Кассационный военный суд доклад

Обновлено: 17.05.2024

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено - Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС . Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка . Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

Статья 12.1. Кассационный военный суд

1. Кассационный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

2. В кассационном военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам.

3. Местом постоянного пребывания кассационного военного суда является город Новосибирск Новосибирской области.

Статья 12.2. Компетенция кассационного военного суда

1. Кассационный военный суд в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

2. В порядке, установленном федеральным законом, кассационный военный суд в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Статья 12.3. Состав кассационного военного суда при осуществлении правосудия

Кассационный военный суд в составе судей, предусмотренном федеральным законом, рассматривает дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов кассационного военного суда.

24. Арбитражные суды (общая характеристика): место в судебной системе РФ, система, задачи. Законодательство РФ об арбитражных судах

ст. 1: Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

1)защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2)содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ст. 3: Система:

-арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

-арбитражные апелляционные суды;

-арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации); специализированные арбитражные суды.
К компетенции Арбитражных судов относятся:

1) разрешение споров о разногласии по договору, если об этом есть соглашение сторон;

2) разрешение споров об изменении условий договора или расторжение договоров;

3) разрешение споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

4) разрешение споров о признании права собственности;

5) защита прав собственника – истребование имущества из чужого незаконного владения, устранения препятствий пользованию собственностью;

6) разрешение исков о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам;

7) разрешение исков о защите чести, достоинства и деловой репутации;

8) разрешение исков об обжаловании в отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок;

9) разрешение исков о взыскании штрафов и взыскании из бюджета денежных средств;

10) разрешение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

11) разрешение дел о банкротстве.

Законодательство об арбитражных судах:

1) Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

2) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018) Глава 4. Компетенция арбитражных судов

3) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)"О судебной системе Российской Федерации"

Статья 24. Арбитражный суд округа Статья 24.1. Арбитражный апелляционный суд Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

4) В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Кассационный суд – что это такое, чем занимается, основные виды и особенности, как подать жалобу?

Что такое кассационный суд?

Система органов правосудия построена по принципу инстанционности и образует вертикаль. Кассация – это третья ступень в ее структуре, расположенная над апелляцией и первой инстанцией. Она предназначена для проверки законности и обоснованности решений, которые вступили в силу. В этом состоит ключевое отличие кассационного суда от апелляционного, уполномоченного пересматривать постановления до начала их действия. Инициировать пересмотр решений третьей инстанцией может либо сторона судебного спора соответствующей жалобой, либо прокурор специальным представлением.

что такое кассационный суд

Чем занимается кассационный суд?

Лицо, считающее, что его права нарушены, подает соответствующий иск. Принятое по результатам его рассмотрения решение может быть обжаловано в апелляции. Казалось бы, для чего нужен еще и суд кассационной инстанции, и чем третья ступень отличается от второй? Дело в том, что апелляция заново рассматривает обстоятельства спора по существу и выясняет, все ли было учтено и правильно истолковано при принятии обжалуемого решения. Третья же инстанция не имеет полномочий рассматривать доказательства по делу и изучать описанные сторонами факты.

Виды кассационного суда

Ветвь органов правосудия имеет свои разветвления по предметной юрисдикции, и для каждого из них есть твоя третья инстанция. Кассационный суд – это общее название для большого количества органов, которые обеспечивают равный доступ к возможности обжалования во всех категориях дел для граждан по всей стране. Все их можно разделить на такие виды:

  1. Кассационные суды общей юрисдикции. Рассматривают жалобы на решения по гражданским, уголовным и административным делам. На сегодняшний день их 9, каждому из которых подведомственны суды определенных областей, краев и округов.
  2. Арбитражные окружные суды. Являются третьей инстанцией в системе органов правосудия, разрешающих споры в сфере экономической деятельности.
  3. Кассационный военный суд. Существует в единственном числе. В его компетенции – пересмотр решений военных судов, которые вступили в силу.

Особенности кассационного суда

Помимо того, что третья инстанция пересматривает только те решения, которые уже вступили в законную силу, ее отличают и другие характеристики. Есть ряд факторов, демонстрирующих, что кассационный суд – это отдельно стоящая часть системы правосудия со своими особенностями, например:

  • собственной структурой;
  • особым составом;
  • уникальными полномочиями.

Структура кассационного суда

структура кассационного суда

Храмы Фемиды по большому счету похожи своим внутренним строением. Кассационная инстанция имеет схожую с остальными структуру, хоть и с некоторыми особенностями, и состоит из:

  1. Президиума. В него входит председатель суда и его заместители, которые решают организационные вопросы внутри суда и отвечают за обобщение практики.
  2. Коллегий. В них объединяются судьи в зависимости от специализации. На третьей ступени в общей юрисдикции действуют коллегии по гражданским, административным и уголовным спорам. Кассационный военный суд может и не иметь их в своей структуре.
  3. Аппарата. Это та часть суда, которая обеспечивает его функционирование: систематизацию и хранение дел, фиксацию судебного процесса, материально-техническую базу.

Состав кассационного суда

Рассмотрение жалоб в третьей инстанции осуществляется судьями в составе коллегий. Кассационное производство ведется ими коллективно, решения принимаются большинством голосов. Формирует коллегии председатель суда, причем один и тот же судья может быть членом нескольких коллегий. Кроме того, на заседаниях всегда присутствует секретарь, а ведением дел опекается еще и штат помощников. Каждая коллегия возглавляется председательствующим судьей, который и ведет процесс, опрашивает стороны и оглашает решения.

Полномочия кассационного суда

Любой государственный орган может действовать только в рамках, определенных законом. Так, в пределы прав суда кассационной инстанции входит узкий круг полномочий, и, рассмотрев жалобу, они могут:

Как подать жалобу в кассационный суд?

Чтобы оспорить решение, вступившее в законную силу, необходимо придерживаться четких правил. Участие в суде кассационной инстанции предполагает предварительную подачу прокурорского представления или жалобы. Деятельность прокуратуры регулируется отдельно, а мы разберемся, что нужно другим участниками процесса для обращения в третью инстанцию:

  1. Соблюдать сроки. Подать кассацию в суд из ветви общей юрисдикции можно до истечения трех месяцев со дня вступления оспариваемого решения в силу, а в окружной арбитражный – не позднее двух месяцев.
  2. Придерживаться правил оформления. Жалоба оформляется в письменном виде или в электронном. Она должна содержать всю установленную законом информацию о номере дела, судье, реквизитах оспариваемого решения, сторонах по делу. К ней прилагаются документ об уплате госпошлины и доказательства отправки копий жалобы другим участникам процесса.
  3. Знать о порядке подачи жалобы. С 1-го октября 2019 года жалобы подаются не напрямую в кассационный суд, а через суд, принявший оспариваемое решение, который и направляет ее вместе с материалами дела компетентному органу.

Порядок рассмотрения дел в кассационном суде

Процессуальное законодательство регулирует каждый этап рассмотрения жалоб. Вот, как проходит кассационный суд по установленным правилам:

  1. Председатель или судья, получивший жалобу изучает ее и приложенные материалы, после чего принимает решение о передаче или об отказе от передачи ее для рассмотрения в судебном заседании.
  2. Назначается дата рассмотрения. На заседание приглашаются участники процесса, которые должны получить копии всех документов.
  3. В судебном заседании жалоба рассматривается коллегией из двух судей и председателя, который кратко докладывает суть дела, описывает принятые другими судами постановления и освещает доводы полученной жалобы. Заслушиваются пояснения сторон. Дело рассматривается строго в рамках тех доводов, что приведены в жалобе.
  4. Большинством голосов коллегия судей выносит постановление, которое публично оглашается участникам процесса.

Как выиграть кассационный суд?

На практике очень малый процент решений третьей инстанции принимается в пользу подавшего жалобу. Виной тому и несовершенство системы, и ошибки участников. Чтобы повысить шансы получить желаемое решение суда кассационной инстанции, нужно:

  • грамотно составить жалобу, проследив за наличием всех необходимых реквизитов;
  • тщательно обосновать свои доводы с отсылками к законодательству и судебной практике;
  • подать жалобу в правильный орган и с соблюдением установленных сроков;
  • явиться в судебное заседание и активно отстаивать свою позицию;
  • в идеале – обратиться за правовой помощью к профессионалам.

Обжалование решения кассационного суда

Стоит отметить, что третья – не последняя инстанция в системе правосудия. Решения, принимаемые судом кассационной инстанции могут быть пересмотрены по соответствующей жалобе в судебной коллегии Верховного Суда. Он проверяет наличие нарушений норм закона судом третьей инстанции и может отменить незаконное решение, если такие нарушения существенно повлияли на его справедливость. При этом, Верховный Суд не ограничен доводами жалобы, оттого имеет больше рычагов для защиты законных прав граждан.

Арбитражный суд – часть отечественной системы правосудия, ответственная за защиту прав предпринимателей. Его деятельность играет огромную роль в обеспечении экономического процветания государства, так познакомимся же с ним поближе.

Конституционный суд является высшим судебным органом в стране, в основе которого положена защита прав и свобод граждан. Он обладает особой структурой и полномочиями, порядком рассмотрения обращений и их силой.

Суд присяжных имеет свои особенности, функции и историю появления. Стоит выяснить, кто может быть заседателем и каким образом формируется коллегия, как проходит совещание и голосование и на что влияет решение этого судебного органа.

Кто такой терапевт, какие заболевания лечит и когда к нему нужно обращаться – вопросы пациентов, редко бывающих в поликлинике. Специалисты данного профиля ведут первичный прием и направляют при необходимости к врачам узкой специализации.

Военные суды: история и современность

Цицерону принадлежит известная фраза: "Когда гремит оружие, законы безмолвствуют". Можно приводить и другие высказывания о том, что в смутное или неспокойное время, в боевых условиях или в период войны законы откладываются в сторону. Но есть особая категория людей, которая всегда была призвана опровергать изречение Цицерона. Это военные судьи. Люди, которые являются не просто юристами, а носят к тому же на плечах офицерские погоны и получают боевые награды в мирное время.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ “О военных судах в Российской Федерации” нынешние военные суды входят в единую систему судов России, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие на основе единого российского законодательства.

Действующая военно-судебная система состоит из гарнизонных и окружных (флотских) военных судов. Высшей инстанцией является Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

Военные суды, как правило, приближены к местам дислокации войск и сил флота и действуют как в городах, так и в самых отдаленных населенных пунктах территории России. Отдельные военные суды в соответствии с международными договорами функционируют в российских военных контингентах за пределами страны.

В производстве военных судов ежегодно находится значительное количество дел. Так, в 2007 году рассмотрено 14 312 уголовных, 47 595 гражданских и 19 274 административных дел.

Среди уголовных дел это, как правило, наиболее актуальные дела о воинских преступлениях, которые оказывают непосредственное влияние на состояние боеготовности воинских частей — уклонения от военной службы, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, хищения военного имущества и другие.

В последние десятилетия деятельность военных судов приобрела более выраженный правозащитный характер, что отвечает конституционному принципу разделения властей, задачам и целям судебной власти. Подтверждением этому является то, что начиная с 1993 года военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на неправомерные действия командования. На сегодняшний день эта деятельность судов - самый эффективный правовой институт в армии и на флоте, который является реальным гарантом защиты прав военнослужащих и членов их семей.

Военные судьи сегодня — это высококвалифицированные офицеры — юристы, с хорошими теоретическими знаниями и жизненным опытом, прошедшие школу армейской или флотской службы, знающие жизнь армии и флота не по конспектам, а на собственной практической работе.

Мы понимаем, что наше настоящее и будущее воедино связано с жизнью нашего государства, его Вооруженных Сил, соблюдением буквы закона, с повседневным повышением своего профессионального мастерства, с высоким уровнем осуществления правосудия в целях предупреждения и искоренения преступлений в армии и на флоте.

Понимаем мы и то, что наше будущее неразрывно связано с нашим прошлым. Поэтому в этот день стоит сказать несколько слов о малоизвестных вехах трибунальского пути. Тем более, что об истории военных трибуналов даже специалисты знают, обычно, лишь в общих чертах, больше — о действительно имевших место “темных сторонах” и совсем не знают о других ее сторонах. Но историю не следует ни приукрашивать, ни очернять. Теперь, когда доступны прежде закрытые архивы, мы можем более полно восстановить действительность.

Военные трибуналы были учреждены в 1918 году при всех фронтах и действующих армиях, после чего приказом Реввоенсовета республики был образован Революционный военный трибунал республики, который 8 декабря 1918 года провел одно из первых распорядительных заседаний. Эта дата и вошла в историю как день образования военных трибуналов.

Между тем, история военных судов России значительно богаче, она уходит в глубь веков, берет свое начало еще с допетровских времен.
В 1716 году, вскоре после того как Петр I начал заниматься созданием регулярной армии, был учрежден “правильный самостоятельный военный суд” и принят Военно-уголовный кодекс. Из более поздних времен можно напомнить достаточно широко известное военно-судное дело в связи с дуэлью А.С.Пушкина и Дантеса. Военные судьи тогда в полном соответствии с Воинским Уставом Петра I приговорили последнего к повешению. Но, когда дело дошло до царя, приговор был подправлен. Монарх распорядился выслать Дантеса "с жандармами за границу, отобрав офицерские патенты".

В ходе известной судебной реформы, проведённой во II половине XIX века, 15 мая 1867 года был принят Военно-судебный устав и образована новая военно-судебная структура. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. В состав окружных и Главного военного суда входили постоянные военные судьи, которые подбирались военным министром и назначались приказом царя. Это были профессионалы своего дела. Чины для военно-судебного ведомства поставлялись из числа офицеров - выпускников Военно-юридической академии. Они приравнивались по своему положению к офицерам, окончившим Академию Генерального штаба.

В обширной литературе советского периода довольно часто встречаются упоминания о жестокости и кровожадности представителей царской военной юстиции, судивших многих революционеров. Хотя, в реальной жизни всё было иначе. За сорок лет, с 1866 по 1906 годы по приговорам всех судов России (не только военных) было казнено 110 человек (60 чел. в 1906 году). Среди них — два офицера (Дубровин и Шмидт), 7 солдат и 10 матросов.

В то же время многие революционеры, побывавшие под царским военным судом, после того, как сами заняли прокурорские и судейские кресла, оказались куда более жестокими и немилосердными. Так, один из создателей советской юстиции и главный обвинитель страны Советов Н.Крыленко никогда не знал пощады к "классовым врагам". Будь то дело командующего Балтфлотом А.М.Щастного (1918 год), "церковников" (1920 год), "шахтинское дело" (1928 год) или процесс над "Промпартией" (1930 год). Для всех требовал расстрела. Невзирая на то, что по абсолютному большинству этих дел весомых доказательств виновности обвиняемых не было. Да и не могло быть. А вот у военных судей военно-окружного суда, рассматривавших в 1907 году дело Петербургской военной организации большевиков, такие доказательства были. Но судьи сочли их недостаточными и неполными. В то время все сомнения о виновности толковались по закону в пользу подсудимых. Поэтому 17 человек из 54 большевиков, в том числе Крыленко, были оправданы военными судьями "за недоказанностью обвинения".

К сожалению, в 20 веке многие исторические факты, имеющие отношение к деятельности военных судов были искажены советскими историографами. Впрочем, аналогичный упрёк можно высказать и в адрес историков наших дней, которые делают крен в другую сторону. Теперь они упрощают и в любом случае негативно оценивают роль советских военных трибуналов в послеоктябрьское время. Реально же происходившие тогда процессы не являлись однозначными.

На первых порах военно-судебная корпорация вела решительную борьбу за чистоту судейского мундира. Нередкими были процессы над военными судьями, запятнавшими свою честь. От многих работников избавлялись по причине их малограмотности, по этическим соображениям. Некоторые из допущенных военными судьями нарушений являлись незначительными даже по меркам сегодняшнего дня.
Возьмём архивное дело о неправомерных действиях председателя трибунала Антонова, который за опоздание из отпуска своего подчинённого Тарасова обозвал нецензурной бранью и поместил на трое суток на гауптвахту.

Прибывший в трибунал председатель Реввоентрибунала фронта стал выяснять причины конфликта, детально опросил всех работников. Они недоумевали — почему обычному для их коллектива, незначительному инциденту придаётся столь серьёзное значение? Что за этим кроется? Член трибунала Гуляев написал в своём объяснении: "Все сотрудники трибунала свои люди, исключительно коммунисты, в обращении между собой не стесняюшиеся в выражениях, произнесение матерных слов обычное и никого из состава РВТ не стесняющее".
Однако заключение председателя трибунала фронта Денисова было категоричным:

"1.Антонов не мог налагать арест в административном порядке. 2. Взаимоотношения в РВТ не соответствуют такому высокому учреждению как трибунал, деловые разговоры начинаются и заканчиваются матерными словами…"

Учитывая это, а также слабую грамотность Антонова, он был смещён с должности. Такого рода решения были наиболее частыми, хотя и облекались, нередко, в форму судебного приговора или постановления.

О мрачных и трагических днях для нашей страны тридцатых годах в последнее время написано много. Кажется, тема исчерпала себя полностью. Но, к сожалению, завалы исторического бурелома предстоит расчищать ещё очень долго. И немало имён ещё вернётся к нам из небытия и будет возвращено народу.

Особенное место займут среди них те, кто погиб, сражаясь с произволом и беззаконием, кто не молчал, не отсиживался, ценой собственной жизни отстоял право называться настоящим человеком.

Были такие люди и среди военных судей. Военная юстиция — это не только Ульрих и его подручные. Трудилось тогда в трибуналах и немало честных, порядочных, принципиальных людей. Они не пошли на сделку со своей совестью и именно поэтому оказались за тюремной решеткой.

Обнаруженные нами недавно архивные документы позволяют восстановить некоторые ранее неизвестные страницы истории противодействия беззакониям, рассказать о военных судьях, которые более полувека назад вступили в неравную, смертельную схватку с НКВД. Они боролись против незаконных арестов и методов работы этих органов, занимавшихся фальсификацией дел по политическим преступлениям.

И неудивительно, что об этих людях, отважившихся в разгар массовых репрессий “смазывать” дела на “врагов народа” и “занимавшихся вредительством в области судебной политики”, практически ничего неизвестно.

Причина понятна. Военных судей судили тайно, как “предателей” в рядах сталинской юстиции. А затем тщательно вымарывали их имена из истории.

В 30-е годы было арестовано и репрессировано более половины председателей военных трибуналов округов. Среди них — Мазюк А.И. (Ленинградский военный округ), Жигур Я.К. (Северо-Кавказский военный округ), Бауманский Ф..Я. (Западно-Сибирский военный округ), Сенкевич А.Г. (Забайкальский военный округ), Антонов Б.П. (ОКДВА). Расстреляли в те годы и многих руководителей военных трибуналов гарнизонов и армий, а также рядовых военных судей…

В первый же день Великой Отечественной войны вступили в действие два Указа Президиума Верховного Совета СССР, имевшие прямое отношение к военным трибуналам. В соответствии с ними “в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности” передавались в военно-судебные органы.

Известно, что “право” в переводе с латинского означает справедливость. Отвечали ли в этом смысле своему предназначению применяемые судьями законы военного времени? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Законы действовали суровые. Но суровость эта была вызвана войной, которая сама по себе является попранием всех законов цивилизованного общества. Что же касается мер наказания, применяемых военными судьями по конкретным делам, то статистика выглядит следующим образом. За четыре года войны к высшей мере наказания было осуждено 8,9 % человек. Остальные — к лишению свободы, которое в большинстве случаев заменялось отсрочкой исполнения приговора с направлением осужденных в действующую армию.

Дела по законам военного времени слушались в упрощенном порядке, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Кассационный порядок обжалования приговоров был упразднён. Всё это приводило к возрастанию вероятности судебных ошибок. А потому существенно усложняло работу военных судей.

Судьи военных трибуналов постоянно бывали на передовой, нередко судебные процессы проходили прямо на боевых позициях, в перерыве между боями. Порой им приходилось прерывать процесс и участвовать в отражении атак противника. В сложных экстремальных условиях деятельность военных трибуналов отличала высокая оперативность, гибкость и острота в применении закона. Строго карая злостных и опасных преступников, военные трибуналы в то же время проявляли гуманность и справедливость в решении судеб многих бойцов и командиров.

Так было и в последующие годы, когда военным трибуналам приходилось действовать в боевой обстановке.

В Афганистане офицеры военных трибуналов достойно выполнили свой долг. Служба там требовала от каждого из них высоких морально-политических качеств, стойкости и мужества.

Немало трудностей пришлось испытать офицерам в период формирования трибуналов в начале 1980 года. Бывший председатель военного трибунала в/ч полевая почта 51020 подполковник юстиции Шелковой В.И. рассказывал: "Первую зиму трибунал гарнизона располагал лишь одной палаткой. В ней разместился весь личный состав, а также имущество. Палатка была жильем и служебным помещением. Печь топили по очереди всю ночь, так как тепло из палатки быстро выветривается. Понятия "свободного времени" за полтора года у нас не было. Обстановка заставляла быть дисциплинированным и готовым выполнить любые задачи".

Сложившаяся система военных трибуналов в составе войск в Афганистане выдержала проверку временем. Действуя в сложных условиях, они многое сделали для укрепления боеготовности войск, воинской дисциплины в частях, защиты прав, интересов военнослужащих, а также афганских граждан.

Многие офицеры военных трибуналов за успешное выполнение интернационального долга награждены орденами и медалями. Среди них бывшие председатели военных трибуналов полковники юстиции Енин Н.М., Кошелев В.В., Колейчук Н.А., Горшковский Л.М., Курбатов Б.Г., Янков А.П., подполковник юстиции Шелковой В.И., члены трибуналов подполковники юстиции Горбенко М.Г., Кочегаров В.Ф., Петров Н.И., Бондарев В.В., Шнейдер Л.З., Пигеев Н.Н. и др.

Можно привести немало примеров мужества и самоотверженности офицеров-трибунальцев.

В июле 1986 г. член военного трибунала капитан юстиции Васнев А.И. при следовании в составе автоколонны к месту рассмотрения дела попал под обстрел душманов. Ведя огонь из автомата, он прикрыл выход машин из зоны обстрела, не позволив противнику приблизиться. За проявленную отвагу Васнев А.И. награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени.

Важно подчеркнуть, что при рассмотрении дел не допускалось никаких отступлений и упрощенчества. Судебное разбирательство по делам проводилось в соответствии с основными принципами судопроизводства – гласностью, устностью, непосредственностью, обеспечением права обвиняемых на защиту, соблюдением всех прав и законных интересов военнослужащих и других граждан.
Безусловно, характер выполняемых советскими войсками в РА задач, условия их дислокации, порядок комплектования военных трибуналов обусловили и определенные особенности в их деятельности.

Особенностью в структуре судимости военнослужащих в РА было значительное число осужденных за нарушения правил обращения с оружием и боеприпасами, а также за утрату оружия (в 1986 году осужден каждый 10-й от общего числа осужденных). В то же время удельный вес осужденных за уклонения от военной службы являлся незначительным. Наиболее распространенные преступления – нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и хищения государственного имущества (осуждено соответственно 27,2 и 19,5% от общего числа осужденных). Заметное место в структуре судимости занимали хищения оружия и боеприпасов, а также контрабанда. Преступления, совершенные по мотивам трусости и малодушия (дезертирство, членовредительство), носили единичный характер.

Особенностью рассмотрения дел в отношении местного населения являлось отсутствие заключений судебно-медицинских экспертиз о причине смерти потерпевшего, что связано с местными обычаями, в силу которых не представлялось возможным произвести вскрытие трупа. В этих случаях источником доказательств являлись показания подсудимых, свидетелей – очевидцев, протоколы осмотра места происшествия, а также показания врачей из числа афганских граждан, осматривавших труп.

С большими организационными трудностями были связаны выезды состава суда для осмотра места происшествия за пределы воинских гарнизонов. Тем не менее такие выезды проводились, если без этого невозможно принять правильное решение по делу.

Так, при рассмотрении ВТ в/ч пп 17959 дела Никитина возникла необходимость в осмотре составом суда места происшествия и проведении следственного эксперимента с участием подсудимого, свидетеля и судебно-медицинских экспертов. Место происшествия находилось в тоннеле Дара-Саланг. Командованием были выделены соответствующие транспортные средства, охрана. Причем во время нахождения участников процесса в тоннеле боевое охранение, прикрывавшее один из его входов, вступило в бой с душманами. Проведение в сложных условиях осмотр места происшествия и следственный эксперимент позволили суду постановить законный и обоснованный приговор.

Особенность судебной практики военных трибуналов в РА заключалась в широком применении к виновным в совершении менее опасных преступлений, впервые осужденным к лишению свободы на срок до трех лет, условного осуждения и отсрочки исполнения приговора. Причем отсрочка применялась чаще, чем условное осуждение.

В 1986 г., например, отсрочка применена к 23% лиц от общего числа осужденных трибуналами в РА.
Приговоры трибуналов доводились до военнослужащих в приказах командования (примерно по каждому третьему делу). Приказы нередко в целях оперативности рассылались штабами в кодограммах и объявлялись в день поступления на построениях личного состава. Материалы судебных процессов широко использовались офицерами трибуналов и правовым активом частей в правовоспитательной работе.

Хотел бы подчеркнуть, что этому направлению деятельности военные суды всегда уделяли и продолжают уделять большое внимание. Правовая культура военнослужащих невысока. И кто, если не военные юристы, будут заниматься повышением их юридической грамотности.

***
16 апреля 1992 г. на 6 съезде народных депутатов военные трибуналы были преобразованы в военные суды. Хотел бы особо подчеркнуть, что это не просто смена вывески. Коренным образом изменилось сама направленность работы. Военные суды теперь не являются органами борьбы с преступностью и никоим образом не связаны с Министерством обороны РФ. Во главу угла поставлена защита прав и свобод военнослужащих, восстановление справедливости путем правильной реализации закона.
И мне хочется пожелать коллегам успехов в этом трудном, но очень нужном деле.

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса, военный судья в отставке.

Читайте также: