Категорический императив канта доклад

Обновлено: 04.07.2024

Огромный вклад в развитие классической философии внес знаменитый философ Иммануил Кант. Он прославился своей теорией критицизма и другими учениями, которые кардинально изменили философские взгляды. Мыслитель родился в 1724 году, но его книги и цитаты до сих пор известны во всех уголках планеты. Религиозная семья Канта была небогатой, поэтому ему пришлось бросить учебу в университете, но это не помешало философу стать выдающейся личностью. Родина мыслителя – Пруссия.

Философские работы Канта можно разделить на две эпохи:

  • Докритическая эпоха характеризуется становлением и формированием философского мышления. Немецким лидером в сфере философии того времени являлся Христиан Вольф, но молодой мыслитель имел другие суждения. Он приходил к ним постепенно, что привело ко второй эпохе учений;
  • Критический период творчества отличается появлением метафизических рассуждений в научной сфере, формируется кардинально новое учение, пропагандирующее активность человеческого сознания.

Каждая идея философа была четко систематизирована. Теория познания базировалась на четырех категориях: модальность, отношение, качество и количество. Этику он рассматривал с двух сторон: явление – человек и вещи, которые находятся внутри себя. Эстетика основывается на понятиях возвышенности с математической и динамической стороны, на идеях прекрасного.

Категорический императив Канта – кратко и понятно

Автономная этика, ставшая одной из разработок Канта, говорит о важности и постоянстве нравственных принципов. На них не влияет окружающий мир, они являются постоянными и взаимосвязанными константами для каждого человека. По мнению Канта, категорический императив – это возможность обращения индивида к особым принципам, определяющим его поведенческие особенности.

Высшая ценность – человек, у него есть собственное достоинство, при посягательстве на которое он должен защищаться. Но важный нравственный принцип заключается в понимании, что достоинством обладает каждый человек на планете. Категорический императив Канта кратко – это необходимость понимания свободы других людей, возможность менять свое поведение с учетом действий другого человека.

Для оценки каждого поступка используются понятия добра и зла. Личность не может судить, добрый или злой другой индивид, потому что среди людей отсутствуют эталоны добра или зла. Это божественный удел, так как Бог единственный знает все об этих качествах. Достоинство и нравственность человека основываются на идее о Боге, который является идеалом.

Категорический императив – это в философии важнейший этап становления. Можно выделить три его основы:

  • Другие люди не являются источниками получения личной выгоды;
  • Отношение к окружающим должно строиться на основании того, как бы сам человек хотел, чтобы к нему отнеслись;
  • Поступки следует совершать на базе общепринятых правил, признанных законом для всего человечества.

Говоря о том, что такое кантовский категорический императив, следует указать основную мысль философа: необходимо осознать долг. Чтобы измерить моральный приоритет собственных действий, нужно анализировать не поступки, а мотивы. Это поможет понять не только собственную душу, но и окружающих людей.

Категорический императив Иммануила Канта – кратко

Идея категорического императива была сформулирована на основании трех главных правил:

Категорический императив Канта

Категорический императив

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

В качестве заключения

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Центральный Банк Российской Федерации

Реферат по философии

Тема: "Категорический императив

Категорический императив И. Канта…………………………………4

Категорический императив И. Канта.

как бы со вторым рождением души. В этой второй традиции видное место принадлежит автору "Критики практического разума". Произведенный им коперниканский переворот в философии касается и этики, где Кант развивает учение об автономии морали: утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий.

Гегель обращает внимание на то совершенно выпадающее из кантовского анализа обстоятельство, что при возведении во всеобщий принцип максима по необходимости претерпевает преобразование: в ней происходит снятие определенности, которая сначала подразумевалась, так что содержание этой максимы начинает противоречить себе и, если оно делается принципом всеобщего -законодательства разрушает саму моральность. Всегда справедлива проверка настораживающим вопросом: а что если и вправду все будут всегда поступать так, как требует максима, претендующая на всеобщность? Что если, например, требование помогать бедным станет всеобщим принципом? Бедных не станет, и максима будет излишней, вообще непригодной к существованию. И так относительно бесчисленного множества максим.

Кант знает о многообразииотношений, которые Гегель относит к нравственным,— у Канта они не носят собственно нравственного характера. Он усматривает в них не единство нравственной идеи, а скорее десубстанцивирование нравственности, утрату прочности моральных устоев, возврат к произволу, даже известное оправдание его.

Разумеется, гегелевская точка зрения оценивает кантовскую и свою в совсем иных категориях: оценивает как некую односторонность и частность в противоположность многосторонности и полноте, как формальность и абстрактность, пустоту и бессодержательность в противоположность содержательности и конкретности. Обвинения в безнравственности при этом, ясное дело, выдвигаются с обеих точек зрения взаимные.

Иммануил Кант

Изучение этических проблем

Философ активно интересовался этической сферой жизни общества и значением религии. Он хотел понять, какое моральное правило может способствовать развитию гармоничных отношений в обществе. Кант пришёл к выводу, что единственным источником нравственного поведения может быть практический разум. Поступки каждого человека подчинены императивам, то есть определённым законам.

Все императивы И. Кант разделил на 2 типа: гипотетические и категорические. Поступки, совершённые под влиянием гипотетических императивов, философ называл легальными. Они направлены на достижение конкретной цели.

В качестве примера можно рассмотреть несколько ситуаций:

Мужчина бросает курить

То есть, люди совершают эти действия не потому, что это соответствует их ценностям, а чтобы достичь конкретной цели.

Такие поступки, по мнению Канта, могут принести пользу, но они не требуют нравственного выбора. Мораль тесно связана с категорическими или безусловными императивами.

Этой категории правил философ посвятил несколько знаменитых работ.

Суть категорического императива

Безусловные императивы — это всеобщие законы морали, которые определяет для себя человек. Их не существует в форме конкретных предписаний. Категорические императивы лишь задают направление сознанию и деятельности человека.

Принципы моральных законов

Согласно кантовским учениям, у каждого человека в процессе воспитания формируется собственная система ценностей и принципов поведения. В философии эту совокупность нравственных правил принято называть максимой.

Вопрос выбора

Человек является единственным автором своих моральных принципов. Но сложно представить, какова была бы обстановка в мире, если бы эти максимы основывались на антигуманистических принципах. Для соблюдения порядка в любом обществе нужны единые ценности. Основа нравственности, по Канту, заключается в чувстве долга. Этот параметр формирует границы дозволенного. Переступая через них, человек теряет чувство собственного достоинства.

Роль человека в обществе

И. Кант полагал, что человек является высшей ценностью в государстве, поэтому деятельность правительства или других объектов не должна быть направлена на ущемление прав населения.

Чувство собственного достоинства

Личности характеризуются важными параметрами:

  • свободой выбора;
  • чувством собственного достоинства;
  • практическим разумом.

Философ выделял 2 формулировки воли: автономную и гетерономную. Первый тип формируется самостоятельно. Гетерономная воля заимствуется от другого человека, из научных или религиозных трудов.

Мировоззрение лица не зависит от внешних обстоятельств и не направлено на достижение какой-либо цели. Только при соблюдении этих условий человек свободен. Критические идеи Иммануила Канта были использованы многими политическими деятелями для формирования основ взаимодействия граждан и государства.

Отношение к религии

Религия

Заветы, содержащиеся в Библии или других Священных Писаниях, могут играть роль всеобщих законов. Кант смог сформулировать своё универсальное понятие религии.

Он предлагал представлять веру без бытия бога. То есть человеку достаточно совершать хорошие поступки. Конкретно в этом философ и видел сущность религии.

Иммануил Кант продолжил изучать золотое правило этики и навсегда изменил его. Высшей ценностью он провозгласил индивида и его свободу выбора. Философом была разработана универсальная модель межличностных отношений, которой стоит руководствоваться в каждом обществе.

Читайте также: