Проблемы муниципальной службы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Миронов А.Н., доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

После принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. в системе публичной власти произошли серьезные преобразования, в результате которых служба в государственных и муниципальных органах приобрела качественно новое содержание. В развитие положений Конституции Российской Федерации были приняты Федеральные законы "Об основах государственной службы Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", в которых были заложены основы организации, принципы и пределы государственной службы и муниципальной службы.

Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из важнейших основ конституционного строя России, какой по праву является местное самоуправление, выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления, так и укрепления в его системе кадрового потенциала и кадровой политики.

Принятый 6 октября 2003 г. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определил государственные гарантии развития местного самоуправления, к числу которых относится и институт муниципальной службы Российской Федерации. Формирование законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации прошло определенный путь развития, предопределяемый нормами федерального и развивающего его положения регионального законодательства. Однако процесс разработки и принятия регионального законодательства о муниципальной службе, протекая весьма своеобразно, тем не менее определил многообразие подходов субъектов Федерации к решению данной задачи.

Эффективная деятельность органов местного самоуправления невозможна без муниципальной службы. Возросшее за последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных муниципальных служащих. Муниципальная служба как объект изучения является составной частью комплексной науки муниципального права Российской Федерации. Если предметом правового регулирования в муниципальном праве России как отрасли права являются отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправления, то под институтом муниципальной службы стоит понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с поступлением на службу, поощрением, прохождением, отставкой соответствующих служащих.

Следовательно, в любой общественной системе большое значение для обеспечения ее оптимальной жизнедеятельности имеет личный потенциал и компетентность кадров, которые непосредственно осуществляют управление.

В настоящее время в рамках муниципального законодательства создана оптимальная правовая база, определяющая права и функциональные обязанности муниципальных служащих, требования, предъявляемые к ним, и в целом основные характеристики организации и функционирования муниципальной службы. На федеральном уровне муниципальная служба регулируется Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" . Субъекты Российской Федерации в развитие положений обозначенного Закона приводят в соответствие свои нормативные правовые акты, касающиеся муниципальной службы.

СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Несмотря на наличие значительного количества нормативных правовых актов, существуют некоторые проблемы в организации муниципальной службы и ее прохождении.

Учитывая, что в течение ближайших десяти лет произойдет высвобождение более половины муниципальных служащих, замещающих ключевые должности, если не будут приняты действенные меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, у муниципалитетов возникнут большие трудности из-за невозможности замещения этих должностей следующим поколением муниципальных служащих, не имеющих достаточного опыта работы на муниципальной службе и необходимой квалификации. К тому же в стране сохраняется тенденция увеличения числа муниципальных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности .

См.: Итоги реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2007 году / Под общ. ред. Д.Р. Хромова. М., 2007. С. 59.

В целях решения данных вопросов глава 8 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" регламентирует организацию кадровой работы в муниципальном образовании в части подготовки муниципальных служащих, что, по нашему мнению, невозможно только силами муниципального образования, необходима поддержка государства. Закрепление вопросов подготовки муниципальных служащих в федеральном законе на сегодняшний день не обеспечено необходимой базой образовательных учреждений, созданием учебных стандартов, качественных образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления . Необходимо принятие на федеральном уровне нормативных актов, направленных на развитие муниципальной службы, в которых бы нашли отражение вопросы подготовки муниципальных служащих.

См.: Алферов А., Знаменская К., Кодина Е., Мирзалиев М., Юркова С., Широков А. Научно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по специальностям "Государственное и муниципальное управление" и "Муниципальное право" // Муниципальная власть. 2007. N 2. С. 49 - 54.

Изменения, происходящие в законодательстве о муниципальной службе, позволяют сказать о повышении статуса муниципального служащего. В частности, в ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" особо закрепляется принцип взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ посредством единства основных квалификационных требований; единства ограничений и обязательств; единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца. Данное положение ставит на один уровень статус государственного и муниципального служащего.

Далее стоит отметить, что впервые на федеральном уровне в ст. 8 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определяется классификация должностей муниципальной службы, подразделение их на группы, но при этом к регулированию законом субъекта Российской Федерации отнесено установление соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований (к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, стажу государственной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей), предъявляемых к соответствующим должностям. При этом сами квалификационные требования (ст. 9 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определяемых законом субъекта Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Получается, что в каждом субъекте Федерации могут быть установлены свои типовые квалификационные требования для муниципальных должностей муниципальной службы. Результатом таких установлений может стать невозможность для муниципального служащего равнозначного перехода или поступления на муниципальную должность, например в случае его переезда из одного субъекта Федерации в другой.

Таким образом, могут быть нарушены такие принципы муниципальной службы, как принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения, принцип единства основных требований к муниципальной службе, принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих, обозначенные в ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Для того чтобы избежать таких негативных последствий, было бы правильно обеспечить в федеральном законодательстве о муниципальной службе единый подход к определению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в РФ.

Далее стоит отметить, что в настоящее время не решены должным образом вопросы, решение которых поможет улучшить положение дел в области муниципальной службы или поднять ее на более высокий уровень:

  • не разработаны методики отбора и продвижения кадров на основе объективной оценки профессиональной пригодности, стабильности положительных карьерных устремлений служащих;
  • не обеспечена должная оплата труда и набор необходимых социальных льгот, стимулирующих высокопрофессиональный управленческий труд и гарантирующих престижность положения муниципального служащего;
  • реально не обеспечена внешняя и внутренняя социальная защита служащего. Необходимо обязательно предусмотреть юридическую защищенность: в нашем законодательстве не содержатся нормы для защиты муниципального служащего со стороны органов местного самоуправления, в чью пользу он осуществлял деятельность, в результате которой был нанесен ущерб;
  • отсутствуют методики оценки труда и продвижения по служебной лестнице в соответствии с общественно значимыми результатами. Данное право даже не закреплено в ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", где перечисляются основные права муниципального служащего;
  • необходимо обязательно дифференцировать статус муниципального служащего в зависимости от уровня образования, наличия ученой степени и ученого звания, стремления повышать образовательный уровень, а также желания передавать его другим служащим.

Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что, несмотря на серьезные изменения законодательства о муниципальной службе, остаются нерешенными отдельные проблемы, решение которых поднимет не только престиж муниципальной службы и муниципального служащего, но также привлечет на муниципальную службу квалифицированных специалистов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Часть 1 статьи 5 ФЗ № 25 определяет единство основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы. Исходя из норм, определенных законодателем, для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Выборочный анализ законодательства субъектов Российской Федерации приводит к пониманию того, что единые требования к уровню профессионального образования, предъявляемых к должностям муниципальной службы, отсутствуют, следовательно, реальное воплощение принципа единства основных требований к муниципальной службе отсутствует.

Если провести аналогию муниципальной и гражданской служб, проанализировав соотношение количества служащих, имеющих высшее образование к общему количеству служащих в разрезе государственной гражданской и муниципальной службы, то получим следующие результаты. По состоянию на 01 октября 2019 г. общее число работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, составило 317740 человек. Из них имели: высшее образование — 286183 человек, что составило 90 % от общего числа, среднее — 29219, 9,2 % от общего количества, не имели профессионального образования 2338 человек, что составило 0,7 % от общего числа. По сравнению с 2011 г. общее количество служащих снизилось, количество служащих, имеющих высшее и среднее образование возросло, а служащих, не имеющих профессионального образования, снизилось, что говорит о положительной динамике в уровне образованности лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы.

Но, если проводить сравнение с работниками, замещавшими государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации, то видно, что уровень образования данной категории работников на порядок выше. Так, по состоянию на 01 октября 2019 г. общее количество таких служащих составляло 215055 человек. Из них высшее образование имели 211573 человека, среднее — 3325, не имели профессионального образования — 157, что составило 98, 15, 0,07 процентов соответственно. По сравнению с 2011 г. общее количество служащих снизилось, количество служащих, имеющих высшее и среднее образование возросло, а служащих, не имеющих профессионального образования, снизилось, что также говорит о положительной динамике в уровне образованности лиц, замещавших государственные должности и должности государственной службы субъектов Российской Федерации.

Круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления в интересах населения, весьма широк, и эффективность муниципальной службы напрямую зависит от эффективности муниципальных служащих, в связи с чем, муниципальные служащие должны обладать высоким уровнем знаний в самых различных областях. Отсутствие требований к наличию высшего образования к должностям муниципальной службы является не целесообразным, так как малообразованный специалист не сможет надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности, будет тратить огромное количество рабочего времени на поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач, что снизит эффективность его работы.

Отсутствие единых требований к наличию высшего образования в разрезе групп должностей муниципальной службы приводит к своеобразным правовым пробелам. Рассмотрим регулирование квалификационных требований к должностям муниципальной службы более детально на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Так, например, пунктом 4 части 1 статьи 5 закона ХМАО-Югры № 113-оз для должностей муниципальной службы старшей, младшей групп, для должностей муниципальной службы ведущей группы в поселениях с численностью населения до 20 000 человек не предъявляется требований к наличию высшего образования. В тоже время, в исполнительно-распорядительных органах специалисты, осуществляющие функцию юриста, в рамках своих должностных инструкции представляют интересы муниципального образования в судах, а также входят в состав контрактной службы. В соответствии со ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 55 Кодекса административного производства Российской Федерации представителями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование; в соответствии со ст. 38 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ работники контрактной службы должны иметь высшее образование. Приведенные нормы свидетельствуют о том, что специалист исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, осуществляющий правовую работу, представляющий интересы в судах должен иметь высшее образование. Нормы Закона ХМАО-Югры № 113-оз предъявляют требования к наличию высшего образования у должностей муниципальной службы главной группы. Должности, отнесенные к должностям муниципальной службы главной группы, подразумевают под собой руководящие должности, в свою очередь, ввиду ограниченности бюджетов муниципальных образований, главы не представляют представительному органу на утверждение структуру исполнительного органа с правовым отделом, который бы возглавлял специалист с высшим юридическим образованием. Из перечисленного наблюдается несоответствие реально необходимых требований к должности муниципальной службы фактически предъявляемым.

Появлению на должностях муниципальной службы низкоквалифицированных кадров способствует также отсутствие конкурсных процедур при замещении должностей муниципальной службы. Отсутствие конкурсных процедур представляется еще одной из ключевых проблем муниципальной службы в Российской Федерации

Во многих муниципальных образованиях сохраняется практика назначения должностных лиц лояльных к начальству, основанная на родственных либо дружественных связях.

Проанализировав официальные сайты органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Советского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, приходим к выводу о том, что в период 2015 — первое полугодие 2021 годов конкурсов на замещение должностей муниципальной службы не проводилось, даже таких ключевых позиций, как заместитель главы муниципального образования, сами должностные лица менялись.

Между тем, частью 1 статьи 17 ФЗ № 25 определено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Представители нанимателя в лице исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, в большинстве своем, игнорируют конкурсные процедуры, так законодатель не закрепил такой обязанности. В свою очередь, проводя аналогию муниципальной и государственной гражданской службы, видим следующее: ФЗ № 79 определяет, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Решить данную проблему представляется возможным благодаря внесению изменений в статью 17 ФЗ № 25, а именно установив требование об обязательном проведении конкурса на замещение должностей муниципальной службы главной и высшей групп. Данные изменения поспособствуют привлечению на муниципальную службу высококвалифицированных специалистов, повышению эффективности противодействия коррупции, предотвращению возникновения коррупционных рисков при исполнении служащими своих должностных обязанностей. Конкурентный порядок назначения на должности муниципальной службы станет инструментом реализации права равного доступа граждан к муниципальной службе, повысит доверие к органам власти и престиж муниципальной службы.

Предлагаемые изменения помогут ликвидировать имеющиеся правовые пробелы, касающиеся регулирование вопросов муниципальной службы и повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, высшее образование, должность, Российская Федерация, профессиональное образование, замещение должностей, требование, местное самоуправление, Югра, уровень образования.

Аннотация: В данной статье рассмотрены некоторые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации, приведены выявленные проблемы в области организации муниципальной службы. Особое внимание автор уделяет таким проблемам как недостаток профессиональных кадров, коррупция и бюрократия. В качестве выводов автором сформулированы рекомендации по решению вышеперечисленных проблем.

Abstract: In this article some problems of municipal service in the Russian Federation are considered, the revealed problems in the field of the organization of municipal service are resulted. The author pays special attention to such problems as lack of professional staff, corruption and bureaucracy. As conclusions, the author formulated recommendations for solving the above problems.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальная служба, устав муниципального образования, местное самоуправление.

Keywords: Local self-government bodies, municipal service, the сharter of the municipality, local government.

История становления российского государства активно сопровождалась различными потрясениями, активным реформированием в области законодательства и т.д.

Данная тема является достаточно актуальной, поскольку нередко в современности возникают отношения между гражданами и властью, что и составляет связующее звено муниципальной службы[3,c.56]. И важен тот факт, насколько качественно и профессионально исполняет свои служебные обязанности должностное лицо, поскольку от этого и зависит эффективность реализации как государственной, так и муниципальной — экономической политики, которая наблюдается на территории муниципалитетов[4,c.222].

Актуальность темы состоит также в том, что, несмотря, на развитое российское законодательство, касающееся, именно, совершенствования муниципальной службы, существует немало проблем, которые требуют тщательного анализа, много спорных вопросов относительно правоприменительной практики, которые неразрывно связаны с институтом муниципальной службы[5,c.114].

В рамках рассмотрения нашей темы, целесообразно отметить некоторые проблемы, такие как:

— недостаточный уровень профессиональных кадров,

Вышеизложенные проблемы являются чрезвычайно сложными в своем рассмотрении, поскольку избавиться от них очень трудно[7,c.212]. Именно поэтому данные проблемы наблюдаются достаточно часто в обществе и присутствуют на всех стадиях реформирования муниципальной службы.

Следует отметить, какие еще трактовки существуют в понятии определения муниципальной службы. Муниципальная служба многими исследователями понимается как нестандартная деятельность гражданина, которая в первую очередь направлена на обеспечение интересов прав и свобод человека, оказания выгодных услуг населению, помощи социальной, что представляет собой гуманистический подход к пониманию термина[8,c.79].

Как было отмечено выше, наблюдается такая проблема муниципальной службы в российском обществе как нехватка кадров в плане профессионализма. Нужно отметить, что проблема эта заключена в дефиците кадров в целом, в недостаточности специалистов определенной профессиональной направленности, не хватает грамотности и квалифицированных специалистов, что и приводит систему в кризисное состояние[9,c.45].

В целях более подробного анализа, в данной статье были рассмотрены реализации Программы формирования резерва Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2012 года № 1253, также законодательные акты субъектов РФ, муниципальные законы, в результате чего был сделан соответствующий вывод[12,c.89].

На основании всех нормативно-правовых актов, в целом сейчас сформирована необходимая правовая основа для обеспечения муниципальной деятельности. Но, несмотря на это, лица муниципальной службы по-прежнему испытывают некоторую недостаточность в квалифицированных кадрах[13,c.25].

В качестве еще одного значимого вопроса можно привести проблему, затрагивающую предмет финансирования. Что может сюда относиться? Основными причинами данной области является отсутствие мотивации к труду должностных лиц, что затрудняет довольно–таки имеющиеся возможности специалистов реализовывать свои профессиональные качества[2,c.242].

Нами были названы далеко не все имеющиеся проблемы, но в рамках темы целесообразно обозначить основные механизмы повышения результативности работы муниципальных работников. Одним из таких механизмов может являться предоставление возможности специалистам для индивидуального развития, а именно это и будет профессиональной мотивацией[15,c.67]. Что касается материальных выплат, то они должны быть соответствующими, уровень зарплаты должен зависеть от многих факторов деятельности должностного лица в соответствии с законодательством[16,c.227].

Еще одной, очень весомой проблемой муниципальной службы, о которой знает каждый, является коррупция.

Но как показывает практика, противодействие коррупции носит затруднительный характер. Российское правительство не прекращает издавать многие программы по антикоррупционному направлению в соответствии с установленным законодательством[18,c.98].

Эффективность в противодействии коррупции в какой-то степени зависит от конкретного определения тех сфер, где наиболее высоки коррупционные риски. К примеру, ими могут стать земельные и имущественные отношения, предпринимательская деятельность.

Во многих субъектах Российской Федерации могут наблюдаться такие проблемы, как отсутствие ротаций кадров, отсутствие обновления персонала, несоответствие образования муниципальных служащих их профессиональной деятельности. Для того чтобы преодолеть такой спектр проблем, не обязательно создавать специализированные программы, на наш взгляд, достаточным было бы соблюдение каждым служащим определенного режима, который устанавливается законодательством, уставом муниципальной службы.

Еще одной особенностью муниципальной службы в РФ является то, что ее реформы производятся в условиях объективно обоснованной нехватки кадров, не соответствия профессиональному уровню[19,c.45].

В процессе рассмотрения выбранной темы, хотелось бы выделить несколько рекомендаций по решению вышеперечисленных проблем:

1) необходимо производить периодический мониторинг кадрового состава муниципальных служащих,

2) повышать личную заинтересованность муниципальных работников в прохождении муниципальной службы,

3) организовывать курсы повышения квалификации для работников, информировать состав об измененных положениях в законодательстве,

4) расширять перспективы для более молодых специалистов, но только после прохождения определенных требований к муниципальной службе,

5) в качестве мотивации применять материальные выплаты в виде премий и т. д.

Таким образом, подводя общий итог небольшого исследования проблем муниципальной службы в Российской Федерации, можно сказать, что российское государство продолжает рассматривать спектр нерешенных вопросов, поскольку данная область недостаточно изучена, по-прежнему отображает новое явление в отечественной истории. Исследователями и специалистами активно изучаются эти проблемы, выдвигаются альтернативные мнения в понимании вопросов. Сам процесс исследования проблем требует достаточное количество времени и материальных ресурсов, человеческих в том числе. И последнее, что хотелось бы сказать, главное – это осознание муниципальными служащими сильных и слабых проблемных сторон в развитии института муниципальной службы, поскольку от данного осознания зависит благополучие нашей страны.

Библиографический список

1. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26.
2. Бабич А.М.; Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы; Юнити-Дана - М., 2016. - 687 c.
3. Белов А.Н.; Белов А.А. Настольная книга специалиста службы делопроизводства; Эксмо - М., 2015. - 320 c.
4. Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации; ЮРИСТЪ - М., 2016. - 128 c.
5. Государственная и муниципальная служба. Учебник; Юрайт - М., 2016. - 368 c.
6. Государственная и муниципальная служба; Юрайт - М., 2016. - 368 c.
7. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах; Высшее образование - М., 2016. - 516 c.
8. Знаменский Д. Ю. Государственная и муниципальная служба; Издательский центр "Интермедия" - М., 2015. - 180 c.
9. Иванов В.В.; Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент; ИНФРА-М - М., 2015. - 718 c.
10. Игнатов В. Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность; Феникс, МарТ - М., 2016. - 400 c.
11. Кокин И. А. Муниципальная служба и Трудовой Кодекс в России; Институт муниципального управления - М., 2016. - 292 c.
12. Кочетков А. В., Сульдина Г. А., Халилова Т. В., Занко Т. А. Государственная и муниципальная служба. Учебник; Юрайт - М., 2015. - 560 c.
13. Лившиц С.Б.; Назаров Н.С.; Суров, В.Ф. Кадровая служба; Лениздат - М., 2015. - 124 c.
14. Липатов Э. Г., Масленникова Е. В., Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" (Постатейный); Ось-89 - М., 2016. - 320 c.
15. Налоговая служба Ярославской области; Ярославль: Академия развития - М., 2016. - 335 c.
16. Научно-практический комментарий к Федеральному закону о муниципальной службе в Российской Федерации; Юнити-Дана, Закон и право - М., 2015. - 304 c.
17. Постовой, Н.В. Муниципальное право в России. Вопросы и ответы; Юриспруденция - М., 2015. - 160 c.
18. Прокофьев С. Е., Еремин С. Г. Государственная и муниципальная служба. Учебник и практикум; Юрайт - М., 2015. - 276 c.
19. Чихладзе Л. Т., Ежевский Д. О. Муниципальная служба в Российской Федерации; Феникс - М., 2016. - 256 c.
20. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.

Гост

ГОСТ

Характеристика проблем местного самоуправления

Современное местное самоуправление в России сталкивается с рядом существенных проблем, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности органов муниципального управления.

К числу ключевых проблем муниципального управления относится проблема несоответствия объема полномочий, отнесенных к компетенции органов муниципального управления, и предоставленных в их распоряжение материально-финансовых ресурсов. Большая часть муниципальных образований испытывает острый дефицит в средствах, необходимых для финансирования решения вопросов, имеющих значимость для местного населения.

Такая ситуация является причиной финансирование многих направлений развития муниципальных образований по остаточному принципу, также это ведет к банкротству муниципальных образований или переводит их в дотационный режим.

Финансовое обеспечение полномочий местного самоуправления сталкивается с проблемами по причине высокого уровня централизации бюджетной системы Российской Федерации, основным источником доходов муниципальных бюджетов являются не налоги местного уровня, не доходы от использования муниципального имущества, а межбюджетные трансферты. В результате муниципальные органы управления постоянно выступают в качестве просителей.

Также в числе проблем муниципального управления специалисты называют проблему недостаточной обеспеченности прав местного самоуправления конституционными и законодательными гарантиями. Урегулирование на уровне законодательства требует следующие вопросы местного самоуправления:

  • во-первых, установление запрета на ограничение прав муниципального управления;
  • во-вторых, ужесточение контроля в сфере обязательности исполнение решений, принятых населением муниципального образования в ходе реализации прямых форм волеизъявления, органами муниципального управления и должностными лицами;
  • в-третьих, обеспечение реальности судебной защиты муниципального управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одной важной проблемой муниципального управления является кадровый вопрос, включающий в себя три блока проблем:

Существующие проблемы кадрового обеспечения оказывают отрицательное воздействие на имидж муниципальной службы. Требуется повышение престижности муниципальной службы за счет ужесточения требований к отбору муниципальных служащих, роста их заработной платы.

В настоящее время еще одной существенной проблемой муниципального управления является проблема делегирования отдельных государственных полномочий. На практике не существует единой методики определения размера финансирования делегированных государственных полномочий, хотя законодательство гарантирует органам муниципального управления соразмерное переданным полномочиям финансовое обеспечение. Зачастую реализация делегированных государственных полномочий ложится дополнительной нагрузкой на муниципальные бюджеты, притом, что государство даже на уровне законодательства предусмотрело возможность участия органов муниципального управления в финансовом обеспечении реализации государственных полномочий.

Также в числе проблемы муниципального управления можно назвать коррупцию, кумовство, осознанное вредительство, бездействие органов муниципального управления и так далее.

Пути решения проблем муниципального управления

Основой решения проблемы муниципального управления является четкое определение перспектив его развития в среднесрочном и долгосрочном периоде. Государство должно предоставлять эффективно развивающимся муниципальным образованием стимулы, обеспечивающие их дальнейшее развитие, а тем муниципальным образованиям, которые отстают в развитии, – гарантировать государственную поддержку.

Одним из основных путей решения муниципальных проблем, по мнению специалистов, является адаптация законодательства, регулирующего порядок его осуществления, под особенности конкретных регионов и муниципальных образований. Необходимо искоренить в законодательстве размытые формулировки и расширить понятийный аппарат.

На законодательном уровне следует четко определить уровни муниципального управления и обеспечить разграничение полномочий между этими уровнями.

Важным направлением совершенствования муниципального управления является обеспечение его финансовой самостоятельности, требующее расширения перечня доходных статей муниципальных бюджетов и ужесточения контроля за расходованием муниципальных средств. Государству необходимо отходить от принципа дотирования муниципальных бюджетов на равных основаниях: необходимо повышать финансовую самостоятельность муниципальных образований, имеющих высокий уровень социально-экономического развития.

В совершенствовании также нуждается механизм судебной защиты прав муниципального управления. В этом отношении требуется упорядочение судебной практики и повышение квалификации судебных служащих относительно решения вопросов местного самоуправления.

Еще одним существенным аспектом совершенствования муниципального управления является увеличение личной ответственности каждого муниципального служащего за осуществляемые им действия. Реализация этой меры требует совершенствования механизма контроля за деятельностью органов муниципального управления.

Читайте также: