Проблемы коллективного выбора доклад

Обновлено: 04.07.2024

Под групповым принятием решения мы подразумеваем групповой выбор одной из множества альтернатив, заданных заранее или возникших в процессе совместной работы над проблемой. Неотъемлемыми признаками группового решения являются: обмен представлениями и мнениями между участниками обсуждения, включенность механизмов социальной перцепции (социального познания) и социального влияния, возникновение в той или иной форме групповой ответственности за решение. К групповому принятию решений не относятся ситуации, в которых не затрагиваются насущные интересы участников.

В современном обществе групповое принятие решений является распространенным средством разрешения политических, экономических, правовых, организационных и социальных проблем: присяжные в суде, комитеты, советы акционеров, комиссии, команды, жюри и научные коллективы постоянно принимают решения. Принятие решений в группе связано с рядом преимуществ: оно позволяет учитывать интересы и мнения участников, решать вопросы, требующие широкого диапазона знаний и опыта. Групповое принятие решений дает возможность разделить работу над проблемой и ответственность за ее решение между участниками. Таким образом, исследование процессов, механизмов и эффектов, обращение к проблеме качества групповых решений представляется актуальным и вызывает особый интерес с практической точки зрения.

1. Структура группового принятия решения.

При групповом принятии решения речь идет о групповом обсуждении определенной проблемы, в результате, которого группа как таковая принимает конкретное решение.

Процесс группового принятия решения состоит из четырех этапов:

1. Установление фактов (групповое интервью).

2. Оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов).

3. Поиск решения (брейнсторминг).

4. Принятие решений.

Добиться высокой эффективности при организации групповой деятельности не легко. Слишком много факторов психологических, социальных, этно-функциональных и даже пространственно-территориальных влияет на успешность каждого участника совместной деятельности и всей группы в целом.

2. Феномены группового принятия решения

иллюзия неуязвимости - все исследованные группы проявляли излишний оптимизм, который не давал им увидеть признаки опасности;

никем неоспариваемая вера в этичность группы- члены группы верят в неотъемлемо присущую ей добродетель и отвергают все рассуждения о морали и нравственности;

рационализация - группа справляется с трудностями, коллективно оправдывая свои решения, каждая инициатива превращается в акцию по самозащите и самооправданию;

стереотипный взгляд на противника - противники рассматриваются как слишком злонамеренные, чтобы вести с ними переговоры или слишком слабые и неразумные, чтобы защитить себя от планируемых ими действий;

давление конформизма - тем, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, дают отпор, чаще, при помощи насмешек, задевающих личность;

самоцензура - так как в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения;

иллюзия единодушия - самоцензура и конформизм не дают нарушиться консенсусу, создающему иллюзию единомыслия, кажущийся консенсус подтверждает правильность группового решения;

- высокий уровень сплоченности группы (это могут быть дружеские компании, элитарные группы, группы экспертов и другие);

- изоляция группы, отсутствие экспертных оценок извне;

- высокая однородность группы на идеологическом уровне;

- отсутствие или недостаток процедур поиска и оценивания альтернатив;

- высокий уровень напряжения в сочетании со слабыми надеждами на поиск лучшего решения, чем решение, предложенное лидером группы.

- низкая самооценка группы в связи с прошлыми неудачами при принятии решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г.М.. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – СПб.: Питер, 2000. - 320с.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 440 с.

4. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2000. – 648 с.

5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.- 512 с.

6. Рогов Е.И. Классическая социальная психология. - Ростов-на -Дону: ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2008. - 416 с.

7. Скотт П. Психология оценки и принятия решения. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998.- 368 с

Читайте также: