Информационные технологии как объект права доклад

Обновлено: 24.04.2024

Информационное право как молодая отрасль в системе российского права первоначально формировалась с ориентацией на институты-предметы, выделяя темы субъектов информационного права, информацию как предмет правового регулирования. Соблюдалась и ориентация на общие принципы и институты, но специального внимания теме институтов, их наполнению, функциональной роли в их разнообразии и единстве в отрасли не уделялось.

В настоящее время можно сформулировать следующее определение. Институтами информационного права являются такие блоки правовых актов и норм, которые, будучи сгруппированы по единой цели, обеспечивают регулирование отношений, связанных с формированием и использованием информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий, очерчивают цели инновационных процессов на основе ИКТ, мобилизуют законодателя и правоприменителей на удовлетворение потребностей субъектов права в информационной сфере.

Общие правовые институты в информационном праве

В каждой отрасли права общие правовые институты обязательно получают определенную реализацию. Но в наибольшей степени для информационной сферы отношений имеют значение такие институты, как: права и свободы человека и гражданина; охрана достоинства личности, информационная безопасность; государственный и родной язык; гарантии свободы мысли и слова; охрана интеллектуальной собственности; гарантии судебной защиты прав и свобод; и др.

Общие институты права закреплены в нормах Конституции РФ. Нормы, которые по своему содержанию являются непосредствен по информационными, могут либо сами формировать институт, либо войти в такой институт составной частью. К ним относятся:

1) неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 23);

2) защита своей чести и доброго имени (ст. 21, 23);

3) необходимость получения согласия гражданина на сбор, хранение и распространение информации о его частной жизни (ст. 24);

5) свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26);

6) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом – институт свободы информации (ч. 4 ст. 29);

7) гласность и свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

8) государственная тайна;

9) достоверность информации об окружающей среде;

10) запрет ограничения нрав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);

11) запрет на действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни – институт обеспечения информационной безопасности государства (ст. 13).

Конституция РФ устанавливает непосредственную действенность прав и свобод человека и гражданина, представленных в гл. 2. И названные выше нормы конституционного уровня непосредственно действуют в информационной сфере. Однако их перечень не исчерпывает проблемы образования институтов информационного права. Некоторые из конституционно закрепленных норм получают более глубокую проработку в законах РФ и в законах субъектов РФ. В информационной сфере действуют уже сложившиеся общие, а также институты других отраслей права. Например, институт законотворчества, правоприменения, правовой ответственности, государственного регулирования и др.

Информационное право

Таким образом, ключевым понятием в определении информационного права выступает то, что оно регулирует отношения в информационной сфере. С учетом изложенного информационное право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации, применением информационных технологий, а также с защитой информации.

Информационное право является достаточно молодой и сложной отраслью российского права. Его появление обусловлено необходимостью регулирования информационной деятельности во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления в значительной степени зависит вся жизнь государства, гарантированность реализации гражданами их прав и свобод.

Информационное право тесно связано с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны осуществлять регулирование общественных отношений с помощью правовых средств.

Информационное право весьма тесно связано с административным правом и отграничивается от него спецификой объекта правового регулирования (процесс сбора, обработки и передачи информации). Методы регулирования информационных отношений в основном носят административно-правовой характер.

Информационное право связано и с гражданским правом, поскольку обе отрасли регулируют различные стороны имущественных отношений. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с имущественными правами граждан и юридических лиц на информацию, а информационное право имеет своим предметом непосредственно информационные отношения (получение, хранение, использование информации).

В информационном и гражданском праве существует ряд межотраслевых институтов, например институт интеллектуальной собственности, так как его корни лежат в системе гражданского права, но обеспечивается он нормами как гражданского, так и информационного права.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права. Дается характеристика системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности.

Источники информационного права

Источники информационного права Информационно-правовые нормы. Общая характеристика.

Понятие, содержание, структура информационного правоотноше-

ния. Классификация информационных правоотношений. Юридические

факты в информационном праве.

Основной источник информационного права – информационное

законодательство. Классификация источников по видам нормативных

правовых актов, по уровню принятия актов и их действию в простран-

стве, по юридической силе актов, по кругу лиц.

Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации.

Подотрасли информационного законодательства.Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей.

Нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере. Правовой режим информационных технологий и средств их обеспечения. Объекты правоотношений в этой области (информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений)

Субъекты информационных правоотношений в этой области (заказчик, разработчик информационных технологий, средств обеспечения, специалист, эксплуатирующий систему, базу и банк данных). Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Информационное право как система норм

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.


Основные задачи в этой области:
изучение актов действующего информационного законодательства и подзаконных актов.


Выявление пробелов и дублей в источниках информационного права, разработка предложений по разработке проектов федеральных законов и подзаконных актов в этой области.


Изучение практики применения норм и актов информационного права, оценка эффективности действия принятых нормативных правовых актов, подготовка предложений по совершенствованию процессов регулирования общественных отношений в информационной сфере, предложений по дополнению и изменению норм и актов информационного права.

Функции и принципы информационного права

Информационное право обладает рядом функций, которые определяются его назначением как регулятора общественных отношений в сфере информационной деятельности. С учетом этого можно выделить следующие функции информационного права.

1. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения ряда субъектов информационной деятельности полномочиями по нормотворчеству.

2. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что информационное право непосредственно регулирует общественные отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации, применением информационных технологий, а также с защитой информации.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера информационной деятельности, который определяется нормами информационного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех субъектов регулируемой информационным правом сферы жизни общества.

1. Важнейшим принципом информационного права является свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Этот принцип непосредственно вытекает из положений Конституции РФ. Он весьма показателен для информационно-правового регулирования, поскольку реально гарантирует право личности па информацию и обеспечивает защиту данного права.

2. Принципом информационного права является ограничение доступа к информации только федеральными законами. Информационно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

3. Принцип достоверности информации и своевременность ее предоставления. Этот принцип предполагает, что субъекты информационного права при осуществлении информационной деятельности должны обеспечивать в соответствии с информационным законодательством достоверность информации и своевременность ее предоставления.

4. Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации как общественных объединений, так и отдельных граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами. Этот принцип также означает, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе деятельности тех или иных государственных органов, т. е. их прозрачность.

5. Принцип обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации означает не только обеспечение безопасности информации данных систем, но и наступление юридической ответственности за нарушения соответствующих требований.

7. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Этот принцип установлен в соответствии со ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

8. Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность их применения для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Заключение

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона об информации информационные технологии (ИТ) - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Основными свойствами ИТ являются целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность, развитие во времени. Рассмотрим данные свойства.

Можно классифицировать информационные технологии с различных точек зрения. Например:

Информационные технологии можно различать по типу обрабатываемой информации. Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов технологии в основном ориентированна на работу с информацией определенного вида. Модификация элементов, составляющих информационные технологии, дает возможность образования новых технологий в различных компьютерных средах.

Информационные технологии можно разделить на обеспечивающие (ОИТ) и функциональные (ФИТ).

Обеспечивающие технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях. При этом они могут обеспечивать решение задать разного плана и разной степени сложности. ОИТ могут быть разделены по классам задач, в зависимости от класса ОИТ используют разные виды компонентов и программных средств. При объединении ОИТ по предметному признаку возникает проблема системной интеграции, т.е. приведение различных технологий к единому стандартному интерфейсу.

Функциональные информационные технологии (ФИТ) - это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).

Информационные технологии классифицируются по типам пользовательского интерфейса. Можно выделить системный и прикладной интерфейс.

Прикладной интерфейс связан с реализацией функциональных информационных технологий. Системный интерфейс - это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой.

Можно классифицировать информационные технологии по степени их взаимодействия между собой. Например, дискретное и сетевое взаимодействие; взаимодействие с использованием различных вариантов обработки и хранения данных; распределенная информационная база и распределенная обработка данных.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных законодательством;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Важнейшей составляющей процесса информатизации являются информационные технологии. Наибольшее внимание в правовых публикациях, связанных с информатизацией, уделяется вопросам информационных ресурсов, праву на информацию, созданию и использованию информационных систем.

Но между информационным ресурсом и потребителем его находится именно тот "черный ящик", от состояния которого зависит изготовление информационного продукта, который ожидает пользователь информационной системы. Роль этого черного ящика и выполняет совокупность средств обработки информации, то, что определяется как информационная технология.

Проблема информационных технологий для всего мира в настоящее время является передовым фронтом. Именно здесь сосредоточены ресурсы дальнейшего движения во всех направлениях научно-технического прогресса. Финансовые, управленческие системы развитых государств перестраиваются с учетом наибольшего внимания к проблеме разработки информационных технологий и их применения.

Нормативного определения информационных технологий (далее ИХ) пока нет, а в практике это понятие используется достаточно гибко. Коробочная форма представления компьютерной техники как бы поглощает программное обеспечение - software, и последнее пока не получила комплексного отражения в законодательной практике. В Законе РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г. программа для ЭВМ трактуется как "объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения". Этим законом программы для ЭВМ приравнены к литературным и научным произведениям, защищаемым институтом авторского права.

Использование программы для ЭВМ подразумевает выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот, включая продажу, прокат, сдачу внаем, предоставления взаймы, а также импорт для любой из этих целей.

Другой закон РФ, принятый в то же время, посвященный правовой охране топологий интегральных микросхем, определяет свой предмет как зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности интегральной микросхемы и связей между ними.

"Интегральные микросхемы - микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие". Как видим, здесь дано описание физического

представления микросхем, которые используются и в процессе создания информационных технологий. Закон определяет порядок установления авторства и имущественных прав создателя микросхем.

Проектируемая Белая книга по информационным технологиям в России в настоящее время определяет ИТ как "комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной

коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы".

Учитывая три достаточно четко обозначенные слагаемые ИТ:

а) объекты, действия, правила;

б) подготовка, переработка, доставка информации, т. е. область применения;

в) все технологии и отрасли, задействованные в этих процессах, т. е. сфера деятельности изготовителей технологий, правовое регулирование всего комплекса ИТ должно охватить эту совокупность отношений: вид продукции, автор продукции; функциональная сфера применения продукта, его назначение; опытное, серийное или массовое изготовление; включение в сферу обмена и использования. Такой жизненный цикл ИТ предопределяет разграничение правового внимания на две области регулирования. Первая связана с созданием этого продукта, а вторая с его использованием для определенных потребительских целей.

В соответствии с этим решение правовых проблем информационных технологий предусматривает два направления. Одно из них направлено на урегулирование отношений, связанных с созданием и включением в сферу использования информационных технологий как составляющей части производства в структуре экономики страны. Здесь внимание сосредоточено на правовом обеспечении создания ИТ и упорядочения экономических и организационных проблем на этой стадии научной и производственной деятельности, которая в совокупности образует комплексную передовую отрасль современной экономики.

Второе направление определяется проблематикой использования информационных технологий в экономической, социальной, культурной и иных направлениях общественного и экономического развития.

Безусловно, ни одно из предложенных направлений правового регулирования не может быть представлено в исчерпывающем виде.

К этому наша наука и юридическая практика пока не готовы. Важно найти подход к структуризации этой проблематики. Для сферы правового регулирования это чрезвычайно важно с учетом необходимости в каждом случае наиболее точно определить состав заинтересованных субъектов, сферы их интересов, специфику предмета правовых отношений, характер и содержание прав и обязанностей (обязательств) сторон относительно данного предмета.

Главная проблема связана с созданием условий наращивания потенциала ИТ и их использования в интересах общества. В решении этой стороны дела ключевым является вопрос мобилизации финансовых средств для обеспечения новых разработок в области ИТ. Например, в бюджете ЕС на предстоящие 4 года более 17% предназначено на исследования, инновации и решение проблем, связанных с накоплением критической массы исполнителей. Последнее касается преодоления так называемой "утечки мозгов", которую испытывает и Европа. В России такого уровня финансирования нет. И это отражено в статистике, которая показывает состояние фронта информационных технологий. В программном обеспечении имеет место отставание на три порядка. Вклад информатики в ВВП России составляет только 3%. В этой отрасли занят 1% работающего населения, в то время как в западных странах - до 17%; зафиксировано отставание в 7-8 раз в обеспеченности компьютерами. В настоящее время в России в области создания электронной техники и технологий работает 4,5 тыс. предприятий, 11 тыс. организаций

Наиболее слабым местом в организации экономики информационных технологий является наряду с финансированием и слабая инфраструктура производства.

Эта деятельность разорвана по множеству отраслей - электроника, наука (вузовская и академическая, отраслевая), прикладные структуры различных отраслей производства - оборонные отрасли, банковская сфера, торговля, финансы, управление и т. д. В целях координации и достижения необходимого уровня подъема именно этого направления технологий важно найти подходы к формированию единой отрасли информационных

технологий. Это не означает, что разработку технологий надо сконцентрировать под одной крышей. Физически эта работа может осуществляться и в разных центрах. Но необходимы единые стандарты, организация сертификации продукта, иные меры дотягивания технологий до мирового уровня. Это необходимо и для учета и мониторинга наличия направлений работы и организованного воздействия на обеспечение наиболее прогрессивных, необходимых обществу результатов. В плане финансирования, оказания организационной поддержки негосударственным структурам, координации работы необходимо управление отраслью информационных технологий или подотрасли информационных технологий в единой отрасли всех направлений инновационных технологий в экономике России.

При классификации информационных технологий на вспомогательные и высокие интеллектуальные информационные технологии стоит обратить внимание на последние. К ним относятся такие, на основе которых осуществляется генерация технических решений; реализуются текстологические системы (поиск, реферат, анализ содержания); осуществляется ситуационное моделирование, позволяющее выявить связь элементов, их динамику, обозначить объективные закономерности среды, выделенной в ситуационный анализ. Специалисты отмечают, что в России эти технологии имеют большое будущее, именно их развитие может обеспечить нам место на рынке технологий.

Большинство технологий все же ориентированы на обеспечение выполнения определенных функций: бухгалтерского учета и контроля, ведение системы кадров, документооборота, финансовых операций, интеллектуальных систем для поддержки изобретательства и стратегического управления и т.

В области создания и использования программ и программного обеспечения важно решение двух задач. Первая касается оформления прав создателя программы как продукта интеллектуальной деятельности и включения в сферу непосредственного использования его в процессе создания компьютерной техники (что будет рассмотрено в главе 11 учебника), вторая - организации и реализации правовых механизмов в процессе использования информационных технологий в экономической деятельности России и в других направлениях жизни общества.

Консолидация всех видов деятельности, связанной с созданием, использованием информационных технологий в рамках специальной отрасли экономики, не означает, что эта деятельность будет управляться из одного центра, какого-либо одного отраслевого министерства и что можно на этой основе предположить монополизацию производства и управления. Вместе с тем координация разных направлений проектирования, доведение до уровня требований пользователя, учет имеющихся технологий и определение перспектив

их развития, рациональное использование военных и двойных технологий в гражданском секторе, наконец, совершенствование учета и правовых форм защиты информационных технологий возможны только на основе упорядоченного представления о состоянии экономики и рынка этих объектов. Именно для этого в структуре экономики страны необходимо выделение такой передовой, пионерского значения отрасли в самостоятельную, комплексную отрасль.

Программы для ЭВМ и программное обеспечение компьютерной техники и информационных систем не исчерпывают проблемы информационных технологий. Один из острых вопросов в этой области формирование, технологическое выражение и порядок применения электронно-цифровой подписи.

Кроме того, упорядочения правового порядка ожидают сертификация, стандартизация и лицензирование, организация контроля за деятельностью производителей информационных технологий, проблемы экспертных оценок качества уже действующих технологий и их соответствия требованиям определенных информационных систем.

В информационной сфере используются не только программные продукты для обработки информации в ЭВМ, но и технологии для телекоммуникационных систем.

Чтобы система работала и не оставалась локальной только для одного пользователя, необходимы ее контакты с другими системами и с пользователями, что связано с проблемой определения средств связи в предметном, функциональном, социальном, психологическом аспектах, причем каждый из них имеет свою проекцию в правовой системе.

Для обеспечения связи пользователей ЭВМ используются сети связи общего пользования. Они открыты для всех физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти могут пользоваться специальной системой связи, которая находится в ведении ФАПСИ - Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Организационные и управленческие проблемы в использовании систем в телерадиовещании те же, что и с технологиями информационными. Особенность состоит в установлении порядка выделения частот для вещания определенных программ, в соответствии с правилами и оформляется выдачей лицензии на право вещания. Более детально эти вопросы освещены в гл. 9.

Контрольные вопросы 1.

Какова структура информационной сферы? 2.

Какие основные объективные законы развития информационной сферы вы знаете? 3.

Объясните закон искажения информации при ее распространении. 4.

Что понимается под информацией как объектом права? 5.

Как можно классифицировать информацию? 6.

Что понимается под информационной системой как объектом права? 7.

Каковы основные виды информационных систем и их основные характеристики ? 8.

Кто может быть субъектом прав на информационные системы? 9.

Что понимается под информационной технологией как объектом права?

10. Какие виды информационных технологий вы знаете? Литература

Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

Антополъский А. Б. и др. Информационные ресурсы России. Национальный доклад // Бюллетень КСДИ. 1999. №28.

Бачило И. Л. Эффективность законодательства в области обеспечения информационной безопасности // Материалы Всероссийской конференции "Проблемы законодательного регулирования отношений в информационной сфере". 27-28 ноября 1996 г. М., 1996.

Информационные ресурсы как объект права и отношений, регулируемых ГК РФ // Информационные ресурсы России. 1999. № 1.

Информация и информационные отношения в праве // НТИ. Сер. 1. 1999. №8.

Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М., 1989.

Бодякин В. И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998.

Бородакий Ю. В., Лободинский Ю. Г. Информационные технологии. Методы, процессы, системы. М., 2001.

ВенгеровА. Б. Теория государства и права. Учебник. Изд. 3-е. М., 1999.

Гаврилов О. А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М., 2000.

Герасименко В. А., МалюкА. А. Основы защиты информации. М., 1997.

Дозорцев В. А. Вопросы информации в Гражданском кодексе РФ.

Дружинин Г. В., Сергеева И. В. Качество информации. М., 1990.

Копылов В. А. Информационное право. М., 1997.

Костогрызов А. И., Липаев В. В. Сертификация качества функционирования автоматизированных информационных систем. М., 1996.

Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М., 1977.

Липаев В. В., Филинов Е. Н. Мобильность программ и данных в открытых информационных системах. М., 1997.

РассоловМ. М. Информационное право. М., 1999.

Теория и практика обеспечения информационной безопасности / Под ред. П. Д. Зегжды. М.,1996.

Шевердяев С. Информационные отношения и система информационного законодательства. М., 1999.

Гост

ГОСТ

Информационные технологии и их задачи

В современном мире достаточно широкое развитие приобретает индустрия информационных технологий. Продукция данной отрасли встречается во всех жизненно важных сферах современного общества.

Информационные технологии – это технологии, основанные на применении компьютерной техники и средств коммуникации. Они представляют собой комплекс процессов, влияющих на информацию, и являются орудием для ее получения. Информационные технологии помогают взаимодействовать людям между собой, создавать законодательства, принимать решения и развивать государственную правовую систему.

Современные процессы в науке и технике широко применяются в разных жизненных сферах общества. Одной из таких сфер применения информационных технологий является право. Они помогают в решении разнообразных вопросов и задач, касающихся правовой части.

Информационные технологии в праве помогают получать как правовые сведения, так и разнообразные статистические и аналитические данные, которые необходимы в решении тех или иных вопросов. Работники правовой сферы с легкостью добывают необходимую информацию из других сфер общественной деятельности. Такую информацию получают из специальных баз данных, правовых справочных программ или из Интернета.

Прогресс информационных технологий помогает юристам за короткое время проводить анализы разнообразных вариантов при выборе верного, что позволяет более обоснованно принять решение в определенном правовом случае.

У каждого работника правовой сферы рабочее место оснащено компьютерной техникой, с помощью которой возможно проведение оперативного поиска в нужной правовой системе. Для обеспечения бесперебойной работы создан специальный отдел информационных технологий. Сотрудники отдела следят за работой правовых программ, в их обязанности входит сопровождение программного обеспечения, таким образом реализуется техническая политика организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Справочно-правовые системы

Первым и наиболее значимым применение информационных технологий в правовой сфере является справочно-правовая система. К 1960-1970 гг. было накоплено более чем достаточно информации на бумажных носителях, которая касалась внутреннего документооборота, международного права и других его областей. По мере накопления бумажных документов становилось сложнее систематизировать их.

В это время начинается бурное развитие информационных технологий, что стало толчком для правовой сферы обратиться за помощью к специалистам информационной области, которые выполнили поставленные перед ними задачи в компьютерной среде. В 1967 году в Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее внедрили программу по компьютерному поиску информации юридического характера. В России в 1975 году разработали и внедрили справочно-правовую систему, однако первое время доступ к информации был ограничен. В 1980-1990 гг. начали появляться различные правовые системы, ориентированные на широкий круг пользователей. В 2011 году началось внедрение мобильных справочно-правовых систем, использование которых стало возможным как со стационарной компьютерной техники, так и с мобильных устройств.

Автоматизированные информационные системы

В развитии информационных технологий в правовой отрасли постепенно происходит прогресс, результатом чего стали автоматизированные информационные системы (АИС). В современном мире АИС нашли свое применение в судопроизводстве, сфере государственного управления, правоохранительной, экспертной и другой деятельности.

Применение информационных технологий реализуется:

С 2005 года в правоохранительных органах получило широкое распространение внедрения автоматизированных рабочих мест для более удобного использования АИС. Развитие системы поспособствовало тому, что к концу 2006 года, Единая информационно-телекоммуникационная система МВД Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Министерство внутренних дел РФ подробнее продвинулась далеко вперед. Прошла комплексная автоматизация деятельности руководителей следственных органов и следователей.

Данное программное обеспечение, являющееся средством информационных технологий, помогает сотрудникам разного уровня в расследовании преступлений.

Электронный документооборот

Электронный документооборот находится постоянно в процессе совершенствования, преобразовываясь в электронные доказательства и систему их оценки. Это разрешается такими нормативными документами, как:

  • Гражданский Процессуальный Кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее ;
  • Уголовный Процессуальный Кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовный Процесс подробнее ;
  • Административный Кодекс.

ЭДО в правовой сфере выступает в форме:

  • электронных доказательств;
  • электронной системы, оценивающей эти доказательства.

В наше время существует несколько достаточно востребованных интернет-сайтов, которые содержат информацию из области права. Такие порталы ценны тем, что они содержат обширную оперативную информации, тексты судебных актов и др.

Информационные технологии позволяют органам внутренних дел регистрировать поступившую первичную информацию о преступлениях и лицах, их совершивших. Система разработана таким образом, что позволяет охватывать до 96 % совершенных преступлений, что ценно для сводок обстановки по районам, городам, регионам и стране в целом.

Читайте также: