Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе фгос доклад

Обновлено: 05.07.2024

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. В связи с переходом к профильному обучению в старших классах встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса на уроках биологии, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Это объясняется направленностью профильного обучения на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Поэтому сегодня в центре внимания педагогов находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов.

В ходе работы над проектом пришли к выводу о том, что организация деятельности обучающихся по выполнению проекта или учебного исследования может включать в себя три этапа: подготовительный, экспериментальный и аналитико-результативный, которые обусловлены структурой данных видов деятельности.

Первый этап – подготовительный – включает изучение и анализ литературы по проблеме; выбор и теоретическое осмысление темы; определение исходных позиций; разработку экспериментальной части; подготовку к проведению эксперимента.

Второй этап – экспериментальный – связан с экспериментальной проверкой и уточнением теоретических положений; реализацией совокупности процедур проектной и исследовательской работы.

Третий этап - аналитико-результативный – предполагает анализ и оценку результатов работы, её оформление, формулировку выводов и представление результата деятельности [4, с.4].

При разработке учебно-исследовательской и проектной деятельности следует учесть тот факт, что процесс проектирования на ступени основного общего образования осуществляется в несколько стадий.

На переходном этапе в учебной деятельности обучающихся 5-6-х классов преобладающим является использование проектных задач. В этом случае доминирующим фактором является то, что проектная задача, представленная через систему заданий, позволяет задать возможные стратегии ее решения. При этом для решения такого типа задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы, но, в тоже время, у них формируются такие способности, как:

- рефлексия, связанная со способностью обучающегося анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки;

- целеполагание, связанное с умением ставить и удерживать цели;

- коммуникация, проявляющаяся в умении обучающегося взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование. Проектная форма учебной деятельности учащихся представляет собой систему учебно-познавательных, познавательных действий школьников, осуществляемых под руководством учителя и направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Соответственно проектная деятельность на данном этапе представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие обучающегося основной школы [4, с.5] .

Организация успешной проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уровне начального общего образования (НОО) предполагает:

1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2) наличие практической, теоретической или социальной значимости предполагаемых результатов;

3) возможность самостоятельной работы учащихся в различных формах (индивидуальной, парной, групповой);

4) структурирование содержательной части проекта;

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6) представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.).

Главным результатом проектной деятельности, проводимой мною с детьми, считаю создание атмосферы поиска, потребности в общении, желания поделиться открытиями с другими, создание педагогических условий для формирования коммуникативных и регулятивных компетенций школьников: умение представлять себя устно и письменно, овладение разными видами речевой деятельности. В результате выполнения намеченных действий, можно утверждать следующее:

- создаются условия, необходимые для формирования самостоятельной, активной, творческой личности учащихся.

Таким образом, важность проектно-исследовательской деятельности в сфере образования придаётся в связи с тем, что в её режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и актуальные компетенции обучающихся, обусловленные условиями ФГОС.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

hello_html_b9af3de.jpg

Подготовила:

учитель начальных классов

Расулова Джамиля А.

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Проектная деятельность - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования :

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские умения — это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Образовательная : активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая : развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; представлять результаты исследования.

Воспитательная : создание продукта.

Виды учебных исследований:

по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.

Процесс реализации исследовательской деятельности.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи :

• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ) ;

• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

С помощью проектов можно обучить:

1) выявлять и формировать проблемы;

2) проводить анализ проблем;

3) находить пути решения;

4) работать с информацией;

5) находить необходимый источник;

Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. П роект – это “пять П”:

2.Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.


Этапы работы над проектом :

1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта.

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.

Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

Виды проектов.

Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными . Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты , выполняемые в рамках одного предмета, м ежпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения : урочные и внеурочные.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.


Оценить 3096 0

Логвинова Галина Викторовна

РМО учителей физики и математики Тимского района

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся являются актуальными направлениями работы учителя с детьми.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования:

определение целей и задач проекта,

создание плана, программ, направленных на реализацию целей и задач проекта,

организация деятельности по реализации проекта

осмысление и рефлексия результатов деятельности.

Существует следующая классификация проектов:

Приключенческие, игровые, ролевые

Анализ данных социологического опроса;

Главы из несуществующего учебника

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных; Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Я, как учитель физики, активно внедряю в своей педагогической деятельности проектные и исследовательские методы обучения детей. Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

Важно научить учащихся:

 Составлять план исследований;

 Подбирать необходимые приборы и материалы;

 Собирать необходимые установки;

 Проводить исследования и формулировать выводы.

Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований. Например:

 Почему жужжит пчела?

 Что поднимает в воздух самолёт?

 В чём причина полярных сияний?

 Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?

 При изучении физической теории;

При решении задач;

При проведении демонстрационного эксперимента;

При выполнении лабораторных работ.

А также провожу:

 Исследования в рассказах;

 Исследования практических вопросов;

 Исследования с помощью самодельных приборов;

 Исследования дома и на улице;

 Проектную исследовательскую деятельность учащихся.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни.

В качестве примера организации проектно-исследовательской деятельности рассмотрим урок в 8 классе по теме: "Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”. Эта тема изучается после темы "Работа и мощность тока”, то есть учащиеся уже знакомы с этими величинами.

При традиционной технологии расчет электроэнергии бытовыми приборами осуществляется на примере решения стандартных задач из сборника задач по физике. При получении результата проводится небольшой сравнительный анализ и делается вывод о том, какие приборы потребляют большее количество электроэнергии и дороже обходятся. Исследовать нечего, весь творческий поиск сводится к нахождению расчетной формулы и выполнению математических действий. Развивающий потенциал такого подхода практически стремится к нулю. Факторы для поиска проблем и целей исследования необходимо искать в анализе явлений, процессов, ситуаций. Для создания таких факторов на данном уроке я рекомендую в календарно-тематическом плане несколько изменить последовательность изложения материала. Разделить урок "Работа тока” и "Мощность тока”. На предыдущем уроке необходимо ввести формулу нахождения стоимости электроэнергии и понятие тарифа. Данный урок станет основанием для введения величины "Мощность тока”.

Следующим уроком будет урок отработки навыков решения задач, при этом будут серьезные основания и аналитические данные для оценки полученных результатов задач. Необходимо обеспечить потребность в знаниях или умениях, которым посвящается урок, сформировать мотив к обучению, то есть желание изучать данный материал. Познавательный мотив – один из главных, он связан с интересом заранее, в котором акцентируется внимание зрителей на том, как мы привыкли использовать электроэнергию: одновременно работают несколько электроприборов, многие из них переходят в режим ожидания, в помещениях горит свет, не смотря на светлое время суток. После просмотра видео - ролика ученикам предлагается выделить проблему не рационального использования электроэнергии, которую предстоит решить на уроке. Учитель наводящими вопросами уточняет, а в чем же проблема лично для нас, для общества и государства?

Формулируется проблема: Нерациональное использование электроэнергии приводит к высокой ее стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов.

Ставится цель урока: Рассчитать стоимость электроэнергии бытовых электроприборов. Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов. Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии.

После постановки целей, важно повторить изученные величины, такие как работа тока, стоимость электроэнергии, тариф. Для перехода к этапу формулирования гипотезы важно показать практическое применение физических характеристик, связанных с работой тока. Например, каждой паре учащихся предложить в технических паспортах электрических приборов определить параметры эксплуатации, такие как рабочая мощность, напряжение, частота тока. Записать на доске. Сравнить полученные результаты и попробовать выдвинуть гипотезу о том, как будет зависеть работа тока и стоимость представленных устройств от приведенных характеристик. Учащиеся обнаруживают, что расхождения в характеристиках устройств, сводятся к различной мощности. Значит, делается вывод, что работа тока будет зависеть от мощности, а как? При просмотре видео-ролика, вы наверное обратили внимание на то, что некоторые устройства переходили в режим ожидания, т.е. само устройство не работало, но полностью отключено от сети не было, об этом сигнализировала маленькая красная лампочка (плойка). Как вы думаете, расходуется ли электроэнергия на работу устройства в режиме ожидания? Много ли расходуется энергии? Выдвигаются гипотезы учащимися и фиксируются на доске. Следующий важный вопрос: а откуда берется электроэнергия? Предложить подумать, а не наносит ли вред окружающей среде выработка электроэнергии для работы указанных устройств? Почему в последнее время так актуален вопрос о переходе на люминесцентные лампы? Может быть существуют устройства, которые дают тот же результат, но не наносят такого вреда окружающей среде и позволяют сэкономить бюджет. Все выдвинутые гипотезы необходимо зафиксировать на доске или на слайде презентации.

Ставятся задачи урока: 1) исследовать, от чего зависит стоимость электроприборов 2) исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии, 3) изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии, 4) выяснить, какие источники электроэнергии существуют, каковы их преимущества и недостатки 5) рассмотреть способы экономии электроэнергии.

Для решения поставленных задач используем коммуникативный мотив. Коммуникативный мотив – связан с необходимостью общения, делового сотрудничества, взаимодействия. Для этого класс делится на группы. Классу предлагается совместное выполнение поставленных задач при условии, что каждая группа будет делать свою часть исследования. В этом случае каждый член команды оказывается участником созидательного процесса, проходит под руководством учителя все этапы творческой деятельности. Такая работа способствует развитию исследовательских навыков у всех членов команды. Даже слабые школьники "заражаются” творчеством и делают свои небольшие открытия. Под дифференцированном подходом принято понимать обеспечение различных условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся при усвоении предметного содержания. Интегративно-дифференцированный подход представляет собой соединение этих, казалось бы, исключающих друг друга подходов и может обеспечить как достижение целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения. При этом создаются условия для формирования ключевых компетентностей личности, имеющих надпредметное содержание, а также личностной компетентности для самоопределения, саморазвития и самораскрытия, к узнаванию нового. Вызвать познавательный мотив на данном уроке, можно показав видеоролик отснятый.

Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.

Приведу примеры конкретных уроков, целиком посвященных исследовательской деятельности учащихся, используемой на уроке в качестве источника новых знаний.

Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учитель демонстрирует обычный опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Именно теперь учитель предлагает перейти к серьезному научному исследованию, т. е. выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.

Всякое исследование начинается со сбора и обсуждения фактов. Такие факты постепенно накапливаются в ходе беседы, когда учащиеся вспоминают различные явления природы и случаи из повседневной практики. Это помогает им сформулировать проблему урока и выдвинуть гипотезу.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Для этого на каждом столе приготовлены: рычаг, укрепленный на штативе, 2 стакана с водой, тела одного объема, но разной массы (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанные ниткой).

Таким образом, цикл научного исследования, на путь которого вступили ученики, оказывается замкнутым. Активность учащихся при проведении данного исследования способствует осознанию зависимости между конкретным и абстрактным содержанием темы, между практической и теоретической сторонами деятельности.

Аналогичны по методике проведения уроки в 8 классе при исследовании, от чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела, или в 11 классе при изучении законов колебания математического маятника. Естественно, что в 11 классе уровень теоретических обобщений и математической обработки результатов эксперимента должен быть значительно выше.

Какова сила тока в различных участках цепи?

Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках?

Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. В указанном документе говорится, что нужно изучать в школах те способы и технологии, которые пригодятся в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Среди разнообразных направлений современных образовательных технологий ведущее место занимают исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

Совокупность документов (расчетов, чертежей и т.д.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия.

Это может быть предварительный текст какого-либо документа.

Какой либо замысел или план.

В свою очередь проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Рассмотрим более подробно особенности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на примере реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО).

Организация исследовательской деятельности школьников.

Требования ФГОС к организации исследовательской деятельности школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Согласно ФГОС школьники должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся становится особенно актуальной.

Таким образом, обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки, формируемые у школьников на уроках.

Под специальными исследовательскими знаниями в данном контексте следует понимать специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:

– умение видеть проблемы;

– умение задавать вопросы;

– умение выдвигать гипотезы;

– умение давать определение понятиям;

– умения и навыки наблюдения;

– умения и навыки проведения экспериментов;

– умение делать выводы и умозаключения;

– умения и навыки структурирования материала;

– умения и навыки работы с текстом;

– умение доказывать и защищать свои идеи.

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Этапы исследовательской деятельности школьников.

Основными этапами исследовательской деятельности школьников являются:

Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

Выборка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

Определить последовательность проведения исследования.

Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы исследования:

– тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать;

– тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

– тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

– тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

– помогая учащимся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами себя чувствуете одаренным;

– педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Значение проектной деятельности для достижения требований ФГОС

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Введение проектной деятельности в школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта .

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Сущность, понятие, классификация проектов.

Целевые ориентации могут задаваться условиями, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:

интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

индивидуальный подход в определении знаний для каждого учащегося определяется исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

Классификация проектов очень разнообразна. Знание различных видов проектов позволяет учителю выбрать именно тот проект, который необходим в конкретной учебной ситуации. Проекты бывают персональными и групповыми. И те и другие имеют преимущества и недостатки. Как правило, первый проект, предлагаемый детям, разрабатывается всем классом или достаточно большими группами учащихся, а уже второй проект может иметь различные решения. Всегда находятся ученики, которым по объективным или субъективным причинам легче работать индивидуально, а не в группе.

Хотя существуют международные , региональные , внутришкольные и внутриклассные проекты, только последний тип проектов может существовать в рамках классно-урочной системы. Конечно, это будут так называемые монопроекты , предполагающие интеграцию знаний из разных научных областей на стадии подготовки продукта, но реализующиеся в одной области знаний. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время.

В 1910 году американский ученый Коллингс предложил классификацию учебных проектов, которая включала: проекты игр (танцы, постановки и т.п.), экскурсионные проекты (изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью), повествовательные проекты (создание текстов, картин, музыкальных произведений), конструктивные проекты (изготовление различных предметов).

Сегодня классификация изменилась и представляет собой следующее.

Практико-ориентированный проект имеет целью решение социальных задач. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную заказчиком проблему.

Информационный проект разрабатывается для сбора информации о чем-либо с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

Исследовательский проект по структуре похож на научное исследование. Отметим, что А.И. Савенков не признает подобный вид проектов и проводит резкое разграничение между проектами и исследовательской деятельностью, признавая необходимость в школе обеих форм работы.

Творческий проект предполагает создание альманахов, сборников, театральных постановок, фильмов и т.п.

Ролевой проект считается одним из самых сложных, так как участники проекта, выбирая для себя роли литературных или исторических персонажей, до презентации проекта не могут предсказать его конечный результат.

Существует и особый вид проектов, возникший сравнительно недавно, – телекоммуникационный проект. Телекоммуникационные проекты подразделяются в вою очередь на несколько групп.

Языковые (лингвистические), направленные на формирование речевых умений и навыков, изучение фольклора и др.

Культурологические проекты, направленные на изучение историко-географических, этнографических, политических особенностей.

Игровые проекты, направленные на изучение специфических терминов, профессиональное моделирование.

Развитие телекоммуникационных проектов тормозится отсутствием необходимого технического оборудования в школах.

Методические аспекты организации проектной деятельности в школе.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом могут быть различными, последовательность и содержание каждого этапа могут зависеть от возраста учащихся, особенностей темы проекта, конкретной учебной ситуации и т.п.

Общие этапы работы над проектом могут формулироваться следующим образом:

Конструирование проектных заданий

Дидактическим средством, обеспечивающим продуктивную де­ятельность школьника в проектировании служит проектное зада­ние . Проектное задание со­ставляется педагогом – руководителем проекта. Это довольно слож­ный, но необходимый процесс в проектировании. Для составления проектного задания педагогу необходимо максимально расширить свои собственные познания по рассматриваемой теме, вникнуть в суть проблемы, найти перспективные точки, которые в дальнейшем обеспечат продукт проекта.

В ходе практической работы обозначились методические требо­вания , которым должно соответствовать проектное задание по фор­ме и содержанию:

Текст проектного задания должен быть изложен доступным для понимания ребёнка этого возраста языком. Содержание зада­ния должно быть интересным для учащегося и мотивировать его к поиску оригинального решения проблемы. Для этого найденная в разных источниках информация по теме перерабатывается состави­телем в несложный и увлекательный по мере возможности текст.

По возможности в задание включается какой-либо вариант действенного показа проектного продукта.

При составлении задания необходимо учесть, какие получен­ные предметные знания ребёнок сможет реально применить при ра­боте над проектом.

Соблюдение в проектном задании всех перечисленных требова­ний можно считать идеальным вариантом, которого, по всей види­мости, при работе с разными, порой неожиданными и сложными для воплощения темами достичь в конкретном проекте достаточно труд­но. К тому же предложенный вариант конструирования проектно­го задания нельзя считать окончательным и свободным от критики. Собственное видение педагогом методических проблем ученическо­го проектирования подскажет ему возможно наиболее продуктив­ный вариант составления проектного задания.

Читайте также: