Профессионально важные качества доклад

Обновлено: 02.07.2024

Любые человеческие способности имеют под собой психофизиологическую основу. Особое значение для проведения качественной профдиагностики имеет выделение профессионально важных качеств личности.

Профессионально важные качества личности определяются следующими параметрами:

- уровень физического и психического здоровья (которое определяет уровень работоспособности личности);

- психологические особенности личности.

Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её исполнения по параметрам производительности, качество труда и надежности. Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

В основе профессиональных способностей лежат свойства психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обеспечивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способности? На этот вопрос отвечает выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и операционных механизмах психики.

Под функциональными механизмами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменяются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координация движений обеих рук. Функциональными механизмами координации являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека.

Профессиональные способности начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, водителя транспортного средства, для судоводителя или хирурга.

Профессионально важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, например, профессионально важными и социально значимыми качествами личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная ответственность, высокий уровень трудовой и технологической дисциплины, сознательность; развитое техническое, оперативное и творческое мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуникабельность.

Конечно, особенности восприятия и воображения, координация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качествами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдательность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук.

Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психологические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта – соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, физическая сила и выносливость - пример ярко выраженных ПВК для многих видов деятельности.

Согласно А.В. Карпову, профессионально важные качества можно разделить на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

- абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

- мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

- анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Рисунок 28. – Структура профессиональной пригодности (по А.В. Карпову).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за её исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только "железки", но и всевозможные неметаллические материалы; ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты.

Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется точность, определённость действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять, технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области.

В технической деятельности, технических способностях следует различать три стороны:

- техническое понимание – умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;

- техническую исполнительность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;

- конструктивно-техническую деятельность – улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий.

Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение.

А . Оперирование словесными (вербальными) знаковыми сис­темами.

В словесной форме информация создается (лингвисты, истори­ки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы), размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов), анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации, нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати, почтальону, телефонистки, телеграфисты) (Кулагин Б. В., 1984.)

Б. Оперирование абстрактно-формализованными знаками (ма­тематический язык).

Широко распространены математические и химические знако­вые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метеорологи, статистики, программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию.

В. Оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (наглядно-схематическая документация).

Чертежники, картографы, топографы, штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин, механизмов, явлений.

Г. Оперирование наглядно-схематическими знаками как сред­ством отображения информации в системах управления (профессии диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы-технологи, машинисты (водители транспортных средств) и др.

Профессионал типа "человек - знаковая система" должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концент­рацией, переключением, распределением и устойчивостью); вер­бальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нерв­ной системы.

Оперирование различной формой знаковых систем требует со­ответственно и разных профессионально важных качеств. Так, если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими - хорошая образ­ная память и образное мышление.

Для этого типа профессий характерно деление на творческие профессии (художник, архитектор, модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикма­хер, косметолог, мозаичник).

Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям, например, для хореографа - к танцевально-музыкальным, для дирижера - к музыкальным и организаторским и т. д.

Выбор профессий, связанных с искусством, должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно субъективной (Смирнова Е. Е., 2003).

В этом типе можно выделить, профессии, связанные с природопользованием, охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог, океанолог, биолог, ботаник и др.

Большие требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями, необходима фи­зическая выносливость, сила, ловкость.

Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов - поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчиво­сти, психическим процессам.

Большая часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с людьми. Непременным условием успеш­ной профессиональной деятельности всех специальностей этого типа является профессиональное общение - необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна коммуникабельность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию), самообладание и выдержка, организационные умения.

Умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность - совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно, например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию - качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.

Внутри этого типа, по данным Кавериной (Шеховцова Л. Ф., 1997) выделяют шесть подтипов:

1 подтип - работники просвещения,

2 подтип - работники торговли и общественного питания,

3 подтип - работники социально-бытового обслуживания,

4 подтип - медицинские работники,

5 подтип - культпросвет работники культпросвет работники,

6 подтип - работники юстиции.

У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности:

2. Общительность как легкость вступления в общение.

3. Эмпатия - способность к сопереживанию.

4. Социальный интеллект - чистота, четкость, эмоциональная

5. Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность.

6. Внешность - экспрессия лица и поведения.

7. Умение управлять coбoй и другими людьми.

Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуаци­ях, и инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Основными направлениями сохранения здоровья человека от вхождения его в деятельность и до выхода из неё являются профессиональная ориентация с целью поиска наиболее подходящей работы для человека с учётом медицинских противопоказаний к определённым видам деятельности (антропоцентрический подход), профессиональный отбор и подбор персонала к деятельности с учётом профессионально важных качеств человека (в том числе и состояния здоровья) (профессиоцентрический подход), психологическое сопровождение профессиональной деятельности на этапах профподготовки, профадаптации и собственно профессиональной деятельности с целью своевременного определения, профилактики и коррекции возникновения недопустимых функциональных состояний, профессиональная реабилитация и психологическая подготовка человека к выходу на пенсию в целях профилактики возникновения болезненных расстройств при этом.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.


Профессионально важными качествами личности управленца являютсяличностные характеристики, которые обеспечивают максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности, проблема установления универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческогоранга, является весьма актуальной, так как ее исследование разрешит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.

Руководитель современного типа, менеджер — это лицо осуществляющее руководство предприятием или его подразделением, организующее, направляющее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных целей. При этом менеджер может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности. Специфика труда менеджера состоит в том, что решение производственных, экономических, технических и социальных задач он обеспечивает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Для руководителя необходимы следующие профессиональные качества — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, которые в комплексе обеспечивают успешность его работы на конкретной управленческой должности, эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов, при исследовании профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным является функционально-деятельностный подход, который выявляет искомые качества на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней формирования выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Социальный интеллект — способность понимать и правильно толковать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела, без этого качества руководителю крайне затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, который будет способствовать экономическому успеху организации.

Практический интеллект — способность человека думать критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно применять свои знания и опыт в решении практических задач, это необходимое качество, но не достаточное, эффективность управленческой работы в равной мере зависит, как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми, Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Адекватная самооценка — показывает в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения, неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, руководитель дает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что руководитель берется выполнять непосильные задачи, в свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

Определено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и содействующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности, чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает, поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня.

Профессиональные знания — определено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем нужных узкоспециальных знаний уменьшается, так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог, однако топ-менеджер должен знать, отвечают ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции, т. е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах [5].

Характер труда менеджера определяется тем, какие функции он реализует как руководитель, интегрируя систему управления в единое целое, направляя и координируя действия нижестоящих ее звеньев.

По мнению специалистов, в современных условиях для успешного управления деятельностью коллектива необходимо, чтобы каждой фазе жизненного цикла предприятия соответствовал определенный тип руководителя, который в состоянии принимать наиболее правильные управленческие решения.

Труд менеджера, как следует из вышеизложенного, — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь отдельных производственных подразделений и единство производственного процесса в целом. Менеджер объединяет работников различных специальностей: проектировщиков, маркетологов, инженеров, экономистов, бухгалтеров, психологов и т. д., работающих под руководством менеджера, управляющего отделом, производственным подразделением или фирмой в целом (рис. 1).


Рис. 1. Схема управленческой деятельности руководителя

Свойственные рынку риски и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности в принятии решений и ответственности за них, способствуют поиску оптимальных экономических, организационных и научно-технических решений в отношении нововведений. Поэтому к современному менеджеру любого уровня предъявляются весьма высокие профессиональные требования.

Основные из них:

 наличие общих знаний в области управления предприятия определенной сфере деятельности;

 компетентность вопросов технологии производства в конкретной отрасли;

 владение навыками администрирования и предпринимательства, умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и творчество;

 способность принимать обоснованные и компетентные решения на основе анализа ситуации и знания возможности коллектива;

 в наличии практического опыта в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых фирма уже работает или намеревается работать;

 умение анализировать деятельность и действие конкурентов;

 способность предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, способности спроса, меры государственного регулирования экономики;

 знания делового потенциала своих подчиненных, их способностей и физических возможностей выполнения конкретных поручений;

 гражданственность, требовательность к себе и к другим, высокий уровень общей управленческой культуры.

Можно утверждать, что успех дела обеспечен, если менеджер:

 знает суть дела, которых занят сам и то, что прилагает делать коллективу;

 понимает экономические и социальные условия, которые организуется деятельность;

 умеет организовать, координировать направлять и контролировать деятельность подчиненных в соответствии с общими целями и задачами организации;

 обладает настойчивостью, убежденностью и способность убеждать других, высокими нравственными качествами;

 имеет необходимую профессиональную подготовку и опыт работы в данной сфере деятельности и в системе менеджмента;

 в состоянии переносить физические и нервные нагрузки, оставаясь выдержанным, вежливым, рассудительным (рис.2).

http://www.science-education.ru/i/2013/6/6822/image007.jpg

Рис. 2. Профессионально важные качества руководителя

Таким образом, из всего вышеизложенного в первой главе можно сделать вывод о том, что стиль руководителя в современной рыночной экономике, его способность руководить, корректировать формы и методы воздействия на подчиненных не всегда приводят к нужным положительным результатам деятельности коллектива.

Главным условием эффективного руководства в современной действительности являются, прежде всего, знание дела и достаточно высокий профессионализм, и интеллект менеджера.

  1. Лилеева З. А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: Как руководитель организации. — М.: Статистика, 1997. — С.92.
  2. Эскиев М. А. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014 Гайрбекова Р. С. Юсупова Т. А.
  3. Чажаев М. И. Эскиев М. А. Современные проблемы государственного управления. Современные проблемы науки и образования
  4. Эскиев М. А. Чажаев М. И. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности регионов России. Экономика и предпринимательство№ 6 (ч.2) (59–2) 2015 г.
  5. Словарь-справочник

Основные термины (генерируются автоматически): качество, способность, деятельность, задача, знание, качество руководителя, менеджер, решение, руководитель, социальный интеллект, сфера деятельности, технология производства, успех дела.

Похожие статьи

Социальный интеллект как фактор успешности.

Чем выше социальный интеллект, тем выше успешность руководителя в профессиональной деятельности.

Литература: Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков. — М.: Изд-во УРАО, 2001. — 112 с.

Факторы успешности современного руководителя: социальная.

Деятельность руководителя достаточно сложна, многообразна и многоаспектна, ее операциональный состав плохо изучен и не охватывается современными научными

Связь интеллектуальных качеств и успешности менеджера [3].

Общий интеллект.

Значение и роль руководителя в деятельности организации

система управления, Россия, менеджер, управленческая деятельность, роль руководителя, социальное управление, муниципальная служба, общая система, профессиональная деятельность руководителя.

Профессиональные и личностные качества менеджера

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера

- проведение презентаций. Качества, обеспечивающие успешность выполнения.

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале.

Специфика решаемых руководителями задач предопределяет преимущественно

Оценка эффективности деятельности руководителей — это один из путей диагностики успешности

Руководство — это способность руководителя оказывать влияние на отдельных лиц и группы.

Психологические аспекты исследования факторов карьерной.

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя.

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива.

Качества руководителя можно условно разделить на две группы.

Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер.

Персональный менеджмент как фактор повышения эффективности.

3) корректировка целей, задач и содержания деятельности руководителя по выявленным отклонениям.

2.Самодисциплина 3. Личная организованность4.Знание технологии личной работы. 5.Способность делать себя здоровым.6.Эмоционально-волевой.

Методологические аспекты формирования системы персонального.

Руководитель — это сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения:

1) область приложения сил человека (как субъекта труда);

2) общность людей- профессионалов;

3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;

4) деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.

Схожее по смыслу определение дано А.К. Марковой: профессия- это исторически возникшие нормы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

Профессионально важные качества Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.

Профессионально важные качества

Но для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества.

Понятие профессионально важных качеств было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым. Он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения

Понятие профессионально важных качеств

было введено в отечественную психологию В.Д. Шадриковым.

Он понимал под системой ПВК – индивидуальные качества субъекта деятельности,

влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения

А.В. Карпов выделяет четыре группы профессионально важных качеств, которые образуют в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

А.В. Карпов выделяет четыре группы профессионально важных качеств, которые образуют в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

АБСОЛЮТНЫЕ ПВК свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

АБСОЛЮТНЫЕ ПВК

свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПВК

мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот)

мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности.

Высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот)

АНТИ-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности.

свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности.

Все профессионально важные качества можно условно разделить на две категории: ведущие профессионально важные качества - базовые профессионально важные качества характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности ; имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, занимают центральное место во всей системе качеств .

Все профессионально важные качества можно условно разделить на две категории:

ведущие профессионально важные качества -

базовые профессионально важные качества

характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности ;

имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, занимают центральное место во всей системе качеств .

БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА Моральные Организаторские Деловые Интеллектуальные Психологические Волевые Физические Внешние

БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Организаторские

Интеллектуальные

Психологические

Для каждой профессии существует помимо базовых ПВК, еще и ведущие ПВК, которые определяются для каждой профессии соответственно.

Для каждой профессии существует помимо базовых ПВК, еще и ведущие ПВК, которые определяются для каждой профессии соответственно.

Для этого используются ПРОФЕССИОГРАММЫ -характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Для этого используются ПРОФЕССИОГРАММЫ -характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Необходима специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Важны личные качества: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми, терпение.

Важными оказываются личностные качества

  • склонность к творчеству,
  • любовь к природе, всему живому,
  • хорошая наблюдательность,
  • а в ряде случаев особое терпение, настойчивость, выдержка,
  • способность к планированию и прогнозу
  • самостоятельность в мышлении и поведении.

Профессионал типа "человек - знаковая система" должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концентрацией, переключением, распределением и устойчивостью); вербальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нервной системы.

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи

Читайте также: