Частная детективная деятельность правовая основа и организация деятельности доклад
Обновлено: 30.06.2024
Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке от органа внутренних дел лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий следующие виды услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
Причем сыскная деятельность должна быть для такого гражданина основным видом занятости. Иначе говоря, законом запрещено совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Частный детектив вправе:
1) осуществлять устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);
2) наводить справки;
3) изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев);
4) осуществлять внешний осмотр строений, помещений и других объектов;
5) наблюдать для получения необходимой информации в целях сыска или охраны;
6) использовать видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку,
технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средства оперативной радио- и телефонной связи;
7) использовать специальные средства, виды, в случае необходимости оказания ими услуг, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья частного детектива.
Частный детектив не вправе:
1) скрывать от правоохранительных органов ставшие ему известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
2) выдавать себя за сотрудника правоохранительного органа;
3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Контроль за деятельностью частных детективов на территории РФ осуществляют МВД России, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных законами и иными правовыми актами РФ. Надзором же за их деятельностью занимается прокуратура.
5. Нормативные источники дисциплины, их классификация.
Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Группы:
1.Международные правовые акты (декларация прав человека, Европейская Конвенция)
2.Конституция — основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно.
К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.
Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Министерства юстиции РФ и т.д.
Ведомственные нормативные акты - различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств.
Издаются и межведомственные приказы и инструкции.
Также классификация есть по видам деятельности.
6. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности.
Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ"предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны, получившей название "частная детективная и охранная деятельность".-оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Признаки
- деятельность предпринимат, рассчитанной на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере правоохраны. Она осущ на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.
- деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивид определенным клиентам – физическим и юридическим лицам. Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора.
- осуществлять подобную деятельность могут только предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию.
В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.
В настоящее время предусмотрены создание и деятельность следующих видов детективных и охранных предприятий:
1. Объединения частных детективных предприятий. создается, как правило, по инициативе группы лиц, уже зарегистрировавших индивидуальные частные детективные предприятия. Оно создается на договорной основе в целях расширения возможностей индивидуальных предприятий, связанных с оказанием сыскных услуг, координацией деятельности, улучшением их прибыльности.
Филиалы объединений частных детективных предприятий.
3. Частные охранные предприятия. создается в порядке, установленном Законом "О частной детективной и охранной деятельности" (ст. 11). Оно образуется для оказания охранных услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать частные детективные деятельности, охарактеризовать её виды.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ нормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и функционирования частных детективных и охранных предприятий.
2. Определение сферы функционирования лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, их основные права и обязанности.
3. Рассмотрение основных форм взаимодействия органов ОВД с с частными детективами и охранными предприятиями.
Прикрепленные файлы: 1 файл
КР по ОЮП.doc
Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России.
В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.
В настоящее время около 24000 охранно-сыскных предприятий обеспечивают безопасность порядка 200 000 объектов, на которых ежегодно пресекаются тысячи преступлений. Около 700 000 сотрудников негосударственных организаций безопасности, допущенных к работе с оружием - это новый социально-профессиональный слой. 30 процентов, указанных работников, по оценкам экспертов, составляют бывшие сотрудники органов внутренних дел, государственной безопасности, других правоохранительных органов. Их профессиональная характеристика вытекает из особенностей прежней работы в правоохранительных органах, что определяет государственную психологию - желание видеть Россию сильным государством и стремление содействовать его становлению. Именно эти факторы делают этот слой объективным союзником правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблем, связанных с совершенствованием правоохранительной деятельности органов внутренних дел и негосударственных формирований, как важнейшей гарантии укрепления законности, что крайне необходимо в процессе формирования юридических и социально-политических основ правовой государственности.
Значительные изменения в общественно- политической жизни и экономическом развитии России, в процессе построения правового государства, потребовали совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь, это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность граждан, защиту их жизни, здоровья и частной собственности, как того требует Конституция Российской Федерации.
В нынешней острой криминогенной ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.
Проблема участия представителей частных охранных структур в охране общественного порядка наряду с работниками органов внутренних дел представляется весьма актуальной. Уже очевидно, что обеспечить в должной мере охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в современных условиях силами одних подразделений милиции общественной безопасности невозможно. В этих условиях органы внутренних дел стали остро нуждаться в привлечении для решения поставленных перед ними задач приданных сил.
Объектом исследования выступает частная детективная деятельность
Предметом данного исследования является процесс определения видов частной детективной деятельности.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать частные детективные деятельности, охарактеризовать её виды.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ нормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и функционирования частных детективных и охранных предприятий.
2. Определение сферы функционирования лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, их основные права и обязанности.
3. Рассмотрение основных форм взаимодействия органов ОВД с с частными детективами и охранными предприятиями.
Методологическую базу исследования составили философский (диалектико- материалистический), общенаучные (анализ, синтез конкретно-социологический, сравнительно-правовой, функциональный, индукция, дедукция), частнонаучные (формально-юридический, статистический, социально-правовой) методы познания, позволяющие установить объективно существующие закономерности, относящиеся к сущности и содержанию правовых явлений.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования, состоит из введения, 4 параграфов, заключения и списка источников и литературы.
ПОНЯТИЕ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.
Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
Действия частных детективов
В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.
Предоставление лицензий частным детективам
Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий.
Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности, и следующие документы:
- анкету;
- фотографии;
- медицинскую справку о состоянии здоровья;
- документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение профессиональной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
- сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.
Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.
Лицензия не предоставляется:
1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи;
8) гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной детективной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;
9) гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.
Частная детективная деятельность — это деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей. имеющих специальное разрешение(лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.
Законом о частной детективной деятельности предусмотрено два вида :частная сыскная деятельность и частная охранная деятельность.
Частная детективная деятельность направлена на сбор информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.
Частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание услуг в письменной форме. Этот договор и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение 5 лет.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных .гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших лиц;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Лицензия не выдается гражданам:
· не достигшим двадцати одного года;
· состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
· имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
· обвиняемым в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
· уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
· бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения прошло менее года.
Частным детективам запрещается:
· скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты о готовящихся или совершенных преступлениях;
· выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
· собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
· осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
· прибегать к действиям, посягающим на права и свободу граждан;
· совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
· разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
· передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
В порядке установленном Правительством РФ, частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Контроль за частной охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел, иных федеральные органы исполнительной власти и подчиненными им органы и подразделения в пределах, установленными Законом о частной детективной и охранной деятельности, другими законами и иными правовыми актами.
Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охранной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.
Частная детективная деятельность — это деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей. имеющих специальное разрешение(лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.
Законом о частной детективной деятельности предусмотрено два вида :частная сыскная деятельность и частная охранная деятельность.
Частная детективная деятельность направлена на сбор информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.
Частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание услуг в письменной форме. Этот договор и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение 5 лет.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных .гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших лиц;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Лицензия не выдается гражданам:
· не достигшим двадцати одного года;
· состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
· имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
· обвиняемым в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
· уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
· бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения прошло менее года.
Частным детективам запрещается:
· скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты о готовящихся или совершенных преступлениях;
· выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
· собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
· осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
· прибегать к действиям, посягающим на права и свободу граждан;
· совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
· разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
· передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
В порядке установленном Правительством РФ, частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Контроль за частной охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел, иных федеральные органы исполнительной власти и подчиненными им органы и подразделения в пределах, установленными Законом о частной детективной и охранной деятельности, другими законами и иными правовыми актами.
Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охранной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.
ЗАКОН
О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ (Российская газета, N 53, 26.03.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
В документе учтено:
РАЗДЕЛ I
Общие положения
Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ).
Статья 1_1. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
2) частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) удостоверение частного охранника - документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;
5) объекты охраны - недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке;
6) внутриобъектовый режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;
7) пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
8) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
(Статья дополнительно включена с 30 ноября 2010 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 301-ФЗ)
Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело (пункт в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 389-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 126-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ);
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 534-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
РАЗДЕЛ II
Частная детективная (сыскная) деятельность
Статья 4. Частный детектив
Статья 5. Действия частных детективов
В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам
Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной детективной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований.
Гражданин, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности, обязан на бумажном носителе непосредственно либо в форме электронного документа (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, его территориальный орган заявление, в котором указываются его фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, номер телефона и адрес электронной почты, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности, и следующие документы:
3) медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности;
4) документы, подтверждающие его гражданство, наличие среднего профессионального юридического образования или высшего юридического образования или прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного детектива либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
5) сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, а также запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы.
Лицензия не предоставляется:
1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и частной охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи;
- Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-3)
- Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
- Статья 1.1. Основные понятия
- Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
- Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг
- Статья 4 (утратила силу)
- Статья 5. Действия частных детективов
- Статья 6. Предоставление лицензий частным детективам
- Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива
- Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий (утратила силу)
- Статья 9. Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг
- Статья 10 (исключена)
- Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны
- Статья 11.1. Правовой статус частного охранника
- Статья 11.2. Лицензирование частной охранной деятельности
- Статья 11.3. Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление частной охранной деятельности
- Статья 11.4. Переоформление лицензии на осуществление частной охранной деятельности
- Статья 11.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- Статья 11.6. Ведение реестров лицензий
- Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности
- Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
- Статья 15.1. Требования к частным охранным организациям
- Статья 15.2. Требования к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
- Статья 15.3. Профессиональная подготовка частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций
- Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 16.1. Применение физической силы
- Статья 17. Применение специальных средств
- Статья 18. Применение огнестрельного оружия
- Статья 19. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников
- Статья 20. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью
- Статья 21. Ответственность за осуществление незаконной частной детективной и охранной деятельности
Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"С изменениями и дополнениями от:
21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г., 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 11 июня 2021 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Закону
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России
11 марта 1992 года
Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.
Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.
Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.
Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.
Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.
В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.
Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.
Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.
Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в "Российской газете" от 30 апреля 1992 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.
Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона
Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Читайте также: