Современная материалистическая этика доклад

Обновлено: 05.07.2024

В большинстве отечественных и зарубежных университетов преподается такая интересная дисциплина, как этика. Ну, интересная она кажется весьма немногим студентам. А зря!

Давайте разбираться, чем так важна этика, в каких сферах жизни без нее никак не обойтись, а также что будет, если ее не станет.

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Понятие и предмет этики


Этика - учение о добре и зле

Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.

  • добра и зла,
  • дружбы,
  • сочувствия,
  • самопрожертвования,
  • смысла жизни.

Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

Этика – это область знаний, а предмет этики как науки (то есть то, что она изучает) – нравственность и мораль.

Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.

Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Классификация этических ценностей

По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

  • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
  • частные – ценности-добродетели.

Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

Краткая история этики


Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции

Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Современная этика

В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).

По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.

Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.

А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.

Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.

Разделы этики

Несмотря на то что этику часто рассматривают как нравственную философию, которая указывает пути достойного поведения, она в то же время и система знаний о природе и происхождении морали. Именно поэтому выделяют два предмета и специфики задачи этики – нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую. Как следствие – выделение двух областей во второй половине 20 века, которые оформились в две совершенно самостоятельные (но взаимосвязанные) дисциплины:

  1. Нормативная этика – направлена на жизнеучение и теоретическую этику.
  2. Теоретическая этика – направлена на познание морали.
  3. Практическая этика – место морали в реальной жизни людей.

Теоретическая этика

Теоретическая этика рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от других социальных явлений.

Предмет и объект науки теоретическая этика – происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальная роль и прочие аспекты морали и нравственности. В ее основе лежат знания, идеи и концепции со стороны научного познания морали.

Этика – не единственная из наук, предметной областью которой является мораль:

  • Социология и социальная психология заняты изучением общественной функции морали, пропагандируемые ею правила по отношению к другим общественным явлениям.
  • Психология личности изучает физиологическую основу морали.
  • Лингвистика и логика изучают язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.

Эти науки тоже внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты х исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей.

Внутри теоретической этики следует выделить метаэтику.

Метаэтика – направление аналитической этики, в рамках которого производится анализ самой этике как научной дисциплине.

В рамках метаэтики можно выделить такое направление, как нонкогнитивизм – учение, которое подвергает сомнению когнитивный статус этики, познаваемость этических понятий из-за их неопределенности и самого факта допустимости существования ее как науки. С помощью этого направления метаэтика стремится объективно изучить разные этические концепции.

Нормативная этика

Предмет основы нормативная этика – поиск принципа, регулирующего поведение человека, направляющего его поступки, устанавливающего критерии оценки нравственного добра и правила, которое могло бы выступить в роли общего принципа, образца для всех последующих случаев.

Цель нормативной этики – поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, создание норм поведения в обыденных жизненных ситуациях взывая к разуму, этот раздел этики применяет доводы, аргументы, доказательства. Это и делает ее привлекательной для любой критически мыслящей личности в отличие от морализаторства.

Положения морали принимают вид разумных рассуждений, которые превращаются во внутренние чувства, мотивирующие поведение.

А чтобы моральные понятия и оценки приобрели статус непреклонных, есть два основных пути:

  • придать им мистический, божественный смысл;
  • придать естественно-объективный смысл.

С нонкогнитивистской точки зрения нормативная этика является элементом морального сознания, а не моралью в целом.

Нормативной этике предшествовали такие направления, как стоицизм, гедонизм, эпикуреизм, а среди современных – консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

Прикладная этика

Прикладная (или практическая) этика занимается изучением частных проблем и применением моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в частных ситуациях морального выбора.

Этот раздел этики довольно тесно связан с современными социально-политическими науками и включает следующие разделы:

  • Биоэтика.
  • Медицинская этика.
  • Компьютерная этика.
  • Профессиональная этика.
  • Политическая этика.
  • Социальная этика.
  • Деловая этика.
  • Экологическая этика.
  • Юридическая этика.

В общем и целом мы изучили понятие, предмет, основы и функции этики. И хоть студенты в университетах этому предмету не придают должного значения (главная вина из-за этого на плечах преподавателей, неспособных привить любовь и понимание дисциплины), мы видим, насколько жизненно важное значение для всего человечества она имеет.

Впрочем, наука эта довольно сложная, и не всем будет по душе написание контрольных, курсовых иди дипломов по этике. Но не стоит переживать, ведь рядом всегда есть проверенный студенческий сервис, готовый оказать помощь в трудную минуту!

В современной философской мысли происходит определенное переосмысление проблемы бытия.

В современных философских учениях акценты зачастую оказываются нечеткими и подвижными, так что однозначно отнести их к разряду материалистических, субъективно-идеалистических или объективно-идеалистических становится невозможно. Таким образом, четкие границы, которые проводились в классической философии между материалистическими и идеалистическими позициями в понимании бытия, в современной философии размываются.

Из сказанного, однако, не следует делать вывод, что в современной философии материализм и идеализм уже не противоречат друг другу и перестают различаться. Несмотря на возможность сделать оппозицию между ними в некоторых отношениях менее острой, их идейное противостояние сохраняется и продолжается.

2. Наступление на материализм

К размышлению. Можете ли вы обнаружить какие-либо явления в современном искусстве (в кино, театре, живописи, скульптуре, музыке), идейно связанные с идеалистической философией?

Наиболее влиятельным течением современной материалистической философии с конца XIX в. и до наших дней является диалектический материализм . Он далеко не исчерпал своих возможностей и продолжает играть важную роль в осуществлении мировоззренческих, социальных и методологических функций философии.

Более гибкое, более диалектичное понимание бытия в современном материализме делает его способным усваивать уроки идеализма, расширяет его рамки и открывает новые возможности его развития.

В сущности, многие современные философы, в том числе и такие, кто предпочитает не называть себя материалистами, на самом деле приходят к материалистическим или же согласующимся с принципами материализма положениям. Основанные на материалистических установках или, по крайней мере, допускающие истолкование в духе материализма решения тех или иных философских проблем можно обнаружить почти в каждой форме современной философии: герменевтике, феноменологии, философской антропологии, неопозитивистской философии, философии науки и др.

3. Принципы современного материализма

Не вдаваясь в анализ различных материалистических учений, рассмотрим важнейшие принципы современного материализма.

- Материалист убежден, что окружающий нас мир обладает материальным бытием, т.е. существует объективно, вне и независимо от сознания. Люди способны воздействовать на окружающую их объективную реальность и изменять ее, но только с помощью материальных, практических усилий.

- Материалист стремится найти способы и средства разумного понимания мира, обнаружить объективные связи и закономерности, объясняющие устройство материальных объектов и происходящие в них изменения. Он исходит из того, что всякое явление имеет свои причины и считает необходимым искать причинное объяснение всего происходящего.

- Материалист рассматривает мир таким, каков он есть. В процессе познания мира он старается не привносить в свою картину действительности никаких субъективно-произвольных элементов. Он не склонен покидать без нужды почву здравого смысла и житейского опыта. Вместе с тем он высоко ценит науку и предпочитает всюду, где здравого смысла и житейского опыта недостаточно для решения возникающих проблем, использовать научные методы.

- Материалист полагает, что все образы в человеческом сознании, все представления, мысли, знания, фантазии человека являются в конечном счете продуктами обработки информации, поступающей в мозг. Поэтому он ищет объяснение особенностей духовного мира людей и происходящих в нем процессов в реальных условиях их жизни. При этом он признает, что человеческое сознание может творить из исходного материала (полученной информации) все, что угодно. Ценность плодов такой произвольной духовной деятельности зависит от выбора ее целей и средств. Свобода этого выбора, свобода разума делать его, не считаясь ни с какими ограничениями кроме тех, которые он сам на себя накладывает, – это для материалиста не дар небес, а результат развития и духовного самосовершенствования человека. Свободу разума материалист рассматривает как первое и необходимое условие свободы действий, способных улучшить жизнь человека.

- Материалист считает, что человек есть продукт развития природы. Иметь возможность сохранения и поддержания своего существования – это естественное право человека как природного существа. Все люди в этом отношении равны. Никто не вправе ущемлять естественные права других. Уважение к человеку, стремление к сотрудничеству и взаимной поддержке – это для материалиста наиболее естественный способ отношения к людям. Идеалы гуманизма, равенства, справедливости, демократии, гражданских и социальных свобод – это то, что органично согласуется с другими принципами материализма и составляет вместе с ними целостную систему философских взглядов.

4. Можно ли опровергнуть материализм?

В истории философии не раз предпринимались попытки опровергнуть материализм. Рассмотрим некоторые аргументы, выдвигавшиеся против него.

Одним из наиболее важных считается аргумент Лейбница: если материя есть нечто принципиально отличное от сознания, духа, то невозможно понять, как она порождает психические явления, идеальные образы. Духовное, будучи разнородным с материальным, не выводимо из него.

Этот довод часто повторяется в богословской литературе при обосновании бессмертия души. Он весьма убедителен для тех, кто стоит на позициях дуализма. Но, как уже говорилось, дуалистическое отрицание всякой зависимости между духом и материей трудно согласовать с нашим опытом (эта зависимость проявляется, например, хотя бы в действии наркотиков на сознание человека).

К размышлению. Упрек, аналогичный аргументу Лейбница, может быть брошен и идеализму: в идеалистической философии остается непонятным обратное – каким образом дух порождает материю.

Аргумент Беркли. Беркли, Мах и многие другие субъективные идеалисты отвергают материализм на иных основаниях: они утверждают, что в мире нет ничего, отличного от духа. То, что мы называем материальными объектами, – это всего лишь комбинации наших ощущений. Суть данного аргумента состоит в том, что материя отождествляется с нашими ощущениями и на этом основании отрицается ее независимость от сознания. Однако обосновать такое отождествление оказывается для его сторонников чрезвычайно трудной задачей. Во всяком случае, оно порождает гораздо больше неясных вопросов, чем критикуемые ими материалистические представления.

К размышлению. Попробуйте самостоятельно разобраться, в чем ошибочность приведенного аргумента.

К размышлению. Проанализируйте сказочные образы русалки, кентавра, девятиглавого огнедышащего дракона и др., – и вы увидите, что они составлены из элементов, являющихся образами наблюдаемых в действительности вещей и явлений. Любое техническое изобретение, как бы ни было оно оригинально, построено на использовании явлений, открытых в результате исследования природы. Художники-фантасты, изображающие, скажем, диковинные формы жизни на неведомых планетах, опираются на впечатления, отражающие земной мир. Даже Бога люди представляют по своему образу и подобию.

Попробуйте придумать что-нибудь, абсолютно не связанное с отражением окружающего нас мира!

Проанализировав различные доводы против материализма, можно сделать вывод о неопровержимости его (к такому выводу и приходит Введенский).

Действительно, сколько-нибудь убедительных аргументов, опровергающих материализм, нет. Правда, нет и аргументов, которые позволили бы логически доказать его истинность. Материализм находит подтверждение в практике исторического развития человечества, в житейском опыте людей. Но такое подтверждение не является полным и окончательным. Оно оставляет противникам материализма возможность подвергать его критике и отстаивать противоположные ему взгляды (при этом тоже ссылаясь на факты, известные из житейского опыта).

Следует отметить, что не существует и аргументов, с помощью которых можно было бы полностью и окончательно опровергнуть или доказать идеализм.

Одним из наиболее знаменитых аргументов в защиту религиозно-идеалистических взглядов является так называемое онтологическое доказательство существования Бога, изобретенное средневековым теологом Ансельмом Кентерберийским (1033–1109). Оно выглядит так: мы мыслим Бога как существо наисовершенное, т.е. обладающее всеми возможными достоинствами. Но если бы ему не было присуще существование, то у него не хватило бы этого достоинства. Следовательно, Бог обладает и существованием, т.е. существует.

Опровергая этот аргумент, Кант указывал, что нельзя доказать существование какого-либо предмета, исходя лишь из понятия о нем. Мы можем, например, мыслить наисовершенный волшебный замок, но то, что мы мыслим его наисовершенным, не сделает его существующим.

Итак, невозможно ни доказать, ни опровергнуть материалистические взгляды. И точно также ни то ни другое нельзя сделать по отношению к идеалистическим взглядам. Это ведет к тому, что в истории философии интерес к построению прямой логической аргументации исходных принципов материализма и идеализма все больше угасает.

К размышлению. С помощью онтологического аргумента можно было бы (изменив его соответствующим образом – подумайте, как) доказывать и существование материи… Но это доказательство имело бы такую же силу, какую оно имеет в отношении Бога.

Философские дискуссии переносятся главным образом в плоскость анализа логических и практических последствий, вытекающих из различных вариантов материализма и идеализма, в плоскость выяснения возможностей и достоинств той или иной позиции в решении философских, научных, методологических, социальных, нравственных и других вопросов.

5. Преимущества материализма

Так как материализм требует познавать мир в его независимом от сознания бытии, очищая знания о нем от всяких субъективных мнений и суждений, то отсюда следует, что материалистам должна быть свойственна объективность, непредубежденность, беспристрастность. Идеализм же допускает возможность извлекать суждения о бытии из самого сознания (мышления, духа), поскольку оно лежит в основе бытия. Более того, идеалисты склонны видеть в таких суждениях высшие истины, которым следует доверять больше, чем фактам, установленным путем изучения окружающего нас мира.

Правда, именно опора материализма на здравый смысл и житейский опыт позволяет идеалистам пренебрежительно отзываться о нем как о философии примитивной, тривиальной, недостаточно развитой. В идеалистических учениях нередко возводятся сложнейшие умозрительные конструкции, разобраться в которых без достаточных навыков философского мышления невозможно. Сложность своих систем, трудность их понимания для недостаточно образованного в философии человека идеалисты считают следствием их особой глубины. Но разве сложное лучше простого только потому, что оно сложное? Зачем нагромождать сложности там, где есть возможность обойтись без них?

Как материализм, так и идеализм (особенно объективный) могут сочетаться с рационализмом. Но идеализм также может, как известно из истории философии, соединяться и с иррационализмом (что чаще всего и происходит с идеализмом субъективным). Материализм же однозначно связан с рационализмом и не приемлет иррационализм. Поэтому все преимущества рационализма над иррационализмом органически свойственны ему и служат аргументами в его пользу.

Столь же однозначна связь материализма с наукой. На протяжении всей своей истории он всегда, с одной стороны, опирался на науку и использовал ее данные для формулировки и обоснования своих положений. А с другой стороны, он всегда был философской основой научного познания мира.

Если материалистическая позиция тесно и органично согласуется с данными пауки, то отношение идеализма к ним, как показывает история философии, может быть различным. Многие из современных идеалистических течений поддерживают антисайентистские взгляды и отрицают ценность науки. Союз философии с наукой – это идеал материалистической философии. Стремление к такому союзу является одним из важнейших преимуществ ее над идеалистической философией.

Как уже отмечалось, идеализм тяготеет к религии, что в немалой степени обусловливает его распространение в обществе. Материализм, наоборот, несовместим с религией. В этом часто усматривают его главный порок. Конечно, в глазах верующих атеизм есть неприемлемая точка зрения. Но он имеет не меньше прав на существование, чем любая религия (поскольку нет возможности опровергнуть ни атеизм, ни религиозную веру). Отказ от веры в Бога – принцип, обусловливающий такие особенности материалистической философии, которые хотя и могут выглядеть в глазах верующего как недостатки, вместе с тем выступают как ее особые достоинства.

Идеалистическая философия выдвинула немало идей, играющих важную роль в формировании представлений человечества о себе и о мире, в развитии человеческой культуры. В субъективно-идеалистических концепциях находят выражение идеи духовного самоутверждения человеческой личности в мире, ее свободы и независимости, могущества ее воли. Некоторые из этих концепций (например, персонализм Н. Бердяева) привлекательны тем, что возвышают человека, представляя его духовную деятельность как творческую силу, которая одухотворяет мертвую материю. В системах объективного идеализма (типа гегелевской философии) проявляется стремление человека понять гармонию природы, почувствовать себя частицей огромного мирового целого, увидеть с этой точки зрения высший смысл своего бытия. Религиозно-философские учения (например, неотомизм и другие варианты христианской философии) отвечают запросу церкви и потребности верующих в обосновании и развитии религиозного мировоззрения.

Разнообразие философских воззрений вызвано разнообразием жизненных позиций, умонастроений, идеалов, склонностей людей в различных культурах и в разные эпохи. Когда идеалистические концепции соответствуют особенностям личности, общества, эпохи, тогда они привлекают внимание этой личности, культуры, эпохи и воспринимаются ими как наиболее приемлемые и достойные доверия. Идеализм (или материализм) представляется лучшей философией тому, кто еще до знакомства с ним склонен к идеалистическому (или материалистическому) образу мышления. Убедить в преимуществах материализма перед идеализмом, как правило, удается только тех, кто заранее более пли менее готов в этом убедиться.

Тем не менее приведенные нами соображения представляются достаточно вескими (разумеется, если читатель проявляет желание взвешивать их) для оценки преимуществ материалистической позиции в философии.

Преамбула
Старые философские модели не только не смогли уберечь человечество от становящейся всё более реальной опасности самоуничтожения в глобальных катастрофах - нравственной, экологической и ядерной - уже в исторически ближайшее время, но и внесли вклад в обоснование кризиса цивилизации. Их общая трагическая ошибка – легитимизация зла в мире и в обществе. Именно это представление об обыденности, естественности, объективности, закономерности любых его проявлений привело к автоматически поддерживающемуся и нарастающему до конца массовому взаимоистреблению людей вне зависимости от убеждений и структуры общества.
Цель новой философии – дать простую и надежную защиту от агрессии, откуда бы она ни исходила, вне зависимости от уровня нашего понимания или непонимания реальности.

Базис новой философии составляют три постулата :
философский : единичное равно всеобщему,
этический : добро и зло абсолютны и инвариантны , и
логический : все, что противоречит совести, ложь.

Возникает новое представление : микромир тождественен макромиру. Например, внутри электрона – такие же вселенные, как и наша, причем, не маленькие, а таких же размеров, как и у нашей;

- Как следствие из этого необходимо возникает новое представление о фундаментальной роли жизни для самого факта существования мира в целом : он существует в упорядоченном, устойчивом, целесообразном виде только благодаря жизни, её разумной творческой созидательной и охранительной деятельности;

- этот новый принципиальный факт неизбежно приводит к включению этики, т.е. нравственности – представлений о добре и зле, в саму базу философии. Как раз к тому, от чего как черт от ладана бежали предшествующие философии, задвигающие этику на задний план, смешивающие её с моралью общества, то есть с правилами поведения, вырабатываемыми самим обществом и принимаемыми им к исполнению, причем, разными для разных групп (рабовладельческая, буржуазная мораль, христианская мораль, уголовная мораль, либеральная мораль, социалистическая и т.д.) Тогда как сама этика, т.е. нравственность, одна на всех и для всего живого. Это законы совести, представления о добре и зле, которые, в отличие от внедряемого в сознание людей ложного представления об их относительности, зависимости от времени и обстоятельств, об их изменчивости, даже об их классовом характере, - абсолютны и инвариантны;

- в результате таких перемен в видении мира, новая философия дает эффективный и надежный инструмент для отделения правды от лжи, сформулированный в виде третьего логического постулата. В ней совесть представляется абсолютным, заложенным в нас природой индикатором и различителем добра и зла и генератором этики, также одной на всех. Теперь уже ситуация резко меняется : организаторам и исполнителям античеловеческих акций уже невозможно будет укрыться за естественностью, объективностью зла, его неизбежностью и – даже за положительностью той роли, которую оно, зло, исполняет в природе и обществе. Мы получаем мощный инструмент отделения агрессоров от народов, лишаем их действия национальной, религиозной, классовой, экономической и т.д. подпорки.

В качестве примера использования данной философской модели для решения актуальных проблем приведем выдержку из состоявшегося недавно диалога в одном из ЖЖ :

2013-09-22 07:56 (UTC)
"О, какой пост. Попали прямо в точку : три с лишним миллиона лет находится нынешнее человечество на Земле, свыше 12 с лишним тысяч лет прошло после последнего катаклизма - и все эти годы на него и на Россию - центр цивилизации - идет непрерывная атака. Русских не покидает чувство опасности. И ответственность за безопасность.

Есть ли такая вещь? Пожалуй, есть. Если массовое сознание примет на вооружение самое эффективное и самое надежное оружие - этическое :

Всё, что не по совести, ложь. Сеющие зло : ложь, разврат, насилие, убийство - не люди. Не принадлежат народам. С такими - немедленно, без всякого "экстремизма", прекращать любое общественно значимое взаимодействие : не выбирать их в органы управления, выкинуть на помойку без разбирательства их учения, теории, программы.

В этом, и только в этом случае зло уползет. А мы, все народы Земли, займемся основным делом, ради которого появились здесь и небо коптим - строительством космической цивилизации землян."
_________________________________

Таким образом, данная модель предлагает всем нам, чтобы успеть принять меры безопасности и сохранить цивилизацию, избежать взаимоистребления в последней ядерной войне, новое, простое и надежное этическое оружие, которое смещает область противостояния силам зла в ту сферу, где и происходит настоящая борьба – в сферу общественного сознания.

Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, мы рассмотрим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.

Еще одной весьма значительной разновидностью этического учения, оказавшей огромное влияние на развитие западной культуры, является этика экзистенциализма (философии существования). Представителями экзистенциализма являются французские философы Ж.П. Сартр (1905–1980 гг.), Г. Марсель (1889–1973 гг.), А. Камю(1913–1960 гг.), немецкие философы М. Хайдеггер (1889–1976 гг.), К. Ясперс (1883–1969 гг.). Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Его представители попытались осмыслить положение человека в кризисных ситуациях и выработать определенные ценностные установки, позволяющие ему достойно выходить из ситуации кризиса.

Исходное положение экзистенциализма – существование предшествует сущности, причине, что определяет его. Человек сначала существует, появляется, действует, и только потом он определяется, т.е. получает характеристики и определения. Открытость будущему, внутренняя незаполненность и первоначальная готовность к свободному самоопределению из самого себя и есть подлинное существование, экзистенция.

Со свободой теснейшим образом связана ответственность человека. Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, определен какими-то духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия, а значит, не является и субъектом моральных отношений. Более того, индивид, не осуществляющий свободный выбор, отказавшийся от свободы, утрачивает тем самым главное качество человека и превращается в простой материальный объект. Иными словами, такого индивида уже нельзя считать человеком в подлинном смысле этого слова, ибо он утратил качество подлинного существования.




Экзистенциалистская этика призывает противостоять всяким формам коллективизма. Необходимо открыто осознать свое одиночество и заброшенность, свободу и ответственность, бессмысленность и трагизм собственного существования, набраться сил и мужества жить в самых неблагоприятных ситуациях бесперспективности и безнадежности.

Экзистенциалистская этика развивается в русле стоицизма: нравственное смятение и отчаяние человека, утрата им своего достоинства и крепости духа есть не столько результат столкновения нашего разума и морали с бессмысленностью человеческой жизни и неспособностью добиться благополучия в ней, сколько результат разочарования в этих наших надеждах. До тех пор, пока человек будет желать и надеяться на благополучный исход своих начинаний, он будет терпеть неудачи и впадать в отчаяние, ибо ход жизни не в его власти. От человека не зависит, в какие ситуации он может попасть, но от него целиком зависит, как он из них выйдет.

В XX в. получила развитие этика благоговения перед жизнью, основоположником которой стал современный гуманист А. Швейцер. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни. Однако, он допускает ситуацию морального выбора. Если человек руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает ее лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно. Но там, где он свободен выбирать, человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жизни и отвести от нее угрозу страдания Ии уничтожения. Швейцер отвергает зло.

Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, мы рассмотрим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.

Еще одной весьма значительной разновидностью этического учения, оказавшей огромное влияние на развитие западной культуры, является этика экзистенциализма (философии существования). Представителями экзистенциализма являются французские философы Ж.П. Сартр (1905–1980 гг.), Г. Марсель (1889–1973 гг.), А. Камю(1913–1960 гг.), немецкие философы М. Хайдеггер (1889–1976 гг.), К. Ясперс (1883–1969 гг.). Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Его представители попытались осмыслить положение человека в кризисных ситуациях и выработать определенные ценностные установки, позволяющие ему достойно выходить из ситуации кризиса.

Исходное положение экзистенциализма – существование предшествует сущности, причине, что определяет его. Человек сначала существует, появляется, действует, и только потом он определяется, т.е. получает характеристики и определения. Открытость будущему, внутренняя незаполненность и первоначальная готовность к свободному самоопределению из самого себя и есть подлинное существование, экзистенция.

Со свободой теснейшим образом связана ответственность человека. Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, определен какими-то духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия, а значит, не является и субъектом моральных отношений. Более того, индивид, не осуществляющий свободный выбор, отказавшийся от свободы, утрачивает тем самым главное качество человека и превращается в простой материальный объект. Иными словами, такого индивида уже нельзя считать человеком в подлинном смысле этого слова, ибо он утратил качество подлинного существования.

Экзистенциалистская этика призывает противостоять всяким формам коллективизма. Необходимо открыто осознать свое одиночество и заброшенность, свободу и ответственность, бессмысленность и трагизм собственного существования, набраться сил и мужества жить в самых неблагоприятных ситуациях бесперспективности и безнадежности.

Экзистенциалистская этика развивается в русле стоицизма: нравственное смятение и отчаяние человека, утрата им своего достоинства и крепости духа есть не столько результат столкновения нашего разума и морали с бессмысленностью человеческой жизни и неспособностью добиться благополучия в ней, сколько результат разочарования в этих наших надеждах. До тех пор, пока человек будет желать и надеяться на благополучный исход своих начинаний, он будет терпеть неудачи и впадать в отчаяние, ибо ход жизни не в его власти. От человека не зависит, в какие ситуации он может попасть, но от него целиком зависит, как он из них выйдет.

В XX в. получила развитие этика благоговения перед жизнью, основоположником которой стал современный гуманист А. Швейцер. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни. Однако, он допускает ситуацию морального выбора. Если человек руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает ее лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно. Но там, где он свободен выбирать, человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жизни и отвести от нее угрозу страдания Ии уничтожения. Швейцер отвергает зло.

Читайте также: