Противодействие коррупции прокуратура доклад

Обновлено: 05.07.2024

Алтайский край


Главная
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Ингушетия


09 Декабрь 2014 года Доклад прокуратуры Джейрахского района по противодействию коррупции

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. РФ в числе первых стран подписала Конвенцию.

Прокуратурой Джейрахского района в текущем году выявлено 235 нарушений закона, имеющих коррупционную составляющую, в том числе 10 незаконных правовых актов, на которые принесено 10 протестов, по которым отменено (изменено) 10 правовых актов, а также проведена антикоррупционная экспертиза проектов НПА, на 5 проектов НПА направлены заключения об устранении коррупционных нарушений, что не привело к принятию незаконных НПА, направлено 1 исковое заявление в суд. Внесено 23 представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 25 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 11 должностных лиц наказаны в административном порядке, объявлено 47 предостережений о недопустимости нарушений закона.

Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции является приоритетным в деятельности прокуратуры района.

Типичные правонарушения коррупционной направленности,

выявляемые прокурорами в сфере государственной

и муниципальной службы

Как показывает проведенное НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ исследование, типичные нарушения законодательства о государственной гражданской службе выглядят следующим образом: непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; нарушение основных обязанностей гражданского служащего; несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой; формирование конкурсных комиссий с нарушением установленных требований, не проведение либо нарушение условий проведения конкурса при поступлении на службу (замещении должности); несоблюдение квалификационных требований к должностям гражданской службы; нарушение основных прав гражданского служащего; несоблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; принятие нормативных правовых актов, противоречащих федеральному или региональному законодательству; нарушение правил урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и др.

Как показывают материалы прокурорских проверок и приведенное исследование, наиболее типичным видом нарушений, выявленных в большинстве субъектов РФ, является непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданскими (муниципальными) служащими.

Большое распространение имеют незаконное участие гражданских и муниципальных служащих в управлении или владении коммерческими организациями, занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя, наличие конфликта интересов, когда в полномочия конкретных должностных лиц входит контроль (надзор) за деятельностью ими же созданных коммерческих организаций.

Имеют место факты несоответствия уровня профессионального образования, стажа государственной (муниципальной) службы занимаемым должностям государственной гражданской (муниципальной) службы, непредоставления сведений о судимости кандидатами на должности государственной (муниципальной) службы.

Кадровыми службами органов государственной власти и местного самоуправления проверка достоверности представляемых гражданами, претендующими на должности государственной гражданской или муниципальной службы, а также гражданскими и муниципальными служащими персональных данных и иных сведений, в том числе имущественного характера, о судимости, о возможном конфликте интересов, как правило, не проводится либо проводится выборочно.

В НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ проведено исследование, одним из направлений которого были изучение и анализ практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы .

Результаты исследования позволили выявить следующие характеристики правонарушений коррупционного характера на государственной и муниципальной службе.

Среди причин и условий совершения коррупционных правонарушений отмечаются: слабый контроль за действиями государственных и муниципальных служащих со стороны руководства государственных и муниципальных органов – 36%; корыстные устремления нарушителей – 19%; отсутствие адекватного реагирования со стороны руководства органов на имеющийся конфликт интересов – 9%; проявление семейственности, кумовства, протекционизма – 7%; отсутствие прозрачности в деятельности государственных и муниципальных органов – 7%; противоречия и коллизии в нормативных правовых актах – 4%; иные (отсутствие служебных регламентов, недостаточное финансирование и др.).

Так, согласно ст. 6 Закона о противодействии коррупции в качестве мер по профилактике коррупции рассматриваются предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке представляемых сведений.

В соответствии со ст. 8 Закона о противодействии коррупции служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В ст. 9 Закона о противодействии коррупции закреплена должностная (служебная) обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять обо всех случаях обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. В указанной ст. также установлено, что невыполнение данной должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также: