Разведывательная авиация россии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Воздушная разведка (авиационная разведка, авиаразведка) — один из видов военной разведки, проводимой с воздуха, с (при помощи) летательных аппаратов.

Осуществляется частями разведывательной авиации, разведывательными подразделениями авиационных соединений, всеми экипажами, выполняющих боевые задачи, а также беспилотными летательными аппаратами (самолёты, автоматические аэростаты и тому подобное) с целью получения данных о противнике (объектах, силах и средствах, местности и так далее), необходимых для успешного ведения военных действий всеми родами войск (сил) видов вооруженных сил, отдельных родов войск и спецвойск.

История

Первыми летательными аппаратами (ЛА), использовавшимися в конце 50-х гг XIX века, были аэростаты. В начале XX в. для воздушной разведки стали широко применяться самолёты. В России первый опыт воздушной разведки с самолетов был получен на маневрах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов в 1911 г. В 1912—1913 гг. в 1-й Балканской войне русский авиационный отряд под командованием капитана Щетинина, действовавшего на стороне Болгарии, выполнял задачи воздушной разведки с фотографированием крепостных и полевых сооружений.

Как самостоятельный вид разведки воздушная разведка сформировалась во времена 1-й мировой войны.

В годы Второй мировой войны, 12 % самолёто-вылетов советская авиация совершила с целью ведения воздушной разведки. С увеличением размаха военных действий интенсивность воздушной разведки росла. В 1941 количество самолето-вылетов на воздушную разведку составило 9,2 %, в 1944 оно увеличилось до 15 %. Воздушная разведка не только добывала данные о противнике, но дополняла и документально уточняла данные других видов разведки. В условиях быстро меняющейся обстановки воздушная разведка часто была единственным средством получения данных о противнике для общевойскового и авиационного командования. Например, зимой 1942/43 гг. только воздушной разведке удалось вовремя раскрыть переброску с Северного Кавказа двух немецких танковых дивизий в район Котельниково для деблокады войск, окруженных под Сталинградом. При подготовке Висло-Одерской операции 1945 года воздушная разведка обнаружила под г. Висла 7 подготовленных оборонительных полос противника, эшелонированных на глубину до 500 км, и 6 противотанковых рвов.

Современное положение

В вооруженных силах большинства стран основными средствами воздушной разведки является пилотируемые и беспилотные самолеты-разведчики. Они способны быстро выходить к объектам разведки, расположенным на значительном удалении, осматривать в короткий срок большие пространства, добывать достоверные разведывательные данные о противнике и оперативно доставлять их командованию (в том числе путём передачи с борта самолета). С целью наиболее полного и своевременного обеспечения боевых действий воздушная разведка должна постоянно взаимодействовать с другими видами разведки.

Воздушная разведка делится на стратегическую, оперативную и тактическую.

Стратегическая воздушная разведка ведется с целью обеспечения главного командования необходимыми разведданными о стратегических объектах противника, расположенных в его глубоком тылу.

Оперативная воздушная разведка выполняется в интересах командования объединений (соединений) видов вооруженных сил и родов войск с целью получения разведывательных данных, необходимых для подготовки и ведения фронтовых и армейских операций, а также операций, проводимых флотами и ВВС.

Тактическая воздушная разведка ведется в интересах командования соединений и частей видов вооруженных сил и родов войск с целью обеспечения их разведывательными данными, необходимыми для организации и ведения боя. Основные усилия тактической воздушной разведки сосредоточиваются на объектах, находящихся на поле боя и в тактической глубине.

Основными способами ведения воздушной разведки являются:

  • визуальное наблюдение,
  • аэрофоторазведка и
  • разведка с помощью радиоэлектронных средств.

Выбор способа ведения воздушной разведки зависит от выполняемой задачи, типа ЛА и его разведывательного оборудования, противодействия противника, времени суток и метеорологических условий.

Визуальное наблюдение осуществляется невооруженным глазом или с помощью оптических приборов. Оно позволяет быстро обследовать большие районы, получить общие данные о группировке и действия противника, об объектах, изучить местность и погоду, немедленно обобщить и передать добытые разведывательные данные с борта ЛА командованию.

Аэрофоторазведка выполняется с помощью дневных и ночных аэрофотоаппаратов (плановых, перспективных, панорамных). Она обеспечивает получение наиболее полных, достоверных и точных данных о войсках противника, объектах и местности.

Воздушная разведка с помощью радиоэлектронных средств делится на

  • радио-,
  • радиотехническую,
  • радиолокационную,
  • телевизионную.

Для радиоразведки используются самолетные радиоприемные устройства, позволяющие раскрывать содержание радиопередач противника, определять состав и дислокацию его сил, получать данные об их деятельности и намерениях.

При радиотехнической разведке применяются приемо-пеленгационных устройства, позволяющие определять основные технические параметры работы средств радиолокации и радиотелеуправления противника, а также их местонахождение. Она может вестись в любых метеорологических условиях днем и ночью.

Радиолокационная разведка выполняется с помощью самолетных РЛС, которые позволяют обнаруживать объекты, контрастные в радиолокационном отношении, получать фотоснимки радиолокационных изображений объектов и местности, раскрывать меры противника по радиолокационной маскировке.

Телевизионная разведка осуществляется с помощью телевизионных систем, имеющих в своем составе самолетную передающую и наземную приемную станции, которые позволяют наблюдать за объектами и действиями войск противника и своих войск. Многие страны внедряют также тепловые, лазерные и другие разведывательные средства.

Вое́нно-возду́шные си́лы Российской Федерации (ВВС России) — вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.

Структура авиации ВВС подразделяется на дальнюю (ДА), фронтовую, военно-транспортную (ВТА) и армейскую авиацию (АА), которые, в свою очередь, могут иметь в своём составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

После распада СССР в декабре 1991 ВВС СССР были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве [5] с США. 8 таких самолётов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.

В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

вскрытие начала нападения воздушного противника;

оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;

завоевание и удержание господства в воздухе;

прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;

авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;

поражение объектов военно-экономического потенциала противника;

нарушение военного и государственного управления противника;

поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;

поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;

выброска боевой техники и высадка войск;

перевозка по воздуху войск и боевой техники;

ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;

контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО: отдельные корпуса ВВС и ПВО.

В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):

авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);

зенитные ракетные войска;

части и учреждения тыла.

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспеченияпредназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а такжечасти и подразделения радиационной, химической и биологической защитыпредназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Собственно, съемка вражеских позиций непосредственно в зоне боевых действий остается одной из главных задач и современной разведывательной авиации, хотя средства для этого стали намного богаче и разнообразнее. Такой род воздушной разведки получил название тактической. Помимо нее существует и дальняя стратегическая разведка, которая интересуется объектами, находящимися далеко в глубине территории противника, причем, как правило, в мирное время.

Наконец, третий род воздушной разведки, возникший уже после Второй мировой войны, — это радиоразведка. Она обнаруживает противника по невидимым следам, оставляемым в эфире, и подразделяется на электронную, радиационную и телеметрическую. Радиоразведка предполагает и простое прослушивание вражеских разговоров по каналам связи.

Машины, применяемые для решения этих задач, почти так же разнообразны, как те, которые служат для прямого поражения противника огнем из пушек, бомбами и ракетами

Самолет радиоэлектронной разведки (СССР)

Самолет-разведчик ИЛ-20

Разведчик хотели сделать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д, представлявшего собой последнюю и самую совершенную модификацию пассажирской машины Ил-18. Этот самолет мог летать на большие расстояния и долго находиться в воздухе, имел вместительный фюзеляж, четыре мощных и достаточно экономичных турбовинтовых двигателя.

Самолет-разведчик ИЛ-20

В задней части машины появилась комната для отдыха экипажа. Первый полет новая машина совершила 21 марта 1968 года.

Почти сразу появился модернизированный Ил-20М: число операторов, следящих за разведывательной аппаратурой, выросло до восьми.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружен и управления (СССР)

Самолет-разведчик А-50

В начале 1970-х годов новейшие ракетно-зенитные комплексы уже принуждали А истребители и бомбардировщики опускаться все ниже в попытках обмануть всевидящий глаз локатора.

В 1969 году на вооружении СССР состоял самолет радиолокационного дозора и наведения Ту-126, уступавший по характеристикам аналогичной американской машине Е-3А. Советская машина не могла выслеживать противника на небольших высотах.

Правительство приняло постановление о создании самолета, способного обнаруживать малозаметные цели буквально над самой землей. Проектированием такой машины занимался Московский научно-исследовательский институт приборостроения.

Первоначально за основу планировали взять пассажирский самолет, однако из соображений стоимости и удобства последующего обслуживания машины в летных частях остановились на военно-транспортном Ил-76, спроектированном в ОКБ С. В. Ильюшина.

Самолет-разведчик А-50

Самолет-разведчик А-50

Обтекатель импульсно-доплеровской антенны радиолокационной станции кругового обзора имеет диаметр 10,8 м

В 1988 году А-50 впервые продемонстрировали открыто — на аэродроме в Кубинке индийским военным. В 1997 году один самолет был переоборудован для установки израильского радиоэлектронного комплекса.

МИГ-25Р — разведка на высоте

Высотный разведчик (СССР)

Самолет-разведчик МиГ-25Р

Самолет-разведчик МиГ-25Р

Сборка первой машины завершилась в конце 1963 года, а 6 марта 1964 года под именем Е-155Р1 она совершила первый полет. Последующие испытания заняли еще четыре года. И только в 1968 году, уже под именем МиГ-25Р, самолет был запущен в серийное производство.

Сейчас на вооружении ВВС России находится модификация этой машины — разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ.

Высотный стратегический разведчик (США)

Самолет-разведчик U-2

Работы над самолетом-разведчиком, способным летать на высоте более 20 км и преодолевать расстояние свыше 9000 км, начались в США в 1954 году. Уже через год такая машина поднялась в воздух. Самолет U-2 почти сразу был взят на вооружение ЦРУ. Невидимый и неслышный, отделенный от наземных средств наблюдения многими километрами, он начал совершать разведывательные полеты над большинством стран мира.

Самолет-разведчик U-2R

Над фюзеляжем U-2R установлен обтекатель системы Senior Span, предназначенной для передачи разведданных на сверхбольшие расстояния в режиме реального времени

Полеты на U-2 были довольно тяжелым испытанием для человеческого организма. Часто приходилось лететь с выключенным двигателем, в режиме планирования. Пилот, одетый в гермошлем и высотный костюм, не мог ни есть, ни пить, к тому же был лишен возможности переговариваться с землей.

Лейтенант Пауэрс прямо перед вылетом в СССР случайно узнал от механика еще одну особенность этой машины: оказывается, катапультируемое кресло было снабжено взрывчатым устройством, чтобы пилот, покинувший самолет, не достался врагу живым. Сам Пауэрс выбирался из самолета без помощи катапульты и, пребывая долгое время в свободном полете, лишь возле самой земли раскрыл парашют. Сейчас на вооружении ВВС США находятся 35 таких машин, носящих теперь имя TR-1.

Самолет-разведчик U-2

Полет на U-2 может длиться 12 ч, поэтому в кабине установлено устройство для подогрева пищи, аналогичное разогреву космической еды в тубах

Самолет-разведчик U-2

На U-2 применена необычная схема шасси: основная передняя опора, вспомогательная задняя и поддерживающие опоры на крыльях

Самолет электронной разведки (США)

Самолет-разведчик RC-135

В настоящее время в США RC-135V/W считается основным средством обнаружения различных источников радиоизлучения. Это один из членов семьи самолетов-разведчиков под общим названием RC-135. Он создан в 1973 году из машины фото- и электронной разведки RC-135C. От предшественника отличался особым удлиненным носом, начиненным разведывательной аппаратурой, а также множеством разных антенн на крыле и под днищем.

Самолет-разведчик RC-135

Самолет-разведчик RC-135

Пилоны со штангами, установленные на верхней части крыльев, — это антенны системы высокочастотной связи

Самолет-разведчик RC-135

Тактический ударный разведчик (США)

Самолет-разведчик RF-5E

RF-5E отличается от F-5E носовой частью — она на 20 см длиннее и имеет больший объем для установки разведоборудования

Современные средства навигации и связи не требуют особенного внимания и позволяют пилоту целиком сосредоточиться на задачах разведки.

По вооружению RF-5E уступает истребителю немногим: есть пушки, управляемые ракеты, бомбы, напалмовые баки.

Самолет-разведчик RF-5E

Самолет-разведчик RF-5E

Самолет дальней высотной разведки (Великобритания)

Самолет-разведчик Канберра PR Mk-9

В начале 1980-х годов 23 такие машины были оснащены новым бортовым радиолокационным оборудованием, системой электронного подавления чужих средств ПВО и большими топливными баками. Для этого пришлось увеличить размах крыла, длину фюзеляжа и поставить более мощные двигатели.

Самолет-разведчик Канберра PR Mk-9

Самолет-разведчик Канберра PR Mk-9

Самолет-разведчик Канберра PR Mk-9

род дальней (стратегической), фронтовой авиации и авиации ВМФ, предназначенный для ведения воздушной разведки с целью добывания сведений о противнике на сухопутных и морских (океанских) театрах военных действий. В армиях наиболее развитых стран Р. а. имеет на вооружении пилотируемые самолёты и беспилотные средства со специальным техническим оборудованием, позволяющим вести разведку днём и ночью различными способами: визуально, фотографированием и радиолокационным обнаружением. В России самолёты для ведения воздушной разведки впервые были применены на манёврах войск Петроградского, Варшавского и Киевского военных округов в 1911. В 1-ю мировую войну 1914—18 Р. а. оформилась в род авиации; основным видом её деятельности была тактическая и частично оперативная воздушная разведка. Во время Гражданской войны 1918—1920 в составе сов. авиации свыше 70% составляла Р. а. По мере роста численности др. родов авиации удельный вес Р. а. в СССР сократился в 1939—40 до 9,5%. К 1939 в большинстве армий Р. а. состояла из отдельных звеньев, отрядов и эскадрилий и делилась на войсковую, предназначавшуюся для ведения тактической разведки и корректирования огня артиллерии, фронтовую (армейскую) — для оперативной разведки и главного командования — для стратегической разведки. Во 2-й мировой войне 1939—45 количество самолётов, специально оборудованных для ведения воздушной разведки, а также самолётов др. родов авиации, использовавшихся для выполнения разведывательных задач, резко возросло (ВВС Германии насчитывали 12,3%, Великобритании — 18,2% самолётов-разведчиков). В Великую Отечественную войну 1941—45 в Советских Вооруженных Силах для ведения воздушной разведки использовались днём: самолёты Су-2, Пе-2, Пе-3, Ил-2 и Ил-4; ночью — самолёты СБ, ДБ-3, Р-5 и По-2. В послевоенные годы на вооружение Р. а. поступили современные реактивные самолёты, оснащенные высококачественной фото- и радиоэлектронной аппаратурой, её части и подразделения, кроме лётных, включают наземные органы с оборудованием для фотолабораторных и фотограмметрических работ.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Разведывательная авиация" в других словарях:

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ — род фронтовой (тактической), дальней (стратегической) авиации и авиации ВМФ. Предназначена для ведения воздушной разведки. На вооружении пилотируемые и беспилотные самолеты разведчики … Большой Энциклопедический словарь

разведывательная авиация — род фронтовой (тактической), дальней (стратегической) авиации и авиации ВМФ. Предназначена для ведения воздушной разведки. На вооружении пилотируемые и беспилотные самолёты разведчики. * * * РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ, род … Энциклопедический словарь

Разведывательная авиация — род военной авиации, предназначенный для выполнения специальных задач путем воздушной разведки противника и местности. В состав Р. а. входит и корректировочно разведывательная авиация … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Разведывательная авиация — РАЗВÉДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИÁЦИЯ, являлась осн. средством тактич. и оператив. разведки; вела также стратегич. возд. разведку на глуб. 500–600 км. В организац. отношении состояла из разведыват. авиачастей и отд. подразделений, к рые входили в состав… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Разведывательная авиация — род военной авиации, предназначенный для ведения воздушной разведки. Организационно состоит из разведывательных авиационных частей н отдельных подразделений. Современная Р. а. вооружена пилотируемыми и беспилотными самолётамн раз ведчикамн,… … Словарь военных терминов

Корректировочно-разведывательная авиация (КРА) — составная часть разведывательной авиации, предназначенная для ведения воздушной разведки в интересах артиллерии и корректирования её огня по наземным (надводным) целям, не наблюдаемым с наземных НП и с кораблей … Словарь военных терминов

Корректировочно-разведывательная авиация — КОРРЕКТИРÓВОЧНО РАЗВÉДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИÁЦИЯ (КРА), составная часть разведывательной авиации. Вела возд. разведку (доразведку) в интересах артиллерии и корректирования её огня по наземным и надводным целям, не видимым с наземных наблюдат. пунктов и… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Авиация разведывательная — см. Разведывательная авиация … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Авиация военно-морского флота — один из родов сил военно морского флота, предназначенный для уничтожения боевых сил флота противника и его морских транспортных средств, прикрытия корабельных группировок в море, а также для ведения воздушной разведки на морских и океанских… … Морской словарь

Авиация ВМС Уругвая — Aviación Naval Uruguaya Военно морская авиация Уругвая Герб авиации ВМС Уругвая Страна … Википедия

Читайте также: