Появление бизнес идеи доклад

Обновлено: 18.05.2024

1. На создание проекта меня подтолкнули проблемы с английским

Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-сервиса Puzzle English

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

В 2010 году из-за незнания английского языка я упустил несколько очень интересных вакансий. Например, прошел все этапы собеседования на позицию лидера команды разработчиков олимпийских сайтов и завалил беседу на английском с представителем оргкомитета Олимпиады в Сочи. В общем, из-за проблем с английским я не смог устроиться в две международные компании.

Чтобы идея стала бизнесом, мне надо было проверить, нужен ли этот тренажер другим людям или же это продукт только для гиков вроде меня. Будут ли за это платить? Получить ответы можно было только опытным путем. Тренажер был бесплатным, но я следил за статистикой — проходят ли пользователи задания до конца, возвращаются ли, что пишут в комментариях. Ежемесячно из своего кармана я тратил 100-150$ на контекстную рекламу, чтобы у меня была целевая аудитория для анализа.

Пока я вынашивал идею Puzzle English, проект в моей голове обрастал дополнительными сервисами и идеями. Самые первые сложности были типичны для стартапа — финансирование. И на стадии поиска первичных (посевных) денег и когда стали заканчиваться деньги раунда А, а компания так и не вышла на прибыльную экономику. Потребовались усилия, чтобы сохранить бизнес — мы больше года сидели без денег, заморозив все, что только можно.

В результате всех этих событий я стал спокойнее относиться к текущим проблемам. Я привык, что они всегда есть, как неизбежная составляющая работы. Сегодня, я уверен в том, что идея Puzzle English выдержала проверку временем. Сейчас наша компания прибыльна, мы развиваем новые направления — готовимся к выводу сервиса для изучения английского языка на другие рынки и создаем сервисы для изучения других языков, начиная с русского.

2. Идея для бизнеса пришла в кафе

Серьезно думать над вариантами бизнес-идей я начал в конце 2012 года, когда работал руководителем в GE Money Bank. Тогда много общался с друзьями и знакомыми на эту тему, и как-то в кафе с приятелем нам пришла в голову идея сделать сайт с когнитивными играми на внимание, память, мышление. Я ей вдохновился, поскольку она находила отклик во мне лично и закрывала основные триггеры — сделать полезный для общества продукт, вернуть Вселенной долг за сохраненную после несчастного случая жизнь и реализовать свои предпринимательские способности.

После трех часов обдумывания мы решили, что надо как минимум попробовать. Договорились составить бизнес-план, который я покажу трем инвесторам, и командой пойти в инкубатор OP:IT за знаниями в создании продукта, продвижении. Там мы оценили рынок, потенциальные возможности и риски и поняли, что ниша когнитивных тренировок в России свободна — рынок не то чтобы не был занят, его не было вообще. С точки зрения инвесторов — это огромный риск, но так как я об этом ничего не знал, то и бояться не мог. Что и дало в итоге возможность его сформировать и занять большую долю.

Путь от идеи до осязаемого продукта мы прошли за полгода. На выходе у нас был сайт с 20 тренажерами в программе тренировок. За это время я ни разу не засомневался, не захотел отступить, напротив — я был заряжен идеей, абсолютно уверен в ценности продукта и в том, что это рабочая бизнес-модель.

Этот период был очень тяжелым для организма: я работал по 19-20 часов в сутки 3 дня в неделю — с 9:00 до 18:30 в банке, потом работал над проектом до 4-5 часов утра. И в таком темпе я жил полгода — до запуска сервиса в декабре 2013 года.

Сложности заключались не только в бешеном темпе и графике — в нашей команде были разные ожидания от проекта, и синхронизироваться в этом у нас не получилось. Мы расстались с первым составом компании, я выкупил их доли, а к проекту присоединился Артем Овечкин. С ним мы стали не просто единомышленниками и партнерами в бизнесе, но и хорошими друзьями. Из этой ситуации я вынес важный урок – при выборе партнеров и сотрудников нужно рассматривать друг друга не только как ресурс, но обязательно как людей. Находить точки личного взаимодействия, общности целей, мотивов. Понимать синхронность\несинхронность.

3. Идея появилась при бронировании курсов немецкого в Германии

Практика показывает, что все самые лучшие бизнес-идеи рождаются, когда предприниматель хочет решить свою проблему. Я в 18 лет самостоятельно бронировала курсы немецкого в Германии, потому что у родителей не было возможности платить агентствам $300 за оформление. Школы не любят работать напрямую со студентами — процесс затянулся, но я стояла на своем, очень хотела поехать за границу учить язык.

Еще тогда я подумала, что вот отель можно забронировать на Booking за несколько минут, а со школой так не получается. Что делать? Так появилась идея, а бизнес-проектом она стала после знакомства в институте с Димой Пистоляко. Он предложил сделать компанию по обучению за рубежом, которая не будет брать агентский сборов и предложит цены на курсы ниже, чем в школах, за счет эксклюзивных контрактов и большого потока студентов.

Еще одна сложность — отсутствие клиентов на старте. В первый месяц у нас их было три. Для меня тогда, как и сейчас, главным мотиватором была обратная связь. Ребята говорили, что поездки с нами на учебу за рубеж меняют их жизнь. После поднятия денег появились финансы на маркетинг, а я как раз стала активно развивать канал на YouTube, который помог привлечь новых клиентов.

Сейчас мы в основном про технологии, автоматизируем все процессы и стараемся сделать сайт максимально удобным для клиента. Если вы сейчас запускаете бизнес-проект, то надо быстро начать продавать. Запустите пробную версию, предлагайте продукт и параллельно работайте над его улучшением.

4. Идея для проекта пришла во время преподавания

Александр Першин, основатель HTML Academy

Я учился в аспирантуре ИТМО. В 2010-2011 году вел у студентов курс про веб-технологии. Я показывал им сложное поведение веб-страниц, используя код одного из сайтов (я был его разработчиком). Некоторые студенты нашли ту страницу, скопировали оттуда код и сдавали как домашку.

Так родилась проблема: как показывать студентам поведение сложного интерфейса, но не показывать код? Решение нашлось: можно показывать не веб-страницу, а ее скриншоты, которые делаются автоматически. Затем можно автоматически сделать скриншоты из кода студентов и сравнить их с эталонными скриншотами.

Идея проекта появилась в конце 2011 года, когда выстрелила codecademy, интерактивные автоматические курсы по программированию. Я понял, что смогу сделать похожие курсы по верстке. От идеи до реализации прототипа прошло полгода. Основная проблема была в отсутствии инструментов, с помощью которых можно было бы собрать платформу для создания курсов. Но постепенно инструменты нашлись, и в начале 2012 года появился прототип. На него ушло около месяца.

Самым сложным на старте было разработать содержание курсов, так как нужно было не только подбирать контент, но и программировать проверки. Первые курсы я делал в одиночку и занимался этим весь 2012 год. В 2013 году проект открылся публично.

Первая попытка монетизации летом 2013 года провалилась. Я пытался зарабатывать, продавая за 100 рублей месячный доступ к курсам. Получалось заработать около 5 тысяч рублей в месяц. В то же время я проходил стартап-акселератор SUMIT от ИТМО и в нем попробовал запустить новый продукт: дорогостоящие профессиональные курсы с наставником, которые длятся месяц и стоят от 10 тысяч рублей. И этот продукт сработал, так как интерактивные курсы привлекали лояльных пользователей, а те покупали профессиональные курсы.

Если вы запускаете проект, то на старте пройдите курсы для стартапов. Там научат любить деньги, продавать и фокусироваться на главном.

5. Когда кризис уничтожил первый проект, мне пришлось делать другой

Евгений Тырнов, сооснователь компании DECART IT-production

На старте у нас были сомнения, поскольку конкуренция на этом рынке просто колоссальная. У нас совершенно не было портфолио. Как продавать там, где единственный показатель – это портфолио, а его нет? Стартовать нам помог случай. Произошла абсолютно кинематографичная, но реальная ситуация – один из моих старых знакомых-предпринимателей обратился ко мне за советом, где заказать сайт?

Основная сложность была в том, чтобы найти нишу на рынке. Мы были очень амбициозны, активны и агрессивны. Вырывали клиентов у наших конкурентов буквально зубами.

6. На старте нам помогало большое количество людей

Дмитрий Рыбальченко, сооснователь стартапа Learn2Play

Только на самом старте мы сомневались в необходимости нашего проекта для аудитории, но очень быстро проверили этот страх и окончательно поверили в свой продукт.

Для каждой сферы есть маркеры потенциала проекта. Для нас они таковы:

Важным бустером было потрясающее количество людей, которые хотели с нами работать, сотрудничать, инвестировать в нас и всячески поддерживать. Нам очень повезло, что сфера киберспорта очень открыта, есть много данных для анализа, люди готовы делиться знаниями, поэтому было легко входить.

Если вы сейчас стартуете, то

7. Я пытался выбрать профессию для себя и в итоге решил помогать школьникам

Дмитрий Некрасов, основатель бизнес-школы Young

В 25 лет я захотел изменить свою жизнь: уже около 9 лет я занимался некоммерческими проектами, и достаточно преуспел в этом направлении — один из моих проектов работал в нескольких регионах. Но я хотел большего.

Получить хорошую бизнес-идею непросто. Для этого можно использовать разные источники. Семь областей анализа изменений могут таить в себе предпринимательские возможности. Творческие методы выработки новых нестандартных идей помогут вам найти свежие подходы к решению проблем. Наконец, рассмотрение бизнес-идеи с позиций инвестора позволит вам добиться успеха в ее реализации. Для этого можно использовать разные источники. К числу наиболее полезных источников бизнес-идей можно отнести следующие:

  • продукция, выпускаемая конкурентами;
  • мнения работников торговли, сбытовых агентов;
  • различные публикации;
  • отзывы потребителей;
  • рекомендации и пожелания друзей, родственников;
  • публикации правительства, местной администрации города, района;
  • идеи, зародившиеся в социальных службах или некоммерческих организациях;
  • архивы патентного бюро;
  • исследовательские лаборатории и университеты;
  • собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки предприятия (НИОКР) и др.

Питер Друкер указывает на необходимость исследовать семь областей анализа изменений, которые с наибольшей вероятностью могут таить в себе предпринимательские возможности. По сути они являются симптомами и служат индикаторами происходящих изменений.

К ним относятся:

  1. первоначальные затраты;
  2. уровень конкуренции;
  3. спрос;
  4. легкость копирования;
  5. имидж;
  6. законность;
  7. потенциальная прибыль.

Содержание бизнес-идеи и способы ее представления

Чтобы добиться успеха в реализации бизнес-идеи, необходимо рассматривать ее с позиции инвестора. Описание бизнес-идеи — это отнюдь не рекламный листок продукта и не его техническое описание, а скорее документ для принятия решений, который должен отвечать на три вопроса.

1. Какую проблему решает бизнес-идея, какова выгода потребителя (что)? Успех в условиях рынка зависит от удовлетворенных потребителей, а не от удивительных продуктов (услуг). Потребители покупают продукт, потому что они хотят удовлетворить свои потребность или решить свои проблемы. Таким образом, первая характеристика успешной бизнес-идеи — это то, что она ясно заявляет, какую потребность она удовлетворяет и в какой форме (продукт или услуга).

Бизнес-идея должна предлагать решение проблемы, которая имеет значение для потенциальных потребителей. Ошибка многих предпринимателей состоит в том, что когда они обращаются к решению проблемы, они размышляют о технических деталях продукта. Инвесторы мыслят иначе. Они рассматривают бизнес-идею в контексте рынка и потребителя. Для них ключевой фактор — это польза и выгода клиента, а все остальное имеет вторичное значение. Другими словами, продукт или услуга — это средство для обеспечения выгоды потребителя.

Выгода потребителя от использования продукта (услуги) определяется тем, что в нем является новым или улучшенным по сравнению с альтернативными решениями в изделиях конкурентов. Она может быть выражена, например, терминами: более удобный, менее дорогой, более гибкий, более безопасный, более простой, более надежный, служит дольше, более эффективный в эксплуатации. Все это служит основным средством для дифференцирования, для обеспечения рыночного успеха бизнес-идеи.

2. Каков рынок для предлагаемого продукта или услуги (кому)? Бизнес-идея имеет реальное экономическое значение только тогда, когда люди хотят купить продукт (услугу). Поэтому вторая характеристика успешной бизнес-идеи — это то, что она демонстрирует существование привлекательного рынка для продукта (услуги) и идентифицирует целевую группу(ы) потребителей.

На данном этапе вовсе не требуется проводить детальный анализ рынка. Однако предположения, сделанного относительно размера рынка (сегмента), будет вполне достаточно для бизнес-идеи. Для бизнес-идеи вполне достаточно первичного представления о том, кто будет являться вашим целевым клиентом. Однако необходимо показать, почему ваша бизнес-идея предлагает особые специфические выгоды именно этим клиентам и почему эта группа особенно интересна вам в экономическом отношении.

3. Каков механизм получения дохода (как)? Классическая схема определения прибыли в бизнесе упрощенно выглядит следующим образом: предприятие покупает сырье, материалы или услуги у поставщиков, оплачивает их. Размер оплаты отражает его затраты. Когда предприятие продает произведенные им продукты или услуги своим потребителям, то оно получает доход (выручку от реализации). Пока можно ограничиться грубой оценкой затрат и доходов.

Большинство продуктов (услуг) приносят доход непосредственно от их продажи потребителям. Однако в некоторых случаях механизм получения дохода может быть более сложным. Например, продукт (газета) может быть бесплатно отдан потребителю (читателю), а оплачивают продукт другие организации (например, фирмы за размещение своей рекламы в газете). Поэтому третья характеристика успешной бизнес-идеи должна показать механизм получения дохода: каким образом будет обеспечиваться получение дохода и в каком размере.

Конечно, не все новые предприятия используют классические схемы для получения дохода. К примеру, лизинг и аренда представляют собой другие часто используемые механизмы получения дохода. Однако, как правило, перспективная бизнес-идея обладает следующими характеристиками:

  1. удовлетворяет потребности клиента (решает его проблему);
  2. является инновационной;
  3. является уникальной;
  4. является четко сфокусированной;
  5. предполагает рентабельность в долгосрочной перспективе.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

Haталья Стpeкалова, доктор экономических наук, профeccор кафедры стpaтегического и международного менеджмента Высшей школы мeнeджмента НИУ ВШЭ (г. Сaнкт-Пeтeрбург)

Появляется государство: ограниченная территория с определенными законами, на которой введен определенный язык как инструмент управления. Известно, что еще в шестнадцатом и семнадцатом веках, например, никакого английского языка не существовало, а была языковая смесь испанского, немецкого, английского, итальянского и других языков. Подтверждением этому является то, что значительная часть книг национальной королевской библиотеки Великобритании написаны как раз на этом языке. То есть в Европе появился смешанный язык, и существовал он приблизительно в период с четырнадцатого века по семнадцатый. Когда точно появился этот язык в Европе, сказать пока сложно, но в четырнадцатом веке он уже существовал. Этому свидетельствуют найденные европейские книги по борьбе и фехтованию с датировкой четырнадцатым веком написанные на смешанном языке. Корни этого странного языка – немецкие, но это уже не немецкий язык, а целая группа, которая и была позже разделена на отдельные части и названа романо-германскими языками.

Люди перестали понимать, как им жить дальше, ведь два предыдущих века их приучили к военным походам и грабежам. А теперь им приходится учиться как-то обходиться без воин. У человека появляется необходимость идти на службу к кому-то или наниматься на работу. Вводятся в обиход деньги, не золотой и серебряный номинал, а деньги в том виде, в каком они существуют сейчас, то есть казначейские билеты. Появился закон, исполнительная власть для его соблюдения и, как следствие, тюрьма. Тюремной системы никогда раньше не существовало у наших предков. На Руси, если человек серьезно провинился, его могли изгнать из Рода. Чаще всего такой человек вынужден был идти в монастырь (многие святые были в прошлом подобными изгнанниками). А полиция и тюремная система были созданы сравнительно недавно, как атрибуты государственной власти.




Сначала технологии были предназначены в основном для военных как преимущества в оружии. Стимуляторами являлись Европа во главе с Англией и Америка, поставляя оружие то одним странам, то другим. Постепенно власть от военного сословия перешла к гражданским, то есть общественным деятелям. В некоторых странах еще какое-то время сохранялась монархия, но со временем она исчезает. Королей казнят, и всех тех, кто относится к царствующей фамилии. Общественные деятели, пришедшие к власти, уничтожают все королевские династии. А дальше развивается бизнес и финансовая система. Возникает несколько классов людей, появляется своего рода матрица, состоящая из государственных руководителей, государственных служащих, бизнесменов и наемных работников. То есть, все общество в Европе делится на четыре сословия. На Руси царская власть и дворяне переходят в управляющую государственную структуру, а купцы и остальные к бизнесменам и наемным работникам.

Возникновение бизнеса в период советской власти было невозможно, так как всех, кто хотел им заниматься, останавливали статьей о хищение в особо крупных размерах и сажали в тюрьмы. Но позже с приходом новой власти, ситуация изменилась, и бизнес появился и у нас. К власти пришли общественные деятели… пришел капитализм, то есть власть общественных деятелей.

Появляется государство: ограниченная территория с определенными законами, на которой введен определенный язык как инструмент управления. Известно, что еще в шестнадцатом и семнадцатом веках, например, никакого английского языка не существовало, а была языковая смесь испанского, немецкого, английского, итальянского и других языков. Подтверждением этому является то, что значительная часть книг национальной королевской библиотеки Великобритании написаны как раз на этом языке. То есть в Европе появился смешанный язык, и существовал он приблизительно в период с четырнадцатого века по семнадцатый. Когда точно появился этот язык в Европе, сказать пока сложно, но в четырнадцатом веке он уже существовал. Этому свидетельствуют найденные европейские книги по борьбе и фехтованию с датировкой четырнадцатым веком написанные на смешанном языке. Корни этого странного языка – немецкие, но это уже не немецкий язык, а целая группа, которая и была позже разделена на отдельные части и названа романо-германскими языками.

Люди перестали понимать, как им жить дальше, ведь два предыдущих века их приучили к военным походам и грабежам. А теперь им приходится учиться как-то обходиться без воин. У человека появляется необходимость идти на службу к кому-то или наниматься на работу. Вводятся в обиход деньги, не золотой и серебряный номинал, а деньги в том виде, в каком они существуют сейчас, то есть казначейские билеты. Появился закон, исполнительная власть для его соблюдения и, как следствие, тюрьма. Тюремной системы никогда раньше не существовало у наших предков. На Руси, если человек серьезно провинился, его могли изгнать из Рода. Чаще всего такой человек вынужден был идти в монастырь (многие святые были в прошлом подобными изгнанниками). А полиция и тюремная система были созданы сравнительно недавно, как атрибуты государственной власти.

Сначала технологии были предназначены в основном для военных как преимущества в оружии. Стимуляторами являлись Европа во главе с Англией и Америка, поставляя оружие то одним странам, то другим. Постепенно власть от военного сословия перешла к гражданским, то есть общественным деятелям. В некоторых странах еще какое-то время сохранялась монархия, но со временем она исчезает. Королей казнят, и всех тех, кто относится к царствующей фамилии. Общественные деятели, пришедшие к власти, уничтожают все королевские династии. А дальше развивается бизнес и финансовая система. Возникает несколько классов людей, появляется своего рода матрица, состоящая из государственных руководителей, государственных служащих, бизнесменов и наемных работников. То есть, все общество в Европе делится на четыре сословия. На Руси царская власть и дворяне переходят в управляющую государственную структуру, а купцы и остальные к бизнесменам и наемным работникам.

Возникновение бизнеса в период советской власти было невозможно, так как всех, кто хотел им заниматься, останавливали статьей о хищение в особо крупных размерах и сажали в тюрьмы. Но позже с приходом новой власти, ситуация изменилась, и бизнес появился и у нас. К власти пришли общественные деятели… пришел капитализм, то есть власть общественных деятелей.

Читайте также: