Первая мировая война в кинематографе доклад

Обновлено: 29.06.2024

В то время как Голливуд утверждал себя в роли центра американской киноиндустрии, кинематограф в Европе находился в кризисе, из-за Первой мировой войны. С 1914 по 1918 год производство кинофильмов во многих странах Европы полностью прекратилось, что помогло Голливуду занять ведущие позиции в мире кино, и превратиться в кинематографическую Мекку.

С началом Первой мировой войны многие европейские киностудии закрылись, мало кто из политиков того времени способен был разглядеть в кинематографе бесценное средство военной пропаганды, для поднятия боевого духа народа.

Напротив, киноматериалы изымались, поскольку некоторые из использовавшихся в кинопроизводстве химикатов применялись в военной промышленности. В результате было уничтожено много уникальных кинолент.

Несмотря на то, что батальные сцены всегда были зрелищны, картины, посвященные тем или иным эпизодам военной истории, например, "Ватерлоо", редко добивались зрительского успеха. Быть может одна из причин этого состоит в том, что публика зачастую не знакома с исторической обстановкой, на фоне которой разворачивается действие той или иной военной киносаги, и поэтому не может в полной мере сопереживать героям.

Военный фильм как жанр возник в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. Но в самой Европе игровых лент на военную тему было снято очень мало. Однако после вступления в войну США, в 1917 году, Голливуд приступил к массовому выпуску военных лент, призванных оправдать этот шаг в глазах общественности, возбудить ненависть к противнику и тем самым привлечь граждан на военную службу. А также усиленно внедрял в массы чувство патриотизма и лютой ненависти к врагам отчизны.

2.jpg


Было снято большое количество военных фильмов, преимущественно, документальных, в стиле милитаристской пропаганды. Особой агрессивностью отличались картины "К дьяволу кайзера" и "Берлинское чудовище".

Но все же большинство таких "патриотических" фильмов были сентиментальными мелодрамами. Например, картины "Маленькая американка" (1917 г.) и "Сердца мира " (1918 г.), где звезды вроде "вечной девушки-подростка" Мэри Пикфорд и Лилиан Гиш отважно противостояли "свирепым гуннам".

1.jpg


Стоит отметить, что весьма многим европейцам было не по душе, что им, как зрителям, Голливуд, навязывал пропагандистскую идею, что победой в Первой мировой войне союзники были обязаны, исключительно, американскому героизму.

4.jpg


И только в послевоенное время стали появляться картины, более объективно и реалистично отражавшие ход войны. Военные фильмы, появившиеся в 1920-е и 1930- гг., старались подчеркнуть бессмысленность и ужас мирового вооруженного конфликта: "Большой парад" (1925 г.), "Какова цена славы?" (1926 г.). С началом в кинематографе эры звука появляются такие известные картины, как "На западном фронте без перемен" (1930 г.), "Западный фронт, 1918" (1930 г.), "Утренний патруль" (1930 г.), "Дорога к славе" (1936 г.).

3.jpg


Но публика не желала, чтобы ей напоминали о только что пережитом ужаса войны и вскоре возобладал авантюрно-приключенческий стиль в военной теме. Особой популярностью пользовались фильмы, посвященные авиации. Прекрасными образцами фильмов, в процессе создания которых применялись новые технологии стали "Крылья" (1927 г.) и "Ангелы Ада" (1930 г.).

image.jpg

image.jpg


Действие происходит во время Первой мировой войны в многострадальной Франции, в небе которой два американских пилота разыгрывают воздушный спектакль, а на земле их ждет любовь подружек.

image.jpg

image.jpg

1.jpg

image.jpg

Сцены воздушных боев действительно восхищают, так как в те времена и речи не было о надежной страховке во время исполнения трюков (до сих пор ходят слухи о несчастных случаях во время съемок, якобы скрываемых продюсерами).

4.jpg

2.jpg

image.jpg

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет войну Сербии, за которую вступается Россия. 1 августа Германия объявляет войну России, 3 числа Франции, Великобритания объявляет войну Германии 4 августа, Австро-Венгрия 6 августа объявляет войну России.

За 10 дней ведущие страны Старого света ввергли мир в хаос, который затянется на 4 года, уничтожит 4 империи, разорит Европу и Азию, унесёт жизни от 15 до 19 млн. человек. А кроме того, поспособствует распространению испанского гриппа, который не пережили 50-100 млн. человек.

Великая война, как её тогда называли, стала одним из главных событий в истории человечества, не самым жестоким (об этом будет разговор отдельный), но определённо повлиявшим своей бессмысленностью на умы и сердца современников.

Повлияло это событие, конечно же, и на кинематограф. Фильмов о Первой мировой войне на самом деле не так много, особенно в сравнении с количеством фильмов о Второй мировой или даже Великой Отечественной. Однако, среди них есть много достойных работ и просто великолепных картин, перед которыми отступило даже время.

Об этих фильмах и пойдёт речь в данной статье.

Этот список не мог начаться ничем иным, кроме как экранизацией классики Эриха Марии Ремарка. Фильм Льюиса Майлстоуна вслед за первоисточником стал классикой и считается одним из лучших военных фильмов всех времён.

Кино от оригинала отличается довольно мало, фабула почти целиком перенесена из книги. Несмотря на то что фильм американский, он, как и роман, описывает тяжёлую судьбу немецких солдат. Это история мальчишек, которые под влиянием пространных и пустых слов отправились на войну, не представляя, чем она является на самом деле. Это истории солдат, умиравших под огнём пулемётов и орудий, умиравших от голода в грязных и холодных блиндажах, тосковавших по дому на фронте и не способных жить без войны на гражданке.

На удивление, технически фильм хорошо сохранился, хотя ему почти 100 лет. При этом, большинство из картин представленных в этом списке далеко от фильма Майлстоуна не ушли, хотя и были сняты десятилетиями позже. Массовки много, пулемёты стреляют, взрывов много, здания эффектно рушатся. Да, на умирающих нет дырок от пуль, конечности оторвало всего раз, кровь не разлетается в разные стороны, но что поделаешь. Война всё равно показана убедительно, а ту жестокость, которую кино пока ещё не было способно передать визуально, оно передаёт через текст Ремарка. Что не менее эффективно.

Единственное, к чему я хочу придраться – это к некоторым актёрам. Старшеклассников играют явно люди не школьного возраста, к тому же актёр, сыгравший Пауля Боймера, главного героя – очень плох, что хорошо видно в сценах требующих какого-то надрыва. А таких, сами понимаете, хватает.

Но в целом, фильм, конечно, отличный – это и хорошая экранизация, и очень человечное кино о бессмысленности и жестокости бесчеловечной войны.

Первая мировая война в зеркале кинематографа. Материалы международной научно-практической конференции 8–9 октября 2014 г.

Ред-сост. Д.Л. Караваев, С.М. Ишевская, А.В.Лагутина

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова

Научно-исследовательский институт киноискусства (НИИК ВГИК)

Мне приятно поприветствовать вас в связи с началом конференции, которая, надеюсь, для всех нас будет полезной. Этот год удивительный в плане обилия событий и дат. В нашей стране он объявлен Годом культуры. Для ВГИКа он юбилейный: 95 лет назад в нашей стране, охваченной фронтами гражданской войны, в условиях тотального дефицита была создана первая в мире кинематографическая школа. В память об этом событии сегодня по бескрайним просторам России движется кинопоезд, подобно тем, что колесили по стране в год рождения ВГИКа. И конечно, главное событие этого года – одна из самых трагических дат в мировой истории – начало Первой мировой войны, которая стала переломной для многих стран мира, а для России обернулась революцией, в корне изменившей судьбу страны. Этой войне, долгие годы остававшейся для нас неизвестной, и посвящена наша конференция. Очень надеюсь, что обращение к кинонаследию, которое еще недостаточно изучено, многое из которого казалось утраченным и благодаря современным технологиям возвращается в общекультурный оборот, будет полезным. Организаторы конференции приложили немало усилий, чтобы сделать ее интересной для всех участников. В программе конференции – ознакомление с замечательной коллекцией фотографий, относящихся к периоду Первой мировой войны, которую нам предоставил Красногорский архив кинофотодокументов, за что мы им глубоко благодарны. В программе конференции и просмотры фильмов, тоже мало известных и тоже отражающих события Первой мировой войны. И конечно, мы рассчитываем на интересные выступления и их обсуждение в рамках общей дискуссии.

Проректор ВГИКа по научной работе,

директор НИИ киноискусства ВГИКа

А.П. Николаева-Чинарова

Очень нужное и важное дело – изучать документы, в том числе аудиовизуальные, по Первой мировой войне. Нет такого региона России, который бы не интересовался этим событием. Все это нужно и важно, чтобы каждый народ осознавал себя частью России в наше непростое время. И я уверена, что эта конференция еще раз продемонстрирует то, что Россия – единая страна, конечно, со своими региональными особенностями, но когда лихое время наступает, страна становится единой. Желаю участникам интересной полемики и всего самого наилучшего.

Заместитель директора РГАКФД

Р.М. Моисеева

Главный специалист научного сектора РВИО

Немецкая пропаганда в годы Первой мировой войны и зарождение документального кино

До Первой мировой войны кино в Германии не пользовалось большим уважением. Его рассматривали как дешевое развлечение, а не как средство образования или форму искусства. Не был до конца понят и его идеологический потенциал. Под влиянием немецких фильмов и кинохроники 1914–1918 годов это отношение постепенно изменилось. Центральная роль здесь принадлежала Имперской немецкой армии, которая координировала производство и художественных, и документальных фильмов, использовавшихся в пропагандистских целях в самой Германии и за ее пределами.

Мне приятно поприветствовать вас в связи с началом конференции, которая, надеюсь, для всех нас будет полезной. Этот год удивительный в плане обилия событий и дат. В нашей стране он объявлен Годом культуры. Для ВГИКа он юбилейный: 95 лет назад в нашей стране, охваченной фронтами гражданской войны, в условиях тотального дефицита была создана первая в мире кинематографическая школа. В память об этом событии сегодня по бескрайним просторам России движется кинопоезд, подобно тем, что колесили по стране в год рождения ВГИКа. И конечно, главное событие этого года – одна из самых трагических дат в мировой истории – начало Первой мировой войны, которая стала переломной для многих стран мира, а для России обернулась революцией, в корне изменившей судьбу страны. Этой войне, долгие годы остававшейся для нас неизвестной, и посвящена наша конференция. Очень надеюсь, что обращение к кинонаследию, которое еще недостаточно изучено, многое из которого казалось утраченным и благодаря современным технологиям возвращается в общекультурный оборот, будет полезным. Организаторы конференции приложили немало усилий, чтобы сделать ее интересной для всех участников. В программе конференции – ознакомление с замечательной коллекцией фотографий, относящихся к периоду Первой мировой войны, которую нам предоставил Красногорский архив кинофотодокументов, за что мы им глубоко благодарны. В программе конференции и просмотры фильмов, тоже мало известных и тоже отражающих события Первой мировой войны. И конечно, мы рассчитываем на интересные выступления и их обсуждение в рамках общей дискуссии.

Проректор ВГИКа по научной работе,

директор НИИ киноискусства ВГИКа

А.П. Николаева-Чинарова

Очень нужное и важное дело – изучать документы, в том числе аудиовизуальные, по Первой мировой войне. Нет такого региона России, который бы не интересовался этим событием. Все это нужно и важно, чтобы каждый народ осознавал себя частью России в наше непростое время. И я уверена, что эта конференция еще раз продемонстрирует то, что Россия – единая страна, конечно, со своими региональными особенностями, но когда лихое время наступает, страна становится единой. Желаю участникам интересной полемики и всего самого наилучшего.

Заместитель директора РГАКФД

Р.М. Моисеева

Главный специалист научного сектора РВИО

Немецкая пропаганда в годы Первой мировой войны и зарождение документального кино
Александр Цоллер

До Первой мировой войны кино в Германии не пользовалось большим уважением. Его рассматривали как дешевое развлечение, а не как средство образования или форму искусства. Не был до конца понят и его идеологический потенциал. Под влиянием немецких фильмов и кинохроники 1914–1918 годов это отношение постепенно изменилось. Центральная роль здесь принадлежала Имперской немецкой армии, которая координировала производство и художественных, и документальных фильмов, использовавшихся в пропагандистских целях в самой Германии и за ее пределами.


Немецкие военные операторы на фронте. Ок. 1917–1918.


Немецкие военные операторы на западном фронте. Июнь 1917.

Из-за растущих потерь и ухудшения ситуации с продовольствием, – до конца войны немецкая империя потеряла 500 тысяч человек в результате болезней и голода, – нарастающих антивоенных настроений и стремления немцев к миру критических замечаний раздавалось все больше и больше. В декабре 1915 г. в Берлине прошла первая из целой серии антивоенных демонстраций; 1 мая 1916 г. Карл Либкнехт выступил на антивоенном митинге в Берлине. Осенью 1916 г. немецкие военные попытались положить конец такому развитию событий, взяв под свой контроль службы новостей, бывшие ранее чисто гражданскими. Так 30 января 1917 г. возникла Bild- und Filmamt (BuFA) [5] . Существовавшие ранее в войсках кино- и фотоподразделения стали частью этого нового агентства. В BuFA, являвшейся составной частью Oberste Heeresleitung (OHL), работали исключительно военные. Таким образом, Германия догнала те воюющие страны, где процесс получения репортажей с фронтов был передан под контроль военных намного раньше.

BuFA также взяла на себя роль центрального органа цензуры (ранее эти функции выполнялись различными агентствами, включая немецкую полицию), что позволило снять некоторые ограничения и демонстрировать более реалистические фотографии и хронику. Снятые BuFA кадры включались в немецкую кинохронику 1917,1918 годов, повышая ее актуальность и реалистичность.


Мирные переговоры в Брест-Литовске. Февраль 1918

Таким образом, можно сделать вывод, что ограничения, с которыми встречались немецкие операторы на фронтах, были преодолены к концу 1916 г. благодаря созданию Bild- und Filmamt, которая отправляла на фронт военных операторов, имевших возможность получать свежие – и порой действительно аутентичные – кадры с фронта. Как результат, в немецкой кинохронике, где в последние два года войны широко использовались материалы BuFA, стал вырисовываться более реалистичный образ войны. И тем не менее в целом немецкая кинопропаганда в годы Первой мировой войны не выполняла своих задач. Ее влияние на формирование общественного мнения, как в Германии, так и за ее пределами было незначительным. Зато в Германии она сыграла другую роль, заставив признать документальное кино как заслуживающую уважения форму не только просвещения, но и искусства, равно как и средства доведения до масс и распространения идеологических взглядов.

Хотя операторы BuFA не были художниками и не отличались оригинальностью видения, они исследовали возможности нового жанра: документальный фильм, излагающий события в хронологической последовательности в соответствии с тем, как они происходили на самом деле. Многие такие фильмы кажутся скучными и лишенными вдохновения, но в некоторых есть повествование и даже кинодраматургия. Фильмы BuFA как таковые и их последующее использование в военной кинохронике имперской Германии представляют собой пример ранних, еще несформировавшихся документальных фильмов, предвещая использование этого жанра в целях военной и идеологической пропаганды в двадцатом веке и позднее.

Перевод с англ. М. Теракопян

5. Более подробно о BuFA и ее деятельности см. Hans Barkhausen: Filmpropaganda fur Deutschland im Ersten und Zweiten Weltkrieg. Hildesheim 1982.

6. Wolfgang Miihl-Benninghaus: Vom Augusterlebnis zur Ufa-Griindung. Der deutsche Film im 1. Weltkrieg. Berlin 2004, p. 209.

8. Хроника или документальные фильмы обычно демонстрировались перед художественным, таким образом побуждая (или заставляя] зрителя посмотреть и то, и другое. Такая же тактика использовалась нацистской Германией в годы Второй мировой войны.

11. Martin Loiperdinger: World War I Propaganda and the Birth of Documentary, в книге: Daan Hertogs, Nico de Klerk (eds.): Uncharted Territory: Essays on Early Non-Fiction Film. Amsterdam 1998, pp. 25–31.

Читайте также: