Известные белорусские историки доклад

Обновлено: 05.07.2024

В течение всего постсоветского времени белорусскому обществу навязывается польско-шляхетский взгляд на белорусскую историю, в соответствии с которым исторический путь Беларуси никак не вписывается в логику развития Русской цивилизации, Русского мира.

Официальная историческая наука в Республике Беларусь в своей трактовке белорусской истории исходит из политического перенесения нынешней Конституции страны на историю белорусского народа.

Логика здесь школьническая: поскольку Беларусь является независимым государством, постольку у нее должна быть независимая история.

Независимая история от кого? Разумеется, от общерусской истории, от общерусского мира.

Подход ребяческий, но если ему следовать, то фальсификация белорусской истории становится неизбежной. Отсюда возникла ныне действующая концепция истории Беларуси, по которой Великое княжество Литовское и Речь Посполитая представляют собой исторические формы белорусской государственности, а БНР – национальную форму белорусской государственности.

Эта категория псевдоисториков преподносят Великое княжество Литовское и Речь Посполитую исключительно в качестве белорусских феноменов и белорусской демократии, а БНР национальным государством.

Именно эта цель — фальсификация отечественной истории — и заявлена в концепции истории белорусской государственности, на основании которой будут издаваться квазинаучные работы по истории белорусской государственности.

Зачем авторы данного издания смешивают историю белорусского народа с историей белорусской государственности?

— Затем, чтобы протащить фальсификацию истории белорусского народа в данное издание и заявить, что белорусы и белорусская государственность существовали уже в Древней Руси.

Именно фальсификацию истории белорусского народа и хочет предложить Институт истории НАН Беларуси научной общественности на тему якобы новой истории белорусской государственности?

Эту глупость квазиисторики преподносят следующим образом.

Полоцкое княжество трактуется как равнозначное в политическом отношении Новгороду и Киеву. Здесь квазиисторики как бы намекают на существование в то время трех независимых государств – Полоцкого (Белорусского), Новгородского (Русского) и Киевского (Украинского).

Правда, возможно у этих сочинителей (чем черт не шутит!) сохранилось любовное письмо времен Всеслава, в котором одна из поклонниц полоцкого Чародея называет его белорусским президентом, благодаря чему и произошло появление концепции и данного труда по истории белорусской государственности?

В чем заключается главная ошибка в концепции истории белорусской государственности и в представленном академическом издании? В том, что о Полоцком княжестве говорится как об исторической форме белорусской государственности, но умалчивается о тождестве государственности Полоцкого княжества с государственностью, например, таких княжеств, как Черниговское, Рязанское, Нижегородское, Ростово-Суздальское, Смоленское и других древнерусских княжеств.

Стоит, к примеру, вместо Полоцка поставить Чернигов или Ростов и будет тот же самый исток белорусской государственности.

Если следовать логике квазиисториков, то выходит, что и эти княжества представляют собой исторические формы белорусской государственности. Но утверждать подобное – это явный абсурд. Следовательно, абсурдно говорить о том, что Полоцкое княжество – это историческая форма белорусской государственности.

Полоцкое княжество – это не историческая форма белорусской государственности (точно так же, как Киевское княжество не историческая форма украинской государственности), а явление сугубо древнерусского мира, государственность, культура, письменность, религия, архитектура, ментальность жителей которого ничем не отличались от других древнерусских княжеств, например, от Киевского или Ростово-Суздальского. Вообще, можно сказать, ни один из европейских народов не имеет столь богатых источников доказательств своего исконного этнического единства, как древнерусский народ.

Разделять или противопоставлять, к примеру, Полоцк и Великий Новгород по принципу наша и не наша история – смехотворно, ибо и Полоцк и Новгород являются одинаково древнерусскими городами, что фиксируется в договорах X века между Киевской Русью и Византийской империей. Ведь это бесчестно – придумывать Полоцкому княжеству историческую форму белорусской государственности, о чем нет никаких свидетельств в исторических источниках, и тем самым цинично фальсифицировать историю белорусского народа.

Самое смешное во всем этом, что если следовать такой логике, то надо признать, что ВКЛ включало в себя не два основных этноса, а четыре – литовцев, белорусов, украинцев и русских, поскольку, кроме нынешней Литвы и Беларуси, в ВКЛ входили еще Киевщина, Волынь, Подолия, Черниговщина, Брянщина, Смоленщина, то есть нынешние украинские и русские земли.

В таком случае правильнее назвать ВКЛ украинским государством, поскольку нынешние украинцы были еще более, чем белорусы, основным этносом ВКЛ. Но признать такое квазисторики из Института истории НАН Беларуси, конечно, не могут, поскольку тогда рушится вся их детская концепция о белорусской государственности ВКЛ.

Согласимся. Но из этого еще нисколько не следует белорусская государственность ВКЛ. В противном случае тогда надо признать, еврейскую, татарскую государственность ВКЛ, ибо евреи и татары также внесли свой вклад в развитие ВКЛ. На каком основании квазиисторики будут этим народам отказывать в этом праве?

Тогда с еще большим основанием надо признать, что и Российская империя была белорусским государством, поскольку она была полиэтническим образованием и каждый народ, ее населяющий, внес свой вклад в ее развитие. Вот к какой глупости приводит отсутствие элементарной логики у сотрудников академического института.

Сотрудники Института истории НАН Беларуси, толкуя об исторической форме белорусской государственности в ВКЛ, отождествляют разные понятия – государственность на Белой Руси в эпоху ВКЛ и белорусскую государственность.

Следует отметить, что в ВКЛ очень быстро установилось господство антирусской политической номенклатуры, которая ничего общего не имела с белорусской ментальностью.

Классическим примером угнетенного положения западнорусского народа (белорусов) в государственной системе Великого княжества Литовского является эпизод из жизни князя Константина Ивановича Острожского, знаменитого победителя московских войск под Оршей. В 1514 году Польский король Сигизмунд I назначил Константина Ивановича Острожского великим литовским гетманом. Это звание давало право русскому князю на место в составе господарской Рады. Но литовцы-католики категорически были против принятия в Раду Константина Ивановича Острожского на том основании, что он схизматик, т.е. православный. С большим трудом в виде исключения Сигизмунд I уговорил Раду допустить в ее состав знаменитого полководца.

Этот факт красноречиво опровергает выдумки псевдоисториков о существовании белорусского правительства и белорусского государства в период Великого княжества Литовского.

Будь у этих историков хоть капля разума они поняли бы, что летописец Нестор в своем бессмертном произведении, этом величественном памятнике общерусского самосознания, подобного которому не имеет не один европейский народ, уже давно объяснил откуда пошла белорусская земля и белорусский народ.

Из содержания летописи видно, что в несторовское понятие Русской земли входили не только поляне, древляне, северяне, словене, но и дреговичи, радимичи, кривичи, то есть те племена, которые проживали на территории современной Беларуси. Все это и была Русская земля.

Но квазиисториков ответ Нестора, разумеется, не устраивает. Им подавай независимую белорусскую историю, которая, по их детскому уразумению, ничего общего не должна иметь с Русской землей, Русским миром.

Не печалиться надо белорусским историкам этому историческому событию, а радоваться. Благодаря разделам Речи Посполитой белорусский народ наконец-то был освобожден от чудовищного угнетения польской шляхтой, которая низвела наш народ до положения невольников (рабов).

И дальше, рассуждая о зарождении и становлении белорусской нации и национальной идее, о краевой интеллигенции, авторы выдают следующий перл:

Несостоятельность концепции истории белорусской государственности рельефно выступает также и в утверждении о том, что БНР была национальной формой белорусской государственности, которая предшествовала БССР.

Но все дело в том, что подобные карикатурные утверждения нынешних адептов БНР ничего общего не имеют с исторической и политической действительностью того времени.

В свете вышесказанного совершенно ясно, что БНР никакого отношения к белорусскому национальному самосознанию и к белорусской государственности не имеет. БНР представляла собой антибелорусский проект антибелорусских деятелей.

Это никакая не буржуазная республика, ни национальная форма белорусской государственности. Это было фактически марионеточное образование, которое, по мысли его инициаторов, должно было быть инструментом политики Запада против России. Не только против Советской России, но против любой России.

Но как марионеточное образование, оно было направлено и против интересов белорусского народа и белорусской государственности.

Самое интересное заключается в том, что составители концепции истории белорусской государственности не осознают того парадокса, что они сами ничем не отличаются от бэнээровской интеллигенции. Прикрываясь, или по-детски трактуя официальную политику Республики Беларусь, эти сочинители истории белорусской государственности не понимают того, что объективно как их концепция, так и их будущие квазинауные труды направлены против интересов белорусского народа.

Среди поверхностно мыслящих историков распространена следующая ошибочная аргументация: раз хронологически БНР была провозглашена раньше, чем БССР, то, следовательно, без БНР не было бы и БССР.

Это элементарная логическая ошибка (post hoc, ergo propter hoc после этого – значит по причине этого. В том-то дело, что не значит, поскольку марионеточное образование по своему определению не может быть источником государственности.

В концепции истории белорусской государственности есть раздел, посвященный основам конституционного строя, законодательной, исполнительной власти. Разумеется, работы, которые будут написаны на основании этой части концепции, будут напичканы пафосными декламациями, что суверенитет и независимость Беларуси – это святое.

Такими декламациями в истории белорусской государственности будут намекать Брюсселю и Вашингтону, что в Беларуси учат студентов думать не об интеграции на евразийском пространстве, не о строительстве Союзного государства Беларуси и России, которые немыслимы без наднациональных структур управления, без общего евразийского, союзного интереса, а лишь только о независимости белорусского государства, о признании абсолютного характера национальных интересов Беларуси.

Как такая история белорусской государственности будет соотноситься не с бумажным, казенным, а с действительным патриотизмом белорусского общества и строительством Союзного государства Беларуси и России, об этом квазиисторики думать не собираются.

Вот почему для правильного понимания исторического процесса на белорусских землях необходимо отказаться от ряда антиисторических химер квазиисториков при изучении белорусской истории. По какому-то недоразумению принято считать, что в отличие от монголо-татарского нашествия, которое принесло русским землям неисчислимые беды и замедлило развитие Северо-Восточной Руси, Литва и Польша якобы принесли Западной Руси демократию и процветание.Однако подобный взгляд абсолютно антиисторичен и представляет собой польско-шляхетскую фальсификацию белорусской истории.

Дело в том, что в отличие от монголо-татарского ига, которое представляло собой военно-материальный гнет и не затрагивало национальной и духовно-культурной жизни Северо-Восточной Руси, польско-литовское господство в силу своей тотальности было более жестоким и тяжелым для западнорусских (белорусских) земель. Об этом красноречиво писал в 1908 году выдающийся белорусский этнограф Евдоким Романович Романов, отмечая, что белорусский народ вынес на своих плечах многовековой католическо-польский гнет, значительно более тяжелый, чем татарское иго, отстоял свою веру и народность от напора польщизны, остановив тем самым колонизацию русских земель с запада [8, c. 206, 218] .

Очевидна та бесспорная историческая истина, что вся деятельность знаменитых западнорусских (белорусских) книгопечатников, писателей, ученых (братья Мамоничи, Лаврентий Зизаний, Cтефан Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Андрей Мужиловский, Христофор Филалет, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский) проходила в борьбе против польско-иезуитской агрессии, против унии, против западной экспансии. И очевидна та бесспорная историческая истина, что только воссоединение Беларуси с Россией в конце XVIII века вывело белорусский народ на прогрессивный путь исторического развития.

Кстати, Президент Александр Лукашенко был абсолютно прав, когда он в своей лекции студентам Белорусского государственного университета утверждал:

«Включение восточнославянских земель в состав Российской империи имело для белорусского этноса тогда спасительный характер. Прогрессивное значение заключалось в том, что была ликвидирована шляхетская анархия, кровавые разборки между шляхтой, от которых страдал в первую очередь простой народ.

Вот именно этот трудный путь формирования белорусской субъектности в рамках общерусской истории и Русского мира, понимания того, что белорусская история – это история общерусского народного самосознания и необходимо излагать в истории белорусского народа, а не заниматься графоманией на тему якобы новой концепции и нового курса истории белорусской государственности

Литература

1.История белорусской государственности. В 5 т. Т. 1: Белорусская государственность: от истоков до конца XVIII в. / А.А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома: О.Н. Левко, В.Ф. Голубев; Нац. акад. наук, Ин-т истории. — Минск: Беларуская навука, 2018.

2.Лазутка, С., Валиконите, И., Гудавичюс, Э. Первый Литовский Статут (1529 г.) / С. Лазутка, И. Валиконите, Э. Гудавичюс. – Вильнюс, 2004.

3.Шпилевский, П. Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках / П. Шпилевский // Пантеон. – 1853. – Т. Х. – Кн. 7.

5.История белорусской государственности. В 5 т. Т. 2: Белорусская государственность в период Российской империи (конец XVIII – начало XX в. / Н.В. Смехович [и др.]; отв. ред. тома: Н.В. Смехович, А.В. Унучек; Нац. акад. наук, Ин-т истории. — Минск: Беларуская навука, 2019.

6.Игнатенко, И.М. Беднейшее крестьянство – союзник пролетариата в борьбе за победу Октябрьской революции в Белоруссии / И.М. Игнатенко. – Минск, 1962.

7.Василевский, Леон. Литва и Белоруссия / Леон Василевский. – Варшава, 1925.

8.Беларусы: У 8 т. – Т.3. – Гісторыя этналагічнага вывучэння / В.К. Бандарчык. – Мінск, 1999.

Исследование биографии и научной деятельности Л.В. Устиновича как белорусского историка. Изучение содержания исторических трудов В. Игнатовского и М. Довнара-Запольского и оценка их значения для развития истории Белоруссии. Исторические изыскания в РБ.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.10.2012
Размер файла 30,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство высшего образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Факультет маркетинга, менеджмента, предпринимательства

студентка Хотько В.П.

Проверил: Щавлинский Н.Б.

Содержание

1. Ластовский Вацлав Устинович. Биография. Научная деятельность

2. Всеволод Макарович Игнатовский. Биография. Научная деятельность

3. Довнар-Запольский Митрофан Викторович. Биография. Научная деятельность

Список использованных источников

Мы редко обращаемся к такому предмету как история. И на мой взгляд мы поступаем ошибачно, ведь надо знать о прошлом своей Родины, о тех, кто творил её историю и культуру.

В книге Я. Янушкевича “Неадменны Сакратар Адраджэння” я нашла информацию про Вацлава Ластовского, а так же рассмотрела его книгу “Кароткая Гісторыя Беларусі”, в послесловьи этой книги профессор А.П. Грицкевич пишет о Ластовском и о том, что даже сейчас, спустя 80 лет после издания, его книга не утратила значение для современн читателя.

Исходя из изученности темы в литературе, я определила целью данного реферата показать роль трудов В.Ластовского, М.Довнара-Запольского, В.Игнатовского, и их значение для белорусской истории.

1. Ластовский Вацлав Устинович. Биография. Научная деятельность

Белорусский общественный и политический деятель, писатель, историк, филолог, литературовед, этнограф.

Родился 27 октября (8 ноября) 1883 года в застенке Колесники Дисенского уезда Виленской губ.

Родители были безземельными шляхтичами. Закончил на родине Погостскую начальную школу. После окончания непродолжительное время изучал латинский язык у своего дяди Франца Ластовского. В 1896 году Ластовский уехал в Вильно, где работал посыльным в винной лавке.

Рассматривая содержание книги Вацлава Ластовского “Кароткая Гісторыя Беларусі” следует отметить, что подходить к ней с мерками сегодняшнего дня нельзя. Когда он писал эту книгу, Вацлав не знал, на какие рубежи выйдет белорусская историческая наука. 27-летний автор не проводил специальных исторических исследований. Книга по-совему компилятивная, основанная на тогдашних работах русских, польских, украинских историков. Он был первым белорусским историком, писавшим про Белорусь и для белорусов.

“Кароткая Гісторыя Беларусі” делится на 5 частей:

- ад першых часоў да ўцеку полацкіх князёў у Літву (1129г)

- ад звароту іх (1132г) да смерці Вітаўта (1430г)

- ад смерці Вітаўта да Люблінскай уніі (1569г)

- Беларусь пад Расіяй

Почти такая же периодизация сохранилась и используется сейчас. Прошлое Беларуси показано, главным образом, как история княжения, воин и политических событий с дополнением сведений по истории культуры. 1я часть книги начинается с описания славянских племен. Историк, наверное, впервые рассказал про полоцких князей и их политику.

Во второй части книги рассказывается про историю Полацкого княжества, обозначается политическая жизнь Новогрудских князей и история ВКЛ вплоть до смерти Витовта. В заметке к портрету Ягайлы Вацлав Ластовски заметил, что когда тот был королем Польши, он не умел говорить по-польски, разговаривал только по-белорусски.

В третьей части книги рассказывается о периодах княжения великих князей литовских и русских, весь раздел - история воин Белорусско-Литовской державы с Москвой. Отдельно следует отметить, что Вацлав Ластовский впервые в исторической литературе привел правильную последовательность князей литовских.

Как уже говорилось, “Кароткая Гісторыя Беларусі” на протяжении десятилетий была спрятана от читателей. Она подвигла белорусов на протест против политики царизма по национальному вопросу. М. Богданович высказался о ней, как о лучшей книги года, ей дали положительную оценку даже российские литераторы. Она вдохновляла демократические, национальные силы, показывая богатое историческое настледие белорусского народа, которому есть, чем гордиться.

исторический труд устинович игнатовский

“Ад Дзвіны і да Прыпеці,

Ад Дняпра да Буга вод

Аднэй маці жывуць дзеці,

Беларускі жыве народ, -

2. Всеволод Макарович Игнатовский. Биография. Научная деятельность

Всеволод Игнатовский родился в деревне Такары Брестского р-на Гродненской губернии в бедной семье народного учителя, затем учился в Виленской гимназии, однако был отчислен за участие в революционных выступлениях молодежи. Продолжал учебу в Могилевской гимназии, которую закончил в 1902 году. Для получения высшего образования он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако окончить университет ему не удалось, т.к. с юности Игнатовский принимал участие в революционном движении. В 1901-1917гг. он был членом партии эсеров, его не раз арестовывали. В 1908 году Игнатовский добился приема его в Юрьевский университет, в 1911г. он успешно его закончил.

После окончания университета Всеволод приехал в Вильно и там работал учителем в частной гимназии. Когда в Минске открыли педагогический институт, он был принят туда в 1915г. преподавателем истории, а после стал председателем педагогического совета. Кроме преподавания истории в институте Игнатовский отдавал много времени исследовательской работе в области истории Беларуси, которая тогда только появлялась. Во время работы в Минском педагогическом институте, он разработал курс лекций, которые стали основой его книг по истории Беларуси.

В 1929-30х годах прошла первая мощная волна репрессий, нацеленных против белорусской интеллигенции. В конце концов, она докатилась и до Игнатовского, в 1930г. он был публично обвинен, что в своей деятельности и научных работах ставит на первое место и сильно подчеркивает национальные моменты вместо классовых. На пленуме в октябре 1930г ЦК КП(б)Б Всеволод Игнатовский был выведен из членов бюро ЦК КП(б)Б, в декабре он был освобожден от должности президента Академии Наук, в январе 1931г. постановлением президиума ЦКК КП(б)Б был исключен из партии как национал-уклонист. В феврале был вызван в ГПУ на допрос, после допроса у себя дома Всеволод Макарович Игнатовский застрелился.

Рассматривая “Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” В. Игнатовского, нужно отметить, что Игнатовский имел предшественников в этой работе. Еще в 1910г. вышла книга Вацлава Ластовского “Кароткая Гісторыя Беларусі”, про которую я уже писала вреферате. Книга Ластовского была первой историей Беларуси, написанной по-белорусски, поэтому Всеволоду Игнатовскому было проще писать свой курс истории Беларуси, рассматривая исторический процесс со своих позиций. Он также опирался на труды Довнара-Запольского, Карского, Пичеты и многих других историков и археологов.

“Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” Игнатовского долгое время был школьным учебником по истории. В предисловии к 3-ему изданию автор подчеркивает, что исходит из классовых позиций при взгляде на историю. Однако эти перве пробы рассказать Историю Беларуси с марксистской точки зрения поданы автором упрощенно, а временами примитивно и нелогично. Периодизация истории Беларуси, котрую предлагает Игнатовский, основана на государственной принадлежности Беларуси, он делит историю Беларуси на 5 периодов:

- Польский (в сост. Речи Посполитой)

- “Беларусь пасля звяржэння царызму”

Интересно, что периодизация совсем не связана с хронологическими границами.

Для Всеволода Игнатовского нет никаких сомнений в том, что Полоцкое княжество было сначала независимым, и только на несколько лет перешло под власть Киевского, чтобы еще раз добиться самостоятельности. Поэтому первый период в его книге называется Полоцким (9-13в.).

Игнатовский выделили и второй, Литовско-Белорусский период истории Беларуси, который непосредственно связан с Полоцким. С 13 века возникает Великое Княжество Литовско-Белорусское, во главе которого стоит великий князь-литвин, а господствует белорусский язык, который стал государственным. Игнатовский был первым белорусским историком, который дал правильное название ВКЛ, характеризуя его национальный характер.

“Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” остается до сегодняшнего дня одним из ценных произведений белорусской историографии. Эта работа отразила новый подход автора к историческим фактам. Временами, в удачными выводами, а временами, с упрощенным анализом событий, вызванным социальным заказом. Однако следует отдать должное этой работе, она была определенной ступенью в разработке истории Беларуси как предмета.

3. Довнар-Запольский Митрофан Викторович. Биография. Научная деятельность

- исследователь, культуролог, просветитель

Митрофан Викторович Довнар-Запольский родился 2 (14) июня 1867г. в г. Речица Минской губернии в семье столоначальника уездного жандармского управления. Еще, будучи гимназистом, М.В.Довнар-Запольский начинает помещать в провинциальных и столичных периодических изданиях этнографические очерки, выделявшиеся на фоне подобных материалов своим исследовательским характером. Хранение запрещенной литературы стало причиной его исключения из Киевской мужской гимназии.

Научный интерес представляет предложенная ученым периодизация истории Беларуси. М.В.Довнар-Запольский выделяет следующие периоды истории Беларуси:

1. Древний (7--9 вв.);

2. Княжеский (10--13 вв.);

3. Великого княжества Литовского (13 -- первая половина 16 вв.);

Белорусская историография 20го века развивалась под влиянием роста самосознания перед и после революции. Первые труды по истории Беларуси на белорусском языке появились в начале 20 века. Однако cтановление белорусской историографической концепции происходило на протяжение веков. Борьба белорусов за признание их народом, а белорусского языка не каким-нибудь диалектом русского, а самостоятельным языком. Непризнанные в свое время патриоты-историки, не зря трудились для развития историографии Беларуси, ведь, если у этноса нет историографии, он обречен на исчезновение, он просто раствориться в этносе соседних государств.

Раскрывая тему реферата, я пришла к выводу, что в историографии 20-го века большую роль сыграли труды В. Ластовского, В. Игнатовского, М. Довнар-Запольского.

Книга Ластовского “Кароткая Гісторыя Беларусі” была первой, написанной белорусом по-белорусски для белорусов, еще во времена царизма. Ластовский был самоотверженным первопроходцем, и у него нашлись последователи. Эта книга, несмотря на некоторые недостатки без сомнения является сокровищем белорусской историографии.

Рассматривая “Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” В. Игнатовского, нужно отметить, что при создании книги он опирался на труды Ластовского, Довнара-Запольского и многих других историков и археологов. Это был больше не исследовательский, а обощающий труд по белорусской истории. Эта работа отразила новый подход автора к историческим фактам. Очень важно, что “Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” Игнатовского долгое время был школьным учебником по истории. И хотя автор кое-где упрощает историю, книга остается до сегодняшнего дня одним из самых ценных произведений белорусской историографии.

В сочетании с просветительской и общественной деятельностью всех этих замечательных людей исследовательская и научная деятельность вызывала недовольство советских властей, и все они были подвергнуты репрессиям. Я также постаралась уделить должное внимание их биографии и трагической судьбе.

Список использованных источников

1. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6т. Т3./ Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]; Маст. Э.Э. Жакевіч. - Мн.: БелЭн, 1996. - 527 с.: іл.

2. Сто асоб беларускай гісторыі: гістарычныя партрэты II- Мінск: Литература и Искусство, 2008. - 378 с: іл.

4. Янушкевіч Я. / Неадменны сакратар адраджэння: Вацлаў Ластоўскі. - Мн.: Навука і тэхніка, 1995. - 68с., (9) арк. іл., партрэт. - (Нашы славутыя землякі)

Подобные документы

Биография и научная деятельность белорусских историографов. "Энциклопедия белорусоведения" Е.Ф. Карского. Выступления за независимую и целостную Белоруссию В.У. Ластовского. Исследования становления белорусской государственности М.В. Довнар-Запольского.

реферат [3,4 M], добавлен 28.02.2010

Исследование биографии, карьеры и деятельности профессора истории В.О. Ключевского, тематики литературных трудов В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина и Л.Н. Гумилева. Характеристика преподавательской деятельности С.М. Соловьёва и его вклада в историю России.

реферат [76,8 K], добавлен 12.10.2011

Понятие и особенности исторических источников, системы их классификации. Их роль в изучении истории и возможности применения на уроках истории. Анализ значения, смысла, целей и содержания процедур внешней и внутренней источниковедческой критики.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 30.08.2010

Влияние исторических факторов на формирование идеологии национальной государственности Беларуси. Анализ подходов к пониманию исторического прошлого белорусского народа и форм его самоопределения. Перспективы развития идеологии белорусского государства.

реферат [27,2 K], добавлен 16.09.2010

Крымская война как один из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней политики России. Исследование данной войны в различных источниках, ее основные этапы, оценка роли и значения в истории.

реферат [44,0 K], добавлен 06.12.2013

Основные причины белорусского коллаборационизма — политического, экономического и военного сотрудничества с оккупационными немецкими властями во время Второй мировой войны на территории Белоруссии. Коллаборационисты после освобождения Белоруссии.

реферат [24,3 K], добавлен 10.05.2011

Изучение биографии и научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения, физика и основоположника физической химии, поэта, заложившего основы современного русского литературного языка.

Деятели науки Западной Беларуси

Вацлав Ластовский


Братья Иван и Антон Луцкевичи

Слева - Иван Луцкевич, справа - Антон Луцкевич

Слева — Антон Луцкевич, справа — Иван Луцкевич

Бронислав Тарашкевич


Писатели и поэты Западной Беларуси

Максим Танк


Пилип Пестрак


Художники Западной Беларуси

Пётр Сергиевич

Язеп Дроздович

Музыкальные деятели Западной Беларуси

Григорий Ширма


Михаил Забейда-Сумицкий

Ещё одним почитателем белорусской народной песни был оперный певец Михаил Забейда-Сумицкий. Родился он в Гродненской губернии. А после обучения в Харбине и Милане выступал как оперный певец на лучших сценах Лондона, Парижа, Праги и Нью-Йорка. В 1937 году он продолжал карьеру в Польше и Чехии. С этого момента Михаил Забейда-Сумицкий стал включать в репертуар своих концертов белорусские песни, которые с детства слышал от матери.


Большую роль в политической жизни Западной Беларуси также играли И. Логинович, А. Славинский, В. Хоружая, Н. Орехво, С. Притыцкий, В. Царюк. Чтобы больше знать о жизни белорусов в 20-х-30-х годах, изучи деятельность и этих исторических фигур.


Объяснения тут могут быть разные; из них самое последнее, которое я слышу: Древней Руси как единого государства не было, а Киевская Русь — некий культурный конгломерат этих земель.

Киевскую Русь называют так, подчеркивая, что это не политическое и государственное единство, а цивилизационно-культурное. (Так мне объясняли белорусские коллеги). Насколько это корректно, сказать сложно, поскольку ранние европейские государства в принципе все были не унитарными в современном представлении. Если княжеская династия разрасталась, каждый потомок князя получал свои удельные центры. Соответственно, он вел себя более или менее вольно в своем уделе.

— Зачем это делается?

— Скорее всего, это происходит, чтобы отвергнуть концепцию древнерусского народа (Историки пока не определились, как называть это древнерусское сообщество: народ или народность. Некоторые подают это как синоним, некоторые ищут различия).

— Вы сами какой термин предпочитаете: Киевская Русь или Древняя Русь? Имеет ли это принципиальное значение?

— Не идеален ни тот, ни другой. Я все же сторонник того, чтобы называть так государственность, как она называлась в то время.

Соответственно, я против того, чтобы жителей средневековой Руси называли древнерусским народом. Если они называли себя русскими, то стоит поступать так же.

Нужно учитывать еще идеологический момент с Киевской Русью.

На Украине большая группа публицистов и профессиональных историков (но не все, конечно) искренне уверена, что названием государства Владимира Святого и Ярослава Мудрого было именно Киевская Русь.

То есть термин, который появился после Великой Отечественной войны, они искренне воспринимают не как кабинетный, придуманный историками, а как естественное самоназвание государства. Поэтому и есть проблемы с Анной Ярославной, которая всю жизнь была русской — и при жизни ее называли Анной Русской, — а теперь вдруг стала Анной Киевской и украинкой.

Два года назад из-за этого был ряд скандалов, когда Путин вспомнил о русско-французских связях в древности.

По-моему, в 1 томе на 6 странице введения написано, что в истории белорусской государственности было три периода. Первый период назывался догосударственным, начался он 100 тысяч лет до нашей эры. Понимаете, за 100 тысяч лет до нашей эры на территории Беларуси лежал ледник, только юг был свободен. Гипотетически в это время туда могли приходить неандертальцы, именно гипотетически, то есть не доказано, что они туда заходили. А кроманьонцев, т.е. людей современного типа в то время в этих местах вообще не было.

Получается, если мы говорим о белорусской государственности как о потенциальной возможности этноса создать государство, то неандертальцы — это белорусский этнос.

Иначе там тогда белорусской государственности не было бы. Причем речь идет о гипотетических неандертальцах; возможно, они и не заходили туда никогда.

— Для чего в серьезной научной монографии делаются такие вещи?

— Это достаточно странные моменты, и для чего это было сделано, я не знаю. Если бы брали с момента расселения славян, какая-то логика была бы в исторической государственности и ее объяснении, хотя и некорректная, т.к. белорусов все равно тогда не существовало. Но после неандертальцев 40 тысяч лет назад на территорию современной Белоруссии пришли кроманьонцы, которые основали два или три поселения. Но, опять же, они не были носителями белорусского этноса и даже протоэтноса. Это были люди, которые имели какое-то доэтническое самосознание.

Потом начали приходить какие-то другие неизвестные племена, которые известны только по осколкам керамики. Потом в конце концов стало известно, что там появились балты, но никак не белорусы. Только потом пришли славяне, то есть это наша эра. Тоже непонятно, когда в некоторые регионы они пришли — может быть, в IX или в X веке.

Какое отношение догосударственный период белорусской государственности имеет к белорусской государственности, непонятно. Потому что если этнос — носитель государственности, в то время не было белорусского этноса, и протоэтноса не было.

Даже если мы говорим про Полоцке княжество как балтское или литвинское, и поэтому белорусское (есть такие попытки), балты — не белорусы, как ни крути. Тут и литвинская концепция не подходит, потому что тогда нужно будет литвинскую, а не белорусскую государственность ставить.

Тем не менее сейчас пошла информация, что еще два тома будут изданы буквально в конце июня — начале июля этого года. Окончательный, 5 том будет издан, видимо, в конце этого года либо в начале следующего. Когда соберется весь многотомник, тогда можно будет судить, что белорусские историки считают белорусской государственностью и государством в целом. Пока можно говорить только об этих фрагментах, как раз наиболее интересных.

Насколько реально отсутствие варягов, сказать сложно, потому что Рогволод, первый известный летописный князь Полоцка, по мнению большинства историков, был варягом.

История - это область знаний, а также гуманитарная наука, которая занимается изучением человека(его деятельности, статуса, мировоззрения, социальных связей, организаций и т.д.) в прошлом. В более узком смысле история - это наука, изучающая различные источники о прошлом, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. В нашем списке уже более 160 белорусских историков и этот список постоянно дополняется.

21 февраля 1966г - 13 апреля 2017г

Историк-медиевист, археолог. Доктор исторических наук. Был доцентом, заведующим кафедрой экономической истории в БГЭУ

2 января 1937г - 14 ноября 2008г

Белорусский историк. Автор научных работ и учебных пособий для вузов по истории Беларуси. Научные интересы: патриотическое воспитание молодежи, проблемы межнациональных отношений, вопросы национально-государственного строительства в Беларуси.

19 августа 1966г

Историк и издатель. Исследует историю Балтийского региона и балтийской политики Великого княжества Литовского, источниковедение истории Великого княжества Литовского и Беларуси, Метрики ВКЛ, немецкую историографию истории ВКЛ.

13 сентября 1958г

Белорусский археолог, историк средневековья. Доктор исторических наук. Исследует материальную культуру городов и замков белорусского Понемонья XIV-XVII веков. разработал концепцию образования ВКЛ как балтийско-славянского государства.

Историк, исследователь ранней истории Великого Княжества Литовского. Преимущественно исследует процессы образования ВКЛ и формирования его территориальной структуры, генеалогию шляхты и крестьянства, формирование и эволюцию крупного землевладения.

13 января 1961г

Историк, археолог. Доктор исторических наук, профессор. Проводил раскопки частных замков, исследовал кузнечное дело Беларуси в эпоху феодализма. Автор нескольких книг по истории Великого княжества Литовского и Русского государства.

10 апреля 1937г - 6 июля 2017г

20 сентября 1959г

17 февраля 1806г - 13 июля 1868г

Белорусский историк, археолог, краевед, один из основоположников белорусской археологии. Положил начало изучению истории городов Логойска и Заславля. Основал музей древностей, состоящий из древних рукописей, коллекции картин и обширной библиотеки.

17 сентября 1823г - 3 сентября 1862г

20 марта 1862г - 16 апреля 1940г

Белорусский этнограф, фольклорист, мемуарист, историк культуры. Отец поэта Максима Богдановича. Во время учёбы начал записывать фольклорно-этнографический материал. С 1886 года публиковал в периодической печати статьи по истории и этнографии.

10 апреля 1920г - 26 сентября 1988г

Белорусский советский историк. Кандидат исторических наук. Исследовал историю формирования и развития рабочего класса Беларуси дореволюционного периода.

12 июля 1916г - 6 июля 1975г

Белорусский советский историк, педагог. Являлся создателем и лидером научной школы изучения досоветского периода истории Беларуси. Изучал вопросы белорусско-русских социально-экономических, культурных и политических отношений второй половины 16-17вв

15 апреля 1958г - 17 декабря 2016г

Белорусский писатель, журналист и историк, энциклопедист. Автор уникального энциклопедического справочника в 10 томах, в котором приводятся биографии более чем 20000 расстрелянных или погибших в сталинских концлагерях деятелей белорусской культуры.

29 апреля 1921г - 5 марта 2000г

Белорусский публицист, писатель, историк. Выступал в печати с критическими и литературоведческими статьями, историческими очерками. Основатель новой белорусской историографии. Особое внимание уделял политической истории древних земель Беларуси.

25 августа 1953г

Белорусский прозаик, поэт, историк. Известность принесла проза, произведения исторической тематики. Оригинальный эссеист и поэт. Произведения Орлова переводились на многие языки. Автор сценариев научно-документальных фильмов.

22 ноября 1954г

Белорусский историк. Доктор исторических наук. Направления научной деятельности: конфессиональная история Беларуси кон. XVI — 1-й пол. 19 в., история униатской церкви в Беларуси, история Гродненщины.

17 апреля 1939г - 23 ноября 2016г

Исследует проблемы истории, литературы, культуры и краеведения Беларуси, разрабатывает вопросы политических репрессий (1920 - 1950 годов), изучает историю христианства в Беларуси и др. Автор более 400 научных и научно-популярных статей.

30 июля 1958г - 2 июля 2017г

Белорусский историк, археолог, источниковед, геральдист; доктор исторических наук, профессор. С 2002 года — профессор кафедры истории Беларуси и политологии БГТУ. Член Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь (2002—2012).

14 июня 1927г - 2 марта 2018г

Белорусский историк-медиевист, археолог. Научные интересы: археология и история Беларуси VI—XIII веков, история и археология Полоцкой земли, этногенез белорусов. Возглавлял Белорусскую ассоциацию жертв политических репрессий (1992—1994).

27 февраля 1935г - 22 октября 2018г

Белорусский лингвист-диалектолог, историк. Специалист по истории и диалектологии Полесья. Автор более 200 научных работ в области диалектологии, лингвогеографии, лексикографии, славистики, фольклора.

Белорусский археолог, историк. Изучает материальную культуру Беларуси XVI – XVIII веков по материалам археологических исследований и письменным источникам. Принимала участие в археологических раскопках в Мстиславле, Слониме и Мозыре.

Белорусские историк и краевед. Один из инициаторов, создателей и первый директор Музея истории Могилева. Изучает историю и культуру Беларуси, города Могилева, национальных меньшинств Беларуси в XX веке, антисоветского вооруженного сопротивления.

16 сентября 1931г - 23 марта 2020г

Белорусский археолог. Доктор исторических наук. Автор свыше 110 научных трудов. Изучал курганы XI—XII веков, древние города. На раскопках в Турове археологом были обнаружены остатки древнего храма. Доказал существование Бреста ещё в X веке.

7 августа 1954г

Белорусский археолог, председатель Общества белорусского языка имени Франциска Скорины. Кандидат исторических наук. Имеет несколько монографий и более чем 150 научных работ по археологии и истории архитектуры.

21 апреля 1955г

Белорусский краевед, историк культуры. Исследует историю архитектуры, культурную и художественную жизнь Минска XVI - начала XX веков. Автор историко-архивных исследований, ставших основой реставрационных работ многих памятников архитектуры Минска.

10 марта 1942г - 31 октября 1992г

Белорусский историк, археолог, краевед, геральдист. Изучал оборонительное зодчество ВКЛ. Проследил генезис, эволюцию и этапы развития замков и оборонительных сооружений населенных пунктов, а также организацию обороны белорусских городов.

Белорусский историк. Исследует Минск второй половины XIX — начала XX веков, города Беларуси 1861—1904 годов, белорусское национальное движение XIX—XX веков. Имеет более 200 научных публикаций.

1 августа 1920г - 16 февраля 2009г

Белорусский этнолог, историк. Занимался изучением истории белорусской этнографии и фольклора, исследовал вопросы этногенеза, материальной и духовной культуры белорусов. Автор 5 индивидуальных монографий и 15 брошюр, более 200 статей.

20 августа 1954г - 26 апреля 2012г

Белорусский этнолог, антрополог, историк. Занимался изучением этносоциальных процессов в Беларуси, исследовал межэтнические и межконфессиональные отношения в Беларуси. Автор более 100 научных публикаций в белорусских и зарубежных изданиях.

Читайте также: