Значение процесса хранения информации для человечества и отдельного человека доклад

Обновлено: 14.05.2024

Информация, накапливаемая человеком с течением времени, очень важна, ведь ей нередко необходимо пользоваться. А потому лучше ее где – то хранить. Если частички информации где – то затеряются, то в будущем придется худо. Самые очевидные места хранения информации – это записи в тетрадках и человеческая память. Однако, есть такой школьный предмет, который называется информатика. Все его знают. Там есть свои методы хранения информации. Да и само определение хранения слегка отличается. Все – таки, а что в информатике значит – хранить информацию? И как это можно осуществлять?

Что такое хранение информации? Немного истории развития хранения?

Хранение информации – это одно из важнейших понятий в информатике, тесно связанное с запоминающими устройствами. Вернемся во времена Древних веков. Признаем один факт: человек не способен запомнить неимоверно огромное количество информации. А потому где – то эту информацию необходимо было фиксировать. Так на свете появилась письменность. Но иметь все знания в форме исписанных листков бумаги было не очень удобно. Во – первых, искать нужную тебе информацию во всех этих записях не особо удобно. Во – вторых, иметь много тетрадок или блокнотов – это все – таки груз. Но данная проблема решилась с зарождением информации в цифровом формате. Новый вид информации – новые способы ее хранить. Такая информация будет храниться гораздо дольше.

Цифровая память. Ее виды.

Запоминающие устройства применяют разные методы хранения информации. Так вот, совокупность данных устройств и называют цифровой памятью. Она может быть внутренней или внешней. Оперативная и кэш – память – это представители внутренней памяти. Внешняя же память включает в себя следующие устройства: винчестер, карта памяти и компакт – диск. Поначалу, все это считалось единственными средствами сохранять информацию в цифровом формате. Но так было до конца 20 века. А затем появился способ получше.

Интернет – лучший друг современного человека.

Да, это Интернет. Причем способ практически бесплатный. И, как говорится, у одной медали есть две стороны. Так вот, с одной стороны, Интернет очень комфортный тем, что использовать его можно на любых без исключения устройствах, поддерживающее подключение к сети. К примеру, вы можете запросто забыть USB – флеш с важными данными дома тогда, когда она вам крайне необходима. С Интернетом такого не будет. С другой же стороны, соединение с Интернетом может оборваться в самый неподходящий момент, что может стать для человека полноценной бедой.

Какие могут возникнуть трудности и как их решать?

Всю вашу информацию, которую вы накапливали, можно потерять и испортить. Как же защититься от этого? Есть несколько способов.

1) Не стоит кидать особо важную информацию на винчестер. Ничто не исключает того, что пользователь подхватит компьютерный вирус. Тогда беды не миновать.

2) Хранение информации на нескольких запоминающих устройствах сразу.

3) Лучше использовать внешние устройства.

4) Использование "облачных" сервисов в Интернете.

Доклад №2

Чтобы передать какую-то информацию сперва ее надо сохранить, для последующей передачи. Человек хранит информацию в собственной голове, но также может для этого использоваться какие-то внешние носители. Таким способом хранения может быть: бумага, компьютер, камень, картина, аудио и многое другое. Хранение информации нужно для того, чтобы была возможность распространить какую-либо запись в пространстве и во времени. Носитель же информации - это среда в которое происходит хранение.

Древние люди хранили всю нужную информацию на камнях и на сводах пещер. Наверное все видели в музеях эти наскальные рисунки? Так вот, камень тоже является способом хранения информации.

Во II веке нашей эры в китае изобрели бумагу. Начиная с этого момента, бумажные изделия становится одним из самых распространённых способов хранения информации. Летописи и сказания пишут на бумаге, исторические сводки передают в книгах, картины в музеях написаны на холстах. Бумага и по сей день остаётся очень популярным, но не самым надежным способом хранения информации. К сожалению, мы потеряли огромное количество значимых реликвий из-за пожаров, наводнений и землятресение.

В XIX веке появляется магнитная запись. Запись происходила на прополку шириной 1 мм. Теперь появилась возможность записывать аудио и видео информацию. 1960-х в широкое использование выходит магнитные диски.

Ещё через 20 лет появляются оптические носители - это способ чаще используется в настоящие дни. Ведь каждый из вас хоть раз видел компакт-диск? Этот способ позволяет хранить больший объём на сравнительно маленьком диске.

Вслед за этим появляются флэш-носители. Маленькая флэш-карточка, которая позволяет хранить информацию до нескольких гигабайт.

В настоящий момент ученые активно работают над созданием наноносителей. По заявления разработчиков на носителе размером 1 см, можно будет хранить каждую секунду из жизни человека.

Хранение накопленных знаний играет важную роль в жизни людей. Без хранения мы бы не могли идти вперёд в своём развитии, мы бы застопорились. Хранение информации позволяет использовать ее многократно.

10 класс, способ хранения

Хранение информации

Хранение информации

По своим характеристикам Арктика, является очень суровым природным поясом. Немногие животные и растения могут приспособиться и выжить в её морозном климате. Вечная мерзлота, нехватка воды, бедность почвы,

22-го июня 1941 года началась, сама жестокая и великая война. В этой войне на защиту страны встал весь народ. Простые люди, старики, женщины, дети. И не всем им удалось вернуться домой.

Красивых мест в Краснодарском крае довольно много и все их охватить невозможно. Кубань является древней территорией с давней историей. К замечательным местам Краснодарского края относится Кавказ, красивейший берег Черного моря

В современном мире информация считается одним из ключевых элементов развития общества. Она имеет смысл как на глобальном уровне, так и более локализованно. Благодаря информации человечество развивается, становится богаче в материальном и духовном плане. Но любые сведения быстро накапливаются, и человеческая память просто не может выдержать такого количества. Существуют разные способы хранения информации запоминающего типа. Благодаря им возможно быстрое воспроизведение и сортировка данных, размещение по категориям.

Способы хранения информации

История развития

С древних времён человечество пыталось запомнить данные и передать их будущим поколениям. Сначала впечатления об окружающем мире первобытные люди рисовали на камнях в пещерах, где жили, потом в процессе эволюции появилась письменность. Этот фактор стал прототипом современных информационных хранилищ.

Количество исписанных листов становилось всё больше, информация накапливалась с каждым днём, проводились исследования, открытия, человечество пыталось найти ответы на главные вопросы. Это привело к научно-техническому прогрессу и развитию информационных технологий. Вместо исписанных тетрадей и потёртых зачитанных книг появились первые электронные носители, позволяющие хранить ведомости, фотографии и видеофайлы в виде цифрового кода, записанного на носитель.

 способы хранения информации в информатике

Для считывания данных использовалось специальное устройство, которое со временем только совершенствовалось, увеличивая возможности и место хранения.

Если раньше данные хранились на дискетах, дисках, в памяти компьютера, то сейчас облачное хранение позволяет избавить от ненужных элементов и держать всю информацию на специальных серверах, доступ к которым возможен в любую секунду. Цифровой вид не только уменьшает место хранения, но и помогает быстро провести категоризацию, разместить нужные файлы по отдельным папкам.

Если говорит кратко, то, благодаря развитию информационных технологий, стало возможным хранение большого объёма данных без использования материальных носителей. Конечно, это не отменяет блокноты и тетради, но качественно уменьшает их количество и сужает сферу использования.

Благодаря новым способам хранения данных увеличивается и срок размещения информации на разных платформах.

Магнитные и оптические носители

Магнитная запись была изобретена в XIX веке и первоначально использовалась только для хранения аудиофайлов. Первым носителем была стальная проволока диаметром около 1 мм. Позже стала использоваться стальная катаная лента.

Доклад на тему хранение информации

К сожалению, качественные характеристики были недостаточными для частого использования, поэтому учёные начали искать альтернативу. Для записи 14-часовой беседы пришлось использовать примерно 100 кг проволоки, которая имела довольно большую протяжность.

Магнитные носители не только были неудобными в использовании, но и создавали дополнительные трудности в процессе хранения, ведь окружающие факторы могли нарушить качество или даже испортить ленты. В 20-х годах появилась магнитная лента на двух основах:

  • Бумажная.
  • Лавсановая. На поверхность наносится тонкий слой специального порошка, что защищает ленту и делает качество записи намного лучше.

Вторая половина ХХ века принесла много изменений. Теперь, кроме звука, на ленту стало можно переносить изображения. Это было первым шагом на пути к появлению видео. Дальше технологии развивались быстро, начали выпускаться видеокамеры и видеомагнитофоны, благодаря которым можно было пересматривать первые фильмы — сначала чёрно-белые, а потом и в цветном формате. В рефератах хранение информации описывается как технический процесс, который начал формироваться в ХІХ веке и продолжает совершенствоваться по сегодняшний день.

Реферат хранение информации

На смену магнитному пришёл лазерный тип нанесения информации на поверхность носителя. Был изобретён квантовый генератор, с помощью которого и происходила обработка информации для записи. Этот метод повысил плотность записи, благодаря чему диски имеют больший информационный объем, чем другие носители.

Во второй половине 1990-х годов появились универсальные цифровые DVD-диски, благодаря которым повысился объем записи.

Диски занимали немного места, но из-за чувствительной поверхности, которая могла повредиться или поцарапаться, их использование перестало быть практичным. Современные информационные технологии предложили новый метод хранения, без носителя.

Виды цифровой памяти

Способы хранения информации в информатике постоянно совершенствуются, открывая для пользователей новые возможности. Запоминающие устройства для хранения используют разные методы. Стандартным вариантом ещё несколько лет назад были архивы, благодаря которым можно было не только скрыть нужные файлы, но и сжать их обычный размер, тем самым увеличив общее место хранения. Что касается цифровой памяти, то она может быть двух видов:

Доклад по информатике на тему хранение информации

  • Внешняя. К этому типу относятся винчестер, карта памяти и компакт-диск. Последний сейчас практически не используется, его альтернативой стали флеш-карты. Благодаря такой замене резко уменьшилось количество использования дисков, что благоприятно повлияло на экологию. А также код информации часто нарушался из-за повреждений на дисках, поэтому флеш формат более подходящий. . Сюда входят оперативные варианты и память кэша.

До конца XX века эти типы хранения считались единственными. Позже появился способ получше, благодаря которому доступ к данным стал возможным в любое время и с любого подходящего для этого цифрового устройства. В рефератах на тему хранения информации отдельная тема посвящена интернету. Во Всемирной паутине можно хранить любое количество данных, используя при этом разные варианты облачных хранилищ.

 реферат на тему хранение информации

В последние годы учёные активно работают над созданием специальных дисков, которые смогут хранить на себе достаточное количество информации. Используемые в процессе нанотехнологии работают на уровне атомов и молекул. Одно средство для записи данных, созданное по такой технологии, сможет заменить тысячи дисков, а места на нём должно хватить, чтобы записать каждую секунду человеческой жизни.

Хотя это и звучит как фрагмент фантастического фильма, на самом деле человечество стремительно движется к тому, чтобы создать универсальное хранилище для всей информации.

Использование интернета

Максимально комфортный и доступный для всех способ хранения информации, предоставляющий бесплатные хранилища для данных, используется во всём мире. Использовать интернет можно на любых устройствах, поддерживающих подключение к сети. В докладах и рефератах хранение информации представлено несколькими способами, наиболее эффективный из которых именно интернет.

Чтобы важные ведомости были всегда в зоне доступа, специалисты советуют сделать несколько копий и разместить их в хранилищах и на материальных носителях. Сбои программ, поломки могут навредить информации, поэтому, чтобы не потерять самое важное, необходимо придерживаться простых советов:

Устройства хранения информации

Развитие информационных технологий в последнее время занимает основную часть работы учёных. Создаются новые варианты хранения информации, проводятся исследования разных нанотехнологических устройств, способных записывать и передавать большие объёмы данных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хранение информации Выполнила:учитель информатики МБОУ Салганская СОШ- Глухов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Хранение информации Выполнила:учитель информатики МБОУ Салганская СОШ- Глухов.

Хранение информации Выполнила:учитель информатики МБОУ Салганская СОШ- Глухова Т.И.

Человеческая память Не самый надежный носитель, т.к. информация, если ее не п.

Человеческая память Не самый надежный носитель, т.к. информация, если ее не повторять, со временем забывается. Внутренняя (оперативная, быстрая) Внешняя (долговременная, медленная)

В памяти человека не может хранится информация обо всём, что он видел, слышал.

В памяти человека не может хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это? Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом). ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Хранение является одной из основных операций, осуществляемых над информацией.

Хранение является одной из основных операций, осуществляемых над информацией, и главным способом обеспечения ее доступности в течение определенного промежутка времени. Основное содержание процесса хранения и накопления информации состоит в создании, записи, пополнении и поддержании информационных массивов и баз данных в активном состоянии.

Этап хранения информации может быть представлен на следующих уровнях: • внеш.

Этап хранения информации может быть представлен на следующих уровнях: • внешнем; • концептуальном, (логическом); • внутреннем; • физическом. Внешний уровень отражает содержательность информации и представляет способы (виды) представления данных пользователю в ходе реализации их хранения. Концептуальный уровень определяет порядок организации информационных массивов и способы хранения информации (файлы, массивы, распределенное хранение, сосредоточенное и др.). Внутренний уровень представляет организацию хранения информационных массивов в системе ее обработки и определяется разработчиком. Физический уровень хранения означает реализацию хранения информации на конкретных физических носителях.

Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользовать.

Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек. Представленную на носителе информацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас.

Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно.

Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках книгах журналах дневниках Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать - это хранилище закодированной информации.

Камни и скалы Древние люди на скалах изображали зверей, на которых они охотил.

Камни и скалы Древние люди на скалах изображали зверей, на которых они охотились. Камень повышал сохранность информации, но скорость её записи и передача оставляли желать лучшего.

Использование бумажных носителей II век н.э. Китай Чай Лун – изобретатель бум.

Использование бумажных носителей II век н.э. Китай Чай Лун – изобретатель бумаги

Бумага Чтобы понять, насколько сильно человек в информационном плане продвину.

Бумага Чтобы понять, насколько сильно человек в информационном плане продвинулся и, благодаря этому, эволюционировал, достаточно вспомнить о бумаге. Вы представляете себе цивилизацию без бумаги и книг? Глиняные таблички, рулоны папируса, деревянные страницы…Согласитесь, не очень удобно учиться, когда учебник весит пару центнеров и размером с гостиную? Это был бы полный epic fail человечества. Мы бы сейчас не сидели с вами в Интернете, а копили бы деньги на третью в своей жизни книжку. И начало той электронно-информационной революции, в эпицентре которой мы сейчас находимся, никогда бы не состоялось. Ведь всё начиналось с бумаги….

Эра компьютеров началась гораздо раньше, чем думает большинство из нас. Конеч.

Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации.

Библиотека - это хранилище книг, то есть хранилище закодированной информации. В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодирования и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а, например, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке.

Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, комп.

Медиатека - это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ. Компьютер тоже хранит информацию в своей памяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

Дискета Дискета — портативный магнитный носитель информации, используемый для.

Дискета Дискета — портативный магнитный носитель информации, используемый для многократной записи и хранения данных сравнительно небольшого объема. Этот вид носителя был особенно распространён в 1970-х — конце 1990-х годов.

Диск CD DVD Компакт-диск — оптический носитель информации в виде пластиковог.

Диск CD DVD Компакт-диск — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации которого осуществляется при помощи лазера. Blu-ray CD-R CD-RW DVD-R DVD-RW

USB флеш-накопитель (флешка) Носитель информации, использующий флеш-память дл.

USB флеш-накопитель (флешка) Носитель информации, использующий флеш-память для хранения данных и подключаемый к компьютеру или иному считывающему устройству через стандартный разъём USB.

Жесткий диск Винчестер Жесткий диск — устройство хранения информации произвол.

Жесткий диск Винчестер Жесткий диск — устройство хранения информации произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Тема "Хранение информации" изучается начиная с 5 класса. И в последующих классах повторяется только в более как бы расширенном виде. В этой презентации я старалась больше внимания уделить носителям информации как материальной среде , используемой для записи и хранения информации, сопоставляя объем информации на разных носителях. Конечно нужно чтобы дети знали историю ЭВМ и первого поколения и второго и т.д. Можно найти очень много интересной информации. Конечно лучше если этим занимаются сами дети, но они очень загружены учёбой. Поэтому нам самим приходиться очень много времени уделять составлению интересных презентаций. Если моя презентация поможет хоть чуть-чуть кому нибудь , я буду очень рада.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Хранение информации Память человека и память человечества Оперативная и. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Память человека и память человечества Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

Хранение информации Фотография позволила сохранить для потомков зримые свидетельства прошедших времён.

Хранение информации Человек научился хранить звуковую информацию. В 1877 году Томасом Эдисоном был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф.

Хранение информации Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Оперативная и долговременная память Собственную память человека, можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

Носитель информации Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файлы и папки Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки):

Самое главное Существует память отдельного человека и память человечества. Память человека можно назвать оперативной памятью, а любые внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью. Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем. Файлы по определённым признакам группируют в папки.

Вопросы и задания 1. Составьте пары. Для каждого примера информации из левого столбика подберите соответствующий носитель информации.

Вопросы и задания В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации: а) табличка с номером дома; б) почтовая открытка; в) билет на поезд; г) газета; д) диск со сборником мультфильмов

Вопросы и задания В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации: а) табличка с номером дома; б) почтовая открытка; в) билет на поезд; г) газета; д) диск со сборником мультфильмов

Для человека потребность в получении информации является постоянной. Например, в доисторическом периоде знания о ядовитых растениях, опасных зверях и т.п. являлись залогом выживания для отдельного человека. Информация о том, как добывать себе еду, воду, обустраивать свое жилище и т.д. – является жизненно важной. Без изобретения способов передачи и обмена информацией человечество было бы обречено на вымирание.

В современном мире человечество располагает богатыми возможностями для создания, хранения и передачи информации.

Объем информационных ресурсов в любой области деятельности человека растет огромными темпами. Массивы передаваемой информации увеличиваются непрерывно: начиная от бытовых разговоров, заканчивая инфопотоком в Интернете. Рост объема информации обусловлен усложнением всех сфер жизнедеятельности современного общества, определяющим фактором является развитие технологий и научный прогресс.

Роль информации в современном обществе

Роль информации в современном обществе возрастает ввиду нескольких процессов: сейчас человек живёт в эпоху информационного взрыва, быстрого развития процесса массовой коммуникации, повсеместного проникновения информационных технологий во все социальные сферы. Человечеству необходимо решить вопрос, как войти в фазу устойчивого развития на долгосрочный период. Поиск ответа на данный вопрос стал возможен благодаря развитию информационных технологий, современное общество очень близко к получению возможного решения.

С другой стороны, требуется создание такой формы массовой передачи информации, которую способна воспринимать большая часть общества.

Объем передаваемой информации непрерывно растет, современное общество натолкнулось на препятствие, которое сосредоточено в самом человеке – это наша возможность воспринимать поток информации. Существующие объемы передаваемых данных давно превысили наши способности к их восприятию и переработке. Массив накопленной информации и знаний один человек объять не может, невозможно обладать обширными знаниями в нескольких областях, одновременно быть и компетентным архитектором, бухгалтером, историком, столяром, экономистом, юристом, программистом, медиком.

Информационные технологии по накоплению, переработке, передаче данных существенно расширяют возможности человек по работе с информацией, человечество выходит на новый уровень своего развития за счет качественно иного уровня доступных операций с информацией. Невозможность получить, понять и воспринять нужную информацию – это самое серьезное ограничение, с которым может столкнуться современный человек.

Роль информации в жизни современного человека и общества проявляется и в значимости информационных ресурсов для производственных, экономических, социальных и бытовых сфер деятельности. Информация сегодня – это необходимое условие жизнедеятельности общества. При этом каждому человеку доступны источники информации в любой части мира.

Роль информации в жизни человека

Человек в современном мире активно взаимодействует с информацией в информационной среде, которая одновременно является источником новых сведений, средством преобразования различных данных и побуждает человека к каким-либо действиям. Из информационной среды человек постоянно получает новые знания, сам создаёт новые знания и помещает их в информационную среду. Это понятие охватывает все возможные способы хранения информации, средства коммуникации и обработки информации.

Каждому человеку свойственно взаимодействовать с определенной информационной средой, т.е. конкретным перечнем средств коммуникации, создания, хранения и обработки информации, при этом всегда можно составить список постоянных элементов информационной среды и тех, которые используются редко или вообще не используются конкретным человеком. Персональный набор средств работы с информацией и средств коммуникации отражает уровень развития конкретного человека, определяет принципы его поведения в социуме, при общении с другими людьми и т.д.

Развитие информационных технологий концептуально изменило значение информации в жизни современного человека:

  • возможность практически мгновенного подключения к национальным и глобальным информационным массивам (базы данных, справочники, энциклопедии в сети Интернет, подборки оперативных сводок, аналитические обзоры, нормативные акты, новостные сайты и т.д.);
  • возможность быстрого обмена научно-технической, прикладной информацией;
  • уровень технологического развития средств хранения, передачи информации, средств коммуникации и т.д. стал влиять на научно-технический потенциал страны;
  • национальные экономики всех стран стали зависеть от уровня развития и распространения информационных технологий в стране;
  • повсеместное распространение информационных технологий изменило образ жизни человека и характер многих сфер его деятельности.

Какую роль играет информация в жизни человека?

Человек целенаправленно использует информацию (собирает, преобразовывает, сохраняет, систематизирует, анализирует, передаёт и т.д.) – это необходимое условие нашей жизнедеятельности. Без этого было бы невозможно возникновение и развитие человеческого общества.

Чтобы совершить конкретное действие, человек должен обладать информацией о том, как именно это сделать. Частью такой информации человек владеет благодаря инстинктам, например, как дышать или ходить. Но основной массив знаний является приобретенным либо вследствие непосредственного получения информации (как пользоваться различными инструментами или орудиями труда), либо в результате анализа различных данных, мыслительных процессов, синтеза разрозненной информации (изобретения, научные исследования, прикладные разработки, изготовление различных приспособлений из подручных средств).

На разных этапах развития человеческое общество отличалось неоднородной структурой в плане доступа к информации: во-первых, грамотным было не всё население, во-вторых, возможности способов хранения и распространения информации были крайне скудные.

Ключевые факты, определившие роль информации в жизни человека:

  1. Формирование и развитие языка и речевого аппарата (Доисторическая эпоха).
  2. Создание письменности (Древний мир).
  3. Изобретение почты (Древний мир).
  4. Изобретение книгопечатания (1445 год).
  5. Массовое производство печатной продукции (начало XIX века).
  6. Изобретение телеграфа (1832 год).
  7. Изобретение фотографии (1839 год).
  8. Изобретение телефона (1876 год).
  9. Изобретение радио (1893 год).
  10. Начало регулярного телевизионного вещания (СССР, США, Германия, Франция, Англия в 30-х годах XX века).
  11. Изобретение прототипов современных компьютеров (СССР, США в 50-е годы XX века)
  12. Изобретение Интернета (1969 год).
  13. Массовое внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека (начало XXI века),

Научно-технический прогресс напрямую влиял на создание человечеством новых средств и способов хранения, передачи и преобразования информации. Совершенствование информационных технологий и аппаратной базы техники привело к резкому росту объемов информации, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Роль информации в жизни человека определяется её объемом – сегодня с помощью информационных технологий можно в течение 1 месяца получить такой объем полезной информации, на усвоение которого в XVII веке у человека ушла бы вся жизнь.

Поясню этот вывод на примере. Три века назад нужно было годами ходить в подмастерьях, чтобы овладеть основными знаниями в базовых профессиях, например, плотник, столяр, портной, кирпичник, кузнец. Сейчас теоретические знания по этим профессиям можно получить за месяц (те же видеоролики и статьи в сети Интернет), а потом оттачивать прикладные навыки работы, применяя эти знания на практике.

Роль информации в развитии общества

Роль информации в современном обществе проявляется в её влиянии на все виды общественных отношений, за счёт повсеместной информатизации она становится символом экономического и научно-технического прогресса, условием социального развития и фундаментом современного образования.

Адекватный ответ всем вызовам, с которыми столкнулось современное человечество, можно выработать, используя накопленный за всю историю человечества массив информации. Очевидно, что одному человеку невозможно охватить весь этот объем, нужны усилия всего общества. Изменения в социуме, окружающей среде, профессиональных сферах повышают значение информации.

Сегодня создаётся образовательная система, построенная с широким использованием возможностей информационной среды, которая позволит усовершенствовать процесс усвоения информации.

Принципиально новые форматы коммуникации для передачи и восприятия информации массово использовались во время мировой эпидемии COVID-19 в 2020-2021 годах:

  • перевод на удаленную работу всех сотрудников, которые могут выполнять свои обязанности из дома, с помощью новейших средств цифровой коммуникации;
  • дистанционное обучение в школах и вузах;
  • массовое использование различных видов онлайн-конференций;
  • повышение квалификации работников различных профессий;
  • переход магазинов на формат удалённой торговли, в том числе доставка на дом продуктов питания с предварительным заказом через Интернет.

Это было невозможным в 2015 году. Без современного уровня развития информационных технологий из-за эпидемии национальные экономики обрушились бы, общественные отношения деградировали бы, а человечество получило бы непоправимый урон.

Какую роль играет информация в развитии общества?

Усложнение общественных отношений неизбежно приводит к росту требований к информационной компетентности людей, которым постоянно требуются новые знания, сформированные умения и навыки для эффективного взаимодействия с динамично меняющейся окружающей средой.

Роль информации в развитии общества в том, что именно она приводит к изменениям в обществе, появление новых знаний влечёт перемены в производственных отношениях, экономике, повседневной жизни.

В современном мире всё труднее становится ориентироваться в потоке ежедневной информации, человек старается оптимизировать её поиск, отбор и усвоение. Только высокий культурно-образовательный уровень позволяет получить доступ ко всем источникам информации.

Получается замкнутый цикл: новые знания приводят к повышению культурно-образовательного уровня, который позволяет усвоить всё новые знания, происходят изменения в обществе, появляются новые знания, которые в очередной раз повышают культурно-образовательный уровень. Этот цикл будет бесконечным, пока существует человеческое общество, для его повторения нужны только новые знания.

Высокий уровень информационной культуры является наиболее актуальной компетенцией современного человека. В плане исторического развития этот факт является условием доступа к информации и возможности её усвоения. Т.е. без достаточного уровня культурно-образовательного уровня человек не сможет получить новые знания или усвоить их.

На роль информации в развитии общества повлиял и феномен сети Интернет: информационные технологии позволили создать и применять новые форматы и способы представления информации, в том числе, электронные книги, видеолекции, базы данных, которые доступны любому человеку.

На фоне этого существует проблема информационной интоксикации современного общества, которую вызывает потребление инфомусора, низкокачественной информации, которую генерируют множество медиаисточников.

В современном мире за 1 месяц генерируются огромные массивы информации, которые отдельно взятый человек усвоить не в состоянии – это выше его физических возможностей. При этом большая часть этой ежемесячно производимой информации является информационным мусором без всякого смысла.

Обладая достаточным культурно-образовательным уровнем и информационной грамотностью, человек способен эффективно отсеивать и не воспринимать информационный мусор и просто некачественную информацию. В противном случае, человек сам лишает себя возможности получить действительно полезную и качественную информацию.

Читайте также: