Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка доклад

Обновлено: 25.06.2024

Я преподаю английский язык в математических и музыкальных классах. Работа с проектами прочно вошла в наш образовательный процесс. При этом под словом проект понимается организованная учителем и самостоятельно выполняемая учащимися совокупность учебно-познавательных действий, которая завершается созданием творческого продукта. Я расскажу о своем опыте проектной деятельности.

Известно, что обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, так как индивидуальной, прежде всего, является речь ученика, способ восприятия им речи окружающих. И именно метод проектов в наибольшей степени способствует активизации всех сфер личности школьника, его интеллектуальной и эмоциональной сфер, сферы практической деятельности. Работа над проектом позволяет учащимся выступать в роли авторов, повышая, таким образом, их творческий потенциал.

Проекты различаются по форме представления результатов, характеру, времени, затраченному на выполнение.

Они могут быть посвящены какой-то одной лексической или грамматической теме. Такие проекты представляются в виде итоговых, обзорных уроков, когда по их результатам оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

Но наиболее интересными, в большей степени раскрывающими творческий потенциал ученика, являются, так называемые, долгосрочные проекты. Они могут занимать не один месяц работы от момента постановки задачи до итоговой презентации. Именно такие проекты создают условия для осмысления материала и свободы выражения мыслей. Для того чтобы подготовить, оформить и представить такой проект требуется гораздо больше времени, чем для традиционных заданий.

Для выполнения такого рода проектов в первую очередь необходима тщательная подготовка. Прежде всего, важно принять во внимание индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт учеников.

Учитывая это, предлагается идея, выбирается и обсуждается тема будущей работы. Выбор темы, думаю, – один из самых значимых этапов. Тема проекта не только должна быть тесно связана с учебной программой, не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. А работа над темой, неинтересной для ученика, не учитывающей его склонности, скорее всего, не будет эффективной и увлекательной. Тема может быть предложена самими учениками. В этом случае они работают над проектом с большей эмоциональной отдачей.

Считаю, что целесообразно, при выборе темы ориентироваться на изучение через английский язык вопросов мировой художественной культуры, истории и образа жизни людей в разных странах.

На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо:

– разумно определить временные рамки (здесь важно учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

– сформировать группу, если это групповой проект;

– продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

– составить и обсудить примерный план выполнения работы;

– выбрать оптимальную форму презентации результатов.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – непосредственно, выполнение проекта. Этот этап связан с поиском, систематизацией, анализом и обобщением информации.

Думаю, стоит поощрять использование современных методов работы с информацией (Internet, мультимедийные курсы, энциклопедии).

Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками: обсуждение промежуточных результатов, корректировка ошибок. Несомненно, отработанные в такой ситуации лексические единицы и грамматические структуры английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

Главное на этом этапе не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию “успеха”.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. И следующий этап – подготовка к презентации и, собственно, презентация. На этом этапе учащиеся работают над техническим выполнением проекта.

Весь обработанный материал необходимо оформить, представить одноклассникам или учащимся других классов и защитить на английском языке. Форма представления может быть разнообразна: доклад, реферат, настенная газета, компьютерная презентация.

Предпочтение, как правило, отдается компьютерной презентации. Использование компьютера придает проекту большую наглядность, динамизм.

У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Выполняя компьютерную презентацию, ребята совершенствуют навыки работы на компьютере: учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, сканировать изображения, подключать звуковые и видео файлы, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.

Нужно помнить, что проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (выбор единого стиля, фона, шрифта). Большое внимание уделяется оформлению каждого слайда, если это компьютерная презентация. В этом отношении выполнение проекта – это, несомненно, шаг и в эстетическом развитии школьников.

Последний этап – подведение итогов.

На этом этапе проходит обсуждение представленных проектов. Выясняем, какие презентации были особенно интересными, какие были недостатки, что может быть улучшено, как можно практически использовать результаты проекта. Этот шаг необходим для дальнейшего развития в этом направлении, он стимулирует учащихся к самооценке, самоанализу.

Я кратко представлю несколько проектов, выполненных учениками 6, 7, 8 классов. В основном они носят информационно-исследовательский характер. Такие проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении.

В качестве источников информации использовались книги, журналы, брошюры, Интернет-ресурсы. В ходе работы над проектами был собран обширный объем разнообразной информации: тексты, фотографии, изображения.

При выполнении проектов применялись такие программные средства как Power Point, Microsoft Word, Photoshop, Sound Forge, Paint. Многие изображения сканировались. Были подключены звуковые файлы.

Первая работа – это лингвострановедческий проект “Прошлое и настоящее Соединенного Королевства” (Рис. 1). Он направлен на расширение знаний по истории, географии, мировой художественной культуре Великобритании, и, конечно, по иностранному языку.

Мы поставили задачу создать красочный путеводитель по Великобритании, который можно было бы использовать как красочное наглядное и обучающее пособие на уроках английского языка. Путеводитель выполнялся поэтапно и разными группами учащихся и получился очень объемный: он содержит 640 слайдов.



Проект состоит из нескольких крупных разделов, каждый из которых может быть рассмотрен и представлен автономно как отдельный проект (Рис. 2).

Первым был создан раздел, он же составляет основу проекта, с помощью которого можно получить общую информацию по стране, узнать больше о каждой из ее частей (Рис. 3), познакомиться с крупными городами и их достопримечательностями (Рис. 4).



Значительно украсил и обогатил путеводитель раздел о праздниках, истории их возникновения. Было прослушано много традиционных Британских песен. Некоторые из наиболее понравившихся песен и стихов были включены в проект (Рис. 5).



В этом году был добавлен крупный блок, посвященный Британской монархии. В этом разделе прослеживается история королевских династий, даются характеристики ярких их представителей (Рис. 6) .

Для желающих проверить свои знания по истории Великобритании разработана викторина “How well do you know Great Britain?”

Путеводитель снабжен возможностью навигации. Это позволяет переходить от раздела к разделу. Также есть возможность вернуться к главному меню.

Я часто использую этот проект на уроках, посвященных страноведению, и он неизменно вызывает большой интерес у учащихся.

Следующая работа – “Экскурсия по Москве – реке на английском языке” (Рис. 7).



Идея разработать проект – экскурсию и оформить ее в виде презентации появилась после путешествия по одному из самых популярных туристических маршрутов (Рис. 8).

В основу проекта легли фотографии, сделанные во время экскурсии. В ходе работы над проектом они дополнялись фотографиями из книг, брошюр, Интернета.

Основная задача заключалась в том, чтобы лучше узнать достопримечательности родного города, привить интерес к изучению истории и культуры Москвы и, конечно, повысить мотивацию к изучению английского языка.

В ходе выполнения проекта авторы использовали и совершенствовали свои навыки, умения по английскому языку, по информационным технологиям, изучили многие искусствоведческие термины, учились говорить на темы страноведческого характера.

Тема следующего проекта “Волшебный мир Гарри Поттера” была предложена самими учениками (Рис. 9). Они хотели рассказать о герое, который их увлекал в тот момент, о своих любимых книгах и фильмах, пытались разобраться, почему книги и фильмы о Гарри Поттере столь популярны не только среди детей, но и среди взрослых.



Был собран большой объем информации, связанный с автором книг, героями книг и фильмов, актерами, исполнявшими их роли. Представлены факты их творческих биографий (Рис. 10).

В одном из разделов был поставлен вопрос: является ли литература в современном мире искусством или это бизнес. На примере книг о Гарри Поттере авторы пытались ответить на этот вопрос.

Для тех, кто хочет проверить свои знания о книгах, разработана содержательная викторина.

Начало следующему проекту “Незабываемые лица Голливуда” (Рис. 11) положило посещение учениками выставки “Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако”. Выставка была организована Фондом Культуры “Екатерина” и посвящалась общественной и личной жизни Голливудской звезды. Образ этой незаурядной женщины и вдохновил ребят на работу над проектом. У них появилась идея рассказать о своих любимых актрисах, не только оставивших глубокий след в истории мирового кино, но и являющихся яркими сильными личностями (Рис. 12).



Эта работа предусматривает культурологическое исследование, направлена на приобретение навыков в эстетическом направлении, прививает интерес к мировой художественной культуре. Проект может быть использован в качестве дополнительного материала к курсу “Мировая художественная культура”.

Подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса – выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит ли продолжать двигаться в этом направлении. Анкетирование проводилось анонимно.

  1. Интересна ли для Вас проектная деятельность?
  2. Какими источниками информации Вы обычно пользуетесь при подготовке проекта?
  3. Какие области исследования наиболее интересны для Вас?
  4. Какие формы представления проекта наиболее интересны для Вас?
  5. Хотите ли Вы в дальнейшем участвовать в проектной деятельности?

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство учеников (87 %) находят данный вид деятельности достаточно полезным, интересным, увлекательным.

75% опрошенных выразили желание в дальнейшем участвовать в проектной работе.

Наиболее интересными для большинства являются темы, связанные с музыкой, культурой и спортом.

В основном ребята предпочитают использовать компьютер для выполнения творческих работ.

Более 60 % выбирают Интернет в качестве основного источника информации.

Опыт проектной деятельности и мой, в частности, показывает, что проект – прекрасная возможность для учащихся творчески использовать свои знания английского языка, значительно расширить их и узнать больше о предмете исследования и, может быть, самое главное – конечный продукт дает им реальное чувство достижения, успеха.

В заключение хотелось бы отметить, что в процессе работы над проектом меняется роль учителя. Главной задачей учителя становится не передать конкретные знания, а научить разнообразным способам работы. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, источника информации, координатора.

А поскольку проектная деятельность ориентирована на сотрудничество, партнерство ученика и учителя, она должна быть увлекательной не только для ученика, но и для учителя. В этом случае обучение становится наиболее эффективным и продуктивным. И только в этом случае использование новейших технологий в преподавании не только позволяет расширить образовательные рамки, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка

Основным принципом обновления средней школы стала личностная ориентация образования. Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, с учётом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. При таком типе обучения содержания, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности школьника и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.

Процесс обучения иностранному языку – деятельность в высшей степени индивидуально окрашенная, и в этом смысле личность учителя важнее всякого “метода”. В любом случае полагаю, что лучшей методикой можно считать ту, которая вызывает у учащихся интерес к изучаемому предмету, а худшей ту, которая наводит на них тоску. Как хорошо, что в нынешнее время учителю дано достаточно свободы для реализации собственного понимания в рамках процесса обучения.

Изучение английского языка есть сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают “звеньями в одной цепи”. Здесь необходима атмосфера позитивного общего участия и партнёрства. Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов. Каждый же предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения.

Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причём не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.

Существуют основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования;

обсуждение способов оформления конечных результатов;

сбор, выдвижение новых проблем исследования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят всё большее применение в практике преподавания. Причин тому несколько:

необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Существуют общие подходы к структурированию проекта:

1. выбрать темы проекта, его типа, количества участников.

2.продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.

3.важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4.самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5.провести промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

6. выполнение проектов является их защита, оппонирование.

7.завершающим моментом является коллективное обсуждение, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Существуют так же параметры внешней оценки проекта:

значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

коллективный характер принимаемых решений;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во всё более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Всё это, в конечном счёте, признано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению. Задача учителя – с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность. На уроках английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;

учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)

развивают аналитическое мышление.

Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действия между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участии в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер.

Первый этап – это общее рамочное планирование совместно с учителем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы.

Второй этап – это самоорганизация работы в микрогруппе, то есть планирование работы без участия учителя, например, распределение обязанностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчётности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками. Практика применения проектов на уроках английского языка показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем ученикам, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности.

Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления.

Так как методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность, то обучение иностранному языку мною организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т. е. общению.

Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от неё во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне. Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка.

Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

1.занятия выходят за практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.

2.учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.

3.в ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным контролёром и консультантом.

4.в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

5.усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.

В основе проекта лежит проблема. Для её решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объёмом разнообразных предметных знаний (работа с информацией, её анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль).

Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание:

2.логичность изложения материала.

4.наличие наглядной, иллюстративной части.

Форму презентации учащиеся выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада.

Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексических навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

Необходимо стремиться к тому, чтобы проект: действительно вносил вклад в цели обучения; имел реальный смысл; был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, темы метод проектов, он должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать.

Учитель должен чётко определить учебные задачи для учащихся, дать рекомендации по подбору материала. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

3.Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе.-2003.-№3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и поныть другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнения на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практические значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

В основе проекта лежит проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и овладение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, текстом (выделять главную идею, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы. Умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе не необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вести постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Чтобы добиться такого результата, перед каждым учителем стоит задача научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение, а также применение проектной методики на уроках повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

ВложениеРазмер
rabota_rybakovoy_tatyany_viktorovny.doc 70 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Рыбакова Татьяна Викторовна, учитель английского языка МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, р.п. Бутурлино

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиваться ли учебником по английскому языку, или прочитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1.Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и поныть другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнения на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практические значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

В основе проекта лежит проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и овладение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, текстом (выделять главную идею, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы. Умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе не необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вести постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, даже в начальной школе, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработке проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Существуют основные требования к использованию метода проектов:

1.наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы\ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

5 использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

-выдвижение гипотезы их решения;

-обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Оно включает такие этапы, как:

Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысление цели, создания ситуации общения с преподавателем.

Задача этого этапа- собрать как можно больше информации по данному вопросу.

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющих знаний.

Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становление личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.

Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха.

Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка

- понимают необходимость междисциплинарных связей

- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроке информатики

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционным методами обучения. Основными преимуществами являются:

-повышение мотивации учащихся при изучении английского языка

- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьным программы

- простор для творческой и созидательной деятельности

Из вышесказанного следует, что применение метода проектов во многом помогает решить такие проблемы, как недостаточная мотивация учеников, от отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.

Использование метода проектов методически целесообразно для формирования коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам и для формирования устойчивой мотивации, развитие познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического мышления, способностей само - и взаимооценки.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать.

Читайте также: