Психология бизнес мышления доклад

Обновлено: 03.07.2024

Психология бизнеса — отрасль психологической науки, возникшая на стыке нескольких дисциплин гуманитарного направления.

Психология бизнеса основана на базе психологии, социологии, экономики в связи с активным развитием социально-экономических аспектов общества. Эти аспекты должны быть психологически осмыслены. Предметом психологии бизнеса является психика человека, следовательно в основу изучения положены фундаментальные и прикладные подходы, сложившиеся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии.

Рождение и развитие психологии бизнеса — реакция на современные новые условия социально-экономического характера. Рыночная экономика стремительно развивается, вследствие этого развития появились предпринимательство, банковское дело, торговые сети и сети обслуживания. Бизнес становится основой экономических отношений, а представители бизнеса должны непрерывно самосовершенствоваться, чтобы управлять этим сложным делом. Бизнесменам требуется помощь психологов как в личностном, так и профессиональном развитии. Появление психологии бизнеса своевременно и весьма правильно отражает классическую логику выделения новых отраслей в психологии, где главным принципом классификации является развитие психики человека под влиянием деятельности и социума. В центре прикладного направления психологические проблемы людей, связанных с ведением бизнеса, повышение эффективности бизнес деятельности. Психология бизнеса продолжает оформляться как отрасль психологии со своей определенностью, спецификой.

Специфика психологии бизнеса

  1. Целостное отношение к бизнесу как к сложному экономическому явлению и социальному институту. Основой здесь являются экономическая психология и психология труда. Это сложное объединение теоретических знаний психологического сопровождения в различных сферах бизнеса.
  2. Междисциплинарный характер психологии бизнеса. Отрасль формируется под воздействием социального и экономического факторов, поэтому стыкуется со многими гуманитарными науками.
  3. Прикладной и практический характер отрасли. Все выводы ученых направлены на достижение большей эффективности деятельности в бизнесе, оптимизацию процесса взаимодействия представителей бизнеса, интеграцию интересов бизнеса и общества.

Логика развития любого психологического направления включает в себя несколько этапов.

Сначала происходит накопление и объединение теоретических сведений в данной области. В то же время нарабатывается практический опыт, решаются конкретные прикладные задачи, явившиеся результатом взаимодействия человека с обществом, социальными институтами, трудовыми коллективами, деятельностью компаний. Теоретический и практический пути определяют сущность психологии вообще и психологии бизнеса в частности.

Психолог Курт Левин писал о том, что самой лучшей практикой является хорошая теория. В этом высказывании заключен весь смысл психологического знания: теоретическая база направлена на практические действия: оказание психологической помощи, обеспечение саморазвития, результатом является выживание человека.

Психология бизнеса — психологическая отрасль, объединяющая науку и практику в области бизнеса, разрабатывающая рекомендации по интеграции интересов бизнеса и общества, по повышению эффективности бизнес деятельности и бизнес проектирования. Психология и бизнес объединены в одно целое для того, чтобы оказывать помощь представителям бизнес структур и всех заинтересованных сторон.

Психология бизнеса носит междисциплинарный характер, подчеркивающий единство всех отраслей психологии, прежде всего психологии труда, личности, социальной, экономической, организационной психологии.

Психические категории в психологии бизнеса

В психологии бизнеса выделяют психические категории в соответствии с общепсихологическими понятиями:

  • Психические процессы познавательного и регуляторного характера. Это базовые явления, которые отражают, познают окружающий мир, воспринимают и перерабатывают полученную информацию, активно взаимодействуют со средой. Когнитивными процессами считаются: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память. Регуляторными процессами являются эмоциональные и волевые проявления. Объединяясь и сочетаясь, эти процессы создают психическую деятельность человека. Здесь прослеживается динамика психических явлений, их развитие и формирование. Образы внешних и внутренних условий оформляются при помощи психических процессов, чувств и регуляторных механизмов психики человека;
  • Психические состояния являются модификациями психических процессов, которые подстроены под особенности жизнедеятельности, определяются личностными особенностями (тревога, волнение, любовь, радушие, доброжелательность, нерешительность, робость). К психическому состоянию относится и стресс, но только отчасти. Он является специфической реакцией организма на соответствующее состояние. Состояния психики классифицируются по-разному. Выделяют группы состояний: мотивационные, вызванные потребностями и желаниями, эмоциональные — любовь, настроение, стресс, волевые — напористость, активность, целеустремленность. Выделяют состояния организованности сознания (внимательность, сосредоточенность), пограничные состояния (акцентуации характера, неврозы);
  • Психические свойства личности. Те свойства, которые присущи человеку на протяжении долгого времени. Сюда входят темперамент, характер, способности, личностная направленность, включающая интересы, идеи, идеалы.

Понимать структуру психических явлений необходимо в психологии бизнеса. Бизнес-психологи, исследуя профессиональное самоопределение личности в бизнесе, обращаются к психическим явлениям и выделяют различные аспекты этой проблемы: роль когнитивных факторов при самоопределении, работа волевых и эмоциональных механизмов.

Психология бизнеса, обогащенная знаниями о психологических явлениях, становится более определенной, позволяет находить новые решения проблем, связанных с управлением предприятиями, бизнес-организациями. Могут появиться новые идеи оптимизации бизнес-процессов, идеи построения типов управления, разработки стратегий обучения внутри корпораций, способы активизации поведения потребителей, методы эффективного взаимодействия бизнес-партнеров.

Уровни анализа бизнеса

Сегодня выделяют следующие уровни анализа бизнеса:

  • Личностный
  • Социально-психологический
  • Социологический.

Личностный уровень исследует бизнесмена как личность, также подвергается изучению психологическая структура бизнес-деятельности. Профессии, относящиеся к бизнесу в России четко не определены, поэтому исследуется деятельность, приносящая доход, что и составляет суть бизнеса. Изучаются личностные особенности людей, способных заниматься бизнесом, процессы их самоопределения и самоидентификации, анализируются факторы удовлетворенности деятельностью. В центре изучения внутриличностные конфликты и психологические кризисы в деятельности бизнеса.

Социологический уровень изучает бизнес как социальный институт, который охватывает большую часть жизни общества. Это система связей, имеющая социальные нормы, свои ценности и процедуры бизнес-сообщества. Здесь важное место занимает изучение проблемы социальной ответственности бизнеса, имиджевой стороны бизнеса.

Итак, бизнес с психологической стороны может изучаться как:

  • особый вид деятельности, связанный с получением прибыли. Представитель бизнеса должен обладать определенными качествами и соответствовать, предъявляемым требованиям;
  • организация, имеющая свои законы развития;
  • социальный институт, оказывающий влияние на общество в целом, имеющий функцию социализации граждан и стандарты общественного поведения.

Эти три уровня находятся в тесной связи, дополняют и обогащают друг друга. Поэтому при изучении бизнеса с разных точек зрения (экономической, правовой, организационной) эти уровни учитываются. Такой подход дает возможность увидеть и изучить такое сложное явление, как бизнес с разных сторон. Работа предстоит долгая и сложная, связанная с адаптацией научного академического аппарата к решению задач из области психологии бизнеса.

Объектом исследований в области психологии бизнеса являются закономерности и механизмы функционирования бизнеса как сложного психологического феномена.

Поговорим о такой теме как бизнес мышление. Что отличает обычного человека, работающего по 40 часов в неделю на своего босса от человека, успешно занимающегося собственным делом? Уровень дохода? Качество жизни? И это тоже. Но в первую очередь отличает способ мышления.

Чтобы это понять, достаточно изучить истории успеха других людей: Стив Джобс, Генри Форд, Уолт Дисней, Ричард Бренсон и другие.

Но это уже сделали такие авторы как Наполеон Хилл.

Он изучил истории успешных в бизнесе людей и выявил у них нечто общее, что не касалось их начального капитала, связей или образования, было то что помогало им быть впереди, все они обладали одним преимуществом – особенным типом мышления.

И на этот счет есть теория, что если научиться мыслить так же ка они, то станет возможным повторить их успех.

Отличия бизнес мышления от обычного.

Ниже два списка отличий, прочтите их оба, возможно найдете что-то у себя, а также поймете куда нужно развиваться.

Бизнес-мышление:

1. Берет и несет ответственность за свои ошибки, за свою жизнь, за свое дело

2. Генерирует новые идеи и реализует их.

3. Риск – это норма

4. Решает проблемы, которые возникают

5. Проблема – источник роста

6. Может много раз начать заново, если не получилось с первого раза

7. Постоянно обучается, растет, ищет новое

8. Доходы направляет в активы

Для развития мышления и навыков необходимых бизнесмену, нужно пробовать себя в предпринимательстве. Это можно делать по разному (даже не обязательно увольняться с работы).

Например вы можете выбрать и купить готовый доходный бизнес на специальной площадке по продаже готового бизнеса. Так вы можете получить быстрый старт.

Бизнес мышление

Мышление обычного человека:

1. Боится ответственности, ждет гарантий, в виде окладов, стажа работы и т.д. от работодателя.

3. Главное – безопасность.

4. Ищет виноватых, впадает в депрессию.

5. Проблема – источник переживаний.

6. Ищет другую работу

8. Доходы тратит.

Предприниматель иначе смотрит на мир.

Взгляд его более широкий, свободный. Там, где обыватель видит кризис и проблему, там бизнесмен видит возможность нарастить капитал, создать новые источники роста.

У обычного человека взгляд более узкий – рамочный, ограниченный.

Бизнес – мышление формируется в семье.

Большинство успешных сегодня бизнесменов уже в детстве пытались зарабатывать, родители им не мешали или даже подталкивали к этой деятельности, от окружения зависит многое.

Есть хорошая новость – мышление можно поменять и взрослому человеку, но это предполагает большую работу над собой.

Что делать чтобы поменять цель

У человека появляется цель.

Наличие цели – обязательное условие для предпринимателя, а вот в найме – совсем не обязательное. Только цель делает жизнь человека целесообразной, и значительно упрощает ее.

Автор Блога-Рекламист со стажем

Как только появляется цель, манящая, желанная, не дающая спать, люди способны отказаться от стабильности и гарантий и пойти новым путем, предполагающим формирование бизнес - мышления. Эта цель, идея, мечта должна зажигать, некоторое ведь бросают потерпев первую неудачу.

Одна из основ бизнес мышление это отношение к неудачам, не всегда все идет как по маслу, разные недочеты и косяки случаются на всем протяжении пути к цели.

И здесь возможно два варианта, либо человек начинает сдавать позиции, бросает начатое, опускает руки…и все потому что решает будто дело, которое он затеял ему не по зубам, делая такое поспешный вывод он ориентируется только на свой первый промах.

Альтернативным вариантом является восприятие неудачи как опыта, как еще одного шага к достижению цели, такое подход намного упрощает ситуацию.

Показателен пример Эдисона.

Который прежде чем изобрел электрическую лампочку провел порядка 10000 опытов, он проявил несгибаемость характера, и это именно то качество которое нужно на пути к успеху.

Еще одной особенностью бизнес мышления является отношение к деньгам , к небольшим суммам все привыкли, когда у человека появляется много денег (при этом много субъективное представление каждого) то может произойти вот что: деньги могут быстро и без особой пользы потратиться, так бывает с теми кто не готов к большим суммам, они не знают что с ними делать и начинают вести себя не разумно.

Парадокс в том, что вся статистика, когда людям сваливаются большие деньги, абсолютно одинаковая.

Эту статистику ведут много десятилетий лотерейные компании. Когда человеку сваливается неприлично большая сумма денег, через год 100% людей оказывается в худшем финансовом положении, чем до этого.

Вот был человек, ходил на работу и выиграл 1 миллион долларов в лотерею — очень многие через четыре месяца живут в картонной коробке под мостом. Это не шутка — это статистика.

Как правило, жизнь становится хуже, когда на людей сваливаются деньги, к которым они не готовы.

Большие деньги настолько же опасны, как и маленькие. Когда большие деньги на человека сваливаются, это очень непредсказуемо. Поэтому нужно изначально определить сколько, то есть какой суммой вы готовы адекватно распоряжаться.

Бизнес мышление и ответственность

Есть такая проблема в создании бизнеса и достижении любых других результатов — это иллюзия того, что ваши результаты зависят от кого то другого.

Это вопрос ответственности, человек готов переложить ответственность на других, это такой хитрый ход, это то что не позволяет развиваться.

Все (или многие) читали книжки Роберта Кийосаки и других похожих авторов.

Интересно, кто-нибудь из них сказал, что мои инвестиции провалились, потому что моя жена дала неверный совет и что правительство виновато в том, что у них что-то не получилось.

Ни в одной из этих книжек ни один из этих бизнесменов никогда не говорит о том, что какие-то обстоятельства помешали ему выстраивать бизнес.

То есть бизнесмены — это люди, которые умеют брать ответственность на себя.

Степень успешности бизнеса определяется тем, насколько тотально они могут взять ответственность на себя.

До тех пор, пока мы обвиняем правительство, пенсионный фонд, жену, тещу, налоговую, сотрудников, мы не бизнесмены.

Чем выше доходность вашего бизнеса, тем более тотальную ответственность вы несете.

  • Вплоть до того, что вы берете на себя ответственность за то, что происходит в нашей стране.
  • Вы берете на себя ответственность за пенсионный фонд и все остальное.

Это уровни со звездочками. Когда вы выходите на определенный уровень, ваша ответственность повышается.

Бизнес мышление — такой тип мышления, когда человек везде видит возможность заработать деньги. При этом, он не боится действовать, не боится получить результат, не боится потерпеть неудачу.

Наш мир дуален, это значит, что у каждого явления есть 2 стороны. Есть такое понятие, как "фокус мышления". Это означает концентрацию, фокусирование на чем-либо. Фокус может быть на достижении цели и успеха. Совсем как в фильме "Чародеи", когда героя учат проходить сквозь стены. Ему сообщают 3 важных условия: Видеть цель, верить в себя и плевать на все препятствия. Это означает, что человек идёт к своей цели, и ему все равно, какие препятствия есть на его пути. Он просчитывает риски, иногда ввязывается в авантюры. То есть, он не боится действовать. Он не боится потерять. Он знает, что если потерпит неудачу, то ничего страшного не произойдёт. Он не боится потерять деньги. Потому что он знает, что деньги всегда придут к нему. Они просто не могут не прийти. Это фокус достижения.

Второй фокус — фокус избегания неуспеха. Или фокус безопасности. Человек с таким фокусом держится за то, что есть у него сейчас. Больше всего он боится потерять свой уровень жизни, даже если он очень низкий. Он боится выйти из своей привычной зоны комфорта. Он боится потерять свою зарплату, своё место на работе. Для него гораздо комфортнее остаться там, где они привыкли, потому что нынешний уровень существования, хоть и не устраивает, но знаком и привычен. Этот человек знает, как жить на свою зарплату. И не стремится рисковать. Все его рассуждения о бизнесе и успехе так и останутся на уровне разговоров. Некоторые безопасники решаются на риск и открывают своё дело. Но, потерпев неудачу, возвращаются к мыслям о том, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Те, кто добиваются успеха, продолжают развивать навыки своего бизнес мышления, как говорится, в полях, на практике, строя и руководя бизнесом и людьми. Иногда безопасники даже имеют страх успеха, потому что не знают иного уровня жизни, хотя и мечтают целыми днями о нем.

Страх — самая тормозящая человека сила. Именно он не пускает человека из одного фокуса в другой. Часто клиенты жалуются, что надо бы выйти из "зоны комфорта", но никак. Может, через месяц, или когда ребёнок закончит школу и тп. Это не значит, что эти люди — лентяи, ведь зачастую они очень много работают. На благосостояние хозяина, а не на своё. Потому что на своё — страшно. А вдруг не получится? Это значит, что мотивация этих людей лежит в зоне безопасности, а не достижения. И в этом они не виноваты. Просто так сложились традиции семьи, воспитания, окружения. Все идёт из детства. Именно там закладываются программы успеха или неудачи. Причём, родители или воспитатели делают это не сознательно.

Разумеется, иметь разнонаправленный фокус не получается. Либо одно, либо другое. Можно перейти из одного фокуса в другой. Если есть амбиции, то их нужно реализовывать. Только для этого нужно понимать, зачем все это нужно. То есть, в чем смысл всей этой игры? Что будет на выходе? Если устраивает результат, то переходить уже к процессу.

Что такое развитие мышления? Это система упражнений, с помощью которых мысли о каком-то предмете изменяются в нужную сторону.

Сейчас модно заниматься медитациями и повышать свой денежный потолок, раскрывать денежный поток. Это все правильно. Только сами по себе эти повышения не работают. Нужно качественное изменение мышления. И это слишком большая тема, чтобы её можно было бы уместить в этом комментарии.

Вкратце можно составить такой план:

  1. Определиться с тем, что именно вы хотите. Как вы видите свою жизнь через 15 лет, 10, 5, через 1 год. Через полгода.
  2. Определить свои слабые стороны.
  3. Определить свои сильные стороны.
  4. Разобраться, что вам поможет, а что помешает достичь такого уровня жизни, который вы определили в п.1.
  5. Обдумать, как усилить сильные стороны. И как свои слабые стороны обратить себе в помощники.
  6. Составить план действий согласно выбранной цели. То есть, конкретные шаги, которые вас приведут именно туда, куда вы хотите попасть.
  7. Решить, кто и как вам может в этом помочь из окружающих. Какие ресурсы нужно ещё привлечь со стороны.
  8. Соблюдать самодисциплину и чётко следовать своему плану!

Часто люди не могут сами войти в эту систему, именно тогда и нужны мы, коучи. Которые получили специальное образование и навыки, позволяющие помогать другим достигать их целей. Ведь коучинг — это и есть движение к цели. Когда любая проблема воспринимается, как задача. А любую задачу можно решить. Так что, как видите, даже коуч обязан иметь бизнес мышление.

И ещё очень хороший совет: читать биографии успешных людей. В них представлены прекрасные истории успеха, как люди не боялись рисковать, и именно поэтому вырывались из привычного окружения, из толпы. Только так можно добраться до вершины.

  • Можно ли сформировать у себя бизнес мышление, если всегда был наёмным работником? Если хочется чего-то иного, чем то, что есть сейчас? Хочется реализовать свои амбиции?

Да, можно. Кому-то это сделать легче, кому-то труднее. Если не получилось самому — надо идти к коучу. Потому что те, кто смог сделать это сам, тот уже и стал предпринимателем.

Бизнес мышление – это инструмент получения клиентов. Чем лучше оно у бизнесмена развито, тем больше клиентов он способен привлечь. Оно помогает бизнесмену видеть тысячи возможностей для заработка денег. Его развитие полезно не только начинающим предпринимателям, но и опытным бизнесменам, которые хотят непрерывно увеличивать продажи и прибыли.

Бизнес мышление как источник успеха

Там, где человек с обычным житейским мышлением видит препятствие и проблему, там бизнесмен видит возможность нарастить капитал, создать новые источники роста. Выработка бизнес мышления нужна всем, кто занимается или собирается заняться бизнесом. Оно не прошито в ДНК, поэтому его необходимо вырабатывать. Чем лучше оно выработано, тем больший ждет успех.

Бизнес мышление как источник успеха

Как сформировать бизнес мышление

Основной навык бизнесмена – генерация клиентов. Человек, у которого развито бизнес мышление, делает это легко и просто. Если человек не развил его, то он не бизнесмен, а просто специалист в какой-то сфере и смотрит на мир глазами специалиста, ожидая что ему кто-то будет приводить клиентов или они придут сами. Специалист видит свою задачу в том, чтобы сделать работу.

Специалист не способен генерировать клиентов, он может только обслуживать их

Обычный человек тоже не способен вырабатывать клиентов. Он способен только на простое человеческое общение. Соответственно там, где надо вести себя как бизнесмен и зарабатывать деньги, он ведет себя просто как человек. Он рассчитывает, что достаточно пообщаться по-человечески для того, чтобы клиент захотел купить. В это время реальные бизнесмены активно перехватывают клиентов.

Бизнес мышление под ключ

Бизнес мышление под ключ

Вырабатывается бизнес мышление посредством внедрения идеи бизнеса

Самые продвинутые бизнесмены – это бизнесмены у которых самое продвинутое бизнес мышление. Они видят возможности, которые не видят другие и это позволяет им зарабатывать деньги там, где не могут другие. Стать продвинутым бизнесменом может любой человек после выработки бизнес мышления. Любой человек, если приложит усилия, может стать эффективным бизнесменом.

Топ-маркетолог: Павел Бернович

Переходите в раздел маркетинговые идеи, чтобы получить больше идей. Подписывайтесь на рассылку, если не подписаны и хотите получать идеи на электронную почту. Читайте статьи по маркетингу, получайте консультации по маркетингу, чтобы иметь максимальный уровень прокачки маркетингом, заказывайте услуги маркетолога для того, чтобы увеличить объемы продаж.

Читайте также: