Психология национальной идентичности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Взаимосвязь ценностей с представлением о национальном характере. Изучение временной организации личности, как многомерной психической реальности. Особенности русских разных поколений, диагностики актуального этнопсихологического статуса личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.07.2010
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Взаимосвязь ценностей с представлением о национальном характере

Есть основания полагать, что постсоветское общество до сих пор находится в сенситивном к различным изменениям состоянии, и мы не можем предсказать, какими будут новые ценности постсоветского поколения, однако мы можем выявить ряд наметившихся тенденций на основе имеющихся экспериментальных исследований.

Выявлено, что в сознании старшеклассников ценности запада и нашей страны диаметрально противоположны.

Обнаружены сильные и умеренные корреляционные связи между ценностями, которые респонденты сочли присущими западному национальному характеру и ценностями которые транслирует реклама.

Многомерность национальной организации личности

В настоящее время отмечается многообразие подходов к теоретическому рассмотрению и эмпирическому исследованию временной организации личности, что свидетельствует о сложности, многомерности самого предмета рассмотрения и многоаспектности его проявлений, что предполагает всестороннее его изучение и использование разнообразного методического инструментария. Также интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь.

Целью нашего исследования стало изучение временной организации личности, как многомерной психической реальности. Рассмотрение различных аспектов временной организации личности - причинных и целевых отношений, особенностей временной перспективы, временных установок и роли смысловой составляющей в организации времени жизни.

В исследовании приняли участие 100 студентов Курского государственного медицинского университета, 2-3 курсов, в возрасте 17-20 лет.

Первые три фактора отражают роль причинно-следственных и целевых компонентов, а четвертый фактор отражают сложную систему взаимосвязей как причинно-целевых, так смысловых и установочных компонентов во временной организации личности.

Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Первый выделенный фактор, который мы обозначили как фактор связей в организации времени личности, характеризует роль и специфику различных связей, а также стратегичности и насыщенности, в организации временной реальности личности. Наличие данного фактора говорит нам о важности связей между событиями жизни, актуальных, потенциальных и т.д., в организации временной реальности личности.

Второй фактор мы назвали фактором возраста, так как именно в нем отражены характеристики переживания субъективного возраста в совокупности с характеристиками связей, он включает в себя характеристики переживания субъективного возраста в совокупности с насыщенностью и различными характеристиками связи событий, как реализованных, так и потенциальных.

Третий фактор мы охарактеризовали как фактор показателей жизненного пути личности, отражающий такие характеристики как: целеустремленность, конфликтность, рациональность и уверенность, в отношении к различным временным ориентациям.

Четвертый фактор мы условно обозначили как фактор смысловых характеристик временной реальности личности, данный фактор характеризует сложную систему взаимосвязей времени личности, подчеркивая роль смысловой реальности в организации временной реальности, а также эмоциональных компонентов и установочных отношений ко времени. Этот фактор является наиболее показательным в отношении идеи о многомерной организации временной реальности личности, так как в структуре данного фактора отразилась многогранность феноменологии временной организации личности.

Особенности русских разных поколений

В последние годы во всем мире наблюдается рост этнических процессов: с одной стороны - это всемирная глобализация, с другой - стремление народов подчеркнуть свою самобытность, культуру, идентичность, что нередко ведет к межэтнической напряженности. Особую актуальность эти процессы приобретают в многонациональных государствах, таких как наша страна, где последнее время происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и жизненных приоритетах современной молодежи, их рассогласование со старшим поколением. Это вызывает необходимость изучать психологическую сторону происходящих этнических процессов.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей, занимаясь изучением данной проблемы, анализируют в основном такие явления этнопсихологической жизни, как этническая идентификация, этническая толерантность, этнические стереотипы, независимо друг от друга, в то время как они тесно связаны друг с другом и пересекаются. Поэтому появилась необходимость в обобщающем понятии, каким и стало понятие актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н.). Оно включает в себя: выраженность и знак этнической идентичности, уровень этнической толерантности, характер авто- и гетеростереотипов, а также особенности мотивационно-смысловой сферы и ее трансформации.

База методик для диагностики актуального этнопсихологического статуса личности включает в себя вербальные опросные тесты и модификации проективных методик, что позволяет нам анализировать как осознаваемые, так и неосознанные компоненты и, следовательно, говорить об их гармоничном единстве или его отсутствии.

1. Типы этнической идентичности (Г.В. Солдатова, С.В. Рыжова).

3. Диагностический тест отношений (Г.В. Солдатова)

7. Методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М.Рокичем.

8. Каузометрическая методика Кроника.

В нашем исследовании была выдвинута следующая гипотеза: молодые люди отличаются менее гармоничным этнопсихологическим статусом (на сознательном и неосознаваемом уровне), чем люди старшего поколения.

Общая выборка составила 70 человек. Анализ проводился в рамках двух возрастных групп: 1) от 20 до 30 лет (21 человек: женщин - 17, мужчин - 4) и 2) от 30 до 50 лет (49 человек: женщин - 26, мужчин - 23)

Полученные результаты позволяют сказать, что изменения происходят практически во всех компонентах этнопсихологического статуса личности.

На уровне этнической идентичности в первой возрастной группе в вербальных опросных методиках декларируется позитивная идентичность, а на неосознаваемом уровне наблюдается ее отсутствие. То есть мы можем говорить о мнимой этнической идентичности у молодых людей, так как неосознаваемые смысловые установки формируют истинную мотивацию.

В нашем исследовании, таким образом, было показано, что происходят изменения актуального этнопсихологического статуса в обеих возрастных группах. Однако их характер и особенности протекания различаются. Старшее поколение проявляется более цельное и гармоничное сочетание этнопсихологических феноменов, и остаются верны своей этнической принадлежности. Молодые же люди отрываются от своей этнической группы, теряют корни, ценности и идентичность. Но так как выборка небольшая мы можем говорить только об имеющих место тенденциях.

1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологической журнал. 2009.

2. Вус М.А. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации.

3. Государственное управление и государственный контроль и надзор Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. СПб.: 2007.

4. Бусыгина И.С. Психологические особенности русского национального характера (динамика, мифы, реалии). Екатеринбург, 2004. Вестник ГУ

5. Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм. СПб.: 2008.

6. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии // Человек в поисках смысла. - М., 2007.

7. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2007.

8. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 2004.

9. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2008.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.

11. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.

12. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Автореф. Дисс. … канд. психологических наук. - М., 2008.

Подобные документы

Анализ ценностей в возрасте ранней и поздней зрелости. Метод тестирования в психологии. Выборка и процедура исследования. Жизненные сферы лиц различных поколений. Определение мотивационно-ценностной структуры личности. Способы классификации ценностей.

дипломная работа [453,9 K], добавлен 25.04.2014

Особенности юношеского возраста. Понятие роли в психологии. Взаимовлияние личности и социальной роли. Классификация социальных ролей, формирование эго-идентичности. Влияние статуса идентичности юноши на особенности принятия роли в групповой работе.

дипломная работа [79,3 K], добавлен 05.05.2011

Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

курсовая работа [35,9 K], добавлен 20.05.2012

Понятие самооценки личности. Оценка социального статуса человека в обществе. Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности на различных этапах возрастного развития. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

курсовая работа [158,9 K], добавлен 06.10.2011

Взаимосвязь профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профессиональной пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма. Понятие личность в психологии, свойства личности.

курсовая работа [82,3 K], добавлен 14.08.2010

Анализ сущности и психологических особенностей характера - структуры стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. История учения о характере (характерологии) - отрасли психологии личности.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 18.06.2010

Теоретические представления о временной перспективе личности. Факторы формирования временных ориентаций личности. Особенности временной перспективы у различных профессиональных групп. Формирование техник творческого развития личности и самоактуализации.

Значениеи роль признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости отособенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, отособенностей этнического окружения. Этнодифференциирущие признаки отражают чащевсего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менееадекватным, более или менее искажённым, даже ложным. Иными словами, этническаяобщность – это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а несама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этносчерез ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более, что с унификациейкультуры количество этнодифференциирующих неуклонно сокращается.

Итак, с позиции психолога можно определить этнос какустойчивую в своём существовании группу людей, осознающих себя её членами, наоснове любых признаков, воспринимаемых как этнодифференциирующие.

Ростэтнической идентичности рассматривается как одна из основных черт развитиячеловечества во второй половине ХХ века. Интерес к своим корням у отдельныхлюдей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыткиреанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать иливосстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Ростэтнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.

Признаки организованной группы. Отличие от группы лиц по предварительному .

. с целью совершения преступления. В данной работе мы постараемся раскрыть признаки организованной группы и отличить ее от группы по предварительному уговору и преступного сообщества. Признаки организованной группы В соответствии со статьей 35 УК .

Если настолько важно осознание человеком своейпринадлежности к определённому народу, поиски его особенностей – в том числе иособенностей психики – оказывают столь серьёзное влияние на отношение междулюдьми, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этническогофактора.

Почемуже происходит кризис национальной идентичности, ведущей к пробуждению сознаниянарода? Каковы психологические причины роста этнической идентичности, почемуименно этнические общности часто оказываются аварийными группами поддержки вситуации острой социальной нестабильности, какие стратегии используются людьмидля поддержания коллективной этнической идентичности

Социологическиешколы объясняют рост этнической идентичности:

а) реакцией отставших в развитии народов наэтнокультурное разделение труда, порождающее экономическую и технологическуюэкспансию народов более развитых.

б)мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируетсявнутриэтническое взаимодействие, несмотря на унификацию материальной и духовнойкультуры.

в)повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчениемпроцессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.

Социальногопсихолога этнос интересует прежде всего как психологическая общность способнаяуспешно выполнять важные для каждого человека функции:

Ориентировать в окружающем мире,поставляя относительно упорядоченную информацию;

Задавать общие жизненные ценности

Защищать, отвечая не только засоциальное, но и, подчас, за физическое самочувствие

Обращаяськ членам общества Бнай Брит в 1926 г., Зигмунд Фрейд сказал:

«Меняне связывали с еврейством (признаюсь в этом к своему стыду) ни вера, нинациональная гордость, потому что я всегда был неверующим, хотя уважение ктому, что называют „этическими нормами“ человеческой цивилизации мнепрививалось. Я везде старался подавить в себе склонность к национальнойгордости, считая это вредным и неправильным; меня беспокоили подобные явления внародах, среди которых мы, евреи, живём. Но было много другого, что делалоевреев и еврейство неотразимо притягательными – много смутных эмоциональныхсил, тем более сильных, чем труднее они поддавались выражению словами, а такжеясное осознание внутреннего тождества с ними, уютное сознание общностипсихологического устройства. Кроме того, было ощущение, что именно своемуеврейскому происхождению я обязан проявлению у меня двух черт, свойственных мнев течение всей моей жизни. Будучи евреем, я чувствовал себя свободным от многихпредрассудков, ограничивающих интеллект других людей; будучи евреем, я готовбыл примкнуть к оппозиции, не заручаясь согласием „сплочённогобольшинства“.

Социальная и этническая идентичности

. категориями) и их влияние на миграцию, социально-психологическую адаптацию мигрантов и этническую толерантность-интолерантность. Проблематика социальной идентичности имеет солидную традицию изучения в различных направлениях психологии. Можно . себе, что я меняю профессию, по сути означает смену профессиональной группы и смену идентичности. Поэтому в этом смысле можно сделать вывод, что в концепции .

Конечно,кроме этнических групп есть и другие стабильные большие группы. Культуры такихгрупп, культуры, ориентированные на предков и традиции, этнолог Маргарет Мидназвала постфигуративными. В этих группах получаемая информация не только однороднаи упорядочена, но и требует однозначно точного выполнения множества обрядов,сопровождающих каждый шаг жизни человека от рождения до смерти.

Также она говорила о ещё одной культурной форме – префигуративных культур, где непредки и не современники, а сам ребёнок определяет ответы на сущностные вопросыбытия. Жизнь родителей не является моделью для детей, происходит разрыв поколений.Но, несмотря на любые инновации, человечеству, чтобы самовоспроизводиться исаморегулироваться, необходимо сохранять связь между поколениями.

Этоодна из психологических причин роста этнической идентичности в этом веке –поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире.Вторая психологическая причина лежит на поверхности и не требует особых доказательств.

Именнов такой период, который переживает и наша страна, человеку свойственноориентироваться прежде всего на этнические общности и нередко преувеличиватьпозитивное отличие своей группы от других.

Особенности этнической идентичности и самоотношение у представителей .

. приобрели исследования такого компонента социальной идентичности, как этническая идентичность, которая представляет собой когнитивно-эмоциональное осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Такой интерес к проблематике этнической идентичности связан непосредственно с тем, что .

Этническаяидентичность – часть социальной идентичности личности. В её структуре обычновыделяют два основных компонента – когнитивный (знания, представления обособенностях собственной группы и осознания себя её членом) и аффективный (оценкакачеств собственной группы, значимость членства в ней).

Выделяется также и поведенческийкомпонент социальной идентичности, построение системы отношений и действий вразличных этноконтактных ситуациях.

Пиажевыделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

в 6-7 лет ребёнок приобретает первые –фрагментарные и несистематичные — знанияо своей этнической принадлежности;

в 10-11 лет этническая идентичностьформируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнокотмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Проведеныбыли исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитииэтнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружиласьу детей 3-4 лет.

Формирование этнической толерантности подростков в образовательной среде школы

Совершенноочевидно, что в процессе формирования этнической идентичности ребёнок проходитряд этапов от диффузной до реализованной идентичности и результатом этогопроцесса является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности кэтнической группе в подростковом возрасте.

Ноэтническая идентичность подростка не статичное, а динамичное образование:процесс её становления не окончен.

Осознаниедетьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они вполиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда даёт индивидубольше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и другихэтнических групп, формирует коммикативные навыки. Отсутствие опытамежэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этичности. Уиндивидов, живущих в условиях сильно отличающихся по своим этническим признакамкультуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов,живущих среди группы близкой в культурном отношении, осознание собственнойэтничности не становится жизненно важной проблемой.

Нонасколько позитивны социальные установки во многом зависит от того, к какойгруппе он принадлежит – большинства или меньшинства.

Удетей групп меньшинства существует тенденция идентифицироваться с доминантнойгруппой, что отражает раннюю осведомлённость детей о существовании определённойсоциальной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются выше, чемдругие.

Втораястратегия состоит в попытке сменить группу. Что касается этнической принадлежности,то в наши дни большинство исследователей считает её скорее приписываемым,нежели наследуемым качеством. Принадлежность к народу определяется небиологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностями святыням, которые образуют содержание истории народа.

Убольшинства людей проблемы выбора не возникают, но многих прежде всего членовгрупп меньшинства и выходцев из межэтнических браков эта проблема затрагивает.В процессе этнической идентификации у них, кроме критерия приписывания большуюроль играет и критерий внутреннего выбора.

Критерийприписывания более важен, когда этничность проявляется в явных физическиххарактеристиках, например расовых различиях.

Вполиэтническом обществе люди демонстративно поддерживают позитивную групповуюидентичность, проявляя предубеждения по отношению к представителям другихэтнических групп и уклоняются от тесного взаимодействия с ними.

Студенты как социальная группа

. трудовой морали, особое значение приобретает ценность солидарности. • Идентичность. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, . • постоянства образования (собственно социальные группы – квазигруппы); • типа идентификации с группой (“моя” группа (ингруппа) – “чужая” группа (аутгруппа)). Большая группа – социальная группа большого количества людей со схожими .

Моноэтническаяидентичность с чужой этнической группой ведёт к полной ассимиляции, т.е.принятию норм, обычаев, языка чужой группы, вплоть до полного растворения вней.

Множественнаяидентичность позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации вдругой, овладевать богатством ещё одной культуры без ущерба для ценностейсобственной. Это благотворно сказывается на личности, росте выходцев измежэтнического брака.

Существуети маргинальная этническая идентичность. В этом случае человек колеблется междудвумя культурами, не овладевая ни одной из них. Такие люди, путаясь видентичностях, часто испытывают внутриличностные конфликты. Они могут быть агрессивнонастроенными националистами – в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимостиот того, какая из них имеет более высокий статус в обществе.

Нослучаев ассимиляции, маргинализации и биэтнической идентичности меньше, чемпопыток любыми путями поддержать свою этническую идентичность.

Инымисловами, при сравнении своей этнической группы с другими, люди чаще всегостремятся сохранить или восстановить позитивную групповую идентичность. У членовгруппы доминантного большинства обычно не возникает с этим особых трудностей.

Существуетещё одна стратегия позитивной этнической идентичности – стратегия социальнойконкуренции. В этом случае позитивные различия устанавливаются в прямомсоревновании. Очень часто такая стратегия социальной конкуренции перерастает вситуации межэтнической напряжённости. Дело доходит до кровопролитных войн.

Примеры похожих учебных работ

1. Этническая психология как раздел прикладной социальной психологии: понятие и задачи

. классов и социальных групп общества; население государства, страны Нация - способность и стремление этнического общества к изменению окружения. Уровень активности этнического общества Национальное самосознание – осознание индивидом принадлежности к .

Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологии

. классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности . результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе). 7.Контент-анализ (англ. content analysis; от content — .

Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

. включающее до 100 человек и более. Большая группа может быть: *большой условной общностью людей, объединяемых на основе социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, профессии, национальности и т.п.); .

Вопрос №17 Семейная воспитательная группа как форма социального обслуживания несовершеннолетних, .

. профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1991г.) Вопрос №17 Семейная воспитательная группа как форма социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении. СВГ создаются на основе действующего .

Тема 3 личность в группе как проблема социальной психологии

. межличностного оценивания: интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); социальное сравнение (сравнение с другими членами группы); самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих .

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ПСИХОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интиллигенции для достижения коллективных. Прежде всего обеспечение социального комфорта в рамках культурно-однородных сообществ. В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Значение и роль признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференциирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искажённым, даже ложным. Иными словами, этническая общность – это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более, что с унификацией культуры количество этнодифференциирующих неуклонно сокращается.

Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своём существовании группу людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференциирующие.

Рост этнической идентичности рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.

Если настолько важно осознание человеком своей принадлежности к определённому народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – оказывают столь серьёзное влияние на отношение между людьми, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора.

Почему же происходит кризис национальной идентичности, ведущей к пробуждению сознания народа? Каковы психологические причины роста этнической идентичности, почему именно этнические общности часто оказываются аварийными группами поддержки в ситуации острой социальной нестабильности, какие стратегии используются людьми для поддержания коллективной этнической идентичности? Социологические школы объясняют рост этнической идентичности:

а) реакцией отставших в развитии народов на этнокультурное разделение труда, порождающее экономическую и технологическую экспансию народов

Ставилась цель — выявить, ценности какого национального характера (западного или русского) транслирует реклама в сознании молодежи по их субъективным представлениям. Была выдвинута гипотеза — в сознании старшеклассников реклама актуализирует больше взаимосвязей с западными ценностями, чем с русскими. Объектом исследования выступили учащиеся 11 классов гимназий г. Екатеринбурга (180 человек… Читать ещё >

Психология национальной идентичности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Взаимосвязь ценностей с представлением о национальном характере

Есть основания полагать, что постсоветское общество до сих пор находится в сенситивном к различным изменениям состоянии, и мы не можем предсказать, какими будут новые ценности постсоветского поколения, однако мы можем выявить ряд наметившихся тенденций на основе имеющихся экспериментальных исследований.

Выявлено, что в сознании старшеклассников ценности запада и нашей страны диаметрально противоположны.

Обнаружены сильные и умеренные корреляционные связи между ценностями, которые респонденты сочли присущими западному национальному характеру и ценностями которые транслирует реклама.

Многомерность национальной организации личности

В настоящее время отмечается многообразие подходов к теоретическому рассмотрению и эмпирическому исследованию временной организации личности, что свидетельствует о сложности, многомерности самого предмета рассмотрения и многоаспектности его проявлений, что предполагает всестороннее его изучение и использование разнообразного методического инструментария. Также интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь.

Целью нашего исследования стало изучение временной организации личности, как многомерной психической реальности. Рассмотрение различных аспектов временной организации личности — причинных и целевых отношений, особенностей временной перспективы, временных установок и роли смысловой составляющей в организации времени жизни.

В исследовании приняли участие 100 студентов Курского государственного медицинского университета, 2−3 курсов, в возрасте 17−20 лет.

Первые три фактора отражают роль причинно-следственных и целевых компонентов, а четвертый фактор отражают сложную систему взаимосвязей как причинно-целевых, так смысловых и установочных компонентов во временной организации личности.

Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Первый выделенный фактор, который мы обозначили как фактор связей в организации времени личности, характеризует роль и специфику различных связей, а также стратегичности и насыщенности, в организации временной реальности личности. Наличие данного фактора говорит нам о важности связей между событиями жизни, актуальных, потенциальных и т. д. , в организации временной реальности личности.

Второй фактор мы назвали фактором возраста, так как именно в нем отражены характеристики переживания субъективного возраста в совокупности с характеристиками связей, он включает в себя характеристики переживания субъективного возраста в совокупности с насыщенностью и различными характеристиками связи событий, как реализованных, так и потенциальных.

Третий фактор мы охарактеризовали как фактор показателей жизненного пути личности, отражающий такие характеристики как: целеустремленность, конфликтность, рациональность и уверенность, в отношении к различным временным ориентациям.

Четвертый фактор мы условно обозначили как фактор смысловых характеристик временной реальности личности, данный фактор характеризует сложную систему взаимосвязей времени личности, подчеркивая роль смысловой реальности в организации временной реальности, а также эмоциональных компонентов и установочных отношений ко времени. Этот фактор является наиболее показательным в отношении идеи о многомерной организации временной реальности личности, так как в структуре данного фактора отразилась многогранность феноменологии временной организации личности.

Особенности русских разных поколений

В последние годы во всем мире наблюдается рост этнических процессов: с одной стороны — это всемирная глобализация, с другой — стремление народов подчеркнуть свою самобытность, культуру, идентичность, что нередко ведет к межэтнической напряженности. Особую актуальность эти процессы приобретают в многонациональных государствах, таких как наша страна, где последнее время происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и жизненных приоритетах современной молодежи, их рассогласование со старшим поколением. Это вызывает необходимость изучать психологическую сторону происходящих этнических процессов.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей, занимаясь изучением данной проблемы, анализируют в основном такие явления этнопсихологической жизни, как этническая идентификация, этническая толерантность, этнические стереотипы, независимо друг от друга, в то время как они тесно связаны друг с другом и пересекаются. Поэтому появилась необходимость в обобщающем понятии, каким и стало понятие актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н.). Оно включает в себя: выраженность и знак этнической идентичности, уровень этнической толерантности, характер автои гетеростереотипов, а также особенности мотивационно-смысловой сферы и ее трансформации.

База методик для диагностики актуального этнопсихологического статуса личности включает в себя вербальные опросные тесты и модификации проективных методик, что позволяет нам анализировать как осознаваемые, так и неосознанные компоненты и, следовательно, говорить об их гармоничном единстве или его отсутствии.

1. Типы этнической идентичности (Г.В. Солдатова, С.В. Рыжова) ("https://referat.bookap.info", 9).

3. Диагностический тест отношений (Г.В. Солдатова)

7. Методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М.Рокичем.

8. Каузометрическая методика Кроника.

В нашем исследовании была выдвинута следующая гипотеза: молодые люди отличаются менее гармоничным этнопсихологическим статусом (на сознательном и неосознаваемом уровне), чем люди старшего поколения.

Общая выборка составила 70 человек. Анализ проводился в рамках двух возрастных групп: 1) от 20 до 30 лет (21 человек: женщин — 17, мужчин — 4) и 2) от 30 до 50 лет (49 человек: женщин — 26, мужчин — 23)

Полученные результаты позволяют сказать, что изменения происходят практически во всех компонентах этнопсихологического статуса личности.

На уровне этнической идентичности в первой возрастной группе в вербальных опросных методиках декларируется позитивная идентичность, а на неосознаваемом уровне наблюдается ее отсутствие. То есть мы можем говорить о мнимой этнической идентичности у молодых людей, так как неосознаваемые смысловые установки формируют истинную мотивацию.

В нашем исследовании, таким образом, было показано, что происходят изменения актуального этнопсихологического статуса в обеих возрастных группах. Однако их характер и особенности протекания различаются. Старшее поколение проявляется более цельное и гармоничное сочетание этнопсихологических феноменов, и остаются верны своей этнической принадлежности. Молодые же люди отрываются от своей этнической группы, теряют корни, ценности и идентичность. Но так как выборка небольшая мы можем говорить только об имеющих место тенденциях.

Заключение

1. Абульханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологической журнал. 2009.

2. Вус М. А. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации.

3. Государственное управление и государственный контроль и надзор Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. СПб.: 2007.

4. Бусыгина И. С. Психологические особенности русского национального характера (динамика, мифы, реалии). Екатеринбург, 2004. Вестник ГУ

5. Обухов В. Л. Основы человековедения: человек как микрокосм. СПб.: 2008.

6. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии // Человек в поисках смысла. — М., 2007.

7. Абульханова К. А. , Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2007.

8. Головаха Е. И. , Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 2004.

9. Кроник А. А. , Ахмеров Р. А. Каузометрия : методы самопознания и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2008.

10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.

11. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.

12. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Автореф. Дисс. … канд. психологических наук. — М., 2008.

Читайте также: