Доклад русская православная церковь в годы гражданской войны

Обновлено: 04.07.2024

Во время Гражданской войны Русская православная церковь заняла позицию политического нейтралитета. Такое решение не позволило ни сократить количество жертв среди мирных жителей, ни сохранить даже минимально необходимые права духовенства.

Борьба большевиков с верующими имела черты религиозного характера. Поэтому попытки священнослужителей защитить свои права оценивались новой властью как контрреволюционные выступления, о чем и рассказывает в двадцать втором эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

И в течение всей войны официальная церковь оставалась на позициях политического нейтралитета, призывая прекратить кровопролитие и покаяться за грехи братоубийства.

Характерен и показателен был случай с визитом князя Г.И. Трубецкого к патриарху Тихону. Князь отправлялся на юг, в создаваемую Добровольческую армию и просил у главы церкви благословения белому войску и отдельным видным участникам белого движения. Однако патриарх отказался это сделать.

В своем послании от 8 октября 1919 г. патриарх запрещал духовенству становиться на сторону белых и публично их поддерживать. И это несмотря на то, что вожди белого движения очень рассчитывали на открытую поддержку со стороны церкви и высказывали свое непонимание позиции патриарха.

Однако деятели советской власти не оценили такой нейтральной позиции РПЦ и априори зачислили всех священников в своих противников. Это объяснялось прежде всего атеистическими идеологическими установками правящей партии.

Однако власти должны были считаться с тем, что большинство населения России оставались верующими. Оттолкнуть от себя все эти массы стало бы проигрышным решением для большевиков. Отсюда и своеобразная двойственность в политике Советов: провозглашение свободы совести для всех, уравнение в правах представителей разных конфессий, разрешение отправлять различные культы – но, в то же время, война с духовенством.

Организующим началом этого наступления явились решения и установки VIII съезда РКП (б), состоявшегося в марте 1919 года. Интересно, что среди участников съезда имелись разные точки зрения на отношения церкви и государства. Часто высказывались полярно противоположные мнения. Одни считали, что к церкви надо относиться осторожно и сдержанно, другие утверждали, что с церковью необходимо покончить путём физической расправы.

Вскрытия производили особые комиссии в присутствии священнослужителей. В ходе операции составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи не сохранились в целостном виде, это обстоятельство использовалось для атеистической пропаганды и выдавалось за сознательный обман и подделку. Всего до осени 1920 г. было проведено 63 публичных вскрытия.

Следующим шагом советской власти по массовому нарушению прав духовенства в период Гражданской войны явилось противоправное закрытие церквей и монастырей. Власти на местах в большинстве случаев не удосуживались находить даже малейшие законные основания для принятия подобных решений. В центральные органы власти потоком шли жалобы от прихожан по поводу незаконного закрытия храмов. В некоторых губерниях в 1920 году местными властями принимались решения о полном уничтожении в губернии всех церквей и монастырей. Всего к 1921 году было закрыто 722 монастыря из бывших 1253-х.

Тотально нарушались и имущественные права священнослужителей. Так, при закрытии монастырей монахи выбрасывались на улицу, а все имущество при этом отбиралось, включая необходимые для монахов продовольственные запасы.

В 1919 году началось массовое изъятие церковных ценностей и продажа конфискованных драгоценностей, серебра и золота за границу.

По отношению к духовенству в провинции царил полный произвол местных гражданских и военных властей. Очень часто их казнили без малейших правовых оснований и причин. Обычно в подобных случаях не проводили никаких следственных действий, а решения о физической расправе со священниками принимались не судами, а советскими начальниками любого уровня, в т.ч. и рядовыми красноармейцами, чекистами, членами ревкомов и т.п. Достаточным основанием для казни порой была только принадлежность человека к духовному сословию.

Особенно массовыми были расправы над священнослужителями в тех местностях, которые ранее были заняты белыми войсками, и где затем всех священников красные объявляли пособниками белогвардейцев. Так, в Воронежской епархии, после занятия её территории красными войсками в декабре 1919 года, были сразу же расстреляны 160 священников. Подобное происходило и в других губерниях.

Невозможно подсчитать число жертв этого массового истребления священников, так как часто расправы совершалась в виде самосудов без фиксации в каких-либо документах. Считается, что во время Гражданской войны погибло не менее 10 тысяч священников и других служителей церкви. Из высших иерархов церкви было убито 28 архиереев.

Таким образом, российскому духовенству не удалось предотвратить братоубийственную Гражданскую войну или хотя бы смягчить ее жестокость. Политический нейтралитет, занятый официальной церковью, не спас тысячи священников от гибели, а церковь от почти полного разграбления ее имущества и лишения всех прав.


В ХХ веке в России произошли жесточайшие гонения на Православную Церковь. По своему масштабу, изуверству и жестокости они сопоставимы с гонениями первых веков христианства, происходившими на территории Римской Империи.

Традиционно принято считать, что гонения на Православную Церковь начались в России после большевистского переворота октября 1917 года. Однако это не совсем так. Первые признаки гонений мы можем наблюдать начиная с февраля того же года, когда пришедшее к власти Временное правительство решило, что имеет право, как угодно, коверкать жизнь Церкви, вмешиваться в ее внутреннюю жизнь. Российское государство после Февральского переворота лишилось законного Царя – Помазанника Божиего, удерживающего мир от сил зла. Временное правительство, однако, незаконно решило присвоить себе царские функции, откровенно вмешиваясь в жизнь Церкви.

Церковно-приходские школы, находившиеся ранее в ведении Православной Российской Церкви, теперь лишились ее опеки. В итоге более 37 000 церковно-приходских, второклассных и церковно-учительских школ оказались в ведении Министерства народного просвещения. Их общее имущество оценивалось в 170 миллионов рублей.

Буквально через четыре дня после этого трагического события в Петрограде произошел революционный переворот, положивший начало неслыханным дотоле большевистским гонениям на Церковь.

И эти гонения не заставили себя ждать. Практически через неделю после Октябрьского переворота произошло первое убийство православного священника. 31 октября 1917 года большевики убили протоиерея Иоанна Кочурова (ныне прославлен в сонме священномучеников Русской Православной Церкви).

В новом 1918 году антицерковная политика новой власти имела свое логическое продолжение. Так, уже в начале января 1918 г. у Церкви была изъята Синодальная типография, вслед за придворными храмами были закрыты многие домовые церкви. Несколько позже, 13 января 1918 г., большевиками был издан декрет о конфискации Александро-Невской Лавры в Петрограде. Для того, чтобы исполнить этот декрет, боевики Красной гвардии осуществили вооруженное нападение на святую обитель. В ходе вооруженного конфликта был смертельно ранен настоятель Скорбященской церкви протоиерей Петр Скипетров (ныне прославлен Русской Православной Церковью в сонме священномучеников), пытавшийся устыдить распоясавшихся революционных головорезов.

Жуткое убийство произошло пасхальной ночью 1918 года. В станице Незамаевской был закопан живьем в навозной яме иерей Иоанн Пригоровский. Предварительно священнику выкололи глаза, отрезали язык и уши.

На станции Синара под Екатеринбургом 10 июня 1918 года был зарублен протоиерей Василий Победоносцев. Через три дня, 13 июня того же года, был расстрелян в Шадринском уезде священник Александр Архангельский.

Особо жутким гонениям подверглись архиереи Православной Церкви. Так, 25 января 1918 года по старому стилю в Киеве был зверски замучен митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Владыку вывели из Киево-Печерской Лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы. На теле митрополита было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран.

Многие монастыри также подверглись жестоким большевистским гонениям. Так, в октябре 1918 года большевики разграбили Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Архимандрит Варлаам, настоятель обители, в наволочке из грубого полотна был утоплен изуверами в реке. 26–27 октября 1918 г. весь монастырский комплекс был подвергнут жестокому разгрому. Осквернив престол храма, гонители увезли с собой святыни, подвергли разграблению библиотеку, а также монастырские мастерские. Часть насельников обители была расстреляна, другая часть брошена в ямы и залита нечистотами. Некоторых монахов под конвоем доставили в Пермь для принудительных работ.

Репрессии в отношении духовенства продолжались и в последующие годы. Так, 5 августа 1919 г. близ города Лубны расстреляли 17 монахов Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Обитель была разграблена и осквернена, подверглась разорению.

Любопытные данные приводит в этой связи игумен Дамаскин (Орловский). К 20 сентября 1918 г. на имя Поместного Собора и Высшего Церковного Управления были представлены официальные сведения, согласно которым убиенных за веру и Церковь было 97 человек. При этом имена и служебное положение 73-х убитых были точно установлены, а имена 24-х человек к этому времени были неизвестны. 118 человек находились под арестом.

Количество мирян, павших жертвами красного террора, практически не поддается точному исчислению. К примеру, 8 февраля 1918 г. был расстрелян крестный ход в Воронеже. Представители делегации прихожан, просившие у властей освобождения епископа Тобольского Гермогена, были зверски замучены.

Аналогичные события происходили и в других населенных пунктах России. Наиболее массовыми выступления верующих против изъятия церковных ценностей произошли в Смоленске, Орле, Владимире и Калуге. Всего в период с 1922 по 1923 г. было зафиксировано 1414 столкновений властей с верующими. В целом к концу 1922 г. большевистские власти изъяли у Церкви священные предметы и драгоценности на невиданную по тем временам сумму – свыше 4,5 миллионов золотых рублей.

После народного волнения в Шуе использование советской властью в кампании по изъятию церковных ценностей красных курсантов, частей Красной армии, частей особого назначения стало фактически обязательным для всех губерний.

Одновременно с процессом изъятия церковных ценностей начались судебные процессы над духовенством, которые проходили по всей России. Так, 29 мая 1922 г. был арестован митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). Его обвинили в сопротивлении изъятию властями церковных ценностей. 5 июля владыка Вениамин, а с ним еще девять священнослужителей были приговорены к смертной казни. Шести из них расстрел заменили тюремным заключением. Остальные священнослужители, в том числе и сам владыка Вениамин, в ночь с 12-го на 13-е августа 1922 г. были увезены из тюрьмы и расстреляны неподалеку от Петрограда. Точное место убиения архипастыря неизвестно. По некоторым данным, оно могло произойти на станции Пороховые Ириновской железной дороги. Ныне митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин прославлен Русской Православной Церковью в сонме священномучеников.

В связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей большевиками было инспирировано 250 дел. Уже к середине 1922 года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказалось 732 человека, многие из которых впоследствии были расстреляны. В 1923 г. в производстве VI отделения Следственного Отдела ГПУ находилось 301 следственное дело, арестовано было 375 человек и выслано за границу 146 человек. За 1922 год только по суду было расстреляно 2691 православных священников, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц. Имели также место и многочисленные внесудебные расправы над представителями православного духовенства и мирян, которые в значительной степени превосходили по количественным показателям число репрессированных по суду. Так, в том же 1922 г. было уничтожено не менее 15 тысяч представителей духовенства.

Главным итогом большевистских гонений на Церковь в годы Гражданской войны и в первые послевоенные годы явилось невиданное дотоле разорение Церкви. Так, к примеру, целые уезды ряда епархий, таких как Пермская, Ставропольская, Казанская, оказались вообще лишенными священнослужителей.

Лютые гонения на Православную Церковь продолжились и впоследствии, в 1920–1930-х гг. Говоря в целом, тяжелые времена для Православия в России продолжались вплоть до второй половины 1980-х гг. Церковь, тем не менее, несмотря на гонения, выстояла и явила миру сонм новомучеников, приявших смерть за Веру Православную. Даже посаженные за колючую проволоку, оклеветанные и оболганные, священнослужители из мест лишения свободы продолжали нести Слово Божие людям, вселяя надежду в их дрогнувшие вследствие невиданных гонений сердца. В итоге даже в атмосфере невероятных репрессий Русская Православная Церковь сумела сохранить в целости духовное ядро.

Православие-старейшее направление в христианстве. Православная Церковь в годы революции и гражданской войны. Советская власть и православие в первой половине 1920-хгг. Судьба Церкви-судьба народа. Попытки духовенства оказывать сопротивление властям.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.09.2008
Размер файла 28,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы Православия определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с разделением христианской церкви на католическую и православную.

На Руси с конца 10 века, с 1448 года Русская православная церковь. Вероисповедную основу Православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых 7 Вселенских соборов и труды отцов Церкви 2-8 вв.). Важнейшими постулатами Православия являются догматы: триединства Бога, Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа.

В революционную эпоху Русская православная Церковь (РПЦ) вступала, будучи мощной организацией. К 1914г. В Российской империи насчитывалось 117 млн. православных христиан, проживающих в 67 епархиях. 130 епископов и свыше 50 тыс. священников и дьяконов проводили службы в 48 тыс. приходских храмов. В ведении РПЦ находилось 35 тыс. начальных школ и 58 семинарий, а так же более тысячи действующих монастырей и 95 тыс. монашествующих. К моменту революции в России имелись значительные достижения и в области православного миссионерства, особенно на территории Аляски, Японии, Сибири и Дальнего Востока.

Переломный период отечественной истории 1917_1934гг. положил начало коренному переустройству всех сторон жизни российского общества. Русская Православная Церковь не стала исключением. Таким образом, победившая в России революция в октябре 1917г. круто изменила судьбу церкви, судьбу народа и всей страны в целом.

Православная Церковь в годы революции и гражданской войны

Отречение НиколаяII от престола означало, что РПЦ оказалась не только разъединенной, но и обезглавленной. Церковь, не имея к началу революции патриарха и тесной связи центра с периферией. Временное правительство, придя к власти, дало разрешение на созыв Всероссийского Поместного Собора, который и открылся в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа 1917г. Уже на следующий день в храме Христа Спасителя состоялось первое заседание Собора, председателем которого был избран митрополит Тихон. В общей сложности состоялось три сессии Собора: 1-я с 15 августа по 9 декабря 1917г., 2-я с 20 января по 20 апреля 1918г. и 3-я со 2 июля по 20 сентября 1918г.

28 октября Собор вынес важное историческое решение, в соответствии с которым высшая законодательная, административная, судебная и контролирующая власть в РПЦ должна была принадлежать Поместному Собору. Восстанавливалось патриаршество, при этом патриарх подчинялся Собору. После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. 5 ноября 1917г. в храме Христа Спасителя, вмещавшем 12 тыс. человек, по жребию одиннадцатый патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский Тихон (в миру Василий Иванович Белавин). В обстановке Гражданской войны Собор почти не смог обсудить и принять других необходимых решений. В 1921г. заседая более года, Собор не исчерпал всей своей программы. Это время стало периодом самоопределения РПЦ в новых исторических условиях. Упразднили изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановили патриаршество.

В развернувшейся гражданской войне РПЦ оставалась на позиции политического нейтралитета. Еще до прихода большевиков Поместный Собор принял решение не участвовать в сиюминутной борьбе за власть, отказавшись послать делегатов в Парламент. В ноябре 1917г., к концу восстания московских юнкеров, Собор обратился к обеим сторонам с призывом не мстить, прекратить кровопролитие и проявить милосердие к побежденным. Тогда же было принято решение об отпевании погибших с обеих сторон и выдвинуто обращение ко всему русскому народу покаяться в грехе братоубийства.

Стремился избегать вовлеченности в политические события и патриарх Тихон. Весной 1918г. перед отъездом на юг к Деникину его посетил известный церковный деятель князь Трубецкой. Тихон дал понять, что отказывает в благословении войскам белого движения. В своем послании от 8 октября 1919г. патриарх запрещал духовенству становиться на сторону белых и публично их поддерживать. В тот момент это обстоятельство очень беспокоило вождей контрреволюции.

Серьезным потрясением для Церкви стало повсеместное вскрытие мощей, с особой силой развернувшееся в 1919г. Специальное постановление поэтому поводу было издано Наркоматом юстиции в феврале 1919г. Вскрытия производили особые комиссии в присутствии священнослужителей. В ходе операции составлялись протоколы. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи не сохранились в целостном виде, это обстоятельство использовалось для атеистической пропаганды и выдавалось за сознательный обман и подделку. Всего до осени 1920г. было проведено 63 публичных вскрытия. Эти акции продолжались и в последующие годы.

Советская власть и православие в первой половине 1920-хгг.

Весной-летом 1921г. На Советскую Россию обрушилась катастрофа - засуха и губительный голод охватил обширные территории Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Украины и Крыма. Свыше 33 млн. человек оказались затронуты этим бедствием, несколько миллионов погибли от голода.

Изъятие церковных ценностей сопровождалось многочисленными эксцессами. В результате в апреле-мае 1922г. В Москве прошел процесс 54 священников и мирян РПЦ, обвиненных в отказе от выдачи ценностей, на котором 11 человек были приговорены к высшей мере наказания. Сразу после того, как трибунал вынес свое решение, Л.Б.Каменев внес в Политбюро вопрос об отмене приговора. В отношении 6 осужденных было принято решение наказание смягчить. Каменев продолжал настаивать на помиловании остальных обвиняемых. Письменное предложение в Политбюро было рекомендовано внести Л.Д.Троцкому. 14 мая 1922г. Он представил заключение, в котором указывалось, что оснований для смягчения участи пяти осужденных не имеет. Спустя несколько дней Политбюро согласилось с этим выводом. Патриарха Тихона, выступавшего свидетелем на суде, в тот момент не рискнули привлечь к ответственности.

Так, летом 1922г. в Петрограде состоялся процесс по делу о церковных ценностях. На скамье подсудимых в это раз оказалось 86 обвиняемых. По мнению властей, они так или иначе были причастны к волнениям, которые происходили при изъятии ценностей из петроградских церквей. Главным свидетелем обвинения выступил протоирей В. Красницкий. Трибунал приговорил митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), профессора Ю.Л.Новицкого, И. Ковшарова к смертной казни. Часть осужденных получила различные сроки лишения свободы, а 22 человека были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922г. приговор в отношении в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение. Спустя 70 лет (1992г.) митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин был причислен к лику русских святых.

После Петроградского процесса 1922г. борьба с Тихоновской Церковью была продолжена. 13 октября Секретариат ЦК РКП(б) рассмотрел вопрос о создании комиссии по антирелигиозной пропаганде (антирелигиозной комиссии). После своего оформления эта комиссия выработала правила о ввозе в страну религиозной литературы, установила порядок регистрации религиозных обществ. Каждые две недели председатель комиссии должен был представлять в Политбюро доклад о проделанной работе.

Судьба Церкви -- судьба народа.

В день погребения патриарха, 12 апреля 1925 г., ста-ли известны имена трех митрополитов, которые по завещанию Тихона должны были возглавить РПЦ. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел, находясь вне Москвы, не могли этого сделать, в обязанности патриаршего местоблюстителя вступил митрополит Петр. Однако уже в декабре 1925 г. он был арестован. После этого руководство Церковью перешло к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию.

В последующие годы РПЦ в значительной степени разделила судьбу всего советского народа. В начале 1929 г. Л. М. Кагановичем на места была направлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начинается широкое применение административных мер в борьбе с религией. 8 марта 1929 г. ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях, которым запрещалось осуществлять благотворительную деятельность, обучать религии частным образом и т. д. По стране прокатилась волна массового закрытия церквей. К 1928 г. РПЦ имела более 30 тыс. приходов -- 2/3 от дореволюционного количества. После этого число храмов стало резко сокращаться. В 1928 г. было закрыто 534 церкви, в 1929 г. __ 1119. В Москве из 500 храмов к началу января 1930 г. оставалось 224, а через два года -- 87 церквей. В Орле к 1930 г. не осталось ни одной действующей православной церкви.

В 1988г в Русской Православной Церкви произошёл перелом. Это был Юбилейный год - год 1000-летия Крещения Руси. Взаимоотношения Церкви и государства изменились в лучшую сторону. Гонение на Церковь было прекращено, стали открываться храмы. Только в 1988г было открыто более 1000 храмов. В 19990г в РПЦ насчитывалось 11тысяч приходов и закон о свободе совести возвратил Церкви право юридического лица

Подобные документы

Изменение государственной политики по отношению к православной церкви в ходе революции и гражданской войны. Организация, характер и последствия репрессивных мер советской власти против церкви в 1925–1937 гг. Политика отделения церкви от государства.

курсовая работа [48,8 K], добавлен 12.04.2013

дипломная работа [73,3 K], добавлен 20.04.2014

Русская православная церковь накануне Великой Отечественной войны. Сбор пожертвований для нужд фронта. Церковь в первые дни войны. Изменение отношений государства к ней. Награды за отвагу и мужество служителям церкви. Жизнь архиепископа Луки в годы войны.

реферат [30,3 K], добавлен 02.02.2013

История распространения русского православия на землях Приднестровья. Положение православной церкви в Приднестровье в годы Советской власти. Православная церковная организация в ПМР на современном этапе. Конфессии в Приднестровской Молдавской Республике.

курсовая работа [62,2 K], добавлен 09.09.2012

Становления советской власти в России представляет собой период гражданской войны и иностранной интервенции. Победа советской власти произошла благодаря организованному насилию власти. Главной идей революции было противостояние народа и интеллигенции.

контрольная работа [20,0 K], добавлен 06.01.2009

Становление советской власти и ее влияние на русскую православную церковь. Гонение нового государства на религиозные организации во времена "Воинствующего безбожия". Государство и церковь во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

курсовая работа [59,4 K], добавлен 18.01.2017

Взаимоотношения церкви и государства в период после революции и до начала строительства социалистического общества (1921-1927 гг.). Характеристика изменении в политике Советского государства в отношении церкви и позиция духовенства (1927-1949 гг.).

Существуют две исторические традиции относительно развития событий в России после октября 1917 г.

Но и в той и в другой называется важный исток причин гражданской войны: Октябрь 1917 г. Такой же точки зрения придерживается Русская Православная Церковь.

Важным обстоятельством в этой связи следует считать избрание митрополита Тихона Патриархом Московским и всея Руси, причисленного к лику святых. Это был антипод кровавому палачу и автору Октября – В.И.Ленину.

Большевицкая традиция считает дату начала Гражданской войны – 23 февраля 1918 г. Белая традиция сдвигает эту дату почти на полгода раньше – 15 ноября 1917 г., когда на Дон прибыл генерал Алексеев, где образуется Добровольческая армия и возникает Белое движение – в основе которого была идея защиты традиционных ценностей русского общества, являющаяся стержнем возрождения Русского национального самосознания.

Любопытно, что в этот день наряду с названым посланием вышел Указ Св. Тихона духовенству о невмешательстве в политику. Так Св. Тихон стремился оградить духовенство от нежелательных для него последствий.

От себя добавим: еще бы! Сколько они вывезли хлеба и золота из России!

Осью всех событий 1918 г., не считая Брест-Литовского мирного договора, стали еще три события:

а) Съезд Советов 6 июля и убийство немецкого посла Мирбаха;

б) Июльское вооруженное восстание против большевиков в Ярославле, Костроме, Угличе, Рыбинске и Муроме.;

в) Убийство Царской семьи.

Они происходили на фоне активизации советско-германских отношений, пока большевики верили в победу дружественной им Германии. Когда в Германии рухнула империя и произошла революция, Антанта стала осуществлять свои планы в отношении России. И это имеет непосредственное отношение к восстаниям весной-летом 1918 года, т.к. последние их не поддержали. Что же это за союзники по борьбе с большевизмом!

Предсоборное совещание, начавшее свою работу в праздник Святой Пасхи 27 апреля 1919 г. в Екатеринодаре, обратилось с просьбой к старейшему на юге России архипастырю – архиепископу Ставропольскому Агафодору созвать Юго-Восточный Церковный Собор в Ставрополье в течении ближайшего месяца. Согласие Агафодора вскоре было получено и 19 мая 1919 г., после торжественного молебна, заседания Собора начались.

Таким образом, в 1919-1920 г. окончательно сформировалась идеология Белого дела, в котором Русскому Православию отводилась ведущая роль. Возрождение традиционных духовных ценностей, основ русской государственности, нравственной свободы, семьи, а самое главное – Вере в Бога – всё это присутствовало на страницах политических программ южнорусского Белого движения.

Незадолго до эвакуации из Крыма в октябре 1920 г., по представлению епископа Вениамина предполагалось ввести новые должности – корпусных благочинных. Тем самым, иерархия военного духовенства приобрела бы завершенный вид, объединив всех священников епархиального управления армии и флота.

Гражданская война… Казалось бы должна остановиться Церковная жизнь, не нужной станет проповедь любви и милосердия к ближнему. Но в это трагическое для нашего Отечества время Русская Православная Церковь не осталась в стороне от происходящего. Более того, в это время гораздо острее, напряженнее стала чувствоваться необходимость пастырского наставления, нравственной помощи русским людям.

Список используемой литературы:

1. Послание Святейшего Патриарха Тихона о вступлении на Патриарший престол, … 18 (31). 12. 1917. – Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943, М., 1994. С.70 [1;70]

2. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX ке. М., 1995. с.49. [2;49]

Читайте также: