Предпринимательская структура организации доклад

Обновлено: 05.05.2024

Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия, произошедшие во внешнем окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских. Появление этих организаций было связано с необходимостью создания реальных экономических ценностей на устойчивой и постоянной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении возможностей. Этого также требовала необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности за создание этих экономических ценностей. И наконец, предпринимательские структуры как способ вознаграждения отдельных лиц и групп были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами.

Предпринимательские структуры, о которых идет речь, не следует отождествлять с малым бизнесом, открытием бизнеса, инвестиционными проектами и просто способом быстрого обогащения. Предпринимательские организации не связаны с размером бизнеса, с какой-то определенной отраслью, с территорией или с культурой.

Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, заем и т.п.).

Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, а не на необходимости использования ресурсов. С точки зрения организационного построения предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.

На рис. 41 приводится принципиальная схема структуры предпринимательской организации.


Рис. 41. Принципиальная схема предпринимательской организации

Предпринимательская организация с позиций структурного взгляда на нее представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство этой организации. При этом руководство не только меняет свое место, но и меняет свои основные функции. Главной обязанностью руководства предпринимательской организации вместо традиционного контроля является всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес.

Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них — это ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т.д.). Задача этого блока — обеспечение ресурсами усилий работников, делающих бизнес.

Второй блок — это подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес.

Третий блок состоит из консультантов, а точнее, бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес.

На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок, на котором они занимаются поиском и реализацией возможностей. Эти ячейки на деле являются небольшими автономными группами работников, объединенных по критерию бизнеса, который они делают. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами, или компаниями.

Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия, произошедшие во внешнем окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организационных структур, получивших название предпринимательских. Появление этих организационных структур было связано с необходимостью создания реальных экономических ценностей на устойчивой и постоянной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении возможностей. Этого также требо­вала необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности за создание этих экономических ценностей. И нако­нец, предпринимательские структуры как способ вознаграждения отдельных лиц и групп были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельны­ми лицами и группами. Предпринимательские организационные структуры ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контро­лируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизоди­ческой и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, займ и т.п.). Структура управле­ния предпринимательской организацией характеризуется малым ко­личеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производитель­ности, а на основе эффективности. Мотивация предприниматель­ской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, а не на необходимости использования ресурсов. С точки зрения организационного построения, предпринимательские струк­туры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координа­ции, как это имеет место в традиционных организациях. Сконцент­рированное развитие заменяется развитием по многим направлени­ям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.

Схема предпринимательской организационной структуры представлена на рисунке 36.Предпринимательские организационные структуры не следует отождествлять с малым бизнесом, открытием бизнеса, инвестицион­ными проектами и просто способом быстрого обогащения.

Предпри­нимательская организационная структура не связаны с размером бизнеса, с какой-то определенной отраслью, с территорией или с культурой. Предпринимательская организационная структура с позиций структурного взгляда на нее представляет собой перевернутую пирамиду, в основа­нии которой находится руководство этой организации. При этом руководство не только меняет свое место, но и меняет свои основные функции. Главной обязанностью руководства предпринимательской организации вместо традиционного контроля является всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес. Предпринимательская организационная структура создается тогда когда

важным является удовлетворение потребителя и когда существенна роль подразделений, непосредственно работающих с потребителем. Основная же роль руководства организации состоит в том, чтобы обеспечить деятельность подразделений, работающих с потребителем непосредственно.

Рис. 36 Схема предпринимательской организационной структуры

Рыночно-ориентированная организационная структура

Эта организационная структура быстро адаптируется к изменениям на рынках сбыта, для которой основным ресурсом становится система управления, обеспечивающая качественное выполнение полученного заказа, включая сквозное планирование и единую информационную систему. К основным качествам такой организационной структуры от­носятся гибкость, адаптивность, эффективное использование инноваций. Подразделения таких организаций также пользуются значительной сте­пенью автономии. Схема рыночно - ориентированной организационной структуры приведена на рисунке 37. Эта организационная структура создается тогда, когда важным является удовлетворение потребителя и когда существенна роль подразделений, непосредственно работающих с потребителем.

Рис. 37. Схема рыночно - ориентированной организационной структуры


ПОНИМАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По мнению П. Друкера предпринимательство является разновидностью социальной деятельности – специфической деятельностью, связанной с инновациями. Причем предпринимательство не ограничивается экономической сферой, несмотря на то, что именно в ней зарождается.[8]

В связи с усложнением экономических связей расширяются и границы предпринимательской деятельности. В таких условиях предпринимательство переходит в обширную форму предпринимательских структур.

По мнению Л.Е. Ткачевой, предпринимательскими структурами являются самостоятельно функционирующие экономические единицы, деятельность которых подчиняется законам предпринимательства и заключается в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка [2]. И.Н. Герчикова характеризует предпринимательскую структуру как состав субъектов рыночных отношений, в число которых входят только те организационно-хозяйственные единицы, целью которых является получение прибыли как конечного результата деятельности [9]. Следует отметить, что в работах В.М. Кошелева, предпринимательская структура описывается как юридическая форма коммерческого образования, занимающаяся от своего имени предпринимательством, т.е. извлекающая прибыль из результатов деятельности[3]. Исходя из закрепленного в законодательном порядке определения термина предпринимательской деятельности и вышеизложенных трактовок, под предпринимательской структурой следует понимать структурный состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся организационно-хозяйственные единицы, созданные с целью получения прибыли как конечного результата и функционирующие на новаторской (инновационной) и рисковой основе.

Таким образом, предпринимательская структура – это такая структура, деятельностью которой является рациональное использование факторов производства для создания качественно нового продукта, а также получение прибыли, использование средств технического прогресса, что связано с появлением различных рисков, при этом ответственность полностью возложена на экономически самостоятельных частных лиц или организаций – создателей такой структуры.

Предпринимательские структуры в настоящее время имеют многоуровневый характер. Они структурируются не только по горизонтали, но и по вертикали – корпоративный, муниципальный, федеральный (для России) и межстрановый уровни. Причем по вертикали могут формироваться структуры, минуя приведенный порядок. Так, корпоративные объединения и отдельные предприятия могут входить в состав межстрановых предпринимательских структур. Также следует выделить международные структуры, объединяющие предпринимателей по производственной деятельности (корпорации, синдикаты, холдинги, концерны, картели и т.п.), по отраслевому признаку, по общей проблематике предпринимательской деятельности. Кроме того, среди новых предпринимательских структур в последние годы в России резко увеличилось число акционерных обществ, инвестиционных фондов и компаний. Инвестиционная компания формирует свои ресурсы путем размещения акций среди юридических лиц. Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все предпринимательские структуры функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательствами соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения организации (фирмы), ответственность и правомочия ее членов, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления.

Развитие предпринимательских структур является процессом перехода от одного качественного состояния к другому, более совершенному, от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие предпринимательской структуры – это многоцелевой, многоаспектный процесс, оценивая который следует решать следующие задачи:

Более подробно схема взаимосвязи внутренних элементов предпринимательской структуры и ее основных элементов представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема взаимосвязи элементов предпринимательской структуры

На основе данных рисунка, видно, что центральным звеном предпринимательской структуры является сам предприниматель, от его способностей к организации и управлению во многом зависит эффективность функционирования предпринимательской структуры. Руководство выполняет управленческие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. При этом в малом и среднем бизнесе позиции руководителей и предпринимателей нередко совмещены. Потому что вэффективно действующей предпринимательской структуре ни одна операция не должна оставаться без контроля со стороны руководителя. Контроль бухгалтерского учета может проводиться как случайным, ручным способом, так и в систематизированном, запрограммированном, а значит и обязательном, порядке.

Следующим важным элементом является персонал, организация деятельности которого происходит посредством формирования руководством организационной структуры, штатного расписания и внутренних регламентов работы.

В число элементов предпринимательской структуры целесообразно также включить основные ресурсы, используемые в процессе ее деятельности: информационные ресурсы, предметы труда, средства труда и технологию.

Данный рисунок отражает простой способ построения предпринимательской структуры ориентированной на одно направление деятельности. Если таких направлений несколько, то каждое из них целесообразно выделить в отдельный блок, ориентированный на определенный рынок. Такой блок на практике представляет собой автономную группу работников, располагающих всеми необходимыми ресурсами, а с юридической точки зрения является отдельным подразделением или даже фирмой. Такое построение предпринимательской структуры позволяет ей своевременно и гибко реагировать на изменения внешней среды. И обеспечивать развитие и совершенствование всех элементов позволит избежать возникновения различных угроз.

Таким образом, в настоящее время существует достаточное разнообразие предпринимательских структур, каждая из которых нацелена на получение прибыли и привлечению потребителей производимого продукта, что способствует социально-экономическому развитию территории.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Феде- ральный закон 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.04.2011] // Свод законов РФ. – 1994. – №32.

2. Ткачева, Л.Е. Концептуальные основы процессов управления предпринима- тельскими структурами [Текст] / Л.Е. Ткачева // Транспортное дело России. – 2008. – № 5. – С. 114 – 117.

5. Буров В.Ю. Сущность и содержание современного малого предпринимательства: теоретические аспекты // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 31–32.

6. Лапуста М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста и др. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питерс. – М., 1992.

8. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. – М., 1992.

9. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник для вузов [Текст] / И. Н. Герчикова.– М. : ЮНИТИ, 2007. – 499 c.

Гост

ГОСТ

Многомерная организация

Если в матричной модели организации основными направлениями измерения были ресурсы и результаты, то при многомерной организации исследуются территория рынок и потребитель. Матричная система представляет собой комбинацию линейно-функциональной и дивизионной модели организационной структуры.

Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

  • снабжение производства требуемыми материальными ресурсами;
  • организация производства под конкретного потребителя, территорию или рынок;
  • организация обслуживания определенного потребителя на определенном рынке и территории, а также выполнение соответствующих операций.

Эти автономные группы, как правило, называют центрами прибыли из-за структур выполняемых ими задач. Иногда, эти группы могут представлять собой отдельные компании.

Структура многомерной организации

Рисунок 1 – Структура многомерной организации

Многомерные организации сами проектируют бюджет каждого подразделения, задача руководства – это инвестирование средств и выделение займов.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако многомерные организации очень дорогостоящее решение, так как они требуют:

  • найма специалистов и профессионалов;
  • эффективной организации связей и операций;
  • развитой организационной культуры;
  • наличие развитой сети заказчиков и поставщиков;
  • развитой инфраструктуры.

Основная идея – это создание каждого подразделения как отдельной организации.

Акофф считает, что многомерная структура применима к любому подразделению независимо от его размеров, и даже считает преимуществом небольшой размер штата подразделения и широкое разнообразие обязанностей руководителя. Такой тип организации позволяет обрести независимость даже мелким подразделениям, территориально удаленным от центрального подразделения. Это позволяет приблизиться к рынку и конечному потребителю и принимать необходимые решения более оперативно.

По мнению Р. Акоффа, многомерные организации обладают следующими преимуществами:

  • нет необходимости в глобальной реорганизации имеющихся структур. Все ресурсы перераспределяются руководством организации;
  • создание, ликвидация, модификация одного подразделения не оказывает сильного влияния на остальные;
  • роль руководства остается ведущей, а делегирование полномочий развивается;
  • контроль работы каждого образование осуществляется на основе критерия прибыли, что исключает имитирование занятости и распространения бюрократии. Прибыль - источник развития бизнеса, а цель – развитие многомерной организации и ее участников.

Предпринимательская организация

Быстро и постоянно развивающаяся окружающая среда способствовала созданию нового типа организации – предпринимательской организации.

Такие организации появились в ходе поиска возможностей создания устойчивых и постоянных экономических ценностей. Основным толчком к этому была необходимость повышения уровня мотивации работников к осознанию ответственности за создание экономических ценностей.

Также данные структуры были созданы для поиска баланса между выгодами и рисками, которые могут получить и разделить отдельные лица или группы лиц.

Предпринимательские структуры, не следует приравнивать к малому бизнесу, открытию бизнеса, инвестиционным проектам и способам быстрого обогащения. Предпринимательские организации не имеют связи ни с размером бизнеса, ни с какой-то определенной отраслью, ни с территорией или культурой.

Основной ориентир предпринимательских организаций – это рост.

Опорой таких организаций являются не контролируемые ресурсы, а возможности. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, займ и т.п.).

Преимуществом предпринимательской организации является малое количество иерархических уровней, что обеспечивает соответствующую гибкость системы. Также система характеризуется сетевым построением модели организационной структуры. Основным критерием оценки деятельности является эффективностью. Главным источником мотивации считают поиск возможностей и достижение результата.

Базисом для построения предпринимательской организационной структуры называют индивидуальную инициативу, а не координацию, как в обычных организационных структурах.

Развитие организации ведется по различным направлениям, и индивидуальная компетентность преобладает над организационной. Ключ к успеху организации это – группы людей или отдельные члены организации и уровень их квалификации.

Структура рассматриваемой организации представлена на рисунке 2.

Структура предпринимательской организации

Рисунок 2 – Структура предпринимательской организации

Структура предпринимательской организации имеет вил перевернутой пирамиды, где основание – это руководство организации, в отличие от традиционных структур, где руководство находится на верху пирамиды, также изменяется набор функций руководства. Основная функция руководства в предпринимательской организации – это поддержка усилий работников, приносящих вклад в развитие бизнеса.

Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них — это ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т.д.). Задача этого блока — обеспечение ресурсами усилий работников, делающих бизнес.

Второй блок — это подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес.

Третий блок состоит из консультантов, а точнее бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес.

На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок, на котором они занимаются поиском и реализацией возможностей. Эти ячейки на деле являются небольшими автономными группами работников, объединенных по критерию бизнеса, который они делают. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами, или компаниями.

Читайте также: