Психология стихийных групп доклад

Обновлено: 18.05.2024

Стихийные группы – социальные общности, формирующиеся непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложноуправляемые.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств.

Факторы образования стихийных групп:

1. Общественное мнение – общность суждений членов группы в связи с событием.

2. Событие (повод), объединивший людей.

3. Совместные действия, связанные с поводом.

4. Стихийные социально-психологические процессы (заражение, внушение, паника).

Основные видыстихийных групп:

Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким- либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса – относительно стабильное образование с нечеткими границами; более организованное, сознательное и длительное образование, чем толпа; достаточно разнородное объединение (демонстрация, манифестация, митинг).

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика– кратковременное образование людей для просмотра зрелища (концерта, спортивного мероприятия, спектакля и т.д.) по сравнению с толпой более управляема, т.к. люди собираются сознательно и с целью.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.

Стихийная группа – это кратковременное объединение большого числа лиц, собравшихся вместе по какому – либо определённому поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такое образование нельзя считать субъектом совместной деятельности.

Такая группа может быть кем – то организована, но чаще возникает стихийно, редко четко осознает свои цели, довольно активна.

Психологические характеристики стихийных групп – формы коллективного поведения.

Один из факторов формирования таких групп – общественное мнение.

МАССА. Относительно стабильное образование с нечёткими границами. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции: демонстрации или митинга. Необязательна физическая близость. Высокая роль организаторов, которые известны заранее.

ПУБЛИКА. Может быть представлена как кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Тард впрервые разделили толпу и публику (наличие психической связи). В помещениях публику можно называть аудиторией. Публика управляема. Однако достаточно какого-либо инцидента, чтобы она стала неуправляемой.

СПЕЦИФИКА ФОРМ ОБЩЕНИЯ

Источники информации: общественное мнение, СМИ, слухи и сплетни. Утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий.

Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояним. Заражение возникает путем многократного отражения путем цепной реакции.

Особая ситуация, в которой усиливается воздействие через заражение – ситуация паники. панкиа возникает в следствие дифицита или переизбытка информации о чем – то пугающем или непонятном. Панику сложно исследовать, но все равно выделяют некие циклы.

Заражению предшествует некая общность оценок. Например, аплодисменты.

Степень подверженности заражению зависит от уровня развития самосознания индивида.

Внушение – целенаправленное, неаргументрированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Предполагается, что человек, принимающий информацию в случае внушения, не может ее критически оценивать.

Отличие внушения от заражения:

1) при заражении происходит сопереживание большой массой людей общего психологического состояния, внушение не предполагает равенства в переживании эмоций (суггестор не подвержен тому же состоянию, что и суггеренд), при внушении наблюдается односторонняя направленность, это активное воздействие,

2) внушение обычно носит вербальный характер, при заражении же используются также невербальные средства.

Условие эффективности внушения – авторитет сугесстора (создается дополнительный фактор воздействия – доверие). Важны характеристики суггеренда. Блокирование психической самозащиты – контрконтрсугесстия.

Элементы внушения есть в пропаганде и рекламе. Хотя основаня черта пропаганды – аппеляция к логике и сознанию, здесь используются средства убеждения, а нередко и внушения.




Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Тард, теория подражания: подражаени – это основной приницп развития и существования общества, возникнвоения групповых ценностей и норм. Социальные конфликты – противоречия между возможными направлениями подражания.

Виды подражания: логическое и внелогическое, внутренне и внешнее, подражание –мода и подражание – обычай и т.д.

Законы подражания:

— подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше чем обрядам),

— низшие подражают высшим и т.д.

Э. Дюгкгейм: в этом подходе смешиваются разные общественные явления, и , наприер, подражание ребенка взрослому осуществляется по другим законам.

Толпа, публика, аудитория и т.д.

Стихийная группа – это кратковременное объединение большого числа лиц, собравшихся вместе по какому – либо определённому поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такое образование нельзя считать субъектом совместной деятельности.

Такая группа может быть кем – то организована, но чаще возникает стихийно, редко четко осознает свои цели, довольно активна.

Психологические характеристики стихийных групп – формы коллективного поведения.

Один из факторов формирования таких групп – общественное мнение.

МАССА. Относительно стабильное образование с нечёткими границами. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции: демонстрации или митинга. Необязательна физическая близость. Высокая роль организаторов, которые известны заранее.

ПУБЛИКА. Может быть представлена как кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Тард впрервые разделили толпу и публику (наличие психической связи). В помещениях публику можно называть аудиторией. Публика управляема. Однако достаточно какого-либо инцидента, чтобы она стала неуправляемой.

СПЕЦИФИКА ФОРМ ОБЩЕНИЯ

Источники информации: общественное мнение, СМИ, слухи и сплетни. Утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий.

Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояним. Заражение возникает путем многократного отражения путем цепной реакции.

Особая ситуация, в которой усиливается воздействие через заражение – ситуация паники. панкиа возникает в следствие дифицита или переизбытка информации о чем – то пугающем или непонятном. Панику сложно исследовать, но все равно выделяют некие циклы.

Заражению предшествует некая общность оценок. Например, аплодисменты.

Степень подверженности заражению зависит от уровня развития самосознания индивида.

Внушение – целенаправленное, неаргументрированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Предполагается, что человек, принимающий информацию в случае внушения, не может ее критически оценивать.

Отличие внушения от заражения:

1) при заражении происходит сопереживание большой массой людей общего психологического состояния, внушение не предполагает равенства в переживании эмоций (суггестор не подвержен тому же состоянию, что и суггеренд), при внушении наблюдается односторонняя направленность, это активное воздействие,

2) внушение обычно носит вербальный характер, при заражении же используются также невербальные средства.

Условие эффективности внушения – авторитет сугесстора (создается дополнительный фактор воздействия – доверие). Важны характеристики суггеренда. Блокирование психической самозащиты – контрконтрсугесстия.

Элементы внушения есть в пропаганде и рекламе. Хотя основаня черта пропаганды – аппеляция к логике и сознанию, здесь используются средства убеждения, а нередко и внушения.

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Тард, теория подражания: подражаени – это основной приницп развития и существования общества, возникнвоения групповых ценностей и норм. Социальные конфликты – противоречия между возможными направлениями подражания.

Виды подражания: логическое и внелогическое, внутренне и внешнее, подражание –мода и подражание – обычай и т.д.

Законы подражания:

— подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше чем обрядам),

— низшие подражают высшим и т.д.

Э. Дюгкгейм: в этом подходе смешиваются разные общественные явления, и , наприер, подражание ребенка взрослому осуществляется по другим законам.

Важнейшим фактором формирования стихийных групп является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Исследование общественного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества. Для социально-психологического анализа стихийных групп изучение общественного мнения весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок, форма выражения могут послужить стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением, толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому, более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, происходившие, например, на стадионах и т.п.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах, достаточно традиционны:

Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения.

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психологического механизма паники – бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и от уровня развития их самосознания. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.

2. Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Отличия внушения от заражения:

2.Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.). Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Установлены некоторые закономерности повышения эффекта внушения. Так, доказана зависимость эффекта внушения от возраста: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия – доверие к источнику информации. Результат зависит и от характеристик личности суггеренда.

3. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Виды подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания:

  • подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам);
  • низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и т.д.

а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции,

б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения,

в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему.

Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

В каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение – от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах.

Стихийная группа — особая разновидность большой социальной группы, характеризующаяся кратковременным объединением большого числа людей по определённому поводу и имеющие совместные действия.

Традиционно в социальной психологии принято выделять три вида стихийных групп: толпа, масса, публика. Стоит отметить, что история социальной психологии частично началась именно с их изучения (Г. Лебон, Г.Тард — психология масс).

Фактор формирования стихийных групп

В любом обществе идеи существуют не отдельно друг от друга, а совместно, образуя массовое сознание. Массовое сознание выражается в общественном мнение, которое возникает по поводу определённых событий общественной жизни. Оно достаточно переменчиво, так как постоянно дополняется новой информацией, что может менять отношение человека к конкретному событию.

Специфика форм общения

Общественное мнение дополняется информацией из СМИ, которая может неправильно пониматься. Но также в стихийных группах источником могут служить различные слухи и сплетни, которые не только обогащают общественное мнение, но и является своего рода способом проверки достоверности информации из СМИ. Это в дальнейшем побуждает к действиям.

Виды стихийных групп

Толпа

Наиболее изученная разновидность стихийной группы. В её состав могут входить люди с совершенно разными интересами.

Основные характеристики толпы:

  • нестабильна
  • сиюминутное образование (ad hoc) вокруг какого-либо события
  • преобладание эмоций над разумом
  • трудно контролировать
  • не имеет точной конечной цели и продуманных действий
  • могут возникать элементы организации, но они неустойчивы

Может образовываться по поводу самых разных событий, чаще всего связано с какой-либо неожиданностью, которая вызывает сильные эмоции. Поэтому часто происходит так, что люди попадают в данную группу не по своей воле, Время её существования зависит от повода, по которому образовалась. Она может разойтись как только инцидент завершился, из-за которого толпа образовалась. Или, наоборот, от простого наблюдения может перейти к действиям, чаще всего это происходит при выражении недовольства насчёт социального явления. Толпа может превратиться в массу, если появится лидер, который может закрепить свою позицию, и появятся цели и идеи.

Масса

Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции. Примером массы могут служить разные митинги и шествия. Также, как и толпа, в массе могут сталкиваться разные интересы (разнородна).

Основные характеристики массы:

  • относительно стабильна (есть организация, но разнородна)
  • организованное образование с нечёткими границами
  • есть конечная цель, тактика
  • в отличие от толпы необязательно является сиюминутным образованием
  • есть лидер (могут быть известны заранее)
  • управляема

Масса, в свою очередь, может стать толпой. Это может произойти из-за возрастания эмоционального напряжения, при котором лидер уже не может контролировать группу людей, или из-за того, что изначально провозглашение цели стали неактуальными.

Публика

Г. Тард выделил следующее отличие публики от массы: между членами существует лишь психическая связь, так как она разобщена, следовательно она труднее побуждается к действию. Публика всегда имеет общую и определенную цель — просмотр, поэтому она контролируемая, соблюдает формы, принятые в данном месте. Примерами публики могут служить зрители на концерте, болельщики вовремя матча. Но, несмотря на организованность и контролируемость публики, она может стать как и массой, так и толпой, достаточно какого-либо инцидента.

Читайте также: