Проектная деятельность на уроках английского языка по фгос доклад

Обновлено: 05.07.2024

Применение проектной методики на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС.
Нововведения XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Современный человек все больше обращается к культуре, что определяет специфику культурной самоидентификации его личности, осознания ценности его национальных традиций, наряду с толерантным отношением к культуре других народов и стремлением к взаимопониманию между людьми разных культур. Современная школа обязуется приобщить к этим идеям наших детей, а иностранный язык даёт ей богатейшие возможности для этого.

Необходимость постоянного совершенствования системы образования обусловлена социальными переменами , происходящими в обществе. Современное общество диктует необходимость повышения качества знаний, совершенствования умений и навыков и уровня воспитанности школьника. В соответствии с этим, школа нуждается в разработке, внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий. Задача преподавателя иностранного языка в первую очередь заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся, и одновременно развитие навыков владения определенными языковыми средствами.

В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.

К современным педагогическим технологиям относят:
- обучение в сотрудничестве,
- проектную методику,
- игровую методику,
- здоровьесберегающие технологии,
- новые информационные технологии.
Их цель заключается в повышении эффективности образовательного процесса.

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.

В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося.

Метод проектов позволяет преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие.

Актуальность методической разработки состоит в том, что в связи со стремительным изменением жизни и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества.

Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,
- культуру общения,
- умение формулировать собственные мысли,
- умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
- умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве,
- умения и навыки использования современных компьютерных технологий,
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,
- умения применять накопленные знания по предмету,
- критическое и творческое общение

Преимуществами проектной методики являются следующие:
- возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для каждого участника проекта
- повышение активности учащегося
- возможность обращения к дополнительным источникам информации
- обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации
- возможность применения разнообразных предметных и межпредметных знаний, умений и навыков
- возможность практического применения языковых знаний – возможность сформировать необходимые умения и навыки речевой деятельности, лингвистическую компетенцию
- возможность реализации активной устной практики для каждого ученика

- возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы
- возможность оценивать действительность, и проектировать необходимые изменения для улучшения жизни.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности это:
• Направленность на достижение конкретных целей
• Координированное выполнение взаимосвязанных действий
• Ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом
• В определённой степени неповторимость и уникальность

На уроках английского языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.

2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.

4. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.

5. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.

6. Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.

7. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.

8. Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Этапы работы над проектом:
1. Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.

2. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе я считаю очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся.

3. Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, т.к. на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.

4. Презентация – это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта.
Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность.
Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

- Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.

- Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.

- Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.

- Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.

В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.

Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:
- Организация работы.
- Дополнительная нагрузка.
- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.
- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- Оценка работы учащихся.
- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость.

При работе над проектами у учащихся также возникают трудности:
- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- Трудности в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- Трудности логического связного построения текста.
- Трудности взаимодействия с другими учащимися.
- Трудности в работе со справочным материалом.
- Трудности оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных технологий на уроках английского языка. Использование новых технологий предполагает развитие новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа учащихся должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся на уроке английского языка может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

На уроках английского языка я регулярно использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов. Я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.
Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся, т.е. имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.

Метод проектов является одним из востребованных методов, начиная с раннего обучения детей иностранному языку. Главная наша задача, как педагогов – заинтересовать, мотивировать ребёнка и вовлечь его в атмосферу деятельности. На своих уроках я сочетаю метод проектов с использованием ИКТ, т.к. считаю, что в настоящее время это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая осуществить деятельностный подход в обучении успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции моих учеников. Кроме того, применение ИКТ является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.

Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на их опят, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления.

С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(по теме самообразования)

Докладчик: Фатыхо ва Л.Ф. , учитель английского языка МОБУ СОШ №4 им.А.Я.Першина, г.Благовещенск РБ;

Тема: Проектная деятельность на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

Для современного учителя использование проектов, казалось бы, уже давно используемый метод на уроке. Он успешно сочетается с любым учебником и другими учебными средствами. Но до конца ли мы осознаём важность этого удивительного метода? Какой глубокий смысл заложен в нем? Что он даёт ученикам?

На мой взгляд, проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, она помогает преодолению боязни говорить на иностранном языке. Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Использование метода проекта превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.

Данный метод возник в 1920-е годы прошлого столетия в США и связывался он с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Создание проектов на уроках английского языка способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть продемонстрирован в самых различных формах: презентация, статья, графики, альбом, книги, коллаж, брошюры и другие, которые затем представляются в классе.

Основным результатом работы над проектом будет актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их применение в новых нестандартных условиях.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как обязательное домашнее задание, а как интересное творческое занятие. В период выполнения проектов развиваются многие учебные навыки:

1. Социальные : умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

2. Коммуникативные : учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

3. Мыслительные : дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.

4. Исследовательские : учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Следует помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т. п. Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение лаконично излагать свою мысль.

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

Метод проектов изменяет и отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации.

Главной особенностью проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, которое отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре.

Для того чтобы данный метод успешно работал и приносил положительные результаты, необходимо правильно организовать проектную работу.

Итак, существуют определенные этапы проектирования, реализации и презентации проекта:

Определение темы. Очень важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, предлагаемая учащимся, должна быть для них актуальной и интересной.

Определение формы представления проекта.

Определение времени для подготовки проекта.

Самостоятельная работа учащихся по сбору информации. Это самый трудоёмкий и продолжительный этап работы. Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, учащиеся делятся на группы: в каждой группе есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию или красиво оформить постер. Одна из важных целей работы — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. Роль учителя координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Конечно, основная поисковая работа ведётся во внеурочное время, но и на уроке нужно обязательно отводить время, чтобы потрудиться над проектом. На переменах до или после урока учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, учащиеся сами обращаются к учителю, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями.

Защита проектов. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.

• Завершается работа коллективным обсуждением , объявлением результатов (оценок), формулировкой выводов. На мой взгляд, это очень сложный этап для педагога. Здесь нужно проявлять чуткость и внимательность к каждому учащемуся. Оценка за творческую работу должна быть только положительной. Конечно же, учащиеся должны знать и критерии оценки: соответствие темы проекта, полнота, логичное изложение материала, наличие оригинальных находок, эстетичность. При защите проекта учитывается фонетическая, грамматическая и лексическая правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении. Кроме отметок можно ввести специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”, “приз зрительских симпатий” и т. д. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Названные шаги могут варьироваться, изменяя их количество, в зависимости от тематики, возраста участников, временных рамок. В день защиты проекты можно вывесить в классе или школьном коридоре. Они висят несколько дней и привлекают внимание других детей, изучающих английский язык. Ребята с удовольствием рассматривают их, угадывают героев, читают, замечают недостатки.

В практике используются следующие виды проектов:

Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Проектная деятельность в моей практике.

Последнее поколение детей с раннего возраста находилось в окружении компьютеров, планшетов, смартфонов и других всевозможных гаджетов, поэтому применение ИКТ – это не только требование установленное ФГОС, но и требование современного ребенка. Для учителя ИКТ - это не просто веяние моды на новые ФГОС, это инструмент, позволяющий не только решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, повышать мотивацию, а значит и качество своей работы, но и сделать занятия более продуктивными, современными, интересными и увлекательными для своих учащихся.

Я использую различные варианты проектов и пути их реализации. Наибольшее распространение в моей практике преподавания иностранного языка получили и монопроекты (это разрешение проблемного вопроса одного ученика) и коллективные проекты ( предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся).

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников.

Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся.

Нельзя сказать, что все проекты успешны, но это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Эта форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.

Нажмите, чтобы узнать подробности


В настоящее время в практике обучения иностранным языкам широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления.

Применительно к уроку иностранного языка, проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку
4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики — особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
• Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
• Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
• Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы к уровню образования в современном мире, я применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Я работаю по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой ” Rainbow English” И метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей — расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка — ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо — до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.

Проект осуществляется по определенной схеме:
1 этап. Погружение в проект
— формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися
— практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный
— выбор и организация группы участников проекта,
— определение направления работы, распределение ролей
— формулировка задачи для каждой группы,
— способы источников информации по каждому направлению.
— составление детального плана работы

3 этап. Осуществление деятельности
— Поиск необходимой информации,
сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
— Изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
— Изготовление продукта.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.
— На этом этапе определяются способы обработки полученных данных.
— Демонстрация творческой работы.

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков: рефлексивные, исследовательские, навыки оценочной самостоятельности, умение работать в сотрудничестве, менеджерские, презентационные.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка на уроках:

Игровыеролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов. Например,

Проект “My Ideal Day Out / Мой идеальный день” (6 кл.)

Сетевые проекты – межмуниципальные, областные и всероссийские конкурсы и фестивали в сети Интернет.Мои ученики с успехом участвуют в международных и всероссийских олимпиадах по английскому языку.

Я стараюсь использовать проектный метод в начальных, средних и старших классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.

Любой из видов проекта предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала.

В заключение хотелось бы сказать, что подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса — выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.

Я убеждена в том, что учение должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых компетенций. Проект — это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.

Надеюсь, что и большинство наших школ вскоре также будет оборудовано по последнему слову техники и выполнение проектных заданий станет еще интереснее и плодотворнее.

Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на ФГОС второго поколения четко определили приоритеты общего среднего образования, где главными задачами школы являются духовно-нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Для того чтобы формировать такие умения, необходимо использовать в обучении деятельностные технологии.

Одной из современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, является метод проектов, который создает условия для развития обучающихся, обеспечивающих их самоидентификацию посредством личностно-значимой деятельности. Этот метод стимулирует интерес обучащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем. Самый главный принцип внедрения метода проектов – это применение обучащимися полученных знаний на практике и понимание их значения в своей личной жизни.

Метод проектов - это такая технология, по которой обучающиеся или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, редактирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.

Используя метод проектов в своей практике, мы видим, что, работая в составе группы по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и осуществляет самостоятельную организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [9]

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения данной проблемной ситуации начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы и искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности;
  • умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении обучающихся;
  • является платформой для реализации метапредметных УУД и метапредметных технологий (метапредмет).

В зависимости от доминирующей деятельности обучающихся можно использовать разнообразные виды проектов: творческие, исследовательские, ролевые, игровые, прикладные, информационные и т.п. Такое разнообразие вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Проект – средство реализации метапредметных технологий

Почему именно проект? Навыки, получаемые при работе по данной технологии, позволяют реализовать метапредметные УУД.

При работе над проектом происходит взаимосвязь организованности деятельности и мыследеятельности знания, знак, проблема, задача. В основе любого проекта стоит проблема, которая выявляется в процессе обсуждения. Далее проблема переводится в пакет задач, выделяются способы действий, цели, и схематизируются эти разные способы действия. При этом стоит выявлять традицию и знания, стоящие за каждым из мнений. Потом задачи классифицируются, определяется организационная форма для данного коллектива, обеспечивающего решение задач. Создается план решения задач.

Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.

Проект в системе уроков английского языка

В своей профессиональной деятельности использую проектную технологию в системе на разных уровнях образования.

С 2007 учебного года в своей педагогической практике использую УМК „Английский с удовольствием“ / “EnjoyEnglish” М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой и др. (2–11 классы), где проекты включены в содержание УМК.

Курс основан на деятельностном подходе и каждый урок является отдельной „историей“ с понятным и близким детям сюжетом. Проектные работы, предлагаемые в конце каждого раздела учебника, позволяют школьникам интегрировать знания, полученные как на уроках английского языка, так и на занятиях по другим предметам, для решения актуальных жизненных проблем на английском языке, а также для реализации собственного творческого потенциала.

В 5-6 классах предпочтение отдается информационным, творческим или игровым, краткосрочным (1-2 урока) с открытой координацией проектам, когда учитель планирует каждый этап проекта, следит и направляет, при необходимости организует отдельные этапы. Проекты завершают работу над разделом и позволяет обобщить все изученное.

В 7-8 классах предпочтение отдается творческим, игровым, информационным или прикладным проектам, результаты которых ориентированы на социальные интересы участников проекта.

В старших классах предпочтение отдается исследовательским работам. (Приложение 7)

Необходимо, чтобы все эти этапы были логически взаимосвязаны. Рассмотрим, как метод проектов может быть использован на уроках английского языка.

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли.

Мы используем метод проектов:

1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

3. Чтобы обучающиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент делается на самостоятельную работу обучающихся;
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для обучащихся и являющийся социально значимым для них;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью;
  • наглядное представление результата.[6]

Цель применения данной технологии заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами, что способствует повышению качества знаний и мотивации.

Представляем результаты тестов (Рис 1, 2) в этих группах.


Представляемая мною методическая разработка прошла экспертизу и опубликована на муниципальном уровне. (приложение 8)

Подготовительный этап

Проводится подготовительная работа, обеспечивающая языковые и речевые умения школьников. Содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений обучающихся могут служить тексты из учебника. Сам учитель может подобрать тексты для чтения или аудирования.

Первый этап: проблема

Второй этап: планирование

На втором уроке работы над проектом происходит формулирование задач и тем исследования. Работа проводится фронтально.

Далее класс делится на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает свой объект предмет исследования. Например, достопримечательности Лондона, связанные с Королевской семьёй или парки Лондона. Происходит обсуждение плана исследовательской деятельности. В результате участники каждой подгруппы должны получить план своей исследовательской деятельности. Учитель оказывает консультации и помощь группам в распределении обязанностей каждого участника группы.

Третий этап: путь/поиск решения

Выполнение проекта происходит самостоятельно, в основном во внеурочное время в течение недели. На этом этапе происходит поиск, отбор и обработка необходимой информации.

Четвёртый этап: продукт

На данном этапе происходит выбор формы реализации проекта. Например, рисунки, буклеты, презентации, альбомы.

Пятый этап: презентация проекта

По данном этапе проводится защита проектов. Группы представили буклеты, фотоальбомы, путеводители по Лондону и мультимедийные презентации о достопримечательностях Лондона. (Приложение 9)

Итогом работы над проектом стал вывод: чем Лондон может покорить своих гостей?

Шестой этап: Портфолио. Рефлексия

На данном этапе осуществляется оценивание деятельности обучающихся и продуктов, где им предлагается оценить работу, ответив на ряд вопросов:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод проектов удачно вписывается в уроки – контроля знаний обучающихся, так как дает возможность учителю увидеть работу каждого и оценить уровень усвоения материала, а так же этот метод, благодаря личностно-ориентированному подходу, гарантирует успешность каждого участника проекта.

Данные разработки могут быть использованы коллегами не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, потому что использование проектов на уроках английского языка:

  • Во-первых, повышает у обучающихся интерес и активизирует их речемыслительную деятельность.
  • Во-вторых, способствует эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися.
  • В-третьих, повышает мотивацию к изучению английского языка, благодаря использованию новой информации и выполнению проектных работ; активность и самостоятельность в планировании своих работ; сознательность и творчество обеспечивают прочность развития УУД.

После использования данного проекта возрастает потребность к познанию культуры других народов.

Таким образом, перечисленные характерные черты метода проектов, его составляющие и достоинства свидетельствуют и доказывают, что использование данного метода на уроках английского языка, как одной из форм будет целесообразно и эффективно.

Читайте также: