Профессиональные заболевания пианистов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Все музыканты, вне зависимости от жанра, в котором работают, люди творческие, упорные и трудолюбивые. Они выкладываются на всю катушку на выступлениях, могут подолгу пропадать в звукозаписывающей студии и репетируют практически круглыми сутками.

Именно из-за своей огромной трудоспособности эти люди подвержены тяжёлым профессиональным заболеваниям. Причём болеют все – и рокеры, и поп-исполнители, и классические музыканты, выступающие в оркестрах или сольно. Тяжёлые травмы и болезни могут привести к тому, что музыкант больше не сможет выступать.

Профессиональные риски музыкантов

Главная причина, почему возникают профессиональные заболевания музыкантов – колоссальная перегрузка. Особенно опасно, когда она носит эпизодический характер. Многие исполнители резко увеличивают длительность репетиций перед записью или выступлениями, что сильно сказывается на неподготовленном организме. Игра на инструменте в течение долгих часов становится причиной не только травм и болезней опорно-двигательного аппарата, но и психических недугов.

Не менее опасны технические ошибки во время игры на инструменте. Многие профессиональные музыканты – самоучки, и отсутствие грамотного учителя может стать причиной ошибок при исполнении. Плохо обученные музыканты неправильно держат инструмент, играют в неудобной позе, прилагают слишком много силы, зажимая струны или клавиши. Всё это заставляет мышцы перенапрягаться и быстро изнашивает их.

Ещё один фактор риска – недостаточная подготовка. Игра на инструменте требует больших физических усилий, поэтому музыкант должен хотя бы иногда заниматься спортом и выполнять разминку перед репетицией. Большинство этим пренебрегает.

Распространённые болезни музыкантов

Конкретный диагноз во многом зависит от инструмента, но в целом в профессии распространены такие недуги:

  • Зажимы нервов, которые провоцируются длительным нахождением в неудобном и неестественном положении. Особенно часто встречается синдром туннельного канала, распространённый среди офисных рабочих и геймеров;
  • Спазмы и судороги мышц. К ним приводят часто повторяющиеся сгибающие и разгибающие движения рук, игра без перерывов или неправильная постановка рук, заставляющая перенапрягать мышцы;
  • Боли в спине, вызванные неудобным положением во время игры. Боль может быть симптомом искривления позвоночника, остеохондроза и более тяжёлых патологий;
  • Тендиниты встречаются у всех музыкантов, но их локализация зависит от используемого инструмента. Например, локтевой тендинит – типичная болезнь гитаристов, в то время как пианисты больше подвержены воспалениям и травмам запястья.

Ещё одна характерная проблема для музыкантов – потеря слуха. Поп- и рок-музыканты страдают от этого сильнее, чем классические исполнители, ведь во время их выступлений уровень шума значительно выше. Снижение слуха происходит постепенно, и сами музыканты могут часто его не замечать.

Профилактика болезней и травм музыкантов

Чтобы избежать проблем со здоровьем во время игры и не поставить под угрозу свою музыкальную карьеру, нужно соблюдать несколько простых предосторожностей.

Во-первых, нагрузку важно наращивать постепенно. Нельзя резко начинать играть по восемь часов в день, если совсем недавно вы репетировали через день по паре часов. Это не принесёт ничего, кроме травмирования мышц, сухожилий и связок.

Во-вторых, разминайтесь перед каждой репетицией и выступлением. И речь не о распевке, наигрывании гаммы или повторении репертуара – разминка должна быть физической. Разогрейте свои мышцы перед нагрузкой, и тогда повредить их будет намного сложнее.

И в-четвёртых, не пренебрегайте физическими упражнениями. Для полноценных занятий спортом у музыканта вряд ли найдётся время, но можно хотя бы делать гимнастику и побольше ходить пешком, когда представляется возможность. Хорошая физическая форма и выносливость не только предотвратят болезни и травмы, но и помогут выступать без усталости и дискомфорта.

Также для музыкантов будут очень полезны массажные процедуры. Они помогают избавиться от мышечных болей и напряжения, эффективно снимают судороги и предотвращают зажимы нервов. Также регулярный массаж нормализует кровообращение и лимфоотток, которые у музыкантов замедляются из-за постоянного нахождения в одной позе. Это позволяет предотвратить сердечно-сосудистые болезни, улучшить обмен веществ и иммунитет.

Массаж предотвращает многие заболевания музыкантов, эффективно разминает мышцы перед репетицией, а также полезен в период лечения и реабилитации.

Для регулярных массажных процедур в салоне у музыкантов вряд ли найдётся время, ведь они постоянно в разъездах и на репетициях. Можно возить с собой личного массажиста, но это не слишком удобно и к тому же затратно. Можно попробовать аппаратный массаж – он выполняется при помощи специальной техники и ничуть не уступает ручному по эффективности.

WelbuTech Zam Luxury – домашний массажёр из Южной Кореи, который может полностью заменить ручные процедуры. Он оснащён 4 режимами работы: массаж полезен для разогрева, лимфодренаж ускоряет восстановление после нагрузки, прессотерапия повышает выносливость и укрепляет мышцы, а авто-режим совмещает все варианты в одном.

Главное преимущество Seven Liner Luxury Zam – удобство использования. Этот аппарат лёгкий, компактный и спокойно помещается в обычный рюкзак. Для его работы достаточно обычной розетки или даже автомобильного прикуривателя. Его можно использовать в любое время: дома, перед репетицией, в разъездах и сразу после выступления.

Манжеты аппарата содержат в себе пять камер и прорабатывают все части тела, подвергаемые у музыкантов большим нагрузкам: руки, поясницу, ноги. А благодаря антибактериальному материалу, из которого они изготовлены, пользоваться массажёром можно поочерёдно с другими людьми – например, с музыкантами из Вашей группы или оркестра.

Статья носит ознакомительный характер. Перед использованием массажёров проконсулитируйтесь со специалистом.

Автор: Диденко Ольга Владимировна

Организация: МБОУ ДОД ДМШ №2

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

Для того, чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, давайте разберёмся немного в его анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в работе над аппаратом. Многие педагоги локализируют кисть, заставляя одну часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а так же всё это поддерживают мышцы плеча, спины, груди плечевого пояса.

Следует отметить, что болезнями рук страдали многие пианисты. Известно, что у Скрябина длительное время болела правая рука. Хорошо изучены часто встречающиеся заболевания рук, связанные с перенапряжением, например тендовагиниты и ганглии.

Тендовагинит – возникает от длительной нагрузки на кисть при игре октав и аккордов, особенно в быстром темпе. Рука снабжена многочисленными мышцами, сухожилия которых на кисти расположены близко друг от друга. Каждое сухожилие одето как бы футляром, оболочкой из эластичной и плотной соединительной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются так называемой синовиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках иногда создаются условия для воспалительных изменений, нарушающих нормальную подвижность сухожилий и приводящих к болезней припухлости и отёку окружающей ткани. Повторяющиеся и длительно текущие тендовагиниты могут принять форму хронического заболевания, трудно поддающуюся лечению.

Боли в мышцах могут появиться у пианиста и в том случае, когда после значительного перерыва в игре он сразу приступает к занятиям над трудным произведением или пытается без соответствующей подготовки выполнить непосильную для него техническую задачу.

При своевременном отдыхе такие болезненные явления могут быстро исчезнуть, но при сильном и продолжительном напряжении мышц, особенно если оно сочетается с неправильными приёмами, может нарушиться пианистическое движение.

В таком случае можно говорить о профессиональном заболевании, которое требует специального лечения. Оно проявляется либо в болезненном спастическом напряжении мышц руки, либо наоборот, в её слабости, так называемом парезе.

При этом заболевании нет органического поражения мышц суставов и нервов; нарушение движения в руке пианиста является следствием нарушения закономерностей возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе при построении двигательного акта.

Неправильное построение пианистических движений может стать источником профессионального заболевания в том случае, если они многократно повторяются и превращаются в неправильный навык.

Приведём несколько примеров таких ошибок:

Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс вызывающая ограничение движений лопатки и плечевого сустава.

Прижатый к туловищу или чрезмерно отведённый локоть, который ограничивает функции плечевого сустава.

Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.

В первых двух случаях – при фиксации лопатки и плечевого сустава – в мышцах плечевого пояса может возникнуть статическое напряжение не сменяющееся расслаблением, зажим, который часто сопровождается болью. При ограничении движения плеча его функцию частично вынуждены выполнять предплечье и кисть, более слабые звенья руки, не приспособленные для этой работы. В результате в них наступает преждевременное утомление, которое, в свою очередь, может привести к спазм или слабости мышц.

В третьем случае – пианист предъявляет к наиболее слабым звеньям пианистического аппарата непосильные требования, не соответствующие их возможностям, вызывающие в предплечье, кисти и пальцах перенапряжение и переутомление.

Во всех приведённых примерах происходит нарушение синкинезии (согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведёт к дискоординации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию координации невроза.

Очень важное значение в развитии координационного невроза имеет общее утомление и тем более переутомление, при котором всегда в той или иной степени нарушается движение.

Действительно, при сильном общем утомлении ослабевает воля и внимание, появляются апатия, рассеянность. Мы не можем длительно сосредоточиться, у нас теряется ясность мысли. Все эти психические нарушения сказываются на движении, оно становится нечетким, неточным, замедленным. Эффективность работы резко снижается. Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как умственной, так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим) и умственным утомлением нет принципиальной разницы.

В обоих случаях страдает нервная система – нарушаются уравновешенность, подвижность, способность к распространению и концентрации нервной энергии. Это отражается на функции тех органов, которые управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.

Появление утомления Павлов рассматривал как сигнал к прекращению и необходимости отдыха, а отдых как отрицательное тормозное состояние. Отдых, однако, – не просто выключение деятельности; во время отдыха восстанавливается нервная энергия.

Необходимо, чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление. Если же, стараясь преодолеть усталость, не прерывать деятельность, продолжая держать нервную систему в состоянии возбуждения, то в ней всё более усиливается трата энергии и наступает её истощение.

Из-за длительного перевозбуждения естественная тормозная реакция может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления и является уже болезненным, требующим специального лечения. У музыканта – исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость, поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.

Если в этот период музыкант не прекратит работы, то у него наступит переутомление со всеми его последствиями. Очень важное значение для сохранения трудоспособности у музыканта имеет его эмоциональное состояние.

При увлечённости работой он может забыть о пище, отдыхе, сне и не чувствовать утомления. Эмоциональный подъём как бы мобилизует его психическую и физическую энергию. При отрицательных эмоциях – тревожном состоянии, неуверенности в себе, трудоспособность быстро падает, скорее наступает утомление. Характерно и нарушение в координации в двигательной системе.

В развитии координационного невроза эмоции играют большую роль. Как уже указано – отрицательные эмоции нарушают равновесие нервной системы и способствуют дискоординации в двигательном аппарате. Невозможность во время данной болезни заниматься профессиональной деятельностью угнетает пианиста. Иногда на этой почве наступает настоящее невропсихическое состояние с депрессией и нарушением сна. Естественно, что это способствует дальнейшей дискоординации пианистического аппарата.

Мы видим, что причинами для возникновения координационного невроза у пианиста являются три момента:

Неправильные методы работы.

Расстройство нервной системы.

Однако, они развиваются при условии сочетания и длительности воздействия этих трёх факторов. Соответственно этому лечение должно быть направленно одновременно на восстановление равновесия нервной системы и функции больной руки. Лечение должно быть комплексным – применяются лекарства, физиотерапия, особенно важно водолечение. Ведущую роль играет физическая культура. Она подымает общий тонус, налаживает координацию не только в нервно-мышечной системе, но и во всём организме, регулируя все его функции. Пианисту необходимо вновь приобрести власть над движением рук, вернуть чёткость, слаженность и красоту пианистического движения.

Основным условием для успешного лечения является полное прекращение пианистической работы на весь срок лечения. Только при отдыхе от профессиональной деятельности можно восстановить правильные координационные связи.

Следует ограничить и другие движения, которые вызывают повышенное напряжение и утомление в руках (поднимание и ношение тяжестей, длительное письмо). Больная рука должна как можно больше отдыхать.

Однако, некоторые виды спорта, не связанные с перенапряжением рук, очень полезны. Пианисту рекомендуются прогулки, туризм, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, некоторые виды лёгкой атлетики (бег, прыжки). Во избежание травмы рук и перенапряжений – следует избегать гимнастики на снарядах, особенно на брусьях, турнике и кольцах (упоры, весы), метания диска, молота, ядра, гребли, игры в баскетбол и волейбол. Для восстановления функций рук при координационном неврозе необходимо применять курс специальной гимнастики, которая должна сочетаться с водолечением и массажем.

Лечение можно разделить на три периода:

В первом периоде задачей лечения при спастической форме является снижение тонуса перенапряжённых мышц, при паретической, - наоборот, - укрепление ослабленных.

Во втором периоде при обеих формах – выработка правильной координации.

В третьем – для обеих форм – дальнейшая выработка координации с усложнением движений и переход к подвижным играм.

В дальнейшем, когда пианист восстановил власть над движением, он может приступить к игре на фортепиано. Необходимо при этом строго соблюдать режим труда – играть вначале 20-30 минут в день в медленном темпе, избегая тех движений, которые вызвали заболевание.

Нагрузку нужно увеличивать постепенно, осторожно. Следует обратить внимание на то, чтобы в репертуаре на данном этапе не было технически трудных произведений, требующих большой силы и однотипных движений.

Исполнителю нужно уметь расслаблять мышцы. Для этого ему необходимо использовать каждую минуту отдыха, не только в перерывах между занятиями, но и при переходе от одной пьесы к другой и даже во время пауз. В сумме эти кратковременные периоды отдыха компенсируют значительную затрату энергии, сохраняют потенциальную активность игрового аппарата и здоровье исполнителя.

Для профилактики проф.заболеваний рук существует специальная гимнастика – до игры и за инструментом. Её автор Анна Абрамовна Шмидт –Шкловская сама страдала заболеванием рук вследствии неправильной работы пианистического аппарата. Решение этой проблемы привело её на лекции профессора по анатомии и физиологии человека – Ивана Ивановича Крыжановского. На основе этих лекций А.А. Шмидт – Шкловская создала гимнастику, благодаря которой излечилась сама и спасла музыкальное будущее пианистов.

Гимнастика для пианистов. Упражнения для пальцев и кистей рук.

Как невозможно представить спортсмена без разминки, певца без распевания, а танцора без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определённых упражнений. Делайте их в течении дня, чтобы руки меньше уставали. Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянна тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искромётную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые можно разделить на три группы:

Упражнения на растяжку.

Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.

Разминка.

Упражнение на растяжку.

Упражнения на гибкость.

Упражнения на подвижность.

Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, очень скоро можно заметить, что пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики можно осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.

Семь правил гигиены рук пианиста.

Каждый пианист должен иметь крепкие мышцы рук, запястий и пальцев, следить за здоровьем позвоночника (особенно шейного и грудного отделов), правильно питаться (есть то, что способствует наращиванию коллагеновых волокон, из которых состоят сухожилия – соединительные ткани, которые прикрепляют мышцы к костям) и высыпаться. Для того, чтобы сухожилия не воспалялись и не зажимали нерв (что и является причиной всех болезней рук), необходимо соблюдать определённые правила гигиены рук:

Правило первое. Разгонять и обновлять кровь. Необходимо проводить общие кардио – силовые тренировки и качать руки для того, чтобы разгонять кровь и обновлять её, так как именно кровь питает мышцы и сухожилия.

Правило второе. Развивать выносливость. Необходимо тренировать выносливость в мышцах рук, так как именно игра на пределе, уставшими руками, когда в мышцах не чувствуется силы, больше всего травмирует их. Из-за недостаточной накаченности мышц рук перенапрягаются сухожилия, что ведёт к их воспалению. Тренировка сухожилий кисти также повышает выносливость и препятствует их переутомлению. Запас силы даёт возможность не играть всё время на пределе, а это очень важно в профилактике заболеваний.

Правило третье. Подготавливать руки к игре. Необходимо делать разминку перед игрой для того, чтобы сухожилия успели расслабиться после растяжки и прийти в тонус.

Правило четвёртое. Давать рукам отдых, не доводя до усталости. Необходимо делать перерывы каждые полчаса, особенно если вы выучиваете пьесу в быстром темпе. Это также полезно и для здоровья шейно-грудного отдела позвоночника.

Правило пятое. Следить за здоровьем шейного и грудного отделов позвоночника (там, где возможны защемления всех нервов рук). Во избежание защемления корешков локтевого, лучевого и запястного нервов (которое приводит к тем же симптомам защемления нервов воспалёнными сухожилиями) необходимо следить за шейным и верхнегрудным отделами позвоночника. Следует делать разминку и растяжку позвоночника, силовыми упражнениями и тренировками держать в тонусе продольные мышцы позвоночника. Качать мышцы пресса и спины для возможности держать прямую осанку. Не сидеть в статичной позе более 30 минут, не давать мышцам шеи затекать. Делать разминку шеи. Помните, что именно перенапряжённые мышцы защемляют все нервы рук.

Правило седьмое. Посещение сауны. Парная баня очень хорошо расслабляет и питает сухожилия, мышцы рук.

Недостаток техники – результат провала какого – либо звена в воспитании юного музыканта. Практика показывает, что дело чаще всего в так называемых неправильных рабочих приёмах. Неверные навыки могут развиться по разным причинам. Одна из них - неконтролируемый рефлекс, который может возникнуть у ученика в процессе обучения.

Нельзя во всех случаях требовать строго определённого положения рук или движения, пусть даже и рационального, нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать своё решение. Ученик должен находить и свои приёмы исполнения.

Главное – закрепить естественное, свободное, координированное движение рук и туловища, чтобы впоследствии при игре пианист не фиксировал на них сознание. В повседневной практике каждого педагога профилактика профессиональных заболеваний является одной из наиболее важных задач.

Велика роль фортепианных упражнений на начальной этапе обучения во многих отношениях – для развития личности, представления, для освобождения и координации движений при отшлифовке определённых пианистических навыков. В дальнейшем пианисту для преодоления технических трудностей в произведениях приходится самому изобретать разнообразные упражнения.

Для успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.

Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приёмы звукоизвлечения) и постепенно переходят в работу над произведениями. Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание.

Важнейшим условием успешной работы является сознательный слуховой контроль. Ни один звук не должен прозвучать до его музыкального представления.

При организации работы над упражнениями нужно иметь ввиду несколько моментов:

Приучать ученика систематически играть упражнения.

Упражнения должны быть разнообразными, с упором на полезное.

Каждое упражнение через некоторое время заменить новым, по возможности более сложным.

Упражнение нужно уметь играть долго, развивая выносливость руки и пальцев.

Каждое упражнение должно заключать в себе определённую трудность.

Прежде, чем давать упражнение ученику, педагог должен сам поработать над ним, чтобы почувствовать пользу. Упражнения должны проверяться практикой.

Все возможности игрового аппарата должны использоваться в соответствии с поставленными художественными задачами и физиологическими данными учащегося. Поэтому нельзя говорить абстрактно о каком-либо одном, единственно правильном методе обучения.

Бархударова Т. Г. Сохранение и укрепление здоровья рук пианиста. С.П-б: Лань, 2019 г.

Ганон Ш. Пианист-виртуоз. – М.: Музыка, 1964.

Корыхалова Н. Играем гаммы. – М.: Музыка, 1995.

Терентьев Н. Черни и его этюды. – М.: Музыка, 1978.

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Музыка, 1971.

Абсолютно у всех профессий имеется целый пакет профессиональных заболеваний – от сотрудников метрополитена и космонавтов до офисных работников и музыкантов. О последних и пойдет речь.

Для начала давайте разберемся, что же такое профессиональное заболевание?

Википедия нам говорит, что:

Профессиональные заболевания - заболевания, возникающие в результате воздействия вредного производственного фактора – фактора среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях может вызвать ухудшение состояния здоровья, временное или постоянное снижение работоспособности.

К профессиональным заболеваниям относят заболевания, которые встречаются только в условиях профессиональной деятельности или они распространены в данной профессии чаще, чем в целом среди населения или в других рабочих группах.

Какие же могут быть заболевания у музыкантов? Думаете все музыканты лодыри и пышут здоровьем? Хорошо, если бы так и было, но реалии суровы и беспощадны.

Тугоухость

Заболевание, которое в перспективе может грозить большинству музыкантов, если они не следят за уровнем громкости во время репетиций, концертов или работы с миксом. Учитывая, что слух для музыканта является неотъемлемой частью его жизни, слух необходимо беречь и заботиться о нем с первых месяцев работы с музыкой.

Для наглядности вынесем степени снижения слуха в отдельную таблицу:

Профессиональные заболевания музыкантов: проблемы со слухом

Таблица максимально доступно и без излишков передает всю информацию о проблемах со слухом. Если вы не ориентируетесь в уровнях звука в децибелах, то, например, поезд метро обладает уровнем громкости в 100 децибел, шелест листьев – 10 децибел, а шумная улица формирует звук громкостью до 70 децибел.

Как уберечь свои уши?

  • Используйте беруши;
  • Не работайте с громким звуком (допускается кратковременные всплески громкости в процессе работы);
  • Каждый час работы со звуком делайте перерыв на 15-20 минут.

Совет: включите трек и настройте громкость на тот уровень, когда вы без проблем будете слышать все инструменты в миксе – это самый идеальный вариант. Своего рода золотая середина. При избыточной громкости некоторые инструменты могут быть не слышны.

Соответственно, чем громче музыка, тем меньше времени вы сможете с ней работать: вы элементарно устанете, а продуктивность вашей работы значительно снизится.

Важно: человек привыкает к громким звукам, но слух от этого страдает еще сильнее. Это, кстати, работает в обе стороны – можно легко привыкнуть работать на средней громкости и ниже.

Туннельный синдром или руки – наше все

Туннельный синдром - неврологическое заболевание, проявляющееся длительной болью и онемением пальцев кисти. Относится к туннельной невропатии. Причиной заболевания является сдавление срединного нерва между костями, поперечной кистевой связкой и сухожилиями мышц запястья.

Для наглядности снова предоставляем картинку:

Туннельный синдром у музыкантов

Туннельный синдром развивается в первую очередь из-за неправильной постановки рук. Во вторую очередь, синдром может развиться на фоне длительных занятий музыкой. Если эти два фактора регулярно объединять, то вам лучше заранее забронировать талон к неврологу.

Как уберечь свои руки?

  • Займитесь постановкой рук – возможно, стоит это сделать вместе с преподавателем;
  • Если появилась боль, то срочно обратите внимание на постановку рук;
  • Если боль не прекращается, сделайте перерыв;
  • Если боль не прекращается после перерыва, идите к врачу.

Совет: правильная постановка позволит вам не только играть более скоростные соло, риффы или барабанные партии, но поможет уберечь себя от туннельного синдрома. Лечат синдром либо противовоспалительными препаратами, либо в худших случаях хирургическим путем.

Если выше мы описали самые распространенные и, пожалуй, самые страшные заболевания, то теперь расскажем про менее распространенные, но все еще неприятные болячки!

Обратите внимание на свою позу, в которой сейчас сидите и читаете эту статью.

Выпрямите спину. Не благодарите.

Теперь задумайтесь, в какой позе вы занимаетесь музыкой. Правильная постановка рук предостережет вас от туннельного синдрома, а вот правильная посадка или стойка с инструментом убережет от сколиоза и сутулости. Если играете стоя, то делайте перерывы, так как тяжелый инструмент может создавать дополнительную и вредную нагрузку на позвоночник. Постоянные и повторяющиеся движения тоже вредны, так как создают дополнительную нагрузку на суставы. Кроме того, после концертов у многих гитаристов и вокалистов болит шея из-за длительных качаний головой под тяжелую музыку.

Как уберечь себя?

  • Держите спину прямо;
  • Стремитесь к расслаблению при игре;
  • Отдыхайте.

Проблемы со спиной и шеей у музыкантов

Важный совет: иногда заходите в тренажерный зал

Как ни странно, но концерты и туры требуют от артиста большой выносливости и силы. А это значит, музыкант должен иметь хорошую физическую форму. Вы только попробуйте отыграть полуторачасовой концерт с вашей хардкор-группой. Самый настоящий кроссфит. Тренажерный зал прекрасно подготовит ваше тело к концертам – вы сможете еще больше энергии отдавать слушателям. Бонусом к тренажерному залу идет подтянутый внешний вид, что добавит вам уверенности на сцене и в жизни.

Играть на музыкальных инструментах, конечно, здорово и круто, но и тут стоит себя поберечь. Если у вас что-то болит – идите к врачу и не занимайтесь самолечением. Руки – ваш хлеб.

Автор: Сафина Лилия Талгатовна
Должность: преподователь по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1 г.Белебей
Населённый пункт: город Белебей республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "О некоторых дефектах игрового аппарата пианистов"
Раздел: дополнительное образование

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 г.Белебея
Методический доклад на тему:

О некоторых дефектах игрового

Подготовила преподаватель

по классу фортепиано ДШИ №1

г. Белебея Сафина Л. Т.

запястье
,
напряжённое и фиксированное в одном положении запястье.
При зажатом запястье использовать упражнения на вертикальные, горизонтальные и вращательные движения запястья. Для исправления этого дефекта нужно играть небыструю трель, и одновременно с игрой менять высоту запястья. Второй способ устранения такого дефекта заключается в связной игре широких фигур, которая без гибких движений кисти и перемещения запястья и локтя неисполнима. Активная супинация и пронация. Движения имитируют ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом. Такие движения хорошо освобождают руки. Хорошее упражнение: стряхивание постиранного платья для куклы. 3.
Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в пястно-

фаланговых суставах
,
прогибающиеся ногтевые фаланги
. Также для исправления указанного недостатка руки, нужно играя несложные пятипальцевые упражнения, поддерживать ладонь играющей руки снизу указательным пальцем другой руки. Может помочь и игра портаменто одним из пальцев (поочерёдно). При этом ставить палец нужно преувеличенно круто. 5
4.
Слабая подвижность пястной кости большого пальца
. Природное неудобство первого пальца для игры на фортепиано замедляет процесс автоматизации его пианистических движений. Для улучшения подвижности пястной кости большого пальца нужно делать регулярную гимнастику 1-м пальцем вне инструмента, приближая конец первого пальца к основанию пятого и удаляя его на предельное расстояние от остальных. 5.
Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в концевых

суставах, отсутствие мышечной организованности свода:

занятого в игре, игра всей длиной пальца при активной помощи запястья.
Зачастую большой палец, некоторое время не участвующий в игре, переходит в напряжённое состояние, он напряжённо отводится далеко от второго пальца или подводится под ладонь. Для борьбы с этим дефектом очень полезно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, при этом большой палец выводится за пределы клавиатуры, далее свободно опускается, свешивается. Упражнения для 1 пальца: 1. Круговые движения 1 пальца. 2. Катайте воображаемые хлебные шарики 1-2; 1-3; 1-4; 1-5 пальцами. 3. Слегка прижимайте подушечки 2-5 пальцев к первому, как бы прощупывая их. 7.
Напряжённость 5-го пальца, не занятого в игре
. Иногда в игре начинающего пианиста можно наблюдать, как 5-й палец, не играющий в данный момент, напряженно приподнимается, торчит вверх или напряжённо сгибается в среднем и концевом суставах. Такое состояние пальца неизбежно отрицательно влияет на работе соседних пальцев. Для исправления этого дефекта руки, нужно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, стараясь при этом 5 палец держать близко к поверхности клавиш. 6

Напряжённо поднятые плечи.
Этот дефект часто является следствием отсутствия опоры в пальцах. Подъём плеча как охранительный рефлекс неосознанно облегчает давление руки на слабые пальцы. Упражнения: - 1. Поднимаем плечи и внезапно легко и непроизвольно опускаем их. 2.Описываем круги предплечьем. 3.Дуговые переносы рук на крышке рояля- от середины к самым краям.
9.Зажатый, лишённый эластичной подвижности локтевой

следствие этого, профзаболеваний пианистов.

Читайте также: