Президент рф структура и состав доклад

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрим характеристику и структуру института Президента РФ. Институт президентской власти отличается относительно короткой историей в развитии отечественной государственности. В условиях советской республики, которой Россия была в течение большей части XX века, подобный институт был органически чужероден.

В 1990 году был учрежден пост Президента СССР, чему способствовали значительные изменения в Конституции СССР. В России вопрос об учреждении данного института решался более проблематично. Так, Съезд народных депутатов РСФСР проголосовал против введения указанного института, также по инициативе одной трети депутатов было решено провести всероссийский референдум. Согласно результатам референдума в России и был учрежден института Президента. 12 июня 1991 года на прямых всенародных выборах был избран первый Президент РФ.

Институт президентской власти РФ имеет следующие ключевые характеристики:

– он избирается на всеобщих равных и прямых альтернативных выборах;

– его избирают сроком на шесть лет;

– им может быть избран лишь гражданин РФ, возрастом не моложе 35 лет, а также постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет;

– лицо не может занимать данную должность свыше двух сроков подряд;

– он выступает главой государства;

– он является гарантом Конституции РФ;

– он выступает Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

– в случае агрессии против РФ либо непосредственной угрозы агрессии он вправе вводить военное положение на территории России с незамедлительным информированием о данном факте обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации;

– принимает всесторонние меры по защите суверенитета, независимости и государственной целостности РФ;

– определяет основные направления внешней и внутренней политики;

– с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, а также утверждает структуру федеральных органов власти;

– назначает выборы в Государственную Думу, а также имеет право распустить её в определенных случаях и в порядке, который предусмотрен Конституцией России;

– вносит законопроекты в Государственную Думу, федеральные законы вступают в силу после их подписания Президентом РФ, он вправе наложить отлагательное вето на законопроекты парламента.

Рассмотрим особенности структуры института президентства в России.

Как и любой иной институт политической системы, президентство в России характеризуется сложной и разветвленной структурой.

К ключевым элементам структуры института президента относят:

– Администрацию Президента РФ (формирует Президент);

– Совет Безопасности (он формирует и возглавляет его);

– полномочных представителей Президента РФ (назначает их).

Главными функциям Администрации являются:

– обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности, консультативных и совещательных органов при Президенте, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти;

– подготовка, оформление и публикаций документов, которые подписываются главой государства;

– разработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ;

– подготовка рекомендаций, предложений и прогнозно-аналитических материалов по общей стратегии политики России;

– разработка мероприятий по разъяснению политики Президента РФ;

– организация и проведение государственной кадровой политики;

– осуществление президентского контроля над работой исполнительной власти и т.д.

Ключевой фигурой политического процесса в России выступает руководитель Администрации. Глава Администрации несет ответственность за прохождение законопроектов, указов и распоряжений Президента, он руководит деятельностью помощников и советников Президента, пресс-секретаря, начальников главных управлений и руководителей других подразделений Администрации, референтов, полномочных представителей.

Совет Безопасности России как элемент института Президента РФ является конституционным совещательным органом. Он осуществляет подготовку решений Президента России по вопросам:

– обеспечения национальной безопасности;

– организации обороны, военного строительства и оборонного производства;

– военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;

– связанным с защитой конституционного строя, независимости, суверенитета и территориальной целостности России;

– международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе выступает должностным лицом, которое представляет Президента в рамках соответствующего федерального округа.

К основным задачам полномочного представителя относят:

– организацию в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами госвласти ключевых направлений внешней и внутренней политики государства, которые определяет Президент;

– организацию контроля за порядком и качеством исполнения в федеральном округе решений федеральных органов госвласти;

– представление Президенту РФ регулярных докладов об уровне обеспечения национальной безопасности в соответствующем федеральном округе, а также о социально-политическом и экономическом положении в округе.

Таким образом, институт Президента РФ имеет непростую характеристику и структуры, в рамках которой выделяются различные его элементы.

Администрация Президента РФ – это государственный орган, он обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

Структура Администрации Президента РФ:

1) руководитель Администрации Президента РФ;

2) два заместителя руководителя Администрации Президента РФ;

3) помощники Президента РФ;

4) пресс-секретарь Президента РФ;

5) руководитель протокола Президента РФ;

6) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

7) советники Президента РФ;

8) полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ;

9) старшие референты;

10) референты Президента РФ;

11) иные должностные лица.

В структуру Администрации Президента РФ входят самостоятельные подразделения, которые в свою очередь подразделяются на департаменты.

Администрация Президента и ее структурные подразделения подчиняются непосредственно Президенту РФ и руководителю Администрации.

Аппарат Совета Безопасности РФ входит в состав Администрации Президента РФ и имеет статус Главного управления Президента РФ.

В целях обеспечения деятельности Президента РФ Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции:

- организацияподготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу ФС РФ в порядке законодательной инициативы.

- Подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой ФС РФ

Подготовка предложений:

О подписании Президентом РФ федеральных законов Либо об их отклонении

подготовка, согласование и представление Президенту РФ :

- проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ

- аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов

- обеспечение обнародованных федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ.

- для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ

- для его программных выступлений

Совета Безопасности РФ

Государственного совета РФ

Других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ

осуществление контроля за исполнением :

- федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина)

- указов, других решений Президента РФ

- подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ

- подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти

обеспечение взаимодействия Президента РФ :

- с политическими партиями

- общественными и религиозными объединениями

- организациями предпринимателей и торгово- промышленными палатами

- структурами гражданского общества

- государственными органами иностранных государств и их должностными лицами

- российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями

- международными и иностранными организациями

- содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам

обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий :

- по решению вопросов гражданства РФ

- осуществлению актов помилования

сбор, обработка и анализ информации о социально- экономических и политических процессах :

Администрация взаимодействует с СФ, ГД, Правительством, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, иными судами РФ, Ген.прокуратурой и др.гос.органами.

- подготавливает предложения Президенту по реализации гос.политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу.

Президент РФ (ч.1 ст.90 КРФ) издает указы и распоряжения , котор. по ч.2 ст.90 КРФ обязат-ны для исполнения на всей территории РФ.

Правовая природа этих актов : ч.3 ст. 90 КРФ определяет, что указы и распоряжения президента не должны противоречить КРФ и ФЗ. Это подзаконные акты.

Указы Президента делятся на 2 группы:

1) нормативные - указы Президента(ч.1 ст. 115)

2) ненормативные (Распоряжения) – в отношении отдельных лиц

В соответствии с постановление КС РФ (30.04.96) № 11.П: КС подтвердил право Президента восполнять существующие пробелы в законодательстве , но при определенных условиях:

1) Это должен быть действительно пробел (не мнимый или предполагаемый);

2) Указы Президента и в этом случае не должны противоречить КРФ и действ. ФКЗ, ФЗ, т.е. они не приобретают юридическую силу закона.

3) Указы носят временн. хар-р и действуют до принятия соответств. закона.

Официальное опубликование и вступление в силу актов Президента регулируется указом Президента РФ(23.05.96 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и н.п.а. федеральных органов исполнительной власти". Указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением актов Президента или отдельных их положений содержащих в себе сведения, составл. госуд. тайну или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием актов Президента считается публикование их текста в -РГ

- тексты актов Президента, распространяемые в машинно-читаемом виде научно-техн. Центром прав. информации "система". Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания.

Акты Президента вступают в юридическую силу по истечении 7 дней после дня их 1-го официального опубликования. Это правило распростран-ся на акты Пр-та носящие нормативный характер, иные акты (ненормативные акты, а также содержащие в себе сведения, составляющие госуд. тайну или сведения конфиденциального характера), вступают в силу со дня их подписания Президентом РФ.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.

ФС является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Постояннодействующий.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

Конституционно-правовой статус ФС - оформленное в КРФ и иных к.п.а. правовые положения ФС, характеризующие природу данного органа гос. власти, его место в системе органов гос. власти и политической системе РФ, а также права и обязанности (компетенцию) данного органа гос. власти, процедуры их реализации и акты, принимаемые при данной реализации.

Палаты имет различную исключительную компетенцию, а на законодательном уровне палатам отводится различное место.

Заседают они раздельно и лишь в исключительных случаях собираются совместно (ч.3 ст. 100КРФ : палаты собираются совместно для заслушивания посланий Пр-та, КС и выступлений руководителей иностранных государств).

Палаты самостоятельно определяют свое внутреннее устройство, руководящий орган.

Функции ФС (основные направления деятельности)

1) Предствительная (ст. 94 КРФ):

-представительство интересов всего многонационального народа России. Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ.

2) Законодательная (ст. 94 КРФ)

- ФС является федеральным органом госуд власти, имеющее право принимать ФЗ (законы о поправках К, ФкЗ, ФЗ)

1) по вопросам искл. Ведения РФ

2) по вопросам совм. Ведения РФ и ее субъектов

3) по вопросам искл. Ведения суб-тов РФ (пробелы)

3) Контрольная функция

1) Контроль за исполнением ветвью власти в след. Формах:

а) ГД вправе выразить недоверие Правительству РФ (ч. 3,4.4 ст. 117 КРФ)

б) дача согласия Президенту РФ в назначении председателя правительства (111КРФ).

В) контроль осуществляется путем заслушивания отчета правительства об исполнении фед. Бюджета.

2) Контроль за деятельностью Президента РФ

Ряд указов Пр-та требует обязательного утверждения в Совете Федерации (указ Пр-та о введении военного чрезвычайного положения) -ст. 102 КРФ.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов.

Ч.1 ст.97 КРФ: депутатом ГД может быть избран гр-н РФ не моложе 21 года, имеющий право участвовать в выборах.

Порядок избр. Депутатов:

В едином федеральному изб. округу из числа кандидатов, выдвинутых политическ. партиями в составе списка кандидатов на основе пропорцион. изб. системы.

Выборы деп. ГДФС назнач-ся президентом РФ (указом) не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. День голосования- 1-е воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок на котор. была избрана ГД предыдущего созыва. Если Пр-нт РФ не назначит выборы, их должна назначить ЦИК на этот же день.

Если ГД распускается Пр-ом, он должен одновременно назначить и ее досрочные выборы. Днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекает 3 месяца со дня роспуска ГД.

Право выдвигать кандидатов в ГД ФС обладают политические партии, они выдвигают список кандидатов.

1) собранных в поддержку списка канд. подписей (необходимо собрать 200.000 подписей, причем на один субъект РФ, на гр-н РФ за ее пределами должно приходиться не более 10.000 подписей избирателей.

2)на основании факта внесения избирательного залога на спец. счет избир. ком. Размер изб. залога -15% от предельной суммы всех расходов из избират. фонда политической партии.

Избирательный залог не подлежит возврату в партию, если она набрала менее 7% голосов избирателей, либо не была допущена к выборам.

К распределению депут-х мандатов допускаются списки, котор. получили 7 и более % голосов избирателей, принявших участие.

Это должно быть не менее 2-х списков

В совокупности за них должно проголосовать более 60% голосов избирателей.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Кандидатуры представителя от зак-ого пред. Органа в СФ вправе предлагать:

- Председатель зак-го пред-го органа

- Председатель палат (если зак. орган 2-х палатн)

- Группа депутатов, численностью не менее 1/3 от ОЧД зак-го пред-го органа гос. власти субъекта федерации.

Член СФ, пред-ль отгос.вл. назначается:

- Главой субъекта федерации, или

- Руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации на срок его полномочий.

Решение о назначении Председателя вступает в силу если на 1-ом или внеочередном заседании зак. пред-го органа субъекта Федерации, большинство не менее 2/3 от ОЧД зак. пред. органа не проголосуют против назначения данной кандидатуры Представителем гос. органом исп. власти субъекта Федерации.

Гост

ГОСТ

Характеристика Администрации Президента

Администрация Президента, как закреплено в Конституции России, формируется для реализации полномочий Президента в управлении страной.

Администрация президента РФ – это государственный орган России обеспечивающий деятельность президента и осуществляющий контрольные мероприятия в сфере исполнения его поручений и решений.

  • Реализация полномочий главы российской Федерации;
  • Контроль за исполнением Президентских решений и указов;
  • Предложения по охране государственного суверенитета и содействие Президенту в определении основных приоритетных направлений деятельности государства;
  • Разработка общей политической стратегии и организация общенациональных проектов; Решение кадровых административных вопросов и награждение государственными наградами выдающихся трудовых деятелей;
  • Решение вопросов в сфере прав и свобод граждан России и иные цели.

Администрация Президента работает в Москве, в нескольких зданиях на территории Кремля, на Старой площади и улице Ильинка.

Структура Администрации Президента

В состав Администрации входят:

  • Руководитель Администрации;
  • Первый заместитель Руководителя;
  • Второй заместитель Руководителя;
  • Помощники Президента;
  • Пресс-секретарь Президента;
  • Руководитель протокола Президента;
  • Представители Президента;
  • Советники Совета Федерации;
  • Референты и иные лица.

Руководитель Администрации и помощники подчиняются Президенту РФ. Руководитель Администрации координирует деятельность помощников, делегирует полномочия в сфере управления. Заместители руководителя, помощники Президента осуществляют формирование штата и кадровые назначения, решают иные организационные вопросы. В случае отсутствия Президента РФ, временно исполняющими его обязанности назначаются Заместитель руководителя и помощник Администрации Президента. Подразделения Президентской администрации включают региональные департаменты, численность которых курируется и утверждается лично Президентом РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Департаменты Администрации РФ:

  • Аппарат Совета Безопасности;
  • Представительный аппарат на правах правления;
  • Канцелярия Президента;
  • Контрольное управление;
  • Управления по внешней, внутренней и кадровой политике;
  • Управления государственной службы, конституционного строя, информационного обеспечения;
  • Референтура и секретариат Президента РФ;
  • Протокольное и экспертное управления.

Функции Администрации Президента

  • Подготовка законопроектов в Государственную Думу;
  • Рассмотрение и утверждение проектов заключений на уже принятые законодательные акты;
  • Рассмотрение предложений о подписании или отклонении законов;
  • Согласование и передача Президенту проектов распоряжений, постановлений и аналитических справок и прочих документов необходимых Президенту в реализации своих полномочий;
  • Обнародование законопроектов, издание указов и иных документов подписанных лично Президентом РФ;
  • Сбор и группировка материалов ежегодного послания Президента;
  • Обеспечение и контроль деятельности Совета Безопасности РФ;
  • Взаимодействие с политическими партиями и общественными организациями;
  • Анализ и обработка политической и международной информации, обращений граждан страны.

При реализации выше перечисленных функций, Администрация Президента взаимодействует с Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России и судами высших инстанций.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Цель - определить конституционный статус президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1. История Президентства РФ……………………………………………..
4
2. Правовой статус………………………………………………………….
6
3. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ……….………
7
4. Основные функции Президента РФ ……………………………………
10
5. Полномочия Президента РФ………………………………………….…
5.1. Полномочия Президента России по ветвям власти…………………
5.2. Иные полномочия………………………………………………………
14
6. Подчинённые органы Президента РФ………………………………….
18
7. Символика Президента Российской Федерации……………………….
20
Заключение…………………………………………………………………..
22
Список литературы………………………………………………………….
23

Работа состоит из 1 файл

Президент Российской Федерации (правоведение)1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТРУДОВОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Реферат по правоведению

Белгород, 2013
Содержание

1. История Президентства РФ……………………………………………..

3. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ……….………

4. Основные функции Президента РФ ……………………………………

5. Полномочия Президента РФ…………………………………………. …

5.1. Полномочия Президента России по ветвям власти…………………

6. Подчинённые органы Президента РФ………………………… ……….

7. Символика Президента Российской Федерации……………………….

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Цель - определить конституционный статус президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.

Конституция обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности. Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. Критически оценивая качество многих федеральных законов, нельзя упускать из виду главное – без них невозможно движение России вперед.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- рассмотреть статус Президента РФ, его роль, как главы государства;

- изучить и проанализировать его полномочия как высшего представителя;

- узнать о порядке избрания и прекращения полномочий Президента.

Актуальность темы в необходимости Президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

1. История Президентства РФ

Пост Президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) создан 24 апреля 1991 года как пост высшего должностного лица и главы исполнительной власти одной из союзных республик СССР — РСФСР — на основе волеизъявления народа, выраженного на референдуме 17 марта 1991 года.

После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Конституции России 1978 года определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, а не Президента. Во многом он зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и Президиумом Верховного Совета РСФСР. Желание усиления исполнительной власти и другие факторы привели к Конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Верховного Совета России и установлению режима личной власти Президента России в конце 1993 года.

Конституция Российской Федерации 1993 года определила новый, действующий и поныне, правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Правовой статус

Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения Президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

3. Избрание и прекращение полномочий Президента РФ

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 заключительных и переходных положений Конституции Президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Это может иметь место в трех следующих случаях:

а) в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению;

б) в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

в) в случае отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права распустить Государственную Думу, назначить референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 92).

Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность принудительного отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания и порядок. Это может иметь место только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. По инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным (ст. 93).

4. Основные функции Президента РФ

Основные функции Президента как главы государства определены Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.

Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.

Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и представлять законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих. ), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Читайте также: