Управление и политическая структура рима доклад

Обновлено: 05.07.2024

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Гост

ГОСТ

Всю политическую жизнь древнего Рима определяла элита, в лице госслужащих, представителей знати, большие успехи были достигнуты в государственном строительстве, а общественный уклад регулировали нормы и законы.

Древний Рим – одна из самых могучих и влиятельных цивилизаций мира, великое государство древности, своё название получила благодаря городу (Roma – Рим), который был назван в честь своего легендарного основателя – Ромула.

В начале своего развития общество древнего Рима было разделено на два сословия:

Согласно одной из версий о появлении этих сословий, к патрициям относили коренное население, патриции считались полноправными жителями Рима, они собирались на собрания, где избирали царей и принимали важные решения, от которых зависела жизнь и развитие государства. Плебеями же считали пришлых, переселенцев, которые при этом все же имели свои гражданские права, допускались к голосованию и имели возможность владеть землями.

В VI веке до н. э управление древним Римом было архаичным, так как во главе стояли цари, их власть в то время больше напоминала власть вождей, они командовали городским ополчением, выполняли полномочия жреца и судьи.

Государственное устройство

В конце VI века до н. э. в древнем Риме правление царей сменила аристократическая республика, в которой главную роль стали играть патриции. Несмотря на то, что государственное устройство древнего Рима обрело название – республика, вся сила и власть, по-прежнему были в руках знати и зажиточной части общества. Законодательные полномочия в данный период истории древнего Рима делились между магистратами, сенатом и комициями.

Магистратуры (исполнительная власть).

Вся исполнительная власть в древнем Риме принадлежала магистратурам. Самыми главными считались два консула, возглавлявшие государство и командующие армией. На один ряд ниже были два претора, они отвечали за судопроизводство.

Были еще цензоры, которые регулярно проводили перепись имущества граждан, для того чтобы определить к какому сословию принадлежит человек, также цензоры контролировали права людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Сенат.

Важную роль в управлении занимал сенат или как еще его называли совет старейшин. С рождением республики, сенат, как и магистраты стал важным звеном всей общественной жизни, в его состав посмертно входили бывшие магистраты, в сенате древнего Рима была сконцентрирована вся государственная сила и власть.

Комиции.

Комиции в Древнем Риме - это собрания, которые организовывал магистрат для того, чтобы обсудить перед голосованием какую-либо общественно важную проблему. В таком виде комиции очень напоминаю такое явление, как славянское вече, также власти древнего Рима могли собрать народное собрание просто, чтобы огласить какое-то решение. Народные трибуны, избирались из числа плебеев, в их обязанности входило защищать права рядовых граждан Рима. Народные трибуны часто предлагали разные проекты и законы в поддержку плебеев и соответственно выступали против сената. Главным инструментом народных трибунов было право вето – т. е. запрет на указы и действия любых должностных лиц, в том числе и консулов, если, по мнению трибунов, их действия занижали права и интересы плебеев. В древнем Риме существовали и другие магистратуры, где магистраты занимались различными делами.

Военная политика

Еще в III в. до н. э. Рим превратился в самое крупное и могучее государство того времени, это стало возможным благодаря появлению римской военной армии, которая стала лучшей во всем Средиземноморье.

Римская армия представляла собой народное ополчение и формировалась путем набора молодых людей с 17-ти лет, военная служба была, как и обязанностью, так и большой привилегией. Изначально военным подразделением был легион, который ввел еще легендарный Ромул (3000 пехотинцев и 300 всадников), но после реформы, приписываемой Марку Фурию Камиллу, воинам начали платить жалованье и построение армии изменилось. Тяжелая пехота легиона теперь делилась на 30 единиц – манипул.

Марк Фу́рий Ками́лл — римский государственный и военный деятель.

К командному составу римской армии принадлежали:

  • консулы – главнокомандующие;
  • легаты – помощники консулов;
  • военные трибуны – командиры легионов;
  • центурионы (по 2 в манипуле).

Важной чертой военной стратегии римлян было возведение и укрепленных военных лагерей. В римской армии также была своя система наград: знаки отличия, лавровые венки, самой почетной наградой был триумф - назначенный победителю торжественный въезд в Рим во главе армии.

Военная политика древнего Рима немного отличалась от политики других древних государств, главной задачей его было не поработить и истребить своих врагов, а сделать их своими друзьями и союзниками.

Практически за все время своего существования римские войска были самыми сильными и передовыми среди вооруженных сил других стран древнего мира, армия Рима прошла путь от ополченцев до профессиональной пехоты с различными подразделениями.

Внешняя политика Рима

Итоги внешней политики V в. до н.э. были достаточно великими. Рим устранил своих главных противников в южной Этрурии и тем самым его территория увеличилась. Благодаря союзничеству с латинами древнему Риму удалось подавить наступление с востока, но самым главным было то, что Рим, чья территория была огромной и сплошной, получил стратегическое преимущество перед своими соседями, земли которых были раздроблены.

В древний Рим ввозились огромные ценности в виде контрибуций и военных трофеев, на рынках торговали рабами, началось периодическое ограбление провинций. Излишки богатой, праздной жизни породили безумную роскошь среди высшего класса. Древний Рим постепенно превращался в страну рабства.

Стали учащаться восстания и бунты рабов против своих хозяев, одним из выдающихся выступлений стало восстание Спартака. В начале римские власти не придали особого значения этому восстанию, т.к. такие случаи часто происходили в Италии и раньше, но затем, поняв всю серьезность, они бросили все силы на подавление Спартака, и уничтожили много рабов.

Внешняя политика древнего Рима также характеризовалась почти нескончаемыми войнами. Уже в V веке до н. э. началась борьба против этрусского владычества. После изгнания Тарквиния Гордого и установления республики произошел конфликт с правителем города Клузия Порсеной, в итоге Рим был захвачен и его полное освобождение от этрусского влияния произошло только после 506 г. до н.э.

Римская государственность представляла собой вершину античной цивилизации как с точки зрения совершенства государственных форм, так и с точки зрения государственной идеологии.

Эволюция форм государственности

Рим прошел от эпохи патриархальной сакральной власти царей и монархии этрусских правителей через аристократическую республику и победы плебса к принципату и доминату и, наконец, к империи. Если Греция дала только саму идею рабовладельческой империи, то Рим осуществил ее в самых чудовищных размерах[1]. Причем имперский характер экономики зародился и развивался в эпоху республики.

Римская государственность

Древний Рим

Покорение новых народов и присоединение новых территорий давало огромный прирост рабов, труд которых использовался в латифундиях (крупных земельных владениях знати) и вытеснял труд свободных общинников-крестьян.

Римская государственность

Пленные даки в сопровождении римского легионера

Массы свободных крестьян стекались в Рим, пополняя ряды разучившихся работать и живущих на подачки власти плебеев, а их место быстро занимали лично несвободные колоны.

Римская государственность

Римский Форум

Ростовщичество

Другим важным результатом завоеваний в Риме становится небывалое по масштабам ростовщичество и система откупов – привилегия особого сословия – всадничества. На этом социально-экономическом фоне происходит эволюция государственных форм по линии: республика – принципат – доминат – империя.

Римская государственность: Аристократическая республика

Римская аристократическая республика (VI – I вв. до н.э.) имела простую и четкую систему государственного управления, основными звеньями которой были Сенат, Народные собрания и Магистраты.

Римская государственность

Рим. Сенат

Римская государственность: Сенат

Практически до диктатуры Луция Корнелия Суллы (82 -79 гг. до н.э.) Сенат состоял из 300 членов патрицианских семей, позднее – и из плебеев. Первый сенатор (принцепс) открывал заседание и начинал обсуждение. Голосование в Сенате производилось в форме расхождения на две стороны. Сенат, хотя и был высшим правительственным и административным учреждением, законодательного права был лишен и лишь выносил суждение, мнение по обсуждаемому вопросу (senatusconsulta). В то же время, без согласия Сената (aprobatio) не избирались должностные лица республики – магистраты. Сенат ведал финансами, государственным имуществом, внешней политикой, государственной безопасностью, общественным порядком в Риме. Он вводил чрезвычайное положение в стране.

Римская государственность

Римлянин с портретами предков

Римская государственность: Народные собрания

В Риме действовали Народные собрания (комиции) трех видов:

1. Комиции по центуриям решали вопросы о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали законы, даровали гражданство и были высшей апелляционной инстанцией по смертным приговорам.

2. Комиции по территориальным трибам находились под влиянием плебеев. Они решали вопросы о допуске в магистратские должности от плебеев. Позднее к ним перешла часть функций центуриатных комиций в сфере принятия общегражданских законов.

3. Комиции куриатные решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, религиозных обрядов и т.п.

Римская государственность

Рим. Семейное надгробие

Таким образом, при всей важности полномочий народных собраний в Риме, они были далеки от той роли, которую играло народное собрание в греческом полисе (скажем, в Афинах). Участие народа в управлении в Риме было значительно более регламентировано и подробно прописано в законах.

Магистраты

Повседневная исполнительно-распорядительная власть принадлежала магистратам, зависевшим от Сената, хотя и избиравшимся на народных собраниях различного типа. Так, консулы, преторы и цензоры избирались на центуриатных комициях, курульные эдилы, квесторы – на плебейских сходках. Плебеи избирали также народного трибуна (с конца V в. до н.э.), обладавшего неприкосновенностью личности и правом veto на решения магистратов и даже Сената.

Консулы

Консулы были верховными магистратами и считались опекунами государства. Они избирались сроком на один год при возрастном цензе в 43 года. Консул созывал Сенат, издавал обязательные постановления, налагал административные взыскания, осуждал на смертную казнь и имел неограниченную военную власть за чертой Рима. При чрезвычайных обстоятельствах Сенат мог избрать консула диктатором сроком на шесть месяцев.

Римская государственность

Юлий Цезарь

Цензоры

Цензор избирался сроком на пять лет. Он составлял списки граждан по имущественному цензу и производил налогообложение. Ему принадлежало право распределения подрядов на общественные работы, он ведал сбором таможенных пошлин и налогов с провинции, а также имел наблюдение за нравами.

Римская государственность

Август

Преторы

Претор осуществлял предварительное рассмотрение судебных дел. Преторское право – важная часть римского права в части уголовных дел. В подчинении претора находились уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами, а также монетные триумвиры, ведавшие чеканкой монеты. Наконец, претор мог замещать консула.

Римская государственность

Римские монеты

Курульные эдилы и квесторы

Курульные эдилы и квесторы были низшими магистратами в Риме. Эдилы следили за порядком на рынках Рима, при организации зрелищ, при продажах рабов и животных. Квесторы занимались расследованием уголовных дел, заведовали казной и архивом республики.

Римская государственность

Колизей

Республиканские учреждения сохранялись в Риме до III в.

Римская государственность: Рождение империи

Империя вырастала в недрах республики. Мировая морская держава, размеры которой не сопоставимы даже с державой Александра Македонского, уже имела ярко выраженные имперские черты. Это было внесение государственного порядка в полиэтничную и раздираемую региональными конфликтами среду.

Римская государственность

Римский Император

Римская государственность: От гражданина к подданному

Римская государственность

Рим. Фонтан Тревии

Наследие Рима

Наследие Рима оказало мощное влияние на европейскую и византийскую государственность. Вопрос об истоках римской государственности не является в полной мере проясненным. В частности, особняком стоит проблема этрусков, вызывающая различного рода догадки относительно их этнической принадлежности.

[1] Лосев А.Ф. Ук. Соч. С. 77.

[2] Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима III-I вв. до н.э. М., 1977. С. 229.

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывающий период с начала 1 тысячелетия до н.э. (754-753 г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VIII - III вв до н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества. В III в до н.э. - II в н.э - его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую итальянскую и затем средиземноморскую державу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД 3
1. Общественные отношения 3
2. Государственный строй 4
3. Государственные должности и замещения 6
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РИМ 8
1. Общественные отношения 8
2. Государственный строй 13
3. Государственные должности и замещения 16
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ 21
1. Общественные отношения 21
2. Государственный строй 23
3. Государственные должности и замещения 24
ВЫВОД 27
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Словарь 29
Интересные личности 32

Работа состоит из 1 файл

латинский.doc

Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес.

1. Общественные отношения

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

2. Государственный строй

Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

3. Государственные должности и замещения

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.

1. Общественные отношения

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—I вв. до н.э. — более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

Куриатные комиции являлись старейшей формой народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.

Центуриатные комиции — высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).

Трибутные комиции — собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.

Магистраты делились на:

1. Экстраординарные — диктаторы, интеррексы, начальники конницы при диктаторе, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

2. Ординарные — консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны.

3. Курульные — консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры, преторы, цензоры, эдилы.

4. С империем (империй — высшая власть в римском государстве, которой наделяли только в особых случаях до принципата Октавиана Августа) — консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

5. Высшие — все магистраты с империем, цензоры, народные трибуны.

Ниже магистратной лестницы находились служащие — ликторы, писцы, посыльные; и, так же, государственные рабы — тюремщики, палачи.

Около 509 г. до н.э. восстание местного населения в Риме привело к свержению этрусских царей и установлению республиканской формы правления.Управление перешло к избираемым высшим магистратам и сенату. Сенат из 300 человек - представителей аристократических родов (патрициев) и бывших магистратов - играл большую роль в жизни Рима. Высшими магистратами были два равноправных консула, избиравшихся на один год. В случае чрезвычайных ситуаций сенат назначал диктатора.Ниже консулов в структуре исполнительной власти стояли преторы. Диктаторы, консулы и преторы имели широкие полномочия. Полномочия остальных должностных лиц - цензоров, курульных эдилов, с 477 г. до н.э. квесторов - были ограниченными.Центуриатные комиции - собрание членов военной организации патрициев и плебеев, - состояли из 193 центурий (сотен), имевших по одному голосу, где главенствовала аристократия (98 сотен). Центуриатные комиции выбирали магистратов, решали вопросы о войне и мире, принимали законы и были высшей судебной инстанцией. После 494 г., в ходе борьбы плебеев и патрициев, возникли трибутные комиции (собрание граждан по территориальным округам - трибам). Их законы стали обязательными и для патрициев. Собрание избирало народных трибунов, которые защищали плебеев от произвола аристократии.

К III в. до н. э. достаточно четко оформилось государственное устройство Римской республики. Официальным носителем верховной власти в республике считался римский народ — совокупность полноправных граждан. Народ осуществлял свои права в народном собрании — комициях.

В Риме существовало три вида комиций — куриатные (собрания патрициев), центуриатные (собрание патрициев и плебеев по имущественным разрядам и центуриям), и трибутные (построенные по территориальному принципу). Однако рядовые участники комиций были фактически лишены почти всякой политической инициативы. Правом созывать комиций, председательствовать на них и ставить подлежащие решению вопросы обладали только магистраты.

Сенат фактически превратился в высшее государственное учреждение. Число его членов колебалось от 300 до 600 человек, а в конце республики доходило даже до 900 человек. Сенаторов назначали цензоры из среды бывших магистратов в порядке должностной иерархии — в первую очередь бывших консулов, затем преторов. Право созыва сената на заседания и председательства на них принадлежало высшим магистратам — консулам, диктатору, преторам, а впоследствии и народным трибунам.

Компетенция сената была весьма обширна — утверждение избранных магистратов, заведование государственным имуществом и финансами, вопросы войны и мира, руководство внешней политикой и верховное наблюдение за религиозными делами, объявление чрезвычайных полномочий. В сенате тщательно обсуждались разбираемые вопросы, а затем происходило голосование предложений.

Магистраты являлись носителями исполнительной власти. Выполнение обязанностей магистрата считалось высшей честью и осуществлялось не только безвозмездно, но в ряде случаев было связано и со значительными расходами из личных средств избранного. Магистрат являлся неприкосновенным лицом. Пока он исполнял свою должность, он не мог быть ни смещен, ни привлечен к ответственности.

Римские магистраты получали свои полномочия путем избрания и осуществляли их коллегиально. Избрание также было связано для кандидатов со значительными расходами. Согласно обычаю, они обязаны были задолго до выборов устраивать для сограждан пиры и одаривать их подарками.

Магистратуры делились на высшие — консул, претор, диктатор, цензор, народный трибун — и низшие — все остальные. Кроме того, магистратуры делились на ординарные, т. е. постоянные (консулы, народные трибуны, преторы, цензоры, эдилы, квесторы), и экстраординарные, т. е. чрезвычайные (диктатор, его помощник — начальник конницы, триумвиры, децемвиры). Единственной неколлегиальной магистратурой была диктатура. Единственными магистратами, которые избирались на срок, больший, чем год, были цензоры.

Большим влиянием в политической жизни Рима пользовались жреческие коллегии — понтификов, фламинов, салиев, арвальских братьев. Понтифики — верховные жрецы — избирались в комициях. Остальные жрецы — либо по своим коллегиям, либо назначались понтификами.

При завоевании Италии Римом земли, отобранные у побежденных противников и предоставленные в собственность римским гражданам, не образовывали сплошной территории, которая непосредственно прилегала бы к исконным римским владениям. Напротив, широко практиковалось выселение римских граждан на чужие земли, в ряде случаев отдаленные на значительное расстояние от самого Рима.

В дальнейшем практическое неудобство такого порядка, особенно ощутимое в тех случаях, когда колонии находились далеко от Рима, повлекло за собой предоставление некоторым колониям римских граждан внутреннего самоуправления. В ином положении находилось муниципии — общины, с давних пор принятые в состав Римского государства. Эти общины сохраняли право внутреннего самоуправления — собственные городские магистраты, автономные суды. В дальнейшем их граждане были полностью приравнены в правах к римским гражданам, вплоть до права занимать консульскую должность. На правах муниципиев находилось большинство общин Лация — старых римских союзников, которые числились и в составе римских триб.

Общины, капитулировавшие перед Римом без всяких условий на милость победителя, утрачивали автономию и управлялись присылаемыми из Рима уполномоченными. Население этих общин располагало очень незначительным кругом прав. В тех же случаях, когда враждебная Риму община подвергалась полному разгрому, вся земля местных жителей переходила в состав римского общественного поля, а сами они обращались в рабов.

При такой организации Италия не представляла собой единой государственной территории. Однако исторически сложившаяся обстановка вполне обеспечивала прочность римской гегемонии над всем полуостровом. Разнородность в положении каждой отдельной общины уменьшала опасность образования единого антиримского фронта.

Пунические войны

Названа так потому что римляне называли карфагенян пунийцами

3-я Пуническая война (149-146 до н.э.). В результате 2-й Пунической войны римляне захватили Испанию и наложили на Карфаген такие ограничения, что тот перестал быть великой державой. Карфагену пришлось уплатить огромную контрибуцию в 10 000 талантов (правда, с этим он справился без труда), ему было оставлено лишь 10 боевых кораблей, и Карфаген обязался не вести войн без согласия римлян. Масинисса, энергичный царь восточной Нумидии, прежде бывший союзником Карфагена, но изменнически заключивший тайный союз с Римом, вскоре начал расширять свои владения за счет территории Карфагена. Жалобы, с которыми Карфаген обращался в Рим, ни к чему не приводили: решения выносились в пользу Масиниссы. Хотя в мощи римлян никто не сомневался, влиятельный римский сенатор Катон Старший настаивал на необходимости уничтожения Карфагена. Катон, лидер консервативных римских землевладельцев, полагал, что основанная на рабском труде римская латифундия не сможет соперничать с более производительными и технологически развитыми хозяйствами Северной Африки. Свои выступления в сенате он неизменно завершал знаменитой фразой: "Карфаген должен быть разрушен". Катону упорно противостоял другой сенатор, Сципион Назика, который утверждал, что metus Punicus, т.е. страх перед Карфагеном, способствует единству римлян и традиционного врага следует беречь как стимулирующее средство. Тем не менее Катон настоял на своем, и Рим принудил карфагенян вступить в 3-ю Пуническую войну (149-146 до н.э.). В результате после упорного сопротивления город был взят штурмом и разрушен, а его владения в Африке перешли к Риму.

Читайте также: