Профориентация доклад на педсовете

Обновлено: 04.07.2024

Задача основной школы предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, профильное обучение в 10-11-х классах.

Учащимся 9-х классов необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению. Но подросток этого возраста, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающее значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

Для эффективного личностного становления учащимся 9-х классов необходима психолого-педагогическая помощь.

Для воспитания подростков наиболее актуальными являются следующие направления психолого-педагогической работы:

• предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;

• усвоение подростками важнейших социальных ценностей (гражданских и нравственных);

• формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;

Следовательно, психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.

• профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результат этого развития;

• в полной мере учитываются актуальные возрастные (и психологические, и социальные) потребности подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;

• психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению подростков строится на основе личностного подхода: учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);

• предметом психолого-педагогического воздействия является целостное становление личности, которое разбивается на следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-нравственный, мотивационно—волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;

У каждого из нас есть способности к чему – либо.

Способности – это потенциал, который при соответствующем одинаковом обучении дает более высокий результат. Бесталанных людей нет. Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талантливо выполняющих любую работу. Каждый из нас оказывается более способным в одном деле и менее способным, в каком то другом. Важно просто определить те области деятельности, в которых мы более способны, что и должна сделать основная школа.

Доклад на педсовет

Доклад представлен на педсовете образовательного учреждения. Педагоги группы рассказали о профориентационной работе с воспитанниками, обучающимися в 8 классе. В отчете прописана система работы по профориентации, есть предложения по усовершенствованию. Педагоги предлагают внести в работу учреждения "Профдиагностическую карту воспитанника", чтобы подростки активно участвовали в выборе будущей профессии.

Отчет о профориентационной работе

с воспитанниками группы № 2

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженности, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, трудолюбие и терпимость, сила воли и целеустремленность.

Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается самой актуальной и острой для детских домов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной работы по социализации, воспитанию трудолюбия и творческому отношению к труду среди воспитанников детского дома, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов труда, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

Главная задача трудового воспитания – сформировать у каждого воспитанника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

Профориентация – составная часть учебно-воспитательного процесса, когда осуществляется ознакомление воспитанников с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к профессионалъному самоопределению с учетом личных возможностей и общественных потребностей.

Современному молодому человеку, вступающему в трудовую жизнь, нужно кроме владения базовой профессией, иметь и возможность её сменить, оперативно реагировать на рыночный спрос, перейти в другой социальный статус, то есть быть высококонкурентоспособным и иметь соответствующие интегративные профессиональные ценности.

Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность воспитанника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.

Профессиональное самоопределение

Критерием эффективности подготовки воспитанников к выбору профессионального пути является уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Показатели самоопределившейся личности:

· сформированы интересы и склонности;

· учтены личностные особенности;

· соотнесены желания с возможностями (здоровье);

· известны потребности общества и особенности рынка труда;

· определено учебное учреждение;

· сформулирован профессиональный план и запасной его вариант.

В организации и проведении профориентационной работы нами апробированы следующие формы и методы работы, которые мы выстроили в систему профориентационной работы :

2. Профконсультации – оказываем помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. Это изучение личностных качеств подростков, их способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.

В профессиональной консультации выделяем три направления: справочная работа, медицинские и психологические вопросы выбора профессии.

Задача справочной консультации – ответить на вопросы относительно требований учебных заведений к абитуриентам, условия учебы и работы, трудового законодательства.

Врачебная консультация дает заключения по медицинским вопросам профессиональной пригодности с целью прогнозирования успешной трудовой деятельности и ее влияния на здоровье подростка.

Психологическая консультация – распознание склонностей, способностей и других психологических качеств личности, определяющих успешность труда в той или иной сфере деятельности, и рекомендация на этой основе места работы или учебы.

3. Профессиональный отбор – помогает установить психологические особенности подростка, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью социально-психологических методов.

4. Профессиональная адаптация – является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

На данном этапе работы большое значение отдается практической деятельности, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе.

Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.

На этих занятиях воспитанники знакомятся с миром профессий, их содержанием, получают сведения о путях приобретения различных профессий, а также актуальную информацию о рынке труда. Осуществляется пропаганда наиболее нужных обществу профессий, их показ в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в т. ч. путем освоения смежных профессий. Рассказывается об условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства, соответствии запросам рынка труда.

Следуя данной системе по профориентационной работе, педагогами группы в 2016-17 уч.году были проведены следующие мероприятия:

В ходе бесед применялись следующие средства наглядности: схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кинофильмов, компьютерные презентации. Очень важно в ходе беседы ставить проблемные вопросы, при решении их воспитанники самостоятельно приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации.

Ребята посетили Междуреченский горно-строительный техникум, увидели своими глазами аудитории учебного заведения, встретились с преподавателями. Также запомнилась экскурсия в общежитие от горно-строительного техникума.

Встречи со специалистами различных профессий – неотъемлемая часть профориентационной деятельности. Их цель – сформировать у воспитанников уважение к людям различных профессий, интерес к профессиональной деятельности. Беседа с профессионалом качественным образом заменит любой рассказ воспитателя, потому что только человек, занимающийся этим делом, может интересно и достаточно глубоко рассказать о нем.

Были проведены встречи с сотрудником отдела ГИБДД по г.Междуреченску Кондрашиным А.С., сотрудником отдела по делам несовершеннолетних Радюковой Н.Г., с мастером спорта, 6-ти кратном чемпионом мира по тайскому боксу Левиным Артемом. Подростки задавали вопросы об успеваемости во времена их обучения в школе, какие экзамены ими были выбраны для сдачи в выпускном классе, какое образование и где получали, какая у них заработная плата, специфика работы.

В своей работе по профориентации используем пример бывших выпускников детского дома, как положительный, так и отрицательный. Из рассказа Ратта Павла ребята узнали о шахтерских профессиях, формах обучения, повышении квалификации, об условиях труда, заработной плате, карьерном росте.

Наши воспитанники уже имеют небольшой трудовой опыт. Подростки в летний период трудились по уборке и озеленению территории больничного городка, в зимний период работали в детском доме. Такая подработка формирует у подростков чувство трудолюбия, ответственности за порученное дело, дисциплинирует.

Опрос воспитанников группы показал профессиональное самоопределение на уровне 99%.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Наши воспитанники развиваются в условиях детского дома, где семья заменена учреждением, в ситуации ограниченных социальных норм и социального опыта. Помимо черт, свойственных всем воспитанникам интернатных учреждений характерны и такие, с которыми мы сталкиваемся – специфические особенности воспитанников:

· Отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического)

· Затруднения в процессе восприятия

· Принятие иждивенческой позиции, отсутствие ответственности, бережливости.

· Недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

· Бедность словарного запаса

· Отсутствие готовности к интеллектуальному усилию

· Отсутствие желания к общественно-полезному труду

· Неумение актуализировать свои способности и возможности для успешной реализации преодоления трудностей.

1. Информационно-аналитическая работа.

· методики изучения личности в профориентационных целях;

· карты интересов; наборы тестов; анкет и т. д.

2. Информационная профориентация: профессиональная информация об учебных заведениях Кемеровской области. Создание картотеки профессий, а также разработка рекомендаций и памяток для подростков.

3. Индивидуальное консультирование воспитанников специалистами детского дома (психолог, социальный педагог, медицинский работник, воспитатель)

5. Внешнее взаимодействие : участие в мероприятиях учебных заведений – День открытых дверей, ярмарки профессий, посещение образовательных выставок, проведение совместных уроков, круглых столов, мастер-классов, встреч с представителями учебных заведений и т. д.

6. Организация работы с представителями разных профессий: встречи со специалистами, консультативная помощь бывших выпускников д.д., совместные праздники и др.

7. Приобретение профессиональных навыков: учитывая отсутствие учебно-производственного комбината и профессиональных мастерских в ОУ, профессиональные навыки приобретаются: на экскурсиях, мастер-классах, проводимых на базе МГСТ, ЦДТ, ДЮЦ.

8. Мониторинг качества профориентационной работы:

· анализ готовности к профессиональному самоопределению;

· анализ соответствия профнамерений подростков и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору;

Заполняя такую карту, подросток сразу видит результаты диагностики, профпригодности, находит профессиональное учебное заведение, посещает во время экскурсий будущее место учебы и работы, получает индивидуальную консультацию от специалистов детского дома.

В данной системе работы воспитанник рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Реализация профдиагностической карты позволит:

1. Повысить уровень знаний о мире профессий.

2. Выяснить профессиональные предпочтения у воспитанников, сделать дальнейший обдуманный выбор профессии.

3. Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

4. Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Таким образом, коллектив детского дома создаст условия для становления личности образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному, самостоятельному самоопределению, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Профориентационная работа в адаптивной школе - интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

ВложениеРазмер
ped._sovet_noyabr_vishnya_n.v.docx 33.28 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников. Но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам адаптивной школы - интерната очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы. Некоторая часть выпускников адаптивных школ идут на производство. Выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда. Но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако и те и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;
  • Неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей и другие.

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. Очевидно что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся адаптивной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессии и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в адаптивной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих. Ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

Изучением современных условий российской экономики, которой свойственен дефицит рабочих мест, вопросы трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных учебных заведений VIII вида были глубоко изучены такими дефектологами как Ю. Н. Щербакова, И. М. Бгажнокова, 1997.

В исследованиях И. М. Бгажноковой, В. А. Генкиной, В. В. Гладкой и др. изучалась задача взаимодействия семьи и школы на этапе профессиональной интеграции умственно отсталого ребёнка. По результатам исследования было очевидно, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа, причём активным координатором должна выступить школа.

Слайд 4 Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.

Слайд 5 Цель моей профориентационной работы: изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 7, 8, 9 классов, развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к труду разных профессий, формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими способностями.

Профориентация направлена на решение следующих задач :

1. обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях;

2. сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

3. развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания и самореализации;

4. воспитать уважение к рабочему человеку;

Учащиеся должны знать:

  • Правила выбора профессии;
  • Значение правильного самоопределения для личности и общества;
  • Возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • Соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Контроль знаний и умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

В работе по данной теме использую такие методы:

  • Анализ психолого-педагогической литературы, СМИ и исследований по проблеме профориентации;
  • Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся 7, 8, 9 классов.

Профориентационная работа осуществляется в 4 этапа

  1. Диагностический
  2. Профпросветительский (профинформационный)
  3. Профконсультационный
  4. Постконсультационная диагностика

Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.

Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями. Это направление реализуется в двух планах:

  • Самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
  • Оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.

Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.

Итог завершения первого этапа профориентации:

  • определили максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
  • из этого круга профессий выделили те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
  • определили степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
  • оценили социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
  • сформулировали профессиональные рекомендации, оценили адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Подразумевает содействие выбору человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

В русле этого направления учащийся воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
  • умение анализировать мир профессий;

Работа по профориентации ведется в соответствии с календарно – тематическим планированием один раз в неделю.

Слайд 16 В работе использую формы профориентационной работы: б еседы , п рофориентационные сюжетно – ролевые игры , экскурсии на предприятия, диспуты по проблеме.

Сегодня, в условиях безработицы, конкуренции за каждое рабочее место, при выборе будущей профессии, нужно учитывать не только личностные склонности и желания, но и особенности рынка труда, потребность общества в специалистах. Биржа труда Полтавского района испытывает потребность в квалифицированных специалистах: примерно 70% всей потребности в кадрах приходится на рабочие профессии. Среди востребованных на рынке труда рабочих специальностей можно выделить следующие строительные профессии: штукатур-маляр, каменщик, кровельщик, монтажники, отделочники, плотники, слесари-сантехники. Предприятиям производственной сферы деятельности требуются: токари, столяры, слесари, швеи. Предприятиям торговли и общественного питания требуются: повара, официанты. На воспитательных занятиях я нацеливаю ребят на выбор именно этих рабочих профессий.

9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб: формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной деятельности, социально-профессиональная адаптация, всё это отражается в воспитательских занятиях.

Вся работа по профориентации направлена на то, чтобы учащиеся смогли определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Работа именно в этом направлении дает возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор . Слайд 19

Нажмите, чтобы узнать подробности

У выпускников девятых и одиннадцатых классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного - профессионального.

Для того чтобы никто не ошибался

в выборе профессии, которая больше всего

подходит к его природному дарованию,

государю следовало бы выделить

уполномоченных людей великого

ума и знания, которые открыли бы

у каждого его дарование.

испанский ученый (1575)

Внимание к человеческим ресурсам возрастает, когда исчерпаны ресурсы технические или возникают новые факторы производства и общественного развития. В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы. Однако квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги не соответствует этим требованиям, в то время как их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.

Для молодых переходный период между школой и работой становиться определяющим для личного и профессионального развития. На этом возрастном этапе юный человек получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

У выпускников девятых и одиннадцатых классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного - профессионального. Каждый из выпускников связывает со своей профессиональной деятельностью много планов и надежд. И действительно, получить работу для молодого человека означает гораздо больше, чем просто зарабатывать средства на существования, это еще и путь личной самоактуализации, получение профессионального, а в широком контексте – и жизненного опыта.

Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистике, 30 % студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60% выпускников вуза и 70% окончивших профессиональные учебные заведения не работают по специальности.

Профильное обучение в старших классах – это особая система, благодаря которой ученик может самостоятельно, в зависимости от своих интересов и способностей, выбрать программу обучения.

Основная цель предпрофильной подготовки состоит в создании реальных возможностей для учащихся в вопросах, связанных с выбором будущей профессиональной сферы деятельности с учетом способностей, интересов, потребностей рынка.

Современная рыночная экономика предъявляет к специалистам конкретные требования. Учащиеся должны четко представлять, что подразумевает таили иная специальность, как востребована экономикой страны и региона выбранная им специальность, есть ли необходимость поступать в высшее учебное заведение и на какой факультет или достаточно закончит ПТУ, среднетехнические и среднеспециальные заведения.

Сегодня в ряде школ предпрофильную подготовку сводят лишь к профессиональной информации, что во многом снижает эффективность всей системы воспитания и обучения. Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно занятий по психологии. Это не случайно, т.к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Читайте также: