Птицы и звери в слове о полку игореве доклад

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:

1. Опираясь на литературу выявить биологическое поведение животных в разные времена года;

Методы: изучение текстов древнерусской литературы: наблюдение сопоставление.

Введение.

Глава 1. Неестественность поведения зверей и птиц в поэме «Слово о полку Игореве.

Неестественность поведения зверей и птиц перед битвой Игоря с половцами

Разнообразны проявления неживой природы:

Разнообразна и живая природа:

Биологическое поведение зверей и птиц в период, соответствующий времени перед битвой Игоря

Вместе с тем в поэме обнаруживается еще одно множество зверей и птиц. Эти звери и птицы выступают не в сравнениях и метафорах, а действуют как самостоятельные участники событий.

Но если внимательно вчитаться в текст, то можно заметить странность или даже неестественность большинства из них.

Хорошо известно, что поведение животных разительным образом меняется в течение года. Например, зимнее поведение резко отличается от летнего. Весной, в период обзаведения потомством, животные ведут себя совсем не так, как при его обучении. Изменения в поведении обнаруживаются и во взаимоотношении внутри семьи, и в отношениях с существами этого же биологического или других видов. Одним словом, образ жизни животных, их поведение зависит от сезонных явлений в природе.

Как мы увидим, поведение практически всех животных, выступающих в поэме в качестве участников событий, не соответствует сезону года. При чтении возникает также ощущение несоответствия выбранных образов животных той роли, которую они должны сыграть в поэме. Эти животные представляются возвышенно-эмоциональными и рассудительными существами.

Такое поведение животных придает поэме некоторую сентиментальность. Между тем древнерусская литература подобного не знала: черты сентиментализма возникнут в России лишь во второй половине 18в. Литературоведческие исследования говорят, что древнерусская литература не знала также пейзажа как такового, в частности, пейзажа, включающего в себя и животных. Она не знала одухотворенных, разумных, эмоциональных пейзажных животных.




Так что же такое звери и птицы в поэме?

Место действия: район среднего течения Северского Донца (между современным городами Изюмом и Славянском).

Это лесостепная зона. 9-12 мая. В эту пору в лесостепи последняя фаза весны. У птиц многих видов в гнездах птенцы. У зверей в норах и логовах беспомощные детеныши.

Вот Игорь обнаружен половцами.

В этом отрывке названы волки, орлы, лисицы. Попытаемся определить видовые названия этих животных и сравнить их поведение, отраженное в поэме, с поведением, характерным для них в середине мая, в разгар лесостепного предлетья.

Волки (волки грозу подымают по оврагам).

Определить биологический вид волков не представляет никакого труда: на территории нашей страны обитают волки только одного вида – волк обыкновенный.

В поэме волки, завидя проходящее по степи русское войско, подняли по оврагам вой, и этот вой представляется как своеобразная гроза, предвещающая Игорю несчастье. Но движущееся шумное войско, состоящее из многих сотен людей, безусловно, распугало бы волков, и они оказались бы на большом расстоянии от него, с которого воя уже не слышно. Тем не менее, вой был настолько громким, что войско его слышало. По-видимому, в оврагах собралось много волков или даже много стай волков. Биологический смысл такого волчьего воя должен быть объяснен так: голодные волки своим воем как бы торопят события, нетерпеливо ждут битвы, заранее предвкушая легкую добычу – убитых или раненых на поле боя. Такая картина ни в коей мере не соответствует действительности.

На самом деле в конце весны, точнее – в середине мая, в лесостепи волки не образуют стай. В это время старые, матерые волки живут изолированными семьями. Каждая семья закрепляет за собой строго определенную территорию, обычно прошлогоднюю, на которой никакие другие волки появляться не должны: они будут немедленно изгнаны. Семья от семьи – логово от логова – находятся на большом расстоянии (не менее 6-8 км). Такое рассредоточение очень важно для выживания волков.

В середине мая в волчьей семье подрастают маленькие волчата. В эту ответственную пору волки особенно осторожны, ведут скрытный образ жизни; чтобы не привлекать к себе внимания, они не охотятся вблизи от логова, даже если там находится обильная и доступная пища.

В середине мая волки практически не воют, а лишь иногда негромко подвывают. Волчица почти не покидает логова. Вой волков можно услышать позже, когда волчата заметно подрастут.

Как мы видим, майский вой волков практически исключен.

Внимательно изучив текст, мы увидели еще одну деталь: волки в поэме выли до первой схватки между русскими и половцами. То есть волки подняли вой, еще не почуяв крови. Выходит, что волки смогли не только отличить военных от гражданских лиц, но и предвидеть появление жертв в скором и неизбежном сражении. Но волки не обладают такими способностями.

Орлы (орлы клекотом на кости зверей зовут).

В лесостепной части Восточно-Европейской равнины в наше время обитает немного видов орлов орел-карлик, большой подорлик, малый подорлик, могильник, степной орел. Многие сделанные выше выводы в отношении волков оказываются полностью справедливыми и для орлов. Действительно, эти птицы, так же как и волки, поднимали свои голоса еще до битвы – за сутки до битвы, т.е. тогда, когда не было никаких костей, на которые можно было бы приглашать зверей. Орлы, так же, как и волки, поднимали свои голоса на людей военных. На гражданских людей, то и дело сновавших по степи в одиночку, группами или толпами, орлы не клекотали: ведь ожидания легкой добычи всякий раз оказывались тщетными. Следовательно, орлы, завидя войско, так же как и волки, сумели отличить людей военных от гражданских. Более того, они сумели предвидеть жертвы будущей битвы. Надо ли говорить, что способности орлов, как и волков, не достигли такого высокого уровня развития. Еще одна важная деталь: орлы, как и волки, и лисицы, в поэме действовали ночью (это следует из контекста). Но орлы – птицы дневные, и по ночам они не клекочут. К тому же в мае, в гнездовой период, орлы почти не издают звуков.

Лисицы (лисицы брешут на красные щиты)

В европейской части лесостепи обитает лисица одного вида — лисица обыкновенная. Эти животные очень осторожны и пугливы. Приближающегося человека лисица чует издалека. Она, безусловно, избегает с ним встречи. Образ жизни лисиц во многом походит на волчий. В конце весны, в середине мая, у лисиц, как и у волков, маленькие детеныши. Лисицы никогда не лают на человека, как собаки. Даже если человек найдет лисью нору и на глазах у рыщущих вдалеке в крайнем беспокойстве взрослых лисиц раскопает ее и достанет оттуда лисят, но и тогда лисицы не издадут ни единого звука. Редко, однако, кому-либо удавалось услышать негромкий лисий лай. Лисицы лают в короткую пору образования своих семей, в феврале — начале марта. Представить себе лисиц, лающих на целое войско, невозможно. Это совер­шенно нереальная картина. Даже если время похода Игоря при­ходилось бы не на май, а на ранневесенний период лисьих лаев, то и тогда войско, само того не ведая, задолго до подхода разогна­ло бы всех лисиц.

Можно было бы предположить, что причиной такого странного поведения волков, орлов и лисиц оказалось солнечное затмение.

При полных солнеч­ных затмениях, когда внезапно становится темно, как в глубокие сумерки, у многих животных наблюдатели отмечают разного ро­да проявления растерянности и страха. Некоторые отклонения в поведении животных обнаруживаются и при частных затмениях, но только тех, когда солнечный диск оказывается заслоненным Луной почти полностью (фаза затмения, близкая к 1). Но солнеч­ное затмение 1 мая 1185 года, которое на Северском Донце видел Игорь со своим войском, было частным: его наибольшая фаза была близка к 0,8 (это значит, что 0,8 диаметра солнечного диска было закрыто Луной). Освещенность местности остается все-таки достаточно высокой: выше, чем в обычный день в пасмурную погоду.

Отсюда становится ясным, что солнечное затмение во время похода Игоря не могло повлиять на поведение животных.

Галки (стада галок бегут к Дону великому)

Галки в предлетье выкармливают своих птен­цов, летают поодиночке, а не стаями (в гнездовую пору стаями не летают не только галки, но и другие птицы). Галки стаиться начнут к осени, а к зиме будут образованы шумные, часто огром­ные стаи. Эти птицы в стаях совершают ежедневные перелеты от мест ночевки к местам кормежки и обратно. Стаи начнут рас­падаться весной, с приближением гнездового сезона.

С какой целью даны эти сопоставления?

В "Слове о полку Игореве" встречается сравнение некоторых героем с какими-то животными. И это не случайно. У людей есть определенные ассоциации животных с некими чертами характера. Чтобы ярче и глубже охарактеризовать образ, автор сравнивает героев с животными.

Например, вещий Боян сравнивается с серым волком и сизым орлом, соловьем; половцы сравниваются с гнездом леопардов; князья Мстислав и Роман сравниваются с соколами; Всеслав - с лютым зверем, волком.

В поэме "Слово о полку Игореве" встречаются сравнение героев с животными:

  1. Ярославна сравнивается с кукушкой. Это сравнение символизирует ее горестное настроение и в то же время оно необходимо для придания образу героини поэтичности. Это говорит о возможности помочь и придти на помощь.
  2. Брат Игоря, князь Всеволод, сравнивается с туром (быком), что символизирует воинскую отвагу и смелость. В его образе воплощены лучшие черты русских воинов, которые при любых обстоятельствах способны сражаться с врагами.
  3. Князь Игорь во время побега из плена сравнивается с белым горностаем. Так же автор, из-за желания быть свободным, сравнивает его с соколом.
  4. С волком сравнивается Боян и хан Кончак.
  5. Всеслав сравнивается с волком, "лютым зверем".

Данные сравнения помогают охарактеризовать героев и показать их черты. Так же это подчеркивает величие сил природы, животных и птиц, их значимость в восприятии древнерусского человека.


В "Слове о полку Игореве" автор сравнивает Ярославну с кукушкой, символизируя тем самым ее печать, горестное настроение. Сравнивая с птицей, автор показывает, что Ярославна готова прилететь на помощь. И, действительно, природа помогают князю.

Князь Всеволод сравнивается с туром. Это хорошее сравнение, характеризующее князя как сильного, сражающегося до последнего с врагом.


Князь Игорь сравнивается с горностаем, с белым гоголем.


Половца - с черным вороном:


с выводком гепардов:


Сравнениями с животными автор показывает нам значимость сил природы.

Такое произведение, как "Слово о полку Игореве" очень интересное. Оно позволяет лучше узнать мир, тот мир, который был до нас, а значит нашу историю.

В произведении автор сравнивает героев с животными. Конечно, эти сравнения образные, но таковы его ассоциации. Именно благодаря этим сравнениям, ему удаётся ещё лучше и понятнее охарактеризовать героев.

Ярким сравнением в произведении является сравнение Ярославны с такой птицей, как кукушка.

Князя Игорь автор сравнивает не с одним животным, а с несколькими. В тексте можно найти сравнения князя с соколом, волком и белкой.

Вещий Боян у автора ассоциируется с серым волком, а так же сизым орлом и соловьем.

Всеслав жесток, он лютый зверь - волк.

Половцев же сравнил с сороками и воронами.

В произведении "Слово о полку Игореве" есть действительно сравнение людей и животных. В начале Боян. Он перед своим вещим напевом, то волком серым кружил, то парил как орел под облаками, еще его автор с соловьем сравнивает. Ярославна у автора, "как кукушка, полная печали кличет" (вспомним эпизод "Плач Ярославны"). Ее муж (князь Игорь) сравнивается то с соколом, то с волком, то вообще с белкой. Враги земли русской - половцы сравниваются с воронами, сороками и "гнездом леопарда". Всеслав - это "лютый зверь" - волк опять же. Мстислава и Романа автор сравнивает с хищным соколом. Брат Игоря - Всеволод - это бык (тур), он смелый и отважный. Благодаря таким сравнениям, мы можем примерно представить какие были герои в произведении.

Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых в древней литературе очень велико, тоже воссоздают картину мира сред­невекового человека. Для автора “Слова о полку Игореве” солнце, реки, птицы, тра­вы – это непосредственные участники собы­тий.

Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное изложение истори­ческих событий.

Известно, что образ-символ солнца был ши­роко распространен

в древнерусской литерату­ре и искусстве. В самом начале Игорева похода эта символика используется, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. Известно, что солнечное затмение действительно было в начале мая 1185 года, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умыш­ленно изменил время солнечного затмения.

Ху­дожественная и мировоззренческая логика это­го символа довольно прозрачна: с самого нача­ла автор осуждает этот поход.

На третий день после тяжелого поражения Игоря “два солнца затмила тень, два красных столба пропали”. Это – символ скорби. Когда же Игорь освободился

В поэме автор много раз говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь рус­ским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни.

Кро­ме этого, солнце – символ княжеской власти; в “Слове” говорится об опасности, когда под угрозой “четыре солнца” – Игорь, Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Свято­слав – или когда “два солнца померкли… Олег и Святослав”.

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лиси­цах – это символы зла, тайны. Таким образом создается впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря:

Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты.

В произведениях устного народного творчест­ва галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека:

Тогда по русской земле

Редко пахари кричали,

Но часто вороны граяли,

Трупы между собой разделяя.

А галки свою речь говорили –

Хотели лететь на кормление – уедие.

В финале же произведения говорится о соло­вьях – это символы добра, победы и торжест­ва. Игорь победил – и радость вернулась на русскую землю. Соловей олицетворяет победу добра над злом. Недаром Бояна автор называ­ет соловьем старого времени:

Соловьи веселыми песнями

Вся природа радуется возвращению князя с победой.

Разнообразно представлена символика света и цвета в “Слове о полку Игореве”. Интересно, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак.

Черный цвет и в “Слове”, и в древнерусском искусство вообще обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Так, половцы “черные тучи” и “черные вороны”.

Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: “синее море”, “синие молнии”, “синяя мгла”, “черпали синее вино, с горем смешанное”. Синий цвет тоже означает злове­щее предзнаменование, печаль, горе.

А белый цвет имеет противоположный смысл – символизирует добро и радость. Багряный цвет, а также серебряный, золотой наиболее часто ис­пользуются автором. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная д у ш а – все это связано с различными оттенками челове­ческой доброты и красоты.

Много сказано в “Слове о полку Игореве” о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Супа, Немига, Днепр, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например: Днепр Славутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и так далее. Каждую реку он рисует как-то по-особенному, отводя ей определенную роль в произведении. Однако в описании каждой из них присутствуют серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве:

– О Донец! И тебе много славу.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Автор описывает и Каялу. Река с таким назва­нием сегодня неизвестна, поэтому многие ис­следователи сходятся на том, что эта река име­ет символическое название – река окаянная, проклятая или река покаяния.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в “Слове” основной символичес­кий образ произведения – Русскую землю. По словам Д. С. Лихачева, “автор “Слова” рисует удивительно живой образ Русской земли. Со­здавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Образ Русской земли – существен­ная часть “Слова” как призыв к ее защите от внешних врагов”.

Многие ученые говорят об особой художест­венной ценности “Слова”. Действительно, “Слово о полку Игореве” – произведение по­разительно цельное. Художественная форма “Слова” очень точно соответствует его идей­ному замыслу.

То есть образы произведения подчинены основной идее – утверждению единства Руси.

Автору необходимы образы-символы, так как они точно описывают мир, в котором он живет, отражают его взгляды на жизнь. Без образов-символов для писателя XII века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем автор­ское мировоззрение и веру.

Читайте также: