Технологии обучения взрослых доклад

Обновлено: 02.07.2024

При обучении различных категорий учащихся по индивидуальным образовательным программам используется широкий спектр методических приемов и инструментов. Однако общим компонентом любого способа работы студентов в рамках указанных программ являются технологии их подготовки к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию.

Образовательные технологии — это систематизированный набор методов действий для успешной реализации концепции индивидуального образования. В условиях организации образования по индивидуальным путям образовательная технология создает гибкое адаптивное пространство для реализации целей и содержания образования в особых условиях (профориентационные и коррекционные классы, семейное образование).

Образовательные технологии должны объединить усилия андрагогов по выработке единой стратегии и методологии индивидуального обучения при проектировании программ для студентов, разработке индивидуальных учебных планов, реализации системы теоретических и практических (лабораторных) занятий, способов управления самостоятельной учебной работой.

Совершенно очевидно, что процесс индивидуального обучения после образовательной траектории осуществляется андрагогом, владеющим всем арсеналом методических средств и процедур, используемых в существующей системе. Методические способности андрагога в реализации целей обучения, отборе содержания, изучаемых понятий, формировании общих и профессиональных навыков, организации работы со взрослым студентом являются основой для реализации специфической новой функции — направляющего обучения тех, кто определил свой индивидуальный образовательный путь.

Развитие навыков самостоятельной работы у взрослых является основной задачей индивидуализированных путей обучения. Взрослый, выбирающий определенную образовательную программу и способ обучения, должен понимать, что существует прямое взаимодействие с преподавателем. Основной акцент делается на организацию самостоятельного изучения отдельных вопросов или тем предмета, что выдвигает на первый план проблему развития готовности учащихся к самообразованию и руководства этой деятельностью со стороны преподавателя.

Основные организационные формы и технологии обучения взрослых

Модульное обучение как технология и форма образования взрослых

Преподавание на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам. Во-первых, ученик, обеспеченный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении предмета. Во-вторых, функция преподавателя смещается от чтения лекций к консультированию, а пассивное восприятие материала студентом уменьшается, и у него появляется возможность активно обсуждать его с преподавателем. В-третьих, существуют точки промежуточного контроля усвоения материала, которые совпадают с окончанием каждого модуля. Эта проверка важна как для ученика, так и для учителя. В-четвертых, более легкое освоение всего курса возможно путем постепенного изучения модулей, завершенных по содержанию.

На сегодняшний день появилось множество различных вариаций технологии модульного обучения. Разрабатывается все больше новых модульных программ обучения и модульных учебных пособий. Учебные заведения предлагают модули и модульные курсы. Модульное обучение как технология в различных ее модификациях используется и развивается в университетах, институтах повышения квалификации, бизнес-школах, учебных центрах. В некоторых случаях, когда речь идет об организации модульного обучения в рамках всего учебного заведения, мы можем говорить о нем как о специфической форме, наряду с экстернатной стажировкой и другими способами обучения взрослых.

Контекстное обучение

Основные принципы контекстного образования

  • принцип педагогической поддержки личного участия студента в учебной деятельности принцип последовательного моделирования целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов в учебной деятельности студентов;
  • принцип проблемно-ориентированного содержания обучения и процесс его применения в образовательном процессе;
  • принцип соответствия форм организации учебной деятельности учащихся целям и содержанию образования;
  • Принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой).
  • принцип педагогически оправданного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;
  • принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.
  • Педагогические технологии контекстного обучения

Педагогические технологии контекстного обучения проектируются на основе вышеизложенных принципов, целей обучения, содержания программы, условий, в которых протекает образовательный процесс (очное или заочное обучение, наличие или отсутствие компьютеров, аудиовизуальных технических средств и т.д.), студентов, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателя. Разработка и внедрение комплекса конкретных технологий контекстного обучения, основанных на его базовых принципах, является сферой педагогического творчества учителя.

Проектирование в системе образования взрослых

Педагогическое формообразование рассматривается в отечественной педагогике в двух аспектах:

Проблема внедрения проективного обучения является актуальной, и в ее пользу можно привести несколько аргументов:

  • Проектирование — это форма обучения решению проблем;
  • Проектный инжиниринг меняет образ мышления участников проекта и приближает их к потребностям 21 века.
  • Проектирование дизайна реализует идеи педагогики, ориентированной на ученика;
  • Проекционная инженерия делает учителя более конкурентоспособным на рынке труда и позволяет овладеть проективным мышлением, то есть мышлением на перспективу.

Другими словами, учебная деятельность является лишь одним из этапов развития проекта, который создается и реализуется учащимися. Образование в целом выступает в роли слуги по отношению к проекту, оно называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому, что само является средством создания или реализации проекта, который имеет жизненный или профессиональный смысл для проектировщика, а не только учебный смысл.

Таким образом, функции проекта в проектном обучении отличаются от функций проекта в проектном преподавании: в методе проектов проект является средством обучения, т.е. освоения конкретного предмета; в проектном преподавании проект является целью обучения. Таким образом, взаимосвязь между проектным и проектно-ориентированным обучением можно рассматривать как общее со специальным. В методе проектов преподаватель остается инициатором составления учебных проектов; в учебном проектировании студенты становятся авторами собственных научных идей, планов.

Проектное обучение — это инновационный способ образования, который предполагает приобретение новых знаний, решение относительно возникшей проблемы в образовательном процессе, который меняет свою социальную функцию, который перестает только передавать знания, а начинает их создавать.

Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых

Широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования создало условия для активного применения дистанционного обучения (ДО) в образовательном процессе.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного общения преподавателей и студентов друг с другом и со средствами обучения, который не зависит от их местонахождения в пространстве и времени и реализуется в определенной дидактической системе. ДО означает:

  • комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому кругу пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

Дистанционное образование (ДО) — это высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, что объясняет его активное распространение по всему миру. И сегодня дистанционное образование органично впитывает в себя компьютерные и интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между учеником и учителем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение проводится через корпоративную сеть, Интернет, электронную почту и другие современные средства связи. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и доступа в Интернет. Местонахождение компьютера не имеет значения, поэтому вы можете учиться дома, на работе, в онлайн-классе в одном из центров дистанционного обучения и в любом другом месте, где есть компьютер с подключением к Интернету. Это главное преимущество DL перед традиционными формами образования. DL — это очень гибкая система, которая позволяет всем участникам образовательного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать, когда преподавать. Любой человек может пройти обучение с помощью систем ДО. Нет возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, практически нет ограничений по состоянию здоровья. Форма дистанционного обучения подходит для обучения во всех областях.

При этом дистанционное обучение легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (так как успешно созданный курс дистанционного обучения может быть легко воспроизведен) и позволяет любому студенту учиться у лучших преподавателей. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования как неотъемлемая часть, то есть обучение может быть как полностью, так и частично дистанционным.

Она сохраняет преимущества традиционных форм образования: Контакт с преподавателями и обучающимися, контроль за правильностью обучения. Он также имеет ряд преимуществ: свободный график обучения; независимость местонахождения; экономия на транспортных расходах; удобная подача материала; индивидуальный темп обучения; отсутствие возрастных, коммуникативных и медицинских ограничений.

Долгосрочная цель развития ДО в мире — дать возможность учащемуся пройти курс обучения в любом колледже или университете в любом месте. Центр дистанционного обучения открывает новые перспективы профессионального и личностного развития для тех, кто остро нуждается в образовательных услугах, но не может получить их традиционным способом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гост

ГОСТ

Особенности технологии обучения взрослых

Технология обучения взрослых – это отрасль андрагогики.

На всех стадиях учебного процесса, в котором принимают участие две его стороны: взрослые обучающие и взрослые обучающиеся, технология обучения включает в свой состав методы, приемы и технику реализации процесса обучения, ориентированного на достижение определенных целей и задач.

Изменение технологии обучения возможно только в случае кардинальных перемен, произошедших с его участниками и изменением процесса их взаимодействия.

Специфика технологии обучения взрослых состоит в том, что она базируется на принципах андрагогики. Андрагогика – это наука о саморазвитии, самореализации и самосовершенствовании человека в процессе всей его жизнедеятельности. Она ориентирована на раскрытие личности в любом возрасте, развитие ее стремления к непрерывному саморазвитию и совершенствованию своих знаний и навыков в различных областях и направлениях деятельности.

Процесс обучения взрослых целесообразно строить именно на базе андрагогики, поскольку в этом случае, обучения основывается на приоритете позиций обучаемого в процессе обучения. Обучающий только помогает сформировать опыт, расширить кругозор, дать больший объем знаний и навыков обучаемому, раскрыть его природный потенциал и реализовать себя в различных сферах.

Основными принципами андрагогики, определяющими специфику технологии обучения взрослых, являются следующие:

  1. Принцип развития самостоятельности. Он означает, что обучающийся рассматривается, как целостная, всесторонне развития личность, самостоятельно принявшая решение учиться, следуя какой-то цели, стремясь раскрыть себя, осознать свою значимость в социальной среде, самореализоваться;
  2. Принцип опоры на имеющиеся знания и навыки обучающегося. Поскольку, обучающийся является взрослым человеком, то он имеет за своими плечами жизненный опыт, багаж знаний и навыков, которые можно использовать в учебном процессе;
  3. Принцип практичности. Он означает, что взрослый человек стремится быстрее реализовать на практике те знания и умения, которыми он овладел в ходе обучения;
  4. Принцип подверженности процесса обучения влиянию многих факторов. На процесс обучения взрослого человека влияет время, пространство, общество и тенденции его развития, бытовая и профессиональная сфера его деятельности. эти факторы могут, как ограничивать процесс обучения, так и, напротив, способствовать его активизации;
  5. Принцип взаимодействия участников учебного процесса: обучающего и обучающегося. Это взаимодействие реализуется на всех стадиях учебной деятельности;
  6. Принцип эклектичности обучения. Такое обучение предполагает свободный выбор обучающимся форм и методов обучения, его программ, системы оценивания, целевого назначения и т.д.;
  7. Принцип рефлективности обучения. Предполагается, что обучающийся делает осознанный выбор в пользу своего обучения, к которому у него имеются свои мотивы

Готовые работы на аналогичную тему

Андрагогическая модель технологии обучения взрослых

Целевое назначение процесса обучения взрослых, в основном, всегда имеет четкое обоснование и практическую значимость для конкретного направления деятельности человека: профессионального, бытового, социального, личностного.

Если взрослый человек начинает обучаться, то он заранее имеет представление о том, каким образом он будет применять знания и умения в дальнейшей жизнедеятельности, понимает для чего они ему нужны и, насколько они важны.

Взрослый человек является самостоятельной, организованной личностью. Он имеет жизненный опыт, на котором базируется его обучение и, который применяется для обучения его коллег. Кроме того, обучение взрослого всегда мотивировано т.е. он готов получить знания и навыки для конкретных целей.

Технология обучения взрослых, базирующаяся на андрагогической модели, основывается на следующих моментах:

  1. Приоритетная роль обучающегося в учебном процессе. Обучающегося нельзя назвать обучаемым, поскольку, именно он определяет цели, задачи, содержание, функциональную роль и практическое применение тех знаний и навыков, которые он получит в ходе учебной деятельности;
  2. Осознание взрослым человек своей самостоятельности, способности к саморазвитию, самоконтролю и самоуправлению;
  3. Обучение взрослого происходит для решения им какой-то, имеющейся жизненной проблемы, профилактики ее развития или достижения конкретной цели;
  4. Полученные знания и навыки в учебном процессе, находят моментальное практическое применение;
  5. Процесс обучения взрослых подвержен внутреннему и внешнему воздействию различных факторов среды и внутреннего развития личности;
  6. Обучение взрослых носит, в основном, интенсивный характер т.е. оно проходит быстро, по четко установленной программе.

Контекстное обучение

Контекстное обучение – это форма активного обучения взрослого человека в высшей школе, направленная на его профессиональную подготовку.

Такое обучение ориентировано на подготовку студента к его дальнейшей профессиональной деятельности, по выбранной специальности или переподготовку кадров, в случае перепрофилирования деятельности предприятия. Обучение основывается на построении моделей профессиональной деятельности. Обучающийся осознает необходимость его теоретических знаний и находит способ их применения в профессиональной деятельности. такая форма обучения мотивирует учащихся, делает обучение более осознанным и целесообразным, а главное, продуктивным.

Контекстная форма обучения делает его процесс более динамичным за счет опоры на следующие принципы:

Изменения в профессиональной жизни происходят постоянно, а значит, менеджерам систематически нужно учиться и переучиваться самим и обучать своих подчиненных. Навыки тренера сегодня необходимы не только корпоративным специалистам по обучению и эйчарам, но и всем руководителям, особенно в тех организациях, где основной акцент делается на развитие сотрудников. Обучение же взрослых имеет целый ряд особенностей…

Понятие образование взрослых ( adult education ) охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения — как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С его помощью взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.

Под профессиональным обучением ( training ) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни ( lifelong education ), в таком случае человек не отстанет от технических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал своей личности.

В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения персонала: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. В чем же отличие бизнес-образования от традиционного академического обучения? Только ли в содержании упражнений или наличии у людей собственного практического опыта? Нет, конечно, — отличаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.

При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:

  • осознанное отношение к процессу своего обучения;
  • потребность в самостоятельности;
  • потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
  • практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
  • наличие жизненного опыта — важного источника знаний;
  • влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.

Известный американский психолог Карл Роджерс ( Carl Rogers ) сформулировал психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения:

Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.


Рис. 1. Пирамида обучения

Для менеджеров и эйчаров важно выделить характерные черты бизнес-образования, понять, чем оно отличается от традиционного обучения. Специалисты описали целый ряд принципиальных отличий:

    Научение в отличие от изучения . Традиционная система обучения сосредоточена на передаче ученику набора знаний, тогда как бизнес-образование ориентировано на раскрытие перед слушателем дополнительных практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков.

В свете проблем обучения взрослых людей, особую популярность приобрела циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации ( Experiential Learning Model ), предложенная Дэвидом А. Колбом ( David A. Kolb ) и его коллегами из Case Western Reserve University .

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом ( рис. 2 ):

  1. Получение непосредственного опыта.
  2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
  3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
  4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.


Рис. 2. Цикл обучения Д. Колба

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта , который дает материал для рефлексивного наблюдения . Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Исходя из собственного опыта проведения бизнес-тренингов, мы предлагаем использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:

  • личный опыт — осмысление опыта — теоретические концепции — применение на практике — рефлексивный анализ;
  • практика — рефлексивный анализ — теоретические концепции — экспериментирование — осмысление.

Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение. Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

Развивая идеи Д. Колба, английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд ( P. Honey & A. Mumford ) описали различные стили обучения, а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля обучения ( Honey Mumford Preferred Learning Style Test ). Как правило, в общем цикле эмпирического обучения люди начинают обучение с предпочитаемого ими стиля.


Рис. 3. Типы обучающихся в соответствии с циклом Д. Колба

При планировании обучения необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения. Поэтому тренер должен стремиться строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий, составляющих в совокупности цикл обучения от практики до практики . Также нужно включать в программу задания и методы работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые стороны.

Предпочитаемый учащимся стиль обучения определяется с помощью специальных опросников, но сориентироваться поможет и предварительное интервью (собеседование). При его проведении нужно обращать внимание на характер вопросов относительно предстоящего тренинга, которые задают его будущие участники ( табл. 1 ).

Табл. 1. Типы обучающихся и их предпочтения

Увеличить

Нажмите на изображение для увеличения

В сфере краткосрочного бизнес-образования наиболее популярной формой активного обучения является тренинг. В нем используются интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых, учитывающие требования андрогогической модели обучения. Тренинг ориентирован на приобретение практических умений и навыков, предполагает активную позицию обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта. Эта форма обучения позволяет учитывать право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, право принимать или не принимать новые методы работы, их потребность в обосновании необходимости изучения новой информации и в интеграции новых знаний с имеющимся жизненным опытом, требование практической направленности обучения.

Основываясь на описанных выше особенностях обучения взрослых, можно сформулировать основные рекомендации, соблюдение которых обеспечивает успех тренинга ( табл. 2 ).

Табл. 2. Особенности обучения взрослых и рекомендации по проведению тренинга

Увеличить

Нажмите на изображение для увеличения

Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не завершается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности ( рис. 4 ):


Рис. 4. Спираль развития компетентности

Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно просчитана и уже не подвергается сомнению. Но обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.


Pavlova O.V.MODERN TECHNOLOGY TRAINING ADULT CONTINUING EDUCATION SYSTEM.The author shows how to create a global basis informal educational environment possible introduction of new technologies adult education, allowing the game through informal learning quickly and successfully adapt to social change, as well as moral and intellectual development, thereby forming a subjective self-esteem.

Keywords: continuous education, informal education, global informal learning environments, technology of adult learning, simulation game,discursive and evaluative approach, ethical assessment.

Павлова Ольга Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент,

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор статьи показывает, как на основе создания глобальной информальной образовательной среды возможно внедрение новых современных технологий обучения взрослых, позволяющих посредством игрового информального образования быстрее и успешнее адаптироваться к происходящим социальным изменениям, а также нравственно и интеллектуально развиваться, тем самым формируя субъективную самооценку.

Ключевые слова: непрерывное образование, информальное образование, глобальная информальная образовательная среда, технологии обучения взрослых, имитационная игра, дискурсивно-оценочный подход, этическая оценка.

Растущие информационные потоки и высокотехнологические производства требуют разноплановых специалистов, способных к быстрой адаптации к новым квалификациям, с широкими коммуникативными навыками, чтобы переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому только непрерывное образование может стать инструментом для достижения соответствия между требованиями рабочего места и квалифицированными характеристиками. Однако, в силу повседневной занятости, взрослый человек не всегда способен найти время для повышения своей квалификации. Решением проблемы объединения требований рынка к постоянному обновлению знаний и личной потребности человека является постоянное изменение своей компетенции (углубление или расширение).

Следует отметить, что обучение в зрелом возрасте имеет свою специфику, состоящую, прежде всего, в индивидуальных особенностях и способностях человека, в его личностном отношении к другому человеку, к способам и методам обучения, наконец, к окружающей среде. Изучением особенностей технологий обучения взрослых, андрагогическими принципами и моделями управления качеством обучения взрослых, выявлением профессионального опыта, а также разработкой различных концепций обучения взрослых, моделями обучения, отражающими этапы освоения опыта, занимались ряд ученых (А.И. Жилина, С.И. Змеев, А.М. Митина,
А.Е. Марон, В.И. Подобед, Е.П. Тонконогая, Д. Колб, Б. Барнет, Д. Джарвис и др.). Известно, что взрослые обучаются гораздо быстрее и лучше, нежели молодые люди, т.к. знают, чего хотят, и где пригодятся полученные знания. Позиция взрослых в сфере образования – достаточно психологически сложный феномен, отражающий их оценочную реакцию на многообразие жизненных проблем, с которыми они сталкиваются, а также структуру их индивидуальных особенностей, возрастные и гендерные факторы. По мнению Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, мотивация взрослого человека неоднородна, но может быть сведена к трем основным: утилитарная мотивация (порождается социально-профессиональной практикой человека), мотивация престижа (человек получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей) и мотивация, при которой знания превращаются в самоцель [3].

Мировой экономический кризис усилил социальную изоляцию взрослых, увеличил разрыв социальных связей между ними и молодыми людьми, что привело к неравенству доступа к информации и другим ресурсам. Данное обстоятельство усугубило социальные, экономические и личностно-психологические проблемы людей преклонного возраста. Психологические особенности взрослых требуют и специфических технологий обучения. Под технологией обучения взрослых мы понимаем систему научно обоснованных действий обучающихся взрослых, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения [4]. Специфика технологии обучения взрослых, в нашем представлении, прежде всего, определяется особенностями той образовательной парадигмы, в контексте которой обучение осуществляется. Основой каждой технологии является работа, в рамках которой возможно активное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса [5]. Технология обучения взрослых должна основываться на основополагающих, методологических принципах гуманистической, личностно-ориентированной парадигмы образования и учитывать принципы андрагогического подхода. О технологии обучения взрослых можно говорить только тогда, когда она обладает концептуальностью, системностью, эффективностью, воспроизводимостью и, конечно же, воспитательным эффектом. На сегодняшний день нет четкой классификации технологий обучения взрослых, однако сделаем попытку выделить две градации:

1. Образовательные технологии;

2.Технологии эффективного взаимодействия;

4.Технологии управления образованием взрослых;

5.Технологии поддержки людей третьего возраста.

2. Сетевые технологии (компьютерные);

3. Модерационные технологии;

На сегодняшний день перспективным направлением в системе современных образовательных инноваций является рассмотрение проблемы исследования образовательного процесса в информальном образовании(под информальным образованием мы понимаем процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает образовательное влияние из ресурсов окружающей среды [7]; это условие социальной адаптации обучающихся, процесс формирования активной жизненной позиции, где социальные связи и отношения становятся более независимыми и основываются на индивидуальности человека, его творческого поиска, возросших возможностях выбора своей социальной ниши, на основе усиления социальной мобильности, снижения зависимости человека от определенных обстоятельств [8], а также информальное образование рассматривается как социокультурная система, обеспечивающая культурную трансляцию норм, ценностей, идей и развития человеческой индивидуальности, интегративная система безопасности взрослого человека в современном изменяющемся социуме [9]) в контексте моделирования сетевых технологий, где присутствует не только обучение, но и воспитание.

Разработать такие сетевые технологии с воспитательным блоком возможно на основе создания информационно-коммуникационной предметной среды, которая бы обеспечила свободный доступ всех категорий населения к сети Интернет для повышения их культурно-образовательного уровня. В данном процессе важна не сетевая технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Для этого планируется создать в сети Интернет глобальную информальную образовательную среду, которая будет служить прогностической моделью образовательного пространства. Глобальная информальная образовательная среда (ГЛОН) – это новая образовательная модель, актуальная в период кризиса мировоззрения и нравственности. Она позволяет системно управлять информальным образованием и может функционировать в любой социально-политической системе, лишь улучшая ее свойства. Это новый подход в образовании, как ответ, появившийся на реальный запрос жизни. Она использует новые возможности синергетического взаимодействия социальных и IT-технологий, что кардинально меняет подход к информальному образованию. В глобальной информальной образовательной среде полностью реализуется положение о том, что образование – есть социальная функция [10]. Причем необходимо отметить, что данная культурно-образовательная среда не ориентирована на использование в конкретном учебном процессе, а будет представлять собой общедоступную информационную среду, где можно будет найти достаточно исчерпывающую информацию о любых аспектах жизнедеятельности человечества. Эта среда ориентирована на все слои населения
с целью повышения их кругозора и культурно-образовательного уровня. Такая среда, опираясь на элементы педагогики, общечеловеческой и духовной культуры, должна быть ориентирована на содействие становления личности как один из факторов информального образования. Именно такая среда сможет объединить людей, включить их в активную деятельность.

Используя формы информального образования, например имитационные формы обучения с использованием компьютерных игр, возможно более быстрое и успешное освоение взрослыми теоретического материала. Такой симуляционный подход подразумевает такое оформление учебного процесса, при котором обучаемый действует в нереальной (игровой) ситуации и знает об этом. Игра является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием. Темой игр для взрослых может быть буквально любая деятельность человека. Важно помнить, что игра имеет не только гедонистическую функцию. Основная функция игры (достаточно вспомнить любую народную игру) заключается в воспитании. Воспитательные возможности игры: легче усваивается новый материал, и закрепляются практические навыки и умения; участники игры испытывают радость общения; накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственный запас личности; воспитывается уважительное отношение к другому, бескорыстность, контактность; развивается воображение и фантазия, логика и интуиция; воспитывается решительность. С помощью адаптированных компьютерных игр в увлекательной интерактивной форме есть возможность получать и применять теоретические знания в процессе решения поставленных игрой задач и ситуаций, тем самым формировать у человека практические (виртуальные) навыки.

Такой подход в информальном образовании предполагает:

· Создание модели реальной ситуации в глобальной информальной образовательной среде.

· Определение собственной позиции, которая воссоздаёт в глобальной информальной образовательной среде различные аспекты моделируемой конфликтной или кризисной ситуации.

· Организацию активной деятельности субъекта по освоению своей позиции.

· Осуществление субъектом рефлексии своей деятельности.

· Осуществление субъектом оценки деятельности другого субъекта.

Поскольку (по мнению профессора А.Е. Марона) одним из признаков андрагогической практики является социальная значимость, то на основе создания глобальной информальной образовательной среды возможно также внедрение социальных технологий, являющихся сферой управления социальными отношениями между людьми. Это наиболее сложная функция практик, предполагающая включение обучающегося в реальный социальный контекст, является востребованным и социально значимым результатом деятельности, подразумевает адаптацию взрослого к существующим социальным условиям либо дает возможность реабилитации [14]. А так как социальные отношения регулируются культурой, включающую в себя религиозные, философские и правовые системы, то ядром всех этих систем будет являться этическая система. Благодаря социальным технологиям можно будет решать ряд вопросов, касающихся административного и уголовного законодательств, эффективность правоприменения которых в настоящее время недостаточна. За проявление бестактного поведения в обществе, наносящего тем самым оскорбление другим, грубость, волокиту субъект часто не подлежит административному и уголовному преследованию. В такой ситуации необходимы технологии создания и внедрения нравственных кодексов, позволяющих эффективно воздействовать на субъект и негативно влиять на его репутацию. Благодаря шкалам оценки вреда [15] субъект получает заведомо негативную оценку со стороны оценивающего гражданина. Таким образом, реализуется дискурсивно-оценочный подход профессора В.В. Чигирева, включающий принципы: дискурса, оценивания, визуализации, авторский принцип, принцип комментария, измерения и открытости, позволяющий судить о нравственном поведении субъекта.

Такие новые сетевые социальные технологии будут более эффективно выполнять учебные и воспитательные функции за счет структурирования информации, посредством введения определенных правил (внутрисетевой этики). Ориентация на сетевые образовательные технологии (игровое информальное образование всех категорий граждан), а также на социальные технологии позволит решить ряд задач: активизировать взрослое население, использовать их знания и практический опыт, а главное обучить их участию в предметно-ориентированных дискурсах по массовому, нравственному оцениванию социальных действий и решений.

1.Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. – Воронеж, 1995. – 93 с.

2. Непрерывное образование взрослых.Терминологический словарь./ Под общ. ред. О.В. Павловой. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ИНОВ, 2015. – 436 с.

3. Мотивация познавательной деятельности / Под ред.
Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. – Л.: НИИ ООВ, 1972. – С.63-67.

5. Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общей редакцией О.В. Агаповой,
С.Г. Вершловского, Н.А. Тоскиной. – СПб.: КАРО, 2008.-176с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

7. Павлова О.В. Сетевое информальное образование в контексте современной социокультурной ситуации/ О.В. Павлова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. Научно-теоретический журнал № 1 (65) январь-март 2015 г., С. 156-161

9. PavlovaO.V. Networkinformaleducationasaglobalsocio-culturalinnovation/ О. Pavlova// Scientificenquiryinthecontemporary world: theoretical basics and innovative approach. Vol.3 Psychology and pedagogics. Research articles.- L&L Publishing Titusville, FL, USA,-Copyright 2012. С 156-160.

10.Павлова О.В. Современные проблемы информального образования и пути их решения в процессе формирования нравственной культуры личности / О.В. Павлова // Мир науки, культуры, образования – 2013. - № 1 (38). - С. 97-99

12.Занько С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения: в 2 ч. / С. Ф. Занько, Ю. В. Тюнников, С. М. Тюнникова. - М.:Логос,1992.

14. Марон А.Е., Закутняя Т. В. Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе обучения взрослых / А.Е. Марон,
Т.В. Закутняя // Человек и образование. - Академический вестник СПб филиала Института управления образованием РАО. – 2015. - № 4 (45). -
С. 33-36

15. Герасимов Ю.Н. Шкала оценки вреда Чигирева / Серия книг: нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, 2012. – 20 с.

Читайте также: