Доклад на тему профилактическая работа с группами риска

Обновлено: 05.05.2024

Трудный подросток – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.

Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.

Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).

Шаг 4. Составить карту учащегося.

Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.

1. Каждому классному руководителю необходимо:

  • составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
  • вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями

Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.

Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

2. Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:

  • нарушение Устава школы;
  • систематическое невыполнение домашнего задания;
  • отказ от работы на уроке;
  • нарушение дисциплины на уроке;
  • прогулы учебных занятий;
  • драки, грубость, сквернословие;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков;
  • совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
  • совершение преступления;
  • систематическая порча государственного и личного имущества;
  • издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
  • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
  • совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

3. Постановка на учет возможна:

  • по заявлению классного руководителя;
  • по заявлению администрации школы;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

4. Предоставление документов для постановки на учет.

  1. Заявление классного руководителя
  2. Характеристика на учащегося
  3. Акт посещения на дому
  4. Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
  5. Выписка оценок за текущую четверть

Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.

Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.

Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.

На учащегося заводится учетная карточка.

5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.

Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.

Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.

Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.

Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.

6. Снятие учащегося с внутришкольного профилактического учета.

Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:

ВложениеРазмер
doklad.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цыбань Ирина Викторовна, социальный педагог

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей, прогнозирование развития личности ребенка, его поведения и проявлений. Первоначально классный руководитель, поскольку он лучше всех знает своих учеников, составляет социальный паспорт класса и предоставляет данные о подростках по следующим позициям:

  • Участие воспитанника в общественной жизни класса;
  • Приемлемые, позитивные качества личности;
  • Взаимоотношения со сверстниками;
  • Досуговые предпочтения;
  • Влияние семьи;
  • Имеют ли место конфликты в классе и их причины
  • Какая работа проводилась с подростком и насколько это результативно.

Из-за недостатка родительского внимания эти подростки, находясь дома на каникулах, в выходные дни, большую часть времени проводят на улице, и мир для них сужается до микросреды, которая негативно влияет на формирование и развитие их личности. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к правонарушениям. Поэтому сегодня, как никогда, актуальна проблема занятости детей в свободное время, организация их досуговой деятельности.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка.

На базе школы действуют объединения по интересам различной направленности: прикладного творчества, художественно-эстетического, краеведческие, спортивные. (Слайд 5).

Ежегодно педагогами, социально-психологической службой школы проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. (Слайд 6).

Участвуя в интегрированных мероприятиях совместно с учащимися других школ города и района, дети приобретают позитивный социальный опыт, получают новые впечатления, общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни, учатся решать конфликты, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. (Слайды 7,8).

Проводятся заседания Совета профилактики с приглашением обучающихся и родителей. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учеников, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей.

При необходимости социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН посещают семьи обучающихся. Так в этом учебном году с целью выяснения причины частых пропусков уроков посетили семьи воспитанников 6-9 классов. (Слайд 10).

Инспектор ГПДН МО МВД России постоянно проводит индивидуальные и коллективные профилактические беседы с воспитанниками, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за посещаемостью занятий в школе, досугом детей.

Сотрудничество с ответственным секретарём КДН и ЗП Льговского района позволяет проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями по вопросам профилактики негативных проявлений, воспитания подростков, особенностей детско-родительских отношений, организации свободного времени ребенка и т.д. У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения

Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций

Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.

Повысится грамотность и ответственность за свое поведение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие социального педагога,психолога, воспитателя имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей, прогнозирование развития личности ребенка, его поведения и проявлений. Первоначально воспитатель, поскольку он лучше всех знает своих воспитанников, составляет социальный паспорт группы и предоставляет данные о подростках по следующим позициям:

Участие воспитанника в общественной жизни детского дома;

Приемлемые, позитивные качества личности;

Взаимоотношения со сверстниками;

Имеют ли место конфликты в группе и их причины

Какая работа проводилась с подростком и насколько это результативно.

Из-за недостатка родительского внимания эти подростки, находясь дома на каникулах, в выходные дни, большую часть времени проводят на улице, и мир для них сужается до микросреды, которая негативно влияет на формирование и развитие их личности. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к правонарушениям. Поэтому сегодня, как никогда, актуальна проблема занятости детей в свободное время, организация их досуговой деятельности.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка.

На базе детского дома действуют объединения по интересам различной направленности: прикладного творчества, художественно-эстетического, спортивные.

Ежегодно воспитателями, проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

Участвуя в интегрированных мероприятиях совместно с учащимися школ города и района, дети приобретают позитивный социальный опыт, получают новые впечатления, общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни, учатся решать конфликты, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам.

Проводятся заседания Совета профилактики . Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учеников, выявляются причины и принимаются адекватные меры .

У подростков формируется адекватная самооценка, снижается потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения

Формируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций

Вырабатываются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.

Повышается грамотность и ответственность за свое поведение

Воспитателям активнее вовлекать обучающихся с девиантным поведением в кружки и внеклассные мероприятии.

Социальному педагогу своевременно сообщать о случаях уклонения несовершеннолетними от учебных занятий в ПДН, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

4 П РИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В ГРУППУ РИСКА Основной причиной являются сложные жизненные обстоятельства: o пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; o устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; o убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем; o жестокое обращение с детьми (побои); o побеги из дома, конфликты со сверстниками

9 Необходимо следить, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали - все фразы должны быть краткими и убедительными. Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они

10 Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных местах. Необходимо научить переживать огорчения без гнева и ругани. Во время индивидуальной работы надо дать понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни

16 Важно отслеживать формирование групп риска. К ним принадлежат дети, на кого снижено внимание родителей, кто прогуливает занятия, и отличается устойчивой не успешностью. Кроме того, важно контролировать детей переживших серьезные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению

19 Объяснить им, что на них просто зарабатывают, считают их безвольными и глупыми. Формировать самоконтроль необходимо начинать в раннем детстве. Так, в начальных классах можно использовать игры на компьютере. Например:

29 Давай, дружок, соберем домик по порядку. Я буду называть часть дома, а ты выбирай фигуру, подходящую по форме и цвету. Готов? Нажимай ПРОДОЛЖИТЬ

36 Запомни, как расположены детали пирамиды. Когда запомнишь нажимай ПРОДОЛЖИТЬ

37 Налетела вьюга и сломала пирамиду. Собери пирамиду, начиная снизу.

46 П РАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагировать соответственно (учитывайте интерес, возможности, уровень развития, состояние здоровья и настроения, особенности дефекта)

48 П РАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Улыбайтесь. Лицо Ваше должно быть живым. Излучайте теплоту, дружеское расположение в интонации и выражении лица. o Не проецируйте на ученика тревожность, взволнованность.

49 П РАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Используйте облегчающие реакции общения: Скажи мне сам, правильно ли ты. Тебе хочется знать, правильно ли ты. Ты не уверен, правильно ли. Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как. Похоже, ты хочешь, чтобы я сказала тебе, правильно ли. Ты опечален, и тебе хочется, чтобы.

51 Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни

54 При подготовке и проведении бесед, консультаций для родителей учитывался уровень их педагогической подготовки с дальнейшим включением их в активную деятельность по воспитанию детей. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Хорошо зарекомендовали себя индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации, родительские собрания на дому

55 Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

56 С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

57 З АСЕДАНИЕ 4 Тема: Педагогический аукцион проектов (презентация) Распространение инновационного опыта работы педагогов Участники: Все воспитатели Январь 2014


Annotation:

In this article the author reveals the concept of "risk" is the definition of "children at risk". The paper noted the category of teenagers caught in the "at risk" and the basic factors of their hits. The author refers to the different approaches that are used in work with these children. The stages of work with the family of a teenager who is in "at risk".

Ключевые слова:

Подростковый возраст; подросток; риск; дети группы риска; категории; факторы; подходы; социальная работа; социальный работник.

Keywords:

Adolescence; adolescent; risk; children at risk; category; factors; approaches; social work; social worker.

Подростковый возраст принято называть одним из самых трудных этапов в жизни. Данный период сложен тем, что подросток находится между двумя возрастными группами – группой взрослых и группой детей. Как отмечают многие психологи, данный возраст характеризуется повышенной возбудимостью, категоричностью, обострением собственного достоинства и.т.д. Именно в этот период особо остро сказываются влияние негативных внешних факторов на формирующуюся ещё психику, которые в некоторых случаях могут привести к психологическим отклонениям.

В первую очередь для лучшего понимания данной группы, следует раскрыть понятие риск.

К группе риска Лебедева С.С относит следующие категории детей и подростков:

дети и подростки с проблемами в развитии, в том числе имеющие резко выраженные психопатологические и неврологические отклонения;

дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных неблагоприятных обстоятельств;

дети из неблагополучных асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психической помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [4].

В качестве основных факторов риска принято выделять такие группы как:

Медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и т.п.). Состояния риска по здоровью возникают когда дети, внешне или внутренне высоко мотивированные к учению, не могут себе позволить защититься от чрезмерной для них нагрузки на поведенческом уровне. Они принимают её, работая в режиме сверхнапряжения. Последствия такой сверхнагрузки могут проявляться в сбое работы слабых систем организма.

Социально-экономические и социально-демографические(многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи переселенцев, мигрантов). Такие семьи, как правило, испытывают трудности материального, педагогического и психологического характера.

Социально-психологические (неправильное воспитание в семье; педагогически-некомпетентные, конфликтные семьи; отчуждение от социальной среды и др.). Среди стилей, оказывающих неблагоприятное влияние на ребёнка, наиболее часто встречаются: авторитарный стиль воспитания; воспитание по типу доминирующей гиперпротекции; гипоопека; воспитание в условиях повышенной моральной ответственности; неприятие, эмоциональное отвержение ребёнка, отстранённо-равнодушный, попустительский, непоследовательный стили воспитания.

Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, отсутствие мотивации к учению и т.п.) [3, с. 5].

Каждая причина попадания подростков в данную группу имеет свои подходы к разрешению данной проблемы.

Информационный подход: информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

Подход, основанный на альтернативности: организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Социально-профилактический подход: система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Медико-биологический подход: предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

Социально-педагогический подход: восстановление или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности

Однако во всех случаях главным является то, чтобы социальный работник испытывал искренний интерес к подопечному как к личности. При этом следует указать, что быть специалистом в данной сфере сложно, необходимо обладать сдержанностью, терпимостью, настойчивостью, коммуникативностью, эмпатийностью и.т.д., так как работа с подростками

Так как, по мнению Лебедевой С.С., изменить ребенка любого возраста будет чрезвычайно трудно, потому что он уже имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей, последствия разного вида депривации, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства [4].

Изучение и оценка всех возможных вариантов решения проблемы.

Оценка возможностей семьи в самостоятельном обращении за помощью.

Помощь в установлении контакта с учреждением (службой, организацией), в компетенции которого – решение проблемы:

информирование семьи об учреждении, его местонахождении, режиме работы, специалистах, к которым следует обратиться;

консультирование по формулированию запроса;

определение ожиданий семьи от рекомендуемого учреждения;

помощь в сборе и оформлении необходимых документов;

подготовка сопроводительного письма, в котором даётся краткое описание ситуации (какая помощь требуется, просьба о сотрудничестве и т.д. [3, с. 11].

Библиографический список:

Гулина М. А Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие / Т.А. Крылова, М.Л. Струкова. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.

Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 868 c.

Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г.В. Осипов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 488 с.

Читайте также: