Портреты анны ахматовой доклад

Обновлено: 06.05.2024

О поэтессе

Настоящее имя поэтессы - Анна Андреевна Горенко. Родилась в 1889 году и принадлежала семье землевладельцев высшего сословия. Она выросла в Царском Селе, ​​респектабельном районе на окраине Санкт-Петербурга. Отец Ахматовой настоял на том, чтобы девушка писала под псевдонимом (уж очень опасно было писать под своей родной фамилией, да и отца такая сомнительная для него слава была не нужна). Именно в Петербурге, в крупном универмаге, Ахматова встретила своего будущего мужа Николая Гумилева. Он преследовал ее в течение многих лет, даже пытаясь покончить жизнь самоубийством во имя неразделенной любви. Вскоре долгие ухаживания привели к заключению брака и последующему рождению сына. Мальчика назвали Львом. Для своей творческой деятельности Анна выбрала фамилию Ахматова в честь дальнего родственника татарского происхождения.

Ахматова в молодости

Интересные факты об Ахматовой:
⦁ Ее стиль, характеризующийся эмоциональной сдержанностью, был поразительно оригинальным и характерным для современников серебряного века.

⦁ Ее работы были осуждены и подвергнуты цензуре сталинскими властями. Но она была достаточной храброй, чтобы продолжать тайно писать и оставаться в России, выступая свидетелем происходящих вокруг нее событий.

⦁ Ее темы обширны: скоротечность времени, память, трудности жизни, любовь и пр. Любовь была доминирующей темой в поэзии Ахматовой, а ее голос буквально опьянял читателей с самого начала.

⦁ Ее поэзия вдохновляла и помогала профессионально расти большому кругу молодых советских писателей и поэтов (практически вырос под ее мудрым наставничеством Иосиф Бродский).

⦁ Ее момориальную церемонию сопровождали тыячи людей. Она умерла в 1966 году в возрасте 76 лет. Были организованы две церемонии в Москве и Ленинграде.

Жизнь Анны Ахматовой в 7 портретах известных художников

Какие же самые известные портреты поэтессы?

1. Шестандцать портретов Модильяни (1911)


Столетие назад русская поэтесса Анна Ахматова околдовала Париж и. Амедео Модильяни. 21-летняя Анна Ахматова с вороньими глазами и восхитительно красивыми волосами приехала в Париж в 1910 году вместе со своим мужем. У пары был медовый месяц. Будучи известными поэтами в своей родной России, они направилась прямо к Монпарнасу, любимому месту парижского авангарда. Здесь они познакомились с художниками, скульпторами, поэтами и композиторами, которые переехали в этот район с Монмартра в поисках дешевой аренды, дешевых кафе и разрушенных зданий, которые могли бы служить в качестве студий. Одним из них был 25-летний Амедео Модильяни, художник с аристократическим римским носом, сильной челюстью и шевелюрой черных волос. Он очаровал Анну. Это была встреча сердец и умов. На протяжении всего своего пребывания в Париже Модильяни неоднократно водил ее в египетскую галерею Лувра, чтобы лицезреть поэтессу среди статуй и фризов. Удлиненное тело Ахматовой и нос с изящной горбинкой олицетворяли египетских богинь и королев, которые восхищали Модильяни. Художник написал 16 портретов Ахматовой.

Портреты Ахматовой (Модильяни)

2. Самый известный портрет: Натан Альтман (1914)

Портрет Ахматовой (Альтман)


Этот портрет - одно из лучших произведений русского художника Натана Альтмана и самое известное воплощение образа поэтессы. Натан Исаевич Альтман (1889 - 1970) был русским и советским художником-авангардистом, художником-кубистом, сценографом и иллюстратором. Он родился в семье еврейских купцов. Знаменитый портрет был вдохновлен поэзией и личным знакомством с Анной Ахматовой в Париже в 1911 году и в Санкт-Петербурге. Портрет был включен в шорт-лист на Нобелевскую премию в 1965 году и получил второе место. На картине поэтесса изображена именно такой, какой ее помнят многие современники - высокая, стройная, с угловатыми формами и острым профилем лица. И, конечно, грустный взгляд. Поэтесса изображена на фоне сверкающих кристаллов, символизирующих мир возвышенных и абстрактных снов.

3. Портреты, полные утрат: Юрий Анненков (1921)

Портреты Ахматовой (Анненков)

Анненков - художник-герой. Ему удалось пережить сталинские репрессии, убийство Троцкого, свержение культа личности Сталина. Он видел успех передовой советской науки в космосе и в то же время интенсивное политическое преследование в СССР. А в конце своего творческого периода бывший художник-революционер Анненков стал иллюстратором запрещенных книг Александра Солженицына.

4. Портрет в период трагедий: Кузьма Петров-Водкин (1922)

Портрет Ахматовой (Петров-Водкин)

Ахматова, Гумилев и сын Лев

5. Черный ангел и идеальный профиль: Николай Тырса (1928)

Портреты Ахматовой (Тырса)

6. Предвоенный портрет: Вениамин Белкин (1941)

Портрет Ахматовой (Белкин)

7. Измученная, но такая же сильная: Моисей Лянглебен (1964)

Моисей Лянглебен


На портрете 1964 г. художника Лянглебена изображена измученная болезнями и невзгодами, но не сломленная женщина, пережившая смерть мужа, арест и заключение сына, литературную травлю, уход родных людей и забвение. За год до ее смерти, в возрасте 75 лет, когда ее стихи не публиковались на ее родине в течение 18 долгих лет, Ахматова была приглашена в Англию и получила докторскую степень в Оксфордском университете.

Жизнь Анны Ахматовой в 7 портретах известных художников


В торжественной речи было сказано, что «эту величественную женщину по праву называю второй Сапфо (древнегреческая поэтесса и музыкант). В ноябре 1965 года, вскоре после того, как ей разрешили поехать в Англию, чтобы получить почетную докторскую степень, она перенесла сердечный приступ и умерла. Впоследствии талант и достояние Анны Ахматовой будут признаны во всем мире.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Н. Альтман. А. Ахматова, 1914. Фрагмент


Трудно сказать, сколько всего существует портретов Анны Ахматовой , – ее писали знаменитые художники начала ХХ в.: А. Модильяни, З. Серебрякова, Н. Альтман, Ю. Анненков, К. Петров-Водкин и многие другие, и на всех полотнах она абсолютно разная. Чеканный профиль, нос с горбинкой, прямая челка, королевская осанка – ее черты знакомы каждому школьнику. Но есть что-то неуловимое, изменчивое, что всегда словно ускользает от художников. И загадка Анны Ахматовой так и остается неразгаданной.

А. Модильяни. Обнаженная, 1911

В 1910 г., во время медового месяца с Н. Гумилевым в Париже, Анна Ахматова познакомилась с молодым, еще не известным и бедным художником Амедео Модильяни. Он предложил написать ее портрет, и она согласилась. Ахматова никогда не говорила о том, какие чувства между ними тогда возникли, но художник написал несколько ее портретов и продолжал писать ей письма после ее отъезда.

А. Модильяни. А. Ахматова, 1911

Н. Альтман. А. Ахматова, 1914

В 1914 г. был создан один из самых знаменитых портретов Ахматовой кисти Н. Альтмана. Он увидел ее царственной, величественной, самоуверенной, но одновременно хрупкой, беззащитной и женственной. Художник пытался передать саму ее сущность, созданный им образ настолько притягателен, что многие называют эту работу лучшим портретом поэтессы.

О Кардовская. Портрет А. Ахматовой, 1914

Ю. Анненков. Портрет А. Ахматовой, 1921

Слева – З. Серебрякова. Анна Ахматова, 1922. Справа – К. Петров-Водкин. Анна Ахматова, 1922

В 1922 г. появились два новых портрета, создающие кардинально противоположные образы. Ахматова Зинаиды Серебряковой – трогательная, нежная, необычайно женственная. Абсолютно иной увидел ее Кузьма Петров-Водкин, на его портрете запечатлен сдержанный и строгий стоик, мужественно переносящий испытания, поэт, поглощенный тем, что происходит внутри. Его Ахматова лишена привлекательности и женской прелести, в ее лице больше мужских черт.

Н. Тырса. А. Ахматова, 1927-1928

В 1927-1928 гг. серию графических портретов Ахматовой пишет художник Н. Тырса. Эти портреты лаконичны, но очень выразительны. Они выполнены в необычной манере – копотью от керосиновой лампы в сочетании с акварелью. Художник создал тонкий, строгий, поэтический, одухотворенный и скорбный образ поэта.

М. Лянглебен. А. Ахматова, 1964

Анна Ахматова в изобразительном искусстве

Образы замечательной поэтессы Анны Ахматовой проходят перед нами в многочисленных портретах, написанных с натуры, а потому особенно интересных. В 1910 году в Париже Ахматова познакомилась с художником Модильяни, часто бывала в его мастерской. Он нарисовал с нее несколько рисунков, один из них поэт Осип Мандельштам описал так:

Вполоборота, о печаль, на равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела ложноклассическая шаль.


А. Ахматова (рисунок Модильяни)

Впоследствии ее портреты создавали многие видные художники начала века. Но самый известный из написанных до революции, - портрет, написанный художником Альтманом.

Это было в 1913 году в Петербурге.
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной Невской дельте.

То есть на Васильевском острове, где Анна Ахматова жила в студенческом общежити. Художник Натан Альтман жил неподалеку, в меблированных комнатах. Мастерская Альтмана помещалась в мансарде, и Ахматова описала, как она

Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака.

Мельком они познакомились двумя годами раньше в Париже. Он был тогда еще очень молод - 22-х лет, уроженец Винницы, нерадивый ученик художественного училища в Одессе. В Париж он отправился в "поисках самого себя". Штудировал в музеях великих испанцев: Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко. Однако, его привлекали "кубисты" с их математически строгим анализом формы.

(Кубизм зародился в первом десятилетии 20-го века, это одно из наиболее самобытных течений модернизма. Создателями этого течения были художники Пабло Пикассо и Жорж Брак. Кубисты упрощали предметы до геометрических форм - шара, куба, цилиндра, призмы. Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и угловатым )

Писал тогда Альтман тщательно и добросовестно, но мало вдохновенно. На его полотнах были портреты, пейзажи, натюрморты. Альтман обладал противоречивым характером: тянулся в разные стороны и хотел соединить несоединимое. Поэтому, вернувшись в Россию, он то выставлял свои работы в объединении "Мир искусств", то присоединялся к авангардистам. В Петербурге он вращался в кругу художественной богемы - художников, писателей, артистов. Его любили, он был общительный, добрый, красивый. Говорят, встречая его, Осип Мандельштам всякий раз декламировал шуточные стихи собственного сочинения:

Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит - Альтман
Очень старый человек.

Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он не веселый,
Очень старый человек.

В 1913 году "очень старому человеку" было 24 года. Он встретился с Ахматовой случайно - в артистическом подвале "Бродячая собака" и был поражен ее обликом и сразу же попросил Ахматову позировать, она согласилась, и вскоре начались долгие сеансы в мастерской - мансарде на Васильевском острове.

Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистел перед мольбертом
И жаловался весело и грустно
О радости небывшей говорил.

Ахматова в это время уже несла бремя своей внезапной славы, придавшей этой молодой женщине, ровеснице художника, нечто царственное. Ее неизменную челку воспевали Блок и Мандельштам. В одном из стихотворений того времени Ахматова описывает себя так:

На шее мелких четок ряд, в широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят и больше никогда не плачут.
И кажется, лицо бледней от лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей моя незавитая челка.


Портрет А. Ахматовой (худ.Альтман)

Такой она и представлена на портрете Альтмана. Но художнику не хотелось ограничиваться только передачей выразительной внешности, ему важно было передать сущность характера, поэзию души.

Внимание зрителя привлекает строгий силуэт модели, уверенной в себе женщины, почти акробатически гибкой, изящной и женственной. На заднем плане мерцают дробящиеся кристаллические структуры, создающие подобие сказочного царства. Интенсивность синего и желтого цветов платья контрастирует с приглушенностью полупрозрачных зеленоватых и голубых тонов фона, сверкающих на холсте подобно драгоценным камням.

Когда писался этот портрет, Ахматова жила в Петербурге одна, покинув Царское Село и дом, где они жили с Гумилевым. Наступил ее окончательный с Гумилевым разрыв и начиналась как бы другая жизнь, и она испытывала чувство нового рождения - и это чувство каким-то непостижимым образом Альтман увидел и запечатлел в портрете. Ахматова так и писала об альтмановском портрете:

Как в зеркало глядела я тревожно на серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство мое с моим изображеньем новым.

Это один из лучших портретов Альтмана, один из тех, в которых его пристрастие соединить несоединимое порождало неожиданный эффект. Портрет Ахматовой - это типично светский и вместе с тем - авангардистско-кубический. С грустью и нежностью вспоминает впоследствии Ахматова об Альтмане:

Теперь не знаю, где художник милый, но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой, как девушки, не знавшие любви.

Ахматова любила позировать. Осенью 1914 года она позировала художнице Кардовской. В своем дневнике художница писала так: "Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой." Однако, позднее дочь художницы скажет:"Как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет моей матери, я все же считаю, что Ахматова такая, какою ее знали друзья, поэты, поклонники тех лет передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана."


А. Ахматова (худ.Кардовская)

По-иному оценил портрет Кардовской поэт Н.Гумилев:

Вы пленены игрой цветов и линий, у вас в душе и радость, и тоска,

Когда весной торжественной и синей так четко в небе стынут облака.

И грустно вам, что мир неисчерпаем, что до конца нельзя его пройти,

Что из того, что было прежде раем, теперь идут все новые пути.

Стихи пронизаны предчувствием конца того воображаемого гармонического мира. Время оказалось неумолимым. Революция, войны сотрясали мир.В эти годы (с1915 по 1921) произошла ломка всех привычных для Ахматовой представлений о жизни и назначении поэта. Многие друзья уехали в эмиграцию, они упорно звали ее с собой. Но ничто не могло оторвать Ахматову от России.

"Мне голос был. Он звал утешно, он говорил:"Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный, оставь Россию навсегда. "

Но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух.

Черты характера и внешность Анны Ахматовой менялись, она чаще замыкалась в себе, образ становился трагическим, в нем чувствовалась какя-то скорбь, отрешенность от прошлого и решимость быть стойкой до конца. В 1922 году новый образ Ахматовой, много пережившей, но оставшейся верной своей привязанности к Родине, создал художник Петров-Водкин. Сдержанный, строгий и решительный образ поэтессы, созданный художником, - вершина его портретного искусства. Прежде всего, это образ человека творческого, интеллектуального, личность, которую создало время на рубеже двух исторических эпох. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Ее муза олицетворяет скорбь.


Портрет А. Ахматовой (худ.Петров-Водкин)

Дай мне горькие годы недуга, задыханье, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар

- Так молюсь за твоей литургией после стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей.

В 1928 году художником Тырса созданы три графических портрета Анны Ахматовой в черных тонах. Художник создал тонкий, поэтический образ поэтессы. Черная краска под кистью художника, то более грустная, то прозрачная, передает и грацию позы, и жемчужную воздушность света, и чеканность профиля. Скромными средствами Тырса создал необычайно одухотворенный, строгий и женственный образ Ахматовой, в котором художник проследил жизнь женской души, еще полной нерастраченной силы любви и нежности.


А.Ахматова (худ.Тырса)


А.Ахматова (худ.Тырса)

Поэт Мандельштам так выразил впечатление от Тырсовского образа Ахматовой:

Как черный ангел на снегу ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу, есть на тебе печаль господня.

С годами особая сила воздействия личности поэтессы не проходила. Новые страшные переживания не сломили ее духа. В 1939 году ее портрет написал художник Осмеркин. Здесь она классически величественна, спокойна, лицо задумчивое и строгое. И, несмотря на то, что в окне благоухают цветущие кусты, образ нельзя назвать лирическим. Ахматова собрана внутренне и как бы готова к новым ударам судьбы и к новым битвам. Эти черты ее характера проявили себя с особой силой в годы войны.


Портрет А.Ахматовой (худ.Осмеркин)

Осенью 1941 года фашистские войска блокировали Ленинград. Ленинградцы помнят, как звучал для них голос поэта:

Не страшно под пулями лечь, не горько остаться без крова,

- И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем!

Ее слова звучали как заповедь:

Мы детям клянемся, клянемся могилой,

Что нас покориться никто не заставит!

В 1943 году Ахматову, сосредоточенную и решительную, рисовал художник Тышлер. Он создал с нее множество рисунков. Это уже не "декадентская богиня", изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах. И не трагическая муза 1920-х годов, времени потерь и боли, упорства и непреклонности.


Портрет А. Ахматовой. 1946 году Сарьян.

В рисунках Тышлера, а также в портрете, написанном в 1946 году Сарьяном, она спокойна и горда. Она горда победой своего народа, она живет единым биением сердца с Россией.


Портрет А. Ахматовой. (Фаворский, 1956)

Но не успела Ахматова оплакать погибших в дни блокады и на войне, снова стали гибнуть ее близкие " в мирные дни сталинских репрессий". В тюрьме погибает ее муж, за решеткой оказывается ее единственный сын. Поэзия Ахматовой осуждается специальным постановлением партии и правительства. Было от чего сломиться! Вспоминая о тяжелых для Анны Андреевны 1950-х годах, актер Баталов, мать которого дружила с поэтессой, писал:

"Она переносила безденежье, холод, голод - не царственно, а как человек, знающий этому цену."

И в эти, самые тяжелые для поэта годы, ее рисовал художник Фаворский. В своем портрете 1956 года он сумел выразить ее духовную силу, спокойствие, гордость слишком многое пережившего человека. Карандашный портрет Фаворского явился последним значительным произведением в богатой иконографии Ахматовой. Блестящее содружество различных творческих индивидуальностей художников воплотило имя - Анна Ахматова, с полным правом вошедшее в бессмертие.

Так бы никогда и не ушел. Волшебная акварель польской художницы Малгожаты Щецинской / Malgorzata S.

Гостьей нежданной зима постучалась в наш дом. Художник Андерс Андерсен-Лундбю / Anders Andersen-Lund.

Усыпительно и нежно. Художник Виктор Мордасов / Victor Mordasov (Беларусь - США). Пейзажное .

Этот мир из серебра! Художник Самохвалов Александр Порфирьевич (Россия, 1960) .

Ни друзья не поймут, ни вороги. Художник Сергей Любимов (Россия, 1970) .

-Музыка

-Фотоальбом

-Поиск по дневнику

-Статистика

А. Модильяни. А. Ахматова, 1911

Н. Альтман. А. Ахматова, 1914. Фрагмент

Натан Альтман. Портрет А.Ахматовой. 1914 г.

Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.

О Кардовская. Портрет А. Ахматовой, 1914

Ю. Анненков. Портрет А. Ахматовой, 1921

1921 год. Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Друзья поэтессы, Борис Анреп и Ольга Глебова-Судейкина , эмигрировали — она осталась в Советской России, тяжело переживая наступившие перемены и расставание с близкими людьми.


Картинки по запросу анна ахматова фото


Н. Тырса. А. Ахматова, 1927-1928

В это время художник Николай Тырса создает три портрета Ахматовой, используя необычные материалы — смесь акварели с копотью от керосиновой лампы. Осип Мандельштам был впечатлен работами художника:

Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня.

В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)


1939 год. В этот период Анна Ахматова писала совсем мало, больше переводила, занималась исследованием творчества Пушкина . Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере.

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то. Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.


После разгромного доклада Анна Ахматова осталась совершенно одна: некоторые знакомые перестали с ней общаться, а тех, кто хотел поддерживать отношения, она избегала сама, чтобы не навредить им. Художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать для портрета в его московскую мастерскую. К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс. Художник не успел дописать руки поэтессы. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.


В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы — знак того, что работы ей понравились.

Читайте также: