Доклад на тему правовое просвещение

Обновлено: 16.05.2024

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.
Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.
Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.
В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, межличностных, житейских и международных отношениях.

Содержание

Введение
1. Цели и задачи правового воспитания в школе
Цель правового воспитания
1.2 Задачи правового воспитания
2. Содержание правового воспитания в школе
3. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах
4. Правовое воспитание учащихся в процессе обучения
Вывод
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В.Г. БЕЛИНСКОГО

Заочный факультет педагогического образования

Тема: Правовое воспитание школьников

студентки 1 курса

направление подготовки 050100.62

(срок обучения – 3,5 года)

Молдавановой Ирины Витальевны

Сычева Марина Владимировна

Домашний адрес: Пензенская область р.п. Мокшан, ул. Строителей, 4-16

1. Цели и задачи правового воспитания в школе

1.2 Задачи правового воспитания

2. Содержание правового воспитания в школе

3. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах

4. Правовое воспитание учащихся в процессе обучения

Список использованной литературы

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.

Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.

Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.

В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, межличностных, житейских и международных отношениях.

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.

В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях. Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата -- одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.

Этот основной закон, который определяет взаимоотношения в данном конкретном государстве:

- права и обязанности граждан,

- отношения с другими странами.

Перерастание нравственных норм и правил поведения в правовое связанное с развитием правосознание и правовой культуры человека, народа.

Поэтому правовое воспитание подрастающего поколения является составной частью разностороннего воспитания учащихся и важнейшей задачей школы, управления образования и науки.

1.1 ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

  • Повысить уровень и значимость правовой культуры среди учащихся и родителей, вовлечь учащихся в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации
    1. ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
    • Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
    • Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
    • Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
    • Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.

    Т.о правовое воспитание- это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.

    Педагогический коллектив школы, каждый учитель должен готовить подрастающее поколение к выполнению гражданских функций по отношению к государству, семье, труду и личной, частной и общественной собственности.

    Каждый выпускник школы должен твёрдо знать нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, законодательство о здравоохранении.

    Несовершеннолетние школьники, должны знать следующие документы:

    - правила дорожного движения.

    В школе применяются единые требования к учащимся. Знакомство с правовыми нормами и правилами поведения начинается от 1до 3лет.

    - выполнять их советы и распоряжения,

    - соблюдать правила дорожного движения,

    - беречь и охранять природу,

    - не обижать младших и помогать старшим,

    - заботиться о своём здоровье.

    Для учителей, родителей и учащихся обязательными документами являются:

    • Закон РФ об образовании,
    • Закон о правах детей,
    • Конвенция о правах ребёнка.

    Содержание воспитательного процесса - это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению всех установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
    Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом.
    Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, и может причинять боль другому человеку, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

    Система работы по повышению правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как, родительские собрания, конференции, круглые столы с приглашением правоохранительных органов. Родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них необходимо использовать индивидуальные формы правового воспитания, беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы.

    Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

    Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.

    Модельный закон о просветительской деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) определяет правовое просвещение как распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации

    В юридической науке правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. Это один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользоваться конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их.

    Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими.

    Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

    Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.

    Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.

    В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющиеся средства правового воспитания и просвещения населения.

    В целях оптимизации и координации деятельности в указанной области Президентом Российской Федерации в 2011 г. были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. 28.04.2011 N Пр-1168).

    В частности, в указанном документе определено, что основными цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:

    1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

    2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

    3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

    4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

    Также определены следующие основные направления по реализации государственной политики:

    1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;

    2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

    3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

    4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

    5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

    6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

    В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Современные педагоги и теоретики правильного воспитания считают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.
    Документом, определяющим основные направления повышения правовой культуры общества и личности, закладывающим фундамент для совместной деятельности государства и гражданского общества в данном направлении, являются утверждённые в 2011 году Президентом Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

    Главная цель Основ — создание системы качественного правового просвещения и юридического образования, основанной на единых стандартах, индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан и общественных объединений, позволяющей повысить правовую культуру и максимально снизить правовой нигилизм.

    В Основах сформулированы такие направления правового просвещения, как правовое образование и воспитание всех членов общества, совершенствование законодательства, охрана правопорядка, обеспечение доступности правовой помощи населению и др.

    Главной задачей образовательной организации является организация правового просвещения учащихся, обеспечение повышения их правовой культуры и воспитание правосознания. Деятельность по правовому просвещению в этой области является комплексной, она затрагивает всех участников процесса — её организаторов, тех, кто непосредственно занимается правовой работой с учащимися, самих детей. И требование повышения правовых знаний, правовой культуры относится ко всем без исключения участникам указанной деятельности.

    Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.
    Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

    Формирование терминологического аппарата;

    Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;

    Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства – необходимая часть жизни в обществе;

    Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;

    Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

    Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.
    Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.
    Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков.

    Методы правового воспитания

    Главный метод — беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;

    Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;

    Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;

    Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

    Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы – формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа – необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.
    Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели.

    В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако, современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между:

    провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях;

    между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;

    потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей;

    высоким уровнем осознания и реализации собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;

    между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.

    Основной задачей правового образования является формирование правовой культуры как совокупности правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Правовая культура – это знание правовых норм, развитая нравственно-правовая сфера, умение использовать нормы права в интересах граждан и своих собственных; гражданская потребность в правовом просвещении и борьбе с правонарушениями.

    Методический доклад по теме

    Актуальность правовых знаний в контексте современной модели образования определяется их доминирующей ролью в процессе социализации личности и воспитания гражданина в целом. Человек, знающий свои права, уважает права другого человека и в этом видит залог прогрессивного развития своей страны. У нашего лицея особая роль в процессе правовой социализации. Ведь получая образование в экономическом лицее, где экономическим дисциплинам уделяется особое внимание, большое значение имеет правовое воспитание будущих специалистов экономической сферы. Именно оно целенаправленно формирует полноценного члена общества, способного действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия

    Правовое воспитание предусматривает управление развитием способности выбирать тот или иной вариант поведения в юридически значимой ситуации.

    Как показывает практика, в ряде случаев преступления совершаются по причине неумения молодого человека решать свои многочисленные проблемы законным путем. Формирование представлений об актуальном социально-правовом поле, развитие умений ориентироваться в нем, видеть разные способы решения тех или иных задач, – все это составляет важный аспект правового воспитания. В процессе реализации данной функции предполагается разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития познавательных способностей: между потребностями учащихся и возможностями их удовлетворения правовым путем; между личностным потенциалом несовершеннолетнего и возможностями его реализации; между целями, которые он ставит, и условиями их достижения.

    Правовое воспитание призвано выступать в качестве средства трансляции правовой культуры. Логика процесса ориентирует нас не столько на передачу правовых знаний, сколько на освоение элементов правовой этики.

    Важно помнить, что недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.

    Правовые дисциплины как нельзя лучше помогают в достижении поставленной задачи. Практическую часть реализации данной задачи можно рассмотреть на примере изучения прав и свобод человека на уроках Права.

    Правовое образование на уроках права и на внеурочных воспитательных мероприятиях.

    Изучение прав и свобод человека на уроках права

    Права и свободы – одни из главных ценностей современной цивилизации. Их закреплению за человеком посвящено множество деклараций, конвенций и других документов, носящих как рекомендательный, так и обязательный для исполнения характер. Такое обилие правовых документов создает впечатление, что человек наделен всеми возможными правами, и их осуществление не требует приложения усилий, остается лишь их использовать. Однако существует разница между тем, что написано на бумаге, и теми реалиями, в которых живет человек. Права, даже задекларированные и законодательно подтвержденные, не всегда соблюдаются. Они возникли не сами по себе, а в результате длительной и упорной борьбы на протяжении многих веков и нуждаются в том, чтобы их отстаивали даже сейчас, при всей обширности правовой законодательной базы.

    Длительное время большинство прав являлись прерогативой незначительной части населения (например, право на образование). Поэтому одна из задач на уроках истории – на примере документов показать тот сложный путь, который прошли права, прежде чем получили всеобщее признание. Привести студентов к пониманию того, что нужно не только знать, но и уметь отстаивать свои права.

    К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-правового воспитания в колледже, относятся признание высокой социальной значимости гражданственности. Гражданско-правовое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории школьников, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром. Среди основополагающих принципов гражданско-правового воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

    – научность, гуманизм, демократизм;

    – системность, преемственность и непрерывность в развитии лицеистов, с учетом возрастных особенностей;

    – многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

    – его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

    – тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

    Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

    – формирование добросовестного отношения к учебе;

    - формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения, что становится особенно актуальным сегодня);

    - формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных, учитывая, что сегодня в колледже обучаются представители разных национальностей);

    - воспитание уважения к традициям семьи;

    - формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

    Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных, правовых отношений, ответственности за свои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей.

    Воспитание правовой культуры - формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны. Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.

    Воспитание чувства прекрасного - воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

    Особое место в этом процессе занимает работа с первоисточниками на уроках правовых дисциплин, при работе с которыми студенты знакомятся с историей создания правовых документов.

    Какие же цели и задачи мы преследуем при изучении источников права на уроках?

    – Сформировать систему работы, в которой представить историю развития прав человека как сложный и противоречивый процесс.

    – Отобрать наиболее важные документы, отражающие поворотные моменты в становлении прав людей, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью, и на их примере показать эволюцию прав в истории.

    – Сформировать навыки работы с правовыми и историческими документами.

    На I этапе. Подбор правовых документов и законодательных актов, отражающих эволюцию прав человека. Составление тематического планирования с учетом подобранных документов.

    На II этапе. Работа студентов с документами по алгоритму; систематизация знаний об эволюции прав человека (выполняется в конце курса всеобщей истории).

    Работа строится по алгоритму: характеристика исторического времени, в котором возник документ, краткая историческая справка. Объяснение особенностей и задач работы. Изучение содержания, анализ. Обеспечение адекватного восприятия. Сравнение документа с ранее изученными.

    Рассмотрим несколько заданий, которые используются мною на уроках.

    Путем сравнения Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека выяснить, насколько наша Конституция соответствует нормам международного права.

    В двух столбиках написаны разнообразные права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека. Необходимо разделить их на группы: права, которые соблюдаются в полной мере; права, которые нарушаются или не всегда соблюдаются.

    Проанализировав законы XII таблиц, сделайте вывод о положении женщины в древнеримском обществе.

    Воспитательные мероприятия по формированию правового сознания и их мониторинг

    Интересен анализ такого рода мероприятий. 70% студентов затруднились раскрыть понятия, связанные с содержанием правового воспитания. А почти 50% – вообще не имеют представлений о том, как правильно действовать и к кому обращаться в ситуации конфликта.

    Работа с правовым материалом способствует развитию особых языковых средств выражения собственных мыслей, обеспечивает развитие представлений о себе, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе.

    Обучающиеся могут и должны сами творить свое правовое пространство, которое состоит из совокупности условий, позволяющих формировать определенный уклад жизни колледжа и должны уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. В неделю пцк проводился итоговый мониторинг правовой культуры обучающихся:

    Какие права ты имеешь, как студент?

    С какими нарушениями чаще встречаешься: прав или обязанностей?

    Что такое право и какие права есть у тебя?

    Что такое обязанности и какие обязанности есть у тебя?

    Зачем придуманы права людей и обязанности? Какие правовые документы тебе известны?

    Можешь ли назвать какие-либо права человека?

    Знаете ли вы содержание международного документа, где подробно описаны ваши права?

    Более 85% обучающихся смогли ответить на все вопросы анкеты.

    Результат правового воспитания можно считать достигнутым, когда совпадают правовое сознание и правомерное поведение, когда исчезают отрицательные проявления в поведении лицеистов, когда их поступки, линия поведения находятся в полном соответствии с их взглядами, сознанием, убеждениями в сфере права, морали.

    Правовое воспитание – сложная и многоаспектная деятельность, в лицее используются разнообразные формы работы. Среди них:

    – пропаганда права любыми средствами (работа преподавателей юридических дисциплин). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват студенческой аудитории, использование различных конкурсов, тематических бесед, репортажей и т.д.;

    – наглядная правовая информация (стенгазеты, боевые листки и т.д.);

    – особое место занимают такие организационные формы, как олимпиада по праву, диспуты на темы права, морали и т.д.

    Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование у студентов прочной нравственно-правовой эмоциональной основы. Нравственные чувства есть та почва, на которой произрастает нравственное сознание. В формировании правового сознания большую роль играет также участие в диспутах, где обучающиеся отрабатывают свои представления о праве, результатом которых является усвоение ими правовых понятий. В итоге обучающиеся получают возможность осмыслить правовые аспекты своей разнообразной общественной деятельности, с большой пользой для себя обсуждать публикации на правовые темы

    Подводя итог, нужно ещё раз подчеркнуть, что правовое воспитание требует систематической работы. Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственным воспитанием. Здоровый нравственный климат в студенческом коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.

    Читайте также: