Принципы службы в овд рф доклад
Обновлено: 04.05.2024
Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.
Порядок прохождения службы в органах внутренних дел
План курсовой работы
- 1.1. Понятие и сущность государственной службы в органах внутренних дел.
- 1.2. Порядок и условия прохождения государственной службы в Органах Внутренних Дел.
- 1.3. Правовые основы в органах внутренних дел.
- 2.1. Прием на службу в органы внутренних дел.
- 2.2. Прохождение государственной службы в органах внутренних дел.
- 2.3. Прекращение службы.
- 3.1. Социальная защита и права сотрудника Органов Внутренних Дел.
- 3.2. Поощрение и ответственность государственных служащих и сотрудников Органов Внутренних Дел.
Введение
Служба в органах внутренних дел– это напряженная, но важная и очень нужная людям работа, требующая мужества и отваги, выносливости и хорошей физической подготовки, умения логически мыслить и сопереживать, потому что цена этой работы – человеческая жизнь. Служба в МВД требует от сотрудника проявления самых лучших его качеств: честности, порядочности, желания и готовности прийти на помощь людям.
Служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, которые не относятся к должностям органов внутренних дел. Служба в органах внутренних дел имеет определенную специфику по сравнению с государственной гражданской и военной службой. Особенности службы в органах внутренних дел обусловлены теми задачами и функциями, которые стоят перед МВД России.
Полицейская профессия, появившись на свет в ответ на определенные общественные потребности, приняла на себя тяжелую и нередко опасную заботу о физическом и духовном благополучии человека, причем человека, зачастую преступившего закон.
Основное и бесценное богатство любой службы МВД – это ее сотрудники, каждый из которых противостоит на своем посту многообразным и весьма опасным противоправным проявлениям.
История МВД насчитывает бесчисленное количество примеров высокого профессионализма, героизма, мужества и благородства личного состава полицейских подразделений.
Сегодня основная задача органов внутренних дел состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, защите законных интересов. С целью эффективного выполнения указанных задач кадры ор-ганов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание уделяется личным качествам каждого из работ¬ников: моральным, уровнем общего и специального образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности, физическим данным. Вследствие этого государственная служба в органах внутренних дел должна быть урегулирована нормами права, проверенными наукой и практикой и при этом отвечать потребностям общества. Таким образом, актуальность вопроса правоохранительной службы в органах внутренних дел определяется необходимостью теоретического осмысления правовых и организационных основ государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных понятий государственной службы в органах внутренних дел, условий поступления на службу, порядка прохождения службы в органах внутренних дел, а также ее прекращения с учетом действующей нормативно-правовой базы.
- 1. Осветить особенности поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как элемент прохождения государственной правоохранительной службы;
- 2. Выявить организационные основы и принципы государственной службы и проблемы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел;
- 3. Проанализировать теоретические и практические проблемы реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при прохождении государственной службы в органах внутренних дел.
В качестве предмета исследования выступает организационно-правовая основа деятельности органов внутренних дел.
Действие документа (за исключением ч. 4 ст. 10, п. 21 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ст. 76) распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ).
Статья 4. Принципы службы в органах внутренних дел
2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также - сотрудник).
3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:
1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;
3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также - сотрудник).
3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:
1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;
3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
1) Государственная служба: состояние и понятие
2) Государственная служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации
3) Цели, функции государственной службы. Принципы государственной службы в ОВД РФ
4) Должности в органах внутренних дел
5) Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение органа внутренних дел
6) Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей
Прикрепленные файлы: 1 файл
Lektsia_1-3.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России)
Врио начальника кафедры
Дисциплина: Государственная служба в органах внутренних дел
Специальность: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность
Объем времени, отводимого на занятие 2 ч.
Вид лекции: академическая
Автор лекции _____________________Т.А. Малыхина
Обсуждена на заседании ПМС гражданско-правовых дисциплин
Познавательная: привить слушателям глубокие знания по вопросам понятия и сущности государственной службы как в целом, так и в органах внутренних дел. Определить основные цели и задачи, стоящие перед слушателями при изучении данной дисциплины. Познакомить слушателей с предметом и системой курса, с законодательством о государственной службе в органах внутренних дел, с задачами, функциями, принципами государственной службы в ОВД РФ
Развивающая: обучение умению думать и размышлять
Воспитательная: воспитание уважения к закону и своей профессии.
2. Основные вопросы
1) Государственная служба: состояние и понятие
2) Государственная служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации
3) Цели, функции государственной службы. Принципы государственной службы в ОВД РФ
4) Должности в органах внутренних дел
5) Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение органа внутренних дел
6) Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей
4. Рекомендуемая литература
5. Задание для самостоятельной работы
6. Учебное оборудование и ТСО
При характеристике настоящего и будущего социально-правового института государственной службы Российской Федерации нельзя обойтись, хотя бы в общей постановке, без метода ретроспективного анализа формирования государственной службы.
За все время ее существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе. Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хозяйственных услуг, а в осуществлении административных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций. В таком широком понимании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государственных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.). Не трудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой основной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян. При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государственно-бюджетных средств.
Наряду со столь широким пониманием государственной службы существовала ее трактовка в узком смысле. Государственной службой считалось не любое выполнение непроизводственных функций в той или иной государственной организации, а только деятельность людей, входящих в аппарат государственных органов, в состав администрации государственных предприятий и учреждений. Применительно к сфере государственного управления это означало, что государственная служба представляет собой деятельность административно- управленческого персонала государственных организаций, т.е. таких работников, которые являются непосредственными участниками в той или иной форме процесса реализации функций исполнительно - распорядительного (государственно- управленческого) характера. В порядке осуществления государственной службы в узком (управленческом) смысле происходит и руководство поведением государственных служащих в широком смысле (например, ректор вуза и его профессорско-преподавательский состав, заведующий поликлиникой и лечащие врачи).
1. Государственная служба: состояние и понятие
Государственная служба – вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт государственная служба – комплекс правовых норм, определяющих ее цели и задачи, правовое положение служащих, условия и порядок поступления на службу и ее прохождение, их ответственность, формы поощрения, порядок увольнения со службы.
Вторая концепция рассматривает государственную службу как профессию, которая предполагает определённый социальный статус и привилегии государственных служащих.
Служба как вид общественно полезной деятельности людей занимает особое место среди других её видов. Термин “служба” в литературе и практической деятельности имеет несколько значений и употребляется как вид деятельности человека, социально-правовой институт, система специальных органов государства, духовная деятельность и т.д. Служба - один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.
Деятельность людей как служебная проявляется в различных организациях, обладающих как государственными, так и негосударственными полномочиями. Специфика их труда состоит в следующем:
а) непосредственно материальных ценностей они не создают, но обеспечивают условия для их производства;
б) обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию;
в) воздействуют на людей, обслуживают их;
г) обычно заняты умственным трудом;
д) работают возмездно, получают заработную плату;
е) занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях3.
Российское законодательство пошло по второму пути.
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов);
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
1) государственная гражданская служба;
2) военная служба;
3) правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. В настоящее время данный вид службы регулируется Федеральным законом N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе, принятие которого все время откладывается).
В юридической литературе нет единства мнений о том, какие именно федеральные государственные органы осуществляют в настоящее время правоохранительные функции и, следовательно, в штатном расписании должны иметь должности правоохранительной службы.
Анализ действующего законодательства РФ показывает, что правоохранительные функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ и его Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерство юстиции РФ и подведомственная ему Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которого входит федеральная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба, прокуратура РФ (схема 1)4.
Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на подразделения правоохранительной службы.
Схема 1. Федеральные государственные органы, в которых осуществляется правоохранительная служба
Функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, согласно действующему законодательству РФ, осуществляют:
Министерство внутренних дел РФ
Федеральная миграционная служба
Федеральная служба безопасности РФ
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков
Министерство юстиции РФ
Министерство РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
В статье рассматриваются особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел, изучаются основные организационно-правовые принципы прохождения государственной службы в органах внутренних дел и особенности их реализации.
Ключевые слова: государственная служба, органы внутренних дел, организационно-правовые принципы, нормативная база, государственные служащие
В условиях постоянного совершенствования деятельности института государственной службы в целом, и органов внутренних дел в частности, крайне важным моментом является институализация основ государственной службы в России [4, c.94]. При этом необходимо учитывать, что органы внутренних дел обладают рядом специфических особенностей в силу своей деятельности, что отражается на формировании базовых принципов деятельности этой государственной структуры.
‒ правоохранительной службы, в основном это должности всевозможных подразделений полиции, которая и осуществляет правоохранительную деятельность;
‒ государственной гражданской — отдельные должности в органах внутренних дел, в основном эти должности относятся к руководящему составу в центральном аппарате МВД России (например, заместитель директора (начальника) департамента, референт, советник, специалист-эксперт), в территориальных органах перечень должностей гражданской службы значительно меньше (например, консультант, главный специалист-эксперт).
Существуют в органах внутренних дел и военная служба — в частности это бывшие внутренние войска, в настоящее время реформированные в Росгвардию, основной целью данного вида службы является охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и обеспечение территориальной целостности и обороны России [3, c.135]. Также у данной структуры существуют и другие задачи.
Организационно-правовые принципы прохождения государственной службы представляют собой основные руководящие положения, идеи, на которых базируется вся государственно-служебная деятельность, им отводится направляющая и руководящая роль.
При прохождении государственной службы в органах внутренних дел реализуются, прежде всего, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, к которым относятся:
‒ принцип федерализма, реализация которого подразумевает обеспечение единства системы государственной службы, а также соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и территориальными органами;
‒ принцип законности, реализация которого подразумевает безусловное следование нормам существующего законодательства в деятельности государственных служащих любого ранга и должности;
‒ принцип соблюдения приоритета прав и свобод человека и гражданина, реализация которого подразумевает обязательно признания, соблюдения и защиты;
‒ принцип равного доступа граждан к государственной службе, который реализуется посредством конкурсов на замещение отдельных должностей и беспристрастностью при отборе кандидатов;
‒ принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, который реализуется посредством законодательного закрепления единого подхода к организации государственной службы;
‒ принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы, который реализуется выстраиванием вертикали власти и построением тесных взаимосвязей между службами при выполнении единых задач;
‒ принцип открытости государственной службы и ее доступности для общественного контроля, который реализуется посредством объективного информирования общества о деятельности как государственных органов в целом, так и конкретных государственных служащих в частности;
‒ принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, который реализуется при помощи непрерывной профессиональной подготовки служащих и повышения их квалификации;
‒ принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, который реализуется как внедрением определенных мер защиты, так и установлением служебных регламентов.
В соответствии с данным законом определены специальные принципы построения и функционирования службы в органах внутренних дел:
‒ принцип единоначалия и субординации (подчиненности) на службе в органах внутренних дел, который реализуется выстраиванием вертикали власти во всех подразделениях;
‒ принцип обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел, который реализуется созданием возможностей для поступления и продвижения по службе государственных служащих вне зависимости от особенностей и обстоятельств, не связанных с их непосредственными должностными обязанностями (пол, национальность, отношение к религии и тому подобное);
Таким образом, служба в органах внутренних дел представляет собой одну из разновидностей государственной службы, которая строится как на общих принципах организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации, так и самостоятельных принципах, учитывающих специфику службы в органах внутренних дел. Также необходимо отметить, что нормативное выражение указанных принципов направлено на определение стабильности государственно-служебных отношений, что способствует эффективному становлению основных направлений государственно-служебной деятельности. Обязательность выполнения организационно-правовых принципов прохождения государственной службы в органах внутренних дел гарантирует их законодательное закрепление.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, орган, дело, Российская Федерация, организационно-правовой принцип прохождения, выстраивание вертикали власти, государственно-служебная деятельность, должность, законодательное закрепление, федеральная государственная служба.
Читайте также: