Привод административное право доклад

Обновлено: 03.07.2024

1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

2. Привод осуществляется:

1) органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Комментарии к ст. 27.15 КОАП РФ

1. Привод, являющийся одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела (см. комментарий к ст. 27.1).

2. Привод применяется к следующим участникам производства по делам об административных правонарушениях: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетелю.

Установление указанного перечня соответствующих лиц обусловлено тем обстоятельством, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, и законного представителя привлекаемого к ответственности несовершеннолетнего лица (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3 и 25.4), а свидетель обязан явиться по вызову субъекта, рассматривающего дело (см. комментарий к ст. 25.6). Более того, в соответствии со ст. 25.1 Кодекса в ряде случаев присутствие при рассмотрении дела привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

3. При подготовке к рассмотрению дела в случае, если рассмотрение было отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных выше, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе упомянутых лиц (ч. 3 ст. 29.4 Кодекса).

При рассмотрении дела также выносится определение о приводе соответствующего лица, участие которого по аналогичным причинам признается обязательным при рассмотрении данного дела (п. 8 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса).

4. На основании определения, вынесенного судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, привод осуществляется органом внутренних дел (полицией).

5. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи порядок осуществления привода устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, которым является МВД России. Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438, предусмотрено, что привод производится сотрудником или группой (нарядом) сотрудников, выделяемых с учетом вида административного правонарушения, по которому вынесено определение о приводе.

Если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, применяется привод указанных физических лиц либо законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Привод осуществляется на основании определения о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Такое определение вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Привод исполняется органом внутренних дел (милицией) в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ. Сотрудник милиции, выделенный для исполнения привода, на основании имеющихся в определении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязан достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено.

По установлении лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему определение о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода.

При ссылке лица, подлежащего приводу, на болезнь, лишающую его возможности следовать к месту вызова, такое заболевание должно быть удостоверено в установленном порядке врачом. О болезни, а также иных обстоятельствах, фактически препятствующих исполнению привода, немедленно извещаются судья, орган, должностное лицо, вынесшие определение о приводе.

При отсутствии у лица, подлежащего приводу, уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, разъясняются порядок и правила возмещения расходов, а также последствия уклонения от явки. Если лицо, подлежащее приводу, выразило желание добровольно следовать к месту вызова, у него берется письменное обязательство о явке к назначенному сроку, которое начальник органа внутренних дел (милиции) немедленно направляет судье, органу, должностному лицу, вынесшим определение о приводе.

В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызова принудительно путем сопровождения его сотрудником милиции. Применение оружия, наручников и связывание при этом категорически запрещаются. Лица, исполняющие привод, обязаны быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих честь и достоинство доставляемого, по возможности удовлетворять его законные требования и просьбы.

Привод не может осуществляться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Привод несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 16 лет, производится с уведомлением его родителей либо иных законных представителей. Привод несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также, как правило, требует уведомления названных лиц.

В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих явке по вызову, орган внутренних дел (милиция) в необходимых случаях обращается за содействием к администрации предприятия, организации, учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу.

1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

2. Привод осуществляется:

1) органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

2) органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Комментарий к ст. 27.15 КоАП

1. Привод представляет собой принудительное перемещение физического лица к месту рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела. Комментируемая часть определяет, что привод может применяться в случае, если отсутствие физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

2. Инструкция о порядке осуществления привода утверждена Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. N 438. В соответствии с данной Инструкцией поступившее постановление (определение) о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности.

При получении постановления (определения) о приводе руководитель организует проверку указанных в нем сведений о лице, подлежащем приводу, а также принимает меры к установлению его фактического местонахождения. При необходимости лицо, подлежащее приводу, в установленном порядке проверяется по имеющимся учетам органов внутренних дел.

В том случае, когда лицо либо его представитель, указанные в постановлении (определении) о приводе, находятся на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с инициатором привода может принять решение:

о направлении для исполнения постановления (определения) о приводе по территориальности;

об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел с предварительным его уведомлением.

Для осуществления привода руководитель выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников милиции общественной безопасности или криминальной милиции с учетом подследственности уголовного дела либо вида административного правонарушения, по которому вынесено постановление (определение) о приводе. Состав и численность группы (наряда) сотрудников милиции определяются руководителем исходя из конкретных условий, необходимых для исполнения постановления (определения) о приводе.

Руководитель в обязательном порядке проводит инструктаж сотрудника милиции либо старшего группы (наряда) сотрудников милиции, вручает ему постановление (определение) о приводе, выделяет в случае необходимости автотранспорт и другие технические средства для обеспечения привода.

Для оказания помощи сотрудникам милиции в осуществлении привода на добровольной основе могут привлекаться члены общественных формирований по охране правопорядка, должностные лица органов исполнительной власти, представители администрации предприятий, организаций, учреждений по месту работы или учебы лица, а также законные представители несовершеннолетних, подлежащих приводу.

Сотрудники милиции, осуществляющие привод, обязаны достоверно установить личность лица, подвергаемого приводу, на основании имеющихся в постановлении (определении) о приводе сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место нахождения). Если в постановлении (определении) о приводе отсутствуют отдельные данные, позволяющие установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представилось возможным, орган внутренних дел немедленно извещает об этом инициатора привода.

По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет ему под расписку постановление (определение) о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником милиции либо старшим группы (наряда) сотрудников милиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись.

Сотрудники милиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем, чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

По исполнении постановления (определения) о приводе сотрудник милиции, его осуществивший, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения.

О результатах осуществления привода сотрудник милиции, которому поручено исполнение постановления (определения) о приводе, докладывает рапортом руководителю с приложением расписки о приводе. При наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению привода, к рапорту прилагаются копии документов, подтверждающие указанные обстоятельства.

При невозможности осуществления привода в указанные в постановлении (определении) о приводе сроки, а также в случае отсутствия лица либо его представителя, подлежащих приводу, руководитель немедленно извещает об этом инициатора привода с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению постановления (определения) о приводе.

Судебная практика по статье 27.15 КоАП

Данная правовая позиция, относится и к иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных с временным принудительным ограничением свободы, к числу которых Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает доставление, административное задержание и привод (статья 27.1); доставление и привод являются принудительным препровождением лица для составления протокола, совершения других процессуальных действий по делу об административном правонарушении (статьи 27.2 и 27.15 КоАП РФ).

По мнению автора жалобы, суд вправе был подвергнуть приводу Щурова И.В., однако судебное постановление в нарушение требований ст. 27.15 КоАП РФ о приводе не выносилось.
Изучив материалы истребованного дела, и проверив доводы жалобы, нахожу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

По мнению автора жалобы, суд вправе был подвергнуть приводу Щурова И.В., однако судебное постановление в нарушение требований ст. 27.15 КоАП РФ о приводе не выносилось.
Изучив материалы истребованного дела, и проверив доводы жалобы, нахожу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

Привод как мера обеспечения производства по делу об административных правонарушениях

Привод представляет собой характеризующуюся самостоятельным характером административную меру обеспечения, регулирование которой осуществляется посредством КоАП РФ.

По нашему мнению, законодатель не до конца определил содержание и значение рассматриваемой выше меры, входящей в категорию административно-правового принуждения. Норма ст. 27.15 КоАП РФ указывает на то, что осуществление привода находится в компетенции органа внутренних дел (полиции) или органа, наделенного соответствующими полномочиями в сфере функционального исполнения в принудительном порядке исполни-тельных документов, исходя из наличествующего определения судьи, органа, должностного лица, которые рассматривают определенное дело об административном правонарушении, в установленном органом исполнительной власти на федеральном уровне порядке.

В процессе проведения носящего сравнительный характер анализа норм ч. 2 ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, а также положений Инструкции о порядке осуществления привода [1] выясняется, что под рассматриваемой административной мерой обеспечения подразумевается мера принудительного характера, которая применяется к тем лицам, в отношении которых осуществляется ведение производства по делу об административном правонарушении, их представителям, обладающим соответствующими полномочиями (на законной основе) (в том случае, если их присутствие в обязательном порядке необходимо в процессе рассмотрения дела), когда правонарушитель не является (не заявляя при этом уважительных причин) по вызову, последовавшему со стороны судьи, органов и должностных лиц, которые наделены соответствующими полномочиями для рассмотрения дела.

Цель практического применения привода состоит в обеспечении в принудительном порядке действий процессуального характера по причине отсутствия возможности их проведения в порядке заочного производства.

Не одно и то же

Следует проводить различие между выступающим в качестве административной меры обеспечения приводом и мерами административного принуждения, которые не имеют никаких связей с совершением административного правонарушения и характеризуются наличием принудительного характера [2].

Выражаем согласие с позицией Ю.В. Помогаловой и А.Ю. Соколова, согласно которой привод в процессе, носящем администативно-юрисдикционный характер, предстает в качестве единственной административной меры обеспечения по делу о соответствующем правонарушении, не могущей быть применимой на стадии возбуждения названного выше дела [3]. Вместе с тем необходимо заметить, что отсутствие необходимых полномочий у наделенных соответствующими компетенциями должностных лиц, которые заняты в производстве административного расследования по относящимся к определенным категориям делам, на применение привода в подавляющем большинстве случаев мешает достижению эффективности (результативности) текущим производством по делам об административных правонарушениях.

В статусе процессуального основания привода фигурирует определение, представляющее собой акт процессуального характера, который выносится органом, должностным лицом, наделенным соответствующей компетенцией.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что необоснованное и немотивированное ограничение прав и законных интересов физических лиц (граждан) является следствием пробелов, присущих специфике регулирования в законодательном порядке практического применения привода как одной из административных мер обеспечения. В данном случае сложившаяся ситуация может быть выправлена лишь посредством комплексного решения имеющих место рассогласований и несовпадений на уровне действующего законодательства.

1. Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода: Приказ МВД России: принят 21 июня 2003 г. № 438.

2. Шутилина О.А. Вопросы применения привода как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 12. – С. 1254.

3. Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: Дисс. … канд. Юрид. наук: 12.00.14. – Саратов: Саратовская государственная академия права, 2005. – С. 165; Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административного принуждения: Дисс. . д-ра юрид. Наук: 12.00.14. – Саратов: Саратовская государственная академия права, 2012. – С. 222.

Читайте также: