Доклад на тему авиация

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работа на конкурс

ученик 7-А класса

Лытнев Артём

Луганск 2017 г

1.Легенды о полётах

2. Полёты в Древней Руси

4. Русская и советская авиация в 20 веке.

5. Развитие авиации в Луганске. История ВВАУШ

Вы когда-нибудь летали во сне? Уверен, что летали! Широко раскинув руки, с замиранием сердца парили над землёй — над домами, дорогами, лесами, полями. Волшебное, незабываемое чувство! Знакомо оно было и нашим предкам. Завидуя птицам, древний человек грезил о крыльях за своей спиной или хотя бы о том, чтобы обзавестись летающими предметами. Вроде ковра-самолёта, ступы с метлой или летучего корабля. Но для того чтобы создать такое чудо, очень долго не хватало научных знаний.

Я выбрал эту тему потому ,что меня интересует история авиации и космонавтики, потому, что мой двоюродный прадедушка окончил школу пилотов в Ворошиловграде, защищал небо нашей страны в годы ВОВ, он погиб в 1942 году.

1. Легенды о полётах

С незапамятных времен люди мечтали научиться летать.

В вавилоно-ассирийской литературе есть интересная легенда. Однажды герой Этана попросил орла поднять его высоко над землей, чтобы добраться до неба. Птица взмыла в небеса, и Этана увидел землю маленькой " как корзинка", моря как лужи, реки как ручейки, а затем земля совсем исчезла из виду.Страшно стало Этану, и попросил он орла вернуться назад. Сбросила гордая птица героя, и упал он на землю, так и не достигнув неба.

Сюжеты этих двух мифов в принципе очень схожи. Их тема - вечная мечта о небе. При этом обе истории заканчиваются трагически и несут в себе предупреждение дерзким смельчакам, осмелившимся вознестись к облакам.

Следы настоящих покорителей воздуха можно найти в тех сказаниях, где повествуется о летательных аппаратах, сделанных человеческими руками. И здесь, прежде всего надо вспомнить миф о Дедале и Икаре. Афинянин Дедал стяжал славу непревзойденного изобретателя, художника, строителя. Именно он придумал рубанок, отвес, клей, технику инкрустации из слоновой кости.

Но мастер совершил преступление: завидуя к славе своего племянника Тала, Дедал сбросил его в реку. Спасаясь от наказания, Дедал вынужден был бежать на Крит к царю Миносу .На острове мастер находился в положении почетного пленника. Он обзавелся семьей, вырастил сына Икара и продолжал творить. Стремясь вырваться на волю, Дедал решился на самое дерзкое из деяний, которое когда - либо приходило в голову смертного: он вздумал перелететь с Крита на побережье Малой Азии .Скрепив воском птичьи перья, он сделал крылья для себя и своего сына, строго запретив Икару подниматься высоко. Икар нарушил инструкции отца и очень близко подлетел к солнцу. Воск, соединявший перья растаял, юноша упал в море и утонул.

hello_html_m67c924c5.jpg
hello_html_m7cdcf18e.jpg

2. Полёты в Древней Руси

Распятская церковь-колокольня. XVI век. Александровская Слобода. Именно с нее взлетел на искусственных крыльях Никита-Икар

В 1754 году М. В. Ломоносов построил модель вертолета, скорее игрушку с пружинным заводом, которая летала.
Первыми в России свидетелями удачного полета на воздушном шаре стали жители Санкт-Петербурга. Полет состоялся в 1803 году. Инженеру Жаку Гарнерену дал на этот полет разрешение лично император Александр I. Вместе с французом в воздушном шаре находился и герой Очаковского штурма генерал Сергей Львов. Чтобы посмотреть, как француз и русский поднимутся в воздух из сада Кадетского корпуса, петербуржской публике предлагалось заплатить по 2 серебряных рубля с человека.

А вот первым русским человеком, который самостоятельно поднялся в небо, была женщина. 8 мая 1804 года княгиня Прасковья Гагарина поднялась в воздух в Москве и благополучно приземлилась в имени Вяземских в Остафьеве. К слову, там сейчас находится аэропорт.

В 1870 году было создано Русское общество воздухоплавания. В те времена речь шла о попытках усовершенствовать воздушный шар.

Дмитрий Менделеев известен, прежде всего, как автор периодической таблицы Но мало кто знает, что ученого можно считать пионером русской авиации.

В 1887 мир ожидал полного солнечного затмения. Его наблюдали в Берлине, Париже, Варшаве, Вене. Собирались наблюдать и в Москве. Дмитрий Менделеев отдыхал у себя в имении под Клином. Внезапно к ученому пришла телеграмма из Императорского русского технического общества. В телеграмме Дмитрия Менделеева просили понаблюдать за затмением… с воздушного шара.

У русского химика уже был к тому времени опыт полетов – вместе с французским инженером он поднимался на аэростате над Парижем в 1878 году. И поэтому на полет химик согласился быстро.Говорят, что полет Менделеева вызвал такой интерес, что в поездах, следующих в сторону Клина, нельзя было найти свободного места. Однако, когда собралась огромная толпа, вдруг выяснилось, что полет невозможен – с утра шел дождь, и могла начаться гроза. Несмотря на настоятельные отговоры, Менделеев сделал свое дело: поднялся на шаре, понаблюдал за затмением из подзорной трубы (оставшиеся на земле затмения так и не увидели из-за облачности) и благополучно приземлился. Сохранились записи химика о полете:

Несколько лет спустя Можайский сконструировал уже другой летательный аппарат, который поднимался в воздух без помощи лошадей. Именно этот аппарат принято считать первым в истории российской авиации самолетом.

Сведений об этом изобретении сохранилось не так много, однако, по оценкам ученых, первый русский самолет поднимался в воздух при разгоне по уклону, минимальная скорость его полета составляла около 40 км/ч.Самолет был сделан частично из холста и дорого шелка, а его основу составлял деревянный каркас.

4. Русская и советская авиация в 20 веке .

В 1904 году Н.Е.Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла, разработал теорию профиля крыла и создал аэродинамическую лабораторию, в дальнейшем выросшую в институт. В 1910 году российское правительство закупило первую партию самолетов во Франции, и этот год считается датой рождения военно-воздушных сил России.

Первые русские пилоты учились летать на иностранных самолетах, в основном - на французских. Первым человеком, получившим ответствующий документ, стал одесский мотогонщик Михаил Ефимов. Он учился в авиашколе Анри Фармана и в 1909 году во Франции впервые поднялся в воздух. В марте 1910 года он совершил свой первый полет в России. Следующим на аэроплане взлетает Сергей Уточкин. Он прославился своим первым полетом над Черным морем.

В сентябре 1910 г. в Санкт Петербурге состоялся первый авиационный российский праздник, в котором приняли участие 12 летчиков. После опасных полетов ночью и во время сильных туманов Михаил Ефимов стал национальным героем. Толпы зрителей в Москве и Санкт Петербурге, затаив дыхание, следили за первыми женщинами-летчицами.

В ту пору полеты были очень опасными, осенью 1910 года самолет Льва Мациевича во время полета развалился в воздухе. Весь Санкт Петербург оплакивал эту потерю. Мациевич стал первым, но далеко не последним погибшим летчиком. Российское правительство и командование армии быстро осознало весь военный потенциал авиации. Император Николай II лично побывал в Севастополе на закладке ангаров авиационной школы. Севастопольская школа открылась в 1910 году, полетами руководил Михаил Ефимов. Еще одна школа открылась под Санкт- Петербургом в Гатчине. В этих стенах проходили подготовку будущие асы ВВС России.

В 1913 году во время перелета в Киев Петр Нестеров взял с собой кинооператора. Так впервые в России была проведена аэрокиносъемка. Жители Киева впервые смогли увидеть свой город с высоты птичьего полета. Нестеров также совершил несколько дальних полетов, например, из Киева в Санкт-Петербург. Кроме того он стал родоначальником российского высшего пилотажа.

К 1913 году производство самолетов в России претерпело значительные изменения. Помимо создания лицензионных французских и английских аэропланов, Россия начала выпуск машин, разработанных отечественными инженерами. Первый российский самолет в 1910 году построил Александр Кудашев. Затем в 1911 и в 1912 гг. было создано несколько удачных моделей под руководством Якова Гакеля.

В то же время Дмитрий Григорович освоил строительство уникальных летающих лодок. Лицензия на производство таких самолетов принадлежала французам, которые тогда считались законодателями мод в авиации. К концу 1914 года основная часть русских самолетов была модернизирована для нанесения бомбовых ударов. Они наводили ужас не только на солдат противника, но и на гражданское население. Однако вооружения для воздушного боя самолеты пока не имели. Часто встречаясь с противником в небе, летчики начинали перестрелку из револьверов. Самые смелые могли пойти на таран, в этом случае самолет падал, а летчик погибал.

После того, как на самолеты стали ставить пулеметы, пилоты стали вести воздушный бой. Как раз тогда и зародился новый тип самолета истребитель.

В начале 1915 года в российские ВВС поступили первые самолеты, оснащенные пулеметами. Вскоре в России появились настоящие мастера воздушного боя.

С начала 1917 года молодая русская авиация значительно окрепла.

Еще в 1917 году один из видных деятелей науки Николай Жуковский основал в Москве аэрогидродинамический институт ЦАГИ. Институт Жуковского стал центром авиационной научной мысли России. В 1920 году в Москве открылась военно-воздушная академия, в которой готовили не только пилотов, но и авиаинженеров.

В начале 1920 гг. конструкторское бюро во главе с Николаем Поликарповым начало выпуск легких самолетов. Его первой разработкой стал Р-1 одномоторный биплан, созданный на основе английской машины DH-9. В конце 20-х гг. КБ Поликарпова занялось созданием истребителй.

Построенный в 30-х гг. И-15 отличался высокой маневренностью и высоким рабочим потолком. В 1935 гг., одев меховой тулуп и кислородную маску, летчик Кокинаки поднял самолет на высоту 14000 метров. После полета Кокинаки признался, что самолет мог бы подняться еще выше. Другой моноплан Поликарпова И-16 развивал максимальную скорость 450 км/ч. Самолеты Поликарпова И-16 , И-15 в 30-е гг. стали основной силой ВВС России.

Особой популярностью пользовались соревнования на безмоторных самолетах, происходившие в Крыму. Одним из участников таких соревнований стал отец тяжелой советской авиации 20-30-х гг. Андрей Туполев.

В 1923 г. он построил первый оригинальный советский Ант-1. Через год появился первый цельнометаллический самолет Ант-2. В 1925 г. Туполев создал еще более необычный ТБ-1 первый в мире металлический двухмоторный моноплан. Тяжелый бомбардировщик с взлетной массой 6300 кг с моторами BMW, произведенными в России по немецкой лицензии. Туполев прославился в1929 году, когда экипаж на ТБ-1 преодолел расстояние Москва - Ньюйорк. Во время перелета самолет совершил 18 посадок. Над Атлантическим океаном колесные шасси были заменены на специальные лыжи, и самолет смог сесть на воду. 22000 км и 137 часов в воздухе.

Правительство СССР ставило задачу изобретения авиации с максимальной дальностью беспосадочных перелетов.

В июне 1937 г. летчик Чкалов совершает полет Москва – Северный полюс- Ванкувер на самолете Туполева АНТ-25, расстояние составило 8500 км, рекорд не был побит. Это был первый прямой перелет из СССР в США. В Америке экипаж Чкалова встречали как героев, по возращении на родину летчикам устроили грандиозный прием, словно Гагарину 30 летспустя.

К началу сороковых годов в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров "О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов" было введено в эксплуатацию несколько новых авиационных заводов, которые предназначались для выпуска новейших самолетов. Обеспечение максимальной скорости самолета было мечтой каждого конструктора. Проводились попытки снабдить поршневые самолеты реактивными ускорителями. Характерным примером может служить самолет Як - 7 ВРД, под крыло которого подвешивались два прямоточных воздушно - реактивных двигателя.

При их включении скорость возрастала на 60- 90 км/ч. Впервые в СССР скорость звука в полете со снижением была достигнута в конце 1948г. на опытном самолете Ла-176 летчиком О. В. Соколовским. А в 1950г. уже в горизонтальном полете самолеты МиГ-17, Як-50 проходили " звуковой барьер ". В сентябре - ноябре 1952 г. МиГ-19 развивал скорость в 1,5 раза большую, чем скорость звука и превосходил по главным характеристикам " SUPER-SEIBR", который к тому времени являлся основным истребителем ВВС США.

Преодолев " звуковой барьер ", авиация продолжала осваивать все большие скорости и высоты полета. Скорость достигла таких значений, при которых для дальнейшего ее увеличения требовались новые решения проблемы устойчивости и управляемости. 28 мая 1960 г. на самолете Т-405 генерального конструктора П.О.Сухого летчик Б.Адрианов установил абсолютный мировой рекорд скорости полета - 2092 км/ч по замкнутому маршруту 100 км. В итоге наша авиация получила самолет, способный в течении 30 мин лететь со скоростью примерно 3000 км/ч. Полеты на этих самолетах свидетельствовали о том, что благодаря применению жаропрочных материалов и мощных систем охлаждения проблема "теплового барьера" для этих скоростей полета в основном была решена.

Успехи русской авиационной промышленности в деле создания самолетов боевой авиации были продемонстрированы в 1988г. на международной авиационной выставке в Фарнборо (Англия), где демонстрировался истребитель МиГ-29. Этот же самолет, "Буран" и Су-27 демонстрировались в Париже в 1989 г. До настоящего времени самолеты МиГ-29 и Су-27 являются непревзойденными лидерами в своем классе - классе истребителей. Благодаря своей схеме и совершенству силовых установок, они могут выполнять уникальные фигуры высшего пилотажа, которые недоступны зарубежным аналогам этих истребителей.

5. Развитие авиации в Луганске. История ВВАУШ

Одно из самых престижных военных авиационных училищ бывшей Страны Советов - ВВВАУШ – было гордостью не только Луганска, но и всего государства.

hello_html_5c6a7f3b.jpg


Последний выпуск курсантов училища состоялся более 20 лет назад. Но многие луганчане верят, что училище возродится , и вновь Луганск будет гордиться своими воздушными асами.

Каждый человек рождается с мечтой о полёте. Поднявшись к небу во сне, он обязательно захочет сделать это наяву. Кто-то сядет в пассажирское кресло, кто-то за штурвал орбитального самолёта, а кто-то захочет построить свою неповторимую крылатую машину. А это значит, что, однажды начавшись, эра авиации не закончится никогда!
За период в сто с лишним лет в авиации было немало скачков и переворотов, но она доказала свою абсолютную необходимость как для военных так и для гражданских нужд. С появлением самолетов мир стал куда меньше, ведь для полета вокруг земного шара сегодня необходимо чуть более 20 часов. Самолеты продолжают совершенствоваться, становясь быстрее, маневреннее, достигают все больших высот, а теперь и пилот в них стал излишеством. Что с авиацией станет еще лет через 10 лет предсказать невозможно, но главное - все без исключения летательные аппараты исполнили вечную человеческую мечту - летать.

История авиации и воздухоплавания в России богата открытиями и изобретениями советских ученых и конструкторов, а также опытами отважных летчиков-испытателей.

Первые чертежи летательных машин найдены в рукописях Леонардо да Винчи, великого итальянского ученого, художника и инженера эпохи Возрождения. После Леонардо да Винчи многие изобретатели в различных странах работали над созданием самых причудливых летательных аппаратов. Некоторые копировали птиц — приделывали к рукам крылья и пытались подняться в воздух. Но человек полетел, опираясь на силу не мышц, а разума.

В 1885 г. по проекту русского морского офицера А. Ф. Можайского построили летательный аппарат, у которого были все основные части современного самолета: корпус, крылья, оперение, шасси, система управления, моторная установка. Во время одного испытания аэроплан приподнялся при пробеге, но тотчас же накренился и сломал крыло. После этого работы над самолетом Можайского прекратились.

Тем временем во многих странах стали создавать крылатые машины. Всех опередили американцы братья Райт: 17 декабря 1903 г. их аэроплан с двигателем, работающим на керосине, поднялся в воздух и пролетел 36,5 м. Первый полет человека на самолете продолжался 12 с. Но это был уже настоящий полет со взлетом и приземлением.

В 1918 г. был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Его возглавил выдающийся русский ученый Н. Е. Жуковский. Вместе со своим учеником С. А. Чаплыгиным они создали науку аэродинамику, которая объясняла, почему аппараты тяжелее воздуха могут летать, какие конструкции позволяют достичь лучших летных качеств.

Первые самолеты делали из дерева. В дальнейшем использовали алюминиевые сплавы, а затем стальные и титановые. 26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, целиком построенный из металла, — АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.

Уже летом 1924 г. на воздушной линии Москва—Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет АК-1. В 1928 г. Н. Н. Поликарпов сконструировал учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2. Этот самолет использовали в сельском хозяйстве. А в годы Великой Отечественной войны У-2 был и санитарным самолетом, и самолетом связи, и легким ночным бомбардировщиком. Лучшим самолетом времен Отечественной войны признан противотанковый Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина.

Вертолет Ми-17

После войны, в 1947 г., был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича. В следующем году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М. Л. Миля.

Ту-144 — советский сверхзвуковой транспортный самолет.

Сегодня с помощью самолетов и вертолетов тушат пожары, ведут разведку полезных ископаемых, наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыб в океанах, активно воздействуют на погоду. Вертолеты незаменимы при оказании срочной медицинской помощи в труднодоступных районах, при аварийно-спасательных работах, в строительстве для установки громоздких и сложных конструкций. В русской военной авиации сегодня служат самолеты-ракетоносцы, истребители-перехватчики, реактивные истребители-бомбардировщики с вертикальным взлетом и посадкой, противолодочные вертолеты и другие боевые машины, которые охраняют рубежи нашей Родины.

Сегодня Россия занимает второе место в мире по объему выпускаемой продукции военного самолетостроения (более 100 самолетов за 2010 г.). В области вертолетостроения (267 вертолетов за 2011 г., более 300 вертолетов за 2014 г.) мы находимся на третьем месте в мире (6 % мирового рынка вертолетов). Наша страна заняла первое место по количеству поставленных на экспорт истребителей в 2009—2012 гг.

МиГ-17 и МиГ-19

Крупнейшими производителями авиационной техники в России являются Объединенная авиастроительная корпорация (в нее входят крупнейшие самолетостроительные предприятия) и Оборонпром (включающий наиболее крупные вертолетостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании объединяют 214 предприятий и организаций, в том числе 103 промышленных предприятия, 102 научно-исследовательских института (НИИ) и открытых конструкторских бюро (ОКБ).

Люди всегда грезили о том, чтобы подняться в воздух. Герои мифов Икар и Дедал летали с помощью крыльев. Люди неоднократно пытались повторить полеты, прикрепляя к спине воском перьевые крылья, но эти мероприятия не увенчались успехом. Позже люди научатся создавать воздушные шары и дирижабли, будут перемещаться на огромные расстояния на самолетах. Но все по порядку.

Первые попытки


Ну а если серьезно, то первый прототип летательного аппарата был сконструирован Леонардо да Винчи в XV веке. Крылья его конструкции в точности повторяли конечности летучих мышей. Этот человек явно был странником из произведений Стругацких, а иначе как объяснить тот факт, что его изобретения оставались чертежами и зачатками на протяжении веков, и никто не мог продолжить его дело?

Как изобрели самолет?

До сих пор ведутся споры о том, кто изобрел самолет первым и где это произошло? Считается, что история авиации началась в 1842 году, когда Уильям Хенсон получил заказ разработать летательный аппарат. Вскоре он предоставил винтомоторную автомашину. Принцип её работы заключался в том, что воздушный винт поднимает судно и обеспечивает его движение. К сожалению, такая конструкция не полетела, однако к некоторые выводы Уильяма до сих пор используются в авиастроении.


Однако развитие технологий было повсеместным и быстрым. Во Франции Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной, но ему, как и Телешеву, не хватило одного — мощного двигателя, способного оторвать большую машину от земли. Хаймер в США тоже пытался приспособить паровую машину, но безрезультатно. Самолет отрывался от земли на считанные мгновения и снова возвращался обратно. Но историю создания самолетов ускорял один фактор — военные нужды. Уже в Первой Мировой войне в ход пошли дирижабли и аэропланы.

Самый первый самолет


Братья Райт – Уилбур и Орвилл – смогли создать машину, пролетевшую 278 м на высоте более 13 м над землёй. Это отрытые потрясло мир авиации. Расскажем подробнее, как и когда братья Райт изобрели самолет.

Их мечта подняться в небо появилась еще в детстве, когда отец подарил им игрушечный вертолет. Будучи взрослыми, они учредили велосипедный бизнес, который приносил им немалые деньги. Райт вкладывали их в свои разработки летательных аппаратов. Год за годом Уилбур и Орвилл конструировали и совершенствовали свои планеры. И вот, наконец, в 1902 году их модель поднялась в воздух. Она была полностью контролируемая по 3 осям:

  • вертикальной (хвостовой руль);
  • продольной (крыло);
  • поперечной (носовой руль).

Раньше тоже были те, кто поднимался в воздух, однако основная заслуга братьев была в определении трех осей вращения самолета, благодаря чему агрегат полностью управляем в воздухе. Теперь Вы знаете, в каком году изобрели самолет.

Первый реактивный самолет

Исторические источники не могут достоверно сказать, кто изобрел самый первый реактивный самолет в мире. Компания Heinkel начала разработку реактивного самолета в 1937 году. Через 2 года агрегат Не-176 поднялся в воздух, однако его характеристики были далеки от запланированных:

  • самолёт смог разогнаться только до 750 км/ч вместо запланированных 1100 км/ч;
  • максимальное расстояние полета составляло всего 60 км.

Все дело в двигателе: авиаконструкторы выбрали для Не-176 жидкостно-реактивный двигатель, горючим которого были перекись водорода и метанол. Огромный расход топлива не позволял самолету достигнуть планируемых параметров.

Следующим был британец Gloster Meteor – единственный самолет, выступавший в боях против Германии на Второй Мировой Войне. Первый полет осуществили в марте 1943 года. Всего таких моделей было выпущено около 3500. Gloster Meteor показал себя с отличной стороны: за все время разбилось только 2 самолета (в условиях сильной облачности они столкнулись на посадочной полосе).

В СССР также разрабатывали реактивные самолеты, однако надежные агрегаты были спроектированы только в 1945 году: двухмоторный МИГ-9 и одномоторный ЯК-15. Они поднялись в воздух 24 апреля 1946 года. МИГ оказался лучше ЯКа по некоторым характеристикам, поэтому последний был предоставлен для учений.

Первый пассажирский самолет

Развитие технологии

В мире

История создания первого самолета подстегнула военную промышленность. Успех братьев Райт заставил всех остальных исследователей и изобретателей ускориться. И вот, накануне Первой Мировой войны, во многих странах уже имелись похожие наработки. Первой страной, где самолеты сыграли роль оружия, была Болгария. С помощью летательных аппаратов проводилась разведка во вражеском стане Османской империи. Для разведки воздушные средства были незаменимы, но всерьез к ним никто не относился. Пока.

Военные нужды и большие бюджеты позволили сделать самолеты лучше: скорость возросла до 200—220 км/ч, потолок — до 6000-7000 м, бомбовая нагрузка достигла 2-3,5 т, мощность двигателей — 350—420 л. с.

Первые самолеты бомбардировщики были созданы и опробованы французскими вооруженными силами в 1914 году. Ролан Гарро придумал, как совместить самолет и пулемет: огнестрельное оружие нашло место на главной оси самолета. За штурвалом оказался Адольф Пегу, который выиграл пять боев и был удостоим многих наград.

После французов подтянулись и другие участники конфликта. Летчики к концу войны стали элитой вооруженных сил.

Но не только война стимулировало самолетостроение. После Первой мировой развитие технологии пошло еще быстрее. На этот раз стимулами были разнообразные конкурсы и гранты от государства и больших частных компаний. В США, к примеру, Чарльз Линдберг выиграл Приз Ортега за первый индивидуальный безостановочный трансатлантический перелёт $25000. Индустрия развлечений нашла для себя поживу, и бывшие военные летчики стали циркачами: они делали авиа-шоу для публики и демонстрировали свое мастерство в небе. На воздушной арене выступали даже леди. Например, Амелия Эрхарт ставила рекорды и собирала тысячи фанатов.


Погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек. К слову, на самолетах разбивалось и побольше, но именно это событие напугало людей и посеяло панику. Под давлением общественности дирижабли запретили использовать для пассажирских перевозок. И пришлось снова ломать голову над самолетами. А наш крылатый друг избавился от конкуренции!

В России


Кто же изобрел первый самолет в России? Николай Жуковский. До него ученые считали, что необходимо создать агрегат для полетов с руками и ногами, ведь никто не понимал, за счет чего самолет держится в воздухе. Но Николай первый обратил внимание, что большую часть полета птица парит, а не машет крыльями. В 1890 году Жуковский объясняет подъёмную силу крыла и вихревую теорию воздушного винта, а в 1902 разрабатывает авиационную трубу, что позволило безопасно испытывать самолеты на земле.

В каком году Жуковский изобрел самолет? В 1904 году Жуковский сформулировал закон, позволивший рассчитать величину подъёмной силы. Во время войны Жуковский руководил Авиационным расчетно-испытательным бюро, не прекращая работ над созданием самолета. Так в России в 1923 году Жуковский изобрел самолет. СССР отгородился железным занавесом, и многие технологии приходили с опозданием. Зато отчужденность и военная угроза подстегивали конструкторов и вынуждали их придумывать что-то свое.

Создание моделей самолетов


Началась Вторая мировая война. Артём Микоян и его заместитель Михаил Гуревич начали разработку истребителя И-200. Нам известен это проект под названием МИГ-1. В 1940 году истребитель совершил свой первый полёт. Испытание закончилось успешно, и в ближайшее время было произведено еще около 100 машин.

МИГ-1 имел некоторые недостатки ввиду того, что разработка и создание самолёта велись в сжатые сроки в условиях Второй мировой войны. МИГи активно совершенствовались, и в 1941 на смену МИГ-1 пришел МИГ-3. Некоторые характеристики этого авианосца:

  • максимальная высота подъема самолёта – 12.000 м;
  • максимальная скорость – 640 км/ч

Но и этого было недостаточно: бои проводились выше, чем поднимался МИГ-3. Нужен был самолет еще лучше. С этого момента жизнь Артёма Микояна стала похожа на бесконечную гонку за идеальным самолётом. Не так давило начальство, как фронтовые сводки: оккупация наступала ударными темпами, нужно было срочно наращивать вооружение. В работе над МИГ-9 конструктор получил инфаркт, но через два месяца вернулся к работе. Свой бой он выиграл: МИГ составил достойную конкуренцию немецким истребителям.

После окончания Второй мировой войны усовершенствования МИГов продолжались. В 1947 году был создан истребитель МИГ-15. По словам авиаконструкторов, это наиболее удачный проект Артёма Микояна. С 1947 было выпущено свыше 15.000 машин.


1970-е характеризуются увеличением перемещений по воздуху и взрывной эрой для полетов. В 1970 году перед Советской авиацией была поставлена задача сконструировать пассажирский лайнер вместительностью до 350 человек. Машина должна была перевозить людей на большие расстояния, при этом гарантируя надежность и безопасность. ИЛ-68 стал первым широкофюзеляжным самолетом в СССР (диаметр фюзеляжа – 6 м 8 см). Машина имела низко расположенное крыло малой стреловидности и четыре двигателя, подвешенные на пилонах под крылом. В пассажирском салоне было по 9 кресел в ряд и 2 прохода. Лайнер весил около 200 тонн, что в разы превышало массу других самолетов. Для равномерной нагрузки на полосу ИЛ-86 оснастили дополнительной стойкой шасси.

Первый полет осуществили в 1976 году, а до 1997 АэроФлот собрал 106 пассажирских ИЛ-86.


Боинг 727 и 747


Создание Боингов 727 и 747 изначально имело соревновательный характер. В 1963 году ВВС США объявили конкурсную программу разработки стратегического военного самолёта:

  • он был рассчитан на перевозку груза в массой до 82 тонн;
  • дальность полёта должна была составлять более 9200 км без заправки;
  • скорость полета – 950км/ч.

В мае 1964 года предложение по конкурсу приняли фирмы Боинг, Локид, Дуглас и Мартин Мариетта. Победу одержала Локид, однако это только подзадорило президента компании Боинг. Специалисты фирмы уже работали над проектами сверхзвуковых пассажирских самолётов, за счёт чего они и надеялись сделать прорыв в авиации.

Через год был готов эскизный проект самолёта Boeing-747:

  • длина самолёта – 70 м;
  • размах крыла – 60 м;
  • диаметр фюзеляжа – 6,5 м.

Ту 134 и 144


За основу выбрали ТУ-124. На проектирование и постройку самолета ушло 3 года. 29 июля 1963 года состоялся первый полет. В периоде испытаний оказалось, что двигатель самолета слабоват, поэтому на смену ему пришел новый турбореактивный двигатель Д-30.

Самолёт из Т-образным оперением имел существенный недостаток, из-за которого в Британии упал самолёт: стабилизатор попадал в плотную струю от крыла. Для ТУ-134 увеличили площадь стабилизатора на 30% и отправили на испытание, по итогам которого новая горизонтальное оперение было принято. В 1966 году 10 машин передали для испытания Аэрофлота, а 9 сентября 1967 года состоялся первый коммерческий рейс Москва-Адлер.

ТУ-144 – сверхзвуковой пассажирского самолет, создание которого велось параллельно с ТУ-134. Однако в отличие от последнего, ТУ-144 не имел хвостового оперения и вмещал 100 пассажиров. Строительство начали в 1964, а первый полет в 1968. Вот некоторые характеристики ТУ-144:

  • Длина самолета – 65 м;
  • Размах крыла – 29 м;
  • Скорость – 2500 км/ч;
  • Дальность полета при полной загрузке – 3000 км.

Америка и Британия отказались от сознания от сверхзвукового пассажирского самолета, считая эту идею не рентабельной, однако советским конструкторам удалось воплотить проект ТУ-144 в жизнь!


Представить современный мир без самолётов и авиарейсов невозможно. Будучи одним из самых важных достояний среди изобретений человечества, летательный аппарат появился на свет благодаря неистовому желанию человека иметь за своей спиной крылья. Наверняка наши предки грезили мечтою парить в небесах. Любуясь птицами и раскинув руки, представляли себя рядом с ними. Даже ребёнок искренне верит в существование сказочных летающих приспособлений, по-настоящему завидуя героям волшебных историй. Осуществились мечтания лишь спустя тысячелетия - тогда, когда было накоплено достаточное количество научных знаний. Опыт, полученный в ходе множества неудачных попыток, которые совершил создатель первого в мире летательного аппарата и его предшественники, пригодился и в наши дни.

Махолет: начало пути

Еще в XV веке Леонардо да Винчи был убеждён в том, что человек, преодолев воздушное сопротивление, имеет все шансы подняться в воздух. Помочь ему в этом смогут огромные крылья. Расчёты и детальное изучение птичьих полетов натолкнуло его на идею создания такого аппарата, как махолет. Леонардо да Винчи попытался воплотить в жизнь задумку, на которую воодушевила его обычная стрекоза.

авиация история

создатель первого в мире летательного аппарата

Современная гражданская и военная авиация, история которой богата множеством экспериментов, прошла через чувства восхищения и разочарования, человеческие потери и открывшиеся новые возможности.

Появление первых планеров

В начале XIX столетия появились первые безмоторные планеры. Подражая птицам, изобретатели придавали своим творениям похожую форму. Однако первые летательные аппараты не смогли закрепиться в использовании, поскольку желание поднять ввысь невероятные для того времени изобретения не увенчалось удачей.

российская авиация

Успех Можайского

Заслуга американских братьев Райт

Предчувствуя близость успеха, лучшие изобретатели во всём мире полагались на опыт предыдущих открывателей. Не опуская рук и находясь в беспрерывном поиске подходящей идеи, они старались создать более легкую летательную машину и были уверены в необходимости ее снабжения более мощным двигателем. Однако об управлении крылатым устройством задумывались не все. Главной целью было просто взлететь. Такая непредусмотрительность стоила жизни Отто Лилиенталю. В 1896 году его планер перевернулся от воздействия резкого ветреного порыва, и аппарат разбился с высоты. Поэтому внимания заслуживают не только знаменитые авиаконструкторы, но и те, кому смог покориться первый самолёт.

махолет леонардо да винчи

Авиация в России: начало XX века

Следующие несколько лет весь мир был потрясен успехом американцев, благодаря чему путь своего становления продолжала авиация. История упоминает о мелькающих газетных заголовках, фильме, снятым парижским оператором с высоты птичьего полета, специализированных изданиях, посвященных авиационным достижениям. Однако испытателей первых воздухоплавательных машин по праву называли смельчаками. Российская авиация, по словам её представителей, была некомфортным и небезопасным занятием. Например, в заметках известного лётчика того периода, Бориса Россинского, присутствуют очерки и воспоминания о полетах. Среди неприятных моментов в процессе полета ему особо запомнилось дымящееся масло. Коптящий едкий дым не давал возможности полноценно дышать, вследствие чего пилоту приходилось время от времени прикладывать к носу нашатырный спирт.

история воздухоплавания и авиации

Кроме того, отсутствие тормозов вынуждало авиатора выпрыгивать из кабины прямо на ходу.

Создание Сикорского – русский богатырь

Рекорд дальности Туполева

Легендарный АНТ-25 находится в Чкаловском музейном ангаре. Когда-то этот самолет вызывал восхищение и был узнаваем благодаря огромным алым крыльям. Великому российскому авиаконструктору Андрею Туполеву было присвоено множество наград за весомый вклад в развитие авиации.

Валерию Чкалову, известному советскому лётчику, в 1937 году удалось установить на этом аппарате настоящий рекорд дальности. Впоследствии АНТ-25 приобрел именно такое второе название. Из Москвы в Ванкувер расстояние составляет около 8,5 тысяч километров, и авиационное детище Туполева смогло преодолеть его на одном дыхании.

Воздушный танк Ил-2

Штурмовик Ил-2 прославился в ходе Великой Отечественной войны. Он наводил ужас на фашистов, поскольку выступал основной воздушной защитой советских воинов над местом сражения. Прикрывая своих солдат пушками, пулемётами и ракетами, он вел вперед сухопутные войска.

развитие авиации

Одним из его явных преимуществ была крепкая броня, позволяющая отбиваться от атакующих истребителей вражеской Германии. Благодаря мощи данного самолета их выпуск преобладал в количестве над другими боевыми аналогами.

Скромный У-2

К сороковым годам XX века на территории СССР ведущими авиаконструкторами было создано бесчисленное множество боевых самолетов, однако не только им вверялась защита советского неба.

Наравне с ними участвовали в бою летательные машины, предназначающиеся для мирных целей. Среди них почетное место занимал У-2. Этот скромный учебный самолет имел два посадочных места, был абсолютно не прихотливым в использовании и мог совершить посадку вне предназначенного для этой цели места. Кроме того, самолет ценили за его маневренность и тихость. Это позволяло военным летчикам практически бесшумно подкрадываться к врагу в темноте и наносить решающие удары.

Отличившись в боях 1943 года, У-2 получил знаки отличия и новое имя. В честь Николая Поликарпова, известного авиаконструктора, на территории всего советского пространства, его переименовали в По-2.

Заключение

Многогранна авиация, история которой имеет ещё немало достойных примеров и образцовых конструкций, среди которых лучшие грузоподъемные, гражданские самолеты и истребители.

беспилотные аппараты

Если человек увидел однажды сон, где он летал, желание повторить это в реальной жизни не оставит его никогда. Осуществить мечту можно, попросту будучи пассажиром самолета, или получив соответствующее образование, чтобы в дальнейшем сидеть за штурвалом, или став величайшим авиаконструктором.

Читайте также: