправлением, этот перечень закрытый и состоит из 27 пунктов.

А также перераспределенные полномочия, которые по задумке реализуются на уровне субъекта, но могут быть переданы муниципальным образованиям законом субъекта РФ (опять жонглирование полномочиями?).

И хотя с трибуны прозвучало, что такие полномочия должны передаваться с уровня субъекта в муниципалитет, только при реальной финансовой обеспеченности и возможности муниципального образования решать такой вопрос.

Увы на практике никаких запретов для необеспеченного перекладывания данных полномочий в законопроекте нет, предлагается, вероятно, его выводить из принципов и норм международного права.

Иные важные изменения

На доклад вышеуказанных положений ушло более половины времени выступления.

В оставшейся части был сделан акцент на том, что законопроект учитывает решения Конституционного суда РФ.

Формы участия граждан

Отдельно Павел Владимирович остановился и на главе, посвященной формам непосредственного самоуправления и формам участия граждан в самоуправлении.

Нововведения в этой главе в большей части косметические – связанные исключением разнообразия видов муниципальных образований.

А те поправки, которые есть, не дают ничего нового, а в некоторых случаях и ломают то, что и так хорошо работает.

Возможно это связано с тем, что данную главу как нечто прорывное расхвалил профильный комитет Государственной Думы РФ по региональному строительству и местному самоуправлению.

Международное сотрудничество

Видимо из необходимости добавить ложку меда в бочку дегтя в доклад было решено включить все главы, которые так или иначе похвалил Комитет.

А потому было решено заявить о прорывных нормах в сфере международного сотрудничества муниципальных образований, тех самых, которые в остром дефиците бюджетных средств и квалифицированных кадров.

Переходный период – до 2028 года

Ликвидация Преобразование муниципальных образований будет идти до 2028 года.

Но если очередные выборы представительного органа муниципального образования должны были пройти раньше, то увы, выборов не будет, а реформа начнется раньше.

При этом 2028 год, звучит как нечто сакральное, что оправдывает любые изменения, потому что они будут постепенными.

Заключение

Как сказал Павел Владимирович Крашенинников – законопроект большой и сложный, с ним нужно работать.

Однако на практике мы видим, что отдельные его положения уже стали безальтернативными, например, пересмотр отказа от двухуровневой системы муниципальных образований, даже не обсуждается.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастрового и иного учета объектов недвижимости, в сфере государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель и землеустройства в пределах своих полномочий, государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства в части, касающейся использования земель, контроля за проведением землеустройства, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Задачи Министерства юстиции.

2 августа 1999 года Указом Президента РФ было утверждено действующее Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации [Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 N 1522, от 16.03.2006 N 211, от 02.05.2006 N 451, от 21.09.2006 N 1036, от 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с, от 04.03.2008 N 311)].

Основными задачами Минюста России являются :

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России.

Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года), Минюст:

1) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере:

· исполнения уголовных наказаний,

· регистрации некоммерческих организаций, включая отделении международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,

· государственной регистрации актов гражданского состояния,

· обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере:

· исполнения уголовных наказаний,

· регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,

· государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

- вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства; (в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

- участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

- осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;

- проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

- принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

- разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

- обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

- координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

- осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;

- проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

- организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

- утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

- представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

- согласовывает в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о заключении, прекращении, приостановлении действия или временного применения международных договоров Российской Федерации;

- вносит в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- дает заключения о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации и их юридической силе в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу;

- получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;

- утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате;

- определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;

- осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

- подготавливает в установленном порядке представления о передаче лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых эти лица являются;

- принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

- утверждает формы ведомственной отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

- обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства, принимает меры, направленные на ее совершенствование; (пп. 35 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства законодательству Российской Федерации; (пп. 37 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

- подготавливает ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;

- организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб и федерального агентства; (пп. 40 в ред. Указа Президента РФ от 04.03.2008 N 311)

- организует внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;

- участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;

- выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций;

- организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

- организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в Минюсте России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Минюста России;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.

· Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

· Департамент организации и контроля

· Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний

· Департамент государственной службы и кадров

· Департамент международного права и сотрудничества

· Департамент конституционного законодательства

· Департамент гражданского и социального законодательства

· Департамент управления делами

· Департамент по делам некоммерческих организаций

· Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

Читайте также: