Волонтерская помощь инвалидам доклад

Обновлено: 30.06.2024

Добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности);

добровольческая организация - социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в сфере содействия добровольчеству;

личная книжка волонтера – документ, которым может подтверждаться деятельность физического лица в качестве добровольца, выдаваемый в порядке, установленном Правительством Ростовской области, в целях стимулирования граждан для осуществления добровольческой деятельности.

Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:

- развитие коммуникативных способностей;

- опыт ответственного взаимодействия;

- защита и отстаивание прав и интересов;

Одной из форм добровольческой (волонтерской) деятельности может стать оказание содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в процессе реализации ими избирательных прав.

По данным Организации Объединенных Наций, инвалидами являются 650 миллионов чел. Это составляет около 10 % населения планеты. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, эта цифра возрастает в связи с ростом численности населения и процессом старения.

В соответствии с Рекомендацией CM/Rec(2011)14 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об участии лиц с ограниченными возможностями в политической и общественной жизни, Все лица с ограниченными возможностями - мужчины и женщины, включая, при некоторых обстоятельствах детей, - имеют право участвовать в политической и общественной жизни как граждане на равной основе с другими. Государства-члены должны обеспечивать лицам с ограниченными возможностями равные права и возможности для участия в политической и общественной жизни, и исходя из этого, исключать любую возможную дискриминацию путем предоставления соответствующей информации и создавая такие условия, которые позволят лицам с ограниченными возможностями в полной мере участвовать в политической и общественной жизни. Лицам с ограниченными возможностями должна быть предоставлена возможность, свободно и без дискриминации, в частности, юридической, связанной с окружающей средой и/или финансового характера:

- голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах на любом уровне;

- иметь доступ к коммуникациям, информации, процедурам и объектам, связанным с их политическими правами;

- иметь равный доступ к общественным обязанностям;

- встречаться, присоединяться к ассоциациям или основывать их;

- встречаться, присоединяться к политическим партиям или основывать их;

- выражать свои мнения;

- иметь право на то, чтобы с ними углубленно консультировались и их активно включали в разработку и выполнение законодательства и политики, а также в другие процессы принятия решений, связанные с затрагивающими их вопросами.

В России общее количество лиц с ограниченными физическими возможностями составляет около 14 миллионов чел. По данным ЦИК РФ примерно 10% избирателей в Российской Федерации имеют инвалидность, что составляет более 10 млн. граждан страны, обладающих активным избирательным правом.

Каждый гражданин Российской Федерации, являющийся инвалидом, имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании, основанном на всеобщем и равном праве, гарантированном, в частности, такими международно-правовыми актами, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 2 июля 2003 года № 89-ФЗ), Конвенция ООН о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ), а также Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами (приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 мая 2011 года № 36-11).

Согласно Рекомендациям по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации (Постановление ЦИК России от 20.05.2015 №283/1668−6), избиратель, являющийся инвалидом, избиратель с инвалидностью - лицо, достигшее возраста 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, не признанное судом недееспособным, не содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выделяются следующие категории инвалидности, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права:

-слепые и слабовидящие избиратели - лица, имеющие нарушения зрения, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;

- глухие и слабослышащие избиратели - лица, имеющие нарушения слуха, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;

- слепоглухие избиратели - лица, имеющие одновременно нарушения зрения и слуха, препятствующие самостоятельно реализовать свои избирательные права;

- избиратели с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - лица, имеющие нарушения, связанные с ограничением самостоятельного передвижения.

Маломобильные группы населения – это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (например, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старшего возраста, люди с детскими колясками и т.п.).

Оказывая содействие и помощь лицам с ограниченными возможностями в процессе реализации ими избирательных прав, волонтеры имеют права и несут обязанности.

Права волонтера

1. Волонтер имеет право на оказание содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в процессе реализации ими избирательных прав.

2. Волонтер имеет право на своевременное получение исчерпывающей информации о проводящихся акциях, направленных на оказание содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в избирательном процессе.

3. Волонтер имеет право на внесение своих предложений по работе участников акции по оказанию содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в избирательном процессе.

4. Волонтер может отказаться от участия в акции, предварительно поставив об этом в известность координаторов, кураторов акции и представителей территориальной избирательной комиссии).

5. Волонтер имеет право на уважительное и доброжелательное отношение к себе других участников акции по оказанию содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в избирательном процессе, на признание и справедливую оценку его труда.

6. По итогам реализации акции по оказанию содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в процессе реализации ими избирательных прав волонтер имеет право на подтверждение своего участия в личной книжке волонтера.

7. Волонтер имеет так же иные права в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности волонтера

1. Волонтер обязан соблюдать действующее избирательное законодательство Российской Федерации.

2. Волонтер осуществляет свою деятельность по оказанию содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в процессе реализации ими избирательных прав добровольно и безвозмездно.

3. Волонтер обязан уважительно относиться к другим участникам проекта, лицам с ограниченными возможностями, а также иным участникам избирательного процесса.

4. Волонтер обязан согласовать все свои действия в рамках проекта по оказанию содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в процессе реализации ими избирательных прав с участковой избирательной комиссией, а также с координаторами проекта.

5. Волонтер приступает к оказанию содействия и помощи лицам с ограниченными возможностями в процессе реализации ими избирательных прав только после предварительного уведомления председателя участковой избирательной комиссии.

6. Волонтер обязан воздерживаться от участия в предвыборной агитации и иных действиях, направленных на оказание воздействия на лицо с ограниченными возможностями с целью побудить его голосовать определенным образом.

7. При оказании содействия и помощи лицу с ограниченными возможностями в процессе голосования на избирательном участке волонтер не вправе расписываться за него в каких-либо избирательных документах, вносить за него какие-либо отметки в избирательный бюллетень, находиться вместе с ним в кабине для голосования.

8. Волонтер не вправе препятствовать каким-либо образом иным избирателям при осуществлении ими избирательных прав на избирательном участке, а также членам избирательных комиссий, наблюдателям, сотрудникам правоохранительных органов, представителям средств массовой информации, находящимся на избирательном участке.

Взаимодействие волонтеров с лицами с ограниченными физическими возможностями

В основе взаимодействия избирателей, с ограниченными физическими возможностями с избирательными комиссиями лежит ряд нравственно-правовых принципов общения: уважительность, гуманность, вежливость, тактичность, терпимость, неразглашение медицинской тайны, невмешательство в сферу личной жизни гражданина.

Все эти принципы в равной степени относятся и к взаимодействию избирателей, имеющих ограниченные физические возможности с другими участниками избирательного процесса и волонтерами.

Общее правило общения с соответствующей категорией граждан – ни в коем случае не показывать им своего превосходства, оставаться естественным и доброжелательным, исключать покровительственные нотки.

Для этого волонтеру следует соблюдать ряд правил этикета при общении с инвалидами:

Во-первых, человека с ограниченными возможностями необходимо признать равным, не бояться смотреть на него, активно вступать с ним в контакт, разговаривая обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

В-третьих, не следует показывать жалость к инвалиду. Вместо жалостливых взглядов следует демонстрировать спокойствие и веру в его силы.

В-четвертых, следует максимально использовать возможности инвалида и не предлагать ему помощь, если он что-то способен сделать сам. Для этого, при наличии возможности, необходимо заранее уточнить реальные возможности инвалида у его близких.

Волонтеры, взаимодействуя с избирателями, являющимися инвалидами, должны учитывать и их особенности, обусловленные категорией инвалидности.

При обращении к инвалиду по зрению, можно дотронуться рукой до его плеча или назвать его по имени, иначе он не будет знать, что обращаются именно к нему. Следует поинтересоваться, нужна ли ему помощь, и если она не нужна, не навязываться.

При передвижении со слабовидящим человеком, можно предложить ему взять тебя за руку. Для удобства передвижения, следует идти чуть впереди него.

Войдя в помещение избирательного участка незрячему избирателю нужно дать возможность сориентироваться в пространстве, указав ему, где находятся специальная кабина для тайного голосования, специально оборудованное место для тайного голосования, место для выдачи бюллетеней. Избирателя следует проинформировать о наличии в помещении избирательного участка тактильных указателей, тифлосредств. При общении необходимо всегда называть себя и других собеседников, а при обращении называть того, к кому обращены слова.

Чтобы поделиться с незрячим какой-либо информацией, нужно сделать это в том виде, в котором она ему доступна, либо, если это невозможно, предоставить ее в том виде, в котором она есть.

При необходимости прочитать вслух незрячему человеку что-либо, то желательно предупредить его заранее, читать обычным голосом и не пытаться пересказывать, если об этом не просили.

Предлагая незрячему сесть, необходимо положить его руку на спинку стула или кресла, а не усаживать его. Это же касается и передачи предметов – в этом случае руку человека не тянут к предмету, а подводят его к нему или дают в руки.

При общении с избирателем с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в инвалидной коляске нужно постараться сделать так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Для этого следует сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним.

Необходимо учитывать, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не следует облокачиваться на нее и толкать. Катить коляску можно только с согласия инвалида. Прежде чем оказать помощь, необходимо всегда спрашивать нужна она или нет.

Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и четко следовать инструкциям.

В помещении избирательного участка лицу с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить стул либо освободить у стола для выдачи бюллетеней место для кресла-коляски, сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.

В целях обеспечения реализации активного избирательного права гражданин с ограниченными физическими возможностями волонтерам следует заранее убедиться в доступности маршрута на избирательный участок, заблаговременно выяснить какие могут возникнуть проблемы или препятствия и как их можно устранить. Именно в этих целях и предусмотрено заполнение паспорта маршрута избирателя-инвалида на избирательный участок.

Волонтеры заранее заполняют индивидуальные паспорта маршрута во время личных встреч с избирателями, с ограниченными физическими возможностями, нуждающимися в помощи, и прохождения соответствующего маршрута от места их проживания избирательного участка.

Предварительный просмотр:

Доклад для выступления на цикловой методической комиссии

«Самая большая роскошь –

Существуют некоторые специфические нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями. Волонтеры оказывают помощь людям с ограниченными возможностями здоровья в преодолении барьеров для эффективного общения. Для волонтеров значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно помогать. Волонтеры должны обладать основными навыками: – избегать конфликтных ситуаций; – внимательно слушать человека с ОВЗ и слышать его; – регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия; – обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений. Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства человека с ограниченными возможностями, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием людей с ограниченными возможностями:

1. при разговоре следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или, например, сурдопереводчику), которые присутствуют при разговоре;

2. при знакомстве вполне естественно (при желании) пожать ему руку – даже те, кому трудно ею двигать, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо;

4. предлагайте помощь, и только получив положительный ответ, приступайте к её оказанию (спросив перед этим – как и что делать);

5. сдержите все негативные проявления, если ваша помощь отвергнута. Говоря о работе с людьми, имеющими различные ограничения здоровья (и возникающие при этом барьеры во взаимодействии), помимо общих правил, следует рассмотреть также и конкретные ситуации и связанные с ними правила поведения.

Ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника.

– когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя;

- если вы хотите пожать руку, скажите об этом;

– предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник;

– при знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. - Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет;

- если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом;

- если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.

У людей с нарушениями слуха – другие барьеры, поэтому для эффективного общения важно соблюдать особые этикетные правила, которые служат для того, чтобы облегчить получение собеседником информации через доступные ему (визуальные или звуковые) каналы восприятия. Общаясь с человеком, у которого плохой слух: смотрите прямо на него; не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Лучше, чтобы ваш собеседник имел возможность следить за выражением вашего лица; говорите ясно и ровно. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

- Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

- Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

- Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

- Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

- Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

- Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

- Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

- Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи.

Общение с человеком с такими проблемами требует такта и деликатности.

- не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора; - Не пытайтесь ускорить разговор, будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени;

- сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником;

- не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена;

- не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться;

- при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку, напечатать.

Правила этикета при общении с людьми, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:

- используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу;

- избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком;

- исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек;

- если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии.

Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

- Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события;

- обращайтесь непосредственно к человеку.

. Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т. д

Общение с людьми с задержкой психического развития Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Общение с людьми с задержкой психического развития также требует соблюдения определенных норм и правил: выбирайте доступные вашему партнеру темы для разговора, т.е. не говорите о том, что для данного человека будет непонятно; используйте простой и точный язык, короткие фразы и полные предложения; избегайте метафор и образных выражений; если есть необходимость и возможность, в процессе речи указывайте на предмет, о котором вы говорите для облегчения его восприятия информации; сложную информацию напишите, визуализация улучшит восприятие информации. Изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите вашему собеседнику обсудить это с родными. Наиболее распространенная ошибка при взаимодействии с такими людьми – смотреть на человека с задержкой психического развития, как на неспособного вас понять. Это не так, определенный уровень информации доступен для него, и лучше позаботиться о том, чтобы сведения, которые вы сообщаете собеседнику, соответствовали этому уровню, тогда вам удастся построить эффективное взаимодействие. При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый взгляд на мир. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно. При организации мероприятий: всегда необходимо лично убедиться в доступности мест, где они запланированы; заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить; если существуют архитектурные препятствия, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения или пришел с сопровождающим (волонтером). Например, есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые при этом не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, ходунков, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться в местах, где это им доступно; не смущайтесь, если из-за недостатка опыта вы случайно допустили оплошность, расслабьтесь и не акцентируйте на ней внимание, однако, старайтесь не допускать повторения ситуации.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии, к становлению толерантного отношения к людям с особыми возможностями здоровья. Для этого необходима не только специальная просветительская работа волонтеров в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

2. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 272с. 3. – Issue 10. – P. 1112-1114.

3. Пензина О. П., Лысов Н. А., Девяткин А. А. Результаты анкетирования медицинских сестер в разработке критериев качества сестринской помощи // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10–3. – С. 545-547.

Пенсионерам и инвалидам нужна помощь. Многие сталкиваются с такой ситуацией, что родственники далеко и не могут помочь, либо никого из близких просто нет. Социального работника нет, а помощь нужна. В этом случае можно обратиться к волонтерам.

Волонтерское движение в России набирает обороты. Во многих городах есть волонтеры, готовые придти на помощь.

"Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона."

То есть, помощь волонтеры оказывают на безвозмездной основе (бесплатно) в целях социальной поддержки и защиты граждан.

Во многих городах России работает волонтерское движение. Найти их не сложно. Для начала, стоит позвонить и спросить, смогут ли волонтеры Вам помочь. Если договоритесь о приходе волонтера, обязательно уточните, как его узнать.

Какую помощь обычно оказывают волонтеры

Волонтеры не соцработники и заниматься оформлением документов они не будут. Но, сходить в магазин, сходить за лекарствами могут. Могут помочь с небольшой уборкой, вынести мусор. В чем смогут помочь волонтеры подробнее можно узнать, обратившись в волонтерский центр в городе вашего проживания.

Вот несколько сайтов, которые я нашла

  • Мывместе (функционируют по всей России),
  • волонтер.ру ,
  • клуб волонтеров ,
  • волонтерская служба в Нижнем Новгороде ,
  • на сайте Департамента труда и социальной защиты г. Москвы размещена статья, куда обращаться за помощью волонтеров в Москве читать >>> .

Кому могут помочь волонтеры

Мы говорим о социальном волонтерстве.

Социальное волонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего, незащищённым слоям населения, нуждающимся во внимании и(или) постоянном уходе (помощь детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям, бездомным, бывшим заключенным, беженцам и другим).

В любом случае, если Вы пенсионер или инвалид и Вам нужна помощь в покупке продуктов, получении лекарств - обратитесь в волонтерскую организацию, поговорите с ними и Вам скажут, чем смогут помочь.

Ставьте "лайк", если информация была Вам полезной!

Подписывайтесь на наш канал. Узнайте о всех причитающихся Вам социальных услугах и льготах, к кому обращаться и как их оформить.

На фото: девушка-волонтер в парке с пожидым человеком в инвалидной коляске

Прежде чем приступить к такой важной и серьезной теме и рассказать о том, как найти волонтеров для помощи инвалиду, я хотела бы сначала разделить такие два понятия как благотворительность и волонтерство. На первый взгляд они очень похожи, но так ли это на самом деле? Давайте подумаем вместе.

Благотворительность – слово составное, иначе говоря: творить благо. Благотворительностью занимаются люди, имеющие для этого финансовые возможности – они думают о нуждающихся, но лично помочь не могут, поэтому помогают деньгами.

А что же в таком случае делают волонтеры? Волонтеры дарят свое время, доброе сердце, опыт, знания. Само понятие волонтерства исключает возможность получения ими какого-либо вознаграждения за свои добрые дела, но и не предусматривает от них каких-либо финансовых вложений.

Какую помощь оказывают волонтеры инвалидам? Они могут помочь с организацией досуга и отдыха, заняться со своим подопечным арт-терапией, чему-то научить, о чем-то рассказать, почитать книгу, научить пользоваться современным телефоном.
Волонтеры могут помочь с уборкой, уходом за лежачими больными, да просто посидеть с человеком с инвалидностью, пока его близкие решают какие-то свои дела.
Волонтеры могут погулять с собакой, помочь спустить с лестничной клетки человека в инвалидной коляске…

Сколько есть разных, самых простых вещей, в которых помощь неравнодушного человека неоценима!

Как найти инвалидам волонтеров для помощи

Помощь инвалидам по дому

Итак, начнем. Как же и чем волонтеры помогают инвалидам?

Начать хочется с проекта DISLIFE - это онлайн-сервисы для инвалидов, где волонтеры ищут тех, кому нужна их помощь, а люди с инвалидностью находят своих помощников. Однако даже на самом сайте рекомендуют соблюдать осторожность и не пускать незнакомых людей в квартиру. Безопасность превыше всего!

Собаки-помощники

Культура и спорт

А если вы творческий человек с хорошей дикцией, то у вас может найтись другой фронт работ – записать на диктофон свое прочтение какой-либо книги по желанию своего подопечного, и человек в любой момент сможет включить свой смартфон или компьютер и послушать ее. Но помните – это должна быть адресная услуга, распространять и выкладывать запись в сеть нельзя – авторские права еще никто не отменял! Есть и ресурс, на котором можно бесплатно заказать озвучание необходимой книги – Библиотека аудиокниг для незрячих слушателей, но там книга будет озвучена компьютерным голосом и есть список авторов, озвучание книг которых не производится.

А вот в Библиотеку для слепых и слабовидящих в Санкт-Петербурге волонтеры приходят, чтобы делать тактильные книги, хотя они, конечно, вызывают восторг в основном у детской части аудитории библиотеки.

На фото: деревянная доска, на которой мастер лепит руками из глины

Помощь инвалидам от волонтеров всех возрастов

На фото: пожилой мужчина в соломенной шляпе и желтых резиновых перчатках стоит на лестнице, прислоненной к стене дома, с распылителем в руках

Прогулки с волонтерами

Еще одним из применений знаний и умений волонтеров являются пешие экскурсии по городу. С помощью волонтеров, уже имеющих дипломы экскурсоводов или только обучающихся на курсах Школы волонтера-экскурсовода, такая прогулка будет не только безопасной для человека с инвалидностью, но и увлекательной.

На фото: человек в инвалидной коляске и с тростью в руках на прогулке в сопровождении волонтера

Равный – равному. Как волонтерство помогает людям с ограниченными возможностями | ФОТО pixabay

Инклюзивное – значит включенное

Сегодня таким волонтером может стать каждый человек. Люди без инвалидности принимают участие в подобных проектах не из чувства жалости, а потому, что им это реально интересно. Люди с ограничениями также присоединяются к таким волонтерским проектам, но пока с трудом.

Арт-терапия в Русском музее

Немногие знают, что Государственный Русский музей проводит групповые занятия и экскурсии для людей с особыми потребностями. В частности, организуются экскурсии для посетителей, использующих коляски, экскурсии на жестовом языке и с переводом на русский жестовый язык для глухих и слабослышащих посетителей, музейные занятия для людей с аутизмом. Для незрячих и слабовидящих посетителей проводятся мероприятия в тактильном формате. Есть программы с элементами арт-терапии.

После того как разработали методики работы с музейными посетителями с особенными потребностями, появилась идея организовать школу волонтеров. Важно, что эта школа была изначально ориентирована не только на здоровых участников, но и на людей с теми или иными ограничениями по здоровью.

Я вижу, что ты говоришь

Миссия проекта – социальная адаптация молодежи с нарушением слуха через вовлечение в добровольческую деятельность.

Движение – это жизнь

Последний год был сложным. Но, несмотря на ограничения в связи с эпидемиологической ситуацией, петербургским волонтерам-хореографам удалось организовать работу танцевальных площадок для детей и подростков с особенностями.

Волонтерство, особенно инклюзивное, должно быть естественным, идти от сердца. В качестве такого примера стоит рассказать историю, как в один прекрасный день президент петербургской федерации скейтбординга Павел Мушкин подружился на площадке скейтпарка с юным горожанином Максимом Абрамовым. У мальчика нет ног, но он очень хотел заниматься скейтбордингом. И Павел стал его тренером и другом. В результате упорных тренировок они достигли успеха, о котором узнал знаменитый американский скейтбордист Тони Хоук, он прославил Максима на весь мир. Пока в нашей стране это единичный случай. Но такая практика набирает обороты.

Через тернии к социализации

Несмотря на активное развитие отечественного инклюзивного волонтерства, проблем в этой сфере пока еще много. Это и отсутствие качественных методик, и дефицит кадров – как ни странно, по-настоящему инициативных ребят сегодня очень мало.

Читайте также: