Доклад на тему правовая психология

Обновлено: 02.07.2024

Значение юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов

Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

Поэтому подготовка юристов должна в числе прочих включать и основы юридической психологии. Это определяет актуальность темы исследования.

Целью работы будет исследование значения юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов - юристов.

1. Понятие юридической психологии

Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.

Задачи юридической психологии:

реализовать процесс соединения психологических и юридических знаний;

облегчить профессиональным юристам осмысление особенностей психической деятельности субъектов правоотношений;

обучить юристов методам и приемам психологии.

Юридическая психология позволяет юристу анализировать с психологической точки зрения поведение преступника, использовать психологические методы в следственной и судебной практике; совершенствовать методы эффективной организации пенитенциарной системы и т.д.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

В развитии юридической психологии выделяют три основных этапа:

. Первый этап - формирование проблематики юридической психологии и особенностей криминогенного поведения - XVIII в. и первая половина XIX в.

. Второй этап выделение юридической психологии как науки - конец XIX - начало XX в.

. Современный этап развития юридической психологии - с середины XX в. по настоящее время.

На втором этапе ученые И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др. использовали методы психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права) для анализа сущности преступления и личности преступника. В это же время в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования. Большое значение имели исследования Ч. Ломброзо, который объяснял природу преступного поведения с позиции антропологии.

Большой вклад в понимание психологии поведения внесли З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и другие представители психоаналитической школы.

В начале XX в. формируется российская психологическая школа права во главе с Л. Петражицким.

В современный период развитие юридической психологии связано с работами Ю.В. Чуфаровского, М.И. Еникеева, В.В. Романова.

В юридической психологии используются как общенаучные методы. Так и специальные методы. К общенаучным методам относят: Диалектический метод, аналитический метод, системный метод и т.д.

Специальные методы разделяются на эмпирические и экспериментальные методы. К специфическим методам относят:

· метод составления психологического портрета преступника;

· метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

· метод судебно-психологической экспертизы;

· метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

В юридической психологии выделяют такие разделы как правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, Психология исправительной деятельности.

Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности правовой социализации личности.

Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника а так же особенности отдельных видов преступлений.

Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Психология исправительной деятельности - раздел изучающий психологические проблемы исполнения уголовного наказания.

2. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов

преступный юридический беседа психология

Правоохранительную функцию государства призваны обеспечивать правоохранительные органы. Для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов необходима качественная юридическая подготовка специалистов в области правоохранительной деятельности.

Практика последних лет свидетельствует, что к работникам правоохранительных органов стали предъявлять высокие требования. Это относится как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан.

В соответствии с этим задача юридического образования состоит в том, чтобы дать юристу специальные знания и правильно определить место различных правовых дисциплин в общей системе подготовки юриста.

Особое место в ряду учебных дисциплин занимает курс юридической психологии.

Изучение основ психологии позволяет юристам применять полученные знания в различных сферах деятельности.

Например, в юридической практике особое место занимает процесс сбора первичной информации. Результаты этого процесса являются первоосновой анализа интересующего исследователя объекта и предмета исследования, базой для выработки необходимых юридических решений, рекомендаций и предложений. В практике исследовательской работы существует немало методов сбора первичной информации. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Как правило, в целях наиболее объективного и глубокого изучения социально-психологических процессов применяют сразу в комплексе несколько методов сбора первичной информации. В этой статье речь пойдет об особенностях применения на практике основных методов: беседы и наблюдения.

В юридической деятельности широко применяется метод наблюдения, который предполагает сбор первичной и последующей информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и прямого фиксирования социально-психологических явлений и процессов.

Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту. Это изучение объекта в ситуации деятельности.

Этапы работы при подготовке и проведении наблюдения: - установить объект и предмет наблюдения;

определить цель и задачи;

выбрать вид и разработать процедуру наблюдения;

подготовить технические документы (дневник, карточки и т.п.);

провести наблюдение и зафиксировать результат;

произвести анализ полученных результатов, сделать вывод;

наметить программу реализации полученных данных.

Для успешного проведения беседы от юриста требуется:

умение заинтересовать собеседника;

создание атмосферы доверия и откровенности;

Методические требования подготовки и организации беседы:

беседу целесообразно планировать накануне, она должна иметь четкую целевую установку;

беседа ведется, как правило, наедине, в удобное для этого время, в спокойной обстановке;

беседа должна быть обоюдной, в виде диалога, и преследовать профессиональные цели.

Составление плана беседы - наиболее сложный этап в работе юриста. План обычно включает начало, основную часть и окончание беседы. Определив цель беседы с конкретным лицом, юрист выбирает один из трех вариантов проведения беседы:

беседа с взаимным обменом информацией;

. Регламентированная беседа ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование. Но достоинством такой беседы является то, что собеседник без подготовки отвечает на вопросы, а юристу представляется возможность наблюдать за его реакцией при ответах.

. Беседа с взаимным обменом информацией позволяет узнать более подробные сведения, если юрист умеет не только ставить вопросы перед собеседником, но и давать ему обстоятельные ответы, чтобы воодушевлять и стимулировать собеседника на откровенный разговор. Учитывая это обстоятельство, следует заранее подготовить ответы на вопросы, которые может задать собеседник. Неподготовленность юриста иногда отрицательно сказывается на поведении собеседника: не получив ответа на свой вопрос, он не отвечает на вопросы юриста.

. Свободная беседа проводится тогда, когда юристу необходимо убедиться в умении собеседника самостоятельно мыслить, творчески решать умственные задачи, самокритично относиться к своим способностям.

Профессия сотрудника полиции предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он ни был занят, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Под воздействием перегрузок в работе многие сотрудники постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность.

Изучение основ юридической психологии позволяют юристу преодолевать негативные психологические состояния, а уравновешенность эмоционально-волевой сферы личности является важным фактором, обеспечивающим продуктивность устойчивости психического здоровья юристов.

Подготовка специалистов - юристов имеет большое значение для решения задач формирования правового государства.

Цель изучения юридической психологии это подготовка профессиональных юристов к самостоятельной деятельности в качестве дознавателей, следователей, судей, полицейских с использованием методов психологии.

Юридическая психология основывается на общую психологию, которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.

В юридической психологии широко проводится изучение профессионально важных качеств (ПВК), особенностей профессиональной деятельности и отбора кадров, включающее различные аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический.

Качественная подготовка юристов к сложным условиям их деятельности была и остается приоритетной задачей юридических учебных заведений. Итоговые цели педагогов здесь отличаются известным дуализмом. С одной стороны, необходимо подготовить специалиста, обладающего знаниями, навыками и умениями, по соответствующей специальности. С другой стороны, нужно учитывать специфику будущей служебной деятельности и вооружить будущих юристов специальными психологическими знаниями.

Список литературы

1. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: СЭМ, 2005

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2009.

. Шмыков В.И. Учебная программа психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006.

. Еникеев М.И. Юридическая психология. М. Норма, 2008

. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. Инфра М, 2009

Теги: Значение юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов Реферат Психология

Правосудие

Правовая психология — это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты и процессы реализации правотворчества, правопонимания, формирование правосознания, а так же социализации личности в сфере права.

Правовая психология выступает в качестве некоторого набора привычек, стереотипов поведения, которые являются реакцией общества и социальных групп на отдельные правовые нормы, общие принципы организации правового порядка, а также юридические организации.

В более простой формулировке под правовой психологией подразумевается отношение человека к праву, закону и его представителям. При этом подобные отношения могут являться удовлетворенностью, негодованием, возмущением, удовольствием.

Объект и предмет правовой психологии

Предмет изучения правовой психологии — психологические особенности взаимодействия людей в ходе реализации правовых отношений и правоприменительной деятельности.

В качестве объекта изучения в юридической психологии выступают конкретные типы людей и их общности с точки зрения правовой активности существующих процессов правового регулирования.

Основными задачами подобного направления рассматриваются: психология правовой социализации, ее недостатки, потенциальные психологические предпосылки производительности правовых общепризнанных норм и правил.

Структура правовой психологии

Традиционно в структуре правовой психологии выделяют следующие компоненты:

  • Общая часть. Состоит из перечня основных положений современной психологии, а также конкретные инструменты для заимствования некоторой информации из смежных областей;
  • Специальная часть. Данная категория также делится на перечень основных разделов, среди которых можно выделить криминальную психологию, психологию жертвы, следственную психологию, криминалистическую психологию, судебную психологию и множество других категорий. Все они позволяют наиболее полно охватить различные правовые ситуации, связанные с психологическим восприятием того или иного факта.

Задачи правовой психологии

Правовая психология призвана решать следующие задачи:

  • Изучение различных возникающих психологических явлений, а также закономерностей человеческой деятельности в процессе правотворчества и формирования правосознания;
  • Проведение исследования психологических предпосылок эффективности правовых норм. Здесь становится важным изучение специфики вхождения психологических терминов в уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения;
  • Проведение исследования особенностей психологии юридического труда, разработка определенные рекомендации для улучшения профессионального мастерства всех работников правоохранительных органов. Крайне важным является осуществление деятельности по профориентации, профотбору и профессиональной консультации;
  • Проведение анализа психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений с целью создания определенных рекомендаций для исправления и перевоспитания осужденных. Здесь также разрабатывается комплекс мер, позволяющих подготовить осужденного к будущему освобождению из мест лишения свободы;
  • Определение основных психологических направлений исследования личности преступника и жертвы.

Принципы правовой психологии

Под принципом подразумеваются основные идеи и концепции, которые пронизывают общую систему знаний в направлении юридической психологии. Стоит понимать, что перечень подобных подходов в значительной степени отличается в литературе. При обращении к юридической современной психологии можно выделить следующие принципы:

  • Объективность. Деятельность специалистов должна быть полностью непредвзятой.
  • Детерминизм. Поиск причин и факторов, которые привели к правонарушению.
  • Единство. Рассмотрение видов деятельности, которые оказывают значительное влияние на поведение.
  • Развитие. Важность воздействия окружающей среды на личностные изменения.
  • Личностный подход. Изучение личности как конкретного субъекта правопослушной деятельности.
  • Системность. Рассмотрение факторов, которые являются определяющими с точки зрения психики человека.

Методы правовой психологии

Методы правовой психологии характеризуются наличием некоторой специфики, которая формируется в связи с особенностями изучаемых субъектов. В качестве основной методики рассматривается структурный анализ, который позволяет определить имеющиеся функциональные зависимости всех исследуемых объектов. Довольно часто используется структурно-генетический анализ, позволяющий обнаружить связь между функционированием человека и личностным развитием. К числу иных методов исследования в юридической психологии относится:

  • Естественный эксперимент. Используется для определения правдивости показаний при определении воздействия окружающей среды;
  • Метод беседы. Подразумевает ведение доверительной беседы.
  • Метод анкерный. Подразумевает проведение опроса большой категории лиц.
  • Метод изучения гражданских дел. Позволяет определить все ошибки, которые появились в ходе следствия;
  • Проведение личностно-диагностических тестов.
  • Биографический метод.

Психологическая теория права Л. Петражидского

Наибольшее влияние на развитие российской психологической школы права оказал Лев Иосифович Петражицкий, профессор факультета юриспруденции в Петербургском университете. По его мнению, право должно определяться как некоторая совокупность психических элементов, которые полностью формируются в зависимости от психических особенностей индивида, придающих поведению характер общеобязательности.

Также по мнению Л.И. Петражицкого основным источником права должна выступать эмоциональная сфера человека. В его психологической теории права эмоции подразделяются на правовые и моральные. Правовые эмоции обладают атрибутивно-императивным характером, то есть позволяют продемонстрировать конкретные потребности индивида с точки зрения чувственного переживания долга. При этом моральные эмоции являются внутренними определяющими факторами для поведения человека.

С точки зрения правовой психологии Л.И. Петражицкий выделил следующий перечень социальных сфер:

    В эту категорию входят официальные отношения людей, определяемые набором формальных правил;
  • Преступная правовая психика.
  • Императивно-атрибутивные переживания.
  • Правовые переживания.

Как итог, можно отметить, что Лев Иосифович Петражицкий определял правовую психологию как крайне важную часть в жизни каждого человека, придавая ей статус регулятора поведения в социуме.

Отличия правовой идеологии и правовой психологии

Крайне важным при рассмотрении подобных категорий является умение продемонстрировать связь и отличия правовой психологии и идеологии. Стоит учитывать, что правовая психология позволяет отражать правовую действительность в качестве набора несвязанных фактов, не рассматривая ее как единую систему. При этом правовая идеология является полной противоположностью, задача которой заключается в рассмотрении правовой действительности в качестве единого целого. Правовая психология является более быстрым инструментом реагирования на формирующиеся изменения правовой действительности, поскольку все изменения воспринимаются непосредственно субъектом.

Связь между правовой идеологией и психологией состоит в следующем: в отрыве от правовой психологии правовая идеология лишается определённой эмпирической базы, становится оторванной от реальности и неэффективной. При этом, их единство обеспечивает наиболее полное и корректное отображение особенностей общественного бытия, а также позволяет оказать активное влияние на всю социальную жизнь общества.

Гост

ГОСТ

Понятие правовой психологии

Правовая психология является разделом юридической психологии и изучает психологические механизмы и закономерности реализации правотворчества и правопонимания, формирование правового сознания, правоисполнительного поведения, а также правовой социализации человека.

В процессе правовой социализации наблюдается усвоение гражданами законов, правовых требований и знаний, определяющих поведение, осознание людьми своих прав и возможных способов их реализации, понимание правовых взаимоотношений между людьми, группами и социальными институтами. Это возможно при развитии человека в рамках социума, где создаются условия, которые дают человеку представления о правовых санкциях, нормах, ролевых предписаниях, ценностях, а также обеспечивают их перевод во внутренний план и превращают в личные поведенческие регуляторы.

Самое первое знакомство человека с правовой культурой происходит еще в детстве. Посредством сказок формируются первые юридические представления, в ролевых играх приобретаются понятия о представителях и функциях права, из СМИ, разговоров со взрослыми, чтения литературы появляются знания о правовых ценностях, стандартах нормативно-оценочного поведения. Возникшая индивидуальная правовая картинка мира с возрастом значительно уточняется и обогащается, при усложнении форм текущей деятельности, расширении ореола общения, реализации попыток самореализации и самоактуализации.

Итог правовой социализации личности проявляется в возникновении индивидуального правосознания.

Индивидуальное правосознание - это система знаний, представлений о правопорядке определенного общества и правоисполнительном поведении.

Содержание правосознания отдельно взятого человека зависит, прежде всего, от уровня его зрелости в личностно-гражданском аспекте. Уровень определяется объемом и характером приобретенного правового опыта и фактически зависит от степени освоения доминантной в обществе правовой культуры и субкультур конкретных социальных групп этого общества, в которые человек включен.

Готовые работы на аналогичную тему

В развитой правовой культуре выделяется три звена тесно взаимосвязанных между собой:

  • правовая осведомленность;
  • согласие с правом и позитивное психологическое отношение к нему;
  • интерноризация права, которая подразумевает включение права в систему личных ценностных ориентации, в потребности и мотивы личности, что выражается в правомерном ее поведении.

Формирование и развитие правовой культуры в онтогенезе

В процессе взросления человека важными агентами формирования правосознания выступают семья, референтные группы сверстников, школа, трудовой коллектив, СМИ. Механизмами формирования правосознания при этом выступают:

  • внушение,
  • идентификация,
  • заражение,
  • убеждение,
  • подражание.

Психологический механизм идентификации проявляется как отождествление индивида с другим индивидом, что порождает воспроизводство его поведения, чувств и мыслей.

Психологический механизм внушения - это специфический вид целенаправленного, неаргументированного эмоционально-волевого воздействия одного человека на группу людей или другого человека.

Заражение представляет собой бессознательную подверженность человека определенным психологическим состояниям, когда происходит некритическое принятие чувств и информации.

Подражание - это способ воздействия друг на друга людей, результатом которого является неосознанное воспроизводство поведенческих паттернов и личностных черт.

Убеждение - метод воздействия на личностное сознание посредством обращения к собственным критическим суждениям человека для формирования мировоззрения и определенных взглядов.

Интерноризация правовых ценностей и норм в процессе социализации вначале происходит преимущественно на бессознательном уровне. Для ребенка значимыми фигурами идентификации выступают учителя и родители. От них они узнают правила поведения в различных ситуациях, с них копируют модели социального поведения. Глубина усвоения образцов поведения и степень принятия социальных ценностей при этом во многом зависят от эмоционального отношения ребенка к конкретным лицам. При наличии благоприятных условий правовой социализации личности достигается наиболее высокий уровень индивидуального правосознания и достаточно развитыми оказываются все структурные компоненты правосознания.

Дефекты в правовой социализации

Отклонения в правовой социализации личности возникают по следующим причинам:

  • воспитание в социально неблагополучных семьях;
  • конфликты с родителями;
  • трудности саморегуляции;
  • сближение с асоциальными неформальными группами сверстников.

Следствием этого может быть совершение незначительных правонарушений и очень серьезных преступлений. Важной предпосылкой к противоправным деяниям является влияние особой ментальности, которая сложилась в нашем обществе в советский период. Она часто приводит к недооценке ценности права, т.е. правовому негативизму и к безответственному отношению к закону, т.е. к правовому инфантилизму, а также к полному неприятию норм права - правовому нигилизму.

Работа состоит из 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:

— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;

— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);

— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

— Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.

Правовая психология является также наукой, изучающей отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. Право представляет основную форму социального регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества. Из истории известно, что право возникло в связи с расслоением общества на классы из-за возникшей необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и упорядочения его социальной активности. В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право также отражает особенности поведения людей в конкретном историческом периоде. В современной ситуации правовая психология рассматривает право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей рассматриваются в нравственном аспекте, поэтому справедливость является условием нормального развития общества — это социально должное, в то время как несправедливыми и безнравственными являются беззаконие и произвол. Особо подчеркнем, что общеобязательную силу способна приобрести только та правовая норма, которая может выполнять функцию нормы социальной, иными словами, отвечать социальным запросам общества и самой личности, соответствовать социально-психологическому механизму общечеловеческого поведения. Именно поэтому социально-психологическими аспектами являются престиж права, солидарность личности с принимаемыми законами, правовая социализация личности.

История развития правовой психологии

П. И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Далее правовая психология существовала в рамках других разделов юридической психологии. Лишь около 20 лет назад российским ученым В. В. Лазаревым предпринималась теоретически оригинальная и полемически острая попытка обосновать необходимость правовой психологии.

-изучение роли и соотношения социально- и индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения;

-изучение мотивации различных видов правонарушений, роли различных мотивов в преступном поведении;

-изучение особенностей психических состояний в условиях преступного деяния, психологии групповых преступлений и рецидивной преступности.

Объектом пенитенциарной психологии являются люди определенной группы: правонарушители, отбывающие уголовные наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми.

Цель пенитенциарной психологии перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного. Задачи пенитенциарной психологии:

1. Важнейшей задачей пенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи исправительно-трудовой психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.

2. В задачу исправительно- трудовой психологии входит также исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т. е. изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания.

3. Задача изучения особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями. Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в исправительно-трудовые учреждения различных видов.

4. Задача разработки психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной рабаты, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

5. Задача исследования психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ.

6. Задача изучения особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними.

7. Задача учета таких явлений как самоисправление, самовоспитание правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо глубоко исследовать, и обосновывать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.

8. Важной задачей является социально-психологический анализ деятельности работников исправительно-трудового учреждения и психологическая подготовка их к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.

9. Задача научного анализа и критического использования передовых взглядов отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии.

Читайте также: