Коррупция в мировом масштабе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Мировая экономика ежегодно теряет около 2,6 трлн. долларов.

Что такое коррупция

Понятие обычно используют в отношении должностных лиц, которые злоупотребляют властными полномочиями с целью получения личной выгоды. Такие действия обычно противоречат требованиям законодательства и моральным устоям.

Признак коррупции — конфликт между действиями чиновника и интересами страны. Коррупция имеет много общего с мошенничеством. Ее можно отнести к преступлениям против государственной власти. Подобное преступление может совершить любое должностное лицо (чиновник, сотрудник полиции).

В качестве стимула к коррупции выступает возможность получения выгоды. Сдерживающим фактором является угроза разоблачения и привлечение к ответственности.

Коррупция наносит серьезный ущерб экономике государства и подрывает доверие граждан к органам государственной власти. Во многих странах мира подобные преступления уголовно наказуемы.

Почему возникает коррупция в мире

Государство, как основной работодатель чиновников и должностных лиц, наделяет своих подчиненных властными полномочиями. Как следствие, они могут принимать решения, которые затрагивают конкурирующие интересы физических и юридических лиц. Именно здесь и зарождается коррупция. Так как возникает конфликт интересов.

Отсутствие дискреционной власти исключает коррупцию. Однако один человек или группа людей не может самостоятельно реализовать государственную политику. Для этого нужны администраторы. Государство передает им часть властных полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач. Одновременно разрабатываются правила поведения для должностных лиц. А также осуществляется надзор над их деятельностью.

В результате возникают новые проблемы. Внешние условия изменяются быстрее, чем инструкции. Чиновники часто вынуждены действовать по своему усмотрению. Иначе несоответствие правовых норм жизненным реалиям может полностью остановить работу. Однако госслужащий может начать руководствоваться личными интересами.

Надзор со стороны государства требует больших затрат. Кроме того, жесткий контроль бьет по качеству управления и приводит к оттоку творчески мыслящего персонала.

Возможность для коррупции скрыта в самом принципе управления. Остается только запустить спусковой механизм. Толчком к совершению преступления обычно является преобладание экономической выгоды над риском.

Проблема коррупции многократно повторяется в государственных учреждениях. Поскольку чиновники высшего ранга назначают своих подчиненных.

Развитию коррупции способствуют следующие обстоятельства:

  1. Двусмысленные законы.
  2. Незнание законодательства населением.
  3. Нестабильная политическая ситуация в государстве.
  4. Отсутствие действенных механизмов коммуникации между институтами власти.
  5. Зависимость работы государственных учреждений от политики правящей элиты.
  6. Некомпетентность бюрократического аппарата.
  7. Политическое покровительство.
  8. Отсутствие единства в органах власти.

Возможные причины коррупции:

Статистика уровня коррупции по годам

ТОП-10 стран по уровню коррупции:

Страна Самый высокий показатель Страна Самый низкий показатель
2016 2017 2018 2016 2017 2018
Дания 91 90 89 Йемен 17 16 17
Новая Зеландия 91 90 88 КНДР 17
Финляндия 90 89 85 Сирия 16 14 17
Швеция 87 85 85 Палестина 8 12 17
Швейцария 86 86 85 Сомали 12 14 16
Сингапур 89 88 84 Йемен 18 14 16
Норвегия 85 84 84 Афганистан 11 15 15
Нидерланды 87 83 82 Сирия 18 13 14
Канада 83 82 82 Самоа 15 11 12
Люксембург 81 81 82 Южный Судан 8 10 9

Россия занимает 136 место. Показатель РФ упал с 35 (2016) до 29 баллов (2018).

Самые коррупционные страны: Сирия, Самоа и Южный Судан. Наименьшие показатели в Дании, Новой Зеландии и Финляндии.

Коррупция в России по годам

Количество случаев коррупции растет второй год подряд. В 2019 году было зафиксировано 30,5 тыс. преступлений. Сумма ущерба составила 55, млрд. руб. Активность преступных групп выросла на 17%. Количество случаев отказа увеличилось на 74%. Объемы изъятого у чиновников имущества превысили сумму в 20 млрд. руб. Всего за год показатель вырос больше чем в 70 раз.

Данные о численности коррупционных преступлений в России за 2020 год пока не доступны. Однако прирост может составить до 4%.

Изменение индекса восприятия коррупции:

Год Баллы Место
2012 28 133
2015 29 119
2019 28 137

Примечание. Оценивание по 100-балльной шкале началось с 2012 года. Всего в рейтинге участвует 198 государств.

Колебания в рейтинге частично вызваны добавлением или исключением стран из индекса. Кроме того, системное противодействие коррупции в России подменялось отдельными уголовными делами. Тогда как известные антикоррупционные инструменты в стране не совершенствовались. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупционные преступления также не ратифицирована РФ.

Статистика коррупции в мире и России

Статистика коррупции по регионам

Средний коэффициент коррупционных преступлений в РФ в 2020 году – 21,1 на 100 тыс. населения. В 2019 году показатель был на уровне 20,8.

корупция

Многие соглашаются, что если заменять проворовавшихся чиновников честными, ничего хорошего не получится. Новые тоже быстро научатся воровать.
Коррупция — свойство среды, а не отдельной личности. Кажется, что такое суждение приводит в тупик, то есть к осуждению коррупции, на том и конец. Но это не так. Американский социолог Джеймс Коулман (1926—1995) одним из первых активно внедрял математические методы в социологии. Поначалу он занимался исследованием подростковой преступности и, в особенности, формированием и деятельностью уличных банд. И нужно было обладать большим научным кругозором, чтобы слить в единой методике изучение деятельности и кучки хулиганов, и окружения губернатора.

Локальная субкультура — особая система ценностей и норм поведения, принятая в локальных сообществах и не воспринимаемая в окружающей этот локус среде. Преступность белых воротничков — вид преступности, который уникален для тех, кто занимает руководящее положение в государственных и частных организациях и связан только с их полномочиями и возможностями.

Экспериментами установлено, что для уменьшения коррупции необходимо не столько преследовать отдельных коррупционеров, сколько уменьшать возможности, которые коррупции способствуют.

Однако, подходя к делу творчески, криминал вполне может изобрести нечто, не включенное в список.

В начале века Счетная палата РФ создала Институт системного анализа, одной из задач которого была проверка новых федеральных законов и постановлений правительства на коррупциогенность. Исследования института показали, что практически в каждом нормативном акте федерального уровня есть лазейка для коррупции.

Коррупция в мировом масштабе

В отдельно взятой стране коррупцию регулируют государственные законы. На международном уровне 1.11.2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции, к которой присоединилось большинство стран мира. Она обязывает присоединившиеся к ней страны объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. С 2003 г. ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Согласно Конвенции, каждую страну на предмет борьбы с коррупцией проверяют в течение пяти лет две страны, отбираемые случайным образом, но с учетом региона и близости правовой системы. Россию в настоящее время проверяют две страны, ушедшие от коррупции вряд ли дальше, чем наша страна: Албания и Зимбабве 1 . Основная часть проверок касается коррупциогенности принимаемых в стране нормативных актов.

Все эти перекрестные межстрановые проверки сопровождаются научными исследованиями по всему миру 2 .

Конфликт интересов

В нашей стране практически не замечают того вида коррупции, который во многих странах считается наиболее опасным. Допустим, человек поработал в некоторой коммерческой структуре и был там не на последних ролях. Его компания имела деловые контакты с государственными или муниципальными структурами. Скажем, оказывала коммунальные услуги городу. Потом он перешел на службу в муниципалитет и представляет теперь интересы партнера. Такая ситуация в мировой юридической практике называется конфликтом интересов. Сам по себе конфликт интересов не относится к случаям коррупции, но может к ним привести.

Таким образом, формально конфликт интересов в нашем законодательстве присутствует, а если присмотреться, то его нет. Кое-кому кое-где приходится заполнять декларации о конфликте интересов, но законодательством фактически созданы идеальные условия для коррупции.

В Евросоюзе дело поставлено иначе. Существуют стандартные процедуры для уменьшения конфликта интересов или риска его возникновения. Например, принимается человеком обязательство самоотвода, работают независимые комиссии по проблеме и т. д.

Двери, которые вращаются

В России к этому относятся проще. В мире такие переходы жестко регламентируются. Согласно же нашему законодательству нужно лишь в течение двух лет после ухода с руководящей работы на государственной службе уведомлять орган, где ты работал, о своем новом месте работы 7 .

Легализованная коррупция

В современной России основное направление легализованной коррупции — назначение руководителями организаций себе самим высоких зарплат. Эта практика считается допустимой и регулируется только моральными соображениями. Устранить разрыв в зарплате, скажем, между рядовыми преподавателями университета и ректором при действующем законодательстве практически невозможно. Должны быть не просто приняты новые законы, но и создана обстановка нетерпимости к таким видам легализованной коррупции.

Предмет исследования — склонность к коррупции

Исследования предрасположенности или склонности к коррупции связываются в настоящее время с работами нобелевского лауреата по экономике 2009 г. Элинор Остром 8 . Проводя и другие исследования, она много лет работала на дорожную полицию штата Индиана, отрабатывая методику опросов поступающих туда на службу, а также регулярного тестирования уже работающих полицейских. Методика практически используется во многих штатах США, с ее помощью выявляются моральные принципы, какими руководствуется кандидат в дорожные полицейские или на другие должности, где высока вероятность коррупции.


Как социальное явление коррупция имеет многовековую историю. Она присуща всем государствам и появилась одновременно с появлением государства, хотя проявлялась в разных формах. Это сложный социальный феномен, и начало его восходит к обычаю делать ритуальные жертвы и при этом дарить подарки жрецам и вождям, чтобы добиться их расположения и поддержки в решении проблем просителя.

То есть на жрецов и вождей проецируются отношения к богам, и это суть цивилизации. Традиции, которой много десятков тысяч лет. Столько, сколько существует человечество, ибо Модерну всего около двухсот лет, и только в рамках Модерна отношение к подношениям как ко греху (и потом к коррупции) возникло и сложилось в комплекс моральных императивов.

По мере вытеснения патриархальных отношений Модерном в мир ислама вторгается и отношение к подношениям как к коррупции. То, что происходит сейчас в мире ислама в отношении к Модерну, в России произошло во времена Петра I, с той лишь разницей, что Модерн в мир ислама впрыскивается постепенно, не ломая сложившийся уклад об колено. Модернизация, то есть вестернизация мира ислама, растянута на несколько поколений, имеет приливы и отливы, но как тенденция она продолжается и течёт без остановки.

Ислам включается в цивилизацию Модерна через приобщение к пользованию техническими достижениями, и это влечёт диффузную трансформацию многих традиционных установок, смешивающихся с установками Модерна. Но полностью отгородиться от Модерна уже невозможно никому. Через три-четыре поколения мир ислама будет отличаться от нынешнего. Неизбежно будет трансформироваться и отношение к коррупции. Из культурной нормы она всё больше будет считаться преступлением.

Политическое определение коррупции дал Аристотель, назвав её признаком тирании. Это неожиданная для нас параллель — и весьма точная. Коррупция сейчас действительно превратилась в разновидность тирании, ибо третирует всё общество. Тиранию Аристотель описывал как испорченную коррупцией форму монархии.

Нынешние словари определяют коррупцию как подкуп, взятки, продажность должностных лиц и политических деятелей. Коррупция является признаком разложения экономической и политической системы в государстве. Но первая коррупция появилась с первым чиновником — и, видимо, умрёт с последним чиновником последнего государства. Но пока есть государство, будет и коррупция. Пока живо тело, живы и вирусы. Проблема в уровне иммунитета.

Модерн приспособил демократию к государству, и при всей её ущербности в этом главная заслуга Модерна. Государство борется с коррупцией через антикоррупционное законодательство. Но слабое место этой борьбы в том, что само законотворчество может стать криминальным. Тут криминальное законотворчество становится уже не проявлением ошибок и некомпетентности законодателей, а именно захватом государства и формированием карманных правотворческих структур. Это будет нарушением баланса правотворческих интересов.

В случае такого захвата государства активизируется коррупционное законотворчество, когда легальные, узаконенные правовые нормы могут быть коррупционными, то есть провоцирующими коррупционные поступки. Апофеозом такого криминального государства являются США, где вся политическая система сформирована захватившими государство со всеми его институтами группой частных лиц — владельцев ФРС.

В США не существует ни малейшей области, где не действовали бы нормы, изданные карманными структурами этой группы. Узаконенная коррупция в виде легального лоббизма — это вершина коррупционной сути политической системы США.

Профессор Цюрихского университета Джордан Баллор, анализируя проблему американского государственного долга, назвал эту проблему цивилизационным кризисом США, в основе которого лежит коррупция, оформленная в целом комплексе сложных правовых процедур, но от этого не меняющая своей сути.

Вторым по криминальности государством является Британия, где значительная часть государственной элиты отметилась в деле наркоторговли. Англо-американская элита поддерживает в мире систему политического крышевания наркоторговли и отмывки наркотических денег через мировую банковскую систему. Без контроля за законотворчеством, спецслужбами, СМИ и партиями это было бы невозможно.

Ярчайшим примером карманного криминального законотворчества является современная Украина, сама являющаяся карманным государством другого криминального государства — США. На Украине захват государства коррумпированными структурами и коррупционного криминального законотворчества оформлен в самом чистом виде на территории бывшего СССР.

В России криминально-коррупционный захват государства в период краха СССР был колоссальной силы, и очаги коррупционного законотворчества всегда стремились разрастись в правовой и политической системах. Сильнейший внутренней борьбой этому удаётся противостоять, не вызывая всеобщего кризиса управления, однако проблема коррупции, хотя и в меньших границах, чем в США, Британии и на Украине, в России существует и является центральной темой российского общества.

Отличие политической системы России от тех, что существуют в США в том, что в России нет господства одной группы, сумевшей полностью захватить государство, и существуют другие группы, противостоящие тем, которые к такому захват стремятся. Есть также группы, не состоящие в рамках контура законотворчества и борющиеся за проникновение в этот контур.

Все без исключения эти группы, как во власти, так и в оппозиции, могут быть поражены коррупцией, однако, нейтрализуя друг друга, они не позволяют состояться криминальному захвату государства. Всем очевидно усиление именно вертикальной коррупции в России, много громких имён всё чаще появляется в СМИ по этой причине.

Именно поэтому государство, никогда не побеждая коррупцию полностью, в состоянии проводить антикоррупционную борьбу, предотвращая захват государства в целом и сводя коррупцию на горизонтальный уровень локальных эпизодов, снижая уровень вертикальной коррупционности системы в целом.

Именно потому общество мгновенно отозвалось на дело сенатора Арашукова. Это очень чёткий внутриэлитный сигнал о том, что антикоррупционная борьба будет постепенно усиливаться и становиться длительным стратегическим приоритетом.

Безнравственная основа корыстных действий коррумпированных властных субъектов порождает общественную активность на противодействие такой модели поведения. Гражданское общество проходит мобилизацию и консолидацию в процессе воздействия на управленческие структуры. Коррупция — это не только среда обитания аппарата управления, это индикатор общественного нравственного здоровья. Чем выше коррупция, тем хуже это здоровье.

Отношение к коррупции — это особый тип общественного сознания, снисходительного к тому, что способно ускорить процесс принятия нужного решения, сыграть роль смазки, эффективной, и потому неизбежной. Уровень коррупции достиг уровня, угрожающего национальной безопасности.

Структурой коррупции согласно нормам российского законодательства являются: взяточничество (ядро), лоббизм, протекционизм, взносы на политические цели, переход политических лидеров и госчиновников на должности почётных председателей банков и корпораций, инвестирование частного бизнеса из госбюджета, перевод госимущества в форму АО, подлог, фальсификация, перепродажа госресурсов и льготных централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов, захваты акций, находящихся в федеральной собственности, покупка голосов накануне выборов, защита и покрывательство (крышевание), лжесвидетельство.

Причины коррупции: монополия власти госчиновников, отсутствие открытости, подконтрольности и подотчётности, экономический упадок и политическая нестабильность, несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость гражданского общества, оторванность от власти, неукоренённость демократических традиций, неразвитость правового сознания населения, неспособность людей использовать имеющиеся условия демократии.

Сюда же относится недобросовестная конкуренция, политически обусловленная система двойных стандартов, недостатки в защите прав собственности, недостатки в системе подготовки грамотных управленцев, недостаточная прозрачность финансирования партий и общественных организаций.

Сферы проявления коррупции: акты о приватизации госсобственности, исполнение бюджета и распределение бюджетных средств, банковская сфера, лоббизм в парламентах, правоохранительные органы и экономическая преступность, система ЖКХ, таможня, призыв на военную службу, здравоохранение, образование, контрольно-надзорная деятельность, разрешительная и лицензионная сфера.

Отдельно выделяют: кумовство и фаворитизм (назначение на посты и должности родственников и друзей), продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов), принятие подарков для ускорения решения проблем, злоупотребление властью (в том числе запугивание, пытки), манипуляция регулированием (фальсификация выборов, административный ресурс, принятие решений в пользу одной группы или человека).

Электоральные нарушения (подкуп голосов) и клиентизм (или патернализм) как предоставление материальных услуг в обмен на поддержку) так же относятся к сфере коррупции.

Всё, что было возможно сделать на горизонтальном уровне — сделано. Всё, что не сделано, касается смыкания горизонтальной коррупции с вертикальной. И вот наступил этап борьбы с вертикальной коррупцией. Эта возможность возникла потому, что верхушечная коррупция тесно смыкается с внешней поддержкой, а в период конфликта России и Запада эта поддержка обернулась западнёй. Безвыходность положения верхнего эшелона коррупции позволила власти начать наступление на этот эшелон коррупции.

Российская государственная машина, как и всякая другая, медленно разворачивается, но остановить её невозможно. Борьба с системной коррупцией приобретает системные свойства. Чем сильнее эта борьба, тем выше доверие граждан к государству. И едва оно начинает всерьёз бороться с коррупцией, немедленно власть упрочивает свои позиции. Поэтому борьба с коррупцией не ослабляет политическую систему, а усиливает её, добавляет ей легитимности. Легитимность коррупционной власти очень слаба и не может обходиться без незаконных средств воздействия.

Однако борьба с коррупцией — не дело лишь одной власти. Без изменения отношения к бытовой коррупции все усилия власти по искоренению коррупции верхушечной пропадут зря. Массовое сознание должно быть готово не только отвергнуть мелкие взятки на уровне быта, но и быть готовым открыто обсуждать все тёмные сферы общественных отношений, понимая, что без этого болезнь коррупции не вылечить.

Полностью она никогда не уйдёт, а вот загнать её в глубокое подполье общество в состоянии. Без этого никакое экономическое и нравственное здоровье страны невозможно. Одними репрессиями от коррупции не спастись. Здоровая экономика — это, прежде всего, здоровая нравственность. А лечить нравственность всегда нужно начинать с самого себя. Другого способа спасти нашу русскую цивилизацию нет.


Коррупция была и остается одной из самых острых проблем современной России и серьезным препятствием на пути развития страны. Она, несомненно, наносит ущерб росту экономики и социальной стабильности страны, значительно уменьшая поступления в бюджеты различных уровней, вытесняя с рынка честных конкурентов и снижая степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур. Обычно под коррупцией понимают превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали.

Коррупция является широкомасштабной проблемой, которая касается каждого из нас, потому как это одна из причин снижения уровня жизни населения. Она оказывает воздействие на нас, даже если мы не сталкиваемся с ней напрямую. Отдельные члены общества обогащаются за счет средств, которые могли бы быть направлены в такие важные сферы, как образование, здравоохранение, инфраструктура, экономика. Они ставят свои интересы превыше общественных, требуют деньги за услуги, которые должны выполнять бесплатно. Данное отрицательное явление препятствует развитию бизнеса, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение богатства страны и замедление роста ВВП. Группы людей, имеющие в своем распоряжении деньги и связи, могут влиять на изменение законодательства, преследуя личные интересы. Все это усиливает неравенство между слоями населения, усугубляет бедность и подрывает доверие граждан к сложившейся системе взаимоотношений, что в конечном итоге способно привести к массовым волнениям, протестам и даже к гражданской войне.

Для оценки уровня восприятия коррупция аналитиками и бизнесменами используется специальный индекс, рассчитанный на основе данных, полученных от независимых источников, и исчисляемый международной неправительственной организацией Transparency International, [1]. Это интегрированный показатель, ранжирующий страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Однако стоит отметить, что измерить степень коррупции крайне затруднительно ввиду сложного поиска информации и оценки ее достоверности. Тем не менее рейтинг, составленный на основе индекса восприятия коррупции, позволяет получить приближенное значение уровня коррумпированности в стране.

По итогам 2013 года рейтинг охватывал 177 стран, в число которых входила и Россия. К первой десятке, то есть странам с наименьшим уровнем коррупции, относятся Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада. Индекс восприятия коррупции варьируется в этих странах от 81 до 91. Наиболее коррумпированными странами являются Афганистан, Северная Корея, Сомали, аналогичный показатель для этих стран находится на уровне 8. Россия с уровнем восприятия коррупции 28 находится на 127 месте, разделяя его с Азербайджаном, Ливаном, Мадагаскаром и Пакистаном, [2]. Динамика индекса России представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Значение индекса восприятия коррупции в России с 2000 по 2013 гг.


Такой высокий показатель отрицательно влияет на имидж страны и инвестиционную привлекательность, которыми руководствуются иностранные партнеры, принимая решения о вложения средств. В конце 2012 года были проведены исследования Economist Intilligence Unit, [3], результаты которых показали, что одним из основных препятствий для сотрудничества иностранных компаний с российскими является коррупция — 28 % респондентов высказали настороженность по поводу данной проблемы.

Рост коррупции обусловлен сознанием низкой вероятности разоблачения преступных деяний, недостаточной подотчетностью и размытостью законодательных норм. Кроме того, коррупцию подпитывает низкий уровень доходов отдельных категорий населения, отсутствие возможности достижения своих целей честным путем, то есть у людей исчезает мотивация действовать в рамках закона. К примеру, официальная заработная плата медицинских работников и педагогов находится на несоответствующем уровне, что побуждает их брать взятки для обеспечения должного материального благосостояния.

Для снижения уровня коррупции России необходимо перенимать опыт стран, лидирующих в списке антикоррумпированных государств. Евросоюз предпринимал попытки ответить на вопрос, почему Дания занимает первое место по показателю честности правительства. Несмотря на то, что в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, датчанам свойственна неуклонная приверженность принципам честности и высокая степень социальной сплоченности. Высокоразвитое гражданское чувство ответственности не насаждается сверху, а является неотъемлемой частью датского общества. Этим обуславливается невозможность перенести датскую модель на какое-либо другое общество. Для искоренения коррупции в России необходимо, чтобы большинство граждан сделали честность своим главным принципом.

Коррупция распространена во многих странах, и чем менее развита страна, тем выше в ней уровень коррупции. В России данная проблема имеет широкое распространение, и на протяжении уже многих лет общество не может найти пути ее решения. Рассматривая опыт некоторых зарубежных стран, мы пришли к выводу, что основным фактором снижения числа преступных деяний в сфере превышения должностных полномочий выступает формирование у граждан социально-психологических качеств, воспитание антикоррупционной устойчивости, которая позволила бы противостоять соблазнам удовлетворить личные интересы в ущерб общественным. В стране должна создаваться система развития правовой культуры, которая позволила бы продвигать идеологию противостояния коррупционным действиям и повысить социальный надзор за поведением человека, институтов, организаций и общества в целом. Кроме того, необходимо искоренить сложившуюся систему подбора кадров в государственные и муниципальные органы службы по принципу родства и дружеских отношений, а также ужесточить контроль за доходами должностных лиц и внедрить эффективную систему поощрения. В России необходимо создать условия полной свободы печати СМИ и содействия проведению их независимых расследований в сфере коррупции. Кроме того, целесообразно использовать прозрачную банковскую систему для совершения платежей по штрафам и другим денежным операциям. Одним из способов по снижения коррупции является повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, что уже на сегодняшний момент активно развивается в современной России. Информационная открытость деятельности органов власти позволит обществу быть осведомленным обо всех принимающихся государственных решениях и отслеживать этапы их исполнения. Для обеспечения эффективного противодействия коррупционным действиям необходимо использовать все перечисленные методы одновременно, т. к. только комплексное воздействие позволит снизить уровень подобных преступлений.

1. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др., Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 1. / под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, коррупция, Дания, индекс восприятия коррупции, современная Россия, уровень коррупции, число преступлений.

Читайте также: