Вариативность образовательной системы в рф доклад

Обновлено: 05.07.2024

- внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах.

С 1991 г. в России разрешено открывать частные образовательные учреждения.

По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

- привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов.

Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении па первой ступени высшего профессионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования даст возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т.е. создании условий для получения новой или смежной специальности. Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольным образовательным учреждениям.

Основные цели дошкольного образовательного учреждения – осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей различных возрастных групп.

В Законе Российской Федерации об образовании говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами.

В соответствии с этим и было разработано и утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (новое Типовое положение утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" и введено в действие с 26 января 2012 г. Типовое положение утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 утратило силу)

Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В соответствии с Типовым положением к дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

- центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации дошкольных образовательных учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).

В Типовом положении предлагается порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий.

В заключительном разделе раскрываются положения об имуществе и средствах дошкольного учреждения.

Таким образом, Типовое положение закрепляет права дошкольных образовательных учреждений, регламентирует виды этих учреждений, особую значимость придает Уставу дошкольного учреждения.

В этом документе также обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов к детям должны строиться на основе уважения их прав и учета индивидуальности каждого ребенка.

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития В.о. - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе. Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см. Управление школой). В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления.

Вариативность - один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых учителем методах и организационных формах обучения. Вариативность - основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора.

2. Вариативность форм получения образования . Вариативность образовательных учреждений.

Вариативность форм получения образования предусмотрена ст. 10 Закона РФ "Об образовании", которая, в частности, предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения образования. Это дает человеку возможность, используя разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из его потребности в образовании.

Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование - самостоятельное освоение образовательной программы.

Экстернат - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительством Российской Федерации утверждаются перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается.

Вариативность образовательных учреждений предусматривается разнообразием типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (см. табл. 1). Они могут быть выбраны родителями (лицами, их заменяющими) или самими детьми в зависимости от особенностей здоровья, специфики интересов, склонностей, способностей.

3. Вариативность методов и организационных форм обучения.

Вариативность методов и организационных форм обучения не сразу была признана необходимой в современном образовании. Еще Я.А. Коменский стремился найти единый метод, отвечающий единым законам человеческой природы, чтобы обучение не потребовало бы ничего иного, кроме "искусного распределения времени, предметов и метода". Тогда "все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте". С тех пор попытки найти единый совершенный метод не прекращались. Однако параллельно крепли и позиции приверженцев вариативности.

Основные причины, восстребующие вариативность, по словам М. В. Кларина, - это многообразие учебных (точнее, учебно-воспитательных) задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов, вплоть до обстановки в классе, взаимоотношений учащихся друг с другом и с учителем. Идея многовариантности моделей жизни и развития школы, ее учебного процесса получает все большее признание во всем мире.

Первым примером построения дидактических технологий стало программированное обучение. Его характерными чертами явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация всего построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов во всем мире.

Профильное обучение - один из вариантов реализации идеи вариативности в приближении ее к гуманитарным интересам обучаемого.

Следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа". Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа - одна из форм реализации этой цели.

В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования", утвержденной приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002 г., переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает комбинации следующих типов учебных предметов:

базовые общеобразовательные предметы — обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей);

профильные общеобразовательные предметы —предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения (например: физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле.) и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль обучения;

элективные курсы—обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы; реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне и обеспечивать внутрипрофильную специализацию обучения для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Возможные формы организации профильного обучения:

1) Модель внутришколъной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам возможность (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах:

объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного центра" и обеспечивает профильную подготовку обучаемых;

кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечение дополнительных образовательных ресурсов, когда получение профильного обучения возможно не только там, где учится старшеклассник, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования).

Как подготовка к профильному обучению предусматривается введение курсов по выбору на второй ступени общего образования.


В статье рассмотрены основные проблемы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности образовательной программы как фактора, влияющего на эффективность и качество образования детей в ДОУ.

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение

The article deals with the main problems of building and development of variably-educational process in modern preschool educational institution. The features of the educational program as a factor affecting the efficiency and quality of education for children in preschool.

Key words: variability, variability education, variably-educational process, educational program, pre-school educational institution

Постановка проблемы. Современная дифференциация о возможностях получения образования, многообразие типов ДОУ предусматривают значительную вариативность образовательного процесса в современных детских садах. Работа по единственной, жестко регламентированной программе вызывает однообразие форм, содержания и методов педагогического процесса. Воспитатели, ориентированные на унифицированный и идеологизированный стандарт в воспитании и обучении, не смогут в полной мере реализовать свои возможности в развитии гармоничной развитой личности ребенка. Только вариативность, ориентир на разнообразные программы, внедряемые в образовательный процесс ДОУ, поможет избежать данных проблем.

Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам организации педагогического процесса в образовательных организациях (Л. Н. Бережнова, М. Р. Битянова, О. С. Газман, Е. И. Казакова, Л. Б. Лаптева, М. С. Полянский, И. В. Серебрякова, Л. Г. Тарита и др.); раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса (А. А. Архипова, Е. И. Казакова, К. Л. Крутой, Г. С. Курагина, А. А. Майер, И. В. Серебрякова и др.).

Цель статьи осветить проблемы вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.

Изложение основного материала. Вариативность образования — один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Вариативность — это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять дошкольникам варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями [3, c.31].

Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению И. И. Зарецкой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для дошкольников вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей детей). Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования [5].

Целостность образовательного процесса в современном дошкольном учебном заведении обеспечивается реализацией той или иной программы. В нынешних условиях созрела необходимость разработки программы образовательного процесса, которая должна иметь рамочную, лаконичную структуру, которая охватывала бы, с одной стороны, нормативные целевые ориентиры (описание возможных возрастных достижений детей), а с другой, описание общей модели образовательного процесса — стратегических принципов его организации.

В то же время ввести сейчас единую Программу дошкольного образования означало бы попытку повернуть время вспять и не только разрушить, то что уже сделано, но и идти против мировых тенденций в дошкольном образовании. Необходимо использовать уже имеющиеся дошкольные образовательные программы, вариативность которых может быть реализована за счет методических рекомендаций к ней, как к тактике воспитателя при построении образовательного процесса на его выбор с учетом особенностей конкретного дошкольного учреждения.

Процесс педагогического творчества, инновационной деятельности в образовательном процессе ДОУ не закончен и не может быть закончен. Всегда будут рождаться новаторские идеи, будет продолжаться творческий поиск педагогов, постоянно меняться интересы, желания, запросы, возможности детей, привнося новые стимулы к развитию содержания образовательных программ, а главное — будет осознание необходимости и ценности творческого самоопределения в своей образовательной программе и отдельным педагогом, и заведения в частности.

Большинство педагогов ДОУ достаточно ясно осознает современные общественные тенденции и нуждается в соответствующих образовательных программах и технологиях. Но привычка придерживаться традиционных форм и методов дошкольного образования, использовать прежний стиль взаимодействия с детьми приводит к тому, что они, как правило, не накапливают необходимый профессионализм и компетентность, которые позволили бы им начать самостоятельно работать по таким программам и инновационными технологиями. Авторский опыт работы доказывает, что выбор программ, методик и технологий, а также их сочетание чаще всего происходит стихийно, без учета специфики детского коллектива, четкого анализа скомпонованного содержания, да еще и зависит от желания педагога. Педагоги даже не всегда могут объяснить выбор использованных ими программ, методик, технологий, а еще хуже — диагностического инструментария, применяемых в практической деятельности [9].

На современном этапе существует ряд проблем в развитии вариативно-образовательного процесса в ДОУ, в том числе следующие: сочетание инновационных программ с действующими; распыление взглядов педагогического сообщества и сосуществования представителей различных педагогических концепций; несоответствие новых типов дошкольных учебных заведений ожиданиям, требованиям родителей; потребность в новом научно-методическом обеспечении образовательной деятельности; потребность в новых педагогических кадрах; приспособления вариаций к новым условиям; проблема изменения, оптимизации, замены новаций, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного; проблема воспроизводства инноваций, ретроинноваций и формирования условий, способствующих этому [2, с. 56].

На основе анализа действующих концепций развития дошкольного образования, авторами которых являются ученые разных стран, в ведущих направлениях вариаций в ДОУ можно отнести: утверждение гуманных субъект-субъектных отношений; развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое (креативное) развитие личности ребенка; связь практиков и исследователей в области образовательных технологий и инноваций [6].

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование является формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В. Т. Кудрявцев, 1999). Соответственно основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного образовательного пространства и организации комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенная и безопасная деятельность, событийная связь взрослого и ребенка в вариативно-образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и привития норм поведения в обществе [7, с.35].

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий.

Образовательная программа дошкольного учебного заведения — это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания дошкольного образования конкретного заведения и особенности организации образовательного процесса, то есть это краткое изложение многокомпонентного содержания образования в пределах определенного временного пространства [4].

Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, образовательная программа может быть рассмотрена и как технология результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно поэтому мы определяем образовательную программу как совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности ДОУ.

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом детского сада содержания образования и соответствующих технологий для его реализации. Организация разработки образовательной программы дошкольного учебного заведения позволит администрации и педагогическим коллективам: глубже понять специфику и назначение своего заведения; определить и обосновать содержание образования в ДОУ; мотивировано выбирать содержание вариативной части, обеспечивая принцип преемственности; обосновать имеющиеся особенности организации образовательного процесса в учреждении; выбирать адекватные формы контроля за реализацией образовательных целей ДОУ со стороны администрации; обосновать набор дополнительных платных образовательных услуг [7, c.45–46].

Образовательная программа ДОУ, как правило, фиксирует образовательные цели и результаты предлагаемой детям образовательной деятельности. Образовательные программы подразделяются на модифицированные (коррекционные), авторские, экспериментальные, региональные, парциальные.

Модифицированная (коррекционная) программа адаптированная к условиям образовательного процесса в ДОУ (если это заведение компенсирующего типа и не имеет, например, программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).

Авторская составитель программы опирается на собственный опыт и знания, программа уникальна.

Экспериментальная состоит только в условиях, когда образовательная деятельность заявлена в качестве эксперимента (как минимум на областном уровне, по приказу областного управления образования и науки облгосадминистрации или с разрешения на проведение экспериментальной работы в конкретном ДОУ).

Региональная направлена на удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка; на проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, экологических обстоятельств, здоровья населения; отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством; изучение национального языка, знакомство с национально-культурными традициями и тому подобное. Образовательные области региональной программы должны согласовываться с требованиями государственной программы и могут быть реализованы или как самостоятельный курс, так и благодаря интеграции в базовой программы.

Парциальная программа (специализированная, локальная) охватывает одно или несколько направлений развития ребенка, определяет содержание одного или нескольких направлений работы дошкольного учебного заведения на основании определенной педагогической концепции.

По нашему мнению, есть необходимость в создании программ, которые бы учитывали и отражали в содержании образования региональные (этнические, исторические, естественнонаучные, социокультурные) особенности или особенности данной местности и культуры ее населения, образа жизни и их традиции. Также следует разработать программы, которые углубляли бы то или иное направление образовательной работы, линии развития, обозначенные базовой программой, раскрывали бы особенности развития детей различных категорий (которые нуждаются в коррекции физического и (или) психического развития, одарённых детей, детей седьмого года жизни, посещающих дошкольное учреждение и т. д.).

Выводы. Поскольку существуют дошкольные учреждения разных типов и видов, тенденция перехода к вариативности дошкольного образования неизбежна. Использование вариативных программ способствует обеспечению индивидуализации и личностно-ориентированного воспитания. В настоящее время педагогам в современном дошкольном образовании предоставляется большая возможность для творчества и импровизации. Каждый воспитатель и узкий специалист, работая по основной комплексной программе, может параллельно вести углубленную работу по интересующей его теме, которая ориентирована на развитие ребенка. Основной составляющей углубленной работы является разработка авторских учебных рабочих программ, которые способствуют оригинальности подходов к построению педагогического процесса и разнообразию взглядов на ребенка и его развитие. Именно в такой углубленной работе педагог импровизирует, варьирует содержание, формы и методы взаимодействия с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование, программа, вариативно-образовательный процесс, дошкольное учебное заведение, педагогический процесс, содержание образования, базовая программа, ребенок.

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счёт интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.

На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.

Эта тема важна не только для сферы дошкольного образования, но и для всей системы образования в целом. Известно, что основы воспитания и образования закладываются в дошкольном детстве, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас значительное внимание уделяется качеству дошкольного образования. Значительное влияние на него оказывают программы, по которым работают детские сады.

Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики. Становится очевидным, что России для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств следует в полной мере использовать свой потенциал в сфере образовательных услуг и науки.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования.

Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм. Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОУ с семьёй.

В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.

Ситуация изменилась после принятия закона об образовании, разрешающего использовать вариативные программы. Педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. У родителей появилась возможность выбирать детские сады с определенными программами, соответствующими интересам детей. Однако программ стало слишком много, поэтому появление ФГОС было воспринято работниками ДОУ как положительный момент.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для школьников вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора школьниками одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей учащихся)[1].

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Таким образом, вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

[1] Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. 73с.

Одна из основных задач формирования и реализации модели вариативной образовательной среды - создание эффективной системы управления качеством образования.

Качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно, так как это управляемый процесс.

Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса.

Управление качеством образования включает следующие компоненты:

Для управления качеством образования необходимы:

1. Средства управления и измерения качества.

2. Система управления, включающая специализированные звенья.

3. Мотивы управления.

4. Механизмы управления.

5. Цели и условия использования результатов управления качеством.

Целью управления качеством является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, повышения его авторитета в социуме, укрепление статуса, стабилизация будущего.

Система управления качеством образования предполагает наличие специализированных подразделений, ведущих аналитическую работу по обеспечению качества образования. Данные подразделения занимаются:

- получением и обработкой информации;

- разработкой методических рекомендаций;

- определением стратегии развития образовательного процесса;

- изучением опыта других образовательных учреждений;

- осуществлением взаимодействия с научно-методическими учреждениями, вузами;

- проведением конференций, круглых столов, семинаров, и т.д. по вопросам управления качеством образования;

- организацией повышения квалификации по вопросам управления качеством образование через систему модульных курсов, стажировок, проведение научно-практических семинаров, практикумов, мастер-классов;

- разработкой и внедрением системы мониторинга качества образования.

В основе управления качеством образования лежат определенные функции. К таким функциям можно отнести:

- прогнозирование и планирование качества лицейского образования, предвидение тенденций его изменения;

- организацию системы управления качеством образования через распределение функций, их закрепление и реализацию;

- осуществление контроля качества образования по параметрам его потенциала;

- регулирование качества, обеспечение его соответствия предъявляемым требованиям;

- отслеживание результатов образования, анализ и исследование причин формирования того или иного качества образования;

- создание условий для обеспечения мотивации повышения качества образования.

Перечисленные функции интегрируют в себе специфические функции в системе управления качеством образования, характеризующие не только специфику объекта управления, но и реальные условия его функционирования: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, трудоемкость, временные затраты и т.д.

Одним из условий и действенных средств повышения эффективности управления качеством образовательного процесса является совершенствование информационной службы, создание информационно-аналитического центра образовательного учреждения, предоставляющего учащимся, родителям и педагогам всю необходимую и достаточную информацию на разных носителях.

В связи с изменением нормативно-правовой базы возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подготовки и публикации вариативных программ набирал темпы.

Следует подчеркнуть, что многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

· охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

· эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· интеллектуальное развитие ребенка;

· создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Сегодня в мировой образовательной практике дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов. Легкомысленное отношение к дошкольному возрасту оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем — деформацией логики всего последующего жизненного пути — онтогенеза. Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Однако можно смело констатировать, что все эти изменения пока не привели к структурированию системы дошкольного воспитания и к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образования.

Общедоступность качественного дошкольного образования и его обязательность для старших дошкольников определяются, конечно, прежде всего финансовой стороной вопроса. Но обязательность дошкольного образования — это не воинская повинность, а обязательность систематической образовательной работы педагогов и родителей с детьми 5-7 лет в разных организационных формах. Важно при этом сохранить начавшуюся в 90-х годах XX века ориентацию на вариативность дошкольного образования и по содержанию, и по формам его организации. Ввести сейчас единую программу дошкольного образования означало бы попытку повернуть время вспять и не только разрушить уже сделанное за 15 лет в России, но и идти против мировых тенденций с дошкольным образованием.

Для упорядочения и совершенствования дошкольного образования целесообразно создать консолидированными усилиями ведущих научных центров рамочный документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, общую модель образовательного процесса, условия, а также примерный круг культурно-образовательных содержаний. Иными словами, нам нужен стандарт дошкольного образования. Этот документ должен включать также возрастные нормативы, возможные и желательные достижения по основным направлениям развития в узловых точках возрастного диапазона.

Необходимо зафиксировать возрастные нормативы на переходе от раннего возраста к дошкольному (это три года) и на переходе от дошкольного возраста к школьному — примерно семь лет. Это поможет воспитателям определять соответствие достижений ребенка нормативам, может служить знаком готовности ребенка к школьному образованию по степеням: готов, в стадии готовности, условно готов, не готов.

Расширение организационных форм дошкольного образования должно повлечь за собой кардинальный пересмотр существующих СанПиНов, архаичных и не соответствующих принципу вариативности дошкольного образования. Кроме того, необходимо системно подойти к вариативности организационных форм дошкольного образования. Может быть, имеет смысл выделить как организационную единицу не дошкольное образовательное учреждение, а дошкольную образовательную группу не только в лоне детского сада, но и на базе разных культурно-образовательных, досуговых центров, добровольных родительских сообществ.

Особого научного законодательного обеспечения требует идея введения предшкольного образования, к которой следует подойти очень осторожно. Его цель — обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу, но предшкольное образование — это не подготовка удобного абитуриента для начальной школы. Корректней все же вести речь о преемственности в плане общего развития ребенка, его психологической, физической готовности к школьному обучению. При этом надо иметь в виду, что такая мощная структура, как школа, скорее всего поглотит дошколят, превратив их в четырехлетних маленьких школьников. Это грозит отрицательными социальными последствиями, деформацией полноценного развития школьников.

Следовательно, предшкольное образование должно быть ориентировано на расширение возможности выбора семьями индивидуальных образовательных траекторий. Нам предстоит выработать механизмы, позволяющие сочетать образование в разных типах образовательных учреждений, свод документов, научно-методических разработок, требований к организации режима дня, учебных занятий. И очень важно при этом уделить внимание вопросу специальной подготовки, ввести должность учителя предшкольного образования, так как потребуются люди с высшим образованием, иногда с учеными степенями.

Гост

ГОСТ

Виды образовательных учреждений

Виды образовательных учреждений

Вариативность образовательных программ

Вариативность образования - это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации. Результат вариативности образовательной системы состоит способности предоставить учащимся достаточное количество полноценных, качественных, уникальных и интересных вариантов образовательных направлений и программ, а также возможность выбора направлений образовательного процесса, соответствующего запросам обучающихся.

Образовательные программы по внутреннему содержанию могут отличаться от стандарта по широте и глубине заложенных в них знаний. При этом все они обязаны соответствовать уровню, не ниже определенного ФГОС. Оценить качество и уровень образовательных программ можно только в процессе реализации. Идеи вариативности образования реализуются при соблюдении определенных условий:

  • создание большого количества качественных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;
  • свобода и гибкость учебных программ и учебников к ним;
  • возможность выбора современного программно-методического обеспечения и образовательных технологий;
  • формирование индивидуальных программ и графиков, учитывающих особенности и способности учащихся.

Для реализации принципа вариативности в образовании необходима слаженная работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Только постоянный контроль и анализ, применяемой программы, позволит оценить ее качественные характеристики и эффективность реализации.

Вариативность образования проявляется также в формах организации обучения (Рис.1). Выбор педагога должен быть обусловлен уровнем развития обучаемых и готовности их к восприятию знаний в той или иной форме.

Читайте также: