Доклад школьный библиотекарь организатор детского чтения

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2255 0

В настоящее время проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Например, чтобы как-то привлечь нечитающих школьников младших классов, в библиотеке на стол я положила шахматы и шашки, игры с кубиком, раскраски. Теперь ребята на каждой перемене, едва прозвенит звонок с урока, бегут в библиотеку отдохнуть от уроков, поиграть в различные игры. Постепенно привыкая к библиотеке, видя, как их сверстники берут книги, они листают энциклопедии, журналы, а потом все-таки берут книги, рекомендованные мной и одноклассниками. Вот так ненавязчиво я стараюсь прививать интерес к библиотеке, а затем к книге и чтению.

Используя все возможности, я стремлюсь привлечь внимание детей к книге, пробудить желание взять ее в руки, полистать, почитать. Большинство социологов, проводящих исследования по детскому чтению, отмечают, что для многих учащихся школьная библиотека является первой и зачастую единственной в жизни. Все их чтение за пределами домашних библиотек, особенно в начальных классах, проходит в школьных библиотеках.

Подобные мероприятия привлекают детей к чтению, помогают обогатить и расширить духовный мир ребенка.

Книжные выставки в библиотеке расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. Тематические книжные выставки могут быть посвящены актуальным темам, знаменательным датам и т.д. В библиотеке организуются выставки в помощь учебному процессу.

Внедрение электронных технологий в работу школьных библиотек позволило применять новые формы работы – видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, электронные презентации, которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень. Учащихся среднего и старшего возраста привлекают такие формы работы, как литературные гостиные, познавательные игры, флешмобы, креатив-конкурсы, литературные квесты, акции продвижения книги, декады классической, научно-популярной, краеведческой и военно-патриотической литературы.

Для привлечения детей к чтению книг я использую различные формы и методы индивидуальной работы.

Для школьных библиотек наибольшее значение имеют беседы, так как позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики.

За недолгое время работы в школьной библиотеке я убедилась: чтобы ребёнок охотно шел в нее, надо встречать его с улыбкой, искренне и заинтересованно стараться помочь ему в выборе книг, чаще приглашать на интересные мероприятия. И тогда, видя наше неравнодушное отношение, он потянется к нам, ответит добром на добро. А это, я считаю, и является главным в нашей работе. Читатель должен чувствовать, что его любят и ждут в библиотеке.

Чтобы привлечь современное поколение читателей к чтению, к посещению библиотеки, мы должны стремиться идти в ногу со временем. Нужно не бороться с новыми источниками информации, а использовать их в своих интересах. Массовая работа с использованием инновационных, информационных и традиционных технологий, на мой взгляд, направлена на то, чтобы ученик с мероприятия вышел уверенным в своих способностях, с желанием продолжать больше читать и участвовать в следующих мероприятиях. Это участие в различных интернет - проектах, акциях, конкурсах районного, республиканского, российского и международного характера.

Всем участникам акции вручены сертификаты, и согласно положению, три самых активных участника, подаривших школе самое большое количество книг актуального содержания, награждены памятными подарками. Проведение акции дарения книг в школе станет ежегодной доброй традицией.

Большинство социологов, проводящих исследования по детскому чтению, отмечают, что для многих учащихся школьная библиотека является первой и зачастую единственной в жизни. Все их чтение за пределами домашних библиотек, особенно в начальных классах, проходит в школьных библиотеках.

В заключении хочется отметить, что все методы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-популярной литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируются социально-активные и конкурентоспособные граждане, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества.

Школьная библиотека оставляет в умах наших детей тысячи полезных фактов, интересных мнений, да и вообще огромное, необъятное количество информации. Роль библиотекаря как специалиста, знающего и любящего книгу, в новом веке не снижается, а становится все более значимой, так как в век электронных технологий книги остаются не только источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей.

В результате огромного количества перемен в жизни общества, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Стараюсь приложить максимум усилий, чтобы читателям у нас было интересно, уютно и комфортно. Плакаты, красочные выставки, поучительные афоризмы, цветы преобразили библиотеку.

Используя все возможности, я стремлюсь привлечь внимание детей к книге, пробудить желание взять ее в руки, полистать, почитать. Например, чтобы как-то привлечь нечитающих школьников младших классов, в библиотеке на столе я разложила шахматы и шашки, и другие настольные игры, раскраски. Теперь ребята на каждой перемене, едва прозвенит звонок с урока, бегут в библиотеку поиграть в шашки, шахматы и другие игры.

Постепенно привыкая к библиотеке, видя, как их сверстники берут книги, листают энциклопедии, журналы, нечитающие посетители библиотеки позже все-таки берут книги, рекомендованные библиотекарем или одноклассниками. Вот так не навязчиво я стараюсь прививать интерес к библиотеке, а затем к книге и чтению. И поэтому, каждую перемену библиотека заполняется любопытными читателями, выстраиваются очереди за книгами.

Подобные мероприятия привлекают детей к чтению, помогают обогатить и расширить духовный мир ребенка.

Книжные выставки в библиотеке расположены и оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность. Тематические книжные выставки могут быть посвящены актуальным темам, знаменательным датам и т.д.

Совместно с классными руководителями и учителями-предметниками провожу литературные праздники.

Чтобы привлечь современное поколение читателей к чтению, к посещению библиотеки, мы должны стремиться идти в ногу со временем. Массовая работа с использованием инновационных, информационных технологий, на мой взгляд, направлена на то, чтобы ученик с мероприятия вышел уверенным в своих способностях, с желанием продолжать больше читать и участвовать в следующих мероприятиях. Это участие в различных интернет - проектах, акциях, конкурсах районного, республиканского, всероссийского и международного характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Её необходимо развивать с раннего детства.Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность.

Работа школьной библиотеки по развитию

у учащихся читательской компетенции

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Виной этому - интернет. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.

Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению, и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.

Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Цель учителя и библиотекаря - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.

Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность. Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.

Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются распространенные формы и методы организации библиотечных занятий: Я на своем примере расскажу, какие формы и методы использую я в своей работе.

Например - метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.

Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.

Библиотечные тематические уроки предполагают такие формы и методы как:

Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте в которое отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая им возможность проявить свои читательские способности.

Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.

Литературная гостиная. Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило, приглашаются учителя, родители и ученики других классов.

Лите-ые гостиные проходили к юбилею М.Ю. Лермонтова, Ф.Тютчева, М. Цветаевой, В.Высоцкого

Мероприятия с использованием ролевых игр. Инсценирование отрывков из произведений.

Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Подобные праздники проходят ежегодно. С. Маршак, С.Михалков, Н.Носов и В.Драгунский,

А. Барто, К.Чуковский. Юбилеи этих писателей мы отмечали .

Литературные и интелектуальные игры

Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны.

Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах, проводимых детской районной библиотекой.

Для развития читательской компетенции у школьника можно использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек. Можно предложить детям придумать и написать и оформить свою книгу. Можно использовать разноцветные закладки для прочитанных книг.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции нужно объединять усилия учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Книга-это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась… А.И. Герцен

Чтение – базовый компонент учебной деятельности, обеспечивающий успех школьника по всем учебным дисциплинам. Прежде чем тот освоит информационную грамотность, он должен научиться читать, воспринимать и понимать написанное. Без чтения нет ни образования, ни культуры. Этот тезис ставит руководство чтением в центр педагогической деятельности школьного библиотекаря, придает ему методологическое значение в системе образования.

– помощь читателю в выборе произведений печати в соответствии с интересами читателя, подбор и рекомендация литературы по теме запроса, содействие формированию новых интересов;

– содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг;

– помощь в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы, обсуждения, обучение методам рационального чтения); – не несут в себе никакого довлеющего начала. Помощь и содействие – это не давление и тем более не насилие над читателем, а всего лишь участие библиотечного специалиста в выборе литературы и в ее восприятии, диктуемое его профессиональными обязанностями и личностными побуждениями.

– поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализации (развитие, образование) личности;

– разработку методик и технологий приобщения к чтению, продвижение чтения;

– формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях.

Главным элементом библиотечного обслуживания, как и педагогической деятельности школьного библиотекаря, является общение с читателем. Оно обычно предваряет выдачу книги и следует за ее возвращением. Именно в общении по поводу чтения реализуется чаще всего принцип сотрудничества библиотекаря с читателем, который нельзя свести к какой-то сумме правил или технологических процессов. Его важнейшая предпосылка – взаимный интерес библиотекаря и читателя друг к другу, готовность понять и принять нечто новое, идущее от конкретной личности. Диалог с читателем носит, как правило, не вопросно-ответный характер, а характер живой беседы.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Именно поиски общения, как было выяснено, нередко приводят подростка в библиотеку и к установлению контактов с библиотекарем, ибо к общению располагает сама книга, нацеленная на ответную мысль читателя, ждущую разрешения в диалоге с другими людьми. Как педагогический процесс общение может осуществляться только при условии, если в нем заинтересован сам читатель.

По критерию цели называют несколько функций общения. Среди них – установление контакта, обмен информацией, стимулирование активности, взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний, установление отношений. Только на основе эмоционально-сердечных, доверительных субъектно-субъектных отношений и возможно влияние библиотекаря на развитие познавательных интересов ребенка, влияние через книгу на его внутренний мир, на качество чтения, на передачу читательского опыта от одного человека к другому, старшего поколения к младшему.

Особое место в системе библиотечного общения занимает индивидуальное общение, когда библиотекарь и читатель ведут диалог друг с другом. Индивидуальный стиль общения библиотекаря с читателем во многом определяется литературными предпочтениями библиотекаря. Все, что любит он, что ценит в литературе, чем увлечен, так или иначе сказывается на работе с читателем, вызывает желание одарить его, поделиться впечатлениями.

Как отмечает Ю. П. Мелентьева, при решении разных задач во взаимоотношениях библиотекаря и читателя могут создаваться два варианта общения: субъект-объектное и субъект-субъектное. Но то и другое строится не на авторитаризме или иерархии, как при взаимоотношении ученика и учителя, а на паритете, на сотрудничестве. Говоря о вариантах общения применительно к библиотечному обслуживанию, хочется сделать уточнения. При библиотечном обслуживании, когда библиотекарь удовлетворяет спрос читателя и не более того, сохраняются между ними субъект-объектные отношения. Когда же речь идет об общении, связанном с книгой, ее прочтением и обменом впечатлениями, здесь вступают в свои права субъект-субъектные, межличностные отношения, выходящие за рамки предоставления читателю библиотечных услуг.

Из всего сказанного вывод напрашивается сам собой: руководство чтением было и есть ядро библиотечной педагогики, которую психолог О. Л. Кабачек назвала уникальной лабораторией, оперирующей всем лучшим в педагогике.

Читайте также: